Игорь ткаченко

Ткаченко Игорь Валентинович
26.07.1964 — 16.08.2009
Герой Российской Федерации

Даты указов

22.08.2009 Медаль № 951

Памятники

Надгробный памятник

На месте гибели

На месте гибели (фрагмент)

Мемориальная доска в Тынде

Предыдущая

Ткаченко Игорь Валентинович – начальник 237-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба, ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи», заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник.
Родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. В детство с семьёй переехал в город Тында Амурской области, куда отец был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1981 году окончил среднюю школу.
В армии с 1981 года. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени В.П.Чкалова (ВВАУЛ), в 2000 году – Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35. Налетал на данных типах самолётов 2300 часов. Летал также на самолётах зарубежного производства Мираж-2000 (Франция) и F-16 (США).
Высшим пилотажем начал заниматься в 1989 году, а в 1993 году вошёл в состав пилотажной группы «Русские витязи». В 1997 году стал левым внешним ведомым «Русских витязей». Эта группа входит в состав 237-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба (237-й ЦПАТ). В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-1998» в Китае. «Витязи» выступали в составе пяти самолётов, которые пилотировали А.В.Личкун, В.А.Ковальский, С.Н.Климов, И.В.Ткаченко и И.Н.Кирсанов. Навигационные задачи при полёте по международным воздушным трассам решал старший штурман 237-го ЦПАТ полковник С.Фомин.
В 1999-2000 годах выполнялись многочисленные показы в городах России, а в конце 2000 года вновь состоялся визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся в составе шести самолётов Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли В.Л.Ашмянский и Д.М.Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали И.В.Ткаченко и Э.П.Жуковец.
В начале 2001 года группу возглавил С.Н.Климов. Ведомая им пятёрка выступала на различных авиационных шоу, в том числе на Международном авиационно-космическом салоне в 2001 году (МАКС-2001) в городе Жуковский Московской области. В мае 2002 года С.Н.Климов скончался от тяжёлой болезни. Группу возглавил И.В.Ткаченко. В этот период в группе осталось только трое подготовленных лётчиков: И.Н.Кирсанов, И.В.Ткаченко и Д.М.Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли И.В.Шпак и О.Б.Ряполов, которые 10 декабря 2002 года выполнили первый показ над Кубинкой.
В 2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолётов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа (ведущий – И.В.Ткаченко). Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали выступления на различных авиашоу, в том числе на Фестивале пилотажных групп в Жуковском, «Асы Второй мировой войны» в Монино, гидроавиасалон в Геленджике.
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские витязи» совместно со «Стрижами» в составе девяти самолётов выполнили исторический пролёт над Красной площадью. Спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в город Дудинка, где успешно был выполнен воздушный показ впервые за полярным кругом. Также в течение лета группа продемонстрировала полёты в городах Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки. В августе группа принимала участие в авиашоу «Асы Второй мировой войны», а также была традиционным участником авиасалона МАКС-2005.
В начале 2006 года состоялся визит в Объединённые Арабские Эмираты, где группа заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолётах. Лётчики были награждены золотыми медалями FAI. «Витязи» выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «клин», такие как двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китай, где «Витязи» открывали год России в Китае и участвовали в международном авиасалоне «Чжухай-2006».
5 апреля 2006 года пилотажная группа «Русские витязи» отметила своё 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме. Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной площадью, 9 мая 2007 года был выполнен пролёт в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолётов. Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе девяти боевых самолётов. Состав «Кубинского бриллианта» с 2004 года оставался постоянным.
16 августа 2009 года пилотажная группа «Русские витязи» отрабатывала программу показательных полётов накануне открытия авиасалона МАКС-2009. Вскоре после завершения программы, когда самолёты выполнили роспуск и собирались в строй для возвращения на аэродром, произошло столкновение двух самолётов Су-27 – одноместного истребителя и двухместной машины, которую пилотировал И.В.Ткаченко. Несмотря на то, что самолёт начал разрушаться ещё в воздухе, пилотам удалось катапультироваться, однако парашют И.В.Ткаченко не раскрылся и он погиб.
Похоронен на Гарнизонном кладбище посёлка Кубинка (у деревни Никольское Одинцовского района Московской области).
Указом Президента Российской Федерации № 966 от 22 августа 2009 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Его семье был вручён знак особого отличия Героя Российской Федерации – медаль «Золотая Звезда».
Гвардии полковник, заслуженный военный лётчик Российской Федерации (23.02.2002). Награждён орденами Мужества (20.07.2005), «За военные заслуги» (7.11.1997), медалями.
Почётный гражданин города Тында (3.04.2006).
В августе 2010 года в городе Жуковский в районе аэродрома на месте его гибели был открыт памятник. В ноябре 2010 года его имя было присвоено средней общеобразовательной школе № 7 города Тында Амурской области, а в январе 2013 года – Кубинской средней общеобразовательной школе № 1 Одинцовского района Московской области.

Памяти Игоря Ткаченко

Прошло четыре года со дня гибели командира «Русских витязей» гвардии полковника Игоря Валентиновича Ткаченко.


В тот день мы с коллегами снимали тренировочные полеты перед открытием МАКСа. Четыре самолета Су-27 «Русских витязей» и четверо «Стрижей» на МиГ-29 восьмеркой отлетали около 8 минут. Время 11:52:03.

11:52:31

После роспуска с МиГами Сушки отлетали вчетвером. 11:57:31.

Отстрел и уход в зону ожидания на время работы «Стрижей»

Борт ведущего 18 и ведомый 01. 11:59:38.

12:02:24.
Ведомый самолет, который пилотировал Виталий Мельник, догнал сверху самолет ведущего и снёс двигателем передний фонарь, где сидел Ткаченко. Сработавшая катапульта выбросила обоих пилотов, но парашют Ткаченко не раскрылся из-за того, что кресло было повреждено. Но к тому моменту он был уже мертв.
18 борт рухнул на дачный поселок Сосны, второй пилот Игорь Куриленко приземлился неподалеку на дерево, а тело Игоря Ткаченко нашли в чистом поле.
Самолет Игоря Шпака долго кружил над местом катастрофы. После посадки на нем были обнаружены серьезные повреждения от обломков.

Через час на месте падения около поселка Захариха.

Второй самолет упал в десяти километрах от первого в районе деревни Денежниково.

Несколько деталей от Су-27 разлетелись по соседним деревням.
Некоторые очевидцы сразу после столкновения видели два оранжевых купола — это были отстрелившиеся тормозные парашюты.
В Соснах самолет рухнул на жилой дом, хозяйка со сножественными ожогами скончалась в больнице на 6-й день.
На основании материалов уголовного дела, заведённого по факту аварии, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко. Уголовное дело было прекращено 27 апреля 2010 года в связи с гибелью фигуранта.
Обмотка и запекшиеся прямо на дереве яблоки.
Все полеты «Русских витязей» на МАКС-2009 были отменены и только в последний день четыре самолета прошли строем и отстрелялись, отдавая дань памяти командиру.
Фотографии с Игорем Валентиновичем из моего архива.
6 августа 2004 перед полетами в Кубинке.
На моей памяти это единственный раз, когда прессу допустили снимать утренний брифинг.
Воздушный поцелуй после посадки.
Выход к прессе после полетов. Перед полетами давать интервью считается у летчиков плохой приметой.
Алексей Котомкин, Игорь Шпак, Олег Ряполов, Игорь Ткаченко, Андрей Алексеев, Виталий Мельник.
МАКС-2005
Игорь Шпак, Олег Ряполов, Виталий Мельник, Игорь Ткаченко, Александр Богдан, Олег Ерофеев.
С Анатолием Омельченко.
Здесь Игорь и Сергей Мельников здороваются с кем-то из знакомых. Сергея нет с нами с 2010.
Раздача автографов.
В родной Кубинке 4 августа 2007.
Ткаченко впереди, а кто второй пилот был тогда?
Совместная пресс-конференция с французскими летчиками на МАКСе-2007. Слева директор пилотажной группы «Патруль де Франс» подполковник Тери Провэн.

Реклама Брайтлинга напомнила о том, что летчикам подарили тогда часы с аварийным передатчиком сигнала SOS и символикой группы на циферблате.
С руководством Авиасалона, Светлана Капанина на заднем плане.
С поклонниками.
На приёме по поводу закрытия авиасалона, 26 августа 2007.
Помним, скорбим.

Вчера похоронили Гвардии полковника Игоря Ткаченко.

Остались вопросы по обстоятельствам его гибели. Опять наши СМИ молчат и понять ничего невозможно.

  1. Когда погиб Ткаченко? В воздухе или при ударе об землю. Для этого не обязательно делать вскрытие. Очевидцы события, которые первыми нашли Ткаченко пишут, что он лежал в неестественной позе, которая бывает при падении с большой высоты, но видимых повреждений головы у него не было.
  2. Сейчас пишут, что парашют не раскрывался, а в начале писали, что он сгорел в воздухе. Якобы он и не мог раскрыться, т.к., по-видимому, при столкновении двух самолетов было повреждено кресло пилота. Если так, то тогда у Ткаченко не должно быть головы. Почему не раскрылся парашют и был ли он?
  3. Связана ли эта трагедия с тем, что Ткаченко незадолго до ЧП написал рапорт на увольнение из Вооруженных сил, т.к. не желал переезжать в Липецк, куда должны передислоцировать «Русских витязей»?

Интересное обсуждение всех обстоятельств трагедии ведут на bmwclub.ru. Приведу некоторые выдержки.

.

1. Обстоятельства трагедии.

Вот весьма достоверное изложение этих трагических событий, взятое на форуме «Сухого»:

«… ИМХО, конечно, но на основании фотографий, собственных наблюдений и сообщений на разных форумах ситуация выглядела приблизительно так:
строй на роспуске — впереди борт 18 (Ткаченко), за ним борт 01 (Шпак?), справа борт 10, слева борт 14. На роспуске первым в зону ожидания уходит борт 10 (правый, т.к. он сразу имеет выходящую из роспуска траекторию в ту сторону.) За ним в том направлении уходят 18 и 01 — ушедшие вверх. И позже всех группу, уже собравшуюся в той зоне, догоняет ушедший на роспуске в противоположную от зоны сторону борт 14 (левый в строю). На догоне он по неизвестной причине проскакивает выше вперед и на перестроении влево бьет хвостовой балкой сверху по носовому обтекателю и фонарю командирской машины (18). На этот момент там был очень сильный порывистый ветер, фотокамеру просто выворачивало из рук…
После удара спарка 18 с разрушенной носовой частью теряет управление и падает на поселок. Был ли в это время жив и в сознании Ткаченко — непонятно, но судя по имеющейся в сети фотке — разрушения носа очень сильные. Вышел ли командир сам, управлял ли он машиной, пытаясь увести ее от домов, сработали ли кресла у обоих пилотов спарки штатно после такого удара, пока непонятно….

Борт 14, получив повреждения хвостовой части, с огненным факелом стал уходить от домов, и его пилот катапультировался чуть позже. Его отвалившуюся от удара хвостовую балку либо ее обломки с вывалившимся и раскрывшимся тормозным парашютом также можно найти на фотках в сети. Машина упала компактно на поле, не причинив разрушений на земле.
Также, судя по сообщениям в сети, повреждения получил борт 01 — шедший за спаркой 18. Скорее всего, его задели обломки от столкнувшихся бортов. Якобы в крыльях «дыры с кулак, кили все в копоти».

Борт 14 (Мельник, поз. 242), при перестроении оказался впереди ведущего спарки борт 18 (Ткаченко и Куриленко, поз.241), банально перелетев его. Исправляя ошибку, потерял их из виду (что само по себе опасно при полёте строем, именно поэтому пилотируя, постоянно докладывают друг-другу :241:наблюдаю 242-го и т.д.) и допустил просадку своей машины, похоже, что удар контейнером тормозного парашута и соплом правого двигателя пришёлся в носовой обтекатель и переднюю кабину спарки. Скорее всего Ткаченко потерял сознание или погиб, Кириленко из задней кабины дёрнул держки катапультного кресла и «вышел», Ткаченко же выкинуло автоматом (так устроена система покидания в спарке). Спарка борт 18 сразу сваливается и падает в д/п Сосны, Мельник (борт 14) оценив повреждения (пожар и разрушение правого двигателя) и выключив двигатели, катапультируется, а машина секунд через двадцать ложится в Верхнем Велино. Кириленко при приземлении повисает на дереве, Ткаченко приземляется без парашюта, Мельник садится в поле. Это версия, не моя конечно, но очень похожая на правду.

В спарке фонарь общий, поэтому при катапультировании выстреливают сразу два кресла. Есть мнение, что кресло командира было повреждено при столкновении двух самолетов.

Не горел парашют у Ткаченко, заголовник кресла (там находится основной купол) был повреждён при столкновении.. Поэтому и гореть в воздухе было нечему…
Что касается алгоритма срабатывания катапультного кресла, в спарке, то он таков: Первым выходит кресло из задней кабины, естественно после сброса общего фонаря, кто бы первым не дёрнул держки катапульты. Вторым выходит кресло из первой кабины… Автоматического срабатывания катапультных кресел не предусмотрено… Автоматика есть только на вертикалках. Что касается Мельника, то у него времени на принятие решения было мало, только выключить двигатели (зарыть аврийный топливный кран), что он скорее и не успел сделать, судя по развивающемуся пожару… Разговоры о том, что Мельник отводил машину в поле, оставим на совести журналистов, как это не прискорбно. На такой высоте любой отказ- это ЧП… Как следствие: сваливание по крену или зарывание по тангажу с последуюшим штопором…

Ткаченко погиб в кабине

Согласно предварительным выводам комиссии Минобороны, в завершение последней фигуры «тюльпан» Мельник, летевший на боевом Су-27 левым ведомым, ушел за облако и потерял из виду ведущий самолет — спарку Игоря Ткаченко и штурмана Игоря Куриленко. «Так получилось, что ни Мельник не видел Ткаченко — самолет был у него под брюхом, ни Игорь не видел — у нас не тот угол обзора, мы не можем смотреть назад вверх», — рассказывает источник.

«В итоге хвостом Мельник попал как раз по передней кабине, где сидел Ткаченко. Удар получился сверху внахлест по движению, вперед и вниз», — отмечает собеседник Infox.ru. После удара у Мельника загорелся двигатель, и он успешно катапультировался у деревни Тяжино. Там обошлось без разрушений на земле.

В учебно-боевом самолете задняя кабина, в которой находился штурман Куриленко, при ударе не пострадала. Летчик привел в действие катапульту — Су-27 уже был неуправляем и падал на дома в Белозерихе, спасать машину было невозможно. Кстати, для Куриленко это уже второй случай катапультирования — предыдущий был на МиГ-29 в 2006 году. «Если передняя или задняя кабина приводят катапульту, то выстреливаются обе с интервалом 0,6 секунды. В данном случае не важно, кто дернет», — говорит эксперт.

Но, уверены в комиссии по расследованию причин катастрофы, в момент катапультирования командир «Витязей» Игорь Ткаченко, сидевший в передней кабине учебно-боевого истребителя, уже был мертв. «Позднее мы осмотрели кабину и кресло. В кабине кругом следы крови, у Игоря черепно-мозговая травма, у кресла Ткаченко от удара заголовник отвалился сразу, а в заголовнике — стабилизирующий парашют. Игорь — камнем вниз. Но уже был мертв», — отмечает источник в Минобороны.

В спарке две катапульты, второй выходит 1-м, первый 2-м, кто дернул неважно. Второй родился в рубашке конечно

Перегрузки предельные для выживания, 12g, кажется… Перелом возможен и хорошо что в этих случаях этого не случилось.

Подготовленный человек выдерживает перегрузку до +20g. При катапультировании лётчик кратковременно испытывает перегрузку +12g… Это оооооченннь много, поверьте. Сам правда не катапультировался, бог миловал, но по рассказам «выходивших», процедура крайне неприятная, если не сказать больше… Про стилистов согласен, коротко и верно!!!

Подтверждаю. До установки кресла К-36 (оно стоит на СУ-27 и др. машинах 4-го поколения), так и было, до 80% лётчиков списывали после катапультирования… Сейчас ставят К-36М кресло 4+ поколения, оно более щадяще относится к позвоночнику. Как пример, на нём катапультировались Аверьянов и Шендрик в Фарнборо с СУ-30МКИ, и ничего, вечером уже были на пресс-конференции, а потом успешно летали, без ограничений.

2. Про парашют.

Не спорю. Возможно. Знаю по МИГам-31 в полку где служил — ресурс на планер и двигатели продлевался не раз и не два. Допускаю, что с креслом та же песня могла быть.

Это еще не факт. Чего ему сгорать, когда самолет в воздухе не горел.
Только сзади из сопла шел огонь. Но тотально самолет не горел.
Вроде как писали, что командира нашли вообще без парашюта

Подтверждаю. Видел сам.

Командир был без парашюта, и даже лямок не было, а ещё на нём не было ЗШ. Кресло нашли недалеко от него, оно штатно отработало. А вот заголовник долго искали, правда не знаю, нашли или нет…

катапульта в Су-27 офигенно надежная штука, и версия в то что самолеты уже труха и парашют не раскрылся — это все бред, есть сроки службы парашютов, срок вышел — на списание и ставят новый, в авиации с этим все строго, тем более в кубинке…
система катупульты в Су-27 позволяет выйти с самолета фактически с нулевой высоты… в данном случае высоты было более чем достаточно, а раз все закончилось так трагично, можно предполагать что Ткаченко погиб при столкновении и при столкновении же было повреждено кресло, поэтому ниче и не раскрылось… вообще не понятно почему из этогго делают такую тайну, помоему, не проще ли сразу сказать как все было!?!? или хотят все таки на птицу списать???

3. Про Липецк, боевое и бытовое.

У Витязей, как и у Стрижей проблем с налётом нет. Проблемы в другом: бытовые и финансовые… Да ещё с этим переводом в Липецк их просто затравили…

Поверьте, не намного больше строевых лётчиков… А живут только четверо в служебных квартирах Кубинского гарнизона, остальные в общаге. Знаете, что это такое? Ребята, кроме славы, министерство обороны им больше ничего дать не может.

Да, знаю конечно. В моей комнате в общаге зимой масло на столе не таяло, а укрывался шинелью, матрасом и двумя одеялами. Слезы их зарплата. Удивляют просто некоторые типы, которые пытаются спорить о жизни военных и армии, вообще не зная ее. Ничего не зная про то, каково это в магазине чай подешевле искать, или как говорил один мой сослуживец надо посчитать скока котлет надо купить, чтобы до зарплаты дотянуть. Как бойцов подкармливать или офицерским детям искать лекарства потому как купить их родителям не на что.
И что самое обидное, что даже после того как гром уже грянул-Путин на встрече с летчиками за пластмассовым столиком, сказал очередную туфту-банальщину в духе …….ну все еще будет.
В глазах одного из летчиков, это было видно, мелькнула надежда и сразу недоверия пелена. Не первый раз ведь дурят. Предательство это со стороны государства воинов своих. Сколько семей знаю – все люди настолько неприхотливые и некапризные от взрослых до детей. Ведь рады копеечным улучшениям в жизни. Квартирами этими всю жизнь травят-25 лет обещают да так и дадут только единицам для репортажа по ОРТ.

Сам выводы для себя давно сделал — ничего больше от армии не жду. Но тех кто стал заложником системы — им некуда деваться — очень жаль. А они все равно служат и надеются

Наши ребята единственные летают на боевых машинах без доработок (стоковых).

Американцы ещё выполняют на необлегчённых машинах. Но они модернизированы для большей манёвренности.

Например, какой тип? Я знаю только пилотажную группу на Ф18 Голубые ангелы, но это другой класс более легкий.

Мощным выбросом горящего керосина сожжено еще 3 дома. Взрывной волной накрыло еще домов 5. На помощь пострадавшим самоотверженно бросились все жители садоводчества в том числе и мой батя -герой (наш дом метрах в 80 от падения находится). Оттаскивали машины, спасали скарб и т.д. Из пылающего дома со второго этажа еле успел выпрыгнуть зять хозяина сгоревшего дома. (ожог верхних конечностей). Первыми на место происшествия прибыли спасатели. На реплику давайте помогайте, они ответили мы не пожырные мы спасатели. Это пять! Затем прибыли доблестные милиционеры с автоматами для установки оцепления…. ну и в конце приехали пожарные. В этот раз почему то с водой. (уверен за свою работу с хозяев сгоревших домов потребуют по 10000р.). Жаль….. люди годами строили эти дома, обживали их и в один миг у них ничего не стало. Ужасно. Крупно повезло что без жертв! Очень густонаселенное место.

Вообще садоводство «Сосны» это чекисты, поэтому на помощь бросились все.

Шпак барражировал над местом падения командира минут 20-25, наводя и координируя горе-спасителей. А сел он в Кубинке с минимальным остатком топлива и посечёнными консолями крыла, отстрелив на заходе 2 тепл. ловушки, отдавая дань двум потерянным машинам… Ещё не зная о потери командира.

Что касается Куриленко и Мельника, здоровью обоих ничего не угрожает… Видел обоих сегодня в здравии в Кубинке, на похоронах командира, правда особой печали у второго персонажа не наблюдал… Может шок?

Нет, не шок. Вот ВСЕ в шоке… Конкретно Мельнику думаю ничего не грозит, если не брать во внимание его душевное состояние… отмажут, уж больно он «ценный».
Думаю, что Командира скоро наградят, а потом тихо скажут, мол сам ошибся… Погибший Ткаченко уже ничего не сможет ответить, так очень часто бывает в авиации…

Уверен, что мы от него (Куриленко) ничего не услышим. После МАКСА всё озвучит Дрик. Официальный представитель ВВС России подполковник Владимир Дрик, аналог «знаменитого» Дыгало, теперь уже капитана первого ранга в ВМФ… На птицу свалить не удалось, на технику не дадут свалить производители, а крайнего уже нашли…
Еще нечто любопытное. http://krylov.livejournal.com/ пишет:

Интервью лётчика Игоря Ткаченко от 2005 год:
Командир АПГ «Русские витязи» Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой — 37 часов, а третья уже стоит «у забора». Те самолеты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе «Салют» сгодились».
Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) — это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ «Сухой». Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и «столкнули» их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сформированный в грозовые сороковые, этот полк с первых дней своего существования геройски проявил себя на фронтах Великой Отечественной: сначала в боях на Курской дуге, затем при освобождении Белоруссии. Четырежды личному составу части объявлялась благодарность Верховного Главнокомандующего. А после боев в Прибалтике полковое знамя украсил орден боевого Красного Знамени.
И в наше мирное время мотострелкам этой части не раз приходилось бывать на передовой. Подразделения полка первыми из состава 27-й дивизии, получившей в 1992 году статус миротворческой, приступили к выполнению задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. В 1992-м солдаты и офицеры полка встали на линии разъединения противоборствующих сторон в Приднестровье. В 1995-м полку пришлось выполнять миротворческие задачи в зоне грузино-абхазского конфликта. Более 500 военнослужащих части принимали участие и в восстановлении конституционного порядка на территории Чеченской Республики. За новейшую историю полка 1.739 его военнослужащих были удостоены государственных наград.
Сейчас жизнь воинского коллектива — это напряженная ратная учеба, это выполнение государственных задач, в том числе по переходу на контрактный способ комплектования. В установленные нормативами сроки полк в полном составе перешел на контракт. Параллельно решались вопросы обустройства военнослужащих-контрактников.
Сегодня полк является частью постоянной готовности. Отсюда и его регулярное участие в различных учениях, в том числе крупномасштабных. В нынешнем году часть дважды была задействована в серьезных маневрах. В марте — апреле мотострелки принимали участие в учении по управлению авиацией и войсками ПВО соединений и частей ПУрВО и Уральского объединения ВВС и ПВО, которое проводилось под общим руководством тогдашнего командующего войсками округа генерала армии Владимира Болдырева, ныне — главкома Сухопутных войск. Основной целью этих маневров стало совершенствование слаженности органов военного управления при решении задач по управлению авиацией и войсками ПВО на центральноазиатском стратегическом направлении. Полк в ходе учения обозначал действия сухопутных войск, вел активную оборону, контратаковал, выполнял задачи в качестве противотанкового резерва. Работа мотострелков по итогам маневров получила высокую оценку командования округа и руководства Генерального штаба ВС РФ.
А уже в августе этого года полку довелось принять участие в еще одном важнейшем мероприятии боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил — в прошедшем в ПУрВО оперативно-стратегическом учении «Центр-2008». Стоит отметить, что при выдвижении в район учения мотострелки совершили своим ходом марш на расстояние свыше 600 километров, и техника не подвела. Организованно прошло для полка и возвращение в ППД железнодорожными эшелонами.
Финал ОСУ «Центр-2008» на Донгузском полигоне в Оренбургской области наблюдал Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Дмитрий Медведев. Глава государства высоко оценил действия войск. Ряд военнослужащих, принимавших участие в маневрах, были отмечены государственными наградами. Орден «За военные заслуги» из рук Дмитрия Медведева получил и командир полка подполковник Дмитрий Ткаченко (на снимке).
В настоящее время личный состав части занимается в пункте своей постоянной дислокации. Техника готовится к эксплуатации в зимних условиях, личный состав и городок — к юбилею.
Морально-психологическое состояние личного состава части, настрой солдат и офицеров командир полка оценивает как нормальное и устойчивое. Об этом же могут свидетельствовать и, прямо скажем, единичные случаи разрыва контрактов. Идет лишь плановая ротация: кто-то увольняется, завершив контракт, кто-то, наоборот, приходит в часть. Интересен и такой факт: из числа призывавшихся на недавние учения запасников 12 человек изъявили желание продолжить службу в этой части — только теперь уже на постоянной основе в качестве контрактников. Все кандидаты на военную службу получили от командира полка отношения и после прохождения необходимых процедур в своих военных комиссариатах будут приняты на службу в полк в качестве полноценных солдат и сержантов по контракту.
К слову, контрактников в этом полку устраивают и достойные условия быта (скажем, в общежитиях здесь вовсе не роскошь горячая вода, есть автоматические стиральные машины и другая необходимая бытовая техника), и возможность параллельно проходить обучение. Студентами-заочниками стали здесь уже 26 солдат и сержантов контрактной службы. Для обучения непосредственно ратным профессиям в полку оборудован собственный учебный корпус, где готовят артиллеристов, механиков-водителей, специалистов других армейских профессий.
Одной из составляющих успешного решения задач подполковник Ткаченко считает высокую ответственность командного состава части. В числе лучших офицеров полка командир выделяет комбатов подполковников Олега Маненкова и Сергея Кузнецова, майоров Олега Семенова и Александра Сидякова, начальника штаба полка подполковника Евгения Цветкова.
Нельзя не отметить вклада в достигнутый успех и самого командира. Дмитрий Ткаченко — из семьи военнослужащего. В 1996 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, а десятью годами позже — командный факультет Общевойсковой академии (с отличием). По выпуске из училища он сам попросился в Таджикистан, где отслужил три года. После Курган-Тюбе было Оренбуржье, поселок Тоцкое. В дислоцированной там 27-й дивизии офицер прошел все должности от командира роты до начштаба полка, причем служил во всех трех мотострелковых полках соединения. В прошлом году подполковник Ткаченко был назначен командиром мотострелкового Краснознаменного полка. За высокие показатели в боевой подготовке офицер был награжден медалью Суворова, а также орденом «За военные заслуги», который, как было сказано выше, вручил подполковнику лично Президент России.
Личный состав полка сегодня готовится встречать не только юбилей части. Не за горами начало нового учебного года. И этот год — можно не сомневаться — будет для мотострелков не менее напряженным в плане боевой учебы, чем предыдущие.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *