Иисуса навина

Иисус Навин

1) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени — Осия Моисей дал ему имя Иисус (Чис 13:9,17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., к-рый был еще юношей (Исх 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх 17:8-16). В ст. 14 рассказывается о том, что И.Н. должен будет сделать в будущем. В Исх 24:13 сказано, что И.Н. с юных лет был служителем Моисея (Чис 11:28). Он находился на нек-ром удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх 32:17). Позднее И.Н. стал служителем при скинии (Исх 33:11). В Чис 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И.Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Чис 13:9). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И.Н. опровергли это мнение, за что народ, к-рому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Чис 14:1,6-10). Поэтому из всех израильтян, к-рым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И.Н. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Чис 26:65), живы были Моисей, Халев и И.Н. Теперь Господь называет И.Н. преемником Моисея, к-рый удостоверяет это возложением рук (см. Возложение рук) на И.Н. (Чис 27:16-23; ср. Втор 3:28; 31:7,8,23). Уже в Чис 34:17 говорится о том, что Господь поставил И.Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И.Н. как его преемнику (Втор 34:9);
2) см. Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И.Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И.Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания (Нав 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав 3). По наставлению Господа И.Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из к-рых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав 4);
3) при завоевании Ханаана И.Н. проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав 5:13 — 6:26; Евр 11:30). Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисл. жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав 7; 8). Сам И.Н. несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварит. об этом Господа (Нав 9). Победив в битве при Гаваоне (Нав 10), во время к-рой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна (ст. 12-14), израильтяне завоевали юж. часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны — многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном И.Н., многие тер. выделялись только в будущее владение (Нав 13:1-7). И в этой ситуации И.Н. проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследств. владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав 19:49,50);
4) в конце жизни И.Н. собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему «постановления и закон». Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидет-во заключ. завета положил большой камень под дуб, к-рый рос возле святилища Господня. И.Н. умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав 24).

Иисус Навин – преемник Моисея

Моисей очень состарился, и Бог сказал ему, что он скоро умрет. Но перед смертью Моисей помолился, чтобы Господь поставил ему преемника для управления народом Божиим, чтобы они не были как овцы, не имеющие пастыря. Тогда Господь сказал ему: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Божий), и возложи на него руку твою, и поставь его перед Елеазаром священником и перед всем обществом, и дай ему наставление перед глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых. И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество». Моисей сделал так, как повелел ему Господь. Вы наверное помните рассказ «Соглядатаи в Ханаане». Иисус Навин был одним из тех двух соглядатаев, которые верили, что Бог поможет израильскому народу войти в Ханаан. Они ободряли народ, говоря: «С нами Господь, не бойтесь их!» Со дня этого события прошло много времени. Сорок лет путешествовали израильтяне по пустыне. За это время все взрослые, вышедшие из Египта, умерли и не увидели обетованной земли Ханаан. Все случилось так, как сказал Бог: «В пустыне сей падут тела ваши, и все вы… от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели… По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною».

Читайте более подробно: Числа 14:29-31, 34-35; 27:18-23.Иисус Навин на фреске X века из монастыря Осиоса Лукаса, Греция.Великие сражения древности Иисус НавинПадение Иерихона (копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане)Иисус Навин пощадил в Иерихоне только Раав (гравюра Гюстава Доре).Победа Иисуса Навина над аморреями.

Иисус Навин (Иехошуа бин Нун, Йуша бин Нун, период между 1500 и 1200 гг. до н. э.) — еврейский полководец времён завоевания Ханаана, сподвижник и преемник Моисея, пророк. Один из великих и самых суровых военачальников в истории.

Происхождение

Иисус Навин, первоначально носивший имя Осия (Хошеа) сын Нуна, происходил из колена Ефрема и был его начальником. Именем Иисус (Йехошуа) его прозвал Моисей.

Должность, которую Иисус Навин занимал при Моисее, называлась na’ar (ср. угаритское n’r, то есть служитель высшего ранга). Еврейский историк Иосиф Флавий пишет:

«…Моисей выделил из всей массы народной все военные силы и поставил начальником над ними Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, человека весьма храброго, способного переносить всякие тягости, крайне рассудительного и красноречивого, который отличался глубоким благочестием, так как в этом деле наставником его был сам Моисей, и потому пользовался большим уважением среди евреев»

Сражения Иисуса Навина

Битва при Рефидиме

Впервые Иисус Навин возглавляет войско евреев в битве при Рефидим у западного рукава Красного моря, недалеко от горы Синай, когда евреям, вышедшим из пустыни, преградили путь амаликитяне. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом, к закату солнца Иисус Навин вынудил амаликитян отступить. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник.

После битвы Моисей отправил Иисуса Навина в числе 12 шпионов в Ханаан для сбора разведданных и изучения страны. Иисусу вместе с Калебом удалось смирить раздражение народа, причём они подверглись смертельной опасности. После осмотра Иисус Навин и Халев, сын Иефонниин, говорят Моисею, что земля очень хороша, за что все остальные хотят побить их камнями.

Война в Заиордании

Евреи из Синая не ворвались в Южную Палестину, а обошли её с Востока, где столкнулись с Сигоном, царём Аморрейским, который воспрепятствовал проходу израильтян через его границы, но был разбит при Ягаце. После этого против евреев выступил Ог, царь Васанский (царь Башана), который дал евреям сражение у Едреи (Эдрее), но потерпел полное поражение, и страна его досталась израильтянам.

Переход евреев через Иордан

Переход через Иордан представлял определённую трудность как в следствии возможных действий хананеев, так и по причине препятствий, обусловленных самой рекой. Тем не менее, израильтянам во главе с Иисусом Навином удалось переправиться через Иордан, вероятно, потому что Иисус Навин изучил русло и нашёл место для безопасной переправы. Но, по утверждению первоисточника (Библия)- Бог совершил чудо и вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною. Что дало возможность израильскому народу перейти реку по сухому руслу.

Взятие Иерихона

Иерихон представлял собой серьёзную крепость с мощными высокими стенами.

Иисус Навин не стал сразу с ходу штурмовать крепость. Он послал в город разведчиков, ступивших в связь с местной блудницей Раав (Рахав), которая уверовала в Бога израильтян.

Далее Книга Иисуса Навина описывает хождение израильтян в течении 7 дней (6 дней обхождение стен по одному разу в день, и в седьмой день — семь раз) вокруг стен Иерихона, что символизировало полное послушание Богу. При этом священники трубили трубами. И на седьмой день после восклицания, стены рухнули. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!»(Нав 6:15). Современные исследователи, скептики Библии, полагают, что шум, созданный трубами, отвлекал и заглушал переправу небольших отрядов евреев по стенам внутрь города. По-видимому, через Раав израильтяне нашли способ проникнуть в крепость (возможно, Раав протянула осаждавшим алый канат, по которому забрались первые штурмующие воины), и в каком-то месте открыть ворота, что аллегорически была названо в Библии падением стен города.

Еврейские воины с разных сторон ворвались в город, и сражение началось на улицах Иерихона. Когда они разбили защитников города, то истребили всех его жителей, за исключением Раав и её родственников:

И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, мечом.

Затем, израильтяне подожгли дома, превратив город в пепелище. Евреям достались богатые трофеи: золото, серебро и медь. Эти сокровища предназначались для Храма Господа. Некий Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иуды, украл часть трофеев за что был побит камнями и сожжён.

Согласно Талмуду и Мидрашу, Раав обладала сказочной красотой и стала женой Иисуса Навина. Согласно евангельской родословной, потомками Раав от Салмона был царь Давид и Иисус Христос.В любом случае, рассказ о женитьбе Иисуса или Салмана на Раав отразил тот факт, что израильтяне стали смешиваться с хананееями-финикийцами.

Война с Гайем

Следующим городом, против которого выступили евреи во главе с Иисусом Навином, был Гай, находившийся в гористой местности к северу от Иерусалима, на небольшом расстоянии от города Вефиля.

Иисус Навин применил ночной переход своей 30-тысячной армии к Гаю. Возле города он встал лагерем с северной стороны Гая. Между ним и Гаем была долина. Иисус Навин взял около 5 тысяч человек и посадил их в засаде между Вефилем и Гаем, с западной стороны города. Лагерь евреев, который был с северной стороны города, Иисус расположил так, что задняя часть была с западной стороны города. Сам Ииусус пришёл в ту же ночь на средину долины. Когда увидел это царь Гайский, то с жителями города, утром рано, выступил против евреев на сражение на место пред равниной; не зная о засаде позади города. Иисус и еврейское войско будто бежали от него пораженные врагами, к пустыне. Войско Гая стало преследовать евреев, отчего оно отдалилось от города; причём в Гае и Вефиле не осталось ни одного бойца — все устремились в погоню за евреями, оставив город беззащитным. В этот момент Иисус Навин дал сигнал, подняв копьё, и сидевшие в засаде евреи ворвались в город, взяли его и подожгли. В войске Гая при видегорящего города началась паника, евреи же прекратили отступать и пошли в атаку. Из самого захваченного города евреи ударили в тыл армии Гая. В результате войско Гая оказалось в окружении и было полностью уничтожено. Царь Гай был взят в плен и доставлен к Иисусу. Уцелевших жителей согнали в пустыню и перебили, после чего был убит и царь Гая, тело которого было повешено на дерево. Всего были убиты 12 тысяч мужчин и женщин — все жители Гая.

В честь победы Иисус устроил жертвенник Богу на горе Гевал.

Захват Гаваона

Успехи еврейской армии и жестокость по отношению к мирным жителям вызвали страх у царей палестинских и ханаанских городов: «цари, которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи» собрались вместе и заключили союз для войны с евреями.

Жители Гаваона — евеи, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, решили применить хитрость: они послали в нарочито бедных одеждах послов к Иисусу Навину в Галгал, где евреи стояли лагерем. Эти послы заключили союз с евреями и объявили, что приняли веру в Бога. Евреи заняли города евеев: Гаваон, Кефир, Беероф и Кириаф-Иарим. Самих евеев евреи заставили рубить дрова и таскать воду, Иисус Навин объявил их рабами.

Война с аморейской коалицией

Иерусалимский царь Адониседек, узнав об успехе израильтян в Гаваоне, Гайе и Иерихоне, заключил союз с царями Хеврона (царь Гогам), Лахиса (царь Яфий), Еглона (царь Девир) и Иармуфа (царь Фирам) против евреев, и во главе объединенной армии подошёл к стенам Гаваона.

Иисус Навин в очередной раз внезапно ночным переходом переправил войско из Галгалы в Гаваон. Не ожидавшие столь быстрого прихода еврейской армии союзники были разбиты, а евреи преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, разбивая их до Азека и до Македа. Иисус якобы в тот день остановил Солнце и Луну, чтобы продолжить битву. 5 царей-союзников убежали и скрылись в пещере в Македе, где они были схвачены воинами Иисуса Навина. После пыток и истязаний этих пленных царей повесили. Далее Иисус захватил Макед и перебил его жителей:

В тот же день взял Иисус Макед, и поразил мечом и царя его, и предал заклятию их и всё дышащее, что находилось в нём: никого не оставил, кто бы уцелел; и поступил с царём Македским так же, как поступил с царём Иерихонским.

После этого, Иисус направился к Ливне:

И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и её в руки Израиля, и царя её, и истребил её Иисус мечом и всё дышащее, что в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царём её так же, как поступил с царём Иерихонским.

Далее Иисус и его армия продолжила мстить царствам коалиции Адониседека:

Из Ливны пошёл Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и всё дышащее, что было в нём, так, как поступил с Ливною. Тогда пришёл на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел. И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и всё дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и всё дышащее, что находилось в нём; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и всё дышащее, что находилось в нём. Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию всё дышащее, что находилось в нём: никого не осталось, кто уцелел бы; как поступил с Хевроном и царём его, так поступил с Давиром и царём его, и как поступил с Ливною и царём её.

В результате войны Иисус поразил земли от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона. После чего Иисус Навин с войском вернулся в Галгал.

Иисус доходит до Сидона и Асора

Цари маленьких северных ханаанских государств во главе с Иавин (Навином), царём Асорским, образовали новую коалицию против евреев. Иавин послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому, и к царям, которые жили к северу «на горе» и на равнине с южной стороны Хиннарофа, и на низменных местах, и в Нафоф-Доре к западу, а также к Хананеям, которые жили к востоку и к морю, к Аморреям и Хеттеям, к Ферезеям и к Иевусеям, «жившим на горе», и к Евеям, жившим подле Ермона в земле Массифе с тем, чтобы создать этот союз.

Объединённая армия союзников, имевшая конницу и колесницы, пришла и расположилась станом вместе «при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем». Иисус Навин вместе со всеми евреями, способными к войне, внезапно вышли против союзников к водам Меромским и напали на них. Союзники были разбиты, евреи «преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы». Евреи перебили даже коней союзников и сожгли их колесницы. Затем последовала карательная экспедиция:

Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих); и побили всё дышащее, что было в нём, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сжёг он огнём. И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, сжёг Иисус. всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили их: не оставили ни одной души.

Таким образом Иисус Навин взял всю «нагорную землю» и «всю землю полуденную», землю Гошен и «низменные места», равнину и гору Израилеву, и «низменные места», от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона, и всех царей их убил. После этого, Иисус «поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте».

Распределение завоёванной земли

После войн Иисус разделил между захваченную землю между коленами Израиля. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню — Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля. Иисус также учредил левитские города: левитам выделили во владение 48 городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Он также выделил 6 городов-убежищ (города, где скрывались от кровной мести люди, виновные в неумышленном убийстве) за Иорданом и в самом Ханаане.

Иисус Навин в иудаизме и христианстве

Иисус Навин считается пророком: по представлению иудаизма и христианства, через него Бог говорил с еврейским народом. Он заступается за евреев перед Богом (черты, общие с образом Моисея). С точки зрения последователей аврааместических религий, на него была возложена задача исполнить волю Господа — завоевать Ханаан:

По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь твёрд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь твёрд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь.

Желая приобщить всех, без исключения, к празднованию Пасхи, Иисус приказал всем, родившимся в пустыне, подвергнуться обрезанию. Победный гимн Иисуса приведен целиком в «Sefer ha-Jaschar». Многие «такканот» (постановления) связаны с именем Иисуса, например, благословение при вступлении в Святую Землю (Бер., 48б), право собирать топливо на чужом поле (Б. К., 81а), право пользоваться всюду травой (ib.) и др.

На связь и покровительство Бога указывает и чудо, якобы имеющее место, когда по велению Иисуса Навина Бог остановил Солнце и Луну.

Факты

  • Византийский историк финикийского (или сирийского) происхождения, Прокопий Кесарийский в книге «О войне с вандалами» (2,10) пишет, что многие хананеи бежали от резни, устроенной Иисусом Навином, через Египет в Ливию и захватили там территорию на побережье Средиземного моря с городом-крепостью Тигисис. В последующих войнах с карфагенянами они утверждали, что первыми пришли из Палестины и что бежали от «от лица разбойника Иисуса, сына Нава».
  • На Меркурии наблюдается явление, получившее название эффекта Иисуса Навина, когда Солнце останавливается на небе и движется в противоположную сторону.
  • Турецкие суфии почитают гробницу Иисуса Навина, считая её своей святыней. По их легенде, Юша (Иисус Навин) был знаменосцем св. Мусы (Моисея), он вместе со своими войсками пришёл к Бейкозу (близ Стамбула) и здесь произошло сражение, в котором Юша был убит.

Иисус Навин относится к Войнам Моисея

Войны и битвы

Эфиопия • Египет • Исход • Амалекитяне • Рефидим • Золотой телец • Разведка в Ханаане • Хорма • Восстание Корея • Афарим • Эдом • Аморреи • Ягац • Иазер • Васан • Едрей • Резня почитателей Ваал-Фегора • Мадианитяне

Полководцы

Моисей • Аарон • Иисус Навин • Елеазар • Корах бен Ицхар • Датан и Авирам • Он бен Пелет • Калеб • Сигон • Ог • Яир бен Менаше • Зимри бен Салу • Палти бен Рафу • Пинхас бен Элазар • Цур • Евий • Рекем • Хур • Рева

Иисус Навин относится к еврейской истории

Понятия

Шаббат • Шма • Машиах • Рав • Иерусалим • Иудаизм • Армия Израиля • Спартанцы • Евреи и Пётр I • Евреи-мореплаватели • Евреи и ислам • Хаккафот • Иудаизация народов Карфагенской державы • Евреи в Карфагене • ВВС • ВМФ • Космонавтика Израиля • Боевые роботы • Израильская военная техника

Государства

Аба-Сава • Аварис • Адиабена • Айт Даввад • Аксум • Андалусия • Андшуваннам • Арарат • Ахты • Бизерта • Борион • Вади-л-Кура • Гадес • Галилея • Гесем • Гибралтар • Гранада • Гуш-Катиф • Драа • Биробиджан • Еврейский экзилархат в Вавилонии • Израиль • Израильское царство • Иоктаб • Исфахан • Итурея • Иудея • Иудея и Самария • Карфаген • Красная Слобода • Кулаши • Йоденсаванна • Лусена • Мата Мехасия • Махоза • Мисурата • Муни • Нагардея • Нареш • Низибис • Нисбор • Новый Карфаген • Нумидия • Нюгди • Пумбедита • Сале • Самария • Самкуш • Сасанидская Иудея • Севилья • Семендер • Семиен • Сидон • Синай • Сицилия • Сура • Тайма • Танжер • Теднест • Тир • Тирдима • Тлемсен • Толедо • Триполитания • Фадак • Фарахабад • Хавила • Хазария • Хазарский каганат • Хайбар • Ханаан • Хасмонейское царство • Химьяр • Чуфут-Кале • Эдом • Эрец-Исраэль • Эс-Сувейра • Эцион-Гевер • Юдесаптан • Ямит • Яхудистан • Яхудлык

Проекты: Ангола • Крым • Ливия • Мадагаскар • Манчжурия • Уганда

Прочее

Еврейка • Шикса • Дети евреев • Борьба Эзры и Нехемии против смешанных браков • Римлянки и евреи • Немецкие женщины и евреи • Интеллект • Заиорданье • Кайфын • Абир • Крав-мага • Раданиты • Космонавтика • ЛЗЕ • Непрерывный ишув • многожёнство у евреев • Евреи в химии • Евреи в физике • Евреи-изобретатели оружия • Евреи — лауреаты Нобелевской премии • Евреи-поселенцы • Спарта и евреи

Субэтносы

Абайудайя • Алжирские евреи • Ашкеназы • Бану ан-Надир • Бану Кайнука • Бану Курайза • Берберы • Берегваты • Бней-Исраэль • Бней Менаше • Бней-Эфраим • Бухарские евреи • Гиксосы • Египетские евреи • Горские евреи • Грузинские евреи • Дёнме • Джерауа • Евреи в Армении • Индийские евреи • Жидовствующие • Игбо • Йеменские евреи • Иранские евреи • Камерунские евреи • Караимы • Карфагенские евреи • Китайские евреи • Колено Дана • Кочинские евреи • Крымчаки • Лахлухи • Лемба • Ливийские евреи • Марокканские евреи • Нафуса • Пропавшие колена • Романиоты • Русапе • Сабры • Самаритяне • Сефарды • Сефви • Сицилийские • Тунисские евреи • Фалаша • Евреи во Франции • Фалашмура • Хаббани • Хабиру • Шуэтас • Чёрные евреи

Противники и войны

Антисемитизм • Ассирийская армия • Поход на Хайбар • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Иран • I Иудейская • Маккавейская • Морские сражения Израиля • Химьяро-аксумская война • Хазары и Русь • Войны фалаша • Англо-Еврейская война • Война Израиля за независимость • Синайская война • Шестидневная война • Война на истощение • Война Судного дня • «Энтеббе» • I Ливанская • Ирак • Интифада I • Интифада II • II Ливанская • Литой свинец • Нерушимая скала

Знаменитости

Моисей • Иисус Навин • Давид • Иисус Христос • Юсуф Зу-Нувас • Дахия аль-Кахина • Меир Кахане • Соломон • Иосиф Наси • Яков Смушкевич • Иона Якир • Григорий Штерн • Лев Троцкий • Давид Элазар • Ариэль Шарон

Иисус Навин относится к войнам евреев

Древнее время

Моисей • Иисус Навин • Дебора • Давид • Израильское царство • Иудейское царство • Войны евреев с Ассирией • Войны евреев с филистимлянами • Война евреев против Амана • Битва при Эздрелонской долине • Евреи-наёмники

Античность

Маккавейская война • Асинай и Анилай • Римско-еврейские войны • Зелоты • Свиток войны • Иудейская война • Война Квиета • Восстание Бар-Кохбы • Восстание против Галла

Средние века и Новое время

Еврейско-византийские войны • Битва в Александрии (414) • Юсуф Зу-Нувас • Химьяро-аксумская война • Восстание евреев против Ираклия • Поход на Хайбар • Участие евреев в Арабо-византийской войне • Арабо-Хазарские войны • Давид Алрой • Война фалаша с Аксумом • Войны фалаша с Эфиопией • Еврейская самооборона • Лига защиты евреев • Русско-хазарские войны

Войны ишува

Еврейско-турецкая война • Еврейский легион • Нили • Ха-Шомер • Арабо-еврейская война (1920−1948) • Англо-Еврейская война • Еврейская бригада • Таг мехир • Гуш Эмуним

Войны Израиля

Арабо-Израильские войны • Армия Израиля • Война за Независимость • Синайская война • Операция «Пенициллин» • Битва за воду • Шестидневная война • Война на истощение • Рейд на Бейрут • Война Судного дня • Операция «Энтеббе» • Операция «Опера» • Операция «Литани» • Первая Ливанская война • Операция «Деревянная нога» • Буря в пустыне • I интифада • Операция «Радуга» • Операция «Дни покаяния» • Интифада Аль-Аксы • Вторая Ливанская война • Операция «Горячая зима» • Литой свинец • Операция «Морской бриз» • Ливия • Война Израиля с Ираном • Война Израиля с Суданом • с Сирией • Операция «Облачный столп» • Операция «Нерушимая стена»

Экзегетика

Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Экзегетика послужила основным источником герменевтики (др.-греч. ἑρμηνευτική, от ἑρμηνεύω— разъясняю, толкую). Несмотря на то, что эти термины употребляются иногда, как синонимы, понятие герменевтика гораздо шире, если экзегетика это исключительно толкование текстов, то герменевтика включает в себя интерпретацию всех видов коммуникации письменной, вербальной и невербальной.

Применительно к Библии герменевтика (лат. Hermeneutica Sacra) означает выяснение единозначного буквального смысла текста — авторского замысла.

Христианство

См. также: Библейская герменевтика

Среди христиан есть множество различных взглядов на толкование Библии. В основном они сводятся к двум главным концепциям:

  • Экзегетика откровения исходит из посылки, что тексты Священного Писания являются богооткровенными и их авторов вдохновлял сам Бог. Поэтому экзегетика должна исходить из того, что за тем, что непосредственно написано скрывается дополнительный более глубокий и не всегда явно выраженный смысл, который и следует открыть.
  • Рациональная экзегетика исходит из предпосылки, что авторы священного писания были вдохновенными литераторами, и смысл сказанного в Священном писании стоит искать в реалиях той эпохи и изучении личных свойств и характеров авторов текстов.

Комментарии к Библии

Наиболее популярной формой библейской экзегетики являются комментарии к Библии. Обычно они издаются многотомниками наподобие энциклопедии, где каждый том посвящен одной или двум книгам Библии и толкуют книги в том-же порядке, в котором они расположены в Библии. Каждый комментарий обычно состоит из введения, за которым следует детальный разбор текста. До начала 20 века комментарии обычно писались одним автором, который детально излагал свой взгляд на Священное писание. Сейчас обычно практикуют написание комментариев к Библии коллективом авторов, где каждый дает комментарий к отдельным книгам. Комментарии обычно различаются способом интерпретации, в частности авторы, принадлежащие к разным конфессиям по разному комментируют Библию, также комментарии различаются по глубине, аккуратности, силе теологической и критической мысли.

В Католической традиции существуют специальные центры библейской экзегетики, École Biblique в Иерусалиме, и Pontificio Istituto Biblico в Риме.
Протестантской экзегетикой занимаются в университетах, преимущественно в Германии и США.

Иудаизм

Традиционная экзегетика в Иудаизме представлена раббанистической литературой, в которую входят Мишна, два Талмуда и Мидраш. В иудаизме экзегетика называется мефоршим (ивр. מפורשים‎), что означает комментаторы.

Мишна

См. также: Мишна

Талмуд

См. также: Талмуд

Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, поэтому имеются два Талмуда — Иерусалимский Талмуд (Талмуд Ерушалми) и Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).

Мидраш

Основная статья: Мидраш

Мидраш является гомилетическим методом экзегетики, собранием комментариев к Танаху, толкованием параграфов Пятикнижия Моисея, относящихся к иудейским законам. Мидраш делится на два больших раздела, свод правовых и ритуальных законов, называемый Галаха, которая является экзегетикой письменного закона Торы, и незаконодательная Аггада, экзегетика тех отрывков Торы, которые не связаны с законами иудаизма, но являются поучительными историями на все случаи жизни.
В галахических а также в аггадических толкованиях толкователь стремится не столько искать первоначальный смысл текста, сколько найти подтверждение в Библии собственных концепций и идей, правил поведения и учения, для которых он хотел бы найти Библейские основания. Этому способствовала, с одной стороны, вера в то, что слова Библии многозначны, и, с другой стороны, серьезной интерпретации подвергались малейшие особенности текста. Из-за этого в своих толкованиях Мидраш отклонялся всё дальше и дальше от первоначального смысла писания.

Таннаи

См. также: Таннаи

Толкование Таннаев отличает два разных подхода к экзегетике, первый характеризуется нахождением тезисов из Библии как средство доказательства своей точки зрения, второй использованием таких пассажей из Библии, которые служат для мнемотехники — эти два вида использования библейского текста позже практиковались и в вавилонской школе.

Амораи

См. также: Амораи

Вавилонские Амораи были первыми, кто использовал выражение «Пшат»(«простой») для обозначения первичного смысла писания, противопоставляя его «Драш», глубинному смыслу, выявленному толкователями. Эти два уровня стали позже важными особенностями в истории еврейского толкования Библии. В Вавилонии был сформулирован важный принцип, что толкование мидрашей не может отменить первичный смысл. Этот принцип впоследствии стал лозунгом толкования Библии с точки зрения здравого смысла.

Масореты

См. также: Масореты

В седьмом веке масореты посвятили себя тому, чтобы сохранить первоначальный смысл писания, добавив огласовки и пунктуацию для правильного прочтения текста, с одной стороны они способствовали сохранению первоначального смысла, с другой стороны породили новую ветвь экзегетики, толкующую их нововведения.

Еврейская экзегетика не закончилась написанием Талмуда и продолжалась на протяжении всех веков в различных центрах изучения писания по всему миру. До сегодняшнего дня продолжается изучение и толкование Танаха, и экзегетика считается важной для понимания смысла священного писания.

Индийская философия

Миманса это школа индийской философии, также называемая пурва-миманса, серьёзно занимающаяся экзегетикой древних индийских текстов, она дала серьёзный толчок развитию филологии и философии языка. В трудах Бхартрихари излагается учение о неразрывной связи звука и его значения (обозначающего и обозначаемого).

Ислам

См. также: Тафсир

Тафсир не включает в себя эзотерические и мистические интерпретации, которые называютася Тавил. Эзотерические интерпретации обычно не противоречат общепринятым, они обсуждают более глубокие уровни понимания Корана. Хадисы пророка Мухаммада провозглашают, что у Корана есть более глубокий уровень понимания, а у этого уровня ещё более глубокий, и таких уровней семь Некоторые исламские секты налагают прямой запрет на эзотерические интерпретации Корана.

Литература

  • Экзегетика библейская // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.

Примечания

  • Библеистика
  • Исагогика
  • Герменевтика
  • Мидраш
  • Пешер
  • Тафсир
  • Малон де Чайде, Педро

Халев

Халев был крепок и силён в старости и причина тому была — наследие. Мы должны стать наследниками.

(Гал 4:1) Еще скажу; наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего.

Павел говорит здесь о евреях, о ветхозаветных временах. Временах Моисея. О переходе через Красное море. Когда были получены 10 заповедей на горе Синай.

(Гал 4:2) он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.

Нужно родиться снова, чтобы стать сыновьями

(Гал 4:3-4) Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены. Подчинился закону,

(Гал 4:5) чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Пусть вас не смущает слово усыновленные и мысли о том, что мы не родные дети Бога, а усыновленные. Нет, Библия говорит, что мы рождены от Бога. В оригинале Библии есть слово «сын» и поставленный как сын. И теперь мы сыновья. Здесь сказано:

(Гал 4::6) А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши, Духа Сына Своего, вопиющего: » авва, Отче!»

Здесь везде говорится о наследии. Ты уже не раб, а сын и наследник Божий.

(Гал4:7) Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Наследник! Враг не хочет, чтобы вы узнали об этом: о благодати, о наследии. Потому что все это связано с наследием.

Бог делает нас своими наследниками

(Нав11:23) Таким образом, взял Иисус всю землю…

Эта история про то, как Иисус Навин захватил землю, двигаясь из Иерихона. Он покорял одну землю за другой. На них жили люди, которые занимали обетованную землю, но не по праву. Они поклонялись там своим богам. Они были против Бога Израиля. Поэтому Бог убрал их, чтобы этой землей могли владеть достойные люди, потому что она принадлежала Богу. Таким образом, Иисус взял всю землю. И отдал ее Иисус в удел Израилю по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны. Больше не было войн.

В Библии сказано,что земля успокоилась от войн. Иисус все завоевал. Но при этом еще много земли надо взять в наследие.

(Нав 13:1) Когда Иисус состарился, вошел в лета преклонные, тогда Господь сказал ему: ты состарился, а земли брать в наследие остается еще очень много.

Одно дело воевать, а другое получать то, что за что воюешь, но так и не овладевать этим. Целью Иисуса было завоевывать. Он все завоевал.

Господь не говорит: «Иди и завоевывай земли», а говорит: «Ты не владеешь тем, что завоевал».

Бог перечисляет земли, на которые вернулись местные жители. Эти земли были завоеваны Израилем, но этой землей никто не владел.

Помните, когда вы не владеете чем то, вы не сможете это сохранить, вмешается враг. Если вы не привьете детям настоящие ценности, вмешается враг через друзей, через телевизор.

Природа не терпит пустоты, она заполняется. Но если мы научим своих детей правильным вещам, то этой пустоты не будет.

Вот каков был Божий совет.

(Нав 13:6) Всех горных жителей Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел. Войди во владение своим уделом.

Это не означает, что больше не будет войн, но это будет война веры, не за земли. Надо будет овладеть тем, что принадлежит тебе. Это называется — война веры.

Халев и Иисус Навин

Иисус состарился и вошел в лета преклонные. И был так же Халев, который так же был в преклонных летах, но так и не постарел. Иисус Навин и Халев оба исследовали обетованную землю вместе с другими главами колен. И только они вдвоем по возвращении сказали: та земля, которую дал нам Господь, очень хороша.

Ему было не важно сколько разведчиков сказало, что ту землю не завоевать, что она погубит нас и там полно великанов.

Халеву было все равно на их мнение; важно то, что Бог дает мне эту землю, Бог любит меня. Это очень, очень хорошая земля, потому что она от Бога.

Ваше наследие от Бога,и оно очень и очень хорошее.

(Нав 14:11) Халев говорит Иисусу: сегодня 85 лет, но я все так же силен, как 45 лет назад.

Но секрет кроется в другом стихе.

(Нав 14:6) Вот что Халев сказал Иисусу: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе…

Многие Божие дети не знают, что же сказал Господь. Они знают, что сказал тот или иной проповедник. Вы должны узнать сами, что сказал Господь о вас.

Это очень важно.

  1. Когда вы читаете Библию, делайте это, чтобы увидеть Иисуса.
  2. Если вы хотите оставаться сильными и молодыми, найдите, что Господь говорит о вас.

Например:

(Еф 1:3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе, всяким благословением в небесах.

Это значит, все благословения разных видов. Мы благословлены.

(Еф 1:4-6) Когда Бог смотрит на вас, вы святы и непорочны пред Ним. Вы приняты в Возлюбленном.

(Нав 14:7) Я был 40 лет, когда Моисей посылал меня осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце.

Они все видели землю, великанов, все видели препятствия, крепкую стену. Но когда они вернулись, большинство рассказывали о трудностях, а Халев поделился тем, что увидел глазами сердца. Он сказал: это очень хорошая земля, он хранил в своем сердце то, что сказал Бог.

(Нав 14:8) братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа. А я следовал Господу, Богу моему.

Халев наследник

Халев принял свое наследие задолго до того, как получил его. Прежде чем насладиться внешним, надо увидеть это изнутри. Оно было в его сердце, а затем он сказал: братья мои привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу, Богу моему.

(Нав 14:9) И клялся Моисей в тот день и сказал: » земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек, ибо ты в точности последовал Господу, Богу моему.

Халев не столько говорит о борьбе за новые земли, сколько об владении ими. Позже он будет говорить о войне, но в ключе владение землей.

(Нав 14:10) итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже 45 лет прошло от того времени.

Но кто сохранил вас в живых?

Есть те, кто умирает, но Господь сохранил вас. Во время операции или в других каких ситуациях.

Если не Бог построил этот дом, он разрушится. Если не Бог держал руку над операцией, она не пройдет успешно. Бог сохранил вас, никогда не забывайте этого.

(Нав14:10) Халев и его секрет долголетия

Бог сохранил Халева и он знал это. И уже 45 лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие. Теперь ему 85 лет. О чем тут идет речь? Когда господь сказал Моисею; земля, будет уделом тебе и детям твоим навек. Когда он услышал это, он перестал стареть. Все дело в наследии.

Господь, дай мне прожить столько, чтобы овладеть всем своим наследием.

(Нав 14:11) Но и ныне я столько же крепок, как и тогда…

У Халева были силы для войны. Источник этой силы духовный, но она и телесна. Потекут и не устанут, пойдут и не утомятся. Утомляются и юноши, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа, обновятся в силе.

В 85 лет все еще молод, все еще силен. Его ровесники состарились и ослабели.

(Нав 14: 12) итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь…и я изгоню их. Как говорил Господь.

Халев знает, что Бог был с ним все это время. И в 85 лет овладел своими землями.

У Иисуса Христа было семьдесят учеников и только двенадцать были ближе всех к нему. И только трое увидели Его преображение и воскресение дочери Лазаря. Среди этих трех, был тот, кто был ближе трех. Он был учеником, которого любил Иисус.

Апостолы Иоанн и Пётр: два подхода к Богу

(Ин 21:19-22) Здесь снова сравниваются двое — Иоанн и Петр. Один говорит: «Я пойду за Тобою на край земли и в темницу., я тот кто любит Тебя». Так говорит Петр. Другой говорит: «Господь! Я хочу поблагодарить Тебя за любовь ко мне, Ты любишь меня, я тот ученик, которого Ты любишь». Один хвалится своей любовью к Иисусу, а другой хвалится любовью Иисуса к нему.

(Ин 21:22) Иисус говорит Петру: иди за Мною.

А Иоанну не нужно об этом говорить. Почему? Петр видит идущего за Иисусом ученика, которого любил Иисус.

Секрет Халева был в том, что он следовал за Богом. Его вела Божья любовь, которая наполняла его сердце. Если Господь дает эту землю,то это хорошая земля. И если Господь дает этого партнера, то это хороший партнер. Если Господь дает мне этих детей, это очень хорошие дети, потому что я люблю Бога и знаю, что Он дает из-за любви. Он любит меня, а я люблю Его.

Вот и весь секрет. Когда ты любишь Бога, даже не замечаешь, как следуешь за Ним. Но тем, кто хвастается своей любовью к Богу, нужно сказать, что им необходимо следовать за Ним.

Иногда, когда я смотрю на деятельность других людей и думаю, справляюсь ли я со своей работой. Но Господь говорит: «Какое тебе дело до них, следуй за Мною». Это происходит тогда,когда мне не хватает веры в Божью любовь. Тогда я начинаю сравнивать. Но когда я понимаю, что Бог любит меня, я перестаю сравнивать себя с другими. Я даже не замечаю как следую за Ним. Пусть это будет вашим наследием.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *