Хамство

начало
Как узнать хамство?
Чтобы понять что такое хамство, придется двигаться от обратного.

В какой области находится хамство? В области коммуникаций. Вне коммуникации хамство не существует. Раз есть некая негативная составляющая коммуникации — хамство, должна быть и позитивная. Какова она?

Поскольку коммуникация — процесс обмена информацией, то чем качественнее сигнал, прием его и обработка, тем успешнее коммуникация.
Успешная коммуникация — это искусство понимать и быть понятым.

Посему, первое, что делает доброжелательный или нейтрально настроенный собеседник — старается понять. Его вопросы направлены на уточнение своего понимания ваших слов, а не на критику и не на сообщение своего мнения.

Намерение понять является той стадией, когда об оценках не может идти и речи — рано. Поэтому, в идеале реплики лишены оценочности.

Все это так, только если целью общения является понимание.
Так вот, целью хамства является совсем другое.
Хам не пытается вас понять: либо вы ему не интересны, либо он убежден, что и так все про вас знает и понял с первого прочтения или взгляда. И то, что он «понял», как вы догадываетесь, не позитивно.

Что же делает хам?

Хам сообщает вам свою негативную оценку вас, вашего туалета или интеллекта.

Хам дает вам советы. Непрошенные советы.

Хам задает вопросы, на которые невозможно или нет смысле отвечать.

Хам отдает команды.

Хам обсуждает нас с третьими лицами в нашем присутствии.

Хам искажает факты и аргументацию.

Хамство выглядит примерно так:

  • по критерию цели — понизить статус
  • по критерию формы — не вежливо или не адекватно
  • по критерию смысла — уничижительный, даже когда закамуфлирован под комплимент
  • по критерию эффективности коммуникации — нулевая или отрицательная эффективность
  • по критерию конфликтогенности — очень высокая. Содержит если не угрозу, то вызов, провокацию.
  • по критерию культурного уровня — примитивный
  • по критерию соответствия месту-времени — абсолютно не уместный

От рядовых ситуаций хамство отличает отсутствие какой бы то ни было правомерности и правомочности этих действий.

Никто не делегировал хаму полномочий и не давал права на оценку, советы, вопросы, команды… Никто не просил его об этом и не признавал его компетентности.

Может ли выбранный хамом метод привести к взаимопониманию? Конечно, нет.

Может взрослый человек этого не понимать? Нет.

Какова же цель этих действий?

Цель — понизить статус собеседника. И это первый признак хамства.

По-русски говоря, «сбить спесь», «поубавить гонору», «поставить на место».

При этом хам априори уверен в своем праве на эти действия.

По форме

хамство представляет собой антитезу хорошему тону. Это второй признак. Если все высшие культурные формы поведения нашли свое воплощение в этикете, то в хамстве сосредоточились самые низкие, вульгарные и примитивные. Достижения цивилизации, которые называются вежливостью, учтивостью, хорошими манерами, тактом, корректностью, деликатностью, политесом, дипломатичностью, для хама — пустой звук : «..мучаете себя, как при царским режиме…»(М.А.Булгаков)

Форма — очень важный критерий. Чтобы вести себя по-хамски, можно обойтись без слов: например, захлопнуть дверь или окно кассы перед вашим носом, отпихнуть, толкнуть.
В виртуальном общении, помимо прямого хамства, хамством является, на мой взгляд, написать «КГ/АМ» и исчезнуть без дальнейших объяснений. КГ/АМ (креатив говно, автор мудак) — хамство по содержанию, но отсутствие аргументации, уход от дискуссии — хамство по форме. Если изменить комментарий на корректный, к примеру, «не согласен», и не отвечать на вопросы автора с чем именно — это останется хамством. Примерно, как в реальной жизни вместо ответа развернуться и уйти.

Хамством по форме могут являться и доброжелательные по цели и содержанию поступки.
Пример? Если вас неожиданно хлопнет по заду незнакомый человек и с восхищением в голосе скажет «Ах, какая ж.., я бы такую…» При всей искренности его восхищения, поступок безоговорочно хамский.

Когда я объясняю детям, как определить действия хорошего тона и дурного тона, я предлагаю им представить себе, возможно ли подобное взаимодействие между, скажем, королевой Нидерландов и королем Великобритании или ниже — на дипломатическом уровне.

Все то же относится и к критерию культурного уровня — хамство примитивно с точки зрения филогенеза, онтогенеза, лингвистических и интеллектуальных характеристик и как психофизиологическая реакция.

По смыслу

хамство — попытка унизить достоинство партнера. Слова или действия хама содержать послание следующего характера:ты бессилен передо мной, ты ничего не можешь противопоставить, я круче тебя, я тебя «сделал» и тому подобное. Хамы гордятся тем, что они могут «сделать» кого-то. «Для того чтобы обидеть его, мне даже не надо переходить на личности» хвастается хам. Обидеть, задеть, вызвать негативную эмоциональную реакцию — таков смысл хамства. Поэтому сообщение с намерением оскорбить, даже вежливое по форме, остается хамством.

Другое дело, что подозрительность некоторых людей может нарисовать им страшные картины там, где их нет. Но тут уж выбор каждого , как именно отнестись к информации. Действительно, бывают неоднозначные ситуации, но редко.

Можно говорить и о том, что унизить можно только самого себя — это вопрос самооценки. Но прекрасная самооценка одного никак не изменяет и не извиняет намерений другого.

Классическим примером будет комплимент более молодой женщины более зрелой:

— Как вы сегодня прекрасно выглядите! Просто удивительно, как Вам это удается. У Вас, наверное, дорогой косметолог? Хотела бы я в Вашем возрасте выглядеть также!

С критериями эффективности коммуникации и конфликтогенности, мне кажется, все понятно: чем ниже одно, тем выше другое. Хамство не способствует взаимопониманию и установлению дружеских или партнерских отношений, зато

прекрасно служит агрессивным функциям: при помощи угрозы, вызывающего поведения или провокации легко можно добиться возникновения конфликта.

Неуместность хамского поведения, не соответствие обстоятельствам места и времени обращает на себя внимание сразу. Дело не в наших индивидуальных ожиданиях, а в общественных договоренностях. Мы ждем и в праве ждать от продавца, официанта или парикмахера любезного поведения. Если его поведение не соответствует стандартам, предъявляемым обществом, мы тут же заметим несоответствие. Если мы рассчитываем на знание партнером правил поведения, предписываемых в конкретном кругу, мы будем неприятно удивлены и разочарованы, если выясним, что ошибались. Ну и, наконец, существует хамство такого уровня, что в любых кругах и культурах его не спутают ни с чем другим. В животном мире за такое наказывают. В человеческом мире тоже есть риск «получить по морде».

Можно класть ноги на стол, но не тогда, когда за столом обедают или работают.

Более тонкая или более грубая чувствительность к нюансам своего и чужого поведения зависит от полученного воспитания. То, что уместно в крестьянской среде, может оказаться совершенно не уместным в среде дипломатической. Тот стиль общения, который был приемлемым в родительской семье, может оказаться неприемлемым в профессиональном кругу.

Собственно, способность вести себя адекватно ситуации, не создавая окружающим трудностей, не воздвигая препятствий к общению и называется хорошим воспитанием.

С чем нужно дифференцировать хамство?

Как ни странно, некоторые считают необходимым дифференцировать хамство с прямотой, откровенностью, конструктивной критикой.

Прямота, которая хуже воровства, подразумевает что-то неудачно ляпнутое в неподходящий момент и может не быть хамством, если вырвалось это случайно, ненамеренно и не имело целью понизить статус собеседника. Как отличить? Да очень просто: если вы не спрашивали ничьего мнения о своей персоне, не просили совета и т.д., то любые оценки, советы и т.п. не легитимны.

Откровенность не порок, если она рассказывает о себе, а не об оппоненте. Надо думать, что ни при каких обстоятельствах не окажется вежливой фраза «Вы страшное говно, мон колонель, не обессудьте» (С. Довлатов) Откровенность — не равна искренности. Излишняя откровенность превращается в вульгарность. Грубая откровенность — в хамство.

Что же касается критики, то конструктивной является критика: 1) по праву статуса (от начальника, например), 2) по конкретному поводу, 3) критикуется действие, а не личность, 4) вносятся конструктивные предложения по изменению ситуации, 5) целью является оптимизация процесса, а не изменение оппонента.

1.Тот, кто критикует (или хвалит) вас, тем самым ставит себя на ступеньку выше, откуда, собственно, ему и «виднее». Если он не ваш руководитель, не учитель, не человек, чьего совета вы спросили — он превышает полномочия. 2.Критика «вообще», а не по конкретному поводу — попытка оскорбить. «Ты просто эгоист!» или «Вечно ты копаешься!» 3.Те, кто говорят, что критикуя вас как личность, заботятся о вашем совершенствовании или о повышении эффективности — лукавят. Ничего не может изменится в человеке в лучшую сторону от сообщений типа «Ты слишком худая» или «Ты много о себе возомнил». 4.Неконструктивно заявление «Твоя картина — дерьмо!» или «Твои стихи ужасны». Без объяснений и внесения предложений — это просто оскорбление. Допустимая формулировка «Мне не нравится картина потому, что…» и «Мне кажется, она выиграла, будь она чуточку более…» 5.Оптимизация процесса это «Давайте сосредоточимся на главном…», стремление к изменению оппонента «Вам бы не мешало последить за языком..»

Надо ли дифференцировать хамство со списком близких понятий, я не уверена. Мне сложно представить себе грубиянство, невежливость, неотесанность, беспардонность, бесцеремонность, грубость чем-то отличным от хамства. Если вы можете представить ситуацию, когда грубиян не будет тождествен хаму, сообщите мне, пожалуйста.

На мой вкус, я бы разделила хамство и резкость, дерзость, нахальство, наглость и неучтивость.

И, наверное, провокацию. Если под резкостью понимать прямолинейность и жесткость, под дерзостью — вызов, непочтительный, но не невежливый, под нахальством и наглостью — составные части хамства, а под неучтивостью — холодное нейтральное поведение. Хамство вседа содержит провокацию, но не всегда провокация бывает хамством.

Стоит, на мой взгляд, отделить хамство от иронии, ехидства и сарказма. Ирония содержит насмешку, но не всякая насмешка — хамство, насмешка может быть добродушной, хамство — нет. Ехидство — язвительность, когда она утонченная, не грубая, скорее является провокацией. Сарказм, как перешедшая границы ирония, содержит уже не насмешку, а издевку, но и в это случае может не содержать хамства, если будет корректен по форме и адекватен месту и времени.

Бороться? Воспитывать? Не отвечать?

Бороться с хамством можно и нужно. Как с чужим, так и со своим собственным. С чиновничьим — жалобами и судами. С подростковым — терпением и пониманием. С хамством вообще общество может бороться только воспитанием, образованием и развитием культуры населения.
Воспитывать состоявшегося хама — задача сложная , неблагодарная и, на мой взгляд, практически не выполнимая.

Прекрасный образчик чистого хамства, борьбы с ним и исхода борьбы предложен М.А. Булгаковым в «Собачьем сердце».

Если же говорить о способах реагирования, то тут надо иметь в виду две стороны:

внешнюю реакцию, рассчитанную на хама, и внутреннюю — переживание хамства.

Невозможно и вредно давать универсальные советы. Ситуация ситуации рознь. Действовать желательно адекватно ситуации. Если есть риск драки с хамом — нужно здраво оценивать риск и поступать соответственно. Если для вашей самооценки не ответить на хамство хуже, чем получить удар ножом — дело ваше. Если улыбка в лицо хаму или симметричный ответ подвергнет опасности вас и ваших близких, наверное, не стоит стремиться «поставить хама на место». Чаще всего хамы успокаиваются, когда заканчивается накопленные излишки агрессии. Поэтому, разумно не обращать внимание и подождать, пока запал погаснет. Не обращать внимание можно двумя способами: игнорировать собеседника или игнорировать хамство. Первый вариант проще в исполнении, но менее эффективен. Второму трудно научиться, зато он позволяет свести потери к минимуму. Одним из приемов эффективной коммуникации является беседа по существу, не отвлекаясь на форму. В нашем случае это означает сделать вид, что вы не заметили хамства и продолжаете разговор по теме. Это требует хладнокровия, но имеет несомненные выгоды: например, если вы научитесь не терять головы, вы сможете выявить перечень «кнопок», которые вас «включают» и «перерезать провода». Это легко осуществимо на любом коммуникативном тренинге с толковым тренером. Тогда в дальнейшем вы сможете отмечать сознанием факт хамства, но не испытывать последствий выброса в кровь адреналина.
Советы по реагированию

Про управление конфликтом

«Русские — нация эпилептоидов». Скотские примеры национального хамства

«Вас здесь не стояло!», «Куда прешь?!» — кому из нас незнакомы эти и подобные им фразы? Напряженное общение давно является обыденностью для нашего социума. Сегодня Anews хочет покопаться в высказываниях обычных людей и специалистов, чтобы хоть немного понять природу национального хамства.

Почему продавцов сравнивают с проститутками? Что думают ученые? И причем здесь русская баня?

«Часто бывает — злобная перекошенная морда»

Многие ли, заходя в места обслуживания, изначально ожидают хамства? Судя по высказываниям в сети, таких людей действительно немало:

«Иногда думаешь, что работники сферы обслуживания как-то классово ненавидят клиентов. Редко встретишь доброжелательного, без комплексов работника сферы обслуживания, которому доставляет удовольствие его работа».

Некоторые говорят, что хамство не обязательно может выражаться напрямую:

«В лицо прямо не хамят. Но так часто бывает: злобная перекошенная морда, зовешь продавца — она ноль внимания или соизволяет прийти позже с недовольным видом. Попросишь заменить товар, допустим кусок колбасы на другой, опять недовольная рожа».

Фрагмент видеоклипа на песню «Цвет настроения синий»

А кто-то и вовсе считает, что хамский мир ополчился именно на него:

«Я не понимаю, почему все мне хамят, среди толпы выберут именно меня и обо…рут. Признаюсь, я человек очень открытый, дружелюбный, вежливый, всегда улыбчива, а такое отношение меня очень расстраивает. Как-то скручиваюсь и теряюсь, бывает стыдно, и день испорчен. Среди людей чувствую себя изгоем, а ведь я со всеми очень открыта, сама никогда не обижу и тем более не стану хамить. Вот и этот текст печатаю с влажными глазами, от обиды».

И в магазине, и в библиотеке

Русское хамство может поджидать буквально на каждом углу. Вечный стандарт — это магазины:

«Если ты идешь с большими деньгами обслуживающий персонал всегда перед тобой расстелится. А если денег немного и ты выбираешь — они начнут вонять. Проститутки магазинные — моральные, хуже физических. Если ты набираешь косметики на 3 тыщи, это тварье поворачивается жопой и хамит, а если тетка в мехах заходит — такое хамство!»

Впрочем, большие деньги тоже не спасают от хамства — например, в пластических клиниках:

«Хотела грудь сделать и блефаропластику (операцию по изменению формы век, разреза глаз). Вышло в общей сумме пол-ляма, так мне как сказанули: это не вы удобное время выбираете, а довольствуетесь тем, что мы вам дали, пришли тут с сиськами своими. И это на мои «добрый день, будьте добры…» А потом у нас бизнесмены ноют, что бизнес не идет».

Никуда не деться в разговорах о хамстве и от классической Почты России:

«Одна тетка на почте хамит каждому клиенту, все люди при ней вслух возмущаются, а сделать ничего не могут. Сегодня ситуация — инвалид не мог сам написать что-то в извещении — так она его вообще ПОСЛАЛА! Он ее просит — помогите мне написать — а она — иди отсюда, раз писать не можешь! Вся очередь была в шоке. Помогли, конечно, ему написать. Женщина зашла и обратилась с вопросом в какое ей окно получить письмо — так она ей как заорет — «ОТКУДА Я ЗНАЮ КУДА ВАМ!»».

Но эксцессы случаются и неожиданных местах:

«Сегодня прихожу в библиотеку. Возле ящиков с журналами стоит женщина, смотрит журналы (у нее в руках), я подхожу, достаю из того же ящика еще несколько журналов, хочу их посмотреть. Тут она хватает журналы — те, что у меня в руках (!), пытается вырвать. И орет «Я вообще-то их смотрела! После меня будете смотреть!».

Я ей говорю «Вы как себя ведете? Это вообще не ваши журналы!», пытаюсь их вырвать. А она так сильно уцепилась, не отдает. Говорит мне «Я сейчас библиотекаря позову», я говорю «Зовите». Короче, я поняла, что бесполезно, отпустила журналы и сказала ей, что она позорится, и ушла. А она потом еще орала, ища поддержки у тех, кто видел эту сцену!!! Все настроение испортила. Жалею, что не сказала ей что-нибудь типа «Вам лечиться надо»».

По сравнению с библиотекой, хамство в общественном транспорте совершенно неудивительно.

Однако, некоторые случаи действительно ставят в тупик:

«Маршрутка стоит пустая, водитель ждет, пока она заполнится. Я сажусь на переднее сидение, которое рядом с водителем. Сзади кто-то уже сел. Я передаю деньги, а водила прямо кидает мне их на сидение. Я спрашиваю, в чем дело. Он говорит: «Ищи другой транспорт». Я пытаюсь выяснить, почему. Он орет: «Выходи!» Я вышла, пересела на другую маршрутку. Что это было, так и не поняла».

Причем, похоже, подобные происшествия неединичны. К счастью, иногда управу удается найти:

«У меня примерно такая же ситуация была, только водитель потребовал, при выходе, чтоб я «быстрее у…бывала со своим ублюдком» (у меня сын годовалый на руках был)… на этой же неделе был уволен с записью в трудовой».

Принесли почту в зубах

Навряд ли проблему хамства возможно до конца решить, но в отдельных случаях люди все же пытаются принимать контрмеры:

«Муж взял пачку пельменей из морозильника, а продавщица начала орать. Дескать, самому брать нельзя. На другой день он вернулся, подошел к той продавщице и вежливо попросил взвесить кучу разных продуктов — колбасу, сыр, конфеты и т. д., по 127, 255, 36 граммов, требуя точности. Потом вежливо, но настойчиво попросил перевесить, потом пересчитать общую сумму… В итоге она с криками: «Издеваются!» — убежала в подсобку. Больше она нам не хамила».

«Моя мама, когда почта в моем подмосковном городе приглашение (заказным) потеряла и долго не могла найти — потеряла терпение и сказала, что идет на прием к губернатору Московской области — приглашение нашлось буквально в тот же день и ближе к полуночи ( в 22:00 если быть уж совсем точной) маме принесли его в зубаx домой. С тех пор никакиx проблем:)»

Но для некоторых борьба с подобной атмосферой превращается в мучительный Сизифов труд:

«Хамят везде. Я улыбаюсь, насколько хватает сил, пытаюсь спокойно выяснить причины. Это иногда срабатывает, извиняются. Иногда просто молчу, но ненавижу себя за это. Или плачу дома от бессилия. Однажды купила сыр на рынке. Продавец нагло обвесила. Я заплатила и спросила, где контрольные весы. Вернулась и спросила: «Вам не стыдно?» Она молча отдала деньги.

Пока сами в себе не искореним это, будем жить в хамском обществе. Обидно».

Русские — нация эпилептоидов

Проблему отечественного хамства разбирают и ученые. Так, социолог и культуролог Валентина Чеснокова в своей книге «О русском национальном характере» (написанной под псевдонимом Ксения Касьянова) перечислила некоторые черты, способствующие довольно напряженному общению внутри нашего общества, в целом назвав русский тип личности эпилептоидным. Среди таких черт она назвала «стремление работать в своем ритме и по своему плану; некоторая «вязкость» мышления и действия, трудная переключаемость с одного вида деятельности на другой; взрывоопасность».

Получается, что мы как-бы находимся каждый «на своей волне», что затрудняет коммуникацию с окружающими, заставляет воспринимать их как тревожащий фактор. Если же коммуникация совмещена с каким-то неприятным обстоятельством, утомлением, или человек еще и сам по себе повышенно возбудимый — это ведет к эмоциональному взрыву, то есть грубости, хамству.

Впрочем, Чеснокова говорит, что психологический тип личности может и должен корректироваться общественной культурой:

«Культура в этом процессе противостоит генотипу. Ее задача не отражать и не закреплять его, а приспосабливать к среде, к окружению, некоторым образом «обрабатывая», культивируя его. Дело генотипа — создавать затруднения, дело культуры — их преодолевать».

Интересно, что про русский характер высказывались и иностранные специалисты — причем теории порой получались довольно экстравагантные. Так, психоаналитик из США Джон Гор пришел к выводу, что причина нашей невоздержанности — практика тугого пеленания младенцев. Их то отпускают «погулять», то туго стягивают. От этого происходит «латентная истерия и хамство русских, которые ярко и протестно реагируют на всякое ограничение».

Соотечественник и коллега Гора Давид Ранкур-Лафарьер и вовсе ополчился против нашего достояния — бани. По его теории, привычка хлестать друг друга вениками приучает к агрессии и в обычных бытовых отношениях.

В данной статье, мы поговорим с Вами о таком феномене как хамство и о том, как можно выйти из встречи с хамом с наименьшими потерями.

Дело в том, что нередко приходится встречаться с некоторыми проблемами, которые в той или иной степени, беспокоят всех людей.

Именно о такой проблеме я хотел бы поговорить с Вами более подробно.

Эта проблема — хамство.

Так или иначе фактически каждый из нас сталкивался с хамом в своей жизни. Хама можно встретить везде, на всех уровнях социальной лестницы, в любых местах. Само явление осложнено тем, что нет четких разграничений мест где можно встретить такого человека, а потому нельзя просто так взять и избежать встречи с ним. В некоторых случаях, рядом с хамом приходится жить или работать. Стоит ли описывать на сколько это тяжкое испытание…

Данная статья посвящена всем тем людям, которые страдают от хамов в своей жизни, и постараюсь прояснить суть данного феномена. И рассказать о возможных путях действия в ситуации, когда Вам пришлось столкнуться с хамским отношением по отношению к себе.

Что такое хамство?

Суть самого смыслового феномена хамства очень хорошо показана в библейском мифе о Ноевом ковчеге. Собственно говоря, само слово — хам, было взято именно из этого мифа.

Тем кто хочет изучить его подробно может прочитать книгу Бытия в библии.

Я расскажу суть мифа вкратце… После того как вода всемирного потопа стала отступать, ковчег Ноя пристал к суше. Ной выпустил из ковчега всех спасенных им зверей и занялся земледелием. Он насадил видоградников и сделал вина. Выпив вида он опьянел и лежал обнаженным в своем шатре.
У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Хам увидев отца в таком состоянии начал смеятся над ним и рассказывал об увиденном своим братьям. Два других сына взяв покрывало спиной вошли в шатер отца, чтобы не видеть его наготы и укрыли его.
После того как Ной протрезвел, он узнал о том как повел себя с ним его сын Хам, и проклял его, назначив его рабом двух других своих сыновей.

Можно сколько угодно рассуждать о правомерности решения Ноя по отношению к своему сыну, и о моральных качествах самого Ноя, но следует понимать, что миф относится к тому времени, когда авторитет родителей для своих детей был непререкаем, потому поступиться уважительным отношением к родителям — было тягчайшим грехом.

Итак, из мифа, можно сделать вывод, что хамство — это отсутствие уважения по отношению к другому человеку, нарушение его психологических границ с целью унижения.

Кто такие хамы?

В старые времена отношение детей к родителям должно было быть исключительно уважительным, чего не продемонстрировал Хам, мы можем сделать заключение о том что хам — это человек по каким-либо причинам не способный уважать других людей, сопереживать им, поставить себя на место другого человека. Хам — ищет в другом человеке какой-либо изъян, или слабое место для проведения нападения на чувство его собственного достоинства. Хамам свойственно проявлять вседозволенность, в своем хамстве они лишены самоконтроля и способности к самоограничению.

Безусловно, хама нельзя назвать психологически здоровым. Хам — это человек который в силу каких-либо причин имеет скрытый в себе моральный изъян.

Хамство — это признак личностного расстройства.

Причин таких может быть несколько:

  1. Элементарная невоспитанность. Известно, что человека формирует среда в которой он растет и развивается. Если в семье, хамство — это норма, то с высокой долей вероятности ребенок вырастет хамом. То же самое касается сопереживания, если родители не проявляют это качество, то ему будет неоткуда взяться и у ребенка. Возможны и исключения из правил, например если ребенок будет видеть хороший пример уважительных отношений в семье друга или близких родственников, он может сформироваться вопреки тому что видел у себя дома, но это редкость и не всегда подобное противопоставление своей семье, заканчивается хорошо для психологического здоровья самого ребенка.
  2. Человек может быть искалечен средой в которой был вынужден находиться и претерпевать грубости по отношению к себе. По сути он долгое время являлся жертвой нападок других людей. Возможно подвергался травле. Входе переживания чрезвычайно травматичного опыта виктимизации личности человек может проявлять себя очень агрессивно по отношению к другим людям. Происходит своего рода переход от насилия над ним, к собственному насилию над издевавшимся над ним. Это не имеет ничего общего с нормальным, адекватным ответом агрессии, поскольку в данном случае работает связка жертва — садист. Этот человек не перестает быть жертвой, но при определенных условиях будет получать удовольствие издеваясь над своими обидчиками или людьми которые вообще не имеют никакого отношения к тому что он претерпел в прошлом — это своего рода отыгрывание накопленной за годы унижений агрессии.
  3. Человек может быть социопатом. Если говорить простым языком, то социопат это человек не имеющий совести. Данный феномен очень непрост к объяснению, поскольку очень непросто представить человека у которого совести нет в принципе. Такой человек живет руководствуясь в жизни лишь собственным удовольствием и эго. При этом назвать социопата в полной мере больным нельзя, поскольку он здоров по интеллектуальным, волевым и медицинским показателям. И тем не менее если перед ним поставить простую задачу связанную с моралью и нравственностью, он не сможет её решить, скорее всего будет стараться угадать ответ. Моральная боль и переживания другого человека, для него недоступны к пониманию.

Почему мы испытываем страдания от хамства?

Итак, что же происходит, когда мы встречаемся на жизненном пути с хамом. По сути происходит грубое нарушение наших психологических границ, что вызывает замешательство и оторопь. По сути это психологическое насилие, обороняться от которого нас никто не учит.

Для большинства людей воспитанных в поле нашей культуры, насилие — это табу, запрет. Поэтому, когда кто-то применяет его в той или иной форме к нам, мягко говоря для нас это неожиданно, да и непривычно.

Ещё более серьезной проблемой, является ответ на насилие. Для человека, который ни разу на него не отвечал, это серьезная морально-нравственная дилемма, далеко не факт что он сумеет её разрешить, прямо на месте где ему нахамили.

Серьезным моментом последующих внутренних терзаний, является естественный в данной ситуации страх, ведь по-сути Вы оказались на совершенно новом для себя поле, и Вам предстоит совершить нечто, что Вы обычно не совершаете, поскольку обычно с таким обращением к себе не сталкиваетесь, и не привыкли говорить откровенные грубости другим людям. И это правильно, остаться хорошим, добрым человеком гораздо более важно, чем уподобиться человеку заболевшему хамством.

Как правильно ответить хаму?

Что можно сделать для того чтобы остановить хамство, не уподобиться хаму, да и вообще чтобы всё это не переросло в физическое столкновение, попросту говоря драку?

Универсального способа обуздания хама, просто не существует, но тем не менее есть определенный выбор стратегий, которые могут помочь выйти из соприкосновения с подобными людьми без потерь, или почти без потерь. Далее, мы рассмотрим некоторые варианты действий, которые в большинстве случаев смогут Вам помочь.

Важно помнить, что чем меньше Вы говорите с подобного рода людьми, тем лучше. Их основная цель спровоцировать Вас на агрессию. И потому на любую банальную фразу, которая позволила бы Вам выйти из конфликта с достоинством вроде: «Давайте не будем ссориться!», Вы можете получить грубый ответ с указанием куда Вы должны идти. Далее, увеличение грубости, предполагает повышение ставок в виде агрессивности, конечной фазой такого конфликта может являться прямая физическая конфронтация (проще говоря драка).

Поэтому, прежде всего важно выработать правильное отношение к хамам и хамству, таким образом, подобные люди и само явление будут восприниматься Вами как нечто чему не нужно давать ответа, но мимо чего лучше пройти стороной:

Первые два способа позволяет свести контакт с хамом к минимуму и поэтому, действует лучше всего и с наименьшими потерями для Вас, но реальное применение этих двух способов, особенно себя оправдывает, когда Вам не приходится контактировать с хамом постоянно.

  1. Первый вариант это — сочувствие по отношению к искалеченной душе ближнего. Это ключ к сохранению своей собственной души в чистоте.
    Поймите пожалуйста простую вещь. Перед Вами, находится больной человек… и да, безусловно он пытается своей болезнью «поделиться» со всеми вокруг . Возможно этот человек искалечен жизнью. Возможно он психически болен, а следовательно не адекватен.
    Следовательно, то что он говорит лишено объективности и является порождением его боли и болезни. Отнеситесь к нему как к больному. Лечить его не надо, так как это не Ваша функция — ведь Вы не доктор и не психолог, а он этого не хочет, поскольку не пришел к Вам на прием. Просто отойдите в сторону или пройдите мимо.
  2. Для людей, которые не могут себе позволить быть сочувствующими по отношению к другим, приведу метафору сказанную одним из сатириков, которая призвана обрисовать правильную стратегию поведения при встрече с хамом: «Если на Вас на улице лает собака, Вы же не становитесь на четвереньки и не начинаете лаять на неё в ответ». Или если видите на улице кучу нечистот, Вы же просто обходите её стороной, ведь так?

  1. Как мы видели из библейского мифа о Ное, отец — будучи законом в своей семье, проклял Хама и обрек его на рабство. Потому это ещё один способ, который возможен, но действует далеко не всегда и не во всех обстоятельствах. Говорить с хамом проще всего через представителей закона. Хорошо действует на продавцов, слушающих в два часа ночи музыку соседей. Если можно не говорить с хамом, не говорите с ним, пусть с ним говорят люди которые являются представителями закона, имеющие право на законное применение силы, которой они могут хама в значительной мере ограничить.
  2. Вариант для тех людей которые обладают хорошим чувством юмора и острословием. Острая шутка, поставила на место не одного хама. Если подобная шутка заставит хама почувствовать себя неловко, он несколько раз подумает о том, стоит ли связываться с Вами в следующий раз.
  3. Пожалуй самый непростой и спорный вариант, но иногда единственно возможный, применим в ситуациях, когда Вам не возможно уйти и избежать конфронтации с хамом (например хам в семье, в рабочем коллективе) и на кону Ваши честь и достоинство, Ваше рабочее место и будущее. Установите хаму границы. Другими словами ограничьте его. Если Вы решите ответить хаму жестко, поставив и обозначив свои границы и дав понять что с Вами так себя вести ненужно, то Вы должны быть готовы постоять за себя (в том числе, если необходимо физически). Жесткий словесный ответ, предполагает нагнетание напряженности, поскольку Вы пытаетесь ограничить хама в проявлении его вседозволенности, то есть там, где его никто и никогда не ограничивал, а это, вызывает ответную ещё большую волну агрессии, что в крайней форме может перерасти в открытое столкновение. Если ситуация пошла по этому пути, то здесь всё зависит от того кто дальше готов зайти. Помните о том, что Вы можете иметь дело с не совсем адекватным человеком, а потому данный вариант довольно опасен. В данном варианте Вы «играете на поле» хама. Если Вам удастся внушить хаму чувство опасения, то с высокой долей вероятности он будет обходить Вас стороной.

Помните: Вовлекаясь в агрессию Вы рискуете ответить перед законом, поскольку в данной ситуации будете сами неотличимы от хама. Вы принимали участие в нагнетании ситуации, поддались на провокацию.

Как можно увидеть из приведенных выше пунктов, взаимодействие с хамом, всегда сводится к его ограничению посредством чего-либо.

  • Это может быть сделано посредством правильного отношения к хаму. Например как к тяжело больному человеку, который этого даже не может осознать.
  • Это может быть ограничение посредством внимания, когда мы просто не контактируем с этим человеком, не начинаем с ним разговор, в идеале даже не смотрим в его сторону (так называемое: «Ноль внимания, фунт презрения»).
  • Это может быть ограничение посредством закона.
  • Это может быть ограничение посредством совместного воздействия коллектива, страдающего от этого человека.
  • Это может быть ограничение посредством демонстрации того или иного вида силы.

В любом случае, если человек не может ограничить его сам, то его ограничивает кто-то другой.

Что делать, если хамом является супруг или супруга?

Это действительно тяжкое испытание. Ведь хамом может быть и родной человек, супруг или супруга.
В любом случае, кем бы этот человек не был, Вы будете подвергаться постоянным нападкам. Такой человек, может уничтожить Вашу самооценку, в буквальном смысле. Постоянный контакт с подобным человеком, может разрушить Вашу личность, преобразовав Вас в жертву, сделав хрупким даже к воздействию минимальным жизненных обстоятельств. Вам в буквальном смысле придется выживать. Что можно сделать в данных обстоятельствах.

  1. Вы можете искренне поговорить с близким Вам человеком, рассказать ему какую боль он Вам доставляет, можете сказать о том, что Вы просто больше не можете терпеть такое отношение к себе, поскольку это угрожает Вашему психическому, а следовательно и физическому здоровью. Вы можете подробно обсудить, какими отношения между Вами должны быть в идеале. Можете написать это на бумаге, заключив договор между друг другом. Безусловно не следует думать, что это сразу же решит проблему хамства в Ваших отношениях, следует быть готовым к долгому пути, который Вы пройдете вместе. Но если человек понимает важность тех перемен, над которыми ему нужно работать, то это уже очень и и очень много.
  2. Вы можете попросить его сходить на консультацию психолога. А ещё лучше, вместе сходить к семейному психотерапевту. В этом случае, изменения будут более быстрыми, основательными и качественными.
  3. Если близкий Вам человек, не видит проблем в том, как он с Вами общается, следует задуматься над тем, готовы ли Вы терпеть такое отношение к себе и далее. Хам способен вполне реально сжить вас со света. Реально оцените Ваши психологические и физиологические ресурсы. Очень может быть что не стоит мириться с присутствием в Вашей жизни человека, который не уважает Вас, Ваше психологические границы и здоровье.

Что делать, если хамом является близкий родственник?

Всё аналогично описанному в предыдущем пункте, за исключением того, что вопрос полного расставания здесь не стоит. Если человек не хочет учитывать Вашей боли и страдания от общения с ним, то подумайте над тем, что частоту и близость общения с таким человеком стоит регулировать. Общаться реже и более кратко. Если человек не может себя ограничить сам, то его ограничивают другие люди.

Что делать, если хамом является начальник?

К сожалению, будем откровенны, рычагов воздействия на таких людей в наших реалиях очень немного. Очень часто в нашей стране мы сталкиваемся с ужасающе низким уровнем корпоративной культуры и управляющих кадров. В тоже время, люди стараются держаться за рабочее место всеми доступными силами. Время таково, что высоко оплачиваемые рабочие места встречаются не так часто, а человеку нужно кормить себя и семью, платить за квартиру, да и вообще иметь удовлетворяющий его уровень потребления.

И всё же, задумайтесь над тем, имеете ли Вы право терпеть издевательства над собой. Ведь последствия лет проведенных в коллективе с подобным отношением начальства, могут быть плачевны как в плане психического здоровья, так и физического. Это может обойтись Вам очень дорого.

Если Вы попали в коллектив, где подчиненные регулярно подвергаются унижению и психологическому насилию со стороны начальника, то Вам рано или поздно будет предстоять выбор: «Быть или не быть».

Итак,

  1. Оцените своё состояние и психологические ресурсы. Готовы ли Вы терпеть подобное отношение к себе. Стоят ли деньги которые Вы получаете, тех травм которые Вы получили?
  2. Всегда старайтесь создать альтернативные варианты своего будущего, чтобы не впадать в состояния паники, если Вашему основному рабочему месту угрожает опасность. Вы должны точно знать что Вы будете делать, если Вам вдруг доведется остаться без работы. Лучше иметь несколько альтернативных вариантов.
  3. Вначале, найдите себе альтернативное рабочее место, пусть даже и не такое прибыльное как нынешнее, а уже после этого можете попробовать что-то делать.
  • Наверняка от хамства начальника пострадали не только Вы, можете поговорить с другими людьми в коллективе, и подойти для разговора с начальником всем вместе. Вряд ли он уволит всех своих сотрудников.
  • Можно поговорить с начальником с глазу на глаз о Ваших с ним рабочих взаимоотношениях. Сразу скажу, что шансы прийти с начальником больным хамством к компромиссу, не велики, как правило договоренности даже если достигнуты, не действуют на долго, также велика вероятность ухудшения Вашего положения на работе. Тем не менее попытка стоит того.

В любом случае не перегибайте палку, старайтесь в общении с таким человеком не уподобляться ему. Будьте вежливы и дипломатичны. Если разговор не получается из-за постоянного сарказма с его стороны или грубости, имея подстраховку в виде рабочего места, пишите заявление об увольнении.

Помните о том, что работать в некоторых коллективах и с некоторыми начальниками, это равносильно не уважению к себе.

Что делать, если хамом является коллега?

  1. К сожалению нередко встречается и такой вариант.
    Старайтесь реагировать при первых нападках хама. Поговорите с ним откровенно. Попросите объяснить причину его поведения? Узнайте нет ли у него каких либо проблем? Дайте ему понять, что с Вами да и с другими людьми так разговаривать не стоит. Попросите соблюдать субординацию и рабочую этику. В общем обрисуйте ему границы, через которые не стоит переступать.
  2. Подобные люди очень часто задевают не только Вас. Можете попробовать оказывать давление на такого человека вместе с другими членами коллектива. В этом случае подобный человек вряд ли надолго задержится на рабочем месте, даже если Вы просто перестанете его замечать.
  3. Если так сложилось, что в коалиции с хамом находится весь остальной коллектив, то знайте что этот коллектив болен. Нужно ли Вам оставаться в больном коллективе, ведь всё что он принесет в итоге это болезнь. Как и в предыдущем пункте, рекомендую Вам всегда иметь как можно большего количества вариантов развития Вашего будущего. Вариантов работы, это поможет Вам не испытывать столь сильной тревоги и страха остаться без работы.

На этом я завершаю свою статью, желаю Вам как можно реже встречаться на жизненном пути с хамами!

С Уважением.

Психолог,
Альхименко Илья Александрович.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *