Исцеление прокаженного

Евангельская история в проповедях

О десяти прокаженных, исцелении и благодарении

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лук.17.12-19)

Синодальный перевод

Мы видим в Евангелии, что Господь постоянно помогает человеку, Он исцеляет человека, а как реагирует на это человек, среди прочего показывает исцеление десяти прокаженных. Господь часто учил притчами, а история с десятью прокаженными настолько образна и символична, что сама воспринимается нами как притча о благодарности и неблагодарности.

Этот евангельский эпизод Церковь обычно возвещает на благодарственном молебне. Без всякого сомнения, благодарность Богу и благодарность людям – одно из лучших человеческих качеств и наоборот, неумение благодарить часто является показателем эгоизма и незрелости души.

Еще до того как исцелить десять больных проказою, Господь уже исцелил человека страдающего этой болезнью. Тогда прокаженный преступил к Нему и просил: «Господи! если хочешь, можешь меня отчистить» (Лук. 5.11). Конечно же, Господь хочет исцеления человека, Он прикоснулся к страдающему этой страшной инфекционной болезнью и проказа оставила его. А теперь издалека, потому что больные проказой были изгнаны из общества, им было запрещено приближаться к людям и входить в селения, десять несчастных взывают: «Иисусе, Наставник, помилуй нас!» Весть об этом Человеке, Который творит невозможное, дошла и до отверженных.

«Идите – отвечает Господь – покажитесь священнику». Именно на священнике лежала тогда задача свидетельства о выздоровлении. Но еще на пути эти люди поняли что исцелились. Иноплеменик – самаритянин был единственным из десяти, кто вернулся воздать хвалу Богу и он, единственный из десяти, услышал от Спасителя: «Вера твоя спасла тебя». Можно понимать эту историю как символ – девять остались с ветхозаветным священником, остались вне новой благодати, но один, самаритянин, пришел ко Христу. И это созвучно словам Христа, обращенным к соплеменникам: «Многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом во Царстве Божьем, сыны же Царства будут выгнаны вон».

Конечно, у исцеленных наверняка были родные, родители, жены, дети, им не терпелось вновь их увидеть, им хотелось побыстрее вернуться к нормальной жизни. Но ведь эту возможность им даровал Этот Человек, Которого они назвали Наставником! Как можно было не благодарить Его?!?

Все что мы имеем, дар жизни, дар веры, друзья и материальные блага, верующий Богу человек воспринимает как дары Божии. И тогда, разве мы можем Его не благодарить? Преподобный Амвросий Оптинский сказал однажды: «Только благодари Бога и Он не оставит тебя». Не потому, конечно, что Бог нуждается в нашей признательности, а потому что мы, когда умеем Бога благодарить, помним о Нем и тем самым, это не Он, а мы не оставляем Его. А Он печется о нас. Апостол Павел написал, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим.8,2), то есть все, что с нами происходит, и не только то, что для нас радостно и приятно, но и то, что для нас даже тяжело и скорбно, – все может служить к нашему благу, может быть для нас добром. Но только в том случае, любим, а вернее сказать, учимся любить Бога. Потому что тогда мы знаем, что Господь Бог приводит нас именно к тем жизненным обстоятельствам, которые наиболее благоприятны для нас – благоприятны для нашего спасения. И если мы знаем об этом, тогда за каждой жизненной ситуацией и за каждым встреченным нами человеком мы будем видеть божественный о нас Промысл – заботу Бога о нас. И тогда мы будем благодарить Его: «Слава Богу за все!»

И быть может особая полнота благодарения, это наше участие в Божественной Литургии, одно из названий которой – Евхаристия, то есть по-гречески «Благодарение». Эта служба являет нам все что сделал для нас Христос Бог, сделал для каждого и для всего человечества: Он пришел в мир, Он взошел на Крест, Он умер и Воскрес, для того что бы никто не погиб, но все могли войти в Его вечное Царство. Аминь.

Четыре способа исцеления

У Бога есть особое задание для Вас на сегодняшний день, Бог хочет, чтобы Вы поверили в чудо лично для себя, что Он исцелит Вас! Но важно в этой ситуации быть конкретными, верить, что Господь совершит конкретное чудо в какой-то области, или в конкретной части тела, по поводу какого-то определённого заболевания.
Иисус назвал исцеление хлебом для детей (см. Марка 15:25-28), мы вкушаем Божью исцеляющую силу. Нам следует осознать, что у Иисуса есть чудо для каждого из Его детей. Есть чудо, подписанное моим именем!
У Бога есть много способов исцеления, мы разберём сегодня четыре из них.

БОЖЬЕ ПРИСУТСТВИЕ

Первый способ – исцеление в Божьем присутствии, когда Само Его присутствие исцеляет. Божье присутствие несёт чудеса.
Мне было 23 года, врачи сказали, что у меня увеличенное сердце и я никогда не смогу жить активной жизнью. Однажды, когда мы с мужем были на служении в церкви, я почувствовала, как Божье присутствие окутало моё сердце, и я поняла в тот момент, что Бог дал мне новое сердце. Врач подтвердил, что моё сердце в прекрасном состоянии. И сейчас я веду активную жизнь.
Важно знать, что исцеление не всегда происходит мгновенно, иногда это процесс. Хромой у купальни Вифезда прошёл через процесс: Иисус велел ему встать, затем взять постель и пойти. И тому пришлось встать, нагнуться, чтобы собрать свою постель, положить её на себя и потом он пошёл. Каждый день с самого утра начинаете чувствовать чуть лучше и благодарите Бога за это. И так каждый день всё лучше и лучше.

ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК

Второй способ исцеления больных – через возложение рук. Этот способ описывается в Евангелии от Марка 16:17-18:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения… возложат руки на больных, и они будут здоровы
Это касается всех верующих: все верующие должны возлагать руки на больных, и они будут исцеляться.

Однажды близкая подруга пригласила меня к себе на обед. Оказалось, что у нее артрит, и она попросила меня возложить на неё руки и помолиться за исцеление. Эта просьба была полной неожиданностью для меня, так как эта подруга, муж которой является пастором баптистской церкви, не верила в исцеление. Она прямо так и сказала: «Я не верю в исцеление, но ты же веришь, поэтому возложи на меня руки и помолись, и я исцелюсь!» И она получила исцеление в тот день! Когда подруга пошла к врачу рассказать о своём исцелении, тот не поверил и заявил, что нельзя вот так просто исцелиться от артрита. Но после анализа крови он признал, что произошло чудо, потому что даже состав крови у неё изменился!

В Ветхом Завете Бог обещает Своему народу, что будет для них целителем (по-еврейски Иегова-Рафа, Исход 15:26). Но Иисус не просто наш Целитель – Он наше ЗДОРОВЬЕ! Не думай, что тебе будет всё хуже и хуже оттого, что ты становишься старше – это не по Библии!

Писание говорит, что праведники «и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем»
(Псалмы 91:15-16).

Возложение рук как способ исцеления относится к тому виду, который можно назвать передача, когда исцеляющая Божья сила – Божье помазание – передаётся от кого-то к кому-то тем или иным путём. В Книге Деяний 19:11-12 описан случай передачи исцеляющей силы через предметы:

Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них

Передача может происходить через предметы, за которые молились с верой. Было время, когда я клала своей отошедшей от Бога дочери под подушку платочек, за который я молилась. И сейчас с моей дочерью всё в порядке, и она горит для Бога.
Мой отец был в больнице для душевнобольных, и доктора не давали никакой надежды на его выздоровление. Однажды моя мама попала на подобное служение исцеления. Она сохранила платочек, с которым молилась и вытирала слёзы на том служении, и прикрепила его к пижаме своего мужа. А через год он вышел из лечебницы совершенно здоровым!
Помазание, передаваемое таким способом – через предметы – также разрушает бремя, разбивает цепи рабства и отпускает измученных на свободу! Мы помним, что исцеление – это хлеб для детей, поэтому, когда мы молимся за какие-то вещи и затем возлагаем их на больных людей для их исцеления, то мы делимся этим «хлебом» с другими!

ИМЯ ИИСУСА

Следующий способ – имя Иисуса исцеляет. Многие мусульмане получают исцеления на подобных служениях, которые я провожу в различных мусульманских странах. Почему такое происходит? Дело в том, что в Коране написано, что Иисус исцеляет. Именем Иисуса больные исцеляются во многих нациях с различным вероисповеданием, имя Иисуса исцеляет даже атеистов!

СЛОВО БОЖЬЕ

Ещё один способ исцеления – через Слово. Мы можем провозглашать Слово об исцелении в жизнь людей, в нашу собственную жизнь. Можем возложить на себя руки и провозгласить, что мы посылаем Слово об исцелении в наше тело.
В Евангелии от Матфея 18:19 описывается сила согласия как способ, который Бог использует для исцеления:

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного…
Мэрилин Хикки

Глава 3. Исцеления / «Прокаженные очищаются» / Исцеление прокаженного в Капернауме

Обратимся к исцелению прокаженного — чуду, которое стоит на первом месте в списке совершённых Иисусом исцелений у Матфея (перед исцелением слуги сотника и тещи Петра) и на втором у Марка (после исцеления тещи Петра). У Луки это чудо также упоминается одним из первых (оно помещено после исцеления тещи Петра и чудесного лова рыбы).

У Матфея данный эпизод следует сразу же за Нагорной проповедью, открывая собой целую серию рассказов о чудесах и исцелениях:

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им (Мф. 8:1–4).

У Марка рассказ приводится в значительно более развернутом виде, с бóльшими подробностями:

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду (Мк. 1:40–45).

Версия Луки близка к версии Марка, но различается концовкой. Если у Марка исцеленный нарушает повеление Иисуса никому не рассказывать об исцелении, то у Луки рост известности Иисуса представлен как объективное следствие совершаемых Им чудес: Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился (Лк. 5:12–16).

Сопоставление версий данного рассказа, на наш взгляд, служит одним из аргументов против широко распространенной гипотезы, согласно которой Евангелие от Марка послужило источником для Матфея и Луки, отредактировавших его для лучшего усвоения материала их церковными общинами. В данном случае рассказ Матфея более краток и лаконичен и вряд ли может восприниматься как основанный на рассказе Марка. Если у Матфея прокаженный лишь кланяется Иисусу, то у Марка он умоляет Его и падает перед Ним на колени. Матфей оставляет за кадром эмоциональную составляющую; Марк отмечает, что Иисус умилосердился над прокаженным. После того как проказа сходит с исцеленного, Иисус, согласно Марку, строго смотрит на него и запрещает ему рассказывать о совершившемся чуде. Матфей опускает эту подробность, как и дальнейшее повествование o поступке бывшего прокаженного и его последствиях.

Если рассматривать одну из трех версий рассказа как первоисточник для двух других, то версия Матфея, на наш взгляд, имеет все основания претендовать на эту позицию не только в силу своей краткости, но и по причине упоминания о даре, какой повелел приносить за очищение Моисей в законе. Тема соотношения между учением Иисуса и законом Моисеевым занимает центральное место в Нагорной проповеди (Мф. 5:17–48). История исцеления прокаженного следует у Матфея сразу же за Нагорной проповедью. Именно в этой проповеди и только в ней Иисус говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5:17). Это изречение не имеет параллелей у других евангелистов. Интерес к теме закона Моисеева у Матфея был гораздо более значительным, чем у Марка и Луки. Вполне вероятно, что он первым зафиксировал слова Иисуса, сказанные исцеленному, а двое других синоптиков заимствовали историю у него, добавив к ней недостающие подробности.

Впрочем, все предположения о возможной литературной зависимости одного евангелиста от другого носят спекулятивный характер. Весьма вероятно, что такой зависимости не было вообще и каждый евангелист опирался на свою версию рассказа, существовавшую в устной традиции. В данном случае речь может идти о двух версиях: одной (более краткой), отраженной у Матфея, и другой (более развернутой), отраженной у Марка и Луки.

Лука усиливает эмоциональную составляющую рассказа, говоря о том, что прокаженный пал ниц, умоляя Его (Лк. 17:16). Буквально у Луки сказано: πεσὼν ἐπὶ πρόσωπον — «упав на лицо». Это типичное семитское выражение, встречающееся, в частности, в сирийской патристике: Исаак Сирин нередко употребляет его, говоря о молитве. Примером может послужить следующий отрывок:

…Много раз падай на лицо твое возле седалища твоего. Если книга в руках твоих или какое-либо рукоделье, отложи их и пади на лицо твое и усердно помолись. Пусть будет это правилом твоим в течение всей жизни твоей, на всяком месте и во всякой местности, на которых окажешься ты — будь то в пустыне или где-то в населенном пункте, когда ты наедине с собой1Исаак Сирин. 2-е собрание. 1, 34. Рус. пер.: С. 44 (сирийский текст 1-й беседы 2-го собрания не издан). Об этом выражении и о выражении «лежать на лице» см.: Иларион (Алфеев), митр. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 6-е. М., 2013. С. 255–256. О коленопреклонении в молитве см.: Габриэль (Бунге), архим. Скудельные сосуды. С. 143–148..

Речь идет о позе, в которой оказывается молящийся человек, когда падает на колени и склоняется лицом к земле. Иногда ее называют позой пророка Илии (3 Цар. 18:42), довольно часто ее изображение можно увидеть на иконах. Эта же поза имеется в виду в рассказе об Аврааме, который, увидев трех мужей, побежал им навстречу и поклонился до земли (Быт. 18:2). В древнем мире был распространен обычай падать ниц в знак почтения перед лицами, облеченными властью, вообще перед людьми более высокого ранга, а также в том случае, если человек обращался к кому-либо с очень горячей просьбой. В рассматриваемом эпизоде именно в такой позе оказывается перед Иисусом прокаженный.

Чтобы оценить всю значимость истории про исцеление прокаженного для современников Иисуса, мы должны остановиться на том, что понималось под термином «проказа» (λέπρα) в Его времена и каков был социальный статус прокаженных. В Септуагинте термин λέπρα используется для передачи еврейского צרעת ṣāra‘aṯ, переводимого как «проказа». Ее симптомы подробно описаны в книге Левит: они включают в себя опухоли, лишаи, пятна или язвы на коже, нарывы, подкожные образования, углубление в коже, паршивость, гнойные выделения (Лев. 13:2–53). Ни одна болезнь в Библии не удостаивается столь подробного и детального описания. Проказа считалась нечистотой, и прокаженные должны были жить отдельно от прочих людей, чтобы зараза не передалась другим: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13:45–46). Обязанность объявлять того или иного человека нечистым лежала на священниках. Они же объявляли о восстановлении чистоты, если человек исцелился от болезни прокажения (Лев. 14:3). На этот случай предписывались специальные ритуалы, включавшие омовение тела исцелившегося, бритье волос по всему телу, стирку одежд, а также принесение жертвы за грех (Лев. 14:3–32).

Судя по описываемым симптомам, речь идет о комплексе кожных болезней различной тяжести — от атопического дерматита и псориаза до тяжелой формы собственно проказы (лепры). Возбудитель лепры (mycobacterium leprae) был открыт лишь в 1873 году; до того причины болезни оставались неизвестными. На начальных стадиях развития болезни, обычно поражающей человека в молодости, бактерия распространяется по коже, однако при переходе болезни в более тяжелые формы может поражать дыхательные пути, глаза, нервную систему, крайние части конечностей (кисти, стопы). Вследствие проказы лицо человека может измениться до неузнаваемости.

Симптомы проказы подробно описаны в книге Иова: И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (Иов 2:7–8). О том, как болезнь сказывается на его состоянии, Иов говорит: Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?», а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета. Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится (Иов 7:4–5). Не менее тяжкими, чем мучения физические, являются мучения морального характера, переживаемые прокаженным оттого, что им гнушаются родственники, друзья, слуги:

Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда… Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня… Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих (Иов 19:7, 13–14, 16–20).

Прокаженными гнушались не только из боязни заразиться. Проказа считалась тяжким наказанием за грехи, воспринималась как проклятье, посланное от Бога. Именно так восприняли болезнь Иова его друзья, которые пришли к нему утешить его. Увидев его изменившимся и побелевшим от проказы, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:12–13). Однако потом они начинают говорить с Иовом и излагают свое представление о Божией справедливости. Оно сводится к тому, что если человека постигли такие несчастья, значит он виновен перед Богом; более того, Бог наказывает человека вдвое меньше, чем он того заслуживает (Иов 11:5–6). Сам Иов не считает себя виновным в грехах, на которые намекают его друзья. Болезнь свою он воспринимает как незаслуженное наказание от Бога, взывая к Нему: Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое, посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его? Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? (Иов 7:17–19).

Прокаженные в древнем Израиле были изгоями. Они жили небольшими общинами вне городов, им было запрещено приближаться к здоровым людям, от них отказывались родственники, их боялись знакомые и друзья. Болезнь, судя по всему, имела достаточно широкое распространение и в своих тяжелых формах практически не поддавалась лечению.

Прокаженный, о котором повествуют евангелисты-синоптики, подходит к Иисусу со странной просьбой: Если хочешь, можешь меня очистить. Что означают в данном контексте слова «если хочешь»? Не означают ли они, что прокаженный сомневается в желании или способности Иисуса совершить исцеление? На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст. В словах прокаженного он видит подтверждение искренней и горячей веры в Иисуса: прокаженный не настаивает на исполнении своей просьбы, «но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление»2Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 25, 1 (PG 57, 328). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 285..

В чем заключается суть просьбы? Некоторые комментаторы XIX века утверждали, что прокаженный, видя в Иисусе некое подобие священника или левита, просил о том, чтобы Он объявил его очистившимся от проказы, то есть дал ему тот «сертификат об очищении», который предписан книгой Левит3Paulus H. E. B. Exegetisches Handbuch über die drei ersten Evangelien. T. I, 2. S. 703.. Подобное мнение высказывают и в наше дни некоторые исследователи, отождествляя проказу с псориазом, а исцеление сводя к ритуальному объявлению об окончании периода нечистоты: «Иисус имел серьезную репутацию в качестве целителя. Люди, которых называли прокаженными, приходили к Нему и спрашивали Его мнение о том, сохраняется ли у них проказа или нет. Иисус иногда говорил, что они чисты от проказы; они радовались, слыша Его мнение, и затем шли в Иерусалим, чтобы формально подтвердить это мнение»4Davies S. L. Jesus the Healer. P. 68–69..

Между тем тот факт, что Иисус приказывает исцелившемуся пойти к священникам и получить от них подтверждение своей чистоты, свидетельствует прямо об обратном: если бы Сам Иисус давал такой «сертификат», в этом не было бы никакой нужды. Исцеление от проказы было лишь первым шагом на пути возвращения бывшего прокаженного в человеческое общество. До тех пор пока священники не объявили его очистившимся, ни родственники, ни знакомые не приняли бы его обратно.

Слова Иисуса хочу, очистись указывают на Его немедленную готовность ответить на просьбу прокаженного. Само исцеление происходит одномоментно, «тотчас», благодаря прикосновению Иисуса к телу больного. Это прикосновение имеет особый смысл. Прокаженных нельзя было касаться как из опасения заразиться, так и в соответствии с предписаниями ритуального характера. Иисус пренебрегает этими предписаниями.

Если мы вслед за Иоанном Златоустом сравним этот эпизод с исцелением Неемана, военачальника царя Сирийского, о котором Иисус упоминал в одной из Своих речей (Лк. 4:27), мы увидим, что пророк Елисей не захотел коснуться тела больного, но лишь послал к нему слугу, чем вызвал у Неемана немалую обиду. Реакция Неемана на нежелание пророка прикоснуться к нему описана в Библии в таких выражениях: И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе (4 Цар. 5:10–12). Златоуст подчеркивает, что Иисус, в отличие от Елисея, «в доказательство, что Он исцеляет не как раб, а как Господь, — прикасается. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистой; между тем тело прокаженное от святой руки стало чисто»5Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 25, 2 (PG 57, 329). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 286..

Своим поведением Иисус ниспровергает устоявшееся со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и он воспринимался как осквернившийся в том случае, если прикоснется к тому, что считается нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Иисус, напротив, настаивал: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк. 7:14). Эти слова, произнесенные в присутствии народа, Он затем разъяснил ученикам:

Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека(Мк. 7:20–23).

Как мы отметили, рассказ об исцелении прокаженного в версии Марка отличается от версии Матфея большей детализацией. Заслуживают внимания следующие слова: И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им (Мк. 1:43–44). Здесь многое вызывает вопросы. По какой причине Иисус строго посмотрел на исцеленного? Был ли Он недоволен тем, в какой форме тот представил просьбу об исцелении (если хочешь, можешь…), или предвидел, что он ослушается Его приказания не разглашать о чуде? Чем было вызвано это приказание — желанием Иисуса скрыть от окружающих факт произошедшего исцеления или какими-либо соображениями, относящимися к дальнейшей судьбе исцеленного? Наконец, что означают слова во свидетельство им? Кто эти «они» и какого рода свидетельство для «них» требуется?

На первый вопрос мы не можем дать сколько-нибудь удовлетворительный ответ. Мы не знаем причину, по которой Иисус строго посмотрел на исцеленного. Возможно, Он почувствовал в нем человека, не вполне надежного, не способного исполнить Его повеление. Можно сравнить этот случай с другим, описанным у Иоанна: там Иисус исцеляет расслабленного, пролежавшего у купели тридцать восемь лет; после того как это произошло, Иисус скрывается в толпе. Иудеи начинают возмущаться тем, что Иисус нарушил субботу, и говорят исцеленному, что ему не следовало брать постель, тем самым также нарушая субботний покой. Тот ссылается на повеление Иисуса. Тогда Иисус находит его в храме и говорит: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. А бывший расслабленный идет и докладывает иудеям, что исцеливший его есть Иисус. В результате стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин. 5:1–16).

Несмотря на то что исцеления носили массовый характер, Иисус — по крайней мере, на начальном этапе — не был заинтересован в том, чтобы они предавались широкой огласке. В Евангелиях встречаются неоднократные упоминания о том, как Он запрещал исцеленным рассказывать о произошедшем с ними чуде6В этих упоминаниях некоторые ученые видят признаки желания Иисуса скрыть, что Он Мессия. Концепция мессианской тайны (Messiasgeheimnis), получившая широкое распространение в научной литературе, восходит к немецкому исследователю Нового Завета В. Вреде, который (главным образом на основании Евангелия от Марка) утверждал, что Иисус не раскрывал Свое мессианское достоинство вплоть до самого последнего периода Своего служения. См.: Wrede W. The Messianic Secret. P. 24–81. См. также: Theissen G. The Gospels in Context. P. 281– 289.. Тому было, как кажется, две причины. Во-первых, Он не хотел, чтобы развязка Его конфликта с фарисеями наступила раньше времени. На начальном этапе Своего служения Он говорил: Еще не пришел час Мой (Ин. 2:4). Характерно Его высказывание: Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк. 13:32). Он понимал, что Его срок на этой земле отмерен, и хотел успеть сделать и сказать то, ради чего пришел. Во-вторых, чрезмерная популярность, постоянная толпа людей вокруг и быстро растущая слава чудотворца — все это приводило к тому, что Он не мог войти в город, но вынужден был скрываться в местах пустынных (Мк. 1:45). Он не искал славы от людей (Ин. 5:41), избегал ее и не хотел, чтобы распространившаяся о Нем молва препятствовала Его проповеди.

Причина, по которой Иисус тотчас отослал исцеленного, тоже не вполне ясна. Спешность могла быть мотивирована нежеланием, чтобы собралась толпа людей и начались пересуды, подобные тем, которые возникли после того, как Он вернул зрение слепорожденному (Ин. 9:8–34). Дело сделано, проказа сошла с человека, и единственное, что от него требуется теперь, это пойти показаться священникам.

Блаженный Иероним указывает на три причины, по которым Иисус направил прокаженного к священнику:

Во-первых, по смирению — чтобы видели, что Он воздает честь священникам, ибо в законе было повелено, чтобы очистившиеся от проказы приносили дары священникам. Затем — с той целью, чтобы они или уверовали в Спасителя, видя очистившегося прокаженного, или не уверовали. Если бы они уверовали, то спаслись бы, а если бы не уверовали, то были бы безответными. Наконец — чтобы не показаться нарушителем закона, в чем они обвиняли Его весьма часто7Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея. 1, 8 (PL 26, 51). Рус. пер.: Ч. 16. С. 54..

Слова во свидетельство им могут указывать на то свидетельство, которое исцеленный получает от священника, когда тот провозглашает, что он очистился от проказы. Однако эти слова могут быть поняты и в контексте той полемики с фарисеями, которая сопровождала служение Иисуса с самого начала. «Они» — это священники и фарисеи, которые не верили в Иисуса. Термин «свидетельство» здесь, возможно, употреблен в том смысле, в каком он употребляется в суде.

В другом месте Иисус говорит иудеям: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (Ин. 10:25). Глагол «свидетельствовать» здесь относится к Его делам. Истинность слов Иисуса подтверждается Его делами, и прежде всего — совершаемыми Им исцелениями. Эти дела должны стать мощным свидетельством против обвинителей, которые закрывают глаза на очевидные факты. В таком духе понимает указанное место Иоанн Златоуст:

Но что значит: «во свидетельство им»? В обличение, в обвинение и в доказательство, если они не захотят вразумиться. Именно, когда они скажут: мы преследуем Его как соблазнителя и обманщика, как богопротивника и законопреступника, — тогда, говорит Христос, ты засвидетельствуй обо Мне, что Я не преступник закона, потому что, исцелив тебя, отсылаю к закону и на суд священников; а поступать таким образом свойственно тому, кто почитает закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям… Он не сказал: «для исправления их» или «для научения», но во свидетельство им, то есть в обвинение, в обличение и в доказательство того, что Я все для тебя сделал; и хотя Я предвидел, что они не исправятся, но, невзирая и на это, Я не оставил без исполнения того, что надлежало Мне сделать, а они остались пребывать в своем нечестии8Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 25, 3 (PG 57, 330). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 288..

36. Исцеление прокаженного

  • _Синопсис
  • До Рождества Христова
    • #1. Рождество Пресвятой Богородицы
    • #2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • #3. Пресвятая Дева Мария у Иосифа
    • 1. Пролог. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
    • 2. Родословие Господа Иисуса Христа
    • 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи
    • 4. Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 5. Дева Мария в доме Елисаветы
    • 6. Рождество Иоанна Предтечи
    • 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении
  • От Рождества Христова до начала служения
    • До Крещения Господня и Его искушения в пустыне
      • 8. Рождество Господа Иисуса Христа
      • 9. Поклонение пастырей
      • 10. Обрезание и наречение имени Иисус
      • 11. Сретение Господа в храме
      • 12. Поклонение волхвов
      • 13. Бегство в Египет; избиение младенцев
      • 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме
      • 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе
      • 16. Крещение Господне
      • 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне
    • В Иудее после искушения в пустыне до первой Пасхи
      • 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе
      • 19. Первые ученики
    • В Галилее по возвращении из Иудеи
      • 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума
  • От первой Пасхи до второй
    • В Иудее
      • 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство о Богосыновстве
      • 22. Беседа с Никодимом
      • 23. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
      • 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу
    • По пути из Иудеи в Галилею
      • 25. Возвращение в Галилею
      • 26. Беседа с самарянкой
    • В Галилее
      • 27. Приход в Кану Галилейскую и исцеление сына капернаумского царедворца
      • 28. Начало Евангельской проповеди
      • 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге
      • 30. Поселение и проповедь в Капернауме
      • 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
      • 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге
      • 33. Исцеление тещи Симона Петра
      • 34. Исцеление многих больных
      • 35. Благовестие в Галилее
      • 36. Исцеление прокаженного
      • 37. Исцеление расслабленного в Капернауме
      • 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству
      • 39. Ответ ученикам Иоанна о посте
  • От второй Пасхи до третьей
    • В Иудее
      • 40. В Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели
      • 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
    • В Галилее
      • 42. О значении субботы; срывание колосьев
      • 43. Исцеление сухорукого в субботу
      • 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу
      • 45. Избрание 12-ти Апостолов
      • 46. Нагорная проповедь
      • 47. Проповедь на месте равнем
      • 48. Исцеление слуги капернаумского сотника
      • 49. Воскрешение сына вдовы в Наине
      • 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками
      • 51. Призыв труждающихся и обремененных
      • 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона
      • 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца
      • 54. Изобличение хулы на Духа Святого
      • 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения
      • 56. О внутреннем свете
      • 57. Похвала слушающим слово Божие
      • 58. Изобличение внешней праведности
      • 59. Учение о Царствии Божием в притчах
      • 60. О последовании за Иисусом
      • 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну
      • 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране
      • 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира
      • 64. Исцеление двух слепцов
      • 65. Исцеление бесноватого немого
      • 66. Проповедь в Назаретской синагоге
      • 67. Проповедь в окрестных городах и селениях
      • 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь
      • 69. Смерть Иоанна Крестителя
      • 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
      • 71. Возвращение 12-ти с проповеди
    • В Галилее перед Пасхой
      • 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
      • 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде
      • 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране
      • 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе
  • От третьей Пасхи до четвертой — Пасхи Страданий
    • До праздника Кущей
      • 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона
      • 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки
      • 78. Исцеление глухонемого
      • 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера
      • 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами
      • 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба
      • 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской
      • 83. Исцеление слепого в Вифсаиде
      • 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой
      • 85. Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста
      • 86. Преображение Господне
      • 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 88. Исцеление бесноватого лунатика
      • 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм
      • 91. Наставление о смирении
      • 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце
      • 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце
    • В Галилее перед праздником Кущей
      • 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим
      • 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
      • 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев
      • 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним
      • 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди
      • 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине
      • 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
      • 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве
      • 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение законников
      • 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям. Притча о неразумном богаче
    • В Иерусалиме на празднике Кущей
      • 104. Спор в народе о Христе
      • 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии
      • 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма
      • 107. Исцеление слепорожденного
      • 108. Беседа о «добром пастыре»
      • 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии
      • 110. Притча о бесплодной смоковнице
      • 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу
      • 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах
      • 113. Беседа в праздник Обновления в притворе Соломоновом
      • 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею
    • На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим
      • 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся
      • 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме
      • 117. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю
      • 118. Самоотвержение последователей Христа
      • 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне
      • 120. Притча о неверном домоправителе
      • 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре
      • 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
      • 123. Исцеление десяти прокаженных
      • 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом
      • 125. Притча о несправедливом судье
      • 126. Притча о мытаре и фарисее
      • 127. Учение о браке
      • 128. Благословение детей
      • 129. Ответ богатому юноше
      • 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа
      • 131. Притча о нанятых в виноградник работниках
      • 132. Воскрешение Лазаря
      • 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа
      • 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим
      • 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа
      • 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов
      • 137. Обращение Закхея
      • 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты
      • 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря
      • 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных
  • Страстная седмица
    • Великий понедельник
      • 141. Бесплодная смоковница
      • 142. Изгнание торгующих из храма
    • Великий вторник
      • 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях
      • 143.2. Притча о злых виноградарях
      • 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына
      • 143.4. Ответ Господа о подате кесарю. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Беседа о наибольшей заповеди в законе. О Божественном достоинстве Мессии-Христа
      • 143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев
      • 144. О жертве бедной вдовицы
      • 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями
      • 146.1. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. На горе Елеонской
      • 146.2. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о десяти девах
      • 146.3. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о талантах
      • 146.4. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. О страшном суде
    • Великая среда
      • 147. Господь Иисус Христос в Вифании
      • 148. Заговор иудеев, предательство Иуды
    • Великий четверг
      • 149. Пасхальная вечеря
      • 150. Моление о чаше
    • Великая пятница
      • 151. Взятие Иисуса Христа под стражу
      • 152. Допрос Иисуса Христа у Анны
      • 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы
      • 154. Отречение Петра
      • 155. Приговор Синедриона
      • 156. Конец Иуды
      • 157. Иисус Христос на суде у Пилата, царя Ирода и последний суд над Иисусом Христом у Пилат
      • 158.1. Крестный путь и Голгофа
      • 158.2. Распятие и смерть Иисуса Христа
      • 159. Погребение Иисуса Христа
  • Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события
    • 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
    • 163. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
    • 164. Явление ученикам без Фомы
    • 165. Явление по прошествии восьми дней
    • 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества
    • 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь
    • 169. Вознесение Господне

Евангелие об исцелении десяти прокаженных

Исцеление прокаженных

Лк., 85 зач., 17:12-20

Будем учиться на примере малых вещей, если не можем сразу понять великие.

Если мы не можем понять, как Бог видит всех людей, посмотрим, как солнце освещает все предметы на земле.

Если мы не можем понять, как душа человеческая не может ни единой минуты жить без Бога, посмотрим на то, как тело человеческое не может ни единой минуты прожить без воздуха.

Если мы не знаем, зачем Бог требует от людей послушания, разберем, зачем глава семьи требует послушания от своих домочадцев, царь — от своих подданных, полководец — от воинов, архитектор — от строителей.

Если мы не знаем, почему Бог требует от людей благодарности, подумаем и уразумеем, почему родитель требует благодарности от своих чад. Но остановимся на некоторое время именно на этом вопросе: почему родители требуют от своих чад благодарности?

Почему отец требует от своего сына, чтобы тот кланялся ему, снимая шапку, и благодарил за всякую большую и малую вещь, от родителей полученную? На что это отцу? Разве сыновняя благодарность делает его богаче, сильнее, уважаемее, влиятельнее в обществе? Нет, нисколько. Но если он лично ничего не имеет от сыновней благодарности, не смешно ли, что он непрестанно учит ей свое дитя и приучает его быть благодарным, и не только родитель набожный, но даже и ненабожный?

Нет, это нисколько не смешно; это благородно. Ибо в сем проявляется самая бескорыстная любовь родительская, которая и заставляет родителей учить свое чадо благодарности. Зачем? Чтобы чаду было хорошо. Чтобы чадо выросло, как садовый плод, а не как дикое терние. Чтобы ему было хорошо в этой временной жизни среди людей, среди друзей и врагов, в селе и в городе, во власти и в торговле. Ибо повсюду благодарного человека ценят, любят, приглашают, помогают ему и привечают. Кто научит быть благодарным, научит быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этой земле.

А теперь спросим себя, почему Бог требует благодарности от людей? Почему Он требовал от Ноя, Моисея, Авраама и других праотцев, чтобы они приносили Ему благодарственные жертвы (Быт.8:20; 12:7-8; 35:1; Лев.3:1)? Почему Господь наш Иисус Христос ежедневно являл людям пример того, как следует воздавать хвалу Богу (Мф.11:25; 14:19; 26:26-27)? Почему и святые апостолы делали то же самое (Деян.2:47; 27:35), заповедуя всем верным всегда за все благодарить Бога (Еф.5:20; Кол.3:17)? Не разумно ли то, что восклицает великий Исаия: Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих (Ис.63:7)? Или то, что умилительный псалмопевец советует своей душе: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его (Пс.102:2)? Так почему же Бог требует от людей благодарности? И почему люди платят ему благодарностью? Из бесконечной любви Своей к людям требует Бог, чтобы люди Его благодарили. Благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего. Лично Богу не нужна наша благодарность, как не нужна Ему и наша молитва. Но все-таки Господь, сказавший: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф.6:8), в то же время учит нас, что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). Итак, хотя Бог не имеет потребности в нашей молитве, Он все же повелевает нам молиться. И хотя Он не имеет потребности в нашей благодарности, он все же требует от нас благодарности, которая по сути является не чем иным, как молитвой, молитвой благодарственной. Ибо благодарность Богу воздвигает нас, смертных, из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, хотим мы этого или не хотим, должны будем расстаться, и прилепляет к Живому и Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной. Благодарность облагораживает благодарящего и трогает благодетеля. Благодарность дает крылья милосердию в мире и освежает всякую добродетель. Впрочем, смертный язык не может даже отдаленно живописать красоту благодарности и уродство неблагодарности так ясно, как они представлены в сегодняшнем Евангельском чтении.

Во время оно, когда входил Христос в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Десять прокаженных! Страшно увидеть и одного, а тем паче толпу из десяти человек. Тело, покрытое с головы до пят белыми язвами, а затем белыми гноящимися струпьями, которые сначала свербят, а потом жгут как огонь! Тело, гниющее и распадающееся! Тело, в котором гной сильнее крови! Тело, которое есть сплошной смрад и изнутри, и снаружи! Таков человек, больной проказой. И когда проказа охватит и нос, и рот, и глаза, можете себе представить: каков воздух, которым дышат через гной? Какова пища, которую вкушают вместе с гноем? И как вообще выглядит мир, когда на него смотрят сквозь гной?

По закону Моисея прокаженным было запрещено каким бы то ни было образом входить в соприкосновение с остальными людьми. Впрочем, это и теперь так в тех местах, где есть проказа. Чтобы кто-нибудь не подошел близко к прокаженному, тот обязан был издалека кричать: «Нечист, нечист!» Буквально так и написано в законе: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист (Лев.13:45)! Должна быть разодрана одежда — чтобы была видна проказа. Голова должна быть не покрыта — опять же для того, чтобы видно было, что он прокаженный, поскольку от проказы волосы изменялись в белые и вылезали. До уст он должен быть закрыт — снова опознавательный знак для проходящих мимо. И кроме всего этого, прокаженные были обязаны еще и кричать: «Нечист! Нечист!» Их выгоняли из города или села, и они жили хуже, чем скоты, — отверженные, презираемые, забытые. Нечист он, говорит закон, он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев.13:46). Их считали мертвыми, хотя их удел был страшнее смерти.

Мимо таких оборванных и смердящих обломков жизни проходил в тот день Иисус, Источник здравия, красоты и силы. А когда прокаженные узнали, что это Он, то остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Откуда сии несчастные могли узнать об Иисусе, что Он в силах им помочь, если они не входили в общение с людьми? Вероятно, кто-нибудь, бросая хлеб с дороги, сообщил им эту новость. Конечно, издалека дошел до их слуха глас о той единственной на свете новости, которая могла их интересовать. Все остальное, что происходило в мире: смена царей и битвы народов, строительство и разрушение городов, развлечения, пожары и землетрясения, — все для них было безразлично. Облеченные в гной, они могли думать только об этой своей злосчастной одежде и, может быть, еще о том, кто мог бы с них эту одежду снять и облечь в одеяние здравия. Услышав о Господе нашем Иисусе Христе как о всемогущем Целителе, они, безусловно, слышали и об особых случаях исцеления Христом подобных им прокаженных (Лк.5:12-13). Потому они и должны были желать счастливого случая встретиться с Господом. Где-то на краю равнины Галилейской, где дорога начинает подниматься на Самаринские холмы, поджидали они Его. Там Он проходил, направляясь в Иерусалим. И вот счастливый случай, не случайный, но Богом устроенный! Они видят Христа, идущего со Своими учениками. И видя Его, они закричали в один голос: Иисус Наставник! помилуй нас. Почему они называют Его Наставником? Потому что это слово более значительно и указывает на большее достоинство, чем наименование учителя. Ибо «наставник» означает не просто учитель, но и душепопечитель, словом, примером и заботой руководящий людей на пути спасения. Почему же тогда они не называют Его Господом, словом, содержащим в себе еще более достоинства и значения, чем слово «наставник»? Конечно, потому, что еще не узнали о сем достоинстве Христовом.

Помилуй нас, — кричали они громким голосом. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. В одном из предыдущих случаев исцеления прокаженных Господь прикоснулся рукой к больному и сказал ему: очистись. И тотчас проказа сошла с него (Лк.5:13). А в этом случае Он не только не прикасался к прокаженным, но даже не подходил к ним близко. Ибо они остановились вдали и вопияли к Нему. Таким образом, и Он вынужден был крикнуть им издалека. Почему Господь посылает их к священникам? Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество (Лев.13:34,44). Господь не хочет нарушать закон, тем более что закон не мешал, а, напротив, помогал в данном случае Его делу, поскольку сами священники получили бы возможность убедиться, что десять прокаженных исцелились, и сами это подтвердили бы и засвидетельствовали. Итак, услышав, что Господь им сказал и куда их послал, они направились в свое село, чтобы так и поступить. Но вот, по дороге они взглянули на себя, и проказы на них не оказалось. И когда они шли, очистились. И они посмотрели на свои тела — и тела их были здоровы и чисты, и они посмотрели друг на друга и убедились, — то все они были здоровы и чисты. И короста, и гной, и смрад — все исчезло, так что ни следа на них не осталось от ужасной проказы. Кто мог бы сказать, что сие чудо Христово не больше, чем воскрешение мертвых? Вдумайтесь немного в тот факт, что одним могущественным словом десять прокаженных человеческих тел, изъеденных недугом, внезапно стали здоровыми и чистыми! И когда вы вдумаетесь, то сами легко признаете: воистину, слово сие не могло исходить от смертного человека! Слово сие должен был изречь Бог через телесный орган человеческий. Действительно, человеческий язык его произнес, но оно происходило из той же глубины, из которой вышло и повелительное слово, повлекшее за собой создание мира. Есть слова и слова. Есть слова чистые и безгрешные, которые потому и обладают силой. Эти слова проистекают из первоисточника вечной любви. Пред ними распахиваются врата всех вещей; им покоряются вещи, и люди, и болезни, и духи. А бывают слова, разбавленные водой, притупившиеся, умерщвленные грехом, которые производят действия не больше, чем свист ветра в полом тростнике; и сколько бы таких мертвых слов не произносили, они остаются бессильными, как воздействие дыма на железную дверь. И еще представьте себе, какое для нас ни с чем не сравнимое утешение — знать, в какого всемогущего и человеколюбивого Господа мы веруем! Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Он есть Начальник жизни, Он — Повелитель болезней, Он — Властитель природы, Он — Победитель смерти. Мы сотворены не бездумной и бессловесной природой, но Им, премудрым. Мы являемся не рабами природных условий, но слугами Бога Живаго и человеколюбивого. Мы не игра случая, но создания Того, кто сотворил и наших старших братий, ангелов и архангелов, и все бессмертное воинство небесное. Хоть мы в этом мире и страдаем, Ему известны смысл и цель наших страданий; хоть мы и прокажены грехом, Его слово сильнее проказы — как телесной, так и душевной; хоть мы и тонем, Его спасительная рука близ нас; хоть мы и умираем, Он ждет нас по ту сторону могилы.

Но возвратимся к Евангельскому рассказу об исцелении прокаженных и посмотрим теперь на ясную картину благодарности и неблагодарности. Что же сделали эти прокаженные, заметив, что исцелились от своего недуга? Вот что: только один из них возвратился поблагодарить Христа, а другие девять продолжили свой путь, забыв о своем Благодетеле и Спасителе.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Этот единственный благодарный человек, увидев, что тяжкая болезнь его оставила, облегченно вздохнул, словно его перестали душить лютые змеи, и первой его мыслью было поблагодарить Того, Кто спас его от неописуемого несчастья. И как он только что возвышал свой хриплый голос и гнойными устами взывал: Иисус Наставник! помилуй нас — так теперь он возвышает звонкий голос из здоровой груди и здоровыми и чистыми устами громко прославляет Бога. Но этого ему было не достаточно, и он побежал назад к своему Благодетелю, чтобы выразить ему благодарность. И, возвратившись ко Христу, он пал пред Ним ниц, уже не на изъязвленные и больные, но на здоровые колени, и принялся благодарить Его. Тело исполнено здравия, сердце — радости, очи — слез! Вот истинный человек. Только что он был скоплением гноя, а теперь снова стал человеком! Только что он был извергнутым отбросом жизни людской, а теперь — снова достойный член человеческого общества! Только что он был унылой трубой, игравшей одну лишь песню: «Нечист, нечист», а теперь он — радостная труба хвалы и славы Божией!

И сей единственный благодарный человек был не иудей, но самарянин. Самаряне же были не иудеи, но или чистокровные ассирийцы, или потомки ассирийцев и иудеев. Это те самые ассирийцы, которых некогда царь Ассирийский Салманассар поселил в покоренной Самарии, предварительно переселив оттуда в Ассирию израильтян (4Цар.17:3-6, 24). Что и сей благодарный человек был чистокровный ассириец, видно из того, что Сам Господь называет его иноплеменником: Слышите ли, как мягко Господь укоряет неблагодарных? Он только расспрашивает о них — разве и они не исцелились? И почему и они не возвратились поблагодарить? Он спрашивает, не потому что не знает, что все они очистились. Нет, он знал, что они исцелятся, прежде чем встретил их и увидел. Но, задавая сей вопрос, Он упрекает. И какой же это мягкий упрек, не правда ли? Как любой из нас, когда подарит монету какому-нибудь бедняге, кричит и бушует, если тот его не поблагодарит! А представьте себе, как бы каждый из нас самым грозным образом изобличил девять больных людей, если бы он, предположим, сумел возвратить им здоровье, а они бы даже не выразили благодарности за такую неоплатную услугу! Как же все дни наполнены человеческими криками на неблагодарных! Как тяжел воздух от злобы и проклятий, каждый день с утра до вечера сыплющихся из людских уст на неблагодарных! Между тем, как ничтожно все, сделанное человеку человеком по сравнению с теми благодеяниями, что творит людям Бог, творит без устали и непрестанно, от колыбели человека до могилы! Но все-таки Бог не кричит, не бранит, не проклинает неблагодарных, но лишь мягко укоряет их, спрашивая тех, кто молится Ему келейно или в храме: где же прочие Мои чада? Не даровал ли Я тысячам из них здравие, но се, только сотни вас, благодарящих? Не украсил ли Я урожаем нивы, и не у всех ли Я наполнил загоны для скота, но се, лишь немногие из вас преклоняют предо Мною колени и воздают хвалу? Где прочие Мои чада? Где могущественные и сильные, владеющие народами Моей силой и с Моей помощью? Где богатые и преуспевшие, обогатившиеся Моим богатством и преуспевшие по Моей милости? Где здоровые и веселые, исполнившиеся здравия и веселия из Моего источника? Где родители, детям которых Я помогаю расти и крепнуть? Где учителя, которым Я прибавляю мудрости и знаний? Где многочисленные больные, исцеленные Мною? Где многие и многие грешники и грешницы, души которых Я очистил от греха, как от проказы?

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Он единственный вернулся, чтобы поблагодарить. Но разве для Христа существуют иноплеменники? Разве Он пришел спасти не всех людей, а только иудеев? Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что своим богопознанием превосходили все остальные народы земли. Но вот пример, показывающий тупость их ума и окаменение сердца! Ассириец, язычник, оказался обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем хвастливые иудеи. Но, к сожалению, эта история и до сего дня повторяется с избранными и неизбранными. И сегодня некоторые из язычников обладают более открытым к Богу умом и благодарным Ему сердцем, чем многие и многие христиане. Многие мусульмане или, скажем, буддисты своим усердием в молитве и теплою благодарностью Творцу могут пристыдить иных христиан.

Наконец, сей рассказ завершается словами Спасителя, обращенными к этому благодарному самарянину:

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Видите, сколь велик Господь в смирении, также как и в благости! Для Него является радостью назвать людей соработниками в Своих великих и благих делах. Этим Он хочет возвысить достоинство униженного и уничиженного рода человеческого. Будучи превыше человеческого тщеславия и гордости, Он желает разделить Свои заслуги с другими, Свое богатство — с бедными, Свою славу — с несчастными и жалкими. Вера твоя спасла тебя. Действительно, этот Самарянин веровал, как веровали и остальные девять прокаженных; ибо если бы они не веровали в могущество Господа, то не кричали бы: Иисус Наставник! помилуй нас. Но чего стоила эта их вера? Они могли с тою же верой кричать к тысячам самых прославленных врачей на земле: «Помилуйте нас и исцелите нас!» Но все было бы напрасно. Предположим даже, что кто-нибудь из этих тысяч земных смертных врачей вылечил бы их: как вы думаете, стал бы он — любой из них — приписывать сие исцеление вере больного, а не себе, исключительно себе и своим способностям? Не в обычае ли у земных смертных врачей намеренно замалчивать роль больных в выздоровлении, чтобы таким образом как можно ярче выделить исключительно себя самого и свои заслуги? Так относятся люди к людям. А Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе. Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного — его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные: «Мой воз пшеницы напитал тебя», но: «Твое зерно тебя напитало!» Он не говорит: «Я спас тебя!», но: Вера твоя спасла тебя. О, сколько великодушия в сих словах! И какой урок всем нам! И какой укор самолюбию и гордости людской!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа праведного все, скрывающие зерно чужой заслуги и выпячивающие свой воз. Они являются похитителями и ворами не меньше, чем богач, присоединяющий маленькое поле бедняка к своему большому!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа справедливого все генералы, скрывающие вклад своих солдат в победу, но громко трубящие повсюду о своих исключительных заслугах!

Пусть придут и со стыдом научатся от Христа смиренного все торговцы и промышленники, замалчивающие роль своих работников и помощников в своем успехе и приписывающие его лишь собственному трудолюбию, мудрости и удачливости!

Пусть, наконец, придет и со стыдом научится от Христа человеколюбивого и весь человеческий род, в гордой слепоте своей приписывающий все благо, все умение, все успехи исключительно себе, но замалчивающий львиную долю Божию во всем этом или забывающий о ней! Пусть придет и научится, видя, как справедливый Бог не замалчивает ни одного зерна заслуги человеческой в целом возе Своих заслуг, но, напротив, Свои заслуги скрывает и молчит о них, а подчеркивает заслуги людей!

Можно ли представить себе более сильный удар и более страшный упрек людям за их воровство, хищения, грубость, отсутствие человеколюбия и боголюбия? Воистину, имеющий стыд устыдится при виде такого смирения Христова. Имеющий в себе одну непогашенную искру совести покается в своем грубом и глупом самохвальстве и выставлении себя напоказ и станет благодарным по отношению к Богу и людям. А благодарность научит его справедливости, праведности и смирению.

О, если бы мы, христиане, знали, от какой душевной проказы ежедневно врачует нас Христос, мы немедленно возвратились бы к Нему, пали ниц к ногам Его, громким голосом прославляя Бога, и благодарили бы Его от сего часа до часа смертного — до часа смертного, который не далеко от каждого из нас! Господу и Спасу нашему Иисусу Христу честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

***

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *