Иеромонах иов гумеров

На подвиг Отчизна зовет

«Семейная жизнь – это подвиг, причем непрерывный», – говорит протоиерей Валериан Кречетов, отец семерых детей и дедушка 34 внуков. В день золотой свадьбы отца Валериана и матушки Наталии Константиновны их взрослые дети отметили: они не помнят, чтобы папа и мама ссорились или спорили.

Богу и людям служить

– Отец Валериан, современные семьи – очень разные, одни ориентированы на любовь, другие на партнерские отношения, третьи – на благополучие, комфорт. А какую семью благословил Господь? В чем духовный смысл семьи?

– Ответ здесь – тот же, что и на вопрос, который когда-то задал мне младенец, ребенок: «А зачем Бог сотворил человека?» Господь сотворил человека по образу Своему и подобию. А как сказал сербский преподобный Иустин (Попович), любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества. Человек, сотворенный по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек. А любви несвойственно жить в себе. Любовь должна на что-то изливаться, должна иметь предмет любви. Почему Бог – любовь? Потому что это – Троица, Единосущная и Нераздельная. Три Лица: Отец, возлюбленный Сын, Дух Святый. Вся жизнь в любви. Как сказал Господь, «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18).

Господь сотворил человеку жену, чтобы он мог проявлять любовь к себе подобному. Мы любим иногда животных – кошечек, собачек, лошадок, можно кого угодно любить, но хочется, чтобы предмет твоей любви тебя полностью понимал – был бы тебе единосущен. Поэтому Господь сотворил Еву из ребра Адама.

Родители отца Валериана – протоиерей Михаил и Любовь Владимировна Кречетовы 1962 г.

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).

Любовь, общение – вот то, что было дано первым людям.

Но, по словам Иоанна Богослова, мы должны любить Бога, потому что «…Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).

Человек обязан строить свою жизнь так, чтобы пребывать в ответной любви к Богу и к ближнему. Потому что, по слову Иустина (Поповича), – вся суть жизни, бытия заключается в Богоявлении и Богослужении. Бог как Сущий, как Источник Жизни, Сама Жизнь, явил Себя в Своем творении, в создании человека. Как человек являет себя в каких-то делах, так Бог явил Себя в творении мира. А венец творения, человек, не просто существует сам по себе, он должен пребывать в ответной любви и в постоянном служении Богу и ближнему. Помните последний куплет Баллады о разбойнике Кудеяре? «Сам Кудеяр в монастырь ушел Богу и людям служить».

Мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. И мы должны любить своих ближних, прежде всего родителей, своих родственников, вообще всех, поскольку мы сотворены Богом и все имеем одного Отца, поэтому говорят «братья и сестры». Все, чем пользуется человек, создано до него и для него, в общем-то. Поэтому человек должен быть благодарным – родителям в первую очередь, потому что они дали ему бытие, воспитали его, учили, и вообще всем старшим поколениям. Почему уважение старших всегда было законом во всем человечестве? Это – естественно. Что мы без своих предков, если нас оставить без их знаний, изобретений? Ничего.

Протоиерей Валериан с матушкой Наталией

Брак дан также для того, чтобы люди могли по первообразу Господа, сотворившего человека, творить детей. Ведь Бог создал человека, мужа и жену, а уже жене дал возможность творить детей. Кому дал Бог, кому не дал Бог… Ведь дар-то Божий. Поэтому в Таинстве Брака (венчании) дается благословение – в помощь и продолжение рода человеческого.

Человек есть то, что он ест

– Батюшка, вы сказали, что Господь создал семью для продолжения рода человеческого. Но сейчас наблюдается странное поветрие: молодые женщины, вроде бы здоровые, не могут забеременеть, врачи отмечают большое количество замерших беременностей.

– Вы правильно сказали – «вроде бы» здоровые. Но если все это происходит, значит, все-таки нездоровые. Печальное явление, которое касается всего бытия: люди забыли и не думают о том, что семья дается для продолжения рода человеческого. И начинают «жить для себя», а детей или убивают, или, как говорят, «предохраняются» от них, избегая рождения ребенка. Есть такое выражение в народе – «желанный». Так вот дети, которые даже рождаются, часто бывают нежеланными, ими тяготятся.

Это настроение – против заповеди, данной Богом – «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).

Люди начинают по-своему «планировать семью»: сколько и кого рожать. Целые государства – Китай, Индия, другие страны – ограничивают рождаемость.

– В России есть много пар, желающих иметь детей, но у этих женщин не получается забеременеть, выносить ребенка. Такого не было еще 20, 10 лет назад. Как вы думаете, с чем это связано?

– Почему не бывает детей у тех, кто желает, – вопрос сложнее. Я думаю, здесь важен вот какой момент. То, что сотворил Бог, все воспроизводится: из семени вырастает дерево, оно дает новые семена, жизнь передается через семя. Акт самовоспроизведения относится к Божественному действу, а не к человеческому. Человек не сотворил ничего, чтобы самовоспроизводилось. И самое печальное – когда человек начинает в созданное Богом вмешиваться, когда живое несет на себе печать его вмешательства – оно перестает воспроизводиться. Ведь генетически измененные растения не имеют продолжения рода. Год или два, а потом они вырождаются – таковы плоды вмешательства человека в гены.

Семья отца Валериана 1979 год

И когда люди начинают питаться этими фруктами, овощами, функция самовоспроизведения у них также начинает нарушаться. Как у растений в зародыше погибает жизнь, так и у человека. Это мое предположение, конечно, но очень похожее на правду.

Шея вертит головой

– Отец Валериан, посоветуйте: как нацелить молодых людей, девушек на семью? Ведь сегодня крепких многодетных семей почти не осталось. Даже в пример привести некого.

– Это начинается с младенчества, когда человек учится жить не для себя, а для своих ближайших: вот, ребенок отдает шоколадку маме, бабушке. Есть такое изречение: духовное пробуждение или выздоровление начинается с того времени, когда человек начинает о ком-то заботится. Часто с этого и начинается. Человек о ком-то заботится, а потом чувствует, что тот становится родным, необходимым, уже без него как-то не можешь. Потом появляется близость, родственность. И смысл-то семейных уз в том и заключается, что человек живет не один, а о ком-то заботится. Муж о жене, жена о муже и детях, муж о жене и детях.

– В свое время в России сохранялся определенный уклад жизни, все работало в одном направлении – и Церковь, и семья, и школа, и государство. Сейчас у нас государство – светское, школа – либеральная. Как можно в таких условиях воспитать нормального человека?

– Воспитанием занимаются, прежде всего, Церковь и семья. Если есть внутренний фундамент в семье, все испытания можно пережить с Божией помощью. Почему сказал отец Владимир Воробьев моему отцу: «Бери такую жену, чтобы христианка была как кремень». Это значит – твердость веры, преданность воле Божией, знание семейных принципов. Домострой в хорошем смысле слова.

– А девушке какого мужа брать?

– Христианина. Живущего по вере.

– Только их сейчас практически не осталось.

– Да есть еще. У Бога есть. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». То есть труженицу. Так же и мужа, можно сказать, – ищи не в хороводе, а в огороде. Конечно, чтобы добрый человек был. Естественно. Когда любовь есть, тогда все просто. По-человечески это сложно, «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Одно только нужно – молиться, просить, чтобы Господь указал. А Господь укажет.

– Батюшка, в житии православных покровителей семьи – муромских святых Петра и Февронии – описано, как, будучи простой девушкой, Феврония настаивает на женитьбе на ней князя Петра. То есть при создании семьи роль женщины может быть активной, решающей?

– Да, от женщины многое зависит. В Священном Писании сказано своеобразно очень, я обратил на это внимание: «…оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24).

Муж к жене прилепляется. Не сказано – жена оставит отца и мать и прилепится мужу своему. Думаю, это связано с тем, что женщина сотворена быть матерью. Ева – мать всех живущих: «И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20).

Женщине, как матери, свойственно заботиться. Поэтому с годами муж обычно уже не обращается к супруге «жена», а говорит «мать». А жена обращается к нему «отец». В сущности, выстраиваются отношения Адама и Евы, когда муж становится отцом для жены, а Ева оказывается для мужа матерью – как мать всех живущих.

– То есть молодая девушка может выбрать себе жениха и настаивать на том, чтобы он женился на ней? Как Феврония?

– Если будет такая, как Феврония, то, я думаю, может. Этот юмор, что шея вертит головой, а голова на шее, основан на жизненном опыте. Опыт жизни самой показывает, что семейный очаг оберегает мать. До трех лет проходит примерно половина жизни человека, а дитя находится в руках матери. Поэтому фундамент воспитания закладывается в младенчестве. Именно поведение матери, ее слова, пример очень важны для всего общества. Потому замечательный педагог Григорий Иванович Суворов, директор московской 31-й школы, когда-то сказал: «Мы говорим об идеальном обществе. Дайте мне воспитанную мать, и я вам такое общество построю». Настолько важна жизнь женщины-матери.

Непорочные в пути

– Батюшка, стоит ли говорить с детьми, с подростками о целомудрии, например, обсуждать с ними проблему абортов?

– Если есть возможность такая, конечно, нужно говорить, потому что они просто иногда не знают каких-то вещей. Или другие им рассказывают по-своему. Говорить нужно, но самое главное – личный пример.

– Будущая матушка, по каноническим правилам, должна быть девственницей. Почему Церковь предъявляет такие высокие требования к жене священника?

– Так и священник должен быть девственником. Вообще все люди перед заключением брака должны быть девственниками, а священник – обязательно, будучи «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Это само собой разумеется – как иначе можно быть образцом? Кто стал родителями Матери Божией, пророка Иоанна Крестителя? Праведные Иоаким Анна, Захария и Елисавета – «непорочные в пути, ходящии в законе Господнем» (Пс. 118:1).

У нас гуляк, пьяниц на работу не берут. А в служение Богу кого попало, что ли, можно брать? Нет, это не так просто.

– Может быть, поэтому у священников относительно крепкие семьи?

– Да, я думаю. Но, прежде всего, конечно, потому, что Господь, когда Его, собственно, просят – укрепляет, помогает. Истинная Божественная Благодать, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая», действует.

Когда мы с матушкой Наталией Константиновной праздновали золотую свадьбу, дети встали и сказали: «Мы не помним, чтобы папа с мамой ссорились или спорили». А матушка добавила: «Батюшка никогда ничего от меня не требовал». Видишь, что человек ответственный – ну, что сделала, что успела, смогла – то сделала. Так что все просто.

Не руби с плеча – разберись. Прежде – помолись

– Батюшка, а могут влиять родовые грехи на поведение мужчин, женщин в браке?

– Наследственность есть, никуда от этого не денешься. Когда мы получаем по наследству какие-то дарования, материальные блага, то спокойно их принимаем. Но иногда мы не получаем ничего или получаем что-то отрицательное. Тут многое от человека зависит – как он станет над этим работать. Конечно, справиться с этим без Церкви, без духовной помощи – невозможно. Почему духовник и советовал моему отцу брать в жены христианку как кремень. Воспитание, устои, привычки с детства – все это очень важно.

Как-то мы воспитывались так, что голос не поднимали никогда. Как ты можешь перед учительницей что-то говорить? А сейчас…

Дух мира таков, что это – дух революционный, дух непослушания, гордыни: отец – на сына, сын – на отца.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 11:21).

– Батюшка, а что противопоставить этому духу гордыни? Как с ним можно бороться?

– Смирением. Духу гордыни можно противопоставить смирение…

– А как и кому смиряться? Ты ребенку слово, а он в ответ – десять. Смиряться – родителям?

– Да, приходится смиряться родителям. Это проблема сейчас. Основной пастырский труд сегодня – это семейные разборки.

Я недавно получил на эту тему наставление от своего внука – точнее, его передала мне моя дочь. Ее сыновья старшие порвали струны, она рассердилась на них – хлопоты предстоят, затраты какие-то… Вот она младшего и спрашивает: «Сема, что с твоими братьями делать?» Он встал так – руки в боки – и говорит: «Надо разбираться». Она: «С чего начнем?» – «Принеси икону, помолимся давай». Значит – не руби с плеча, сначала разберись. А для того чтобы разобраться – надо помолиться. Не помолишься – не разберешься. Детский «старческий» совет.

Феминизация и ее плоды

– Батюшка, мы как-то опубликовали статью под названием «Муж на диване». И она вызвала очень живой отклик – оказалось, что это проблема многих семей.

– К несчастью, в какой-то момент был запущен очень непростой процесс. Тот же Григорий Иванович Суворов написал в свое время кандидатскую работу, которая называлась «Феминизация». Он отмечал, что через ношение брюк – а это сейчас особенно распространилось – женщины приобретают отрицательные черты мужской натуры. Жены, взяв на себя функции мужчин, превратились в эмансипированных бизнесвумен. А у мужчин появились далеко не лучшие черты женской натуры, даже во внешности. Женщины, предприимчивые и инициативные, перестали заниматься хозяйством, оставив это мужчинам. А поскольку очень часто современные мужья хозяйством заниматься не умеют, то по большей части просто ничего не делают. Таким образом, женщины взяли на себя бразды правления, а мужчины эти бразды отдали и сидят на шее своих половин.

– Успешные мужчины, видимо, отплатили женщинам за феминизацию: раньше – в соответствии с протоколом – первые лица государств, компаний на многие мероприятия приходили с женами. Сейчас жен никуда не берут.

– Да, неудобно, видимо, некоторым показывать жен. У кого-то не одна жена, и не первая, и не последняя.

Держать или отпустить?

– Батюшка, а бывают случаи, когда не нужно сохранять семью?

– Это нужно молиться, чтобы Господь указал. Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать: держать или не держать, отпустить, как говорят, – это зависит от обстоятельств, которые складываются.

Помню, одной я советовал молиться, и ее муж вернулся, правда, недолго прожил, умер, но уже дома, в семье. В другом случае тоже говорю: молись. Молилась она, молилась, а они – раз, и разлетелись. Она, правда, ушла в монастырь. Что было в его дальнейшей жизни – не знаю.

То есть во всех случаях нужно молиться и просить воли Божией. Какой путь? Если семейный, то – кто избранник? А дальше, когда уже Бог благословил, надо нести семейный крест.

Когда во главу угла ставят только земную жизнь, благополучие, это одно. А когда главное – спасение – совсем другое. Можно в семье прожить и погибнуть, можно и без семьи спастись.

– Вы когда-нибудь благословляли на развод?

– Не помню, по-моему, нет. Иногда кто-то приходил, говорил: жить невозможно. «Ну, невозможно, смотри уж, раз не можешь». А «разблагословлять», если Бог благословил, я не могу. Бывают ошибки иногда, поэтому нужно поступать по воле Божией. Господь любого человека может поставить на место, причем в одно мгновение: какая-то автомобильная катастрофа, авария, и все остановилось.

– Батюшка, а можно начать жизнь семьи сначала, с чистого листа?

– Я думаю, что можно. Но непросто. Не так жили – значит, надо измениться. Я знаю такие примеры, когда человек оставлял свою прежнюю жизнь. Главное – надо просить помощи Божией. Нужно вообще стараться узнать волю Божию о себе.

– Есть какие-то молитвы о сохранении, укреплении семьи?

– Тропарь об умножении любви: «Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче».

Потому что сначала оскудевает любовь, сердца удаляются друг от друга, а потом уже и тела отдаляются.

– Я знаю, что вы очень большое значение уделяете тому, венчана пара или нет…

– А как же – это же Таинство, благословение Божие. Но молиться нужно еще до заключения брака. Мой отец молился, чтобы Господь ему жену дал, и Бог дал ему маму мою. Я просто молился Матери Божией, чтобы Она сподобила меня служить Богу. Больше ничего. А уж как – Господь покажет. И Господь показал – надо жениться, и указал на ком. Господь дал жену и повел, прям за ручку, по всей жизни.

Нужно увериться в том, что именно это – воля Божия. Иногда Господь проверяет, посылает испытания. Папа был мастером спорта, чемпионом Москвы по академической гребле, как-то он пригласил маму кататься на лодках, а она с юмором была, спрашивает: «А вы умеете плавать?» – «Оскорбляете…» Мастер спорта, и не умеет плавать! «Вредная такая, никогда на ней не женюсь», – подумал папа. А вот женился, оказалось, что воля Божия есть. Не сразу все устраивается. Когда он попал в тюрьму, она с ним переписывалась, потом какое-то время папа был на поселении, в ссылке как бы, и мама приехала к нему – там они и венчалась. Это было уже, конечно, непросто: он – политический заключенный, какая перспектива открывалась?

Вообще вступать в брак нужно раз и навсегда. Как ты потом разведешься? Нет уж.

Не жди благодарности

– А что можно пожелать мужьям и женам?

– Быть мужем и женой. Есть такой тест. «Что вы хотите: иметь жену, иметь детей, иметь хозяйство – или быть мужем, быть отцом, быть хозяином? Что вы хотите: иметь мужа, иметь детей, иметь хозяйство – или быть матерью, быть женой, быть хозяйкой?» Быть или иметь?

Поэтому, конечно, нужно воспитывать мужчин и женщин, а не однополые существа. Нужно ходить церковь, молиться, а дальше уже Господь устроит. В церкви человек и находит кого-то, а не где-то подбирает…

– Вы как-то рассказывали, что в свое время на комсомолок даже не смотрели.

– Да. Беда вся в том, что во главу угла не ставят веру. А я думаю, что это одно из необходимых условий. Но конечно, в любом случае семейная жизнь – это подвиг. Раньше хоть песни были – «На подвиг Отчизна зовет». В житейское море человек тоже уходит на подвиг.

– Мама одной моей знакомой говорила дочери: семья – это каторга. И к этому ее готовила. Когда та вышла замуж, даже немножко расслабилась: «Меня, – говорит, – готовили на каторгу, а муж оказался добрый, любит меня…»

– Совершенно верно. Хотя это не каторга, но на самом деле семейная жизнь – подвиг, причем непрерывный, – выходных уже не будет. Профессор МДА Константин Ефимович Скурат в новом катехизисе приводит прекрасные цитаты о семье Сократа: о том, что если собираешься жениться, то приготовься в два раза (а я думаю, что в два раза – это минимум) уменьшить свои желания и минимум в два раза увеличить свои обязанности. По сути это так. И когда вдруг часть твоих обязанностей кто-то начинает брать на себя – уже радость.

Как тот состарившийся игумен, которого братия просила открыть тайну: «Отче, расскажи, как ты столько лет мог нами управлять? Мы же неуправляемые?» – «Ладно уж, скажу. Когда я вас на что-то благословлял, что-то просил сделать, я был уверен, что вы этого не сделаете или сделаете не так, как я прошу. Поэтому если не сделали – обычное дело. А сделали – радость необыкновенная».

Действительно, очень мудро. Так же, как не ждать благодарности. Древнее изречение: тебе сделал кто-то добро – запомни это, ты сделал кому-то добро – забудь это.

Иеромонах Иов (Гумеров):

«Без любви помочь человеку невозможно»

Раньше случалось, что люди шли за духовным советом к батюшке, преодолевая сотни верст пешком. Сейчас достаточно выйти в Интернет и за пару кликов оказаться на нужной страничке. Вопрошающим, возможно, стало несколько легче, а вот пастырям — тяжелее, поскольку количество вопросов растет в геометрической прогрессии. И хотя грехи и немощи человеческие остаются прежними, ответ на вопрос конкретного человека священнику приходится каждый раз находить индивидуально. О том, как выстраивать общение и отношения с прихожанами, и о своем опыте ответов на «вопросы батюшке» рассказывает насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров).

— Отец Иов, каждому священнику в течение многих лет приходится отвечать на одни и те же вопросы. Исходя из своего опыта, можете ли вы дать советы молодым пастырям, что необходимо учитывать при ответе?

— Человек, которого Бог поставил быть духовником, должен постоянно стяжать в себе деятельную любовь. Думаю, что самое важное, чтобы тот, кто обратился за духовной помощью, чувствовал, что в его нуждах, его проблемах священник соучаствует. Любой человек, даже не обладающий тонким устроением души, очень хорошо ощущает, как к нему относятся: либо формально, пусть при этом и очень вежливо, либо проявляют сердечное участие.

Помню, много лет назад читал небольшую книгу «58 советов афонского старца». Меня буквально захватила одна мысль, к которой я потом всё время возвращался: не упускайте возможности угодить Богу ласковым обращением с людьми. Мы нередко ищем, какое сделать добро для своего спасения. Но не задумываемся и не сознаем, что такая возможность находится рядом. Ласковое обращение с людьми есть не что иное, как проявление деятельной любви в повседневности. Об этом нужно постоянно помнить. И первое, что должен делать пастырь, когда к нему обращается человек за советом, — это проявить к нему доброжелательность и открытость. Это основание, на котором он должен строить дальнейшее общение с собеседником. Я замечал, что если это не получилось, если уже в первых словах была какая-то холодность, то чаще всего и дальше не будет положительного результата.

За каждого, кто приходит к нему, священник должен, хотя бы кратко, помолиться. Господь, видя, что мы искренне желаем соучаствовать в его проблемах, подает пастырю Свою всесильную помощь.

Важно, чтобы священник не показывал собеседнику свою занятость. Надо сделать всё, чтобы пришедший в нужде человек не чувствовал, что священник куда-то торопится или утомлен. Внимание священника должно быть полностью занято собеседником, который пришел к нему за советом. Иногда я говорю своим прихожанам: «Не смущайтесь, рассказывайте, у меня достаточно времени». И это очень помогает преодолеть человеку скованность или избавиться от мнимого опасения, что он отнимает у священника много времени.

С другой стороны, надо всё делать с рассуждением. Если не направлять, хоть и мягко, беседу в нужное русло, она может продолжаться часами. У тех, кто приходит к священнику, есть потребность выговориться. Человек считает, что если он во всех подробностях и деталях будет рассказывать о том, что его волнует, то тогда ему легче сможет священник помочь. Для многих, пришедших с тяжелыми проблемами, долгий и подробный рассказ дает психологическую разрядку. Поэтому пастырю найти необходимую меру в общении бывает очень трудно.

— Что самое сложное для священника в общении с прихожанами? Как вам удается найти верные слова? Какой литературой вы пользуетесь?

— Пастырь является соработником Бога. Господь, Который поставил его на это служение, помогает и укрепляет Своею благодатью. Без этого невозможно нести такой тяжелый крест. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Боже мой, как трудно надлежащим образом исповедовать! Сколько от врага препятствий! Как тяжко согрешаешь пред Богом, исповедуя не надлежащим образом! Как слово оскудевает! Как источник слова заграждается в сердце! Как язык изменяет и разум! О, сколько нужно приготовления к исповеди! Сколько надо молиться об успешном прохождении этого подвига!» (Моя жизнь во Христе. Т. 2).

Когда мне предстоит по расписанию исповедовать, я начинаю заранее молиться, чтобы Господь помог мне выполнить это послушание и принести людям пользу.

Совершение таинства исповеди, несомненно, является средоточием пастырской деятельности, поскольку душа человека очищается и возрождается. Но даже просто беседа или ответ на письмо требуют особой внутренней собранности. Начиная отвечать на письма прихожан, вначале я не представлял всей трудности этого дела. Через какое-то время я понял, что если письмо написано с болью, то надо хотя бы часть этой боли пропустить через себя, иначе не поможешь. Можно написать ответ очень точно и правильно с богословской точки зрения, но оно не даст результата, если нет сопереживания.

Для ответа на разнообразные вопросы приходилось обращаться к самым разным источникам. Часто обращался к творчеству святителей Иоанна Златоуста, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других.

Во-вторых, я опирался также на те знания, которые у меня были. Меня можно назвать «вечным студентом». Я учился и учусь всю жизнь. В семнадцать лет у меня произошло очень важное событие: я сделал выбор жизненного пути. До этого мне приходилось принимать решения: с кем играть, куда поехать на отдых и так далее. Но ни один такой выбор не мог повлиять на мою жизнь. Окончание школы изменило коренным образом мое положение. Что делать дальше? Поскольку у меня был настоящий интерес к познанию, мне было ясно, что надо продолжать учиться.

Обозревая прошлую жизнь, я изумляюсь тому, как заботливо участвует Бог в жизни отдельного человека. Зная природные возможности каждого, Он еще в детстве и отрочестве всевает в душу семена, которые должны потом прорости и принести плоды, нужные ему для духовной жизни и спасения. Теперь я с внутренним волнением и благодарением ко Господу вижу, что Он направил мои познавательные интересы по тому руслу, которое меня привело к богословию и священству. По воле Божьей к богословию меня привела философия, которую в Средние века называли «служанкой богословия» («philosophia est ministra theologiae»). Философия стала интересовать меня еще в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р.Декарта, Г.В. Лейбница, Г.Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем (не менее двух лет). Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса. После окончания университета — трехлетняя аспирантура, кандидатская диссертация в области социологии.

Мои занятия философией, историей, социологией, литературой очень помогли мне впоследствии отвечать на письма. Когда я воцерковился (это произошло в апреле 1984 года), переживал, что столько лет потратил на изучение светских наук, которые, как мне казалось, мне больше не пригодятся. Но оказалось, что мои рассуждения были наивны, а Господь всё так устроил, что все мои знания мне были просто необходимы.

— Чей опыт помог вам в вашем духовном выборе и последующем священническом пути?

— Я думаю, что самое большое влияние на меня оказала мама, которая хотя крестилась только в старости, но по устроению души (любвеобилию, желанию жить со всеми в мире, отзывчивости ко всем) была всегда очень близка внутренне к христианству. Она не упускала ни одного случая сказать нам какое-нибудь ласковое слово. Это была ее потребность. Она никогда не ругала нас. Уже в старости она рассказала мне, что ей это запретила ее мать, моя бабушка. Папу часто переводили по службе в разные города. Когда мать моя прощалась с бабушкой (было ясно, что они уже не увидятся), моя бабушка сказала: «Об одном прошу, не бей детей и не ругай. Если ударишь хоть раз даже по руке, мое материнское благословение отойдет от тебя». Но мама никогда и не сделала бы так: она на это была просто неспособна. Мамина любовь, ее отношение к людям, конечно, составило ту основу, на которой родилась моя личная вера. Это помогло без каких-либо скорбей и потрясений мне плавно прийти к осознанию необходимости креститься и стать христианином. Я тогда работал старшим научным сотрудником в Академии наук во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований.

К священству же я пришел по послушанию духовнику. Когда я воцерковился, мой духовный наставник священник Сергий Романов (сейчас он протоиерей) спустя четыре года после этого сказал, что я должен преподавать в Московской духовной академии. Такая мысль никогда не могла прийти мне в голову. Но поскольку я с полным доверием относился к его словам, то легко согласился. Всё произошло довольно быстро и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской духовной академии и семинарии профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который предложил мне курс под названием «Христианство и культура». Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к архиепископу Александру (Тимофееву), тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: «А что это у вас?» Я сказал: «Это программа курса». Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: «Готовьте на совет».

При владыке Александре было обязательное требование: преподаватели, пришедшие из светских институтов и не имевшие духовного образования, должны были экстерном окончить семинарию, а затем академию. Семинарию я закончил в мае 1990 года, а экзамены за академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. С сентября 1990 года я стал преподавать в академии Священное Писание Ветхого Завета, а в семинарии — основное богословие.

В конце мая 1990 года отец Сергий Романов сказал, что мне надо подавать прошение о рукоположении в диакона. Я вновь без всяких колебаний и сомнений ответил: «Хорошо». Через несколько дней я встретил в коридоре архиепископа Александра и попросил принять меня. Он спросил: «По какому поводу?» «По поводу рукоположения». Он назначил день. Когда я пришел, он сразу же без вступительных слов произнес: «В день Святой Троицы». Затем добавил: «Приезжайте дня за три. Поживите в лавре. Помолитесь».

В сентябре начался второй год моего преподавания в академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: «Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают». Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя праздниками, Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня, 23 сентября, меня рукоположили.

— Каким был ваш путь в монастырь?

— Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и еще одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути.

Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шел из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: «Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью». После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: «Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю». Через месяц я приехал в Сретенский монастырь. Постриг я принял в апреле 2005 года.

— Много лет вы преподаете в духовных школах, а сами пришли получать духовное образование, уже будучи кандидатом философских наук. Какие изменения вы видите в системе образования и воспитания будущих пастырей?

— Для меня это очень важная и даже болезненная тема. При архиепископе Александре много говорили о нравственном состоянии студентов, о качестве преподавания. Структурные преобразования сами по себе повысить уровень духовного образования не могут. Ведь, как говорил священномученик Иларион (Троицкий), духовные школы сильны традицией и близостью к Церкви.

Самая серьезная трудность состоит в том, что студенты попадают в семинарию не с какого-то необитаемого острова, а из окружающего нас мира, из нашего больного общества, пораженного многими недугами. Некоторым не хватает не только христианского, но и общего воспитания. Человека, который в 18 лет пришел в семинарию, за пять лет учебы перевоспитать невозможно, он уже имеет вполне сформировавшийся духовный облик. А в общежитии жизнь такая, что порой они друг у друга берут не лучшее. Всё это приводит к тому, что некоторые семинаристы очень легко попадают под влияние духа времени. Это сказывается потом и на их служении. Чаще всего это проявляется в стремлении соединять высокое служение Богу и людям со служением себе, не упуская возможности что-то приобрести, завести друзей среди состоятельных людей. Вот в этом мне видятся серьезные последствия разрушения традиций.

— В течение нескольких лет вы вели рубрику «Вопросы к священнику» на сайте «Православие.ру», которая была очень востребована и помогла прийти в Церковь многим. Какое место этот проект занимал среди ваших священнических послушаний?

— Рубрика была создана в 2000 году, еще до моего прихода в Сретенский монастырь. В это время я преподавал в Сретенской духовной семинарии Священное Писание Ветхого Завета. Тогда редакция сайта «Православие.ру» нередко просила меня отвечать на некоторые письма. Затем я стал насельником нашей обители и мое участие в рубрике стало регулярным. Наряду с исполнением священнических обязанностей отвечать на «вопросы к священнику» стало моим основным послушанием. Необходимо сказать, что подготовка и публикация ответов на вопросы на сайте была лишь малой частью трудов. Постепенно росло количество писем. Приходившие письма в своем подавляющем большинстве были сугубо личные, и ответы посылались авторам по их адресу. Сколько было направлено ответов, сказать затрудняюсь, потому что никогда не считал. Может быть, более 10000. Время шло. Сайт «Православие.ру» стал самым посещаемым из всех религиозных порталов. В последние годы в месяц приходило 1500—1800 писем, а Великим постом и в праздники количество писем возрастало вдвое. Ответы на вопросы, которые представляли общий духовный интерес, ставились на сайте. На личные письма мы отвечали вдвоем с иеромонахом Зосимой (Мельником). Молодой и энергичный, он брал львиную долю писем на себя, за что я ему благодарен.

Когда удается кому-то помочь, всегда испытываешь радость. Но у меня была и постоянная боль. Большая часть писем оставалась без ответа: невозможно дать больше того, что имеешь. Нарастающий поток писем буквально накрыл нас с головой. Это послушание сильно ограничивало мое монашеское делание, за которое мне предстоит дать ответ Господу на Суде. К этому времени в архиве рубрики «Вопросы к священнику» было около 1370 ответов. Поэтому был прекращен прием писем. Теперь я больше времени общаюсь с прихожанами лично. Приход наш насчитывает около 900 человек.

— О чем чаще всего спрашивают? Какие вопросы для вас особенно радостны?

— Невидимая аудитория, с которой приходилось общаться, была очень неоднородной. Многие авторы писем имели опыт духовной жизни. Они просили объяснить определенное место из Священного Писания, дать богословскую оценку какому-нибудь произведению или явлению культуры. Так, например, одного из авторов писем интересовало православное отношение к «Божественной комедии» Данте. Другой просил прокомментировать с точки зрения православной духовности образ юродивого в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина. Был, например, вопрос: как относиться к творчеству религиозного философа Льва Карсавина. Ответы на подобные вопросы потом составили целый раздел моей книги «Тысяча вопросов священнику».

Немало приходило писем от тех, кто недавно пришел в Церковь. Встретившись с первыми трудностями в духовной жизни, они просили пастырской помощи. Почти у каждого пришедшего к вере в сознательном возрасте возникают проблемы в отношениях с близкими, которые далеки от веры. Авторы этих писем просили совета, как поступить в сложной, порой болезненной жизненной ситуации.

Наибольшей радостью для меня было получать письма от людей, которые просили помочь им войти в храм. Порой эти письма были очень короткие и простые: «Я никогда не исповедовался, посоветуйте, что сделать». И я всегда, как бы ни был занят, как бы много писем ни приходило, старался обязательно ответить на эти вопросы, ведь было заметно, что в душе человека зарождается что-то значительное, Господь пробудил какой-то росток веры, который может легко засохнуть, если о нем не позаботишься. Испытываешь какое-то трепетное расположение к такому человеку. На эти письма я старался ответить очень подробно, несмотря на любую степень усталости.

— А были ли письма, которые огорчали, вызывали тревогу?

— Мне, прожившему тридцать лет в очень счастливом браке, всегда тяжело слышать о семейных нестроениях, которые часто кончаются распадом семьи. Это трагедия. Старец Паисий Святогорец сказал: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И еще сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство, и монашество». Создается впечатление, что семья оказалась буквально раздавлена пороками и грехами нашего больного общества. Тяжело видеть, что государство не делает никакой попытки обуздать развращающее действие телевидения, радио, Интернета, низкопробной печати. К сожалению, священнослужители не напоминают нелицеприятно представителям власти об ответственности их за нравственное здоровье народа. Глубоко убежден, что представители Церкви на всех уровнях иерархии должны соблюдать дистанцию в отношении власти. Иначе их совесть оказывается связанной земными отношениями.

— В этом году вам исполнилось 70 лет. Как вы переживаете этот возраст?

— Представления обыденного сознания о старости крайне примитивны. В действительности каждый возраст Творец наделил замечательными достоинствами. Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина (Притч. 20:29). Священный писатель седину называет венцом славы (Притч. 16:31), имея в виду человека, который в жизни выбрал стезю правды. На старость сетуют обычно люди, которые в возраст вступили с пустыми руками, не собрав духовно-нравственных богатств.

В старости испытываешь ту радость, которая наполняет мореплавателя, когда его корабль совершил опасное плавание и вошел в спокойные прибрежные воды. Приходит то спокойствие, какое известно человеку, на которого был возложен нелегкий труд, и он видит, что работа подошла к концу. Жизнь — особый труд, который возлагает на каждого Бог. Желать променять старость на молодость значит уподобиться царю Коринфа Сизифу, который почти поднял на вершину горы тяжелый камень, а он сорвался. Надо спуститься вниз и начинать всё заново. Помню, в декабре 1996 года, когда я преподавал в Московской духовной академии, у проректора академии профессора Михаила Степановича Иванова было 55-летие. Был будний день. В перерыве между лекциями он угостил нас (было несколько человек) какой-то выпечкой, приготовленной в нашей трапезной. Говоря о своем 55-летии, он, обязанностью которого было следить, чтобы у студентов не было двоек, сказал: «Это единственный, наверно, случай, когда две двойки лучше двух пятерок». Я промолчал, но внутренне не согласился: вернуться к 22-летнему возрасту значит скатить уже поднятый на гору камень, а потом 33 года вновь его поднимать.

«Журнал Московской Патриархии»

По происхождению — татарин. Отец, Абильхаир Гумерович, (1913—1996) был начальником службы радиосвязи Уфимского аэропорта. Мать, Нагима Хасановна, в девичестве Искиндирова, (1915—1999) работала бухгалтером. Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу. В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета. Окончил четыре курса и перевелся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1966 году. «К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня еще в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» («Без любви помочь человеку невозможно», — ЖМП, 2012, № 6, с. 50). В 1969 году поступил в аспирантуру Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в Институте философии АН СССР в декабре 1973 года. По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой, в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение. 17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого). С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии. В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году — тоже экстерном — Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия. В праздник Живоначальной Троицы 3 июня 1990 года ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил Афанасия Гумерова в диакона, а 23 сентября того же года — в священника. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре. С декабря 2002 года с согласия матушки Елены и детей, начавших самостоятельную жизнь, стал насельником Сретенского монастыря. «Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и ещё одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути. Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шёл из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: „Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью“. После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: „Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю“. Через месяц я приехал в Сретенский монастырь». В апреле 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов (в честь святого Иова Многострадального). В 2003—2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru». Трое детей: два сына и дочь. Сыновья Павел и Александр — священники. Дочь Надежда окончила Свято-Димитровское медицинское училище сестер милосердия, в настоящее время проживает в Австралии, замужем за инженером Петром Ивленковым. Сын Александр женат на дочери известного социолога Леонида Блехера. Работа по канонизации святых В 1997—2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская, митрополит Макарий (Невский), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Григорий (Лебедев), протоиерей Иоанн Восторгов, мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков), протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов, архимандрит Игнатий (Лебедев), иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов, Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие. Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова, подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), убиенного великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина. Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.

  • Об ИППО
    • МОО Императорское Православное Палестинское Общество
    • Документы
      • Устав ИППО
      • Распоряжения Президента России
      • Документы о символике
      • Заявления УД ИППО
    • Структура ИППО
      • Организационная структура ИППО
      • Председатель ИППО
      • Совет ИППО
      • Комитет почетных членов
      • Попечительский Совет
      • Ревизионная комиссия
      • Редакционный совет
      • Редколлегия
    • Правила вступления в ИППО
    • Членские и почётные знаки ИППО
      • Знак ИППО
      • Почетные знаки ИППО
    • Благотворителям
    • Объявления
      • Палестинские чтения для паломников в Центре ИППО в Москве
      • Принимаются статьи для Иерусалимского вестника
      • Выставка картин народного художника России Владимира Никонова в Центре ИППО в Москве
      • Выставки-ярмарки у Центра ИППО в Москве
    • Центры ИППО
      • Центр ИППО в Москве
      • Центр ИППО в Вифлееме
    • Контактная информация
  • История
    • О названии Общества
    • Предшественники ИППО
      • Российские консульства
      • Палестинский комитет (1860-1864)
      • Палестинская комиссия (1864-1889)
      • Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ)
    • История ИППО
      • Открытие ИППО
      • Председатели ИППО и РПО
      • ИППО в контексте русского присутствия в библейском регионе
      • Исторические обзоры
      • Российское Палестинское Общество
    • Первые председатели ИППО
      • Великий князь СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
      • Великая княгиня ЕЛИЗАВЕТА ФЁДОРОВНА
      • Паломничества вел.кн. Сергея Александровича и вел.кнг. Елизаветы Федоровны
      • Председатели ИППО и РПО
    • Прославленные в лике святых
    • Благотворители
      • Почетные члены ИППО
      • Действительные члены ИППО
    • Русская Палестина
      • Русский вклад в украшение Святой Земли
      • Недвижимости ИППО
      • Архитекторы Русской Палестины
      • Недвижимости РДМ
      • Русская Палестина после 1917 года
    • ИППО и паломничество
      • Августейшие паломничества
      • Путь паломника
      • Организационые аспекты
      • Русские паломники и праздники на Святой Земле
    • Школьная деятельность
      • Школы ИППО
      • Выпускники школ ИППО
    • Востоковедение
      • Научная деятельность ИППО
      • Археология
      • Персоналии
    • ИППО в Бари
      • Предыстория: мирликийский вопрос
      • Барградский комитет
      • Возвращение подворья России
    • ИППО в России
      • Организация отделов ИППО
      • Центральная Россия
      • Урал, Сибирь, Забайкалье
    • In Memoriam
      • Памятники, мемориальные доски
      • Могилы членов ИППО
    • Династия Романовых
      • Традиции православия
      • Благотворительность
      • Романовы и искусство
  • ИППО в 21 веке
    • Главные события
      • 2015
      • 2014
      • 2013
      • 2012
      • 2011
      • 2010
      • 2009
    • Международное сотрудничество
      • Визиты Председателя ИППО
      • Поездки делегаций ИППО
      • Встречи в Москве
      • Межцивилизационный диалог
      • Гуманитарные миссии
      • Культурный диалог
    • Официальные встречи и мероприятия в России
      • Официальные встречи
      • Торжественные мероприятия
    • Историко-культурные и просветительские акции
      • Юбилейные даты
      • Юбилейные даты в истории России
      • Выставка «Православная Русь»
    • Проекты
      • Святая Земля
      • Россия
    • Научные мероприятия
      • Конференции и семинары
      • Конкурс научных проектов РГНФ — ИППО
      • Заседания Научной секции ИППО
    • Молодежные программы
    • Организационная деятельность
      • Собрания и Конференции
      • Заседания Совета ИППО
      • Семинары в регионах
      • Заседания Попечительского Совета
      • Годовые отчеты отделений ИППО о работе
    • Памяти почивших
      • Епископ Иерофей (Соболев, 1936-2001)
      • Владимир Савушкин (1928-2007)
      • Михаил Дунаев (1945-2008)
      • Игорь Чичуров (1946-2008)
      • Андрей Захаров (1943-2008)
      • Патриарх Алексий II (1929-2008)
      • Карен Юзбашян (1927-2009)
      • Ярослав Щапов (1928-2011)
      • Виталий Шеремет (1940-2012)
      • Юрий Галай (1945-2012)
      • Валерий Золотухин (1941-2013)
      • Изольда Кучмаева (1936-2013)
      • Сергей Песков (1948-2014)
      • Владимир Кулаков (1948-2014)
  • Отделения
    • Вифлеем
      • Организационная деятельность
      • Культурные мероприятия
      • Курсы русского языка
    • Болгария
      • Организационная деятельность
      • Публикации в СМИ
    • Иерусалим
      • Проекты
      • Организационная деятельность
    • Иордания
      • Организационная деятельность
    • Кипр
      • Организационная деятельность
    • Мальта
      • Организационная деятельность
    • Одесса
      • Организационная работа
    • Сирия
      • Официальные встречи
      • Организационная деятельность
    • Великий Новгород
      • Культурно-просветительские проекты
      • Строительство храма
      • Молодежные проекты
      • Организационная деятельность
    • Владимир
      • Сотрудничество
      • Организационная деятельность
    • Иваново
      • Научная работа
      • Организационная деятельность
    • Калуга
      • Популяризация истории ИППО
      • Социальные проекты
      • Организационная деятельность
    • Карачаево-Черкесия
      • Духовно-нравственное воспитание молодежи
      • Благотворительные акции
      • Патриотическое воспитание
      • Отчеты о работе КЧРО ИППО
    • Кострома
      • Проекты
      • Организационная деятельность
    • Москва
      • Праздничные мероприятия
      • Организационная деятельность
    • Московская область
      • Мемориальные проекты
      • Работа с молодежью
      • Премии памяти первых председателей ИППО
      • Организационная деятельность
    • Нижний Новгород
      • Научные мероприятия
      • Мемориальные проекты
      • Организационная деятельность
    • Новосибирск
      • Работа с молодежью
      • Организационная работа
    • Орёл
      • Организационная деятельность
    • Пермь
      • Организационная деятельность
    • Псков
      • Организационная деятельность
      • Творчество членов Псковского отделения ИППО
    • Ростов-на-Дону
      • Научные мероприятия
      • Взаимодействие с Русской Православной Церковью
      • Организационная деятельность
      • Творчество членов ИППО
      • Публикации в СМИ
    • Санкт-Петербург
      • Организационная деятельность
    • Севастополь
      • Партнеры
    • Татарстан
      • Благотворительные акции
      • Организационные мероприятия
    • Тверь
      • Организационная деятельность
    • Ульяновск
      • Организационная деятельность
  • ИППО в медиа
    • СМИ о нас
    • Интервью
      • 2015
      • 2014
      • 2013
      • 2012
    • О проекте
    • Авторы
    • Последние обновления

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *