Икона Христос во гробе

Положение во Гроб

Положение во Гроб

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница)
«Погребение Христа», картина Дирка Боутса

Погребение Христа, Положение во гроб — описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

  • 1 Погребение
    • 1.1 Евангельское повествование
    • 1.2 Участники погребения
    • 1.3 Апокрифические сказания
      • 1.3.1 Евангелие от Петра
      • 1.3.2 Евангелие от Никодима
      • 1.3.3 «Страсти Христовы»
    • 1.4 В исламе
  • 2 Пророчества о погребении Христа
  • 3 Место и атрибуты погребения
    • 3.1 Гробница
    • 3.2 Камень помазания
    • 3.3 Плащаница
  • 4 Богословское толкование
    • 4.1 Иоанн Златоуст
    • 4.2 Григорий Нисский
    • 4.3 Кирилл Иерусалимский
    • 4.4 Протестантские богословы
  • 5 Богослужебное почитание
    • 5.1 В Православной церкви
      • 5.1.1 Вынос плащаницы
      • 5.1.2 Церковная утварь
    • 5.2 В Католической церкви
  • 6 В изобразительном искусстве
  • 7 Примечания
  • 8 См. также

Погребение

Евангельское повествование

Основные эпизоды жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Первое чудо Иисуса Христа
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание Иисуса миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Погребение Христа
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф.27:57-66)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк.15:42-47)
И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть перед субботою, — пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк.23:50-56)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин.19:38-42)
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения

«Положение во гроб»
(икона северного письма, XV век, ГТГ)
Эпизоды, предшествующие погребению:
Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета», тайный ученик Христа): испросил Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских», тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея — другая Мария): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.

Апокрифические сказания

Иосиф Аримофейский просит у Понтия Пилата тело Иисуса для погребения
(деталь новгородской иконы, XV век)

Евангелие от Петра

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа.

— Евангелие от Петра (6:21-24)

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.

Евангелие от Никодима

Умащивание тела Христа миром перед погребением
(миниатюра из Ингеборгской псалтыри)

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении. Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа.

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом».

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

Скульптурная группа в Реймсском соборе. Иоанн — крайний справа

О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего.

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное…». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы», читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых» упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

Вознесение пророка Исы (персидская миниатюра)

В исламе

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён. В Коране (сура 4 «Женщины») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха“ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем. Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет, а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.

Пророчества о погребении Христа

Положение во гроб
(икона критской школы)

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Место и атрибуты погребения

Гроб Господень

Гробница

Основные статьи: Гроб Господень, Храм Гроба Господня

По евангельскому тексту, тело Иисуса было погребено в пустой, ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа Аримафейского, около сада, близкого к Голгофе. Территория этого сада находилась за пределами городской стены Иерусалима того периода. По мнению историков, это было место бывших каменоломен, в которых богатые горожане приобретали себе гробницы.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в 326 году по указанию императора Константина его матерью императрицей Еленой. Об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина»: он был обнаружен под языческим храмом Афродиты, построенном римлянами.

К 335 году над пещерой был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Камень помазания
(на заднем фоне фрески с изображением оплакивания и погребения Христа)

Камень помазания

Камень помазания (Благодати), на котором находилось тело Христово перед положением во гроб и было умащено благовонным составом из смирны и алоя, является священной реликвией. Как пишет историк Альфред Эдерсхайм, «перед входом в „гробницу“, внутри „пещеры“ имелся „дворик“ площадью около 7 кв. м., где обычно ставили тела на носилках и те, кто приносил его, собирались, чтобы отдать последние почести усопшему. Именно во „дворике“ гробницы происходило это торопливое бальзамирование». В настоящий момент находится в пределах Храма Гроба Господня и представляет собой обрамлённую каменную плиту. Над этим камнем горит восемь неугасимых лампад по числу представленных в храме христианских церквей.

Отпечаток лица на плащанице (негатив)

Плащаница

Основная статья: Туринская плащаница

При погребении тело Иисуса было обвито новой плащаницей, а на голову был положен сударь (Ин.20:7). Плащаница стала одной из главных христианских реликвий и до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV крестовый поход) плащаница хранилась в константинопольском храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной седмице и каждую пятницу. Попав в Европу, она с конца XVI века стала храниться в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине и получила название Туринская плащаница. Рядом христиан Туринская плащаница почитается как одна из важнейших реликвий христианства. Для обозрения и поклонения паломникам Туринская плащаница открывается раз в четверть века.

Богословское толкование

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст в своих сочинениях даёт следующие толкования событиям, связанным с погребением Иисуса Христа:

  • Иосиф Аримафейский и Никодим, совершая погребение, всё же думали об Иисусе как о простом человеке: «Они приносят такие ароматы, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. Это показывает, что они не представляли о Христе ничего великого; тем не менее, однако же, в этом видна их великая любовь к Нему». Также святитель замечает, что Иисуса погребали не как преступника, но, — по обычаю иудейскому, — великолепно, как человека великого и славного.

Немецкая скульптура, ок.1509 г., Кёльн, церковь Св. Мартина

  • Златоуст рассуждает о причинах, почему ни один из апостолов, ближайших учеников Христа, не участвовал в его погребении, но не находит достаточных объяснений их отсутствия: «Быть может, кто-нибудь скажет, они боялись иудеев; но и те (Иосиф и Никодим) также одержимы были страхом».
  • Погребение Христа в новой гробнице Златоуст рассматривает как устроенное божьим промыслом доказательство истинности Воскресения Христа: «чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему». Доступное место расположение гробницы, стража, опечатывание гробницы — всё это Златоуст рассматривает как часть промысла, чтобы погребение Христа было для его учеников и врагов не менее действительным, чем воскресение.

Григорий Нисский

Погребение Христа
(Фра Беато Анджелико, 1438—1440 гг.)

Григорий Нисский рассматривает погребение Христа как часть теории «божественного обмана», на которой он строил своё учение об искуплении. По его мнению, трёхдневное пребывание Иисуса «в сердце земли» было необходимым и достаточным сроком для того, чтобы Христос мог «выявить безумие» дьявола, то есть перехитрить, осмеять, обмануть его.

Кирилл Иерусалимский

Кирилл Иерусалимский рассматривает погребение Иисуса в непосредственной связи, с последовавшим затем, по учению церкви, Его сошествием в ад. В своих проповедях, адресованных оглашенным, он пишет: «В каменном гробе Он был положен истинно, как человек, но ради Него камни расселись от страха». Особо Кирилл отмечает, что погребается Сын Божий чтобы изнутри разрушить «державу смерти».

Протестантские богословы

В протестантском богословии вопрос погребения Иисуса Христа является менее проработанным. Однако значимость факта погребения в искупительной жертве Христа подчёркивает включение упоминания о нём в такие вероучительные документы протестантов как Аугсбургское исповедание (1530 год) и Формула согласия (1577 год).

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели. Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский символ веры.

В Православной церкви

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад). По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений».

Вынос плащаницы

Плащаница (1599 год, музей Бенаки, Афины)

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Атимнис «Положение во гроб Христа» (В. М. Вощанка, гравюра на дереве, напечатанная на холсте, 1708 год)
Изображение дискоса, на котором лежит просфора, аллегорически изображённая в виде тела Христа. Румынская фреска.

Церковная утварь

Основная статья: Церковная утварь

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс — плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургиии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол — символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов».
  • Дискос — символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы. В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа — заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

В изобразительном искусстве

Фреска Луки Синьорелли — ренессансная трактовка сюжета
Картина Мастера Франке — изображение в готических традициях
Картина Караваджо — пример экспрессивности барокко
Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) — исторический реализм XIX в.

Сюжет погребения Христа не следует путать с близким ему Оплакиванием Христа, где фигурируют те же персонажи. Разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание — это эмоциональная статичная ситуация, а Положение предполагает динамическое действие. Евангельское повествование также включает мотивы бальзамирования и пеленания тела перед погребением, но в изобразительном искусстве эти фазы обычно опускаются. Подчас можно встретить тему несения тела Христа, гроб в изображении ещё не фигурирует.

Иконография сюжета композиционно вариабельна. Действие обычно происходит перед пустой нишей (пещерой), или же внутри гробницы, через дверной проём которой виден пейзаж.

В живописи итальянского Возрождение чувствуется влияние античных рельефов: изображаются саркофаги простых очертаний на открытом месте, тело Иисуса покоится на плащанице. Прочие действующие лица: Иосиф Аримафейским изображается пожилым и держит полотнище у головы, Никодим обычно изображается в ногах, Богородица и апостол Иоанн (не упоминаемый как свидетель в Евангелиях) стоят рядом с телом, Магдалина может обнимать стопы Иисуса или поднимать руки в жесте горя. Также могут присутствовать иные святые жены.

Место хоронящих Иисуса людей также могут занять ангелы (особенно в искусстве Контрреформации). Ср. с иконографией «Муж скорбей», где ангелы придерживают израненное тело Христа, но не умершего, а живого, так как это является не сценой погребения, а аллегорическим изображением.

Изображение может объединяться с Воскресением, которое изображается в верхней половине полотна, с воскресшим Христом, часто в сопровождении ангелов, держащих орудия Страстей.

Для мастеров итальянского Возрождения особенно характерны произведения на этот сюжет, написанные Тицианом и Рафаэлем. Для католических храмов чрезвычайно типичными были скульптурные группы Погребения Христа, подчас выполненные с максимальной реалистичностью и появляющиеся со времён Средневековья.

В иконописи и православных фресках этот сюжет также встречается. Событие изображается в разных вариантах. Часто в каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображён крест, на котором был распят Господь.

Примечания

  1. Другие варианты названия — Перенесение Христа в гробницу, Медитация над мёртвым Христом, Бальзамирование тела Христа, Камень помазания.
  2. 1 2 Джош Мак-Дауэлл. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства (Глава 10. Воскресение — обман или исторический факт?)
  3. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета
  4. Евангелие от Петра
  5. Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника
  6. Евангелие от Никодима
  7. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы. Единоверческая типография, 1901 г.
  8. Коран. 4:157-158
  9. 1 2 Иисус в Исламе — посланник Аллаха
  10. Возвращение пророка Иисуса (Исы)
  11. Лисовой Н.Н. Уверение неверующего или о том, как были найдены места евангельских событий в Иерусалиме
  12. «Хронография» Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.)
  13. Евсевий Памфил (Кесарийский), «Жизнь Константина», кн. 3, гл. 36
  14. 1 2 3 Иоанн Златоуст. Беседа 85
  15. Григорий Нисский. Слово о тридневном сроке
  16. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные 4, 2
  17. Аугсбургское исповедание (Артикул III: О Сыне Божьем)
  18. Формула согласия
  19. Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы
  20. Порядок выноса плащаницы указан по данным Православного Церковного календаря
  21. Святой Престол. Его символика и устройство
  22. Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия. М., 2007. С.326
  23. Положение во гроб на simbolarium.ru
  24. Четырёхчастная икона «Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам»
  25. Иконы «Положение во гроб»

См. также

  • Гроб Господень
  • Страсти Христовы
  • Снятие с креста
  • Муж скорбей
  • Оплакивание Христа
  • «Погребение графа Оргаса» — картина Эль Греко
  • «Положение во гроб» — рассказ Михаила Веллера

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Погребение Христа
  • Деревенский Б. Г. «О местонахождении Голгофы и гробницы Христа»
  • Галерея икон на icon-art.info
  • Обширная галерея западноевропейского искусства
  • Dead body with mourners: medical reflections on the entombment of Christ (англ.)
Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
События Страсти Христовы: Распятие Христово • Снятие с креста • Оплакивание Христа • Положение во гроб • Сошествие Христа в ад • Воскресение Иисуса Христа
Персонажи Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Иосиф Аримафейский • Никодим • Иоанн Богослов • Иуда Искариот • Разбойники • Стража у гроба
Места Голгофа • Гроб Господень
Предметы Туринская плащаница
Иконография Христос во гробе • Муж скорбей • Не рыдай Мене, Мати • Плащаница

Погребение Христа

Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница)Мастерская Андрея Рублева, Public Domain

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Распятие Богородицы

О происхождении всем известного Распятия подробно рассказано , цитата:
Со временем процесс очеловечивания Анкха дошел до логического конца, явив человека, совмещённого с крестом, т.е. — Распятие. Жизнеутверждающая семантика Анка трансформировалась в символическое смертоубийство, смысл которого раскрывается литургическим гимном: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал!» Он таким образом возвращает нас к семантике Анкха — человек, совмещённый с крестом, даровал жизнь сущим во гробах! Формула, «сущие во гробах», как мы знаем, унаследована из многовековых глубин древнеегипетского погребального культа и означает крещёные Миром, в небе которого правит Хор Бехдетский (Аполлон).
Наполнить сюжетную канву мифологическим содержанием не составило большого труда — благо, обширнейшее литературное наследие Древнего Египта только способствовало деятельности многочисленных евангелистов. За основу легло жизнеописание Аполлона (Хора Бехдетского ), что представляется неизбежным, учитывая предысторию «христианского» символизма.
К этому следует добавить, что Целитель Намазанный (перевод имени «Иисус Христос») — всё-таки синкретичный персонаж. В частности, иконографическим прообразом Целителя послужил отнюдь не цветущий молодостью Аполлон — им стал Серапис с его неизменным бородатым ликом:
Несведущие уверенно признают в мужском портрете Целителя, а барышню ассоциативно назовут Богородицей. В принципе, они будут правы, но — применительно к поздней Античности, когда кумирами были Серапис (мужской портрет справа) и его супруга Исида (левая часть триптиха). Как было показано в статье по указанной ссылке, Серапис в греко-римский период отождествлялся с Осирисом, соответственно его бородатый образ достался Целителю. Связь здесь простая и вполне понятная: Анкх, как прообраз Распятия, — это символ жизни и возрождения, которое, в свою очередь, воплощает Осирис.
Таким образом, символика Распятия произошла в результате трансформации (антропоморфизации) Анкха, а с другой стороны, он персонифицирует Осириса и одновременно Хороса (Аполлона).
Каноническая иконография Осириса обычно подразумевает присутствие двух женщин — Исиды (персонификация права на трон) и Нефтиды (персонификация домохозяйки):

Хотя по сути это одна женщина, представленная в разных ипостасях.
Иконография Осириса была переосмыслена евангелистами, в результате чего Распятие было дополнено ещё двумя — с разбойниками: Осирис в образе Целителя — центральное распятие, а по бокам вместо женщин — разбойники. При этом одному из разбойников Целитель дозволил сопровождать его в раю, в чём просматривается аллюзия на супругу Осириса Исиду. Т.е. Исида обнаруживает метаконтекстную связь с Распятием, поэтому вполне логично ожидать появления женского распятия, которое нам, однако, не известно. А всё потому-что распятие Богородицы было интерпретировано, как молящаяся Богородица, т.е. Оранта:
Богоматерь Оранта и архангелы Михаил и Гавриил. Собор в Чефалу, 1148 г.
В данном случае полностью сохранена композиция Распятия на Голгофе. Ещё примеры распятий Богородицы:
Над Орантой написано Μητηρ Θεου (ΜHTE) — Матерь Божия.
Подобные кресты в Средневековье были весьма популярными:
Триумфирующий Христос и Богоматерь Оранта. Крест-энколлион, Византия, Балкано-Дунайский регион. Х-ХI вв
Богоматерь Оранта с избранными святыми. Крест-энколлион. Византия, Египет (копты), IXв.
Их делают и сейчас:
Иные примеры:
Бронзовый образок 12-13 века.
Катакомбы св. Каллиста. Подпись: «Дионисия. С миром». III в.
Погребальная стела. Египет (копты), IIIв.
Сопоставим египетскую Оранту с примером раннего изображения распятия в Европе:
Распятие в церкви Санта Сабина. Рим, Vв.
Сравнивая два последних изображения, легко заметить преемственность: те же «домики» и одинаковый жест руками. Полная аналогия с вышеприведённой Орантой, которую окружают архангелы Михаил и Гавриил.
Применительно к женскому распятию надо понимать, что как таковой цели его создания не было — это произошло естественным путём, когда Осириса с Хоросом «совмещали» с Анкхом, параллельно шла работа по совмещению его (Осириса) супруги Исиды с тем же Анкхом. Нельзя же Осириса, хоть и в новой ипостаси Распятия, оставлять без жены! В последующие времена распятие Богородицы было истолковано, как молящаяся Богоматерь (Оранта). Соответствующий православный иконописный канон получил название «Богоматерь Знамение».

Старинная икона Седмица или икона Спас на троне. Русский Север 1740-1760 год

Вообще-то Седмица – это «семерка», а точнее, семь дней, неделя. Начинается такой «календарь в миниатюре» с воскресенья (Воскресения Христова), в понедельник принято славить Силы Небесные (Собор Архангела Михаила), во вторник – святого пророка Иоанна Крестителя. В среду празднуют день Богородицы (как правило, этому дню соответствует икона Благовещения), четверг – апостольский день и день любимого в народе, Николая Угодника. Пятница – Страстной день – Распятие Христово. А вот суббота именуется как «Суббота Всех Святых», и на старинных иконах такой образ изображался особо: Спаситель в царских одеждах восседает на троне с раскрытым Евангелием, ему предстоят Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель – получается своеобразный Деисус, а за троном располагались и все святые, которых мы только что упоминали в Седмице – Бесплотные Силы, апостолы, пророки, святые, юродивые – сонм образов мог быть как небольшим, так и расширенным.
Старинные иконы Седмица встречаются сегодня на антикварном рынке достаточно редко, по большей части это образы, созданные в XIX веке, но сегодня мы приготовили для Вас настоящий сюрприз, великолепный самобытный живописный памятник, созданный более двухсот лет назад, в XVIII столетии, да еще и где – на Русском Севере!
Северные иконы, или, как их принято называть, северные письма, ныне необычайно востребованы среди собирателей древностей, но интерес к талантливым работам заповедных иконописцев огромен и у тех приобретателей икон, кто уже познакомился с иконами Русского Севера, кто успел влюбиться в них и почувствовать всю их необыкновенную, неисчерпаемую энергетику и необычную эстетику, присущую только творениям из этого отдаленного региона.
Русский Север не зря именуют сегодня, в контексте разговора об иконах, территорией старообрядчества. Действительно, именно тут коренное население и пришлые, беглые ревнители древлего благочестия обосновались и существовали на протяжении многих веков, бережно храня традиции даже во время беспощадных гонений на старую веру со стороны светских и церковных властей.
Вдали от суеты, в укромных лесных уголках обосновывались староверы, строили избы, рубили из векового леса и церкви, часовенки.
Не нуждаясь в покупных иконах, да и не имея особой возможности их приобретать, жители Русского Севера сами писали для себя и сельчан образа, копируя древние «дедовские» потемневшие иконы, создавая пусть и простые по технологии и рисунку, но удивительно трогательные, что называется, душевные, сердечные святые образы.
Деревенский богомаз не имел столичного художественного образования, но промысел пророс корнями в прошлые века, хранил традиции, и умение писать иконы передавалось по наследству – от отца к сыну, или даже от деда к внуку.
Охряная гамма и скудный набор цветов – это дань традициям «сдержанного письма», а сами пигменты для икон добывались мастерами тут же, на месте, покупных красок у них не было.
В Северной иконе всегда нужно видеть не только живопись, необходимо прочувствовать, как говорится, икону целиком. Ведь мастер делал свое произведение от начала и до конца, сначала заготавливал древесину, тщательно сушил ее несколько лет, затем разрубал поленья на доски, причем и тут были нюансы, ведь икона должна была просуществовать долго, не каждая доска становилась ею, большая часть полена выбраковывалась, шла на другие поделки.
Обратите внимание на иконную доску этого произведения – это по-настоящему породистая, очень характерная основа Северной иконы, добротно сработанная умелыми руками!
Плотная, с двойным ковчегом (такого уже не встретишь на поздних иконах из Центра России), доска с двумя врезными конусовидными шпонками – для понимающего ценителя старины уже эти признаки являются определяющими, подтверждающими тот факт, что перед ним находится икона Русского Севера XVIII столетия, проникнитесь этим моментом и Вы!
Северные письма, народная икона Русского Севера – это особый стиль изображения Небожителей, возможно, чуть суховатый, плоский, но в этой лаконичной сдержанности видна твердая рука мастера, уверенно ведущего кисть по плоскости прогрунтованной, пролевкашенной иконной доски.
Рисунок формирует жесткий черный контур, создаваемый «угольным» лаком. Заполнение форм происходит светлыми оттенками охры, более темные тона отдаются ликам святых.
Нарядность и объем, а также декорирование здесь осуществляется белилами, обязательно обратите внимание на «жемчуг» — точечные орнаменты, особо любимые иконописцами Русского Севера, активно культивировавшиеся ими в иконописных работах как раз в XVIII веке, тогда, когда создавался и этот образ.
Несмотря на ограниченные цветовые возможности, художник отлично справляется с формированием уникальных образов, где каждому персонажу присущ не только свой собственный вид, но и динамика движений, поз. Обратите внимание на то, что изображение не является набором статичных фигур, здесь каждый Небожитель как будто «сфотографирован» в момент совершения неких движений, действий, отчего картинка буквально оживает под Вашим взглядом!
Конечно, лаконичную живопись старообрядческого Севера нельзя сравнить, например, с иконами Палеха или Мстёры, сложными, горящими золотом и удивляющими тонкостью письма и богатством декора. Но у северных писем своя прелесть, своя неизбывная харизма, поэтому не возникает никакого барьера при молитвенном общении с такими иконами, они сразу, что говорится, ложатся на душу, нравятся, перед ними хочется молиться.
Эта радушная открытость святых образов, отсутствие какого-либо давления на молящегося и подкупает в Северной живописи, которая уже несколько десятков лет будоражит умы исследователей феномена и собирателей, отлично понимающих, что именно такая икона будет востребована всегда, но которой, увы, слишком мало осталось в свободном антикварном обращении, ведь основная масса северных писем уже осела в солидных государственных музейных и частных собраниях!
Седмица северного письма – великолепный пример того, что в самой глубинке России существовали устойчивые традиции иконописания, хранящие свои приемы, секреты, но важно одно – это замечательный повод не просто увидеть икону на странице нашего сайта, почувствовав ее силу и уникальность, но и стать ее законным Владельцем, Хранителем, ведь всесторонняя ценность этого предмета с годами будет только расти, а у Вас будет шанс получить настоящую семейную реликвию, которою Вы сможете передать, как добрую память, своим детям и внукам, продолжив вековые традиции русского православия!

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл в русской живописи
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Создателем образа предположительно считается первый русский иконописей Алипий Печерский, живший примерно в VII веке. Одно это предположение делает икону бесценной для всего православного мира. Есть домыслы, что эта работа хранится в Успенском соборе Московского Кремля под названием «Предста Царица», но этого никто пока доказать не смог. Считается, что икона, находящаяся в соборе, сочетает в себе два прообраза: иконы Царь Славы и Великий Архиерей.

Много неразрешенных противоречий связано и с названием иконы. Два из предположительных названий, уже было названо выше. Но есть и ещё одно. Наиболее точным и правильным названием для этой иконы считается Царь Царей или Царь Царем в старорусской манере. Историки утверждают, что икона Царь Славы – это изображение Иисуса Христа в гробу, тип икон «Христос во гробе». Но всё же оба названия применяют ещё с XIX века, возможно, раньше, поэтому оба названия употребимы и относятся к одной иконе.

Так как икона Предста Царица считается первой, то все последующие называются иконами с деисусной композицией. Деисис (или деисус) с греческого переводится как прошение или моление. Такие иконы писались на доске, иногда на трёх, масляными красками. Обычно они обкладывались фольгой и помещались в киот. Так иконы хранились очень долго, не теряя первоначальный вид.

Описание иконы Царь Царей

Очень редко можно встреть изображение одно Господа. Наиболее распространенным вариантов является композиция, где Христос предстает сидячим в окружении мандорлы, в левой руке раскрытая книга или держава и скипетр, а правая рука поднята, благословляя. Голову Царя венчает множество диадем, вместе напоминающих тиару. По правую руку от Иисуса Пресвятая Богородица, с молитвой в руке, обращенной к Господу. Слева – Иоанн Креститель, так же известный как Иоанн Предтечи. На Иисусе и Богородице богатые царские одежды. Примечательно, что в ликах святых нет строгости, а только свет и доброта. Иоанн и Богородица, кажется, обращаются к Господу, прося за души всех людей.

Искусство иконописи за сотни лет не раз преображалось. Часто над Иоанном и Богородицей размещают символы евангелистов. А иногда святых окружают ангелы и великомученики. Как правило, внизу иконы изображены лики трех ангелов – оберегающих, защищающих людей и дающих им веру.

Икона Царь Царей очень много значит для церкви, поэтому чаще всего её можно увидеть в главном чине иконостасе, в самом центре храма. Наиболее часто к иконе обращаются с молитвой «Отче наш», но есть ещё множество молитв, которые можно использовать. Иисуса Христа просят о покровительстве и жизненных силах.

Значение иконы Царь Славы: Господь всемогущ, он помогает избавиться от дурных помыслов, болезней души и тела, защищает от подлости, разочарований и даже смерти, может способствовать сохранению мира и принятию важных решений

Таинство молитвы становится особенным под взглядом трёх святых. Их лица открыты, глаза добры и проникновенны. Нет страха, хочется открыться Господу, ведь в его чертах нет грозности или осуждения, а только благословение и свет. И часто Бога просят не только за себя, но ищут защиты для близких и родных, чтобы спасти их и уберечь.

Икона символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной церкви, которая осуществляется через Царя Славы, Господа Господствующих — Иисуса Христа. Многовековая история иконы ставит её на ровне с известнейшими чудотворными. Более чем за тысячу лет представление Иисуса как Царя Царей и Господа Господствующих стало самым почитаемым. И пусть икона не источает миро и не прославилась чудотворными свойствами, она сохранилась до наших дней, не утратив величия и красок. Икона сотни лет позволяет верующим обращаться к Богу за помощью, давая силу и укрепляя веру.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *