Гуманитарное образование

Гуманитарное образование в России. Основная проблема современного студента — неприученность думать

Почему падает интерес к книге? Можно ли это изменить? Есть ли смысл в преподавании религиозной культуры в школе? Как учатся студенты, поступившие по ЕГЭ? Как изменились студенты сегодня? Каким будет прием в МГУ в 2010 г? – ответы гостя портала «Православие и мир». Отвечает на вопросы по этим и другим темам гость портала «Православие и мир» кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ и заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ Анна Валерьевна Архангельская.

Вторая часть беседы:Гуманитарное образование в России. Об Интернете, Болонской системе и человеколюбии

Анна Валерьевна! Разве есть резон обсуждать наше гуманитарное образование, не определив смысл жизни человека? Не определив его, на мой взгляд, все разговоры о гуманитарном образовании не имеют никакой перспективы. Мы хотим говорить о том, «КАК ИДТИ», не определившись с тем «КУДА ИДТИ». Валентин

Уважаемый Валентин!

Смысл жизни человек подчас ищет всю жизнь. Он обретается часто путем трудных поисков, падений и ошибок, набивания шишек и неожиданных прозрений. Каждый из нас, наверное, не раз, в отчаянии или с надеждой, но спрашивал: «Господи, каков же Твой замысел обо мне?» А сколько людей до конца не понимают этого смысла ни в сорок лет, ни в пятьдесят, ни в семьдесят…

Перед образованием стоят, мне кажется, несколько иные задачи. Образование не ведет. Оно дает человеку определенную сумму знаний, приемы, навыки и умения, которые могут ему пригодиться в избранной профессиональной сфере, знакомит с материалом и методами работы с ним. В общении с преподавателями человек перенимает определенный опыт, опять-таки, прежде всего – профессиональный. Но приобретение этого опыта, овладение определенными навыками и умениями, чтение разнообразной литературы, общение с педагогами и т. д., т. е. все то, что происходит в процессе получения образования, дает нам возможность в том числе и получить более полное представление о жизни. А в результате, возможно, мы окажемся чуть ближе к результату наших поисков.

Но, разумеется, это только одна из многих дорог, приводящих человека к пониманию смысла жизни.

Уважаемая Анна Валерьевна! Многое в системе гуманитарного образования зависит от ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ художественной литературы. Работаю учителем русского языка и литературы 40 лет — вижу, как стремительно падает интерес к СЛОВУ, к КНИГЕ… В чём, по-вашему, причина? Какие действенные меры, на Ваш взгляд, могли бы изменить ситуацию? Или процесс необратим? Ксения

Уважаемая Ксения!

Почему люди меньше читают и почему люди стали читать менее осмысленно – это, мне кажется, два несколько разных вопроса. Меньше читают, наверное, прежде всего потому, что существуют более привлекательные формы времяпрепровождения. Особенно это касается детей. Вариативность, предлагаемую нынешней телепрограммой, не сравнить с тем, что было 20, а тем более 30 лет назад. Индустрия компьютерных игр усовершенствовалась настолько, что, сидя за монитором, можно конструировать собственные виртуальные миры. Книге сложно с этим конкурировать: в отличие от телевизора, чтение требует вдумчивости, а в отличие от компьютера – скорее навязывает тебе, чем подчиняется твоей воле. Любовь к чтению надо воспитывать с детства (и то бывает, что она проходит, например, под влиянием примера одноклассников), а сейчас родители заняты на работах, дети больше предоставлены сами себе…

Кроме того, жизнь становится быстрее. Чтение не терпит суеты, недаром идеал для человека читающего – уютное кресло или диван, плед, чашка чая, камин и много свободного времени. В метро трудно читать Достоевского (хотя не скажу, что совсем невозможно), вот и берут что-то попроще или предпочитают слушать плеер, а то и дремать.

Насчет осмысленного чтения – еще сложнее. Во-первых, этому надо учить. То есть, как минимум, предполагается, что родители обсуждают с ребенком каждую прочитанную им книгу. Предполагается, что в школе на уроках литературы учат интерпретировать художественный текст. Предполагается, что ребенку вообще есть где и с кем обсудить прочитанное. Оглядевшись вокруг, я понимаю, что, по нынешним временам, это уже почти утопия. Литература – пожалуй, один из самых сложных школьных предметов для преподавания. Вызвать отвращение здесь – легче легкого, а убедить, что это можно и нужно полюбить, может только по-настоящему тонкий профессионал. Можно натаскать на решение физических задач, заставить вызубрить правила русской грамматики, вдолбить лексический минимум по английскому языку, набить руку в черчении и т.д. Но нельзя натаскать на чтение и заставить понимать прочитанное… Надо учитывать, конечно, и специфику современной школьной программы: мы все-таки должны отдавать себе отчет в том, что тот мир, который предстает со страниц русской классической литературы, фантастически далек от современного подростка. Они иногда половины слов не понимают, что уж тут говорить о вдумчивом чтении.

Вопрос о мерах, конечно, понятен, но в то же время фактически является риторическим. Заставить читать нельзя законодательно. Потребность в чтении должна ощущаться и обществом в целом, и отдельными индивидами.

Анна Валерьевна, если бы Вам в свое время предложили (а может, предлагали) подписать т.н. «письмо 227» (об официальном введении в российских школах вариативного курса изучения православной религиозной культуры на основе добровольного выбора (для детей из семей других религиозных традиций — альтернативные курсы изучения религиозной культуры ислама, иудаизма и т.д.; для детей из семей неверующих — альтернативный курс нерелигиозной этики); о введении в государственной системе аттестации научных работников ученых степеней кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК Минобрнауки создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней с последующей выдачей дипломов государственного образца). («), вы бы подписали? И почему? Сергей Попов

Уважаемый Сергей!

Именно это письмо я бы, наверное, не подписала. Во-первых, потому что мне не нравится его стилистика. Во-вторых, у меня разные мнения по поводу объединенных в этом письме пунктов.

Про включение теологии в число ВАКовских специальностей было отдельное письмо, которое я и подписала в свое время. В этом я не вижу ничего особенного. А вот к школьному курсу изучения православной религиозной культуры я отношусь скорее отрицательно. Если курс будет читаться на добровольной основе, слушать его будут дети православных родителей, которые и так и слышат, и узнают всё это, причем при гораздо более подходящих обстоятельствах: в семье, в храме, в воскресной школе. Зачем тогда и в общеобразовательной школе еще?

Если каждый ребенок (а точнее, как мы понимаем, родитель) должен будет выбрать один из этих курсов, то, возможно, на ОПК запишутся дети из индифферентных к религии семей. Как это часто бывает, такие дети, скорее всего, будут воспринимать эти уроки как то, что им по какой-то неясной для них причине навязывается. Как относится школьник к тому, что навязывается, объяснять, кажется, не надо. И какого же уровня профессионализма должен быть преподаватель, чтобы сломить это предубеждение? И есть ли уверенность, что этот предмет во всех школах будут читать профессионалы, обладающие даром апостольским, а не первые попавшиеся учителя по разнарядке. В их исполнении и светская этика, простите, может быть ужасна. Поэтому я считаю, что в этом деле навредить гораздо легче, чем сделать хорошо. А в школе это очень серьезно. И очень опасно.
Абитуриенты. Прием в ВУЗ.
Уважаемая Анна Валерьевна, я работаю в педагогическом вузе, на историческом факультете. Как в вашем вузе обстоят дела с результатами «ЕГЭшных» абитуриентов. Каков процент тех, кто не оправдал своих баллов? И какова их судьба? Ведь отчисление возможно всегда, но тогда вузу сократят финансирование? За чей счет выживать педагогам — за счет платных студентов? Или пересмотр формы вступительных испытаний все же необходим? Еремина Светлана Сергеевна

Уважаемая Светлана Сергеевна!

Вопрос пока еще преждевременный. Сессия покажет, тем более, что до нее уже меньше месяца осталось. Пока должна сказать, что результаты промежуточной аттестации по основным предметам у нас в целом не хуже прошлогодних. Да и преподаватели в большинстве своем, насколько я знаю, не склонны считать ситуацию на первом курсе катастрофической. Но, кажется, следует увидеть проблему в другом: внедрение ЕГЭ делает образование принципиально другим. Написание тестов предполагает … ну, простите, несколько иной уровень ментальности. В результате надо обсуждать не вопрос о «липовых» ЕГЭ, а вопрос о других студентах, не таких, которые были раньше. У них несколько иной подход к материалу, другой принцип аналитизма. Они в тексте иногда совсем на другие вещи обращают внимание. Это, конечно, надо будет учитывать в преподавании.

Конечно, отчисление будет. Есть ребята, поступившие вне конкурса с очень низкими баллами ЕГЭ, они просто не справляются с учебной нагрузкой, их базовых знаний не хватает для того, чтобы осваивать университетский курс. Но я так понимаю, что все вузы, столкнувшиеся в этом году с такой проблемой, в следующем уже воспользуются правом устанавливать свой минимальный балл ЕГЭ по предметам.

Есть и новая проблема: некоторые ребята уже на первых порах поняли, что они ошиблись при выборе специальности. При наличии вступительных экзаменов абитуриент целенаправленно готовится на определенный факультет, при приеме только по ЕГЭ во многом действует принцип: «куда пройду». В результате человек, начав учиться, понимает, что это всё-таки не его…

Мне уже приходилось говорить, на мой вкус, наилучшим способом приема было бы брать всех и отсеивать на первой-второй сессии. Увы, это невозможно по целому ряду причин. Поэтому в наших условиях, мне кажется, наилучшим вариантом было бы совмещение: результаты ЕГЭ и одно вступительное испытание, проводимое вузом. В исключительных случаях (прежде всего – при наличии высокого конкурса) – два собственных экзамена.

Как вы относитесь к тем публикациям, которые появились про диктант на журфаке — действительно ли такой низкий уровень у ЕГЭ-отличников, или это позиция вузов — мы будем против ЕГЭ?

Поскольку я не видела результатов диктанта, к статье в МК я отношусь… осторожно. Я не ставлю под сомнение факт наличия именно таких ошибок, я говорю о способе подачи материала. Журналисты сосредоточили внимание на самых ужасных ошибках, в результате у читателя возникает ощущение, что именно эти ошибки встречаются чуть ли не в каждой второй работе. Кроме того, диктант, на мой взгляд, — самая сложная форма проверки грамотности. Можно составить такой диктант, что без ошибок его не напишут даже профессиональные филологи.

В то же время, я согласна с утверждением о том, что уровень грамотности школьников и студентов катастрофически падает. Дети мало читают и мало пишут. Но я бы не связывала это явление именно с этим годом и с набором по ЕГЭ. Это началось не вчера и не год назад. Хотя, конечно, ЕГЭ тут тоже причастен: ориентированность на тестовую систему предполагает, что от ребят больше требуется знание правил, чем опыт их применения.

1. Каких знаний и умений явно не хватает нынешним абитуриентам, становящимся первокурсниками гуманитарных факультетов?

2. Если сравнивать с предыдущими поколениями первокурсников — что в уровне знаний и жизненной позиции изменилось качественно? Что стало лучше, а что — хуже?

Виктор Судариков

Уважаемый Виктор!

У меня лично всегда было ощущение, что основная проблема – это неприученность думать. Первокурсник часто приходит с убеждением, что на занятиях научат, «как надо». Есть предметы, на которых так и происходит, но мне как литературоведу важно другое: умение размышлять над текстом, по-разному интерпретировать его фрагменты, способность «оживить» текст, наполнить его всей полнотой не только заданных автором смыслов, но и возможных прочтений. Тут нужна определенная внутренняя свобода, и прежде всего – свобода от убеждения в том, что может быть только одна точка зрения. А эту свободу как раз таки и губит натаскивание и на вступительные экзамены (сколько было разговоров про сниженные отметки за сочинение, если точка зрения абитуриента отличалась от точки зрения проверяющих; при всей относительности этого факта – знаю массу примеров, когда экзаменаторы как раз оказывались в состоянии оценить способность поступающих размышлять и делать нестандартные выводы, — бытовало мнение, что, готовясь к сочинению, надо выучить традиционные трактовки), и на тесты ЕГЭ (в еще меньшей степени признающие вариативность мысли).

Есть, правда, и другая крайность, как раз особенно развивающаяся в последнее время, когда человек любую чушь произносит с умным видом, а в случае возражений становится в позу: «А это мое мнение». Я говорю о другом: об умении обосновать свое мнение, аргументировать точку зрения. О способности к выбору нестандартного угла зрения. О стремлении преодолеть накатанную колею, если угодно.

Что касается изменившейся жизненной позиции, то мне кажется, что нынешние студенты становятся все более и более прагматичными. Мы в свое время задумывались, чем нам хотелось бы заниматься. Именно поэтому многие из нас в девяностые годы были вынуждены бросить любимое дело ради необходимости содержать семью или просто зарабатывать на жизнь. Нынешнее молодое поколение гораздо больше (да и раньше) задумывается над тем, что и как применимо в этой жизни. Наверное, это хорошо и правильно. Хотя иногда бывает жаль того наивного идеализма…

Хватает ли им знаний, чтобы качественно оформлять курсовые, дипломные работы ?

Насколько они уверенно пользуются графическим редактором в учебной практике? Василий

Уважаемый Василий!

Вы знаете, меня чрезвычайно удивляло, причем уже давно, что современные дети, казалось бы, выросшие за компьютером, далеко не всегда задумываются над тем, как оформить свой текст красиво. Наберут, распечатают, принесут – без титульного листа, параграфы то с отступом, то без него, абзацы начинаются с разного отступа, текст не выровнен. Это – тоже определенная культура, к которой надо приучать.

Именно про графические редакторы не скажу, в моей сфере это не так уж часто необходимо. Поэтому тут, как правило, те, кому это действительно надо, осваивают и пользуются успешно.

Почтеннейшая Анна Валерьевна. Как Вы оцениваете степень любопытства абитуры и студентов первых курсов к темам исследования религий? Студент светский — по натуре нахал, для него невелика опасность зомбирующей силы, положим, ОПК для первоклассников, ешивы или медресе. Не стоит ли открыть в МГУ нечто вроде ф-тов Библеистики или аналогов изучения иных конфессий?

Благодарю, Никколо.

Уважаемый Никколо!

Мне кажется, если любопытство присутствует, студент найдет ему применение. Насчет факультетов – не уверена, поскольку имеют место учебные заведения, непосредственно дающие либо духовное, либо гуманитарное православное образование. В то же время, конечно, довольно трудно изучать, например, историю западных литератур или русской литературы без знания основ христианства, ни разу не открыв Библию. Поэтому у нас на факультете на первом курсе читается лекционный курс «Библия и культура». И я на семинарах по древнерусской литературе говорю со студентами о Евангелии, о библейских мотивах в тех или иных памятниках. И не только я, разумеется. Поэтому мне кажется правильным не относить эти вопросы к сфере деятельности каких-то отдельных специализированных факультетов, а по мере необходимости включать в те профессиональные дисциплины (свои для каждого гуманитарного факультета), для которых эти связи важны и актуальны.

Я поступала на филологический факультет МГУ в этом году, не хватило баллов, но я не отчаиваюсь и намерена поступить в следующем.

Хотелось бы узнать, каких нововведений ждать от абитуры-2010 и к чему готовиться?

Будет ли действителен диплом олимпиады Ломоносов-2009?

Заранее благодарю, Влада.

Уважаемая Влада!

Это, увы, чрезвычайно сложный вопрос, на который пока еще нет окончательного ответа. В соответствии с недавно принятым Федеральным законом об особом статусе Московского и Санкт-Петербургского университетов этим вузам разрешено проведение собственных вступительных испытаний. Так что, видимо, дополнительно к результатам ЕГЭ надо будет сдавать один или два экзамена (из этого же набора предметов, который, похоже, сохранится и на следующий год). Сколько и каких – пока еще не ясно. Правил приема в МГУ на 2010 год пока еще нет, а порядок приема, утвержденный Минобрнауки, появился буквально на днях. Я понимаю, как тяжело находиться в таких условиях и абитуриентам, и их родителям. Поверьте, и нам тоже трудно. Мы очень надеемся, что ситуация с приемом 2010 года прояснится к январю. Или хотя бы к марту.

А вот дипломы всех олимпиад, кроме заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, к сожалению, действуют только один год.

Удачи Вам!

Вторая часть беседы:Гуманитарное образование в России. Об Интернете, Болонской системе и человеколюбии

Фото Александра Болмасова taday.ru

О ПРОБЛЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ РОССИИ И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе в 90-е гг. прошлого столетия, динамика социально-экономических процессов, совершенствование законодательной базы России предъявляют повышенные требования к гуманитарной подготовке студентов в высших учебных заведениях.

На современном этапе развития России для овладения профессиональным мастерством требуется широкое гуманитарное образование. Связано это с тем, что сегодня, как никогда, любой вид деятельности гражданина государства тесно связаны с культурой общества. При этом грани профессионального мастерства пересекаются с историей, политикой, экономикой, социологией, педагогикой и психологией. Сферы актуального применения гуманитарного знания: правовая система, медицина, массовая культура, образование, социальная защита граждан и развитие гражданского общества, мониторинг общественного сознания, гуманитарное образование инженеров и управленцев, формирование российской элиты на интеллектуальной основе и др. Гуманитарное образование также напрямую связано с вопросом о том, кто будет завтра управлять нашей страной. Если проанализировать специальности, которые получили в вузах отечественные государственные чиновники, то получится, что подавляющее большинство из них имеют именно гуманитарное образование: юристы, политологи, экономисты, социологи, управленцы и др.

Для должного понимания своего дела профессионал обязан представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут быть использованы в его целях. Он по-настоящему не разовьёт своих аналитических способностей, интуиции и воображения, если будет тренироваться только в исполнении профессиональных обязанностей. Роль естественных наук в деле воспитания образованных, культурных людей неоценима, но бесспорно, что общая образованность и культура человека напрямую связаны именно с уровнем его гуманитарного знания.

Именно при изучении философии, социологии, экономики и других обществоведческих дисциплин закладываются основы общей методологии профессиональной деятельности. Сегодня в учебных планах на предметы гуманитарного и социально-экономического цикла отводится до 25 % учебного времени (рис. 1). По существу в процессе преподавания общественных дисциплин осуществляется формирование гуманитарного сознания гражданина Российского государства.

Рис. 1. Распределение бюджета времени подготовки по циклам

Необходимо отметить, что интерес к политическим и гуманитарным проблемам в современном российском обществе постоянно возрастает. Проведённый анализ показывает, что политические проблемы волнуют более половины студентов, проблемы человека, личности – 74,5%; проблемы искусства, культуры – 54,1%; проблемы истории российского государства – 59,7% обучаемых (рис. 2).

Рис. 2. Гуманитарные интересы студентов (в %)

Опросы показывают, что основными факторами, обусловливающими интерес студентов к гуманитарным наукам, являются: общий культурный уровень студентов; возможность расширить кругозор; актуальность изучаемого предмета и взаимосвязь с современной жизнью; возможность диалога, творческая атмосфера на занятии; авторитет преподавателя.

Однако рубеж XX и XXI вв. в сфере гуманитарного образования отмечен кризисом монокультурной модели, господствовавшей в течение последних трех столетий. Сегодня гуманитарное образование в высшей школе России перестало отвечать условиям современной социокультурной реальности с характерным для нее ростом миграции, усилением поликультурных тенденций, актуальностью межкультурного и межцивилизационного диалога и переосмыслением основ национального государства.

В этих условиях с одной стороны, наметившаяся стабилизация в социально-экономической и политической ситуации в стране, либерализация и гуманизация общественных отношений, содержания и форм профессионального обучения, деятельности вузов, интеграция отечественной науки и профессиональной школы на мировом уровне, рост объема информации имеют положительное значение для повышения качества гуманитарной подготовки будущих специалистов.

С другой стороны, на эффективность учебно-воспитательного процесса оказывает негативное воздействие процесс социокультурной модернизации российского общества, который привел к закономерной смене ценностных ориентиров. Наша молодежь стала более раскрепощенной, инициативной, предприимчивой. Вместе с тем за последние годы среди юношей и девушек значительно возросли проявления эгоцентрических настроений; ухудшение качественных характеристик абитуриентов; отсутствие чёткой мотивации у многих абитуриентов при поступлении в конкретный вуз на конкретную специальность. Чего греха таить, сегодня абитуриент выбирает себе вуз по престижности диплома и специальность, исходя из собственного финансового обеспечения и уровня оплаты труда в будущем.

Таким образом, особенности функционирования современной системы обществоведческой подготовки студентов предопределяют необходимость её модернизации. При этом она должна, во-первых, адаптировать выпускника вуза к современной общественно-политической жизни и социальным условиям, и, во-вторых, наполнять энергией, закалять духовно, нацеливать на решение стоящих профессиональных задач.

Главная особенность сегодняшнего дня состоит в том, что работа по модернизации системы гуманитарного образования проходит не вне, а в ходе образовательного процесса. Эта «перестройка на марше» создает дополнительные трудности, причем значительные, накладывая повышенную ответственность как на тех, кто принимает решения, так и на тех, кто их реализует. Необходимо признать, что сегодня в процессе формирования у студентов гуманитарных знаний, умений и навыков существует больше проблем, чем решенных вопросов. Объем учебного времени на гуманитарные и социально-экономические дисциплины при пятилетнем сроке обучения значительно сократился даже по сравнению с четырехлетним сроком обучения в советский период. Возникла ситуация «мировоззренческого голода» выпускников, не позволяющая им эффективно выполнять профессиональные обязанности.

Если в 1988 году на изучение обществоведческих наук в целом отводилось 590 часов (марксистско-ленинская философия — 320 часов, политическая экономия — 160, научный коммунизм — 110), то в 2007 году – в среднем только 260 часов (философия — 100, социология — 40, экономика — 60, политология — 60). Объем обществоведческой подготовки уменьшился более чем в 2 раза (в зависимости от специальности и конкретного вуза) – рис. 3.

Рис. 3. Бюджет обществоведческих дисциплин в 1988 г. и в 2007 г.

(в часах аудиторной нагрузки)

Еще больший разрыв наметился в изучении исторических дисциплин. В 1988 году их объем составлял 476 часов (история СССР — 96, история КПСС — 240, история мирового коммунистического и рабочего движения — 80). В 2007 году — 80 (Отечественная история — 80). Объем изучения исторических дисциплин уменьшился более чем в 4 раза. Такое положение не отвечает объективным запросам гуманитаризации образования и требованиям XXI века.

В то же время было бы неправильным сводить весь процесс гуманитаризации только к обучению студентов. Гуманитаризация профессионального образования, должна быть направлена на воспитание мировоззренческих идеалов, ценностных ориентиров, убеждений, личностных качеств обучаемых, которые формируются в системе знаний, умений и навыков на основе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Вместе с тем, как показывает практика, эта сторона недостаточно учитывается в образовательной деятельности, проводимых воспитательных мероприятиях, не подвергается отдельному (самостоятельному) итоговому и государственному контролю.

Глубинные изменения, происходящие в социальной и экономической жизни российского общества, совпали со сменой образовательной парадигмы, осознанием того факта, что уникальная человеческая индивидуальность является высшей ценностью государства.

Гуманистические тенденции современной отечественной педагогики закреплены в Федеральном Законе «Об образовании», где основной целью образования обозначено создание условий для развития тех качеств личности, которые нужны для продвижения к цели, поставленной самим человеком.

Гуманитаризация образования в широком смысле — это расширение возможностей для разностороннего развития личности будущего специалиста, его самосознания и саморазвития для формирования у него гуманитарного (общечеловеческого) подхода к профессиональной деятельности на широком познавательном материале, т.е. на основе всех изучаемых в вузе наук.

К решению проблемы гуманитаризации образования есть, на наш взгляд, два подхода.

Первый — увеличение объема гуманитарных дисциплин. Второй — качественный, предусматривающий изменение акцентов в модели подготовки выпускника в сторону гуманитарной составляющей.

В настоящее время мы не имеем четко выраженных структуры и бюджета гуманитарных дисциплин в вузе. Нормативными правовыми актами Минобрнауки России определен порядок реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин определены такие обязательные дисциплины, как: Иностранный язык, Физическая культура, Отечественная история, Философия.

В зависимости от специальности вузу дано право самому определять необходимость преподавания той или иной гуманитарной дисциплины и ее бюджет (рекомендуется дополнительное изучение Политологии, Экономики Правоведения, Психология и педагогики, Культурологии, Русского языка и культуры речи, Социологии).

В итоге следует говорить о негативном влиянии отсутствия унифицированных требований к организации гуманитарной подготовки и чётко определённого бюджета времени. Например, в инженерных вузах бюджет учебного времени на подготовку по философии колеблется в пределах от 60 до 100 часов; по политологии и социологии от 60 до 120 часов; по культурологии (русскому языку и культуре речи) от 30 до 82 часов; по Отечественной истории от 60 до 88 часов; психологии и педагогики от 94 до 132 часов.

В то же время инженеру сегодня все больше приходится иметь дело и с системами «человек–природа», «человек–знак» и особенно «человек–человек», а это говорит о «целесообразности выделения в структуре инженерной деятельности самостоятельной педагогической, или воспитательной, функции. Все это свидетельствует о необходимости не уменьшения, а, напротив, увеличения гуманитарной составляющей в подготовке современного инженера, доведения ее, по крайней мере, минимум до 30% общего объема бюджета времени, выделенного на аудиторную нагрузку.

Рис. 4 Различия в бюджете дисциплин в инженерных вузах (в часах)

Было бы ошибочно при определении количества гуманитарных дисциплин и их бюджета времени не считаться с мировыми тенденциями в образовании. Речь идёт о значительном объёме гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях США и Западной Европы. Так, в американской высшей школе утвердилось мнение относительно состава наук, без знания которых любой специалист любого вуза не может считаться грамотным. Это: история (история своей страны через призму мировой истории); философия (как общечеловеческое мировоззренческое учение); экономика (изучение прибавочной стоимости и в целом «Капитала»); политология (политическая система американского общества); социология (социальные процессы США).

Такая целевая установка требует корректировки дидактических и содержательных основ учебного процесса, принципов обучения и его учебно-методического обеспечения.

В вузах преподавание обществоведческих дисциплин, как правило, возложено на кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (общественных наук), которые в отличие от подавляющего большинства кафедр вуза являются специфическими. Их отличает, прежде всего, многопредметность, широта, многообразие и порой противоречивость изучаемых проблем. Здесь практически неприемлемы конкретные формулы и готовые решения, которые сродни точным физико-математическим и инженерным наукам.

Преподавание гуманитарных дисциплин должно быть основано на развитии самостоятельного, творческого, оригинального, нестандартного мышления. А главное, оно должно отражать реалии повседневной жизни.

Анализ подготовки студентов на кафедрах общественных наук, показывает, что основные причины недостаточной компетенции выпускников вузов в области гуманитарной подготовки сегодня обусловливаются следующими противоречиями:

между теоретико-методологическими основами проектирования деятельности по обучению и реальными условиями обучения;

между увеличением объема новой информации по гуманитарному профилю подготовки и ограниченным временем на ее усвоение;

между растущими требованиями к кадрам и уровнем подготовки специалистов на гуманитарных кафедрах;

между абстрактным характером и реальным предметом будущей профессиональной деятельности;

между традиционными (зачастую устаревшими) формами обучения и новыми потребностями практики;

Какие же видятся пути разрешения данных противоречий?

Во-первых, это активизация подготовки студентов, которая достигается комплексом организационных, учебно-методических и воспитательных действий коллективов кафедр, реализацией принципа педагогики сотрудничества, взаимного партнёрства обучающих и обучаемых.

В зависимости от качества и организации учебного процесса у обучаемых усиливается или уменьшается стремление к овладению специальностью, интерес к учебе, знаниям, совершенствованию умений и навыков. Данные социологических исследований показывают, что более 30% выпускников сегодня неудовлетворенны организацией процесса обучения в вузе. К основным причинам неудовлетворенности учебой студенты называют: слабое использование современных форм обучения; устаревшую учебно-материальную базу; недостаточное внимание к обучению практике работы с людьми; отсутствие возможности для проявления на занятиях своих способностей и инициативы; низкий уровень организации научно-исследовательской работы.

Во-вторых, практика показывает, что, поступая в вузы, абитуриенты с нестандартным образом мышления, склонные к оригинальным идеям и мыслям, по окончании полного курса обучения теряют часть этих качеств и становятся специалистами довольно узкой квалификации. Да, они увеличивают объем профессиональной информации, но творчески пользоваться интеллектуальным багажом, синтезировать новые знания оказываются не в состоянии. Следовательно, необходимо создать школу обществоведческой подготовки, имеющую педагогически организованный процесс развития обучаемого, основанный на личностно-ориентированном подходе. Откровенная заинтересованность обучаемого, любознательность и инициативность – вот очевидные показатели процесса гуманитарного развития студента, а не просто «натаскивание» на определенные знания.

Выход из этой проблемы видится в создании обобщенной модели гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая должна соответствовать требованиям будущей профессиональной деятельности студента, а также современному уровню осваиваемой профессии и социальным отношениям в обществе.

В-третьих, вопрос о преподавателе — основное направление модернизации гуманитарного образования. Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности обучаемого в ходе профессиональной подготовки. Хорошо известно, что отношение к преподавателю обучаемый переносит на изучаемый предмет, даже на его научные положения. Авторитет преподавателя, сложившееся реноме, возрастает крайне медленно, а потерять его можно за очень короткое время.

В течение учебного года у студента 25% времени приходится на общение с преподавателями. При непосредственном участии преподавателей студенты получают около 15 – 20 % навыков и умений. Более 60% студентов берут в качестве жизненных примеров для себя преподавателей кафедры общественных наук.

Остро стоит вопрос о применяемых в вузах формах контроля качества гуманитарных знаний будущих специалистов. Чем мы сегодня определяем уровень знаний? Обычно тем, как и на какие вопросы студент способен ответить. Чем больше знаний и практических навыков он демонстрирует, тем, соответственно, выше уровень его подготовки. Но глубокие и принципиальные вопросы может задавать только тот профессор или преподаватель, который сам находится на переднем рубеже профессиональной деятельности.

А если допустить, что в силу тех или иных причин преподаватель не обладает такими знаниями. Какие вопросы он может задавать и какие требования вправе предъявлять обучаемому?

Следовательно, сегодня в понятие «профессиональный педагог» следует вложить не только знание конкретного предмета, но и педагогическое мастерство, умение войти в контакт с обучаемым, помогая ему стать не объектом обучения, а субъектом учения. Современная практика показывает, что, даже обладая преподавательским талантом, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет преподавателю постоянно анализировать свою деятельность, понимать обучаемых, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия.

В-четвертых, особое значение имеет «гуманитаризация» общественно-политических знаний, наиболее полно раскрывающих теоретико-прикладные основы оптимизации социальной среды, человеческих взаимоотношений. Актуальность и новизну учебному материалу придают исторические и современные факты, статистические материалы, примеры из практики, ссылки на произведения художественной литературы и искусства, обращение к современной публицистике.

Важной составляющей являются актуализация и обновление учебного материала путем широкого использования положений официальных документов, первоисточников, оригинальных авторских работ, идей и концепций различных научных школ, их сравнительный анализ и оценка в исторической ретроспективе с учетом тенденций современного общественного развития.

Необходим строгий отбор и структурирование учебного материала. Современная дидактика выработала научно обоснованные рекомендации по приведению образовательного процесса в соответствие с объективно существующими законами, закономерностями и принципами. В ее основе — система методов, позволяющих на научной основе осуществлять оптимизацию образования, содержания учебных планов, программ, структурно-логических схем изучения дисциплин и разработку семестровых расписаний. К сожалению, на практике эти вопросы решаются с серьезными нарушениями закономерностей и принципов образовательного процесса.

В-пятых, требует совершенствования методика организации и проведения учебных занятий, а также система их научного и учебно-методического обеспечения.

Педагогическое творчество преподавателя — это процесс его теоретической и практической деятельности, направленной на поиск и осуществление новых, оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества обучения и воспитания студентов.

Сегодня сохраняют свое значение такие широко известные приемы и способы, как интеллектуальная разминка, создание интеллектуальной занимательности, эмоциональная разрядка, использование частных структурно-логических схем, опорных сигналов, средств наглядности, свободное и ясное изложение учебного материала, его дозирование, риторическая обработка, постановка преподавателем вопросов самому себе и аудитории и другие. Несомненно, по сравнению с ними проблемно-ситуационные и игровые методы, различные виды инновационных технологий обладают значительно большим потенциалом для интенсификации умственных усилий обучаемых в изучении гуманитарных наук.

Анализ положения дел свидетельствует, что сегодня освоение современных педагогических технологий осуществляется бессистемно и непоследовательно.

Во многих вузах продолжается подготовка кадров по старинке, когда главные усилия сосредотачиваются не на развитии умственных способностей, а на зубрежке, бездумном и примитивном заучивании учебного материала. Студенты затрачивают массу времени на переписывание, оформление различных документов. Почитать литературу самостоятельно, критически осмыслить различные точки зрения им часто не хватает времени.

В-шестых, одним из направлений деятельности обществоведческих кафедр является модернизация системы самостоятельной работы студентов над каждой гуманитарной дисциплиной.

Необходимо изменить роль преподавателя в самостоятельной работе студентов. С контролирующей функции следует сместить акцент на формирование установок, определение характера информационной среды, включение самостоятельного задания в структуру занятия (лекционного, семинарского, самостоятельной контролируемой работы и т.д.), выбор методов работы в соответствии с намеченными целями и т.п.

Самостоятельная работа студентов, многие из которых не приучены к ней и не имеют навыков поиска нужной информации, обязательно должна контролироваться преподавателями. Для этого необходимо: обеспечить наличие и доступность учебно-методического и справочного материала; создать и внедрить систему контроля качества самостоятельной работы (систему тестирования); реализовать систему мобильной обратной связи по линии обучаемый – преподаватель (в т.ч. с использованием электронной почты); обеспечить каждого обучаемого «путеводителем» по рабочим программам различных дисциплин; разработать и внедрить обоснованную систему учета качества выполнения всех заданий и формирования результирующей оценки по дисциплине.

Все это вместе взятое переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели — простого усвоения знаний — на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношение к получаемой информации, предоставит потенциальную возможность обеспечить индивидуальную траекторию развития каждой личности.

Таковы, на наш взгляд, проблемы модернизации гуманитарного образования в современной высшей школе и основные направления их решения.

Приветствую Вас, друзья!

Обычно людей называют гуманитариями, чтобы подчеркнуть их склонность к творческой деятельности и противопоставить их «технарям» – людям, предрасположенным к технической работе. Однако термин «гуманитарий» на самом деле гораздо шире. Сегодня мы подробно разберём, кто такой гуманитарий, какие у него есть преимущества и недостатки, как проявляются особенности их мышления и какие профессии им подходят.

Кто такой гуманитарий?

Гуманитарий — это человек, от природы предрасположенный к творческой деятельности, но испытывающий затруднения в работе с точными науками. Это определения гуманитария в широком смысле слова. В узком смысле гуманитарий — это специалист, получивший гуманитарное образование.

На практике получается так, что люди, изначально склонные к творческой деятельности, чаще всего поступают в вузы на гуманитарные специальности. Поэтому обе трактовки обычно применимы к одному и тому же человеку.

Слово «гуманитарный» имеет латинское происхождение. Оно образовано от слова humanus (человеческий) и подразумевает всё, что связано с человеком. Гуманитарными называются науки, изучающие человеческие взаимоотношения, культуру, религию, психологию, искусство, историю и прочее.

Гуманитарий – это человек, от природы имеющий хорошо развитое творческое мышление и использующий свои творческие способности для работы. Противоположностью гуманитария является «технарь» – человек с логическим и математическим мышлением. Интересно, что эти два типа мышления плохо сочетаются. Поэтому гуманитарию обычно плохо даются технические науки, а технарю – гуманитарные.

5 признаков гуманитария

Существует достаточно много характерных особенностей поведения, свойственных людям с гуманитарным складом ума. Но для того, чтобы однозначно понимать, кто такой гуманитарий, важно запомнить 5 основных признаков, свойственных такому человеку:

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые. Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности.

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Плюсы и минусы гуманитария

Гуманитарный склад ума обеспечивает некоторые преимущества, помогая человеку реализовываться в творческих профессиях и налаживать хорошие отношения с другими людьми. Но есть у него и определенные недостатки. Рассмотрим слабые и сильные стороны гуманитариев подробнее.

Плюсы гуманитария:

  • развитые творческие способности;
  • хорошее воображение;
  • яркое образное мышление;
  • многозадачность;
  • общительность;
  • умение красиво говорить;
  • хорошее понимание чужих эмоций;
  • способность сопереживать и поддерживать.

Минусы гуманитария:

  • нелогичность во многих решениях;
  • склонность бросать незавершенные дела;
  • излишняя чувствительность и эмоциональность;
  • невнимательность;
  • неумение сосредотачиваться на скучной и рутинной работе.

Отличия гуманитария от «технаря»

Для понимания того, кто такой гуманитарий, желательно знать также ключевые различия между ним и человеком с техническим складом ума. Отличий много, но наиболее важными являются следующие три области, в которых разница проявляется наиболее заметно и полностью определяет жизнь человека, его карьеру и отношения:

  1. Восприятие окружающей действительности. Гуманитарии смотрят на мир через призму эмоций, руководствуясь своим пониманием добра и зла. Технари же предпочитают ориентироваться на логику и холодный расчет.
  2. Роль в рабочем процессе. Чтобы коллектив работал эффективно, в нём должны присутствовать и гуманитарии, и технари. Первые генерируют идеи, вторые воплощают их в жизнь.
  3. Социальное взаимодействие. Гуманитарии обычно являются экстравертами, общение для них имеет большое значение. Технари обычно довольно замкнуты, им нужна тишина, чтобы сосредоточиться.

Разумеется, природа редко бросается в крайности. В большинстве случаев у человека присутствует и гуманитарная, и техническая составляющая, но одна из них превалирует. Поэтому технарь также может быть общительным, а гуманитарий вполне способен рассуждать логически.

Какие профессии подходят гуманитарию?

Людям с гуманитарным типом мышления хорошо даются такие науки как психология, политология, филология, право, журналистика и история. Они прекрасно понимают и тонко чувствуют словесные формулировки, что не всегда удаётся технарям. Также им хорошо даются любые профессии, связанные с общением и тонким пониманием чужих эмоций.

Обнаружив у себя гуманитарный склад ума, обратите внимание на специальности, связанные с перечисленными науками. В приоритете медицина (в частности, психология), юриспруденция, лингвистика, дизайн, а также различные виды современных искусств. Из гуманитариев получаются отличные хирурги и терапевты, юристы и политологи, переводчики и преподаватели, дизайнеры и режиссеры, психологи и маркетологи. Кроме того, получив образование в любой интересной вам сфере, вы всегда сможете заниматься научно-исследовательской деятельностью

Читайте также: стоит ли учиться на юриста?

Гуманитарий – это человек с особым восприятием окружающей действительности. Для него чувства, интуиция и базовые понятия о добре и зле важнее, чем холодный расчет. Ему сложнее даются технические науки, зато он может стать прекрасным специалистом в любой из гуманитарных областей знаний. Если вы обнаружили, что обладаете таким складом ума, вы обязательно должны учитывать это при выборе профессии. Но это не значит, что нужно ограничивать себя только гуманитарными сферами. Хорошо развитые социальные навыки востребованы везде.

Гуманитарное образование

Смотреть что такое «Гуманитарное образование» в других словарях:

  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых … Педагогический словарь

  • образование — I я, с. 1) только ед. Создание, учреждение, организация чего л. Образование новых государств. Образование музея. Синонимы: основа/ние, устро/йство, формирова/ние 2) только ед. Появлен … Популярный словарь русского языка

  • ОБРАЗОВАНИЕ — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… … Современная энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При … Философская энциклопедия

  • Образование — ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Энциклопедия социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством… … Профессиональное образование. Словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… … Социология: Энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — англ. education; нем. Bildung. 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. В зависимости от объема и характера знаний различают… … Толковый словарь по социологии

  • ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное… … Российская социологическая энциклопедия

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *