Интернатуру отменили

Отмена интернатуры — подробности реформы медицинского образования

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих — вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год — начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен — в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация — все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура — два, аспирантура — три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом, педиатром, хирургом, акушером–гинекологом. После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год — отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура. На первом этапе — для фармацевтов и стоматологов; на втором — для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист, дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры — шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах, которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр — это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год — старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию, которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии — доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Красный диплом 100 баллов
Получение именной стипендии 50 баллов
Правительственные и президентские стипендии 100 баллов
Научные статьи не более 50 баллов вне зависимости от количества публикаций
Ежегодное недельное обучение практическим навыкам, знаниям 36 баллов
Посещение научно-практических конференций одно мероприятие дает около 10 баллов

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения. Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

С нововведениями в медицинской сфере многих нынешних студентов и тех, кто планирует учиться на врача, волнует вопрос, будет ли интернатура в 2018 году. Медицинские реформы приняты, чтобы в корне изменить обучение студентов-медиков, и главное изменение касается полной отмены интернатуры.

В 2018 году интернатуры не будет

Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон об «Охране здоровья граждан» в 2015 году, интернатура будет отменена. Процесс упразднения пройдет поэтапно:

  1. С сентября 2016 года интернатуру отменят для студентов-фармацевтов и стоматологов.
  2. С сентября 2017 года проходить интернатуру не нужно будет педиатрам и терапевтам.
  3. С 2018 года интернатура перестанет существовать для всех медицинских специальностей.

Согласно принятым нововведениям, теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу работать в поликлиниках и амбулаториях самостоятельно без присмотра старших коллег.

Ранее интернатура была переходным этапом между обучением в вузе и медицинской практикой. В течение одного года студенты были обязаны работать в больницах и клиниках для получения необходимых практических навыков. На этом этапе обучения будущие медики выполняли функции врачей, но под присмотром старших коллег. За работу будущие врачи не получали оплаты.

При обучении на узкие специальности студенты проходили ординатуру. Она длится 2 года и направлена на получение навыков в узкой специализации, например, неврологии, хирургии, гинекологии, неонтологии. В некоторых случаях необходимо было проходить и интернатуру, и ординатуру, то есть после медицинского вуза еще 1–3 года нужно было потратить на приобретение практических навыков. Интерн или ординатор получал сертификат, который позволял ему вести самостоятельную практику врача.

Отменена будет интернатура, ординатура в 2018 году и ближайшее время останется. Она будет нужна для узких специальностей. Пойти на ординатуру студент сможет после года работы терапевтом в поликлинике.

Отмена интернатуры и процесс обучения

В связи с отменой интернатуры будет изменен и процесс обучения. Чтобы выпускники имели достаточно знаний и навыков после завершения учебного заведения, практика будет увеличена. Количество уроков практики будет увеличено на каждом курсе обучения, начиная с первого года.

На уроках практики студенты будут заниматься на тренажерах и отправляться в больницы и поликлиники для оттачивания навыков. Ведущие доктора и кандидаты медицинских наук высказывают сомнения касаемо такой схемы получения знаний. И тому существует несколько причин:

  1. Из-за увеличения количества уроков практики узконаправленные специалисты не смогут получать достаточно теоретических знаний.
  2. Процесс обучения больше направлен на получение общих знаний, что усложняет подготовку хирургов, гинекологов, дерматологов и других узких специалистов.
  3. Тренажеры не могут заменить живых пациентов, поэтому навыков, полученных в процессе обучения, может не хватить для оказания квалифицированной медицинской помощи в жизни.

В то же время педагоги Воронежского мединститута и других учебных учреждений утверждают, что они выпускают подготовленных к самостоятельной работе специалистов, поэтому нет необходимости тратить время на прохождение интернатуры.

Сертификация и аккредитация

Ранее будущие медики получали сертификат после прохождения интернатуры, который давал им право практиковать. Каждые 5 лет квалификацию необходимо было повышать прохождением курсов и получением очередного сертификата.

После того, как интернатура в 2018 году будет отменена, сертификаты будут заменены на прохождение аккредитации. Сразу после завершения обучения в вузе выпускнику необходимо пройти аккредитацию, так как работать в поликлинике с одним дипломом невозможно. В процессе деятельности врачу будут начисляться баллы, которые будут подтверждать аккредитацию. Баллы аккредитации начисляются:

  1. За посещение медицинских семинаров, конференций и других подобных мероприятий.
  2. За написание научных статей и книг.
  3. За проведение сложных операций и манипуляций.

Впервые подтверждать свою аккредитацию практикующим врачам придется в 2021 году. Некоторые медики очень обеспокоены этим нововведением, поскольку их волнует, кто будет оплачивать подобные поездки, и будет ли оцениваться ежедневная работа врача, а также кто будет работать с пациентами, если все будут писать статьи и ездить по семинарам и конференциям.

Для чего необходима отмена интернатуры в 2018 году?

Сейчас в первом звене медицинского обслуживания в амбулаторных заведениях и поликлиниках наблюдается острая нехватка кадров, особенно в сельской местности. Чиновники из здравоохранения считают, что отмена интернатуры позволит решить данную проблему, так как выпускники медицинских вузов смогут сразу идти работать в поликлиники, что позволит закрыть открытые вакансии.

Чтобы решить проблему нехватки специалистов узкого направления, студентов по набору будут обязывать работать в учреждениях, из которых они были направлены.

Какие результаты принесет отмена интернатуры, покажет только время.

Ординатура и интернатура, в чем разница?

Интернатура и ординатура в медицине – это финальные формы получения врачебного образования с активным уклоном на проведение практики в лечебных учреждениях.

Что такое интернатура в медицине?

Интернатура – это первичная, последипломная форма обучения будущего медработника, начинающаяся сразу после окончания профильного вуза.

В процессе учебы, учащиеся закрепляют полученные теоретические знания на практике под строгим руководством заведующего кафедры. Студентам не разрешается самостоятельно устанавливать окончательный диагноз или назначать экспериментальное лечение, так как их уровень знаний не предполагает ответственности за проделанные действия.

По завершению обучения и успешно-пройденной аттестации, интерну выдается диплом специалиста соответствующего образца, подтверждающий наличие необходимого уровня знаний в выбранном медицинском направлении.

Окончание интернатуры и получение диплома – это обязательное условие для выпускников всех медицинских учебных заведений, желающих стать практикующими врачами. Для тех, кто планирует вести научную деятельность в НИИ, прохождение интернатуры необязательно.

Что такое ординатура?

Ординатура – это конечная ступень получения высшего последипломного образования для выпускников медицинских вузов после интернатуры, научно-исследовательских институтов и т.д.

Главная цель поступления в ординатуру – это получение исчерпывающих знаний по выбранной профессии, необходимых для открытия частной врачебной практики или получения должности в государственной структуре здравоохранения.

Основные задачи ординатуры:

  • углубленное изучение выбранной медицинской специальности (методологические, клинические, медико-социальные направления и т.д.);
  • уклон на практическое применение полученных знаний, выработка необходимых умений, навыков для дальнейшей работы.

После окончания учебы и положительных результатах аттестации, ординатору выдается сертификат, наделяющий правом ведения самостоятельной медицинской практики (без диплома об окончании интернатуры недействителен).

Привилегии при обучении в ординатуре

  1. Зачисление на бюджет после успешного прохождения конкурсной основы предоставляет право самостоятельное дальнейшее трудоустройство.
  2. Размер стипендии зависит от нормативных документов по выбранной специальности или от решения организации, направившей специалиста (условие актуально для целевой ординатуры).
  3. Надбавка к основной стипендии полагается только ординаторам, поступившим на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации.
  4. Обучающимся специалистам полагаются каникулы, продолжительность которых не превышает срок отпуска практикующего врача по выбранной специальности.
  5. При досрочном выполнении установленного рабочего плана, ординатор имеет право окончить учебу раньше срока. Основное условие – общее время обучения не должно быть ниже 75% от заявленных условий.
  6. Во время обучения, разрешается взять академический отпуск (болезнь, рождение ребенка и т.д.). Оформление перерыва осуществляется только на основании соответствующего документа.

Если у вас возникли вопросы, связанные с написанием медицинской диссертации или подбором необходимой темы для будущей научной работы, обращайтесь к специалистам нашей компании. Мы начинаем сотрудничество только после заключения официального юридического договора.

Целевая ординатура и ее особенности

Целевая ординатура – это обучение специалистов в соответствии с условиями договора, заключенного между учреждением, занимающимся повышением квалификации медработников и соответствующим учебным заведением.

В отличие от клинической ординатуры, специалисты обязуются продолжить врачебную практику в учреждении, направившем их на учебу. Рабочее место, должность прописывается в договоре отдельным пунктом. Медработник имеет право на досрочное расторжение трудовых соглашений с указанным учреждением.

Чем отличается ординатура от интернатуры

  • различные уровни подготовки (в интернатуре обобщеннее, чем в ординатуре);
  • в ординатуру принимают только специалистов, закончивших интернатуру;
  • после окончания ординатуры, выпускники могут претендовать на ведение частной практики или престижное рабочее место в государственном медучреждении (заведование отделение, должность главного врача и т.д.).

Кто такие интерны?

Интерны – это студенты, обучающиеся на выпускных курсах медицинских вузов. Обучение строится по условиям официального трудового договора.

Подготовка рабочих кадров проходит под наблюдением куратора проекта в строгом соответствии с календарным планом. Отчет о выполнении фиксируется в дневнике и еженедельно проверяется, подписывается руководителем.

При провальной попытке прохождения аттестации с первого раза, интерну выдается удостоверение о прохождении интернатуры. Для поступления в ординатуру и возможности работать практикующим врачом, необходимо повторно пройти экзаменацию.

Кто такие ординаторы?

Ординаторы – это специалисты, проходящие обучение в клинической или целевой ординатуре по выбранному медицинскому направлению.

Как проходит обучение ординаторов?

  1. Семинары, лекции, практические занятия.
  2. Обход пациентов, разбор основных и сопутствующих диагнозов.
  3. Подготовка докладов для выступления на научных конференциях, симпозиумах.

Основные отличия интернов от ординаторов

Интерн отличается от ординатора тем, что он является выпускником медицинского учреждения, проходящим практику под руководством куратора, не занимаясь непосредственным проведением лечебной деятельности.

Входит ли интернатура/ординатура в стаж медработника?

По нормативным документам, интернатура является подвидом обязательной вузовской подготовки, поэтому такое обучение не входит в трудовой стаж. В течение этого периода, интерн не является медиком-специалистом. Начисление медицинского стажа – только после успешной сдачи обязательной аттестации.

Обучение в ординатуре входит в трудовой стаж, так как считается работой по специальности.

Сколько лет длится обучение?

Срок прохождения интернатуры – 1 год (вместе с отпуском).

Обучение в ординатуре составляет два года (на очном отделении) и до пяти лет (на заочной форме или по истечению непредвиденных обстоятельств, связанных с беременностью, продолжительной болезнью и т.д.).

От чего зависит стоимость?

Цена обучения в интернатуре/аспирантуре зависит от месторасположения медицинского ВУЗа, престижности выбранного направления, а также других условий (требования контракта, руководства и т.д.).

При оформлении договора на платное обучение, плательщиком может быть физическое и юридическое лицо.

Пример ориентировочной стоимости в региональном медицинском ВУЗе

Для расчета примерной стоимости учебы в ординатуре, ознакомьтесь с вилкой расценкой, представленной в таблице.

Как поступить в интернатуру?

К обучению в интернатуре выбранного медицинского учреждения, допускаются лица, успешно сдавшие государственные экзамены по специальности. Иностранные граждане принимаются на условиях международных договоров или на платной основе.

Существует две формы обучения в аспирантуре – бюджетная и платная.

Чтобы пройти зачисление на бюджет, финансируемый Минздравом РФ, следует пройти предварительный конкурсный отбор или соответствовать условиям целевого приема по договору.

Обучение на платной основе осуществляется по договору с юридическим/физическим лицом, оплачивающим услуги ВУЗа.

Вступительные экзамены

Поступление в интернатуру прямо пропорционально зависит от требований вуза – это может быть собеседование или тестирование знаний. Возможность пересдачи в текущем учебном году исключается.

Зачисление лиц происходит по итогам испытаний, а полученные результаты фиксируются в протоколе процедуры. Окончательное решение сообщается лицу не позднее, чем через пять дней после оглашения результатов приемной комиссии или за две недели до начала учебы.

При обучении на контрактной основе, зачисление осуществляется после двухстороннего подписания договора об обучении, предоставления копий квитанций об оплате.

Как поступить в ординатуру?

В ординатуру могут поступить граждане РФ после окончания интернатуры, иностранцы с возможностью подтверждения уровня знаний, необходимого для зачисления в ВУЗ. Количество бюджетных мест определяется решением Минобразования и науки РФ.

Порядок начисления дополнительных баллов для поступления в ординатуру

Согласно современным стандартам, поступление в ординатуру зависит от уровня баллов, присваиваемых за разные врачебные достижения. Если специалисту не удалось заработать нужное количество баллов до назначенной даты, его поступление автоматически откладывается до следующего года.

Примеры расчетов подробно описаны в таблице.

  1. Интернатура – это последние годы обучения выбранной специальности. Обучение можно продолжить в другом медицинском вузе.
  2. В ординатуру можно поступить только с дипломом интернатуры.
  3. Успешное окончание ординатуры – возможность открыть частную врачебную практику.
  4. Стоимость обучения зависит от местонахождения вуза, престижности направления.
  5. Учеба в ординатуре входит в трудовой стаж, а в интернатуре – нет.

Компания «Диссертация» – это профессиональная помощь в написании сложных технических статей, диссертаций, ВКР и дипломов. Чтобы заказать работу, обратитесь к нашим менеджерам, по контактным данным, указанным на сайте. Мы начинаем сотрудничество только после оформления официального юридического договора. Будем рады вам помочь!

Отменили интернатуру. И что получили?

Народная молва гласит, что бывших специалистов не бывает, и что мастерство не пропьешь. Какой-нибудь слесарь высокой квалификации в любом состоянии способен сделать сложную деталь. И школьный учитель до глубокой старости будет чувствовать себя учителем, но уже не учеников, а внуков и правнуков. Не бывает и бывших врачей. Прошло уже почти полвека, как я получил диплом врача-лечебника, давно уже на пенсии, но до сих пор ко мне обращаются за советом мои родственники или соседи. Поэтому все, что касается здравоохранения в нашей стране, мне не безразлично, так как я посещаю лечебные учреждения уже в качестве пациента.
Будучи организатором здравоохранения высшей категории, я не всегда понимаю некоторые так называемые «реформы», которые проводит Министерство здравоохранения России во главе с министром Вероникой Скворцовой, которая всю предыдущую карьеру была научным работником. Не понял я и решение отменить интернатуру врачей, которая существовала больше сорока лет. И вот сейчас можно судить, принесло ли это положительный результат. Моя статья написана по высказываниям многих специалистов в области здравоохранения.
Отмена интернатуры лишила выпускников медицинских вузов возможности получить практический опыт в больницах. Раньше, отучившись шесть лет, выпускник медицинского вуза обычно шел в интернатуру. Под руководством опытных врачей он получал практические навыки и через год с сертификатом специалиста мог самостоятельно лечить пациентов. С 2017 года интернатуры в России нет. Выпускникам предлагают сразу идти работать в поликлинику.
Лишнее звено
Интернатура позволяла вчерашним студентам получить практические навыки и познакомиться с работой в разных отделениях. Чаще всего интернатура была бесплатной, и в нее шли почти все. После нее, а реже вместо, желающие овладеть более узкой специальностью могли поступить в ординатуру. Для этого необходимо было сдать внутренние экзамены по выбранному направлению. Бонусом поступающему часто служили научные достижения и красный диплом.
Такая система была признана Минздравом устаревшей. Изменения коснулись и самой системы образования, в которую добавили больше практических занятий, и системы оценки знаний выпускников, приведенной к единому стандарту. Теперь выпускники должны проходить аккредитацию, состоящую из нескольких этапов. Первый — проверка теоретических знаний с помощью теста, второй — проверка практических навыков на симуляторах и третий — оценка клинического мышления.
Успешная сдача экзамена дает право самостоятельно работать в амбулаторной службе по ограниченному кругу специальностей и позволяет побороться за место в ординатуре.
Необходимость промежуточного звена в виде интернатуры, по мнению Минздрава, в таком случае отпала. Все необходимые практические навыки студенты должны были получить еще во время учебы, а подтвердить их наличие должна аккредитация. Так это звено убрали из образовательной программы вначале у фармацевтов и стоматологов, а затем у остальных врачей.
Симуляция
Несмотря на то, что аккредитация действительно включает в себя три части, предназначенные для всесторонней проверки знаний и навыков студентов, специалисты в ее эффективности сомневаются.
В первую очередь недовольство вызывает замена внутреннего экзамена с вопросами по конкретной специальности на обобщенный тест, напоминающий ЕГЭ. И студенты, и опытные медики отмечают, что пока эта часть экзамена далека от идеала. В тестах много ошибок и неточностей, более того, часто «правильные» ответы далеки от того, с чем можно столкнуться в реальной жизни.
Похожая ситуация наблюдается и с проверкой практических навыков студентов. Обычно она проходит в симуляционных центрах с манекенами, где за установленное время экзаменуемый должен выполнить определенный набор действий. Всё происходящее фиксируется на камеру. Часто, по словам специалистов, дело сводится к зазубриванию алгоритмов. «Запустите меня туда сейчас — я наделаю кучу ошибок, потому что главное там не столько спасти человека, сколько верно сыграть свою роль. Куда посмотреть, куда повернуться, как развести руки», — сетует Олег Грек, врач и помощник депутата законодательного собрания Тверской области. Хуже того, считает специалист, что и в самом процессе обучения практика часто сводится к той же работе с манекенами.
Если раньше при отделении больницы были кафедры и студенты допускались к работе с людьми, то сейчас федеральные законы сильно ограничивают манипуляции над пациентами. Без разрешения студенты не могут их ни осматривать, ни изучать их историю болезни.
Традиционно считалось, что лучше всего вопрос приобретения практических навыков решен у стоматологов, но и там не всё гладко, рассказывают студенты. «Вместо интернатуры обязательные практические часы нам распределили на время обучения в вузе, но в большинстве своем все эти практики абсолютно бесполезны, и, выходя из университета, средний выпускник, не подрабатывающий младшим медперсоналом, без родителей-врачей имеет мизерный практический опыт», — делится выпускница первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.
Такого же мнения придерживается и Константин Симкин, зампредседателя комитета по здравоохранению московского отделения «Опоры России». По его мнению, отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры. «Необходимость в интернатуре не отпала сама собой, она просто стала неэффективна в том виде, в котором существовала. Получение опыта должно происходить под присмотром старших коллег в ординатуре, на практических площадках: в больницах, центрах. Ординатура, как и в ряде других стран, должна продолжаться минимум от трех лет и дольше в зависимости от специализации. И уж конечно, она не должна быть платной, — говорит Симкин. — Работа врача в ординатуре сопряжена с практической деятельностью, значит, это ему за нее должны платить. Иначе они просто оказываются без средств к существованию».
Заполнить брешь
На деле ординатура стала еще менее доступной, чем была раньше. В один момент цены на обучение поднялись в два раза. «Моя соседка в прошлом году поступала на ЛОР-врача, готовилась к тому, что это стоит 120 тыс. в год, — вспоминает выпускница Первого Государственного медицинского университета Санкт-Петербурга. — Но в начале мая выложили приказ, по которому каждый вуз, в зависимости от региона, выставляет минимальную стоимость обучения за образовательную программу. У нас все специальности стали стоить минимум 220 тыс., даже те, которые раньше стоили 80».
С дипломом и аккредитацией выпускник, не поступивший в ординатуру, даже если он планировал быть хирургом, может работать только в поликлинике или амбулатории врачом общей практики с ограниченными правами на выполнение манипуляций, терапевтом или педиатром. Таким принудительным порядком, считают эксперты, сейчас заполняется брешь в первичном звене здравоохранения.
Эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье» «Общероссийского народного фронта» указывают на то, что высокий дефицит сохраняется именно среди врачей поликлиник. На это обратил внимание и Владимир Путин на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа. «Сегодня в первичном звене не хватает более 25 тыс. врачей и более 130 тыс. средних медицинских работников, среднего медперсонала», — отметил президент.
По оценкам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Игоря Шеймана, норма прикрепленного к терапевту поликлиники населения превышена в два-три раза. «На одного терапевта приходится 2,66 тыс. человек. Есть регионы, где этот показатель еще больше: Иркутская область — 3,9 тыс., Свердловская — 4,6 тыс., Курганская область — 4,98 тыс. человек», — рассказывает Шейман. В советское время на участкового терапевта приходилось 800 человек прикрепленного населения, на педиатра – 600 детишек от рождения до 14 лет.
Страшная неизвестность
Добровольно идти в амбулаторные службы молодые специалисты действительно чаще всего не спешат. Попасть в крупные и хорошо оснащенные поликлиники нелегко, чаще всего они уже укомплектованы, а ехать в регионы, тем более в отдаленные уголки страны, молодые люди опасаются.
«Никто не хочет идти в поликлиники, потому что это адский геморрой и бюрократия за мизерные деньги. Если у лечебников (выпускников факультета “Лечебное дело”. — А.Щ.) хотя бы много специальностей, по которым они могут пойти работать в поликлиники, то стоматолог без ординатуры может устроиться только зубным врачом, а это как дантист в колледже, и зачем высшее образование?» — делятся страхами выпускники стоматологических факультетов.
В случае, когда речь идет о регионах, опасения студентов не напрасны, это признают и сами врачи. «Несколько лет назад отток кадров из-за низких зарплат удалось предотвратить федеральными выплатами участковым врачам. Сейчас идет вторая волна — врачи не вечные, пожилые люди уже наработались, уходят. Может, по Москве ситуация не столь критична, но по региону это просто крах. Образовался 50;70-процентный кадровый дефицит», — рассказывает Грек.
Исправить ситуацию лишь методом принудительного направления в поликлиники вчерашних студентов нельзя, полагают специалисты. И даже возвращение интернатуры тут не поможет.
«Что после института, что после интернатуры, что после ординатуры доктора часто приходят совершенно неподготовленные к работе в поликлинике, потому что их учебные заведения полностью оторваны от нашей работы, — рассказывает “Известиям” Николай, врач-методист одной из столичных поликлиник. — В стационаре совсем другая работа с пациентом. Там у врача есть хоть какая-то уверенность в том, что его рекомендации выполнят, будут принимать таблетки. А в поликлинике? Какая уверенность, что бабушка, которая не является инвалидом, будет покупать дорогостоящие лекарства от давления, потратит на них полпенсии?». На курсах повышения квалификации, которые врачи должны проходить раз в 5 лет, иначе им не видать сертификата, также мало уделяется работе поликлинической службы, так как кафедры институтов повышение квалификации работают на базе стационаров.
Чаще всего, по словам специалиста, студентов отправляют на практику именно в стационар. До поликлиник они доходят только летом и в таком формате, что вся эффективность сводится к нулю. «В этом году к нам на летнюю практику пригнали сразу 40 человек. И что тут каждый день делать такому количеству молодых врачей, когда у нас на приеме сидит максимум десять человек? Вуз делает вид, что у них с нами договор, но на деле нас просто ставят перед фактом, что в такой-то филиал придет такое-то число человек. Толку нет, а отчетами нас замучили», — делятся в поликлинике.
Положительный опыт взаимодействия поликлиник с вузами тоже был. На базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова с 1998 года функционировал Московский факультет, который готовил главным образом специалистов для поликлиник столицы. На Московском факультете была увеличена поликлиническая подготовка и сделан акцент на профилактическом здравоохранении. Работа велась при активном взаимодействии с департаментом здравоохранения Москвы. Сейчас, сожалеют специалисты, подобного опыта практически нет. Какой-то контакт с поликлиниками сохранился и на факультете «Лечебное дело», и на факультете «Педиатрия», но в гораздо меньшем объеме из-за уменьшения финансирования.
Пока реформирование системы здравоохранения не будет проходить комплексно и согласованно в разных направлениях, справиться с развалом первичного звена будет сложно, полагают эксперты.
«Пока, глядя на ситуацию, половина выпускников той же Сеченовки в медицине в итоге не оказывается. Кто-то уходит сразу, кто-то через какое-то время. Одни в эксперты, другие на административные должности, но в итоге на 50% они рассасываются. Естественная убыль врачей есть, а пополнения новыми кадрами нет», — считает Константин Симкин. Примерно такая же ситуация с выпускниками моей альма-матер, в Хабаровском медицинской институте, который сейчас называется Дальневосточный медицинский университет. Об этом написал в местной газете профессор Анатолий Островский. Даже в поликлинике № 3, расположенной в центре Хабаровска, укомплектованность участковыми врача меньше 50%, что уж тут говорить о поликлинике № 15, расположенной на окраине города.
Так что слепая вера нашего Минздрава, что все лучшее есть только на Западе, ошибочна. Разрушив советскую систему здравоохранения, считавшуюся Всемирной организацией здравоохранения самой передовой, позволяющей всему населению страны получать бесплатную, доступную и на то время качественную медицинскую помощь, либералы и демократы в Минздраве ведут отрасль к катастрофе для населения. Об этом свидетельствует увеличение смертности населения в первом квартале текущего года на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *