Икона апостола луки

Апостол от 70-ти Лука́ Евангелист, иконописец

Аудио:

Кондак 1

Премудрым промыслом Божиим избранный, да благовествуеши светлость Христоваго Евангелия всему миру, Лука всеблаженне, велие дерзновение имаши пред лицем Господа, Чей земный живот и учение списал еси. Испроси и нам, немощным и слабым, прощение согрешений и утверди в нас надежду Царствия Небеснаго, да возможем ти всерадостно взывати:

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Икос 1

Всемилостивый Господь в грехе потопленному роду человеческому посла Сына Своего да Он Своим животом, смертию и славным Воскресением изведет сей род из тьмы и направит к Святости. Чрез тебя же, евангелисте святый, начертаны тайны неба и земли, дабы вси человецы до конца века путь к той Святости вели и благодарне суще взывали ти:

Радуйся, Духом Святым просвещенный на списание Евангелия.

Радуйся, Феофилу достопочтенному и всем нам бисер драгий Евангелия Христова обретший.

Радуйся, яко Богом избран был еси да объявиши тайну спасения.

Радуйся, благовестителю Благия Вести.

Радуйся, яко Христа пришедша грешныя спасти проповедавший.

Радуйся, яко един еси от четырех евангелистов.

Радуйся, яко Дух Святый и чрез тебе четвероевангелие в мир излиял еси.

Радуйся, в тайны Божии духом воснесыйся.

Радуйся, яко словеса твоя просветиша вселенную.

Радуйся, яко мрежею твоего Евангелия многи словесны души уловивый.

Радуйся, изъяснителю Новаго Завета.

Радуйся, звездо в Церкви Небесной сияющая.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 2

В младости твоей возжелавше мирския мудрости, Лука премудрый, ей научился еси, пришедше же в Иерусалим из Антиохии егда Господь Иисус Христос Свое Божественное слово на земли сеял еси, сердцем доброе семя воспринял еси, исполнившись же небесной радости, воспел еси велегласно Богочеловеку Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Зерно божественной любве прозябе у тебе стократный плод, яко ты слушая Его учение и чудеса видя, исполнился божественной мудрости и ведения, коликих эллински и египетски училища дати ти тщетны бысть. Оттуду избра тя Господь и прочих седмьдесят апостол и посла да проповедите Благую Весть спасения рода человеческаго. Мы же чрез твое Святое Евангелие и доныне пия ту Божью премудрость, воспеваем ти тако:

Радуйся, Христовой благодатию в сердце уязвленный.

Радуйся, яко божественная премудрость бе ти вместо мирской мудрости, ей же обучен бысть.

Радуйся, яко вся оставивши за Христом Господом последовал еси.

Радуйся, вестниче Господень.

Радуйся, зиждителю веры Христовой.

Радуйся, самовидче Его же чаяли языцы.

Радуйся, родословие Христово до Адама возведший.

Радуйся, Владычицы икону первый написавший.

Радуйся, Иисуса Сыном Божиим и Человеческим возвестивший.

Радуйся, неутомимый ратниче за Истину Христову.

Радуйся, искусный ловителю душ людских.

Радуйся, сеятелю добраго семени, стократный плод приносящего.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 3

Ты же, святый Лука, яко вооруженный от Господа силою и властию да проповедеши Евангелие и твориши чудесы, со прочими апостолами гряде пред лицем Господа Христа, уготовляя Ему путь и проповедуя людем яко в мир пришел еси от века обетованный Мессия, Коему вси яко Богу от ныне и до века да взывают: Аллилуиа.

Икос 3

В последние дни земнаго живота Господа Иисуса Христа, егда неправедные судии Праведнаго Судию осудиша и на Кресте Господа распяша, ты, святый Лука, в Иерусалиме пребыл еси, со слезами взирая како неповинна кровь Учителя твоего изливашася на грешную землю. Плачуще едино с тобою, с печалию мы речем ти:

Радуйся, яко страдания Христа Спасителя списал еси.

Радуйся, верный слуго Всецаря Христа.

Радуйся, яко славу Божию возвестил еси.

Радуйся, лучу небесный во тьме мира сего.

Радуйся, противу врага, в Иуду вошедша, нас вооруживый.

Радуйся, Петром усеченным и Христом исцеленным рабом милосердию нас научающий.

Радуйся, кладезе, из него же Водою Живою напояемся.

Радуйся, яко радостно и без страха словеса Божии в люди приносивший.

Радуйся, сердца обрезание прияти паче плотскаго обрезания возжелавший.

Радуйся, доброе гроздие винограда Господня.

Радуйся, яко лицем к лицу Бога чрез Христа узрел еси.

Радуйся, яко Господа и ныне в Царстве Небеснем видеши.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 4

Печаль твоя претворися в радость, богоубийц же радость обратися в печаль, яко да не мощна бысть смерть противу Источника Живота и камень гробный не можаше удержати Камень краеугольный. Господь твой воскресе из мертвых и мирови дарова живот вечный. Ты же с братиею в радости всесильной до небес восклицаше: Аллилуиа.

Икос 4

Егда с Клеопою в неделю Воскресения идоша в ближний Еммаус, явися вам Господь и идоша с вами. И бысть вам сердце горяще и душа трепетна доколе Он вас поучал о Себе от пророк и писания, вы же Господа не познаша дондеже на трапезе вечери преломи Он хлеб и благослови, и отверзлись вам очи и уразумеша яко то бысть воскресый Господь. Познавая о том из твоего Евангелия, и ныне души наши притрепетны бысть сего же ради радостно воспеваем ти:

Радуйся, Воскресение Христово видевший.

Радуйся, от несмысленности к богомудренности Христом приведенный.

Радуйся, яко Христос отверз ти разум да уразумееши писание.

Радуйся, яко бе ти сердце горяще, егда Господа слушал еси на пути во Еммаус.

Радуйся, яко ти Христос своима рукама хлеб преломления преподал еси.

Радуйся, яко Христос словеса ваша о явлении Его на пути в Еммаус, паки явившись учеником, запечатлел еси.

Радуйся, яко испив чашу премудрости, многих познанием Христа Спаса напоил еси.

Радуйся, яко всем Евангелие воскресшаго Христа проповедал еси.

Радуйся, яко нам Источник спасения отверзл еси.

Радуйся, яко Путеводительницу к Жизни в образе нам преподал еси.

Радуйся, светлосте разумнаго Солнца.

Радуйся, яко нас научиша веровати в Святую Троицу.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 5

Егда воскресый Господь спасения нашего ради основаша Церковь Свою и по обетованию низпосла в день пятидесятый по Воскресении Духа Святаго на апостолы, да их запечатлеет свидетели непоколебимы веры христианския, и ты, святый Лука, пребываше в Иерусалиме. Купно с иными апостолы верно свидетельствова Богочеловека Христа и воспевал Ему яко истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Послежде в отечество твое Антиохию направился еси, еже бе страна многими христианы населенная, но в Севастии умедлил еси, проповедующи Евангелие спасения, тамо же нетленны мощи святаго Иоанна Предтечи почиваша. Узрев тии, возжелал еси с собою их понести, христиане же Севастийские не восхотев лишитися таковой драгоценной святыни и тако вручиша ти десницу Иоаннову, под ню же Сам Господь приклони Божественную главу в крещении, ту же ты радостно понесл еси, мы же дивяшеся твоей любви к святым, восклицаем ти таковая:

Радуйся, свидетелю снисхождения Духа Святаго.

Радуйся, яко нам како Церковь созижделась описал еси.

Радуйся, яко себе росою небесною явил еси и свет просветил еси.

Радуйся, яко Духом Святым Новый Завет начертася на сердце твоем.

Радуйся, яко Духом Святым миру изъясни божественную истину.

Радуйся, Господа всех мирови благовестителю.

Радуйся, от Бога избранный таинниче.

Радуйся, яко сердце свое очистил еси светлостию Духа Святаго.

Радуйся, яко предстательство Предтечи обрел еси.

Радуйся, благочестиваго употребления вещей освященных начинателю.

Радуйся, Закхея, сребролюбием уязвленнаго, очистившагося показавый.

Радуйся, яко многи тя заступником пред Богом имеют.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 6

С десницею же Иоанновою, яко же сребролюбец бесценное сокровище стяжав, достиг своего отечества к радости велией христиан Антиохийских, коих в словесах божественных и радости Христоваго Евангелия паче утвердил еси, глаголаше же им Сына Божия чудесы еже своима очима видел еси и учение Спасителя мира еже своима ушама слышал еси. Внимающе глаголам твоим премудрым, воспевали они радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Пребывал же ты в Антиохии доколе апостол Павел не призваша тя да будеши ему сотрудник и сопутник на пути Божием и вы в Эллинску страну на проповедь Евангелия не отправишася. Павел же святый остави тя в граде македонском Филиппы, да утвердиши и умножиши Церковь. Тамо же пребыл еси проповедующи и насаждающи христианство. Дивящеся таковому твоему труду, взываем ти:

Радуйся, неутомимый спутниче апостола Павла.

Радуйся, со Павлом премудрым избранный учителем языков.

Радуйся, яко неизреченно просвещаеши всю вселенную.

Радуйся, всех уязвленных утешителю.

Радуйся, врачу, силою Вышняго Врача исцеление подающий.

Радуйся, яко ты Евангелием своим от смертоноснаго древа избавил еси нас.

Радуйся, служение имением аки похвальное показующий.

Радуйся, Марии, Иоанны, Сусанны и прочих благоразумия несребролюбива возвестителю.

Радуйся, Иосифа Аримофейскаго похвалителю.

Радуйся, яко уныние из сердец наших изгнал еси.

Радуйся, молитвенниче наш пред Богом.

Радуйся, яко многих ко светлости Живота призвал еси.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 7

Егда святый Павел при конце третияго апостольскаго путешествия паки Филиппу посети, он тя, святый Лука, в Коринф направил еси да приимеши благословение сиротам христианским в Палестине сущим. С того часа не отступающи ти от великаго апостола воспевал еси с ним вкупе Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Обойдя в радости все Церкви в Азии и Иудеи, вы Палестины достигли есте, града Кесарийскаго, идеже евреи, от лукаваго одержимые, оковами от римския власти святаго Павла обложили, он же потребоваша суда кесаря в Риме. На пути же к оному, ты ему неотступно предстоял еси, многи беды претерпевающи на мори и на земли. Восхваляя за то, почитающе тя восклицаем:

Радуйся, Павлов помощниче в служении.

Радуйся, яко его проповедание описал еси.

Радуйся, врачу возлюбленный.

Радуйся, Колоссян чрез Павла во узах приветствовавший.

Радуйся, Христа словом и писанием свидетельствовавший.

Радуйся, яко горьку от безбожия соль Божественною солью усладивший.

Радуйся, стрело благочестия Христова.

Радуйся, яко нас напояеши Евангелием Христовым.

Радуйся, труба Божественныя благодати.

Радуйся, таин неизреченных проповедниче.

Радуйся, всех немощных укрепление.

Радуйся, от демонов избавителю.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 8

Достигнув Рима, ты купно со апостолами Павлом, Марком, Аристархом и прочими Христа проповедывал еси, вначале евреом, после же их, вашим словесам не верующим, распри меж собою, и всем незнающим Бога, кои услышав словеса спасения и Духом Святым просветленные, радостно воспели Воплотившемуся Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Во время оно в Риме ты, святый Лука, соверши то, на что Бог избра тя от века: списа Святое Евангелие, в коем начертал живот и род Господа Иисуса Христа, яко сам виде и слыша и яко от самовицев и слуг Слова приял еси. В оном святом послушании апостол Павел руководи тя, послежде он и твое Святое Евангелие похвали. В Риме же ти сущу и словеса апостола Павла слушающу и деяния апостольския списаны тобою бысть Не вемы, яко тя инии восхваляют, мы же ти приносим таковая:

Радуйся, яко безбожный мир Божественною благодатию напоил еси.

Радуйся, Духом Святым запечатленный.

Радуйся, верный учениче неизреченных таин Христовых.

Радуйся, догматов церковных вразумителю.

Радуйся, яко рукою Владычнею вышним ведением обогащен бысть.

Радуйся, яко от апостола Павла многие тайны Христовы слышал и списал еси.

Радуйся, апостола языков сотрудниче неутомимый.

Радуйся, яко твое благовестие пройде по всей земли.

Радуйся, яко нам вином Божией премудрости сердца увеселил еси.

Радуйся, яко ты един благоразумнаго разбойника покаяние в Евангелии списал еси.

Радуйся, богатство стяжавшим благоразумие мытаря приведый.

Радуйся, самарян-язычников благодарных и милосердых показавший.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 9

Егда апостол Павел после двухлетних уз отпущен бе и потече из Рима обойти ранее основанные церкви, ты, Лука святый, его верный спутник в том пути обретошася. Егда же Нерон жестокое гонение на христиан в Риме воздвиже, вы возвратистася да ободрите и укрепите гонимую церковь, она же и в узах и в крови радостно воспевала еси Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Тогда же возбешенные безбожники апостола Павла схватиша и заключиша в оковы. Ты же, святый Лука, и прочее с ним верно и неотступно пребыл еси. Егда же наставник твой мученически предаваша чистую свою душу Господу, ты со слезами пребывал при нем. Соскорбя боли твоей, мы негласно поем:

Радуйся, яко единый апостола Павла в узах не оставил еси.

Радуйся, яко мученическую кончину великаго Павла узрел еси.

Радуйся, от Троады до врат райских Павлу последовавый.

Радуйся, богомудрым Павлом изрядно наставленный.

Радуйся, деяний апостолов изложителю.

Радуйся, светильниче Церкви.

Радуйся, яко блистанием твоего духа просвещаеши сердца верных.

Радуйся, яко лесть демонскую теплотою веры отгнавый.

Радуйся, яко Господь чрез тебя многие добродетели учини.

Радуйся, ризнице, дарований небесных исполненная.

Радуйся, благочестия непоколебимый столпе.

Радуйся, яко имя твое святое вси языцы поминают.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 10

После же мученическия кончины апостола Павла, ты, святый Лука, в стране Италийской, Далматской, Гальской, сугубо же – Македонской и Ахайской Христа проповедал еси. Всюду мрак безбожия разгоняя и языки научая, да все Богу Живому и Истинному восклицают: Аллилуиа.

Икос 10

В старости твоей, ты в Египет потекл еси да проповедуеши Благую Весть спасения Господа Иисуса Христа. Проповедуя же, многие мучения претерпе и множества подвигов подъя. Возвратившуся же ти в страну Эллинску, ты Церковь устроял еси, священники с диаконами рукополагая, болящих телом и душею исцеляя, за что благодарни суще мы радостно ти взываем:

Радуйся, яко Тело Христово – Церковь Святую устроял еси.

Радуйся, заре новаго дне.

Радуйся, путеводителю наш на небесе.

Радуйся, древо доброе, многие плоды принесшее.

Радуйся, награду за весть благую в Царствии Небесном восприемший.

Радуйся, обличителю безбожия.

Радуйся, проповедниче Божиих преславных чудес.

Радуйся, яко нам новый закон Божий списал еси.

Радуйся, нас на подвиг деятельныя любве подвигающий.

Радуйся, яко из уст твоих боготочные воды истекоша.

Радуйся, яко проповедию твоею солнцу подобно возсиял еси.

Радуйся, яко икона твоя украси храмы христианския.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 11

Бе же ти осьмдесят лет и четыре, егда злобнии идолопоклонницы схватиша тя и бияше Христа Господа ради и возвесиша на масличном древе в Фивах Беотийских, тамо же и мощи твои святые погребены бысть. Святую душу твою ангелам предающу, яко тии ю ко Господу вознесоша, Коему ты верно в сем животе послужил еси, ты и в оном свете воспевал Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Святые твои и чудотворные мощи многих исцелиша, сугубо же очами болящих. Констанций царь слышавше сие с торжеством их в Царьград пренесл еси. Един от евнух, зле болящий, уведевше о том, повеле ся на ложе к раце со твоими мощами принести и с твердою верою раки прикоснулся еси, и с того часа здрав бе. Возрадовавшись он со иными мощи понесе, они же быша положени под святою трапезою купно с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея. Мы же чуду таковому дивящеся, взываем ти:

Радуйся, яко и на твоей мученической крови Церковь Христова созиждена еси.

Радуйся, венцем мученическим увенчанный.

Радуйся, врачу, от истления Христом добре уврачевавыйся.

Радуйся, сам себе в жертву благоуханную за благую весть принесший.

Радуйся, яко многия поругания за Христа восприявший.

Радуйся, яко мученичеством веру в Христа засвидетельствоваший.

Радуйся, яко в тиих мучениях стар бе и не изнемогоша.

Радуйся, яко твое течение доброе страданьми запечатлел еси.

Радуйся, яко не неверен слуга Господа Христа явился еси, яко мнози от нас.

Радуйся, яко тя и земная и небесная Церковь славит.

Радуйся, персте Духа Святого.

Радуйся, яко радуешеся купно со святыми в Царстве Небесном.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 12

Купно со словесным Евангелием, Святый Лука, Евангелие во образах ты нам оставил еси, яко христианам тех времен изволившим, живописа три иконы преблагаго лика Матери Божьей, рекшей: благодать Родившагося от Мене и Моя милость с сими иконами да пребудут. Благодарне суще яко и нас удостоил еси благоговейно взирати на лепоту Девы и Сына Ея, радостно Премудрому Господу взываем: Аллилуиа.

Икос 12

Тако же, святый Лука, живописал ты на доске иконы святых апостолов Петра и Павла. И тако начаток положил еси и в сем дивном и богоугодном деле писания святых икон во славу Божию, Пресвятыя Богородицы и всех святых, они же до сих пор благолепно украшают храмы Божьи и ко спасению призывают всех, благоговейно их почитающих. И за сие дарованное тобою нам благодарни ти суща, мы восклицаем:

Радуйся, евангельских таин благовестниче.

Радуйся, весь род человеческий чающим Спасителя уяснивший.

Радуйся, Мати Божию на иконе изобразивый.

Радуйся, яко Она твое святое дело благословила еси.

Радуйся, Девы лик увековечивый.

Радуйся, яко неизреченную радость нам тем в сердца донесший.

Радуйся, яко тобою многи чудесы Царица Небесная от икон Своих предначала еси.

Радуйся, яко благой лик Матери Божией тобою отображенный уныние от нас отгоняет.

Радуйся, яко ти Мати Божия тайны о Сыне Своем в сердце носимыя поведала еси.

Радуйся, яко величание Мати Божией в Ея честь воспеваем из твоего Евангелия.

Радуйся, яко ти Мати Божия архангельское благовестие поведала еси.

Радуйся, яко Материю Божией благословенный.

Радуйся, святый Лука, евангелисте Христов и апостоле.

Кондак 13

О, святый евангелисте и апостоле Лука, труба небесная, приими сии немощные наша словеса яко молитву и испроси нам у Бога, Господа Иисуса Христа, Коему ты тако неутомимо послужил еси и великую милость от Него стяжал еси, прощение всех согрешений наших, мирен и безболезнен конец живота и невозбранен преход в мир духовный, в нем же вси святии воспевают небесную песнь: Аллилуиа.

(сей кондак читается трижды, после него икос 1 и кондак 1)

ЛУКА, АПОСТОЛ

Ап. Лука Евангелист. Икона, 1350-1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря. С сайта ruicon.ru

Лука (+ ок. 84), апостол от 70, евангелист, сподвижник святого апостола Павла, священномученик, врач, первый иконописец

Уроженец Антиохии Сирийской . Происходил из просвещенной греческой среды, был римским гражданином. Сделался врачом. Женат не был .

Услышав о Христе, прибыл в Палестину и там горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился ему и Клеопе, шедшим в Эммаус.

Принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Святой Лука присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Его и Тимофея не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой вероятно потому, что они не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие — он все ещё был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Когда святой Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Вероятно в это время, в 62-63 годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов . Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4, 14) и Филимону (Флм. 1, 24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла.

После мученичества первоверховных апостолов покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду .

Мученически окончил земной путь в городе Фивах, в Греции. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, «исполненный Духа Святого» .

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Св. Евангелист Лука. Русская икона

Мощи и почитание

Первоначально был погребен в Фивах. Его гробницей стала римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков «колидио», которое исцеляло болезни глаз.

В 356 году по приказу императора Константия II мощи святого Луки вместе с мощами апостола Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии императора Константина, великомучеником Артемием.

В иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Лука стал связываться с тельцом — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное.

В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра.

На начало XXI века частицы мощей святого Луки имелись в трех монастырях Афона: Иверском, Дионисиевском и Пантелеимоновском. На древнем кладбище в Фивах, в церкви, справа от алтаря стояла первая гробница святого Луки — 18 октября, в день памяти святого Луки, здесь служилось всенощное бдение и литургия, проводился крестный ход от кладбищенской церкви и устраивалось великое празднество.

Св. Евангелист Лука пишет икону Богоматери

Иконы, приписываемые апостолу Луке

  • На Западе насчитывается около 20 икон, приписываемых апостолу Луке, среди которых :
    • Santa Maria del Popolo
    • Santa Maria della Consolazione
    • Santa Maria della Grazia
    • Santa Maria Maggiore

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, / славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, / человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника / и таин неизреченных ритора, / звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: / Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, / Един ведый сердечная.

Использованные материалы

  • «Святой апостол и евангелист Лука», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2014 год:
  • «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007):
  • Страница календаря портала Православие.Ru:

Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. «Κατάθεσις ἱερῶν λειψάνων τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων Ἀνδρέου, Θωμᾶ καὶ Λουκᾶ, τοῦ Μάρτυρος Λαζάρου καὶ τοῦ Προφήτου Ἐλισαίου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

«Άγιος Λουκάς ο Ευαγγελιστής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

О написании в этот период книги Деяний пишет святой Иероним Стридонский. О Евангелии же Иулий Африкан пишет, что оно было написано позднее, когда святой Лука жил в Ахаие, на севере Пелопоннеса. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

Это предание отражено и в современном официальном календаре Русской Православной Церкви, . Церковный историк Епифаний, сообщает, святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

«Σύναξη της Παναγίας της Μεγαλοσπηλαιώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Великопещерная (Спилеотисса)», официальный сайт Паломнического отдела Киево-Печерской лавры,

«Σύναξη της Παναγίας Μαλεβής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Богородицы Малеви», частный сайт гида Алексея Элпиадиса,

«Σύναξη της Παναγίας της Μαχαιριώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Икона Божией Матери Махериотисса», официальный сайт Никольского храма села Берегового Краснодарского края,

«Σύναξη της Παναγιάς της Προυσιώτισσας στην Ευρυτανία (Παναγία η «ἐν τῷ Πυρσῷ τῆς Εὐρυτανίας»)», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Икона Пресвятой Богородицы «Прусская»», Каталог икон на сайте PravIcon.com,

Рогир ван дер Вейден. Четыре лика святого Луки (текст и новое видео)


Рогир ван дер Вейден «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем». Фрагмент Бостонской картины
У меня кода-то уже был рассказ о Рогире ван дер Вейдене, но он был обзорный и не очень удачный. Думаю, есть смысл подробнее остановиться на некоторых его работах, ведь его значимость в Ранней Нидерландской живописи практически равнозначно Яну ван Эйку, он разве что несколько уступает в живописной технике.
Я залила новое видео (второе о Рогире) на свой канал, кому облом читать, можете посмотреть и послушать, там о «Луке» есть немного.
Также подобный рассказ есть в моей книге, но не все же кинулись ее скачивать и читать, так что здесь можно с некоторыми фрагментами повествования ознакомиться. Кроме того, если вы думаете, что я просто взяла кусок из книги и тупо вставила его в блог, то вы меня плохо знаете — простых путей мы не ищем!

Рогир ван дер Вейден «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем». 137 × 110 см (Бостонская версия)
Существует версия, предполагающая, что картина была написана в честь назначения ван дер Вейдена главой гильдии святого Луки и главным городским художником Брюсселя. Это весьма возможно, ведь в образе святого Луки художник скорее всего изобразил себя Традиция «присваивать» апостолу-иконописцу свое лицо, появилось у художников как раз в XV, и не исключено, что начал ее как раз Рогир ван дер Вейден. Святой Лука-евангелист издавна считался покровителем живописцев и, соответственно, покровителем гильдии художников. Кстати, интересно, что в Брюсселе это была гильдия художников и седельщиков, вероятнее всего потому, что седла делали из тисненной кожи, на которой продавливали узоры и изображения. Видимо, это ремесло считалось чем-то сходным с живописью.

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы». Русская икона XVI века
Святой Лука не был одним из 12 ближайших апостолов, но был учеником и сподвижником Христа («апостол из семидесяти»). Считается, что он написал третье по счету евангелие Нового завета (синоптическое), содержащее много деталей из жизни Иисуса и его близких, которых не было в других евангелиях – это говорит о том, что Лука входил в круг приближенных Христа. Считается, что Лука был врачом, в своем евангелии он называет себя лекарем и очень подробно описывает симптомы заболеваний, которые на его глазах излечивал Спаситель. Что для нас важно для нашего рассказа, он же по более поздней легенде был первым художником, написавшим икону с ликом Богородицы.

Фрагмент картины и рисунок Рогира ван дер Вейдена из Лувра (все картинки в посте кликабельны)
Если такой персонаж существовал исторически, был он человеком незаурядным – весьма образованным и всесторонне одаренным: лекарь, художник и писатель в одном лице (прям как я, Господи). Ведь апостолы, в основном, были очень простыми людьми – рыбаками, ремесленниками, да и сам Христос был из семьи плотника (кровельщика, «тектона»). Предполагают, что Лука был единственным апостолом-неиудеем, он происходил из семьи образованных греков. Как уж он затесался в группу учеников молодого иудейского проповедника, не известно.
Первое упоминание о нем, как о живописце, создавшем первую икону с изображением Богородицы, появляется в VI веке в «Церковной истории» Федора Анагноста. Предание рассказывает, что апостол Лука пытался по памяти написать портрет Марии с младенцем, но у него ничего не получалось – через много лет он почти забыл ее лицо. Когда он после множества попыток почти уже отчаялся, Богоматерь сжалилась над ним и явилась ему, чтобы позировать.


Четыре варианта картины (слева направо): Бостонский музей, Эрмитаж, Мюнхенская пинакотека, Музей Брюгге
В годы гонений изображение якобы бережно сохранялось ранними христианами и использовалось как тайный объект поклонения. Из Иерусалима его переправили в Константинополь, где после принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи икону явили миру и с нее было сделано несколько списков. С тех пор существует довольно много икон, которые приписываются кисти Луки (в православии более десятка). Речь, разумеется, идет о списках (копиях) с них; к таким иконам относится, например, знаменитая икона Владимирской Богоматери.
Есть такие изображения и в католичестве, например, «Мадонна Камбрейская» — это скорее всего итальянской работы список с византийской иконы, сделанной в XIV веке.
Мне не известно, часто ли изображали ли Луку-живописца до создания ван дер Вейденом свой картины, в манускриптах, например. Чаще Луку на картинах и иконах мы все-таки видим с письменными принадлежностями, в образе евангелиста, но после картины ван дер Вейдена Лука-живописец стал тиражироваться очень широко, причем не только в Нидерландах. Да что говорить, с работы ван дер Вейдена позднее будет написаны еще три практически точные копии!

Вероятные «списки» с первой иконы Луки:
-Владимирская икона Богоматери,XII век, Византия (тип илеуса)
-Мадонна Камбрейская, 1340, Италия (тип илеуса)
-Ченстоховская Богоматерь, Византия, IX—XI (тип одигитрия)
Если говорить о иконографическом типе изображения, то православные «иконы Луки» обычно илеусы («Умиление») или одигитрии), Рогир ван дер Вейден применил здесь тип «Млекопитательница», если можно в подобной живописи вообще говорить о каком-то типе иконографии — канонов-то особо строгих в Северной Европе не существовало.
Художники XV века не особо стеснялись изображать целомудренную Марию с обнаженной во время кормления грудью, и это не считалось предосудительным, такая иконография не была редкостью. Подобный сюжет есть и в православии, такие иконы как раз и называются «Млекопитательница» («галактотрофуса»), но они относительно редки. Надо сказать, что древнейшее сохранившееся до наших дней изображение Богородицы – фреска II века, на которой Мария изображена именно в образе кормящей грудью матери.
Кормящей Богоматери особенно истово поклонялись в годы эпидемий и голода. Напомню, что в самом начале XV века по Европе прокатилась вторая по количеству жертв эпидемия чумы (вторая после катастрофического поветрия середины XIV), возможно это было причиной широкого распространения изображений такого типа и укрепления культа Марии вообще.

Дирк Боутс «Святой Лука пишущий портрет Мадонны с Младенцем» (интересно, что эта картина тоже перенесена на холст, поэтому затруднена ее датировка)
Неизвестный автор, «Святой Лука». Копия створки алтаря Хуго ван дер Гуса , 1475-80
Святой Лука ван дер Гуса и фрагмент его «Снятия с креста», вероятный автопортрет
Позднее Дирк Баутс, которого считают учеником ван дер Вейдена, тоже обратился к этому сюжету, созданная им картина – практически реплика вейденовской. Такой спрос объясним: картина признавалась современниками очень удачной, поэтому такую же могли заказать члены гильдии художников и в других городах.
Первая же, оригинальная работа предназначалась для часовни гильдии живописцев в соборе Святого Михаила и святой Гудулы в Брюсселе. К слову, когда пришло время, в этом самом соборе погребли и самого ван дер Вейдена.
Сейчас эта картина находится в Бостонском музее живописи, первенство признали за ней, так как при исследовании в инфракрасных лучах обнаружена масса изменений и переписок: автор явно мучился в творческом поиске, как когда-то и сам небесный покровитель художников. Остальные три копии находятся в российском Эрмитаже, в Старой пинакотеке в Мюнхене и в музее Грунинге в Брюгге.
Сравнение размеров бостонской и эрмитажной версии картины.
Бостонский «Лука» написан на дубовой панели, сделанной из соединенных четырех дубовых досок, Эрмитажная копия перенесена на холст. Вообще, у картины из Эрмитажа очень интересная история – она меньше остальных, так как в XVIII веке ее распилили пополам и отпилили небольшие полосы сверху и снизу, так что верхнее перекрытие балюстрады с круглым окном на картине мы не видим. Половинки панели долгое время путешествовали по Европе по отдельности и были приобретены Эрмитажем в XIX веке в разное время, с разницей в 34 года: правая — куплена на торгах в 1850. Она поступила из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, мужа Анны Павловны (дочери Павла Первого). Левая в 1884 году куплена у парижского антиквара Антуана Бера. Ее происхождение — из собрания королевы Испании в изгнании Изабеллы II. В 1867 и 1884 соответственно производилось так называемое паркетирование — обе половины перенесены с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым.
Нынешнее состояние копии из Эрмитажа (фото отсюда)
На холст их перенесли, так как реставраторы опасались, что дерево при ненадлежащих условиях хранения с переменной влажностью может менять свой объем, и это может безвозвратно повредить красочный слой.
Эрмитажная картина интересна тем, что пережила самую «свежую», совсем недавнюю реставрацию 2016 года, все остальные реставрировались давненько. При реставрации с нее сняли потемневшие и пожелтевшие слои лака, и обнаружилось, что у нее очень приятный, светлый колорит, она полноцветная и довольно яркая. Так, плащ Богородицы не почти черный, как на остальных копиях, а ярко синий. Обязательно почитайте статью об этой реставрации , только не забудьте вернуться.
Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Николя Ролена», 1435
Композиция явно позаимствована у ванэйковской «Мадонны канцлера Ролена», это очевидно всякому, кто имеет глаза; однако очевидно также, что это не было бездумное копирование, бросаются в глаза и разительные отличия. Так, инвертировано положение Богоматери – у ван Эйка она справа, у ван дер Вейдена – слева. Видимо, современники Рогира нашли это положение более удачным, и во многих подобных композициях (включая многочисленные «Поклонения волхвов» или «…Пастухов», в работах последователей Мадонну мы чаще видим слева.
Еще один неизвестный последователь воспользовался композицией «Ролена», 1475
Комната более скромная по сравнению с часовней Ролена, зато над головой Мадонны раскинулся парчовый балдахин. Плащ Марии у ван дер Вейдена более «канонического» цвета – он синий, в то время как у «Ролена…» красный; здесь в красном мы видим как раз Луку. Обратите внимание, как проигрывает ван дер Вейден ван Эйку в изображении тканей – складки у него более графичны, светотень на них несовершенна, узоры на парче несколько условны; все-таки гений ван Эйка долгое время оставался недосягаемым, в области живописной техники он надолго опередил своих современников.

Ян ван Эйк в качестве фона избрал городской вид со множеством церковных шпилей и башен, у него они натыканы так густо, что принимают вид нереальный, фантастический, справа скорее всего мифический город и изображен – это Новый Иерусалим. У Рогира ван дер Вейдена город выглядит более естественно, больше свободного пространства, причем только часть его пейзажа «урбанизирована», большую часть занимает вполне дикая природа.
Портрет Рогира ван дер Вейдена. Предполагается, что рисунок сделан с натуры современником Рогира
По многочисленным правкам, видимым в инфракрасном свете, можно определить, что над композицией проводилась кропотливая работа: река изначально была уже, тело младенца было больше наклонено в столону Луки, а над головой Марии изначально планировалось написать ангела, и т.п.
Очевидно, что Дева писалась не с натуры – если сравнивать лицо Марии с Лукой, видно, что ее черты все-таки несколько формальные, уплощенные. Чего не скажешь о святом Луке – здесь явно выражены индивидуальные черты, взятые с натуры. На Эрмитажной копии хорошо видна седоватая щетина на подбородке. Так что очень даже может быть, что ван дер Вейден писал Луку с себя.
Мы можем видеть, в какой технике «работает» Лука-живописец: он делает быстрый набросок портрета Марии при помощи серебряного карандаша. Это была обычная техника для художников того времени. Занятно, что подобный набросок портрета Мадонны, сделанный самим Рогиром, хранится в Лувре.
Позади Луки справа мы видим часть дверного проема, ведущего в его келью. Можно рассмотреть традиционные атрибуты святого: евангелие, письменные приборы на столе и быка с готической лентой, на которой начертаны слова молитвы.
Позади главных действующих лиц на балконе видны две небольшие фигуры, облокотившиеся на балюстраду – как и у ван Эйка. Здесь это мужчина и женщина, предполагаются, что это родители Марии – апокрифические Иоаким и Анна. Мужчина указывает на что-то, его жест направлен в сторону города. Занятно, что обычно сдержанный живописец изобразил хулиганский эпизод: горожанин на набережной мочится на стену. Возможно, на это безобразие человек на балконе и указывает своей спутнице. Похоже, некая «брейгелевская» шаловливость была свойственна и ван дер Вейдену.
«Акт вандализма» у городской стены слева
Множество симпатичных деталей можно углядеть, если рассматривать картину внимательно (а лучше с лупой в руке) – не поленитесь, поищите качественную репродукцию в Интернете. Очень крупные эпизоды фрагменты есть на сайте Эрмитажа.
Точный «возраст» всех четырех версий картины определили относительно недавно при помощи дендрологического исследования. Этот анализ позволяет узнать, в каком году было спилено дерево и сделана доска; для живописи эта заготовка обычно использовалась в течении 20 лет. Бостонская картина до этого датировалась 1450 годом, но после дендрологии остановились на дате 1435-36 – это соответствует версии о том, что ее создание было приурочено к присвоению Рогиру ван дер Вейдену звания главного городского живописца.
Выяснилось, что Мюнхенская версия была написана значительно позднее, примерно в 1480 году, т.е. уже после смерти художника. Панель из Брюгге сделана еще позже – примерно в 1490-1500 году. Что касается картины из Вернисажа, мы теперь, похоже, никогда не узнаем, когда точно ее написали, и мог ли сделать эту копию сам Рогир ван дер Вейден – ведь ее перенесли на холст, а сами деревянные панели не сохранились.
Мой канал в YouTube. Мою книгу «Фламандские примитивы» можно заказать в печатном варианте или скачать на Ридеро, электронные версии на «Озоне», «Амазоне» и «Гугл-книгах».

Вопрос:

Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер­ждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).

Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.

На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *