Исповедаю грех батюшка читать

Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения

«Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: Отца имамы Авраама» (Лк. 3:8; Мф. 3:9).

Эти слова принадлежат святому Иоанну Предтече Господа, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и начал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. «Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне. Якоже есть писано во пророцех, се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовить путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов» (Мк. 1:1–4). Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, – чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? Какие это стези? Это – образ мыслей человеческих; это – сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. «Он (Предтеча), – говорил архангел, – многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый» (Лк. 1:16–17).

Покайтеся, возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. «Покайтеся: приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4:17), т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога. Он сокрушит владычество смерти, извлечет из погибельной пропасти тех человеков и дарует вечное блаженство тем человекам, которые направят ум и сердце к принятию Его, которые приуготовят себя для такого принятия отвержением греховной жизни, сознанием своей погибели, сознанием необходимости в спасении и Спасителе, решимостью последовать и повиноваться Богочеловеку. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных? К чему Христос для того, кто, не имея должных понятий о Боге и человеке, не хочет думать о вечности, но всецело погружен в земные попечения и наслаждения, как бы вечный на земле? Иоанн избрал для проповеди пустыню. Вдали от обычных занятий, от тленных предметов привязанности и пристрастия, человеки удобнее возносятся мыслью к Богу, к вечности, удобнее внимают духовному учению о богоугодных добродетелях, вход к которым – истинное покаяние. Пустыня таинственно изображала нравственное состояние человечества, предавшегося суетности, утратившего существенное достояние и достоинство.

Пришедши в пустыню для спасения моего, к жителям пустыни, водворившимся в ней с тою же целью, не нахожу других слов, более приличных для первого моего слова, не нахожу другого увещания, более приличного для меня и для новых братий моих, как слов и увещания, произнесенных святым Предтечею. Пришедши в пустыню для покаяния, за которое даруется Богом спасение, сотворим плоды, достойны покаяния (Мф. 3:8).

Недостаточно избрать для жительства место, удобное к покаянию; недостаточно оставить имущество, сродников и друзей, отрешиться от близких и частых сношений с миром, недостаточно этого. Это – только вспомогательные средства к покаянию; это – деяния, долженствующие предшествовать покаянию. Покаяние есть то село, на котором сокрыто духовное сокровище спасения; для покупки села надо продать все свое имущество (Мф. 13:44). Продав имение, то есть оставив вещество и прервав связи с миром, надо «сотворить плоды, достойны покаяния», чтоб покаяние было действительным, достигало своей цели. Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Одна неправильная мысль о себе может ввести в душу, питать, поддерживать и укреплять в ней самомнение, соделывать ее неспособною к покаянию. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Самомнение есть та глупая, слепая и пагубная страсть, которая светлого ангела низвергла с неба, светлого ангела соделала мрачным демоном! Самомнение есть тот смертоносный яд, который излит древним змеем в человеческое естество. Самомнение есть недуг духа нашего, не примечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Очень верно определил служение равноангельского Предтечи архангел Гавриил. Он, как выше приведено, сказал, что святой Предтеча «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их». Это значит: святой Предтеча многих израильтян, забывших Бога, приведет к памятованию Бога; многих израильтян, соделавшихся чуждыми Бога, усвоит Богу. Далее архангел говорит, что святой Предтеча «возвратит сердца», то есть сердечные чувствования, сердечные залоги, отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей – соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «аз есмь земля и пепел» (Быт. 18:27). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать252. Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения (Пс. 114:6). Кто не умилится от глубоко смиренных глаголов Давида, от его искренней исповеди согрешений, от его исповеди необыкновенных величия и милосердия Божиих? Верно и живописно изобразил святой вдохновенный песнопевец и частную греховность человека, и общую греховность человечества, глубину его падения, тяжкий плен под игом миродержца – падшего ангела. Он как бы измеривает пропасть падения, взвешивает тяжесть цепей. «Помилуй мя, Боже, – вопиет Давид, – по велицей милости Твоей!» (Пс. 50:3) «Помилуй мя Господи, яко немощен есмь: исцели мя Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело. Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея» (Пс. 6:3–5). Давид просит помилования, признает себя погибшим: причину помилования он ищет единственно в милосердии Божием и в своем бедственном состоянии, в своей немощи, неспособности помочь самому себе. Не дает он себе преимущества пред кем-либо из человеков! Напротив того, признает себя недостойным имени человека, грешнейшим из человеков: «аз есмь червь, а не человек, – говорит он, – поношение человеков и уничижение людей» (Пс. 21:7). «В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7), исповедуется Давид, сознавая участие свое в падении, общем всему человечеству, а о собственном душевном состоянии он выражается следующим образом: «внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския и буря потопи мя» (Пс. 68:2–3). «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37:5–6). Оплакивая порабощение свое демонам и умоляя Бога об избавлении от этого порабощения, Давид говорит: «Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша ми врази мои весь день. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло» (Пс. 55:1–2, 6). «Умножишася стужащии ми! мнози возстают на мя, мнози глаголют душе моей: несть спасения ему в Бозе его. Воскресни, Господи, спаси мя Боже мой» (Пс. 3:1–3, 8). Святой пророк Исайя, сподобившись увидеть Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного ликами небесных Сил, воскликнул: «О окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреди людей нечисты устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима» (Ис.6:5). Пророк, увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней.

Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля – христианского племени – по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, «не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше» (Евр. 11:13). Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу. Нужно, нужно отвержение самомнения, нужно сознание своей греховности, своего падения, своей погибели – нужно покаяние, то есть раскаяние в соделанных согрешениях, оставление греховной жизни, чтоб вступить в истинное богопознание и богослужение.

Святой Предтеча, имевший целью возвратить современных ему израильтян к образу мыслей и к чувствованиям их блаженных праотцев, между которыми был Авраам, в начаток наставлений преподал слушателям как особенно важное следующее наставление: «не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама» (Лк. 3:8). Что это значит? Великий Иоанн желает, чтоб слушатели его наследовали образ мыслей и чувствования Авраама, и вместе требует от них: «не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама». Эти слова проповедника покаяния заключают в себе то печальное значение, что потомки Авраама, не имея ни его образа мыслей, ни его чувствований, ни праведных дел его, чрезвычайно были заняты своим происхождением по плоти от Авраама; тщеславились этим происхождением, по поводу его презирали прочие народы. В этом отношении израильтяне следовали общему обычаю враждебного Богу мира. Основателем Вавилонского царства был начальник шайки разбойников, Нимврод; основателем государства Римского был другой разбойничий атаман, Ромул; родоначальниками прочих народов, основателями прочих государств были лица, наиболее подходившие достоинствами к Нимвроду и Ромулу. Напротив того, родоначальником израильтян был муж святой, наименованный другом Божиим, Авраам; законодатель их был другой святой муж, дивный чудотворец – Моисей; много других святых мужей возникло из среды их; сам Мессия, сам Богочеловек долженствовал родиться в семье израильского народа. К несчастию, большая часть израильтян, по плоти потомков Авраама и пророков, нисколько не сходствовала с этими праотцами своими по поведению, по характеру; в нравственном отношении израильтяне более походили на тех праотцев своих, которые обагрили руки в крови пророков, камнями побивали посланников Божиих (Мф. 23:37). Напыщенное мнение о себе по поводу происхождения от Авраама заразило весь народ гордостью, соделало его неспособным к принятию покаяния, к обращению его к Богу, к принятию им обетованного Мессии. Проницательно великий Иоанн Предтеча направил первые слова проповеди против главного народного недуга, против пагубного самомнения. «Не начинайте глаголати в себе», отвергните тайную мысль, глубоко укоренившуюся в сердцах ваших, «отца имамы Авраама!» Отвергните ваше глупейшее плотское мудрование, враждебное Богу, не покоряющееся и не могущее покориться Богу! Отвергайте ваше плотское мудрование, которое уже есть для вас вечная смерть, которое запечатлеет в вас вечную смерть, если вы пребудете в нем! (Рим. 8:6) Знайте, что Авраам благоугодил Богу верою (Рим. 4:3), что Авраам служил Богу духом и истиною, и потому потомство Авраама есть духовное, составляется из всех человеков, стяжавших истинную веру в Бога, без всякого плотского участия гражданской народности, «яко быти ему (Аврааму) отцу (отцом) всех верующих в необрезании, и отцу обрезания, не сущим точию от обрезания, но и ходящим по стопам веры отца нашего Авраама» (Рим. 4:11–12). Напрасно вы, упоенные самомнением и гордынею, упоенные плотским мудрованием, исходящим от падшего ангела, презираете, уничижаете прочие народы! Если они столько чужды истинных понятий о Боге и столько мертвы сердцем, что могут быть безошибочно названы камнями, то «глаголю вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму!» (Мф. 3:9). «Не начинайте глаголати с себе: отца имамы Авраама», потому что таким напыщенным мнением о себе вы уничтожаете всякое духовное родство; мало! всякое сближение и отношение между вами и Авраамом.

Верным было устремление Иоанна против самомнения, рождаемого образом мыслей по стихиям мира, по стихиям ветхого человека; справедливым было употребление против самомнения самых сильных выражений: горестнейшим событием оправданы слова проповеди Иоанновой. Иудеи по причине самомнения отвергли Мессию, богоубийством они довершили преступления своих отцов, избивших и побивавших камнями пророков и посланников Божиих. Действуя против Мессии, они постоянно имели в устах Авраама и Моисея, истинных служителей Мессии. «Мы Моисеевы есмы ученицы» (Ин. 9:28), говорили они, усиливаясь лукавством оправдать свое отвержение Богочеловека. «Мы вемы, яко Моисееви глагола Бог, сего же, Господа Иисуса Христа, не вемы откуду есть» (Ин. 9:29). Говорили они это в то время, как стоял пред собором их, пред их очами исцеленный Господом слепой от рождения, когда они, так сказать, осязали чудо Господа, между тем как о давних чудесах Моисея знали только из повествования Священного Писания. Господь увещевал сошедшихся к Нему иудеев принять Его учение и чрез это наследовать духовную свободу от греха, или спасение и вечное блаженство. Гордость и самомнение не допустили иудеев принять божественного увещания. Они резко отвечали Господу: «Семя Авраамле есмы, и никому же работахом николеже» (Ин. 8:33). Лгут несчастные, ослепляемые гордостью и самомнением; не видят своего бедственного состояния, своего порабощения не только в духовном отношении, но и в отношении гражданском. Иудеи в разные эпохи были рабами и египтян и многих ханаанских народов, и вавилонян, и сириян. В то время, в которое так бесстыдно провозглашали о своей свободе, они были в полном порабощении у римлян. Возмущение иудеев против этих сильных владык вселенной, происшедшее от ослепления самомнением и самонадеянностью, было причиною окончательной гражданской смерти иудейского народа.

Святой евангелист Лука повествует, что великий Иоанн Предтеча, увещевая израильтян отвергнуть самомнение и несчастную напыщенность происхождением по плоти от Авраама, называл весь народ порождениями ехидны (Лк. 3:7). Святой же евангелист Матфей говорит, что Иоанн назвал порождениями ехидны саддукеев и фарисеев (Мф. 3:7). Сам Спаситель мира назвал книжников и фарисеев змеями, порождениями ехидны, не могущими избежать осуждения в огнь гееннский (Мф. 23:33). Это значит: название «порождениями ехидны» отнюдь не было только сильным выражением: оно – определение суда Божия, изреченное Самим Сыном и Словом Божиим, изреченное чрез Иоанна Святым Божиим Духом. Змеем и ехидною здесь назван падший ангел – сатана. Зараженные самомнением, называвшие себя чадами и племенем Авраама, названы чадами и племенем сатаны, названы и признаны такими Самим Богом. Вы «отца вашего диавола есте», – возвестил Господь иудеям, когда они, беснуясь гордынею, дерзнули назвать себя, предстоя лицу Господа, не только чадами Авраама, но и чадами Бога; «вы творите дела отца вашего, и похоти отца вашего хощете творити» (Ин. 8:14, 44). Вы стяжали и деятельность и настроение сатаны; и воля ваша согласна с волею сатаны; и образ мыслей ваших со всею полнотою заимствован от него! Будучи чадами Авраама по плоти, мечтая о себе, что вы – чада Божии, вы соделались по духу и настроению вашему чадами диавола, его ангелами, его сонаследниками.

Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям – покаяние – затворяется, накрепко заключается гордостью. «Мытари и любодейцы», грехи которых так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники (Мф. 21:31).

По какой причине Иоанн Предтеча назвал весь народ иудейский порождениями ехидны, по преимуществу же саддукеев и фарисеев? По той причине, что саддукеи и фарисеи по преимуществу заражены были недугом плотского мудрования и самомнения, по преимуществу они величались происхождением от Авраама, родством с пророками; свой недуг они сообщали народу как начальники и учители народа. Саддукеи253 были малочисленны: они состояли наиболее из знатнейших мирян; впрочем, к ним принадлежали также знатнейшие и богатейшие из духовенства (Деян. 5:17). Они не верили будущей жизни и не думали о ней, как то обыкновенно бывает с людьми, пресыщенными обилием земных благ: не занимались изучением веры, утопая в земных попечениях и наслаждениях, как утопал в них описанный в Евангелии богач (Лк. 16:19), принадлежащий, полагают, к числу саддукеев. К партии фарисеев принадлежало большинство духовенства (Ин. 1:19, 24) и те миряне, которые с особенным тщанием занимались изучением Закона Божия, как святой апостол Павел. Но фарисеи занимались богопознанием без самоотвержения; занимались им не для Неба, а для своего земного положения, с целью получения земных выгод; по этой причине от самого изучения Закона Божия, его буквы, убивающей душу вечною смертью, от изучения Закона Божия для славы человеческой, для устройства своего вещественного положения в обществе человеческом, они впали в бездну и мрак плотского мудрования, враждебного Богу254. Таким образом фарисеи пришли в одно душевное настроение с саддукеями, в настроение, неспособное принять Мессию, неспособное к принесению плодов покаяния. Одни, не занимаясь Законом Божиим и не зная его по причине преданности миру, другие, тщательно изучая Закон Божий и зная его по букве, но с целью миролюбия, одинаково соделались плотскими человеками, врагами Бога, чадами диавола. Беснуясь гордынею отца своего, они хвалились отвержением Мессии; «еда кто от князь или фарисей верова в Онь?» (Ин. 7:48) говорили они. Произнесши эти страшные слова о вочеловечившемся Боге, они дополнили их столько же страшными словами о ближних, словами, выразившими их сердечный залог, их адскую гордыню, их презрение и ненависть к человечеству, образовавшиеся от неправильного изучения и понимания богословия: «народ сей, – сказали они, – иже не весть закона, прокляти суть!» (Ин. 7:48–49). Точно! Такой образ мыслей, такое настроение сердца соделывает человеков порождениями ехидны, чадами диавола и диаволами. Неспособны они к покаянию, неспособны усвоиться Богу, неспособны наследовать спасение и блаженство, которые всемилосердый Бог дарует туне человекам, сознающим свою греховность и врачующим ее истинным покаянием. Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования, – вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним. Удел несчастных по разлучении их от тела и потом по соединении с воскресшим телом – вечное заключение в темницах ада, вечное томление в адских муках. «Змия, порождения ехиднова, – возвестил им Господь, – как избежать вам от осуждения в геенну?» (Мф.23:33) Это значит: нет возможности самомнительным, возвеличившим в себе свое я, избежать осуждения на Страшном суде Божием, если они не озаботятся уврачевать себя от самомнения покаянием и самоотвержением.

Святой апостол Павел хотя и принадлежал по происхождению к израильскому народу, к колену Вениаминову, хотя был евреем из евреев, по изучению Закона – фарисей, хотя был непорочен по современному иудейскому пониманию Закона, но отверг все эти плотские и временные преимущества ради превосходящего преимущества, доставляемого Христом, преимущества духовного, вечного, существенного, божественного. Святой Павел отверг преимущества по плоти как препятствия к приобретению Христа: они точно служат величайшим препятствием. «Яже ми бяху приобретения, – говорит апостол, – сия вмених Христа ради в тщету. Но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса, Господа моего» (Флп. 3:7–8). Вот истинное исполнение наставления, преподанного великим Иоанном Предтечею, паче же Святым Духом, во главе проповеди о покаянии. Павел, отвергнув плотское мудрование и самомнение, признав их душевным бедствием, причиною неспособности к истинному богопознанию и богослужению, принес обильнейший плод покаяния: из фарисея и гонителя Церкви Божией соделался истинным служителем Бога и Его апостолом.

Все, оказавшие должное внимание к проповеди великого Иоанна Предтечи, к гласу Божию, гремевшему из уст его, подчинились благому игу покаяния. В число учеников его, то есть принявших его учение, поступили многие люди из низшего сословия (Ин. 1:35); многие лица развратного поведения оставили греховную жизнь (Мф. 21:32) и соделались способными уверовать в Спасителя и последовать Ему. Но саддукеи и фарисеи отвергли проповедь о покаянии, затем отвергли и Спасителя (Мф. 21:32). Весьма немногие из них, как-то Никодим, Иосиф Аримафейский, Гамалиил, последовали в некоторой степени самоотвержению великого Павла и соделались последователями Христа, сперва тайными, а потом и явными.

Не замолк и ныне глас вопиющего в пустыне, призывающего всех к покаянию. Замкнуты мученическою смертью уста Иоанна, но он не престает вопиять из Евангелия. Чтоб услышать его, нужно благое произволение: без благого произволения человеки «видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют» (Мф. 13:13), «а иже добрым сердцем и благим слышат слово, те удерживают его, и плод творят в терпении» (Лк. 8:15). С благим произволением примем проповедь о покаянии. Приняв, не предадим ее забвению по причине рассеянности или увлечения пристрастиями; удержим в памяти, в сердце, «сотворим плоды достойны покаяния». Во-первых, отвергнем самомнение и плотское мудрование, которые убеждают нас гордиться знатным происхождением от боярского или священнического рода, знатным и богатым родством, собственною знатностью и богатством, которые мы имели, живя в мире, различными душевными и телесными способностями, ученостью и начитанностью нашими. Все эти достоинства, данные человеку на время, ничего не значат пред достоинством, дарованным навечно. Вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы – христиане. Цена, которою приобретено нам это достоинство, бесценна. «Несте свои, – говорит нам апостол, – куплени бо есте ценою, превысшею всякой цены: дражайшею кровью Христовою. Прославите убо Бога в телесех и в душах ваших, яже суть Божия» (1Кор. 6:19–20). Как за каждого из нас дана одна цена, то духовное достоинство каждого из нас равно. «Несть Еллин ни Иудей, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» (Кол. 3:11). «Велико ми есть, – сказал священномученик Петр Дамаскин, – яко нарекохся христианин и инок, якоже рекл еси, Господи, единому от раб Твоих, яко велико ти есть, яко наречеся на тебе имя Мое. Больше же ми есть сие, паче всех царствий земных и небесных, точию да не отлучен буду от наречения сладчайшего Имени Твоего»255. Это достоинство требует, чтоб мы благоговели к нему, чтоб по причине его мы благоговели к самим себе, как к сосудам, в которых хранится неоценимое и бесценное сокровище, как к храмам Божества. Мы должны тщательно охранять себя от всякого зла, как от унизительной для нас скверны, презирать все плотские преимущества, как ничтожные пред нашим духовным достоинством и несвойственные для него. Такова должна быть святая гордость естества обновленного, как сказал преподобный Исаия Отшельник256: она да ограждает это естество от нравственного уничижения. Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость.

Прежде нежели окончить беседу, снова возвратимся к проповеди Иоанна, обновим в памяти нашей содержание ее, чтоб нам быть не только слышателями ее, но и исполнителями, чтоб «сотворить плод достойный покаяния». Святой пророк Исаия, за семь столетий предвозвещая служение Предтечи, изложил содержание его проповеди следующим образом: «Глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Всякая дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладка, и явится Слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие. Се Бог ваш, се Господь: Господь с крепостию идет, и мышца Его со властию» (Ис. 40:3–5, 10; Лк. 3:4–6). Уже мы видели, что путем Господа и стезями Его в души человеческие Священное Писание называет соответствующие тому образ мыслей и сердечные чувствования. Чтоб стяжать их, надо наполнить все дебри, то есть по всем низменным, непроходимым местам надо сделать насыпи для удобного шествия Господу: надо оставить пьянство, объядение, любодеяние, плотские наслаждения, так называемые невинные игры и увеселения, – словом, все, составляющее собою плотскую и греховную жизнь, низводящее человека к достоинству несмысленных скотов и зверей. Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом. Аминь.

Написана по прибытии в Николаевский Бабаевский монастырь в 1861 г.

Когда православная книга бывает во вред

О книге о. Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка»

Среди православной литературы, издающейся в наши дни, можно без труда найти серьезную догматическую и богословскую литературу, замечательные творения святых отцов, трогающие сердце своей глубиной и чистотой.

На потребу времени появилось множество книг для новоначальных, которые простым и доступным языком рассказывают о богослужении, раскрывают смысл Таинств, объясняют важнейшие понятия христианской жизни. Особой популярностью пользуются издания, рассказывающие о Таинстве Исповеди и о подготовке к нему.

Необходимость подобных книг для многих очевидна: они помогают новоначальному христианину взглянуть на свою жизнь под другим углом, отойти от принятых в современном обществе стереотипов (жизнь в блуде — гражданский брак; гомосексуальные отношения — свободная любовь; убийство ребенка во чреве — прерывание беременности и тому подобное); дают ответ на многочисленные вопросы — ведь многие приходят в храм из невоцерковленных и даже неверующих семей, что называется «с улицы».

Эти книги (назовем их условно «пособия для готовящихся к исповеди») имеют приблизительно одинаковую структуру: в вводных главах рассказывается о том, что есть грех, о покаянии, о смысле и значении Таинства Исповеди, о подготовке к нему; о том, как Таинство Исповеди проходит, — да и вообще обо всем, что необходимо знать новоначальному христианину, пришедшему в храм с желанием исповедать свои грехи.

Следом, после вводной части, читатель знакомится со способами построения исповеди. Чаще всего это испытание совести по десяти заповедям Закона Божьего: сначала приводится сама заповедь, затем — перечень возможных грехов против нее (иногда в форме вопросов читателю) с авторскими пояснениями. Выглядеть это может таким образом:

«Первая заповедь.

Первая заповедь из десяти, данных Богом, гласит: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди:

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение Святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?» («Полная исповедь». Прот. Василий Михайловский).

Помимо испытания совести по десяти заповедям, существует испытание совести по заповедям блаженства. Некоторые авторы предпочитают разделять перечень грехов на: 1. грехи против Бога; 2. грехи против ближнего; 3. грехи против самого себя.

Каким бы ни был принцип построения исповеди, цель всегда одна — показать человеку его грех. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые «исповедники», прочтя десять заповедей списком, подходят ко священнику со словами: «я никого не убивал, ничего не крал, жене/мужу не изменял — я безгрешен!» Глубокое осмысление каждой заповеди, подробный рассказ о грехах против нее — единственный способ разубедить человека в его «безгрешности» и создать твердую почву для подготовки к исповеди частной.

Прекрасный пример этому находим в книге «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

  • «Блаженны миротворцы — говорит нам Слово Божие. А мы ссорим людей, передаем всякие дурные слова, сказанные другими в раздражении, вместо того, чтобы промолчать ради мира».
  • «»Резали», как говорят, «правду в глаза», когда этого не требовалось, когда это приносило только обиду, оскорбление, вред делу. Господи, прости нас, неразумных «правдолюбцев»!»

Помня о пользе чтения подобных книг, все же не стоит забывать и об оборотной стороне медали.

Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина
«В любых таковых перечнях (грехов — прим. И.С.), — пишет автор книги «Как подготовиться к исповеди и причастию» священник Михаил Шполянский, — таится большая опасность — формализация понятия греха: раз написано — значит грех. Однако в действительности все намного сложнее… Необходимо понимать, что греховный поступок — понятие не абсолютное, а относительное».

К сожалению, не все авторы так называемых пособий для готовящихся к исповеди это понимают. Как результат — среди действительно серьезных и глубоких книг попадаются отдельные издания, чтение которых не только не поможет человеку прийти к православному осознанию греха и покаянию, но и, напротив, затмит грех настоящий массой формальных, притом не всегда разумных запретов, не имеющих никакого отношения к православному пониманию греха и к современным жизненным реалиям.

Одна из причин этого явления заключается вот в чем.

Современные авторы и издатели довольно часто переиздают дореволюционные книги, не особо задумываясь над содержанием и забывая о том, что живем мы совсем в другое историческое время и в другой стране. За вековой промежуток времени изменилась степень воцерковленности людей, изменилось отношение к Церкви в обществе. Более того, изменилась и позиция Церкви по некоторым вопросам.

Безусловно, большая часть сказанного в то время по-прежнему актуальна сейчас. Однако придирчивый редакторский взгляд просто необходим в определенных случаях, ведь такие грехи как «ношения погон» или «вызов на дуэль» звучат более чем нелепо и невольно заставляют читателя сомневаться в правильности и актуальности остальных высказываний.

К счастью, ситуацию в этом случае можно легко исправить, указав читателю на год, в котором книга была впервые издана, и попросив его делать на это скидку. Это снимет многочисленные недоумения по поводу прочитанного.

Однако существует другая категория книг, авторами которых являются люди вполне современные. Но и в этих изданиях, то ли в угоду традиции, то ли благодаря особой авторской позиции, продолжают встречаться довольно экзотичные «грехи». Предлагаю Вам обратиться к книге «Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся» (Владимир Губанов, издательство «Развитие духовности, культуры и науки», 2005):

  • Украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей.
  • совокуплением с бесами (плотским сожительством с бесами, когда бес является в образе умершего человека или живого, супругу или супруге).
  • ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной, пышной, яркой.
  • ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений;
  • слушание радио; слушание музыки;
  • участие в викторинах;
  • лечение у безбожников;
  • жестикулирование;
  • держание в доме собаки;
  • употребление гематогена;
  • пересадка органов;
  • обнажение тела (у врача);
  • мытье в бане с иудеями.
  • езда на велосипеде или на мотоцикле;
  • питье чая, читая духовную книгу;
  • неприличное сморкание.

Книга «Лекарство от греха» (Фонд «Благовест», М., 1999) поможет православному христианину несколько разнообразить свои представления о грехах:

Список «грехов»:

  • «Говорила: «Это случайно…ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то»» (с. 15),
  • «Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь…» (с. 15),
  • «В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19),
  • «Нарушала чужой сон…по неосторожности»,
  • «Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28),
  • «Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29),
  • «Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
  • «Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33),
  • «Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)»,
  • «Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их».

Боюсь, что после прочтения этой книги, вместо обещанного «лекарства от греха» новоначальный христианин рискует получить паранойю…

(Как в своем докладе на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда (27 мая 2003 года, г. Киев) говорил председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, «Содержащие суеверные или превратно понятые представления, книжонки сродни печально известной «Лекарство от греха» выполняют функцию отталкивания от Церкви здравомыслящих людей».)

Однако самое сильное и ни с чем не сравнимое впечатление на меня произвела книга отца Алексия Мороза «Исповедаю грех, батюшка» («Смирение», 2005).

В отличие от большинства пособий по подготовке к исповеди, это не тоненькая книжечка или брошюрка. Прекрасно изданный фолиант в 576 страниц внушает доверие одним своим видом. Да и автор — священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России, автор нескольких книг…

Более того, 16 января 2005 года отцу Алексию за это издание была присуждена 1-я Всероссийская православная литературная премия имени св. благ. князя Александра Невского в области популярной богословской литературы.

Я не буду рассказывать о впечатлении, которое произвело знакомство с этой книгой. Приведу лишь отдельные цитаты, предоставив читателю возможность сформировать свое мнение о книге:

«Скверноядение. Оно состоит: в принятии пищи и питья, которые запрещены в Законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей (Лев. 11). Конечно, в России часть пищи, перечисленная в Левите, традиционно употребляется в пищу и вряд ли может считаться нечистой и приводить к осквернению. Это, например, заяц, кролик, свинья, угорь (Интересный выборочный подход — прим. И.С.). Осквернение также состоит в принятии пищи и питья из одной посуды с собаками и кошками; из невымытых и оскверненных сосудов. Принятие муки, соли или воды в колодце, которые осквернились прикосновением к ним нечистого животного. В этом случае сосуды, хлеб, и сами люди скверноядшие должны быть освящены по чиноположению церковному».

«Приходя в квартиру, где находится собака, многие испытывают чувство дискомфорта и даже страха, ибо не привыкли к общению с подобными животными. В любом случае, христианину, живущему в городе, не подобает держать собаку в своей квартире как по гигиеническим, так и религиозно-нравственным мотивам (в Ветхом Завете, например, собака называется нечистым животным)».

«Многосмотрение телевизора — телемания, порочная страсть разлагающая душу человека. Основные телевизионные передачи посвящены человеческим страстям, похоти, убийству, сребролюбию, гордости (суперменству) и тому подобному. Кто постоянно смотрит телевизор, тот незаметно для себя начинает жить жизнью выдуманных телегероев: блудить, убивать и пьянствовать вместе с ними».

«У мужчины (от дружбы с противоположным полом — прим. И.С.) может наблюдаться потеря духовной крепости, расслабление характера (а не смягчение его, которое может возникать при редком общении со слабым полом). Также наблюдается расслабление души скверными помыслами, развитие утонченного сладострастия, когда мужчина, даже не отдавая себе отчета, беседуя зачастую на благочестивые темы, соуслаждается самой энергией беседы, «флюидами» тесного общения с женщиной. В женском существе преобладают кровь и чувства, женщина еще более расположена к пристрастному отношению. Общаясь с мужчиной, она часто подсознательно реагирует на него как на будущего партнера или мужа. Так она называет друга-мужчину своим братом, если они близки по возрасту, отцом — если намного старше ее, сыном — если моложе. Но в любом случае, она как бы сродняется, связывается с ним. Женщина начинает усматривать и расхваливать в своем друге-мужчине такие совершенства, каких он никогда и не имел. Таким образом, женщина превращает своего друга мужчину в идола, а затем и сама стремится стать идолом для него. Даже если у них есть общие духовные и религиозные интересы и на этом основана их дружба, то она, по искушению от диавола, еще скорее приводит к опасности падения».

«…у матери, которая хочет объедаться, кричать, бездельничать, ребенок будет все это делать, даже если мать внешне не позволяет этого себе в своем поведении».

«…алкоголик будет склонять к выпивке, жадный — к накопительству и тому подобное. Часто такой человек в качестве своей профессиональной деятельности выбирает ту, которая косвенно удовлетворяет его страсть в результате занятия предметом страсти или общением с подобострастными людьми. Так, тщеславный скорее выберет профессию актера, жадный — бухгалтера, страждущий чревоугодием — повара, блудливый — профессию венеролога».

В списке грехов, как и в предыдущих случаях, встречаются довольно интересные:

  • Беспричинные и частые посещения знакомых.
  • Излишнее пристрастие к своим родственникам.
  • Оставление отцовского друга.
  • Ложная независимость.
  • Греховная выдержка (которая заключается «в попытке скрыть свое, чаще всего негативное (греховное), отношение к окружающему» — прим. И.С.).
  • Лишение себя невинности.
  • Неблагообразный смех.
  • Пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими.и т.д.

Но самое отвратительное впечатление произвело чтение раздела, посвященного грехам против седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй». Именно благодаря этому разделу книга получила название «православной камасутры» и широкое цитирование на всевозможных порно-ресурсах.

Автор, давая комментарий к тому или иному греху, в красочных подробностях описывает разнообразные стороны интимных отношений, забывая о том, что читателями его книги могут быть не только люди зрелые во всех отношения, но и дети, и подростки. А также просто люди целомудренные и одинокие, для которых чтение о половых извращениях и об отношениях между полами (или внутри пола в гомосексуальных отношениях) в столь откровенных подробностях вряд ли будет полезно:

«Малакия (рукоблудие, онанизм). «Блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18). Грех этот заключается в удовлетворении собственной похоти при помощи рук. Тайность и доступность этого греха приводит к падению в него большинства юных и молодых людей. Страдают этим грехом не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, и не только вкусившие блуд, но даже еще не испытавшие полового совокупления. Особенная сладострастная чувствительность, которой сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что даже женитьбой или замужеством он не всегда излечивается. Этот порок часто совершенно порабощает волю человека, он и желает его оставить и не может. Удовольствие, которое испытано телом сегодня, завтра опять требуется плотью, на третий день повторяется еще с большей силой… и так без конца. Какой же это ужасный порок! Рукоблудник теряет жизненную энергию, тупеет памятью, становится раздражительным, истеричным. Через мечтательность и похотливые фантазии онанист часто становится послушным орудием в руках блудного беса. Покаяние на исповеди, пост, воздержание ума, сердца и чувств от недолжных мечтаний, зрелищ и чтения помогает ослабить воздействие вредной привычки. Причастие святых Таин Христовых, старание больше быть на людях, прогулки, посещение церкви, молитва к Божией Матери, Иоанну Предтече, о даровании целомудрия и чистоты помогает отстать от этой вредной привычки. Церковь назначает согрешившему эпитимию, помогающую ему справиться с этим греховным пороком. Например, сухоядение и по 100 поклонов на протяжении 40 дней (По правилу Иоанна Постника)».

Подробное описание и перечисления грехов (не подкрепленные разве что иллюстрациями) может произвести совсем не тот эффект (осмысление собственной греховности и покаяние), на который рассчитывает автор. Напротив, это может спровоцировать интерес, любопытство, разбудить нецеломудренные мысли — причем намного лучше любого бульварного романа.

(Подобные последствия с иронией изложены в совсем не православной книге Константина Плешакова «Безнравственные письма к Луциллию»:

«В свое время та же Марина, ужаснувшись моему безнравствию, прислала курьерской почтой некую православную брошюрку, весьма скрупулезно трактующую грехи. Как ты понимаешь, первым делом я кинулся проверять грехи плотские — и что бы ты думал? Я обнаружил целый грех, которым натурально не занимался! Грех называется «скоктание», а то, что Даль определяет это как щекотание, так это ничего не значит: со времен Даля сексуальная техника (надо надеяться) шагнула далеко вперед. Брошюрка имела шумный успех. Мои друзья горестно говорили, что вся жизнь, видимо, прошла даром, приятельницы несдержанно стенали и просили позвонить в Патриархию и узнать подробно, что такое скоктание и как именно им не надо заниматься…»).

Впрочем, вернемся к творению отца Алексия Мороза. В разделе, посвященном грехам против седьмой заповеди, содержится масса сомнительных утверждений даже в большей степени, чем в предыдущих:

  • «Пропаганда орального секса в Европе началась с Зигмунда Фрейда, который за свою развращенность был наказан Богом (раком горла и языка, того, чем грешил) и умер в жутких страданиях».
  • «Поставляется в вину сонное искушение, когда оно происходит от чревоугодия, пьянства и многопития (часто от переполнения желудка жидкостью)».

Отдельным грехом, по мнению автора, является внебрачная беременность.

  • «Беременность для девицы или женщины, не имеющей мужа, является наказанием Божиим за грех».
  • «Подпадение чьему-либо насилию по причине собственной неосторожности и вольности в поведении».

Бывают обстоятельства, которые делают виновным в изнасиловании не только насильника, но и пострадавшее лицо. Например, вольное обращение с мужчинами, употребление вина в мужских компаниях, посещение мест, где возможно остаться наедине с мужчиной , вызывающая одежда, короткие юбки, кокетство, заигрывание. Все это может послужить побудительным мотивом для сексуального нападения. Другие при физическом девстве или вдовьем целомудрии растлили себя чтением любовной литературы, смотрением эротических фильмов, слушанием любовных песен и рассказов о любовных утехах и «победах» подруг. Для таковых насилием бывают только первые порывы со стороны насилующего или одна неожиданность греха; они не борются до конца с насилующим или же прямо поддаются страсти, для увлечения которой достаточно двух-трех минут».

«Брак при большой разнице в возрасте. Это является крайне неразумным и даже греховным действием. От такого брака, когда, например, муж старше жены на 20 лет, или не бывает детей, или они рождаются болезненными, хилыми и не живут долго. В этом браке явно наблюдается психическая и духовная патология. Мужчина по своим годам в таком браке бывает старше отца своей супруги, то есть девушка по годам выходит замуж за своего «папочку». Мужчина, как правило, уже повидавший виды развратной жизни, прельщается на молоденькую девочку, желая полнее удовлетворять свое сладострастие. Женщины же решаются на такой неравный брак из-за денег, положения в общества и тому подобному, по мотивам, совершенно чуждым христианскому духу и греховным по своей сути. Естественно, что такой брак Богом благословляться не может и, кроме горечи и волнений, ничего не принесет согрешающим».

Впрочем, стоит ли удивляться таким высказываниям, если автор утверждает:
«Мерзко пред Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода», а супружеские отношения называет «похотным удовольствием»…

Ко грехам против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй») автор также относит слушание современной и рок-музыки, а также ношение женщинами коротких стрижек, («Все эти короткие стрижки «под мальчишку», имеют одно назначение: вызвать большее внимание и пробудить половой интерес мужчин»), а также брак гражданский, т.е. зарегистрированный государством, о котором в Социальной концепции РПЦ говорится:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Печально, но подобного рода литература не сходит с прилавков православных книжных магазинов, ее с пристрастием цитируют и рекомендуют, стараются по ней жить… И ни автора, ни издателя, ни продавцов не волнует, что подобное чтение в лучшем случае приведет человека не утвержденного в Православии к определенным заблуждениям, в худшем — надолго отвратит его и от Таинства Исповеди, и от Церкви вообще…

Невозможно не согласиться с протоиереем Алексием Уминским, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, который во время заседания круглого стола «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса» (27 декабря 2006 года) высказал следующую точку зрения:

«У нас существуют … какие-то странные книги, в том числе и об исповеди, которые я бы просто запретил продавать. Вот выходит книга под названием «Исповедую грех, батюшка…» питерского священника Алексея Мороза. Там перечисление грехов занимает полкниги — только содержание».

Ирина Стрижова

Священник Алексий Мороз — Исповедаю грех, батюшка. Наиболее полный анализ грехов и пути борьбы с ними. [2015 (11-е изд.), PDF, RUS]

Исповедаю грех, батюшка.
Наиболее полный анализ грехов и пути борьбы с ними. Год издания: 2015 (11-е изд.)
Священник Алексий Мороз
Жанр или тематика: Христианство
Издательство: М.: ООО «Макс»
ISBN: 978-5-906529-08-4
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 576
Доп. информация: Сканирование и обработка: kurfuerst
Описание: В книге священника Алексея Мороза «Исповедую грех, батюшка» представлен наиболее полный перечень грехов, встречающихся в жизни современного человека. В подготовке к изданию использованы как дореволюционные, так и современные православные источники. Для удобства читателя и лучшего логического осмысления материал излагается на основе десяти заповедей Господних. Часть книги посвящена вопросам исповеди, психологии кающихся, выбору духовного отца, а также опасности прелести, подстерегающей христианина уже с первых шагов его духовного пути. Вы держите в руках третий — дополненный, исправленный и доработанный — вариант книги. Начиная с 2001 года, она выдержала девять переизданий, нашла признание у многих православных людей, была одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, получила литературную премию Святого благоверного князя Александра Невского. Вместе с тем, к этой книге был высказан ряд претензий и замечаний. Основные из них касались названия и смысла грехов по 7-й заповеди. Оппоненты сомневались: стоит ли столь подробно раскрывать содержание блудных грехов, акцентировать внимание на их многообразии? Не растлит ли это неискушенного читателя? По этой причине они называли книгу вредной, а «особо ревностные» предлагали даже сжечь ее (пока, слава Богу, без автора). Оправдана ли данная позиция? Издательство, побуждаемое многочисленными запросами на книгу, глубоко убеждено: такая позиция порочна. Подтверждает такой взгляд ещё и то, что в последнее время в мире произошли (и продолжают усугубляться) радикальные изменения. Они коренным образом меняют мировоззрение людей, склоняя их в сторону греха. В этих условиях и автор считает, что не имеет права далее держать паузу. Важнейшей задачей нашей Церкви и духовенства в настоящее время является решительное обличение существующих плотских грехов, а не стыдливое замалчивание их. Рассуждение о том, что, если грех будет назван и изобличен, это может повредить целомудренному человеку, — ложь. Тотальная развращенность современных людей такова, что уже само понятие греха исчезает из их сознания. Требуется четкое указание и обличение существующего беззакония, чтобы предохранить от него хотя бы некоторых. На это и направлена книга «Исповедую грех, батюшка». Примеры страниц

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *