Хитон

Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)

14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Столп Животворящий

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Сокровища храма

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Символ Грузии

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Купол собора

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Купол собора

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

В соборе

В соборе

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Крещение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Алтарный крест

Потолок собора

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Фрески

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

В соборе

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Колодец

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Патриаршее место

Жены-мироносицы (фреска)

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска «Отечество»

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фреска Троица

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Прихрамовая территория

Прихрамовая территория

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Внешние украшения храма

Колокольня собора

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Собор Светицховели

Купол собора

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения

Древнерусский орнамент — это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается одним из самых интересных. В нашей статье вы можете найти более подробную информацию не только о древнерусских клипартах, но и об орнаментах других народов.

Реклама

Орнамент — это набор узоров и символов на том или ином предмете. При его нанесении, художники безусловно согласуют назначение предмета и сам рисунок, чтобы добиться положительного впечатления от зрителя. Вид древнерусского орнамента или любого другого узора может быть геометрическим, растительным, зооморфным и антропоморфным.

В древние времена люди считали, что определенные узоры и рисунки в орнаменте могут привлечь в их дом достаток, крепкое здоровье, помогут улучшить личную жизнь и принесут взаимопонимание в семью. Многие и сегодня верят в это. Также считается, что орнамент может показать душевное состояние художника на момент создания узора. Удивительно, но древнерусский орнамент наносился не только на бытовые предметы и одежду, но и на тело. Такой рисунок являлся оберегом. Орнамент перестали наносить на тело, после принятия христианства на Руси. Считается, что история орнамента начинается с эпохи палеолита. Древние узоры позволяют нам выяснить, как жили наши предки. В наше время также есть люди, которые верят в магические свойства рисунков.

Древнерусские магические рисунки
Древнерусский орнамент считается одним из лучших. Это не случайно, ведь он поражает современников своей красотой, уникальностью и некой магической силой, которую вложили в него наши предки. Стоит отметить, что древнерусские узоры были заимствованы у Византии и Кавказа. Со временем они видоизменились и уникализировались. Сегодня, древнерусский орнамент — это неповторимые узоры, которые вошли в достояние мирового искусства. Наиболее часто он использовался как оберег от злых духов, порчи и сглаза. Магические рисунки наносили на посуду, книги, бытовые предметы, одежду и стены дома. Стоит отметить, что значение некоторых символов в орнаменте до сих пор неизвестно.

Византийский орнамент.
Общая информация Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты считаются наиболее утонченными и интересными. Они являются важной составляющей в развитии мирового искусства. Византийские орнаменты включают в себя эллинистические и восточные традиции. Они состоят из самых разнообразных мотивов. Характерным для византийского орнамента является большое количество узоров причудливой формы. Они имеют яркий и насыщенный окрас, который сохранился до наших дней.

Благодаря арабскому и персидскому искусству в византийских орнаментах появились мифологические герои, такие как грифоны, драконы и другие. Стоит также отметить, что нередко в рисунках использовались не только фантастические, но и реальные животные и птицы. Как правило, в орнаментах они расположены внутри круга или любой другой геометрической фигуры. Растительные мотивы в византийском орнаменте использовались редко и не отличались сложностью. Некоторые элементы не несли определенного подсмысла. Удивительно, но в краску для росписи византийцы добавляли медь, золото, ртуть. Благодаря этому они могли получить самые разнообразные и насыщенные оттенки, которые сохраняются на протяжении многих лет.

Грузинские орнаменты.
Популярность в наши дни Грузинские орнаменты мало чем отличаются от византийских или древнерусских. Как правило, в них преобладают геометрические мотивы. Все узоры и рисунки имеют необычайно насыщенный цвет. Наиболее часто грузинские орнаменты состоят из крестов и изогнутых линий. Сегодня в Грузии снова становятся необычайно популярными национальные костюмы с орнаментами. Их нередко создают дизайнеры. В наши дни особую популярность имеет девушка с Грузии, которая создает невероятные по красоте национальные головные уборы — кабалахи. Если раньше их носили только мужчины, то сейчас они часто используются и среди женского населения.

Вышитый орнамент
Наверняка каждый из нас видел древнерусский орнамент. Значение купола, который встречается на одежде прошлых веков, символизирует долгую или бесконечную жизнь. Под ним также могут быть расположены русалки. Согласно поверьям, такой вышитый рисунок благоприятно влияет на будущий урожай.Считается, что почти во всех вышитых орнаментах преобладает тема плодородия земли. Например, ромб является символом женского начала. Он считается своеобразным оберегом плодородия и чадородия. Ромб с крючками, вышитый на краях детской пеленки, символизирует зарождение жизни. Важно знать, что только в комплексе всех символов, расположенных на предмете, можно выяснить значение того или иного знака. Самый распространенный древнерусский вышитый орнамент — Орепей. Это гребенчатый ромб, который является символом засеянной земли. В зависимости от расположения на одежде может иметь и другие значения. Например, если такой знак вышит на подоле, то он символизирует вход в потусторонний мир.

Орнаменты присутствовали в культуре всех народов. Наши предки считали, что такие рисунки имели магические свойства. По их мнению, различные узоры могли принести в дом достаток, взаимопонимание или плодородие земли. Некоторые так считают и сегодня. Абсолютно каждого завораживают своей красотой грузинские, византийские, а также древнерусские орнаменты и узоры. Значения символов, которые расположены в нашей статье, позволят вам выяснить, какие рисунки наши предки считали магическими.

Равноапостольные Мириа́н, царь Иверский и царица На́на

Краткие жития равноапостольных Мириана, царя Иверского, и супруги его, царицы Наны

Ца­ри­ца Ивер­ская На­на бы­ла ис­це­ле­на от тяж­ко­го неду­га свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной, про­све­ти­тель­ни­цей Гру­зии, и, при­няв Свя­тое Кре­ще­ние, из идо­ло­по­клон­ни­цы ста­ла рев­ност­ной хри­сти­ан­кой. Несмот­ря на чу­дес­ное ис­це­ле­ние су­пру­ги, царь Ми­ри­ан (265–360/361), вни­мая на­у­ще­ни­ям языч­ни­ков, го­тов был под­верг­нуть свя­тую Ни­ну же­сто­ким му­че­ни­ям. «В то са­мое вре­мя, как вы­мыш­ля­ли казнь свя­той пра­вед­ни­це, по­мерк­ло солн­це и непро­ни­ца­е­мая мгла по­кры­ла ме­сто, где на­хо­дил­ся царь». Он вне­зап­но ослеп, а по­ра­жен­ная ужа­сом сви­та на­ча­ла умо­лять сво­их язы­че­ских идо­лов о воз­вра­ще­нии днев­но­го све­та. «Но Ар­маз, За­ден, Га­им и Га­ци бы­ли глу­хи, и мрак умно­жил­ся. То­гда устра­шен­ные еди­но­глас­но воз­зва­ли к Бо­гу, Ко­то­ро­го про­по­ве­до­ва­ла Ни­на. Мгно­вен­но рас­се­ял­ся мрак, и солн­це осве­ти­ло всё сво­и­ми лу­ча­ми».

Царь Ми­ри­ан, ис­це­лен­ный свя­той Ни­ной от сле­по­ты, при­нял Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте со сво­ей сви­той. По про­ше­ствии несколь­ких лет хри­сти­ан­ство окон­ча­тель­но утвер­ди­лось в Гру­зии, а почитание языческих богов было запрещено.

Полные жития равноапостольных Мириана, царя Иверского, и супруги его, царицы Наны

В на­ча­ле IV ве­ка по во­ле Бо­жи­ей и бла­го­сло­ве­нию Пре­свя­той Его Ма­те­ри про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство в Карт­ли при­бы­ла свя­тая де­ва Ни­на. При­быв в Мц­хе­та, она по­се­ли­лась на окра­ине го­ро­да, в тер­нов­ни­ке цар­ских са­дов. Свя­тая Ни­на ста­ла рас­спра­ши­вать о Ри­зе Гос­под­ней, но ни­кто не пом­нил о ме­сте Её пре­бы­ва­ния. В по­ис­ках этой Ри­зы она по­зна­ко­ми­лась с по­том­ка­ми Ели­о­за — иудей­ским свя­щен­ни­ком Аби­а­та­ром и его до­че­рью. Свя­тая Ни­на об­ра­ти­ла их в хри­сти­ан­ство.

Свя­тая Ни­на по­лу­чи­ла от Гос­по­да дар ис­це­ле­ния. Она ис­це­ля­ла страж­ду­щих име­нем Рас­пя­то­го Спа­си­те­ля и бла­го­да­тью Чест­но­го Кре­ста, сде­лан­но­го из ви­но­град­ной ло­зы и пе­ре­вя­зан­но­го её соб­ствен­ной ко­сой. В это вре­мя в Карт­ли пра­вил царь Ми­ри­ан. Он по­кло­нял­ся идо­лу Ар­ма­зи, счи­тая его бо­же­ством сво­их пред­ков, но в глу­бине ду­ши тя­го­тел к ве­ре, про­по­ве­ду­е­мой свя­той де­вой. Од­на­жды он да­же тай­но спас от пре­сле­до­ва­ния иуде­ев свя­щен­ни­ка Аби­а­та­ра и его дочь Си­до­нию.

Од­на­жды за­бо­ле­ла ца­ри­ца На­на. Вра­чи не смог­ли её вы­ле­чить, и лишь мо­лит­ва­ми свя­той Ни­ны она спас­лась от неми­ну­е­мой смер­ти. По­сле ис­це­ле­ния ца­ри­цы царь Ми­ри­ан боль­ше за­ин­те­ре­со­вал­ся ис­тин­ной ве­рой и стал рас­спра­ши­вать но­во­об­ра­щен­но­го Аби­а­та­ра о Свя­щен­ных Пи­са­ни­ях Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов.

Од­на­жды, во вре­мя охо­ты в окрест­но­стях Мц­хе­та, царь Ми­ри­ан вдруг стал одер­жим нечи­стой си­лой и за­го­рел­ся же­ла­ни­ем ис­тре­бить в Карт­ли хри­сти­ан и в первую оче­редь де­ву Ни­ну. Вдруг солн­це за­тми­лось и ца­ря оку­та­ла мгла. Пе­ре­пу­ган­ный Ми­ри­ан стал мо­лить сво­их бо­гов-по­кро­ви­те­лей спа­сти его от на­па­сти, но без­успеш­но. От­ча­яв­ший­ся царь стал мо­лить Рас­пя­то­го Бо­го­че­ло­ве­ка. Про­изо­шло чу­до: в тот же миг мгла от­сту­пи­ла и солн­це по­яви­лось вновь. Воз­ве­дя ру­ки к во­сто­ку, Ми­ри­ан вос­клик­нул: «Ты, Бог, ко­то­ро­го про­по­ве­ду­ет Ни­на, есть Бог пре­вы­ше всех бо­гов, Вла­ды­ка над все­ми вла­ды­ка­ми!» Вер­нув­шись в сто­ли­цу, царь Ми­ри­ан преж­де все­го от­пра­вил­ся в тер­нов­ник, где жи­ла свя­тая Ни­на, с по­че­стя­ми при­вет­ство­вал её и дол­го со­ве­то­вал­ся с ней. По со­ве­ту свя­той Ни­ны, он по­слал сво­их пред­ста­ви­те­лей в Ви­зан­тию — к им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну с прось­бой при­слать свя­щен­ни­ков для кре­ще­ния Карт­ли и ар­хи­тек­то­ров для по­стро­е­ния церк­вей.

Это слу­чи­лось 24 июня 324 го­да, в день суб­бот­ний. Ко вре­ме­ни при­бы­тия свя­щен­ни­ков из Кон­стан­ти­но­по­ля царь Ми­ри­ан стал го­то­вить­ся к стро­и­тель­ству хра­ма. Из ки­па­ри­со­во­го де­ре­ва, рос­ше­го в цар­ском са­ду, из­го­то­ви­ли семь ко­лонн, шесть из них воз­двиг­ли бес­пре­пят­ствен­но, но седь­мую ни­как не уда­ва­лось сдви­нуть с ме­ста. Свя­тая Ни­на со сво­и­ми уче­ни­ка­ми мо­ли­лась всю ночь. На рас­све­те мо­ля­щи­е­ся уви­де­ли как с небес со­шел оза­рен­ный све­том и объ­ятый ог­нем юно­ша и под­нял ко­лон­ну. Ко­лон­на за­си­я­ла и оста­но­ви­лась в воз­ду­хе на вы­со­те 12-ти лок­тей. Из под ос­но­ва­ния Стол­па ста­ло ис­те­кать бла­го­вон­ное ми­ро. Все мц­хет­ское на­се­ле­ние устре­ми­лось на по­кло­не­ние к си­я­ю­ще­му Стол­пу. При­бли­зив­шись к нему, боль­ные ис­це­ля­лись, сле­пые про­зре­ва­ли, а па­ра­ли­зо­ван­ные ста­но­ви­лись на но­ги.

К то­му вре­ме­ни из Кон­стан­ти­но­по­ля при­был епи­скоп Иоанн со сви­той. Кон­стан­тин Ве­ли­кий при­слал в дар но­во­об­ра­щен­но­му ца­рю Ми­ри­а­ну и его на­ро­ду крест и ико­ну Спа­си­те­ля, а так­же ча­сти­цу Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня и Гвоздь Гос­по­день.

У сли­я­ния рек Мт­ква­ри и Араг­ви кре­сти­лись царь с ца­ри­цей, весь цар­ский двор и вся Карт­ли. По­сле празд­нич­но­го кре­ще­ния епи­скоп Иоанн и со­про­вож­да­ю­щие его ли­ца, от­пра­ви­лись в юж­ную Гру­зию — Еру­ше­ти, по­стро­и­ли там церк­ви и оста­ви­ли в дар Гвоздь. За­тем на­ча­ли стро­и­тель­ство Ман­глис­ско­го хра­ма и по­ме­сти­ли там ча­сти­цу Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста.

Царь Ми­ри­ан го­ря­чо же­лал, чтобы и в сто­лич­ном гра­де на­хо­ди­лись свя­ты­ни. Свя­тая Ни­на со­об­щи­ла ему, что во Мц­хе­та на­хо­дит­ся од­но из ве­ли­чай­ших свя­тынь — Хи­тон, в ко­то­рый был об­ла­чен Спа­си­тель. Царь по­звал свя­щен­ни­ка Аби­а­та­ра и по­дроб­но рас­спро­сил об этой свя­тыне и воз­ра­до­вал­ся, по­лу­чив от него под­твер­жде­ние.

На го­ре, воз­вы­ша­ю­щей­ся над го­ро­дом Мц­хе­та, рос­ло рос­кош­ное, бла­го­уха­ю­щее и чу­до­твор­ное де­ре­во. По пред­ло­же­нию епи­ско­па Иоан­на, ца­ре­вич Ре­ви при­ка­зал сру­бить это де­ре­во и сде­лать из него крест для по­кло­не­ния. Де­ре­во сру­би­ли и по­са­ди­ли ря­дом со стро­я­щим­ся хра­мом. В те­че­ние трид­ца­ти се­ми дней оно не ме­ня­ло об­ли­ка и да­же ли­стья его не вя­ли. Впо­след­ствии из это­го де­ре­ва из­го­то­ви­ли три кре­ста.

По­сле это­го в те­че­ние мно­гих дней мц­хет­ские жи­те­ли ви­де­ли од­но и то же яв­ле­ние: по но­чам над цер­ко­вью си­ял ог­нен­ный Крест, околь­цо­ван­ный звез­да­ми. К утру две звез­ды от­де­ля­лись от него и рас­хо­ди­лись од­на к за­па­ду, дру­гая — к во­сто­ку. Ог­нен­ный же Крест на­прав­лял­ся к се­ве­ру и оста­нав­ли­вал­ся над го­рой за ре­кой Араг­ви, а от­ту­да ис­че­зал. Свя­тая Ни­на по­со­ве­то­ва­ла ца­рю Ми­ри­а­ну воз­двиг­нуть один из этих трех кре­стов на За­па­де, на го­ре Тхо­ти, дру­гой — на Во­сто­ке, в го­ро­де Уджар­ма; царь Ми­ри­ан мо­лит­вен­но про­сил Гос­по­да ука­зать ему ме­сто воз­дви­же­ния тре­тье­го кре­ста. Гос­подь услы­шал его мо­лит­вы и через ан­ге­ла ука­зал ме­сто — ска­ли­стую го­ру к се­ве­ру от сто­ли­цы, у сли­я­ния рек Араг­ви и Мт­ква­ри. Ныне эта го­ра на­зы­ва­ет­ся Дж­ва­ри (Крест) и на ней воз­вы­ша­ет­ся ве­ли­ко­леп­ный храм муж­ско­го мо­на­сты­ря, так­же на­зы­ва­е­мый Дж­ва­ри. При воз­дви­же­нии это­го Кре­ста в Мц­хе­та па­ли и раз­би­лись все идо­лы.

Пе­ред смер­тью царь Ми­ри­ан бла­го­сло­вил сво­е­го на­след­ни­ка ца­ре­ви­ча Ба­ка­ра и за­ве­щал ему быть пре­дан­ным Свя­той Тро­и­це, неустан­но бо­роть­ся с идо­ло­по­клон­ни­че­ством, а за­тем мир­но по­чил в Бо­зе.

По за­ве­ща­нию, свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря по­хо­ро­ни­ли в верх­ней церк­ви Сам­тав­ро, где ныне на­хо­дит­ся жен­ский мо­на­стырь име­ни свя­той Ни­ны. По сво­ей скром­но­сти и сми­ре­нию царь Ми­ри­ан не по­же­лал по­чи­вать в ниж­нем боль­шом хра­ме (Све­ти­ц­хо­ве­ли). Через два го­да по­чи­ла и ца­ри­ца На­на, ко­то­рую по­хо­ро­ни­ли ря­дом с му­жем.

При­ме­ча­ние

Вклю­че­ны в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 14 мая 2018 го­да (жур­нал 27).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *