Григорий назианзин

Слова

Аудио

Тематическая разбивка «Слов»

Слово 1. На Пасху и о своем промедлении Слово 2. К призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория, когда он стал пресвите­ром Слово 3. Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана Слово 6. О мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих Слово 7. Надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей Слово 8. Надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина Слово 9. Защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского Слово 10. Защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвра­щении Св. Григория Богослова из уединения Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа Слово 12. Говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского Слово 14. О любви к бедным Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля Слово 16. В память святых мучеников маккавеев Слово 17. Произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градо­началь­нику Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову Слово 19. Произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 22. О мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после при­мирения Слово 23. О мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах Слово 24. В похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села Слово 25. В похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания Слово 26. Произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села

Пять слов о богословии

Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 32. О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий чело­век и не во всякое время может рассуждать о Боге Слово 33. Против ариан и о самом себе Слово 34. К пришедшим из Египта Слово 35. В память мучеников и против ариан Слово 36. О себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола Слово 37. На евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии…» и проч. (Мф.19:1) Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя Слово 39. На святые светы явлений Господних Слово 40. На Святое Крещение Слово 41. На Святую Пятидесятницу Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пяти­деся­ти епископов Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и в память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху

Св. Григорий БогословНазианзин

Творения Св. Григория Богослова

Слава

…слова по поводам личной жизни св. Григория производят наиболее сильное впечатление искренностью и теплотой тона и непосредственным выражением внутренних переживаний автора.

Язык и стиль слов св. Григория отличается некоторой возбужденностью и смелостью тона, любовью к кратким предложениям, обильным применением искусственных оборотов речи … В своих словах Григорий подчиняется предписаниям древних греческих учителей относительно определенных родов речи, в частности похвальных слов. Его слово «Брату Кесарию» в своем построении и расчленении отражает правила, установленные Менандром во второй половине III в. для λόγος επιτάφιος . Очень широко пользуется св. Григорий в похвальных словах художественным приемом сравнений, в которых герой речи сопоставляется с признанными величинами древности таким образом, что от этого его значение еще более возвышается.

Слово третье — одно из лучших и наиболее содержательных произведений св. Григория. Оно яркими и живыми чертами рисует возвышенный идеал пастыря. Слово послужило образцом и источником для шести книг св. Иоанна Златоуста «О священстве».

Н. И. Сагарда

Слово 1. На Пасху и о своем промедлении
Слово 2. К призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория, когда он стал пресвитером
Слово 3. Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ
Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана
Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана
Слово 6. О мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих
Слово 7. Надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей
Слово 8. Надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина
Слово 9. Защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского
Слово 10. Защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения
Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа
Слово 12. Говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви
Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского
Слово 14. О любви к бедным
Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля
Слово 16. В память святых мучеников маккавеев
Слово 17. Произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику
Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову
Слово 19. Произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей
Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы
Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
Слово 22. О мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения
Слово 23. О мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах
Слово 24. В похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села
Слово 25. В похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания
Слово 26. Произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села
Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное
Слово 28. О богословии второе
Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое
Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе
Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе
Слово 32. О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге
Слово 33. Против ариан и о самом себе
Слово 34. К пришедшим из Египта
Слово 35. В память мучеников и против ариан
Слово 36. О себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола
Слово 37. На евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии…» и проч. (Мф.19:1)
Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя
Слово 39. На святые светы явлений Господних
Слово 40. На Святое Крещение
Слово 41. На Святую Пятидесятницу
Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской
Слово 44. На неделю новую, на весну и в память мученика Маманта
Слово 45. На Святую Пасху

Стихотворения

И стихотворения написаны св. Григорием большей частью в тиши уединения в Арианзе в 383-389 гг. …

По объяснению самого св. Григория в стихотворении «О стихах своих», он обратился к «мерной речи»,

  • во-первых, в целях самовоспитания, чтобы и писать, и, заботясь о мере, писать немного;
  • во-вторых, чтобы юношам и всем увлекающимся словесным искусством дать как бы приятное врачевство — привлекательность в убеждении к полезному;
  • в-третьих, чтобы чужие не имели перед христианами преимущества в слове;
  • в-четвертых, изнуряемый болезнями, сам поэт находил в стихах отраду.
  • В первом послании к Клидонию он указывает еще на одно побуждение к этому: аполлинариане пишут обширные книги, новые псалтири и приятные стихи. «И мы, — говорит св. Григорий, — станем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи».

Св. Григорий написал много стихотворений разной величины и разного размера: гекзаметров, пентаметров, триметров и т. д.

По своему содержанию стихотворения распадаются на три группы: догматические, нравственно-аскетические и исторические.

Н. И. Сагарда

* * *

Св. Григорий составил большое число (129) эпитафий в честь умерших родителей, брата, сестры, на самого себя, Василия Великого, его матери и сестры Макрины, Феосевии (жены Григория Нисского) и других близких лиц. Значительная часть эпитафий представляет увещание девам о воздержании или же картины смерти и погребения.

Н. И. Сагарда

Письма

Писем св. Григория в последнее время насчитывают 245.

Св. Григорий сам составил сборник значительной части своих писем по просьбе молодого родственника своего Никовула и в письме к нему изложил теорию эпистолографии: письмо должно быть кратким (в меру необходимости), ясным (приближаясь к слогу разговорному), приятным (не без украшения, не без искусства, не лишенное мыслей, пословиц, изречений, острот, замысловатых выражений, но без излишества), естественным. Несомненно, что сам Григорий следовал этим требованиям, и его письма отличаются ясностью и богатством мыслей и, видимо, старательно обработаны.

Н. И. Сагарда

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *