Хризма монограмма

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.

В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)

Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»

Монограмма Христа

Крест Константина

Монограмма «Хи-Ро»

IHS, 1НС. Эти три буквы являются первыми буквами греческого слова «lhsus» или «lhcuc», означающего имя «Иисус». S и’С — различные варианты латинской транскрипции греческой буквы «сигма». Эту надпись часто путают с первыми буквами латинской фразы «In hoc signo». Она относится к легенде о том, как Константина накануне битвы, состоявшейся перед его крещением, посетило видение знамени, на котором были начертаны слова: «In hoc signo vinces» («Сим знаком победишь»). Одержав победу в этой битве, Константин обратился в христианство. .Более того, эти буквы ошибочно истолковывают как аббревиатуру латинской фразы «lesus Hominum Salvator» («Иисус — Спаситель Человечества»). Данная надпись, начертанная на солнце, являет собой знак, явившийся в видении Св. Бернардино Сиенскому, которого часто изображали с этим знаком в руке.

INRI. Эти четыре буквы являются начальными буквами слов латинской фразы «Jesus Nazarenus RexJudaeorum», означающей «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Христос был распят, «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Далее Св. Иоанн говоРИТ о том, что эта надпись была написана по-еврейски, по-гречески и по-римски.

Полное значение этого символа вызывает сомнения.

Является сокращением от chreston — «дело доброе». Благоприятный знак, применявшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход. Вертикальная линия, предположительно, обозначает Космическое Древо и аксиальный символ. Лабарум являлся также эмблемой халдейского бога Неба, а в христианстве был принят под названием ХР, обозначающим две первые буквы имени Христа. Был эмблемой Константина, по преданию, явившись ему во сне. Константин снабдил этим знаком свой стяг и щиты своих солдат, обеспечив им, таким образом, защиту Христа. Часто изображается на лампах, сосудах и в гробницах вместе с Альфой и Омегой.

Иллюстрации

Лабарум, украшающий раннехристианский римский могильный камень. По преданию явился во сне императору Константину. В традиционной интерпретации этот знак символизирует первые буквы имени Христа — «X» и «Р», хотя ранее он олицетворял халдейского бога Неба.

ХР. Эти две греческие буквы, «хи» и «ро», которые чаще всего встречаются в монограмме, являются первыми двумя буквами греческого слова «Христос». Сочетание этих букв сразу дает форму креста. Более того, поскольку «ро» напоминает «р», а «хи» напоминает «х», эту монограмму можно прочитать по-латыни как «pax», что означает «мир».

IС ХС NICA. Древняя монограмма, символизирующая Христа Победителя. 1 и С— первая и последняя буквы греческого слова lhcuc (Иисус); Х и С — первая и последняя буквы слова Xpictoc (Христос); Nika — по-гречески означает «победитель».

Сам хрисмон — частый и значимый символ ранней Церкви её отличительный знак, вытесненный впоследствии крестом, принятый ранними христианами в качестве символа христианства и очень часто встречающийся в древнем христианском искусстве, начиная с IV века, на саркофагах, евхаристических сосудах и светильниках. Некоторое время христограмма была второй по значимости, после рыбы, эмблемой христианства.

Как знак ХР (Христос), так и знак IX (Иисус Христос) использовались ранними христианами в качестве траурных монограмм. Что касается этой монограммы, она является комбинацией букв Х, Chi и Р, Rho, начального слога слова Христос. в христианстве был принят под названием ХР, обозначающим две первые буквы имени Христа. Был эмблемой Константина,

Более того, поскольку «ро» напоминает «р», а «хи» напоминает «х», эту монограмму можно прочитать по-латыни как «pax», что означает «мир».

имел две основные формы. Первая представляла собой монограмму из заглавных греческих букв «иота» и «хи» (инициалы Iesous Christos — Иисус Христос). Вторая, более известна как крест Константина (Labarum of Constantine), образована греческими литерами «хи» и «ро» — первыми буквами в слове Christos (см. Крест).

Дуга, отличающая второй вариант от первого, рассматривался Рене Геноном (Guenon) как Солнце в зените, на вершине мировой оси, а также как «игольное ушко», «тесные врата» или даже «Ворота Солнца», через которые возможен «выход в Космос», который является плодом искупительной силы Христа. eye of the needle / strait gate / Gate of the Sun / through which may be made that «release from the Cosmos» which is the fruit of Christ’s redemptive power. laburnum призванный символизировать его самого, его покровительство и его победу над смертью. Он обозначает победу христианства над миром или победу Спасителя над господствующим грехом.

Христианство

Первый общепринятый символ христианства, а также символ победы.

Будучи часто изображаем внутри круга, первый вид знака может рассматриваться как колесо с шестью или восемью (при добавлении горизонтальной черты) спицами. Тот факт, что колесо — обычный солнечный символ, напоминает нам такой литургический эпитет Христа как sol invictus — «непобедимое солнце». Иногда изображается в тройном кругу (указание на Троицу) и комбинируется с буквами «альфа» и «омега» по сторонам. Монограмма Христа в круге воспринимается как символ Солнца в форме колеса, что подчеркивает триумфальный характер знака. Круг, или кольцо, считается универсальным символом вечности и непрекращающегося бытия. Как монограмма Бога он выражает собой не только совершенство Бога, но и вечность Того, «кто был в начале вечного мира, кто есть сейчас и кто будет всегда» (См. Кольцо, глава XIV). Буквы альфа и омега нередко являлись составной частью этой монограммы. Часто изображается на лампах, сосудах и в гробницах вместе с Альфой и Омегой.

однако его применение прослеживается ещё раньше.

Но Лабарум был эмблемой Этрурии за века до Константина и христианской эры. Он был также знаком Озириса и Гора, которого часто изображают с длинным латинским крестом, тогда как греческий нагрудный крест является чисто египетским. В своем труде «Упадок и гибель» Гиббон раскрыл обман Константина. Этот император, если он вообще когда-то имел видение, должно быть увидел Олимпийского Юпитера, в вере в которого он и умер.

Полное значение этого символа вызывает сомнения. Является сокращением от chreston — дело доброе. Благоприятный знак, применявшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход. Вертикальная линия, предположительно, обозначает Космическое Древо и аксиальный символ. Лабарум являлся также эмблемой халдейского бога Неба, а Сама по себе она ещё значительно раньше существовала как аббревиатура греческого слова chrestos (сулящий счастье) и служила символом хорошего предзнаменования. Знак христограммы существовал и до христианства: в греческом языке слово «хрестос» обозначало буквально «благоприятный» и также начиналось с Х и Р: похожая монограмма использовалась ещё ранее халдеями как символ солнца.

Имеется большая вероятность того лабарум, двойной топор лабрис и бабочка — генетически родственный символя, восходящие к неолитическим графемам, связанным с Солнцем и Великой Богиней (Матерью).

Наша партия была создана 6 мая 1993 года как Русский Национальный Союз. С ноября 1998 года мы называемся Русской Национальной Социалистической Партией. Нашей идеологией является Русский Национал-социализм. Создатель нашей партии и её Вождь — Константин Касимовский. В 1992 году, после поездки в Приднестровье, он разорвал взаимоотношения с лидером НПФ «Память» Дмитрием Васильевым и создал новую партию. Нашей эмблемой является монограмма Христа — Лабарум. Византийский Император Константин http://www.nationalism.org/rnsp/index9.htm

http://zatuchniy.narod.ru/index.html На рисунке слева показано современное толкование: Христос и альфа, и омега. В древности оно состояло из двух букв иврита: алеф как начало миров, в которую буквой куф подается жизнь.

Данная фигура является иным вариантом тайного Ключа, это настолько очевидно, что дальнейшее раскрытие связи носило бы характер кощунства.

Кроме того, несложно заметить, что данная фигура тождественна пресловутому двойному топору (по-гречески labrys; отсюда название Лабиринта, в котором обитал Минотавр).

Двойной топор — это ничто иное, как знак Рыб, заключенный в окружие. Знак Рыб представляет завершенность цикла и своеобразную бездну между ветхим и новым, между бесконечностью и бесконечностью — лежит бесконечность, могущая распылить стремящегося; но имеется линия, соединяющая две бесконечности. Двойной же топор репрезентирует просветление и трансцендентное постижение всей бездны. Окружность, заключающая в себя ветхий знак Рыб, — это глаз Гора. Место схождения всех линий — его зеница, точка Севера, Полярная звезда.

Северная традиция

Современные рунологи Нельзя не указать и на букву Ж, а также на первую руну второго Эттира «Хагель», имеющую форму буквы «Ж». (В означенной выше форме иероглиф NIX образуется путем сложениy рун Иса, «лед», и Даг, «день»)

… Несмотря на то, что, с научной точки зрения, Nix — это снег, мы уподобим NIX бабочке, летящей над землей в Ночи NOX. Бабочка как таковая репрезентирует, в общем, то-же самое, что и двойной топор. Форма декаграммы (если счесть центральную линию повторно как таковую, а не только как два отрезка, то фигура являет додекаграмму) очевидно напоминает кристалл воды, обилие которых в просторечье и именуют снегом. Так или иначе, фигура имеет непосредственное отношение к декабрю и зимнему солнцестоянию, и к полночи. Последнее видно невооруженным глазом (210 / 2 = половина ночи = полночь = 105 = 150)…

Константинов крест: значение, фото

Любой религиозной традиции присущ свой набор духовных символов. Они могут как играть роль брендовых логотипов, так и нести глубокий сакрально-мистериальный смысл. Не является исключением из этого правила и христианство. При всем своем недоверии (в ортодоксальном течении) к различного рода символике и эзотерике, оно выработало свои, порой витиеватые и многогранные символы. Один из таких знаков, а именно так называемый крест царя Константина, и будет рассмотрен в данной статье.

Легенда о происхождении креста Константина

Строго говоря, данный знак — не крест. Правильно его будет назвать монограммой — символом, образованным из нескольких букв, отображающим образ конкретного персонажа религиозной доктрины — Иисуса Христа. По христианскому преданию, Константинов крест сыграл чрезвычайно важную роль в истории церкви. По силе и значимости он уступает только обычному кресту.

Почему он так важен для христиан? Ответ на этот вопрос дает следующая легенда: на заре христианской эры, в начале четвертого века, в Римской империи возник конфликт между двумя представителями власти — Максентием и Константином. Результатом раздора было сражение, известное как битва у Мульвийского моста (312 год). Накануне сражения императору Константину явился в небе специфический символ, сопровождаемый надписью «Под этим знаком победишь». Вдохновленный чудесным явлением, Константин велел воспроизвести этот знак на воинских щитах, а также поместить его на лабарум — военное императорское знамя.

Действительно, одержав блестящую победу в битве, Константин сделал этот знак основой для личной печати и символом своего государства. Сам он при этом внутренне стал адептом христианской веры. И хотя еще долгое время оставался некрещеным, утвердив свою власть, он навсегда прекратил гонения и преследования христиан в Римской империи. Этот Константинов крест и есть нынешней христограммой, употребляемой в церквях. Другое ее название — хризма.

Отражает эта легенда историческую действительность или нет, но она дает понять, отчего христиане так дорожат и так ценят этот знак. Он перевернул ход истории, обратив императора — верховного языческого жреца — на сторону христиан, в результате чего небольшая секта последователей Иисуса стала самим многочисленным религиозным течением на планете.

Первые упоминания христограммы

Первый известный на сегодняшний день источник сведений, в котором упоминается крест Константина Великого — это труды церковного историка Лактанция (320 год). Он воспроизводит вышеприведенную версию событий с тем дополнением, что явлению сопутствовал голос, который по-гречески повторил латинскую надпись.

Другой церковный историк, а к тому же и личный биограф Константина — Евсевий, епископ Неокесарийский, в разное время сообщал о двух вариантах происхождения христограммы. Согласно раннему, она явилась будущему императору задолго до 312 года, когда он был в Галлии. Однако позже он отказывается от этой версии, подчиняя свое описание общепринятому мнению. Вместе с тем он, ссылаясь на личное устное сообщение самого императора, уточняет, что явившийся символ затмил собой солнце и вместе с Константином это зрелище наблюдало все войско, состоящее из сорока тысяч человек.

Третий источник как раз и представляет свидетельство одного из тех солдат, который принимал участие в сражении у Мульвийского моста и собственными глазами созерцал на небе Константинов крест. Имя его — Артемий, и его рассказ направлен на обличение императора Юлиана Отступника, который, как известно, отрекся от христианства, решив реанимировать языческие институты в Римской империи. Им Артемий и был казнен.

Происхождение христограммы

Исторические исследования говорят о том, что хризма имеет дохристианское происхождение и, скорее всего, была заимствована и адаптирована церковными деятелями по двум причинам:

  1. Поскольку христиане долгое время были вне закона, они вынуждены были конспирироваться и использовать распространенные языческие символы, наполняя их своим собственным содержанием. Таким же образом в среде христиан были популярны изображения Орфея, Гелиоса и других богов. А непосредственно Константинов крест — это, вероятнее всего, адаптированный солярный символ древних халдеев.

  2. Греческое слово «хрестос», означающее «благоприятный», также могло графически изображаться двумя первыми буквами. В силу этого символ легко христианизировался в кругах последователей Иисуса, которые придали ему значение «Христос».

Так или иначе, в еще доконстантиновские времена известно несколько видов христианских монограмм и их языческих прообразов.

Распространение хризмы

До того как христограмма стала известна как крест святого Константина, она использовалась преимущественно в местах собрания христиан. Самые древние образцы ее обнаружены в катакомбах — подземных кладбищах, которые члены церкви использовали в качестве мест собраний и проведения служений. Аналогичные символы донесли до нас погребальные памятники и саркофаги христиан.

После легализации этот символ стал употребляться в качестве религиозного знака в новопостроенных храмах. С другой стороны, он служил элементом художественного оформления и декора — им украшались чаши, лампы, шкатулки и прочая церковная утварь. В светских кругах, как уже было сказано, христограмма была государственной печатью самого Константина и ряда его преемников, а также официальным военным символом лабарума, сменив на этом месте традиционного римского орла.

Монограмма ιχ

Помимо всего прочего, христограмма, визуально похожая на русскую букву «Ж», использовалась в христианских церквях уже в III веке, то есть задолго до восшествия Константина на престол. В ней не было буквы ρ (ро) — вместо нее стояла ι (иота), означающая «Иисус». Возможно даже, что эта буква позднее приобрела символический вид пастушеского (т.е. епископского у христиан) жезла — посоха с закрученным концом. Он-то и стал ассоциироваться позднее с буквой ρ.

Монограмма χρ

Данный вариант этого символа основной и, если можно так выразиться, канонический в христианской церкви. Именно он носит название «крест Константина». Фото его представлено ниже.

О смысле хризмы

Различные мистические группы, как в среде ортодоксальной церкви, так и среди других течений, придавали важное значение внутреннему смыслу греческих букв. Даже Новый Завет содержит недвусмысленные отсылки к гематрии — методу поиска тайного смысла через вычисление числовых соответствий букв слов и имен. Таким же образом можно проанализировать крест Константина.

Значение в нем придается двум первым буквам из слова «Христос». Сумма их числовых значений составляет ровно 700, что обыгрывалось особым образом в сложной гностической теологии. Поэтому в древней, но малоизвестной сегодня традиции число 700 выступает в качестве синонима Христа. А если, например, рассматривать буквы христограммы по отдельности, то получим следующее: χ (хи) — означает макрокосмос, целокупное мироздание. Числовое значение — 100. А ι (иота), напротив, обозначает микрокосмос. Ее значение — 10. Таким образом, получается наглядный символ единства микрокосма и макрокосма — взаимосвязи части и целого, великого в малом. В случае с более поздней версией хризмы, где ι заменена на ρ, символ означает божественное созидание (благодаря семантике буквы ρ). Она несет в себе значение творческой силы, миропорядка, женской порождающей энергии.

Сопутствующие символы

Очень часто вместе с хризмой употребляются еще две буквы греческого алфавита — α (альфа) и ω (омега), которые являются первой и последней буквами греческого алфавита и обозначают начало и конец мира, а также всю его онтологическую сущность, заключенную в промежуточных буквах. Начало этой символике в христианстве дала Библия, а точнее книга Откровения Иоанна Богослова, где слова «Я есть Альфа и Омега» вкладываются в уста Иисуса Христа.

ИКОНОГРАФИЯ

Монограмма Христа на Свято-Троицком Соборе в Иерусалиме.

Символ необходим для фиксации реальности духовных небесных процессов. Символика обрядов Божественной литургии — это проекция небесной жизни, её отображение, путём фиксации в том или ином образе, способ познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Мир «иной» приоткрывается нам через символы, образы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Символ плюс постижение разных аспектов таинственной реальности, связанных с представленным образом, и в итоге наш земной ум соединяется с небесной премудростью и происходит домостроительство Божьей благодати.

Греческое название монограммы crisma («помазание, миропомазание») в переводе означает как «печать», а в сопровождении греческих букв альфа и омега, будет символизировать Печать Бога Живаго.

Христограмма, хризма или хрисмон — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8 ).

В 312 году, перед наступлением сражения у Мильвийского моста, Император Константин Великий увидел на небе знамение Креста с надписью: «Сим победиши!» (славян.), (на греческом: ἐν τούτῳ νίκα, то есть, «С этим знаком победишь!»). Константин размышлял о том, что бы это значило? И тогда ночью во сне ему явился Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от нападения врагов. Так был создан Лабарум — государственное знамя императорского Рима, хоругвь или иное название штандарт, изображение которого солдаты поместили на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу.

Лабарум представлял собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображением Константина и его сыновей. На вершине креста был прикреплен золотой венок, внутри которого была монограмма Христа.

Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры — Собор Святой Софии Премудрости Божией (с 324 по 337 г.).

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.

Монета Константина Великого. IV век.

Монограмма из начальных букв имени Иисуса Христа на реверсе золотой монеты императора Константина. Изображение лабарума. IV век.

По мнению преподобного Исаака Сирина: «Предмет приобретает сакральный смысл в зависимости от посвящения. Если на предмете помещается имя Божие, то является и сила Божия».

Святитель Иоанн Златоуст повествует нам о значении креста в повседневной жизни христиан: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи…»

Христограмма, Крест, Звездица, образ «Спас в силах» — это разные интерпретации догмата о Пресвятой Троице, изложенные языком символов.

Христограмма — это один из главных символов православной веры. В ней сочетание креста Господня, звездицы — это символ победы, именно поэтому он и был дан Императору Константину I Великому. Система логики, явленная в Звездице, лежит в основе главного символа древних христиан — Христограммы.

Рыба, по-гречески іхѲýς, — как символ Иисуса Христа употреблялся уже в I веке, и не только потому, что рыба часто фигурирует в земной Жизни Иисуса. Не только потому, что Спаситель завещал своим апостолам быть ловцами душ человеческих (дословно: духовными рыбаками), использующими сеть Евангелия. Но ещё и потому, что слово іхѲýς может быть рассмотрено как аббревиатура. Слово состоит из пяти букв греческого алфавита і, х, Ѳ, у, ς. Все они являются первыми буквами слов, которые вместе составляют христианское утверждение: «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель».

Св. апп. Петр и Павел. Христограмма на дне чаши; Византия; IV век;

Поскольку для христианина Иисус — это Жизнь, в качестве обозначения старославянской буквы Ж «живете» была использована монограмма Христа, а в глаголице буква «Аз» записывалась в виде креста — знака, осеняющего начало всякого творения:

Хризма — это точка отсчета, печать Бога Живаго, это догмат о Пресвятой Троице, который есть основа христианства.

Бог показывает человеку процессы, происходящие в Нем, посредством символов, как средство передачи информации, а также для лучшего запоминания и усвоения полученных знаний.

Основа учения православной веры — понимание жизни Бога, Догмат о Пресвятой Троице, который раскрывается через христограмму.

Жизнь Бога можно рассмотреть на примере Звездицы-Богослужебного предмета.

Раскрытая Звездица символизирует рождение Сына и исхождение Святого Духа.

Пункт 1. Бог Отец отдает Свою Сущность и рождается Бог Сын. Бог Отец отдает Свою Жизнь и исходит Бог Святой Дух.

«Бог Отец раскрывает Свою Сущность и Свою Жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях». («Православный катехизис», епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский).

Пункт 2. Ипостась Сына и Ипостась Святого Духа действуют как и Отец. Ипостась Сына передает Сущность Отца — Ипостаси Святого Духа. Ипостась Святого Духа передает Жизнь Отца — Ипостаси Сына.

Пункт 3. Ипостась Святого Духа возвращает Сущность — Ипостаси Отца. Ипостась Сына возвращает Жизнь — Ипостаси Отца.

«Естество в Трех единое — Бог, единение же — Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом». (свт. Григорий Богослов. Слово 42).

Бог Отец отдает свое троичное внутреннее, совершая акт жертвенности, самоотдачи, и принимает от двух других Ипостасей троичное внешнее, и заново «собирается», обновляется, как бы воскресает, получив теперь сущность и жизнь, которые Он снова отдает, и которые уже являются Его внутренним. Это тайна Креста и Воскресения.

(Более подробно о жизни Пресвятой Троицы можно прочитать в статьях православного исследователя Ильи Тырданова).

Христограмма несет в себе то же духовное содержание, что и звездица, то есть, объяснение принципов жизни Пресвятой Троицы.

Монограмма Христа, взятая из мозаик в катакомбах. Выполнена в трех разных форматах, наложенных один на другой.

Наш Творец создает мироздание путем расщепления и преломления лучей троического света, которые происходят из жизни Бога. Это световая проекция.

Православная символика в основе имеет науку о скрещивании троических энергий.

Благодать — это энергия истины, это живая, животворящая энергия Божественного ума, это троический свет. Творец разделяет (преломляет) троический свет на четыре части, и тем самым Творение приводится из небытия в бытие. Мироздание животворится благодатью Божией, оно создается, непосредственно, через жизнь Бога, через изменение состояния жизни Бога. И чтобы положить начало нашему миру, Бог смиряет, препоясывает себя, свою внешнюю жизнь благодатную, укрощает себя и являет точку начала мира, как кроткая овечка, как агнец, закланный для всего мира, то есть, как жертва, поэтому началом мира становится смирение, кротость.

На иконе «Прибавление ума» мы можем видеть четыре свечи в руках ангелов, они обозначают два скрещенных луча троического света, то же самое значение имеют две лампады на трех цепях, это два луча троического света, точка отсчета символьного богомыслия. Каждый луч с внешней стороны это единица, а внутри — тройка, и наоборот: говорим единица, а в уме держим — три, всё, как в жизни Пресвятой Троицы.

Лучи троического света — это световая проекция жизни Бога.

Один луч троического света — это Бог, Целый и Единственный, что в числовом выражении является единицей (1).

1 луч=3, потому что это троический свет. Бог есть Троица, значит в цифровом эквиваленте- это 3: Отец, Сын и Святой Дух.

Каждый из трех лучей обозначается цифрой 3, потому что это Три Ипостаси Пресвятой Троицы, которые не могут рассматриваться отдельно, вне зависимости от других Лиц, потому что «Представление о Лице может быть составлено только через её отношение к другим Лицам. Именно такой подход имеет место и в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на существующих между Ними личных отношениях». («Догм. Богословие», прот. О. Давыденков).

«Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и личное бытие, находится и в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимно проникают друг в друга, живя вечно одно в другом, с другим, для другого» (Св. Иустин Попович).

«Пребывание и утверждение ипостасей одна в другой — ибо они неразлучны и не покидают друг друга, имея взаимное проникновение неслиянно; не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что тесно соединяются между Собою. Ибо Сын есть в Отце и Духе; и Дух — в Отце и Сыне; и Отец — в Сыне и Духе,причем не происходит никакого стирания, или смешения, или слияния». («Точное изложение Православной веры», преп. Иоанн Дамаскин).

Вопрос: Почему лучей троического света два?

Ответ: «Как Бог Отец отдает всего себя целиком и полностью, так и Сын действует в точности так же, как и Отец. В точке предвечного совета решается принести Сына в жертву, Он, как бы закалывается прежде создания мира, Сын смиряет себя полностью, и отдает себя Творению, тем самым, возникает небо и земля. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 8:13).

Когда Агнец Божий как бы закалывается, троический свет преломляется и скрещивается, тем самым сила Божия переходит из состояния нетварного предвечного покоя в состояние творческого действия, в состояние животворения, поэтому Пресвятую Троицу называют Животворящей».

Итак, подведем итог:

333 — один луч троического света;

1=3, 3=1, потому что это 1 луч троического света;

333+3=2 луча троического света.

И здесь открывается принцип внутреннего во внешнем, и внешнего во внутреннем, когда Христос, содержащий весь Мир внутри Себя, находился внутри чрева Пресвятой Девы, которая, в свою очередь, опять находится в Боге, то есть, один в другом.

От Пресвятой Троицы сияет предвечный троический свет. Бог ткёт мир из троических энергий, поэтому частицы, вынимаемые из просфор, имеют форму треугольных пирамид.

Всё Творение, состоящее из видимого и невидимого миров, является проекцией живых энергий Божественного Разума, и чины ангельские образуются на перекрестье этих энергий, потому что они являются отображением той или иной стороны жизни Бога, той или иной Его характеристики, и у ангелов тоже есть сущность и жизнь (ангельская).

Цель всякой Иерархии состоит в неуклонном подражании Богу, и деятельность всякой Иерархии делится на священное принятие самими ими, и сообщение другим истинного очищения, Божественного света и совершенствующего звания.

При скрещивании двух лучей троического света, образуется фундаментальная структура устройства Небесного Царства — три триады ангельской иерархии, которая и вырезается на девятичинной просфоре в виде девяти треугольников (символы троического света).

Каждый ангел несет в себе частичку благодати, и в результате получается ангельская иерархия, которая как разноцветный кристалл, переливается различными оттенками благодати, и таким необыкновенным образом существует небесный мир.

Господь сотворил Херувимов, как отображение логической модели догмата о Пресвятой Троице, поэтому Херувимы имеют схожее строение тела с христограммой и со звездицей, так как это всё разные виды отображения жизни Бога.

Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.

Название Херувимов означает «обилие познания», или «излияние мудрости». Они несут созидательную силу, потому что посредством премудрости происходит строительство Горнего Иерусалима, собирание элементов Небесного Града.

Премудрость — это энергия созидания.

«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу…» (Притчи 9:1,2)

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея» (Пс. 103:24).

«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19).

«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 10:12).

Устройство души человека тождественно устройству Херувимов. У нас есть шесть крыльев. Нижними крыльями мы постоянно струимся из рук Вседержителя, верхними — постоянно возвращаемся в Его руки, поэтому жизнь человека всегда находится в руках Божиих. Средними крыльями мы летим по пространству нашей жизни. Средние крылья — это «рули жизни». Одно крыло — Сила, другое — Премудрость. Ими мы создаём события нашей жизни. События создаются, или по воле Бога, или по воле отца лжи. Средние крылья — это крылья выбора. Человек постоянно выбирает, какими путями ему лететь: путями Господними или путями сатанинскими. И человек постоянно «прилетает туда, куда летел». Состояние внутреннего и окружающего мира человека является отражением нашего выбора.

«Христос — Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:24).

Любовь — это скрещенные лучи троического света, действующие в сердце человека таким образом, что получается структура Херувима, поэтому основными символами облачения исихастов являются кресты и Херувимы.

Познавая православную символику, с наполняющим её духовным содержанием, мы приобретаем целостную мудрость, то есть, целомудрие, Божию премудрость, помогающую нам восходить от силы к силе.

Символьное Богословие — это особый сакральный язык, это инструмент духовного мышления и средство общения души человека с Богом.

«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6)

«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Притч. 2:10-11).

Использованная литература:

Илья Викторович Тырданов: «Тайна создания неба и земли», «Истина и ложь», «Крылья Любви» и другие публикации.

Домонгол. Портал древней культуры и искусства.

Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии».

Наталья Левшунова.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *