Идея это в философии

30 – 40 годы XIX столетия стали временем «философского пробуждения» России. Появляется и начинает активно развиваться целый ряд крупных философских направлений: декабристская философия, историческая философия П.Я. Чаадаева, философия западников и славянофилов, религиозно-монархическая философия, философские системы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого, философия всеединства В.С. Соловьева. Какие же предпосылки способствовали философскому пробуждению России?

Социально-исторические предпосылки нужно искать в событиях Отечественной войны 1812 года. Это было эпохальное событие для русской культуры. Оно дало толчок пробуждению русского национального самосознания в первые десятилетия XIX века. Русская философская мысль пробуждается в связи с проблемой культурной самоидентификации России. Появляется проблема роста русского национального самосознания. Кто есть русский народ? Что есть Россия и русская культура в контексте мирового исторического процесса? В чем специфика страны, которая занимает 1/6 часть суши? В чем особенность народа, который живет совсем не так, как его соседи?

Русские передовые люди почувствовали огромный разрыв в уровне жизни, устройстве быта и других сферах. Они увидели разницу, которая была далеко не в пользу России. Они поняли, что народ, сумевший остановить нашествие Наполеона, народ, освободивший Западную Европу, живет во сто крат хуже, чем сам европейский народ. Жизнь русского народа не выдерживает никакой критики. Этот диссонанс шокировал передовые умы России этого периода.

Декабристская философия.Первым ответом на проблему роста самосознания стала философия декабристов.Декабристская философиябыла представлена творчеством Павла Пестеля (1793 – 1826), Никиты Муравьёва (1795 – 1843), Ивана Якушкина (1793 – 1857) и других. Основная направленность философии декабристов – соци­ально-политическая.Ее опорными идеями были: приоритет естественного права; необходимость для России правового строя; отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; личная свобода человека; ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

Историческая философия П.Я. Чаадаева. Другим ответом на проблему роста самосознания стала историческая философия, котораябыла представлена творчеством Петра Яковлевича Чаадаева(1794 – 1856). Основными направлениями его философий были: философия человека и философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как лич­ность. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – это основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, она «выпала» из мирового исторического процесса. «Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации, – пишет Чаадаев, – состоит в том, что мы все еще открывает истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространялось…» (Чаадаев П.Я., 1991, С. 323 – 324). Политическое, правовое, духовное и экономическое рабство – самая характерная черта русского народа, с точки зрения Чаадаева. Западноевропейский мир – это мир республики, политических свобод, мир, где было уничтожено крепостное право. Контраст свободы и рабств – главное отличие России от Европы. Будущее России, по Чаадаеву, – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу го­сударств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

Славянофилы. После Чаадаева проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направленийзапад­ников и славянофилов. Этимологически слово «славянофильство» не совсем отражает суть самого направления. В учениях славянофилов речь идет не о любви к славянству, а о судьбе России и Запада. Следует отметить, что славянофилы и западники были очень близки по уровню образования, среды, духовной атмосферы. Как пишет Н.А. Бердяев, две вещи их очень роднили: и славянофилы, и западники любили Россию и свободу.

Одним из самых философствующих представителей славянофильства стал Иван Васильевич Киреевский(1806 – 1856). Он родился в дворянской семье и получил прекрасное светское образование, был дружен с Г. Гегелем, знаком с одним из создателей герменевтики – Ф. Шлейрмахером. Его называли московским евразийцем. И не случайно. Первый этап его юности был связан с увлечением европейской культуры. С другой стороны, Иван Киреевский – единственный русский философ, который имел христианский религиозный опыт. Постигнув этот опыт, он написал работы: «О характере просвещения Европы и его влиянии на характер просвещения России», «О возможности и необходимости новых начал философии» (работа осталась незаконченной), статья «В ответ Хомякову», статья «XIX век» и ряд других работ. В этих работах можно найти тему критического осмысления западноевропейской философии и создания на основе этого русской философии. Критически анализируя западноевропейскую культуру и философию, философ выявляет отвлеченный характер западноевропейского мышления как его существенную (сущностную) характеристику. Он признает высокие достижения европейской культуры в развитии быта и комфорта, но в то же время осознает и ее слабые стороны: состояние отчужденности, разрозненности. «Западные мыслители, – пишет Киреевский, – полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих в своей одинокой отдельности. Одним чувством понимают они нравственное; другим – изящное; полезное – опять особым смыслом; истинное они понимают отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая, покуда ее действие совершится» (Киреевский И.В., 1979. С. 274). Сущность западного мышления – в его отвлеченном характере. Киреевский обнаруживает, что в русской культуре доминирует иная черта: не отвлеченность, а целостность. Истоки целостности (цельности) Киреевский обнаруживает в восточном православии, в особенностях образа жизни русского человека, для которого важны и чувства (вера), и разум в политической, правовой сфере и т.д. Согласно Киреевскому смысл жизни человека в том, чтобы преодолеть греховность и восстановить собственную сообразность Богу. Это выражается в богословском термине «обожение» – восстановление сообразности с Богом.

В родстве с И.В. Киреевским по материнской линии находился еще один славянофил Алексей Степанович Хомяков (1804–1860). Автор очень многих философских работ, он одним из первых изложил позицию славянофилов. В статье «О старом и новом», опубликованной в 1839 году Хомяков писал: «…мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случай­ные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий или от­крывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее – светил путево­дительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семей­ных и на неиспорченности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет древ­няя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью». Анализируя проблему личности и ее свободы, Хомяков выделил два типа личности и исторических народов: иранский тип, символизирующий преобладание свободы над необходимостью; кушитский тип, символизирующий преобладание необходимости над свободой. Главный критерий, по которому различаются эти народы, – критерий свободы и необходимости. Иранские народы тяготеют к осуществлению принципа свободы. У них свобода преобладает над необходимостью. Кушитские народы – древние народы эфиопско-африканского типа, привыкшие к рабской зависимости и покорности. Олицетворением иранского типа отношений Хомяков считал христианство. По его мнению, если христианство не извращать, то оно есть религия свободы.

Западничество. Русские западники (на первом этапе:В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, Т.Н. Грановский, К.Д. Каверин; на втором этапе: Д.И. Писарев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.) не являлись огульными критиками русской культуры. В глубине души и западники, и славянофилы были близки друг другу, но видели для России разные пути. Славянофилы видели будущее России в самодержавии и религиозном возрождении. Позиция западников отличалась от славянофилов и в религиозном, и в социально-политическом отношении.

Один из первых представителей западничества Виссарион Григорьевич Белинский(1811–1848) поначалу находился под большим влиянием гегелевской философии. Белинский считал, что общее всегда более истинно, чем частное. Интересы общего должны превалировать над интересом частного. Кроме того, Гегель утверждал, что все действительное разумно. Это по большому счету не было оправданием зла. В какой то степени Белинский разделял и эту позицию Гегеля, которая определенным образом оправдывала наличие противоречий в социуме. Более поздний этап философии Белинского связан с отказом от идей Гегеля и доказательство противоположного тезиса: «Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здоровья китайского императора». Постепенно он пришел к антропологическому принципу в философии, который был связан с поворотом к человеку, принятию человека как высшей ценности бытия и ценности человеческого познания. Он начинает увлекаться идеями Клода Анри де Рувруа Сен-Симона. В этот период Белинский пишет: «Я начинаю любить человечество маратовски, чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил остальную». Некоторые исследователя пишут, что у Белинского возникла попытка связать человека с историей социальной действительности. В трудах Белинского этого времени можно встретить достаточно противоречивые высказывания. В одних местах он пишет «к черту метафизику…», а в других местах утверждает, что «высшее в человеке есть его духовность, связанная с чувством волей и разумом». Будучи человеком противоречивых взглядов, он все же не мог разделить взгляды славянофилов, самодержавие и монархию. Он пришел к идее радикального свержения монархической власти.

Другой крупнейший представитель западничества, автор многочисленных философских трудов Александр Иванович Герцен(1812 – 1870). После ряда репрессивных действий по поводу его журналистской деятельности в 40-е годы он эмигрировал в Англию. Знакомство с западноевропейской действительностью заставляет его сменить взгляды. Он приходит к выводу о том, что на самом деле идеал личности и западноевропейский тип человека – совершенно не одно и то же. Между ними существует огромная разница. Он пишет: «Средневекового рыцаря заменил лавочник. Русский мужик – более личность, чем западный буржуа. Он соединяет в себе личное начало с общинным». Этот тип не способен на порывы, не бескорыстие, не что способен русский. Таким образом, Герцен, прожив в самой развитой капиталистической стране более двадцати лет, увидел черты западного человека ярче всего. Русскому трудно принять принцип: «каждый за себя». А тип западного человека не способен концентрировать в себе личное и общинное: общение в любви, общение, основанное не на внешних условиях, а на внутреннем нравственном побуждении. Поэтому Герцен приходит к идее общинного социализма. Герцен видит будущее России не на пути революции и формирования капитализма. В России, по его мнению, есть потенциал для иного пути. В его время в России еще сохранилась община. Он считает, что социалистические отношения – это и есть то, что является более совершенным для России, чем западный меркантилизм.

Религиозно-монархическая философия. В XIX веке в противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия, цельюкоторой былоотстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Право­славие, самодержавие, народность».Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии играло религиозное направление.Его видными представителями были Н.Ф. Федоров и К.Н. Леонтьев.

Николай Федорович Федоров(1828 – 1903) сделал основными темами своей философии: единство мира, проблему жизни и смерти, а также проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову, мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой. Связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения са­мой главной задачи – победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления. По Федорову, надежду на возможность оживления дал Ии­сус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, – путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении человека недопусти­мы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить «с каждым и для каждого».

Другим представителем религиозного направления русской фи­лософии был Константин Николаевич Леонтьев(1831 – 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – кри­тика негативных явлений русской жизни. В центре данной крити­ки был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капи­тализм – это царство «хамства и подлости», путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасением для России является отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью чело­века. Как и жизнь человека, история каждого народа, государст­ва зарождается, достигает зрелости и затухает. Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог сохранения государства – внутренне деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, не­справедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Философские системы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого. Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие.

Фёдр Михайлович Достоевский(1821 – 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «нацио­нальную почву», т.е обычаи и традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», обере­гающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (кото­рыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

1) путь человекобожества – это путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах;

2) второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека.

Другой известный русский писатель, Лев Николаевич Толстой(1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовст­во.Суть толстовствав следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. Религия должна стать простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть. Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу. Государство, с точки зрения Толстого, является отживающим институтом и, поскольку оно является аппа­ратом насилия, то и не имеет права на существование. Поэтому всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его: не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 году Л.Н. Тол­стой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Философия всеединства В.С. Соловьева. Самым великим русским философом XIX века по праву считается Владимир Сергеевич Соловьев(1853 – 1900). Он прожил короткую, но достаточно насыщенную и плодотворную жизнь: к 20 годам он получил три образования, в 21 год защитил магистерскую диссертацию; после защиты докторской диссертации он начал преподавать в университетах. Однако после выступления вместе с народовольцами против смертной казни был вынужден подать в отставку, после чего зарабатывал на жизнь публицистикой и ведением философского отдела в словаре Брокгауза и Ефрона. Соловьев оставил после себя объемное наследие, которое до конца не изучено и в наши дни. Оно включает как собственно философские трактаты («Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877-1881), «История и будущность теократии» (1885-1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Три разговора» (1900)), так и философскую публицистику (сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Владимир Святой и христианское государство (1888), «Русский национальный идеал» (1891) и др.).

Соловьев был религиозным философом. Он рассматривал Бога как воплощение идеала всеединства – согласованности, гармонии всех частей Вселенной, который может служить примером для мира и человеческого общества, характеризующихся хаосом и рассогласованностью. Мир, с точки зрения Соловьева, представляет собой всеединство в становлении, и Бог – это важнейший компонент всеедин­ства мира. Философ различал подлинное всеединство, при котором единое приносит пользу всем и существует не в ущерб им, и ложное единство, когда все части подавляются целым.

Развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса:

1) царство минералов, растительности и животных;

2) царство человека, которое представляет собой качественно новое образование по сравнению с предыдущей стадией. Человек с точки зрения Соловьева – это особое существо, которое, в отличие от существ, находящихся на более низких ступенях развития, способно к творчеству и к добру;

3) духовно-человеческое царство – особый этап, на котором мир соединяется с Богом. Третий этап – это предел, к которому должно стремиться человечество: как и лю­бая другая концепция исторического развития, концепция Соловьева содержит прогностические компоненты, указывающие на логику развития мира и человеческого общества.

Другое важное понятие философии Соловьева – это «мировая душа», которую сам философ называл Софией. София одухотворяет материальное многообразие мира, скрепленное богом как воплоще­нием всеединства. София – это идеальный план мира, который отра­жает его упорядоченность. При этом принципиально, что речь идет о мировой душе, а, следовательно, в Софии нельзя видеть интеллекту­альную схему. В понимании Соловьева, София – это тайна, которая вобрала в себя сущность мира. Для философа София была также воплощением любви.

Несмотря на то, что Соловьев был религиозным философом, он положительно оценивал научное знание. Для него истина могла быть достигнута только в результате синтеза философии, науки и богосло­вия. И он постоянно предостерегал людей от абсолютизации одного из видов знания, будь то философского, научного или богословского. Кроме того, он полагал, что любое знание должно иметь практическую направленность, служить целям улучшения человеческой жизни.

Список русских философов — List of Russian philosophers

Философы (1917) по М. Нестеров , изображающие Павла Флоренского и С. Н. Булгаков .

Русская философия включает в себя множество философских движений . Авторы , которые разработали их перечислены ниже отсортированы по движению.

В то время как большинство авторов , перечисленных ниже, в основном философы , также включены здесь некоторые российские фантасты писатели, такие как Толстой и Достоевский , которые также известны как философы.

Русская философия как отдельное юридическое лицо начала свое развитие в 19 — м веке , определяется первоначально оппозицией западников , выступая России в следующие западные политические и экономические модели, и славянофилы , настаивая на развитии России как уникальной цивилизации. Последняя группа включала Николай Данилевский и Константин Леонтьев , ранние основатель евразийства . Обсуждение о месте России в мире с тех пор стало наиболее характерной чертой русской философии.

В своем дальнейшем развитии русская философия была также отмечена глубокой связью с литературой и интересом к креативности , обществу , политике и национализму ; космос и религия были и другие известные сюжеты.

Известные философы конца 19 и начала 20 — го века включают Владимир Соловьев , Василий Розанов , Лев Шестов , Лев Толстой , Сергей Булгаков , Павел Флоренский , Николай Бердяев , Питирим Сорокин и Владимир Вернадский .

С начала 1920 — х до конца 1980 — х, русская философия доминировала марксизма представлены как догма и не является основанием для обсуждения. Чистки Сталина, кульминация в 1937 году, поставили смертельный удар по развитию философии.

Несколько инакомыслящих философов сохранились через советский период, среди них Лосев . Смерть Сталина в 1953 году сменились новых школ мысли вскочить, среди них Московский логический кружок и Тарту-Москва семиотической школы .

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Мысль о превосходстве русского православия над греческим приобрела после падения Византийской империи многих сторонников в России. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании сформулировал взгляд на московскую державу как средоточие всего православного мира: «Вси царства православные христианьские снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь», Рим погиб из-за «аполинариевой ереси», Константинополь завоевали турки, Москве суждена роль третьего Рима: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать». Позднее… Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство «разорися» из-за того, что греки «предаша православную греческую веру в латинство».

Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение при великокняжеском дворе. был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили с понятным возмущением. Мать воспитывалась в Италии и явилась в Москву в окружении греков. Сам , не чуждый духа греко- итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. Сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его в щекотливое положение».

Русская философия представляет собой феномен мировой философской мысли.

Это проявляется в том, что философская мысль в России формировалась как под влиянием достижений мировой философии, так и под влиянием социально-культурных, исторических процессов, происходящих на Руси. Русскую философию отличают глубина мысли, всесторонность, специфичность исследуемых проблем, порой непонятных западным философам.

Русская философия складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: развитии культуры языческой Руси, ее христианизации, освободительной борьбы против монголо-татаров, шведов, турок, становлении единого Российского государства. Исключительно ценными источниками русской средневековой общественно-политической мысли явились такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Повесть временных лет» (XI-XII вв.) и др.

Для русской философии характерно:

— во-первых, сильная подверженность религиозному влиянию (православию и язычеству);

— во-вторых, специфическая форма выражения философских мыслей (художественное произведение, литературная критика, «эзопов язык», что объясняется политической несвободой и жёсткой цензурой);

— в-третьих, целостность, т.е. стремление всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом интеллектуальных проблем;

— в-четвертых, большая роль проблем морали, нравственности, понятность, доступность простому народу.

Основные этапы русской философии и яркие представители той эпохи:

— период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник);

— период борьбы против монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Сергий Радонежский, Максимилиан Грек, Андрей Курбский);

— философия XVIII века (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев);

философия XIX века:

– декабристская (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер и др.);

— историческая (П.Я. Чаадаев);

— западников (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский);

— славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы);

— монархическая (Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев);

— религиозная (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой);

— революционно-демократическая (Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин);

— марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин);

— либерального направления (В.С. Соловьев);

философия XX века:

— религиозная (П.А. Флоренский, С.Л. Франк),

— естественнонаучная (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.),

— социально-политическая (И.И. Мечников, М.М. Ковалевский),

— советская (В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А. Богданов, А.Ф. Лосев, М. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман, П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.),

— русского зарубежья (Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.)

2. Ученым, философом мирового уровня был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), разработавший естественно-научные проблемы и внесший неоценимый вклад в гуманитарные науки. В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы, порождающих все многообразие в этом мире. Эта идея лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.

Ломоносов особое внимание уделял научному опыту, хотя опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности. Чтобы из опыта получить истину, необходимы анализ и синтез мышления. Ученый в ходе исследования выдвигает гипотезы, но лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истине.

Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В своих работах он также большое внимание уделял этике, морали, нравственности.

Известный писатель, философ, государственный деятель Александр Николаевич Радищев (1749-1802) за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был выслан в Сибирь. Там он написал философский трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». В своих работах он рассматривал проблемы человека, нравственности, общественного устройства. Его философия открывает общность материи и духа, физического и психического. У него Бог – духовный абсолют, всемогущий творец мира.

Вещество мыслится живым, организмы образуют лестницу существ, располагающихся по степени совершенства. Люди от всех живых существ отличаются своим разумом, пониманием добра и зла, безграничной возможностью совершенствования (как и развращения), речью и общительностью. Человек, по мнению Радищева, формируется природой, воспитанием, вещами. Основополагающими он утверждал ценности гуманизма, свободы личности, свободомыслия, разума, прогресса, народного блага. Коренные преобразования России он связывал с народом, когда он, устав от подавления своей природы властями, восстанет и завоюет свободу.

Философ, публицист Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – автор «Философических писем», «Апологии сумасшедшего», «Рыбаки» и др. За публикацию «Философического письма» в журнале «Телескоп» (1836) решением императора Николая I Чаадаев был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаадаев стал одним из основоположников русской историсофии (философии истории). Движущей силой общественного прогресса, по его мнению, является нравственность, основанная на христианских идеалах и ценностях. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государства и народа, он считал географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостничества, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

3. Своеобразными явлением русской философии было наличие таких направлений, как славянофилы и западники. Яркими представителями славянофилов были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и др. Славянофилы в самобытности исторического прошлого России видели залог её всечеловеческого признания. Философов этого направления объединяли российский патриотизм и православие. Философская концепция их основывалась на учении о соборности. Высшая истина дается не одной способности логического мышления, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой целостности. В качестве особых, положительных образцов, созданных русской историей, они отмечали крестьянскую общину и рабочие артели. Дух целостности и единства общины определялся принципом единогласия. Они выступали против крепостного права, за классовый мир и эволюционный процесс. По их мнению, русский народ принципиально отличается от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1864), Д.И. Писарев (1840-1868), А.И. Герцен (1812-1870). Это талантливые литературные критики, философы, публицисты, общественные деятели. Для них, как и для славянофилов, характерно стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущее, критика безумного заимствования и подражательства Западу, осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Но в отличие от славянофилов, западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политической. Целью социально-политических преобразований в России являлось установление либерально-демократических порядков, отмена крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке традиций российского общества. По их мнению, отдельного от остальной цивилизации исторического пути для России нет, Россия просто отстала от мировой цивилизации, значит, благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

4. Представителями религиозной философии были В.С. Соловьев (1853-1900), Н.Ф. Федоров (1828-1903), Н.А. Бердяев (1874-1948), П.А. Флоренский (1882-1937), С.Н. Булгаков (1871-1944) и др. Ведущими идеями этого направления были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Суть идеи всеединства состоит в утверждении, что каждая вещь есть частичное проявление всего мира в целом. Все элементы способны существовать и возникать только в системе целого. Вершину образует единое творческое начало. Первоначалом является существующая реальность, идеал всего – Царство Божие. Этот идеал и есть мир как всеединство. По мнению Соловьева, природа состоит из трех начал: природного (энергия растений, животных), человеческого (энергия разума), божественного (гармония духа). Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство своей синтезирующей любовью.

Философская работа В. Соловьева «Оправдание добра» утверждает нерасторжимую связь поколений как главную опору нравственности. Связь поколений – это прогрессивное исполнение общего дела, приготовление к Царству Божию и воскрешению всех. Эта идея для Соловьева делает реальной взаимную ответственность живых перед мертвыми и мертвых перед живыми, ответственности живых перед грядущими поколениями. Она является основой нравственного прогресса, поведения человека, его воспитания и всей педагогики.

Проблему свободы личности подробно развивал Н. Бердяев в своей работе «Философия свободы». Он утверждал, что свобода существует изначально, даже Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за выбор в пользу зла или добра. Свобода не может быть ограничена бытием, она имеет самодовлеющий характер. Свобода – сущность человека, связанная с его духом, это его внутренняя, творческая энергия. В одном ряду с ней находится творчество, личность, дух, Бог.

Во все времена идеалом русской философии была правда. Русский народ всегда искал высшую правду жизни.

Самобытным русским философом был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Критикуя царизм, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества, связывая решение этого вопроса с этикой религиозного самосовершенствования человека. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни: зачем мы живем и каково отношение человека к миру.

Особое место в истории русской философии занимает великий писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора – вот идеал этого художника слова и тонкого психолога.

Для Достоевского истина – это добро, мыслимое человеческим умом. Ему принадлежит фраза – «Красота спасет мир». Он видел будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии, духовности. Особую роль в философии Достоевского занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Богом.

5. Конец XIX — начало XX века называют «золотым веком» духовной жизни России. Произошел расцвет русской литературы, искусства, философии. Среди философов этой эпохи особо ярко выделяется В.И. Вернадский (1863-1945) – крупный русский и советский ученый, обосновавший теорию ноосферы. Он утверждал, что по мере научно-технического прогресса преобразующая деятельность человека усиливается. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно и неуклонно переходит в ноосферу.

К.Э. Циолковский (1857-1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости и неуничтожимости материи. В основе материи он видел мельчайшие частицы – атомы, которые, принимая различные конфигурации, создают разнообразие материальных тел. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Космос, по его мнению, живой. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры. Он верил в возможности науки и техники, что человек сможет покорить космос и будущем общаться с межпланетными цивилизациями.

А.Л. Чижевский (1897-1964) создал философию космической биологии. Согласно его теории, развитие жизни на Земле происходит не только под влиянием внутренних причин, но и под влиянием космоса, Солнца. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции.

Начиная с 20-х годов XX века философия стала советской, имеющей ярко выраженный материалистический характер. Большое влияние на советскую философию оказало творчество В.И. Ленина (1870-1924), который марксистское учение приспособил к условиям России. Среди проблем, рассматриваемых философами этого периода, такие, как проблемы гносеологии, сознания, культуры, философских методов. В советской философии оставили свой яркий след Н.И. Бухарин (исследуя проблемы сознания и психики), А. Богданов (теорию систем), А.Ф. Лосев (проблемы истории и человека), А.М. Деборин (проблемы материализма), Л. Гумилев (вопросы этногенеза), М. Мамардашвили (проблемы морали, нравственности), В. Асмус, Ю. Лотман и П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.

События 90-х гг. XX века в корне изменили социально-политическую ситуацию в России. Началось строительство демократического правового государства. В этих условиях открылись новые возможности свободного творчества, развития философии, для которой характерно множество направлений: во-первых, углубленное изучение познавательных возможностей человека, проблемы духовного и материального; во-вторых, исключительное внимание к методологии научного познания, в-третьих, продолжение исследования традиционных, но для нашего времени особенно актуальных тем, таких как глобальные проблемы человечества, поиски новых стратегических ориентиров развития человечества.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *