Исповедь августина краткое содержание

Краткое содержание Исповедь Аврелий Августин для читательского дневника

«Исповедь» — это произведение, которое стало самой первой автобиографией в литературы Европы. На протяжении многих лет оно было образцом для христианских писателей. Произведение охватывает только часть жизни Августина Аврелия, но за, то имеет нужные и необходимые знания, которые помогут развиваться духовно и философски, а также станет неоценимым пособием по воспитанию религиозных знаний. В начале своего творения он рассказывает о своей жизни, которая была полна пороками и заблуждениями. А теперь он просит прощения и хочет своим сочинением восхвалить Господа.

В этом произведении он показывает свой философский путь от самого разлада и раздвоения жизни до стремления к объективному миру и единству. Обычно человек замыкается на чувственном мире и так находит мрак и страдания. Он же спрашивает, неужели не видно этой бездны, что это такое и как с этим быть. Он переносится в эпоху, когда еще не существовало христианство, чтобы суметь вырваться и понять, как избавится от этой негативной глубины к свету и правде, чтобы избавиться себя от греха и раздвоения.

В «Исповеди» он показывает тот отрезок своей жизни, когда он отрекся от манихейства, но еще не принял христианство. И единственное, что заставляло его стремиться к свету Божьему, это то, чтобы воля была достоверной, как собственно и существование. Ни один скептик не мог повлиять на него. Но все, же он находил в своей воле один изъян. Он совершает грех, но не хочет этого делать и из этого делает вывод, что несвобода – это наказание, которое он терпит.

Исходя из всего, он делает вывод, что есть что-то достоверное, что действительно возвышает над всеми противоречиями, и даже в разладе познается справедливость. Раздвоение и разлад он относит только к временной действительности, а вот мир и единение является вечными идеалами. Он ищет вселенную, которая смогла бы преодолеть все контрасты действительности и двойственности в единстве мира. Поиск – это длительный процесс, который может причинять боль и муки. Также ведет рассуждение, о времени и пространстве.

Он ставит смелые вопросы, мог ли Господь сотворить мир раньше или позже? Что он сделал до сотворения мира? И как можно соотнести нашего создателя со временем и вечностью? Чтобы дать ответы на эти вопросы, он обращает к толкованию времени Платона и говорит, что время это тоже созданная субстанция.

Он говорит, что Бог относится к вечности, поэтому тут не может выть понятий «раньше» и «позже», не уместно спрашивать его, когда и что он создал, а соответственно и время начинает идти с момента сотворения мира.

Но все, же он много рассуждает о времени, о прошлом, будущем и настоящем. Он точнее выделяет термин пространство, но называет его местом. Он строит вопросы логически и о времени и о пространстве, поэтому всегда вызывает интерес. Причем они служат прообразами сегодня для совершенно новых образов и ассоциаций.

Когда, читаешь это произведение, то появляется чувство, как будто открывается субъективное сознание, но здесь тоже проглядывается борьба контрастов, причем активная. Здесь он показывает психологический процесс, который переживают все люди, которым вера достается через борьбу и усилия, кто находится в другом поиске. Этот труд стал главным духовным фактором, который определил мышление средневековья, а философские взгляды оказали влияние на христианство в Западной Европе.

С ним произведением и умениями он заложил основы христианской философии. Он не принимал подход греков, который включал в себя объективизм и интеллектуализм. Он выстроил свой подход, который за основу принимал волю, которая стояла впереди разума. В своих учениях он выступает против ересей и язычников. Для него идеалом служило единство мирового боговластия. Своими трудами он внес неоценимый вклад в развитие религии, философии.

Оцените произведение:

  • 2.65
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 85

Читать краткое содержание Аврелий Августин Исповедь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Аврелий Августин Исповедь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дудинцев Белые одежды

    лавный герой романа Федор Иванович Дежкин. Он приезжает в город для того, чтобы с коллегой – Василием Степановичем Цвяхом, проверить работу сотрудников кафедры. Еще им обоим велено проверить информацию о незаконной и запрещенной деятельности студентов

  • Краткое содержание Чудак из 6 б Железников

    У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется

  • Краткое содержание Пантелеев Честное слово

    Однажды летом мужчина зашёл в сад, и зачитавшись, не заметил, как наступил вечер. Он поторопился выйти, пока сад не закрылся, и услышал какой-то шум. Прислушавшись, он понял, что где-то в кустах плачет ребёнок.

  • Краткое содержание Спартак Джованьоли

    Действие романа разворачивается в древние времена Римской империи. На первых страницах книги мы узнаем, что осенью 78 года до нашей эры все жители Вечного

  • Краткое содержание Житков Волк

    В свои произведения автор вкладывает свои чувства и эмоций. Творение Житкова «Волк» предназначен для детей школьного возраста. В книге рассказывается про крестьянина и волка.

_____ представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром
__________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия
«Бритва Оккама» отражает содержание принципа: «___»
«Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», – заявляли
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
«Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает
«Естественное состояние», по Т.Гоббсу, – это
«Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», – считают представители
«Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты», – считал
«Рыцарем свободного духа» называл себя
«Свобода – это осознанная необходимость», – считал
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», — считал
Августина впервые поднимается вопрос о
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является
Автором работы «Слово о законе и благодати» является
Автором философии «общего дела» является
Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия
Аксиология – это учение о
Античная философия включает в себя __________ философию
Античная философия включает в себя_____________ философию(ии)
Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма
Буддизм считает человека существом
Буддизм считает человека существом
Бунт как утверждение свободы человека, выбирающего собственную сущность, обосновывал
В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о
В высказывании Платона «Под воздействием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о ___________ функции философии
В даосизме Дао конкретизируется и материализуется в
В джайнизме прекращение влияния кармы называется сансарой
В древнеиндийской философии предопределенность человеческой жизни обозначается понятием «___»
В древнеиндийской философии брахма – это
В древнеиндийской философии всепроникающая субъективная реальность — это
В древнеиндийской философии сочетались принципы
В Древней Индии размышление, приводящее в результате к спокойствию обозначается термином «_____»
В Древней Индии систематическое усилие, направленное на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека, — это
В древнекитайской философии разработкой вопросов логики в основном занимались сторонники
В Древнем Китае школа служилых людей иначе называется школой
В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, философы делятся на
В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был
В конфуцианстве почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям, т.е. основа человеколюбия, обозначается понятием
В конфуцианстве церемониал, ритуал, благопристойность, почтительность, норму, правило означает
В основе всех философских построений славянофильства лежала идея
В основе натурфилософии Возрождения лежит
В основе философии истории евразийства лежит утверждение о том, что
В основе философии лежит(ат)
В основе философских систем французских просветителей лежит____________ картина мира
В русской философии создателем религиозно-философского учения о всеединстве был
В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось
В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что
В современной философии значительное внимание уделяется
В творчестве Канта выделяются периоды
Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья является
Важной функцией мифа являлось
Вайшешика — это
Вековой спор средневековых мыслителей об «универсалиях», то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря
Вершиной достижений китайской философской мысли в области гносеологии и логики вплоть до ХХ в. были идеи
Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(во)
Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира в философии
Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии _________ периода
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались
Вопросы: «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития?» относятся к
Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума, – утверждают сторонники
Выдающийся мыслитель и учёный античности, создатель «Ликея», – это
Выдающимся представителем этапа патристики является
Герменевтикой называется
Главной целью Реформации XVI в. являлось
Главной целью Реформации XVI в. являлось(ась)
Греческие слова phileo – «любовь» и sophia – «мудрость» дали начало термину «____»
Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи
Для теории психоанализа З.Фрейда характерны
Для философии Нового времени характерно разделение на
Для эпохи Возрождения характерен
До середины XIX в. царило общее убеждение, что философия – это
До середины XIX века царило общее убеждение, что философия – это
Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как
Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует
Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризует
Древнекитайская «Книга перемен» отражает мифологические представления о(об)
Дуализм является философским учением
Дуалистическое направление в философии индуизма, согласно которому существуют два первоначала: вещественное и духовное, — это
Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть
Ж.-Ж.Руссо видел причину неравенства людей в
Заслуга софистов состоит в том, что они
Идеализация русских самобытных начал характерна для
Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для
Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в(во)
Истинное бытие, по Платону, есть
Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма
Источником всякого отчуждения, по Марксу, является
Италии, а своего расцвета достигла в
К диалектическим законам Г.Гегеля не принадлежит закон
Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла
Когда философия учит ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого и самостоятельного размышления и анализа, то её деятельность связана с _____________ функцией
Конфуций сформулировал учение о
Легисты
Логико-гносеологическая функция философии заключается в
Материалистическую позицию в отечественной философии XIX – XX вв. представляют
Материя обладает атрибутами и протяженности и мышления – считал
Мировоззренческий дуализм Нового времени утверждает разделение
Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют
Н.Макиавелли дал обоснование светского государства в
Н.Макиавелли дал обоснование светского государства в
Направление русской общественной мысли XIX века, приверженцы которого отстаивали идею самобытного развития России, ее религиозно-исторического и культурно-национального своеобразия, получило название
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется
Научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма — считает
Начало секуляризации русской философской мысли на основе объединения принципов религии и науки связано с именем
Неортодоксальное, не признающее авторитета Вед философское направление Древней Индии, — это
Ньяя — это
Общественный прогресс связывает с достижениями науки
Общим для философии, наряду с другими формами мировоззрения, являет(ют)ся
Объектом философии является
Одна из влиятельных школ Древнего Китая, которая особое внимание уделяет вопросам управления людьми, — это
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является
Одним из направлений философии, возникших в XX веке, является
Одной из характерных черт современной философии является
Одной из школ древнекитайской философии является
Онтологией в философии называется учение о
Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как
Ортодоксальное древнеиндийское философское направление, признающее авторитет Вед, — это
Основателем буддизма является
Основателем даосизма был
Основной принцип социально-этической концепции даосизма – это
Основной причиной отчуждения, согласно К.Марксу, служит
Основные этапы исторического развития европейской философии
Основными представителями классического периода античной философии были
Основу философии Конфуция составляет(ют)
Основу философии Конфуция составляет(ют) проблема(ы)
Особенностью древневосточной философии является
Особенностью древневосточной философии является
Особенностью средневекового стиля мышления является
Отличие философии от религии заключается в том, что
Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть
Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался
Первые представления о философии на Руси сложились после
Первый в древнекитайской философии поставил вопрос о природе человека в связи со своей концепцией воспитания и обучения
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это
Первым древнерусским философом был
Первыми материалистами в истории европейской философии считаются
По мнению ________, материя обладает атрибутами и протяжённости, и мышления
По мнению _________, «человеку массы» противостоит «сверхчеловек»
По мнению ___________, сознание новорождённого есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума»
По мнению ___________, число, как первое сущее, позволяет различать, вносить определенность в бытие
По мнению сторонников ___________, всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Под философией понимают
Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию
Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
Постижением процесса общественной жизни занимается
Появление светского типа философствования в России происходит в _______ веке
Практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы осуществлялась в ортодоксальной школе Древней Индии
Предметом философии являет(ют)ся
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является
Представителем философии жизни является
Представители вульгарного материализма считают, что сознание
Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется
Представители_________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования
Представителями гуманистической линии в философии являются
Представителями рационализма в философии XVII века были
Представителями эмпиризма в философии XVII века были
Применив материалистическую философию к области истории, К.Маркс и Ф.Энгельс явились создателями _________________ материализма
Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями _________________ материализма
Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии
Проблему существования в её общем виде выражает философская категория «___»
Проблемы познания, поиска научного метода становятся центральными в европейской философии __________ века
Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в
Проблемы, решаемые философией
Проблемы, решаемые философией
Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию
Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой
Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии
Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется
Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается
Родоначальником либерализма в философии Нового времени является
Роль философии в научном познании связана с
Русская идея, с точки зрения В.Соловьева, – это идея
Русским философом, создателем философии Всеединства, является
Самой ранней мировой религией является
Санкхья — это
Системно-рационализированное мировоззрение называют
Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
Смысл категорического императива И.Канта выражен в суждении: «____»
Современная философия наиболее тесно связана с
Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был
Согласно Пармениду бытие есть
Согласно Пармениду, бытие есть
Согласно учению Канта, время – это
Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность
Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность
Содержание ____________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов
Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является
Создателем учения об «идеальном государстве» был
Сопоставьте имя мыслителя и понятие(я), характерное(ые) для его концепции
Сопоставьте имя мыслителя и понятие, которое лежит в основе их философских концепций
Сторонники _____________ считают сознание воплощением мирового разума
Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из
Суть веданты составляют основные идеи
Существо эвристической функции философии состоит в
Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию
Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью
Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют
Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется
Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется
Установите правильную последовательность периодов древнеиндийской философии
Утверждая, что мир есть проекция комплекса человеческих ощущений, философ выступает с позиции
Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит
Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется
Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть
Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является
Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», – это
Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
Философия в ее всемирно-историческом значении должна, по мнению И. Канта, ответить на вопросы: «______»
Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом
Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период ___ вв. до н.э.
Философия отличается от науки тем, что
Философия отличается от религии тем, что
Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою _________ функцию
Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется
Философская позиция дуализма выражается в признании
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется
Философским обоснованием индуизма является
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли
Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли
Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть
Философское направление, считающее духовное начало основой бытия, называется
Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного – называется
Философы-идеалисты понимают под субстанцией
Формирование философских взглядов в Древней Индии происходит на основе религиозной идеологии
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких качеств культурной личности, как
Формируя целостную картину мира и бытия человека в нём, философия выполняет________ функцию
Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется
Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется
Характерной чертой мировоззрения античности является
Характерной чертой мифологической картины мира является
Характерной чертой русской идеалистической философии является
Характерной чертой философии постмодернизма является
Характерной чертой философских проблем является их
Центральная проблема философии И.Канта – это
Центральная проблема философии И.Канта – это
Центральным понятием в философии С.Л.Франка было понятие
Э.Гуссерль является создателем
Этическая древнеиндийская концепция миропонимания, опирающаяся на учение о бытии, согласно которому бытие не является перманентным, лишенным становления, изменения и конца, — это

«Исповедь», которую епископ Августин Аврелий в конце IV в., является одним из основных богословских трудов, лежащих в основе христианской догматики. Многие его мысли и сегодня заставляют людей открывать свои сердца для света истинной Веры. Этот труд не оставляет равнодушным и людей отрицающих религию, которые считают его образцом автобиографических произведений.

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.

Святой Аврелий Августин

Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

На основе полемики с манихеями, донатистами и пелагианами богослов написал труд «О ересях». Епископ Августин Аврелий Гиппонский умер в глубокой старости в 430 г. во время осады города вандалами.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.

Икона блаженного Аврелия Августина

Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

  1. «О жизни блаженной» рассказывает о крае блаженной жизни, в который попадут познавшие Господа люди. Сделать это можно, достигнув уровня умиротворенной мудрости.
  2. «О музыке» — трактат, раскрывающий вопросы античного стихосложения. Также автор даёт подробное определение понятию музыки.

Труды 395-410 гг. иллюстрирует путь религиозных исканий Августина. Он рассматривает религиозно- церковные вопросы.

  1. «О различных вопросах Симплициану» содержит теорию воздействия на человека божественной благодати.
  2. «Исповедь» — автобиографический труд, содержащий сведения о жизни Августина и основные постулат его философских взглядов.

Труды последнего творческого этапа (410-430 гг.) посвящены вопросам мироздания и конца света. В труде «О Граде Божьем» сформирована идея теократии, рассмотрен процесс мировой истории.

Интересно: первые переводы произведений Августина Аврелия появились в России в конце XVIII в. Самый популярный современный вариант трактата «Исповедь» создан в годы Великой Отечественной войны профессором М.Е.Сергеенко. Она переводила текст автора полностью, включая его перевод библейских цитат.

«Исповедь»

Главным трудом Августина Аврелия считается «Исповедь». Он содержит рассказ о сложном жизненном пути и формировании философско-религиозных взглядов автора.

История написания

В 398 г. святитель Павлин Ноланский попросил известного проповедник и Богослова написать автобиографию. В «Исповеди» отражены не только факты личной биографии Августина, но и его религиозные и философские искания.

Суть и идея

«Исповедь» — попытка осмыслить становление личности через процесс познания Господа. Через рассказ о собственных религиозных и философских исканиях автор описывает религиозную концепцию, ставшую на многие века ведущей в христианской церкви.

Блаженный Августин. «Исповедь»

В книге нашли отражение следующие вопросы, которыми задавался богослов:

  1. Как, когда и в каких условиях Бог создавал мир.
  2. Бог существует в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ереси и как к ним относиться.

Основной идеей произведения является дуализм человеческой натуры. Она, обладая разумом и волей, постоянно находится во власти Господа.

Определение жанра

«Исповедь» считается первым значимым произведением автобиографического жанра. Но фактически в тексте трактата просматривается сочетание трёх жанров, к которым относятся:

  1. Исповедь, которая идёт от христианина, долгое время искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь личности автора.
  3. Богословский трактат, построенный на основе анализа текстов Священного Писания.

Все жанровые конструкции сплетаются в единое произведение, которое считается образцом литературы в жанре автобиографию.

Стилистические особенности

Текст «Исповеди» построен на основе классической исповеди. Но при этом для сопутствующих жанровых конструкций свойственны свои особенности. Августин использует следующие стилистические приёмы:

  • самообличение;
  • самобичевание;
  • включение цитат из Библии;
  • толкование древних текстов;
  • обращение к известным историческим фактам в виде намека или опосредованного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного человека. При этом в некоторых частях трактата перед читателями появляется учёный-риторик, который воспитывался на образцах античной литературы и судебной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на 2 части:

  • временная часть с 1 по 9 книги;
  • тематическая часть с 10 по 13 книги.

В книге «Исповедь» святой Августин рассказывает о своем обращении в христианство

Повествование в книгах, построенных по временному принципу, относится к автобиографической части трактата. Каждый том, посвящён исследованию отдельных религиозных вопросов в свете становления личности епископа Августина. В них последовательно раскрываются следующие темы:

  1. Чувство истинной любви появляется в процессе познания Господа.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — возможность духовного соединения с Богом.
  4. Становление нового человека, воспринимающего мир через христианское учение, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием Мелиодорским.
  6. Познание Господа путём философских изысканий.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Господь, наделивший ею человека.
  8. Свободная воля, как взаимодействие Бога и человеческой души.
  9. Осмысление добродетелей, которые служат как добру, так и злу.

Последние четыре книги являются философским трактатом, в которых рассматриваются основные богословские категории.

  1. Освящение сути человеческой памяти, которая формируется на основе чувственных образов. Память способствует формированию самосознания, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
  2. Рассуждение о формах времени, приходящее к выводу, что существует три формы настоящего времени.
  3. Толкование книги «Бытие». Автор приходит к выводу, что в священной книге содержится истина, которая недоступна большинству людей.
  4. Размышление о сотворении мироздания и духовной жизни.

Интересно: цитаты, которые используются Августином, часто не совпадают с современным библейским текстом. Это объясняется тем, что он опирался на древний латинский перевод Библии — Итала.

Историческое значение

«Исповедь» Августина Аврелия содержит в себе основу религиозно-духовного учения Христианской церкви. Принято считать, что этот трактат лежит в основе католического мировоззрения, поэтому православные люди редко обращаются к нему. Но многие мысли, сформулированные в трактате, легли в основу православных догматов.

«Исповедь» повлияла не только на средневековую религиозную философию, но и на литературу. По её примеру богословы и писатели последующих веков писали собственные мемуары и биографии.

Исповедь Аврелия Августина

Блаженный Августин:
Исповедь: краткое содержание

Блаженный Августин: Исповедь
Исповедь (400) — несомненно, самое известное произведение Блаженного Августина. Но все же по своей значимости в наследии этого философа-теолога она занимает лишь второе место, после трактата О граде Божием, написанном позже (412–427) и посвященном философии истории. Успех Исповеди Объясняется, пожалуй, глубоко личностным характером этого произведения, позволяющим читателю проследить весь жизненный путь автора. Эта книга всегда пользовалась огромной популярностью. Она по праву занимает почетное место в истории жанра «романа о человеческом становлении» (Bildungsroman). (Обычно название жанра переводят как «роман об ученичестве». Предлагаю собственный перевод, он точнее. — Примеч. пер.) Но становление, о котором рассказывает автор, особое. Это познание Бога. Книга могла бы иметь подзаголовок Как я стал христианином.
Как можно заниматься философией и теологией в тревожные времена? Этот вопрос задаешь себе, знакомясь с историей жизненного пути святого Августина… Из краткого изложения Исповеди мы узнаем обстоятельства его жизни. Но вначале скажем несколько слов о стиле автора. Это произведение написано в форме «исповеди». Читатель, открывающий сегодня книгу Блаженного Августина, часто до этого уже бывает знаком с Исповедью Жан-Жака Руссо, которая, строго говоря, никакая не «исповедь». У Руссо это слово теряет свой первоначальный смысл. В сущности, автор стремился оправдаться в том, что бросил на произвол судьбы пятерых своих детей. Руссо с удовольствием рассказывает обо всех своих приключениях: он безудержно превозносит собственное «я» и ставит себе в заслугу даже явные ошибки. У Августина же слово «исповедь» употребляется в его исконном значении. Перед нами открывается душа грешника, который перед лицом Бога и людей винится во всех своих грехах и возносит хвалу Господу за милость Его.
Сегодняшний читатель, знающий о глубокой пропасти между современными теологией и философией, может недоумевать, почему мы включили это сочинение в нашу книгу о философии. Однако в эпоху Блаженного Августина философия и теология были единым целым. Вопрос о «Боге» стоит в центре рассуждений Исповеди. Платон и Аристотель говорили о «богах». Через семь столетий после них, во времена святого Августина происходит становление христианства. Это период не только развала Римской империи, но и кризиса в религии. В ходе многочисленных теологических и философских войн, не говоря уже об ожесточенных вооруженных схватках, христианство постепенно обретает официальный статус. Но внутри самого христианства нет единства. От церкви откалываются многочисленные секты, да и саму ее лихорадит от столкновений противоборствующих течений.
Философ, конечно, не мог избежать участия в конфликтах и спорах своего времени. Эта книга, в которой Блаженный Августин. определил свою позицию в противоборстве с различными церковными группировками, была написана автором в возрасте 46 лет…
Резюме
Августин вспоминает, что родился он в Тагасте, в римской провинции Африка (на границе между сегодняшними Алжиром и Тунисом). Отец его Патрикий был членом городского совета и владел кое-какой собственностью. Мать Моника, судя по имени, была финикиянкой. В первых книгах Исповеди Августин делится с нами своими детскими чувствами. Он педантично перечисляет все свои тогдашние грехи: неумеренное желание материнской груди, беспорядочный образ жизни, упрямство, злоба…
Начальная школа ему не очень нравится. Греческий язык, к примеру, мальчик учит из-под палки. Его родной язык — латинский. Философ вспоминает, какое отвращение вызывали у него занятия греческим. Лишь под давлением взрослых он все же выучил этот нелюбимый язык и даже стал считаться одним из лучших учеников. Чтобы продолжить учение, Августин едет в соседний город (Мадауру). Там он попадает в обстановку, весьма благоприятную для занятий. Отрок учится читать, заучивать наизусть и комментировать классические тексты. За время учебы в Мадауре он приобрел оставшуюся на всю жизнь привычку цитировать первоисточники. Денег у отца было немного, и свой 16-й год мальчику пришлось опять провести в Тагасте. Он описывает этот год безделья без всякого снисхождения к себе.
В 371 году щедрый меценат Романиан дает мальчику стипендию, и Августин едет учиться в риторскую школу в Карфагене. Этот город был известен в то время как средоточие порока. Юношу одолевают призывы плоти. С самого нежного возраста его мучают неудовлетворенные чувства. «Я прибыл в Карфаген: кругом меня котлом кипела позорная любовь. Я еще не любил, полюбил любить…», и далее: «Любить и быть любимым было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной» (III, 1). Эти порывы чувственности вовсе не означают, что Августин был развратником. Он просто жил довольно веселой жизнью. Юноша ходил в театр, где любил смотреть пьесы о любви. Но при всем при том он не забывал об учебе и учился серьезно. Тем временем умер отец. У самого Августина завязалась связь с некоей женщиной, продлившаяся 15 лет. У них родился сын, Адеодат. Моника, мать Августина, на эту связь смотрела косо и в конце концов добилась ее разрыва, хотя и несколько поздновато.
Работая в библиотеке, Августин открывает для себя Цицерона, прочитав его диалог Гортензий, до нас не дошедший. Эта книга оказалась для него своего рода озарением:
«Я изучал книги по красноречию, желая в целях предосудительных и легкомысленных, на радость человеческому тщеславию стать выдающимся оратором. Следуя установленному порядку обучения, я дошел до книжки какого-то Цицерона, языку которого удивляются все, а сердцу не так. Книга эта увещевает обратиться к философии и называется „Гортензий“. Эта вот книга изменила состояние мое, изменила молитвы мои и обратила их к Тебе, Господи, сделала другими прошения и желания мои. Мне вдруг опротивели все пустые надежды; бессмертной мудрости желал я в своем невероятном сердечном смятении и начал вставать, чтобы вернуться к Тебе. Не для того, чтобы отточить свой язык (за это, по-видимому, платил я материнскими деньгами в своем девятнадцатилетнем возрасте; отец мой умер за два года до этого), не для того, чтобы отточить язык, взялся я за эту книгу: она учила меня не тому, как говорить, а тому, что говорить. Любовь к мудрости по-гречески называется философией; эту любовь зажгло во мне это сочинение. Есть люди, которые вводят в заблуждение философией, которые прикрашивают и прихорашивают свои ошибки этим великим, ласковым и честным именем Цицерона; почти все такие философы, современные автору и жившие до него, отмечены в этой книге и изобличены». (III, 4).
Чтение заставило Августина «любить, искать, добиваться, овладеть и крепко прильнуть не к той или другой философской школе, а к самой мудрости, какова бы она ни была» (III, 4).
К изумлению своих учителей и соучеников уже на следующий год Августин прочел Категории Аристотеля и не нашел их особенно трудными. Однако юноша был разочарован Библией: эту книгу «показалось мне недостойным даже сравнивать с достоинством цицеронова стиля» (III, 5).
Знакомство с манихейским учением
О Разочаровавшись в Библии, Августин пытается обрести истину в других учениях. В это время он узнал о секте манихеев, и те обещали дать ответы на все его вопросы. В основе учения этой секты лежит философский дуализм: существуют, с одной стороны, Добро, порожденное Светом, а с другой — Зло, порожденное Тьмой. Для того, чтобы оставить жизнь во Зле и устремиться к Свету, секта требует от своих приверженцев аскетизма. Манихеи презирают человеческое тело, связывающее человека со Злом. Августина привлек в этом учении способ преодоления самого себя, чего он страстно желал. Юноша впервые получил какой-то теоретический ответ на вопрос о сущности зла, мучивший его всю жизнь. А в призыве к самопреодолению он увидел то средство, в котором нуждался, чтобы выполнить свое жизненное предназначение. В секте он был всего лишь рядовым послушником. Но его связи с манихеями были настолько сильны, что Августин даже уговорил присоединиться к ним своего друга Алипия и покровителя Романиана. Со своей стороны, секта помогала Августину в его карьере. Следует отметить роль Моники, его матери, ярко показанную в Исповеди. Августин дает ясно понять, какие виды она имела на сына. Чтобы направить его в веру истинную, мать ищет помощи влиятельных лиц… Один епископ, устав объяснять Монике, что Августин способен сам найти дорогу в жизни, потерял терпение и сказал ей: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет» (III, 12).
Августин в Карфагене
Прожив некоторое время в родном городе, Августин находит себе место ритора в Карфагене. Со своими обязанностями он справляется блестяще. В книге IV Августин описывает, в какой интеллектуальный тупик завели его некоторые ложные учения — магия, астрология. Смерть близкого друга, принесшая юноше большие страдания, и отъезд из Карфагена открыли ему, что преходящие существа не могут дать нам счастья. Лишь один Господь неизменен. Душа может обрести мир и счастливую жизнь только в Боге. Августин рассказывает об ошибочной книге (ныне утерянной), которую он написал. Там он ставил такие «кощунственные» вопросы, как: «Почему же заблуждается Бог? Почему заблуждается душа, которую создал Бог?» Тогда на эти вопросы Августин давал материалистические ответы.
Но к этому времени он уже начинает разочаровываться и в манихействе. Юноша обнаружил, что это учение отрицает личную свободу, к которой он был столь привержен. Хотя Августин страстно ищет источники зла, но уже не удовлетворен разъяснениями манихеев, которые отличают совершенных людей, хранителей святости, от всех прочих. Базовая доктрина манихейства возлагает вину за ошибки и преступления на принцип, чуждый виновному в этих ошибках. Августин не может этого принять. Слушая одного из самых блестящих манихеев, Фавста, он понимает ужасающую пустоту манихейской философии:
«Так как я прочел много философских книг и хорошо помнил их содержание, то я и стал сравнивать некоторые их положения с бесконечными манихейскими баснями. Мне казались более вероятными слова тех, у кого хватило разумения исследовать временный мир, хотя не обрели они Господа его» (V, 3).
Он потрясен математическим невежеством Мани — еще одного из столпов секты:
«…Манимного говорил по вопросам научным и был опровергнут настоящими знатоками. Ясно отсюда, каким могло быть его разумение в области, менее доступной. Он же не соглашался на малую для себя оценку и пытался убедить людей, что Дух Святой, утешитель и обогатитель верных твоих, лично в полноте своего авторитета обитает в нем. Его уличили в лживых утверждениях относительно неба, звезд, движения солнца и луны, хотя это и не имеет отношения к науке веры, тем не менее кощун-ственность его попыток выступает здесь достаточно: говоря в своей пустой и безумной гордыне о том, чего не только не знал, но даже исказил, он всячески старался приписать эти утверждения как бы божественному лицу» (V, 5).
Рим
Превыше всего в науке Августин ставил точность и, не найдя ее в учении манихеев, отошел от секты. Молодой философ отправился в Рим, где ему предложили более интересную работу. Он принял предложение не потому, что хотел заработать больше денег, а для того, чтобы найти учеников, более заинтересованных в его лекциях:
«Я решил отправиться в Рим не потому, что друзья, убеждавшие меня, обещали мне больший заработок и более видное место, хотя и то и другое меня тогда привлекало; главной же и почти единственной причиной были рассказы о том, что учащаяся молодежь ведет себя в Риме спокойнее, что их сдерживает строгая и определенная дисциплина, и они не смеют дерзко и беспорядочно врываться в помещение к чужому учителю: доступ к нему в школу открыт только с его разрешения. В Карфагене же, наоборот, среди учащихся царит распущенность мерзкая, незнающая удержу. Они бесстыдно вламываются в школу и, словно обезумев, нарушают порядок, заведенный учителем для пользы учения. С удивительной тупостью наносят они тысячи обид, за которые следовало бы по закону наказывать, но обычай берет их под свое покровительство. Они тем более жалки, что совершают, как нечто дозволенное, поступки, которые никогда не будут дозволены по вечному закону Твоему; они считают себя в полной безнаказанности, но их наказывает слепота к собственному поведению; они потерпят несравненно худшее, чем то, что делают. Учась, я не хотел принадлежать к этой толпе; став учителем, вынужден был терпеть ее около себя. Поэтому мне и хотелось отправиться туда, где, по рассказам всех осведомленных людей, ничего подобного не было» (V, 8).
На самом деле Рим оказался ничем не лучше:
«Я прилежно взялся за дело, ради которого я приехал: начал преподавать в Риме риторику и сперва собрал у себя дома несколько учеников, знакомство с которыми доставило мне и дальнейшую известность. И вот я узнаю, что в Риме бывает то, чего в Африке мне не доводилось испытывать: здесь, действительно, юные негодяи не ставили всего вверх дном — это я сам видел, но мне рассказывали о другом: вдруг, чтобы не платить учителю, юноши начинают между собой сговариваться и толпой переходят к другому. Этим нарушителям слова дороги деньги, справедливость у них стоит дешево» (V, 12)..
И тогда Августин отправляется в Милан, куда к нему приехала мать.
Милан и влияние Амвросия
В Милане он знакомится с епископом Амвросием, будущим святым. Августин восхищен его проповедями и, видя, что епископ — человек более знающий, чем Фавст, он решает окончательно порвать с манихейством (V, 13–14). Благодаря Амвросию Августин принимает католические представления о вере. В.философии его привлекают идеи Новой академии (т. е. неоплатонизма — направления античной философии 3–6 веков., систематизировавшего учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. — Примеч. пер.) В то время его устраивал скептицизм философов-неоплатоников. Однако уже вскоре Августин обнаружил противоречие в этом учении. Утверждая, что истина недоступна человеку, неоплатоники считали, что изучать следует лишь возможное и правдоподобное. Это не могло удовлетворить Августина, считавшего, что мыслитель должен познать Мудрость. Амвросий познакомил его с сочинениями Плотина (древнегреческого философа). Поскольку Августин был не слишком силен в греческом, он прочитал их в латинском переводе Мария Викторина.
В то время близким другом Августина был некий Алипий, разделявший его мучительные колебания между Богом и миром. Августин стремится, с одной стороны, к женитьбе (мать заставила его просить руки одной девушки, говорят, этот брак длился два года), а с другой — к совместной жизни с друзьями. Именно в это время он рвет отношения с любовницей, с которой прожил 15 лет. Этот разрыв, совершенный по требованию матери, заставляет его тяжко страдать. В отношениях между своим телом и духом он видит туже проблему, о которой Сократ и Алкивиад говорили в диалоге Пир: обрести мудрость можно, лишь отказавшись от чувственности:
«Я рассуждал с моими друзьями, Алипием и Небридием, о границе добра и зла. Я отдал бы в душе своей первенство Эпикуру, если бы не верил, что душа продолжает жить и после смерти и ей воздастся по заслугам ее; Эпикур в это верить не желал. И я спрашивал себя: если бы мы были бессмертны, если бы жили, постоянно телесно наслаждаясь, и не было страха это наслаждение потерять, то почему бы и не быть нам счастливыми и чего еще искать? Я не знал, что о великом бедствии как раз и свидетельствует то, что, опустившийся и слепой, я не в силах постичь ни света честной добродетели, ни красоты, к которой следует стремиться бескорыстно и которую не видит плоте-кий глаз; она видится внутренним зрением» (VI, 16),
Неизбежное обращение в веру
В книгах VII и VIII рассказывается о пути Августина к Богу, сущность которого он впервые пытается определить с философской точки зрения. Августин пока еще не считает его чистым духом. Перед ним неотступно стоит вопрос о происхождении зла. Можно ли подкупить Бога? Не только молитвы, но и стремление матери познакомить сына с людьми, способными наставить его на путь веры, дают свои результаты. И все же это непросто. В глубинах души Августина идет бурная внутренняя борьба. Он постоянно возвращается к вопросу об отношениях между плотью и духом. Августин хочет выбрать дух, но мешают сущие негодницы — прежние подружки:
«Они тихонько дергали мою плотяную одежду и бормотали: „Ты бросаешь нас? С этого мгновения мы навеки оставим тебя!“ „С этого мгновения тебе навеки запрещено то и это“ — „То и это“, — сказал я; и что предлагали они мне на самом деле, что предлагали, Боже мой! От души раба Твоего отврати это милосердием Твоим! Какую грязь предлагали они, какое безобразие! Но я слушал их куда менее чем в пол-уха, и они уже не противоречили мне уверенно, не становились поперек дороги, а шептались, словно за спиной, и тайком пощипывали уходящего, заставляя обернуться. И все же они задерживали меня; я медлил вырваться, отряхнуться от них и ринуться на зов;, властная привычка говорила мне: „Думаешь, ты сможешь обойтись без них?“» (VIII, 11).
Однако теперь он считает Бога абсолютным существом. Все сущее, будучи творением Божиим, является добром. Зло состоит в отходе от Господа (VII, 16). Знакомство, а затем и частые встречи с миланским священником Симплицианом, духовником святого Амвросия, постепенно приводят его к полному обращению в веру (VII, 2). Встречается он и с Понтицианом, бывшим своим соучеником. Этот христианин рассказывает ему о жизни святого апостола Павла. Случайно Августин обращает внимание на одно место в Послании апостола. Это — та благодать Господня, которой ему не хватало для того, чтобы сделать последний шаг в обращении: «Не в пирах и пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение плоти не превращайте в похоти» . (VIII, 12). (Библия цитируется в переводе по латинскому изданию, не во всем совпадающему с нашим синодальным. — Примеч. пер.)
Августин объявляет матери, что готов к обращению. В книге IX рассказывается о духовном пути новообращенного (он оставляет преподавание и посвящает себя работе над Философскими диалогами) и крещении Августина и его сына. В конце книги рассказывается о смерти Моники, его матери, и приводится подробное описание ее жизни.
Что такое память
В книге X Августин анализирует свойства памяти. Он считает память тем вместилищем или сокровищницей, где скрыты бесчисленные образы, получаемые нами от внешних чувств. Точнее говоря, в памяти содержатся не только образы вещей, отпечатавшихся (impressum) в духе (объектов, воспринятых органами чувств, воспоминаний о себе самом, составных и расчлененных образов и т. д.), но и сами вещи, которые не могут свестись к образам: научное знание и эмоциональные (affectiones) состояния. Самосознание существует благодаря памяти, которая соединяет прошлое с настоящим и позволяет предвидеть будущее.
Таким образом, память «превращает в настоящее» опыт прошлого и надежду на будущее. Ее постоянное присутствие, которое подтверждается даже забывчивостью, — необходимое условие любого человеческого действия. Специфическая функция памяти проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин различает чувственный элемент, например, хранящиеся в памяти образы звуков, и объект знания как таковой, который не воспринимается чувствами и, следовательно, не может прийти извне. Понятия вначале содержатся в сердце и в отдаленной области памяти, в разрозненном и беспорядочном состоянии. С помощью рефлексии память их отыскивает, упорядочивает и ими распоряжается. Это и называется знанием.
Что есть время
В книге XI Августин обращается к проблеме времени. Напомнив, что Исповедь вся, от начала до конца, посвящена Богу, Августин продолжает свои философские размышления, прося Господа вдохновить его и помочь раскрыть истинный смысл Священного Писания. Он размышляет об акте Творения. Бели голос произнес: «Да будут небо и земля!», значит, существовало тело, обладавшее этим голосом. Бели же тело уже существовало, то откуда оно появилось? Следовательно, трудно понять, каким образом акт Творения совместим с вечностью Божией.
«Вот мой ответ спрашивающему: „Что делал Бог до сотворения неба и земли?“ Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: „Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком“ Одно — понять, другое — осмеять. Так я не отвечу. Я охотнее ответил бы: „Я не знаю того, чего не знаю“».
Августин утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе. Что же такое время?
«Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени» (XI, 14).
Как можно измерить время? Сутки состоят «из ночных и дневных часов: всего их 24. По отношению к первому часу остальные — будущее; по отношению к последнему — прошлое; по отношению к любому промежуточному бывшие до него — прошлое; те, которые наступят — будущее» (XI, 15). По Августину, измеримо лишь настоящее. Прошлое и будущее существуют только в нашем представлении. «Есть три времени: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего» (XI, 20). Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. «Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание» (XI, 20). Во времени Августин видел все же средство измерения движения. В конце этой книги он размышляет о необходимости различать время, принадлежащее предмету (выражаемое в воспоминании), и время, измеряемое движением тел (небесных светил).
Книга XII начинается с размышлений о бесформенной материи, существовавшей вне времени. Автор стремится понять «Бытие» — книгу Библии о происхождении человека. Он долго пытается определить свою позицию по отношению к комментаторам «Бытия». После долгих размышлений Августин приходит к выводу, что в Священном Писании многое нам недоступно, но в нем содержится истина, а значит, к нему нужно относиться со смирением и благоговением.
В книге XIII Августин размышляет о Творении и о функциях духовного. В завершение он предает себя милости Господа, творящего, находясь в покое и вне времени.

Неотступные мысли о грехе
Августин написал свою Исповедь вскоре после того, как обратился к вере и узнал о существовании первородного греха. Приняв это учение близко к сердцу, он считает все свои поступки, совершенные в жизни, «греховными». Взять, к примеру, детскую пору Августин знает, что тогда его поступки были неосознанными. Почему же в таком случае они греховны? Потому что нарушали равновесие человеческой души.
Становление философа как целенаправленное овладение теоретическими знаниями
Решение вопросов выживания
В нашем кратком изложении труда Августина мы рассказали о его повседневной жизни. Философ желает одновременно заниматься теоретическим трудом и преподавать студентам. Мы подробно процитировали то место в книге, где Августин объясняет, что оставил Карфаген в надежде найти для себя в Риме более внимательных учеников. Августин — не только исследователь, но и преподаватель. Естественно, что преподавать он хочет в хороших условиях, не отвлекаясь на шум студентов. Для того чтобы улучшить условия своего педагогического труда, философ решает оставить родной дом и мать. Как похожи века IV и XX… Многое преподаватели с трудом, находят себе подходящие условия для работы. Такие поиски трудны, а иногда и вовсе невозможны. И Рим ничем не лучше Карфагена. Августина обманывали римские студенты, не платившие ему за обучение. Из-за этого ему снова пришлось сменить место.
Августин и Плотин
В философском отношении Исповедь интересна для нас тем, что показывает, как возникла «христианская» философия. Чтение Плотина позволило Августину выявить недостатки манихейской теории. Манихеи считали, что могущество Добра — чисто пассивное и подвергается жестокому испытанию Злом, силой активной и разлагающей. Но учения Плотина и Августина существенно различны. У них разные представления о времени и вечности. У Плотина отсутствуют идеи творения и связи христианского Бога с мыслящим существом. Иными словами, Августин идет дальше. Для Плотина зло есть отрицание добра. Августин объясняет зло вмешательством греха в акт творения. «И наконец, выражаясь словами Фрэнсиса Ферье, отвлеченное Провидение, каким его представлял Плотин, не имеет ничего общего с идеей венной любви к свободно созданному существу, направляющей его по предназначенному пути».
Вопрос о философской автобиографии
В Исповеди содержится поистине неисчерпаемое богатство мысли. Ставится, к примеру, вопрос об автобиографии с точки зрения проблемы времени, столь подробно исследуемой в Исповеди.
Одна из трудностей при изучении Исповеди заключается в том, что книга была написана в 400 году, за 30 лет до смерти автора, но через 13 лет после его обращения. Это отрывочная биография, поскольку повествование о жизни автора доходит только до момента его обращения, через несколько дней после которого умирает мать Августина, Моника. Автор ничего не говорит о годах с 387 по 400. Однако мы знаем, что в жизни автора за зги годы произошло много важных событий. Из Жизни Августина, написанной Поссидием де Калама, известно, что он вернулся в Тагасту и поселился в отцовском доме. Первое время философ держался в стороне от всякой общественной жизни: Он очень много писал, а затем отправился в Гиппон (Аннаба), надеясь основать там общину. Туда Августина пригласили христиане в помощь местному епископу, плохо знавшему латынь, где вначале он стал проповедником (391), затем был избран епископом-коадъютором (395) и, наконец, номинальным (т. е. полномочным. — Примеч. пер) епископом Гиппонским (396). Таким образом, ко времени написания Исповеди автор был епископом уже четыре года. Тот факт, что он не упоминает обо всем этом, возможно означает, что он считал себя прежде всего христианином, а в этот высокий сан философ был возведен раз и навсегда.
Собеседники
Исповедь адресована не только Богу, но и всем верующим, а также нам с вами. Поэтому ее структура отличается некоторой усложненностью, хорошо описанной Анри Лефевром в его Сумме и остатке (мы рассматриваем ее в главе 24). В этой работе философ (которому было тогда 56 лет), в свою очередь, подводит некоторые итоги собственного пути в философии. Лефевр ставит вопросы, на которые Августин дает конкретные ответы. Лефевр считает, что автор философской автобиографии должен отбирать решающие моменты своей жизни, моменты, обладающие глубоким смыслом и определяющие эту жизнь. Августин как раз и описал такие решающие моменты, вехи той внутренней борьбы, которая привела его к вере. Но в то же время автор рассказывает и о становлении своего мышления, о пути, пройдя который, он стал философом. Все повествование отталкивается от ключевого момента в жизни Августина: момента обращения в признание.
Анализ А. Лефевра (к которому мы отсылаем читателей) позволяет глубже понять замысел древнего философа. Августин хотел написать автобиографию, отвечающую на вопросы той эпохи. Ведь в конце IV века церковь столкнулась с донатистской ересью. Донатизмом называлось движение, которое, под видом отстаивания незыблемости Священного Писания, сталкивало бедных земледельцев-берберов с богатыми римскими колонистами. Гиппон был как раз одним из центров этого движения. Таким образом, подготовленный текст был мощным оружием в тогдашних, давно уже забытых идеологических схватках.
Судьба Исповеди
Это произведение Августина, как и все его наследие, имело исключительно важное значение. Пользуясь выражением Клода Лефора, которым тот охарактеризовал Государя Макиавелли, книгу, живущую уже многие века, Исповедь можно назвать главным трудом всей жизни философа. Эту книгу читают и о ее содержании спорят начиная с V века: в средневековье (дело Готшалька), во времена Реформации (Лютер и Кальвин), в XVII столетии («золотом веке августинианства»), в XVIII ив эпоху романтизма (Шатобриан) и даже в наши дни (М. Недонсель, Этьен Жильсон, Андре Мандруз). Многое позаимствовано у Августина в теории времени Гуссерля (см. в этой книге главу 19).
Для нас же эта книга интересна, в первую очередь, как рассказ о становлении человеческой мысли, об условиях возникновения философского момента. Понимание этих условий даст нам значительно больше, чем любая теория. Ведь условия становления мысли в значительной степени определяют ее содержание. Августин был, пожалуй, первым, кто дерзнул рассказать об этом процессе становления своего «я». Исповедь — это не только глубинная психология, но и свидетельство о пути становления самобытной личности философа, и веха на этом пути.
* * *
Вы читали краткое содержание (конспект) книги: Блаженный Августин: Исповедь.
Для удобства читателей мы решили кратко пересказать текст этого философского произведения. После вступления, рассказывающего, какое место произведение (книга) занимает в жизни и творчестве философа, мы даем его краткое содержание и поясняем логику рассуждений автора. Также в тексте приводятся факты жизни философа, краткая биография.
Глава заканчивается комментарием, цель которого — выделить основные темы и проблемы, поднятые философом в этом и других произведениях и работах.
Мы хотели бы, чтобы этот конспект увлек читателя и побудил его познакомиться с тем произведением, о котором он рассказывает. Ведь в философии ничто не может заменить чтения первоисточников. И все же мы надеемся, что наши краткие конспекты (содержания) облегчат читателю их понимание и послужат для написания докладов, рефератов по философии и помогут при ответах на экзамене или зачёте. Спасибо за чтение.
……………………………………………………………………………………..
Фридрих Ницше и другие философы: произведения и цитаты

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *