Григорьев Григорий

Психиатрия в церковной ограде. Протоиерей Григорьев Григорьев об окормлении душевнобольных

БЕСНОВАТЫХ МАЛО, БОЛЬШИНСТВО — ПРОСТО БОЛЬНЫ

— Отец Григорий, раньше все психические отклонения принято было списывать на одержимость…

— Я думаю, что бесоодержимость в чистом виде — чрезвычайно редкое явление. Чаще она накладывается на психическое заболевание и сочетается с ним. Проработав 40 лет в психиатрии, действительно одержимых я встречал не более 10 раз. Для меня бесоодержимость — это непостижимый Божий Промысл. Три момента в нашей жизни зависят только от Бога: рождение, смерть и вхождение беса. Как в случае с гадаринским бесноватым демоны спрашивают разрешения войти в стадо свиней у Бога, так и во всех прочих случаях: без воли Бога в человека бесам не вселиться. Думаю, одержимость — это попущенная Господом крайняя форма лечения, которая исцеляет, прежде всего, от атеизма. Потому что тот, кто пережил бесноватость, никогда уже не будет атеистом. Так происходит приближение к Богу. Конечно же, при условии покаяния человека.

— Давайте тогда попробуем разобраться с тем, что такое психическое расстройство.

— Великий советский психиатр Дмитрий Евгеньевич Мелехов, считающийся основоположником социальной психиатрии, был глубоко верующим человеком. Уже после его смерти была опубликована книга «Психиатрия и проблемы духовной жизни». Мелехов выделял три вида психических заболеваний. Первый: заболевания, связанные с повреждением мозга, видимым или невидимым — травмы, опухоли, интоксикации. Например, при приеме алкоголя и наркотиков наступает химическое повреждение. В случае таких болезней нужна медикаментозная помощь. Второй вид — когда нет никакого физиологического субстрата. Эти заболевания Мелехов назвал духовными расстройствами. И третий вариант — смешанный тип расстройств. Так вот, духовные расстройства тем и отличаются, что медикаментозный метод тут не особо эффективен. Лечат, а толку мало. И тогда, по словам Мелехова, помогают церковные Таинства, молитва. Поэтому, считает он, у постели душевнобольного должен всегда быть и врач-психиатр, и священник.

МЕДИКО-ЦЕРКОВНОЕ СОРАБОТНИЧЕСТВО

— Что в таком случае окормление душевнобольных?

— Это когда врач и священник работают вместе. Врач проводит медицинскую часть работы. Но медикаментозное лечение — лишь «наложение изоленты на искрящие­ся провода», аварийное отключение больных участков. Священник проводит духовную работу, прежде всего совершением церковных Таинств: Соборования, Исповеди, Причастия. Раньше в России во всех психиатрических лечебницах строились больничные храмы. Священник и врач становились соработниками. В одной только Военно-медицинской академии более 50 клиник. И при каждой был свой храм. Литургии совершались каждый день.

— А как понять, где духовная составляющая заболевания, а где нужно и «провода изолентой» обмотать?

— Священников приглашали к больным, когда длительное медикаментозное лечение не давало результатов. И после того как священник совершал церковные Таин­ства, смотрели — изменилось состояние больного или нет. Приведу такой пример: мой приснопамятный духовный отец, протоиерей Василий Лесняк, был настоятелем Шуваловского храма и тоже сотрудничал с психиатрами. Однажды пришла к нему женщина и говорит: «Мой сын лежит в больнице имени И. И. Скворцова-Степанова уже несколько месяцев. Его не могут вывести из состояния острого психоза. Медикаменты не действуют. Врачи посоветовали обратиться к вам — а вдруг». Батюшка помолился в алтаре — и говорит: вот тебе, мать, просфорка; если сын её у тебя возьмет, то я ему смогу помочь, если нет — не смогу. Когда мать пришла к сыну, он вышел ей навстречу и сам потребовал: давай, что ты там принесла. Его через несколько дней выписали. И он сам пришел в церковь к отцу Василию. У него было духовное заболевание.

— Значит, отличить духовную болезнь от душевной можно лишь экспериментальным путем?

— А здесь по-другому невозможно. Даже при медикаментозном лечении лекарства подбираются экспериментально. Кому-то подойдет одно лекарство, кому-то другое. Критерием выступает сам пациент.

ПРОТОИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ

РОДИЛСЯ В 1956 ГОДУ. В 1979 ГОДУ ОКОНЧИЛ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКУЮ АКАДЕМИЮ. СЛУЖИЛ НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПОДВОДНИК РОССИИ, МАЙОР МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ. В 1988 ГОДУ ВЫСТУПИЛ ИНИЦИАТОРОМ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (МИРВЧ). С 1991 ГОДА СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ СЗГМУ ИМ. И. И. МЕЧНИКОВА, ГДЕ ПРЕПОДАЕТ КУРС «ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ». ДОКТОР БОГОСЛОВИЯ, ПРЕПОДАЕТ В СПБДА КУРС «АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ». ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА РХГА, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ РХГА. АВТОР БОЛЕЕ 400 НАУЧНЫХ РАБОТ. С 2008 ГОДА — КТИТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРИХОДСКОГО СОВЕТА ХРАМА РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ЮККАХ. С 2010 ГОДА — ШТАТНЫЙ ДИАКОН, А С 2013 ГОДА — ПОСЛЕ РУКОПОЛОЖЕНИЯ В САН ИЕРЕЯ — НАСТОЯТЕЛЬ ЭТОГО ХРАМА.

НАВИГАТОР И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

— Что способствует возникновению психического заболевания? Среда, плохое детство?

— У каждого человека от рождения есть генетически заложенные слабые места. У кого-то желудок, у кого-то сердце, суставы, а у кого-то мозг. Как показывает опыт, настоящие психические болезни все-таки чаще закладываются генетически. Неблагоприятное детство помогает эти слабые места проявить. А благоприятное — значительно замедляет и тормозит их развитие. В данном случае «болячки», как правило, не проявляются в младшем возрасте, но могут проявиться во время гормональной перестройки и в других стрессовых ситуациях. В тепличных условиях человек может и не испытывать никаких проблем. Но тепличных условий всю жизнь не бывает. Поломки рано или поздно вылезут наружу.

— Где граница между болезнью и простой эмоциональной неуравновешенностью?

— Болезнь носит неуправляемый характер. Она всегда мешает человеку тем, что выходит из-под контроля. Например, когда человек пьет, но в любой момент может надолго остановиться — это предболезнь. Запой — уже болезнь, психофизиологическая патологическая зависимость. Так и здесь: когда больной сам с собой ничего не может сделать и ситуация выходит из-под контроля, вызывая угрозу для его жизни и окружающих людей — это болезнь. Также важнейшим признаком психического заболевания является снижение критической самооценки. Больной себя, как правило, таковым не считает. Чем глубже психическое заболевание — тем ниже уровень критической самооценки.

— Как возникает расстройство?

— Сначала снижается психологическая защита — наш духовный иммунитет. Это наши положительные воспоминания. «Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, — может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек», — говорит Достоевский устами Алёши Карамазова. Если в памяти достаточно много ярких, светлых, положительных моментов, то при стрессах человек в них скрывается, словно подводная лодка, уходящая от шторма в океанскую пучину, и думает о хорошем. Духовная благодать всегда наведет навигатор души на Царствие Небесное.

— Можно ли остановить развитие психического расстройства?

— Да, конечно. Я знаю немало случаев, когда человек стоял на грани психиатрии и болезнь с Божией помощью отступала.

РЕМИССИЯ В ЦЕРКВИ?

— От чего же это зависит?

— От человека и обстоятельств. Православному, в первую очередь, должна помогать вера. Он должен, кроме всего прочего, полностью положиться на Бога. Ведь что такое вера? Это верность заповедям Божиим и доверие Богу. Какие бы высокие горы пред тобой ни выросли, какие бы болота ни возникли, нужно верить. Главное тут — не свернуть с выбранного трудного пути. Если главная цель — поиски Царствия Небесного и доверие Богу, трудности не будут фатальны. Они явятся предвестниками той радости, которую никто не отнимет от нас. И радости этой не будет конца. А вот если у человека нет высших нравственно-духовных ценностей, он ломается. Вера — иммунитет от любых психических болезней. Психические расстройства — очень часто показатель больной веры, её недостатка, нехватки верности и доверия к Богу.

— Это подтверждается практикой?

— Да, мне нередко встречались очень сложные случаи психических заболеваний, когда пациенты в процессе воцерковления почти полностью отказались от лекарств, перейдя на минимальную дозировку. Говоря о положительных результатах, я подразумеваю длительную ремиссию — 10–15–20 лет и больше.

ТАБЛЕТКИ И ШТУРВАЛ

— Вы сказали, что психическое расстройство — показатель больной веры? Получается, оно всегда — следствие греха?

— Поломка в ЦНС может стать благоприя­тной почвой для его развития. Мозг — это большая эндокринная железа. Современной науке известно, что он может вырабатывать более полутора тысяч гормонов радости и только пять гормонов стресса. Горе у всех одинаково, а радость у каждого своя. Когда человек попадает в зону стресса, у него резко повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую (как плохую, так и хорошую) информацию. Это как обоюдоострый меч: будешь думать о хорошем — случится хорошее. О плохом — случится плохое.

— Как это работает?

— Если во время шторма поставить штурвал верно — корабль продвинется к цели, а если не поставить — разобьется о скалы. Зона стресса — это стимул. Стресс включает механизм радости: погналась собака, перепрыгнул через забор — рад, что убежал. Если зона радости не включится, произойдет психическое истощение, астения. Депрессия да и другие психические заболевания могут развиться, когда при стрессах длительно не включается зона радости. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22), — говорит Господь. Если бы мы не сходили с дороги законов Божественной любви, то находились бы в постоянной радости, данной нам Богом. Как в сказке о рыбаке и рыбке: если бы навигатор души старухи был настроен на Царство Небесное, она бы всегда и всему радовалась.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДУХОВНИКА

— У вас огромный опыт работы с психически больными людьми. Что может сделать священник кроме, стандартного наставления в вере?

— Провести Таинства Соборования, Причастия. Душепопечение в этом случае должно исключать копание в грехах. Нель­зя такого человека погружать в покаянное состояние. Таким образом отцы довели до смерти Гоголя. Он страдал маниакально-депрессивным психозом, а духовник всё талдычил: кайся, кайся. Что и привело к гибели писателя. Ему бы пить медикаменты и набираться положительных эмоций, и всё бы могло пойти по-другому. И причащаться, конечно, как можно чаще.

— Возможно, ваша точка зрения будет весьма непопулярна в среде рядовых священников…

— Что такое исповедь в нашей современной Церкви? Вот представьте, приходит к психиатру больной и говорит: доктор, у меня, крыша едет. А тот протягивает ему учебник психиатрии — возьмите, разберитесь, что у вас в голове происходит, и возвращайтесь. Врача снимут с должности и отдадут под суд, потому что пациент суицид совершит, скорее всего. Так и здесь.

Священнику важно знать, что приводить психически больных людей к покаянному состоянию — это не только безумие, но и преступление. К сожалению, священник сегодня не несет никакой ответственности, кроме моральной. Он надает глупых советов, человек совершит преступление, сведет счеты с жизнью или попадет в психиатрию, а тот лишь руками разведет: на всё воля Божия, Господь так управил. Это не Господь управил, а человеческая безответственность, глупость и невежество. С моей точки зрения, пришло время, когда надо молиться о восстановлении института духовничества, чтобы не всякий клирик мог проводить Таинство Исповеди.

— В принципе принимать Исповедь у психически больных людей возможно? Все-таки это Таинство.

— Исповедь возможна и необходима при любых заболеваниях, в том числе и психических. Но только священник должен рассказывать кающемуся о заповедях в духе любви: «Первая заповедь Божия: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22, 37. 39). Не возлюбишь себя — не возлюбишь ни ближнего, ни Бога». А что значит возлюбить себя? Настроить навигатор души на Царство Небесное. Критерий удачной настройки: ощущение себя как у Христа за пазухой, то есть чувство полной защищенности и доверия к Богу. Что это, как не счастье? В таком положении человек желает того же и всем остальным. Влюбленный хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Не доверяя Богу, мы не можем выполнить первую заповедь по определению. И остальные заповеди без любви к Богу бессмысленны, потому что они — лишь проверка отношения к Богу и человеку. Когда человек осознает это, он и начинает исповедоваться — в отсутствии любви к Богу, ближнему, в осуждении. Это и есть покаяние в духе любви.

— Понятно. Говоря простым языком — пусть священник расскажет о заповедях, а в душу не лезет.

— Отцы, — говорю я священникам, — вы не понимаете: в советское время, когда была суперпсихиатрия, когда все больные лежали в спецучреждениях, даже тогда, от их рук погибали в СССР десятки психиат­ров в год. Если вы на Исповеди или просто в беседе что-нибудь не то скажете больному шизофренией, да еще и попадете в структуру бреда, особо бреда воздействия, когда больной будет уверен, что именно вы его повредили, — знайте, что главной целью его жизни станет ваше уничтожение. Причем совершит такое преступление он в самом что ни на есть экстраординарном виде. Душевнобольные в этом деле очень изобретательны. Об этом надо помнить всегда. Вот тут батьки и начинают задумываться.

— Приходилось ли вам окормлять больных в психоневрологических интернатах? Какова специфика такого служения?

— Да, приходилось. В данном случае следует проявлять крайне тактичный подход: «К людям помягше — на проблемы поширше». Здесь следует проявлять крайнюю икономию — причащать без специальной подготовки. Всех подряд причащать. Важно, чтобы визит священника утешил больного и вызвал положительные эмоции.

Критика А. А. Григорьева: После «Грозы» Островского

(«Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу»)

Пьеса А. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов. Поэт А. Григорьев не относится к числу критиков-публицистов, что и сам охотно признает. Статью А. Григорьева нельзя назвать в полной мере рецензией. Скорее, это просто мысли о творчестве Островского вообще и о «Грозе» в частности.

Полного разбора и пересказа пьесы в статье нет. Автор подробно анализирует все творчество Островского, высказывая свое мнение по поводу развития идей, заложенных в пьесах писателя. Он пишет, что Островский рисует широкое плотно народной жизни, не впадая в комизм. Поэт не согласен с мнением демократических критиков, которые считали Островского, прежде всего, обличителем «темного царства» самодурства и даже сатириком. Для Григорьева более важна не сатира, не обличение, а народный дух, который он увидел во всех пьесах Островского и в «Грозе» тоже. Автор призывает не обличать, а «смириться перед народной правдой», перед жизнью. В противном случае критики станут только непрошеными и никому не нужными «учителями жизни», по сути, никакими учителями и не являясь.

А. Григорьев считал, что демократические критики подгоняют творчество Островского под свои теории, а жизнь, показанная в его пьесе, шире и глубже теорий. Он считает, что Островский не столько критикует и обличает пороки, сколько показывает народную жизнь во всех ее проявлениях. Показывает подробно, с добрым юмором, а не со злой сатирой. И часто с любовью и сочувствием к своим героям. Здесь показано не только и не столько самодурство, сколько сама жизнь во многих своих разнообразных проявлениях. Ключевым словом к творчеству писателя А. Григорьев считает не «самодурство», а «народность». Народность – это культура крестьянства и купечества, близость к земле и традициям, естественный ход общественных отношений

Попутно А.Григорьев спорит в своей статье с Добролюбовым, который считал Катерину «протестным характером» и бунтаркой.

Для демократических критиков важны были общественные взаимоотношения, отраженные в художественном произведении, а главное – социальный протест. А для А.Григорьева было более важно развитие человеческой души. Поэтому трагизм пьесы для него отходит на второй план, а на первом – красота и поэтичность русской природы, подробности провинциальной жизни и быта.

По мнению А.Григорьева пьесы Островского отражают в себе целый народный мир, со всеми его противоречиями. А Островского он считает, прежде всего, народным поэтом, а уж во вторую очередь — критиком общественных недостатков. Поэтому одним из самых важных моментов для поэта была сцена свидания Катерины и Бориса в овраге, недалеко от Волги. По мнению А. Григорьева это одна из самых поэтичных сцен в пьесе, вся проникнутая народным духом и народной культурой. Если еще первое и второе действие можно было хоть как-то назвать словом «обличение», то сцена свидания в третьем действии описывается только словом «поэзия».

(Фрагмент из драматической постановки)

Свой взгляд на эту пьесу и на другие пьесы Островского А. Григорьев называл идеально–художественным. В противовес другим взглядам на искусство: реальному, который стремится загнать все художественные произведения в теоретические рамки и эстетическому, исповедывающему принцип «искусства для искусства». И то, и другое поэт считал неприемлемым. Для него самым главным критерием был принцип «народности», который в полной мере воплотился в «Грозе».

Для А. Григорьева пьеса «Гроза» не олицетворение «темного царства», а поэтическое царство народной жизни. Рамки теории «темного царства» слишком узки для этой драмы, она намного шире и глубже по смыслу.

Расследование начинается с халатности

В очередном муниципалитете Чувашии разразился коррупционный скандал. Но силовики не разглашают подробности следственных действий, которые проходят в селе Порецком.

С обыском к пенсионеру

В официальном пресс-релизе СУ СКР лишь скупо сообщается о факте халатности со стороны крупного муниципального чиновника, повлекшем ущерб районному бюджету на сумму свыше 10 миллионов рублей. Причем подчеркивается, что подозреваемый уже давно не у дел.

Однако в небольшом райцентре от глаз внимательных сельчан ничего скрыть невозможно. Местная общественность в курсе того, что обыски, выемки документов затронули и действующее руководство. Причем наблюдатели полагают, что для сыщиков открыт широкий простор для деятельности. Странные сделки с муниципальным имуществом здесь отнюдь не являются редкостью.

Бывший первый заместитель администрации Порецкого района – председатель районного комитета по управлению муниципальным имуществом Николай Куторкин часто повторял, что покинет свой пост сразу по достижению пенсионного возраста. И слово свое сдержал, ушел в отставку на следующий день после юбилея. Однако и пенсионерам порой приходится отвечать за свою предыдущую деятельность. А правоохранители, надо отдать им должное, побеспокоили его отнюдь не из-за пустяка

«По версии следствия, в 2013 году в Порецком районе подозреваемый продал четырехэтажный учебный корпус бывшего местного профтехучилища за сумму свыше 1 миллиона 600 тысяч рублей, не проконтролировав и не обеспечив при этом правильность проведения оценки его реальной рыночной стоимости, которая составляла около 12 миллионов рублей. В результате бюджету Порецкого района был причинен ущерб на сумму свыше 10 миллионов рублей, – сообщил старший помощник руководителя СУ СКР по Чувашии Олег Дмитриев. – Факты противоправной деятельности подозреваемого выявлены в результате оперативного взаимодействия следователей СК России с сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чувашии».

По смешным ценам

Несведущим людям довольно затруднительно понять, как может хозяин муниципального имущества допустить подобную ошибку на 10 миллионов рублей по причине заурядной халатности. Порецкий район к преуспевающим территориям никак не отнесешь, здесь существуют не столько за счет собственных доходов, сколько благодаря вспомоществованию из республиканского бюджета. Так что следователям еще предстоит разобраться, по какой причине Николай Куторкин внезапно утратил всякую служебную бдительность, пренебрег элементарными требованиями при совершении данной сделки. Хорошо известно, что злополучное здание новым владельцем уже выставлено на срочные торги за 6 миллионов.

«Отношение к муниципальному имуществу в районе сложилось специфическое, – заявил «Правде ПФО» один из жителей села Порецкое. – Например, другое здание бывшего профтехучилища – 5-этажное общежитие – решено было реконструировать в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Казалось бы, по сравнению с новым строительством можно было бы получить дополнительные квадратные метры. А фактически строители сдали даже меньше. И «реконструированное» жилье для людей вышло какое-то убогое, в квартирах даже балконов нет. Отсюда вопрос: почему за те же деньги нельзя было построить новое жилье, использовав при этом пятиэтажку для других целей?»

По теме3659

Врио главы Чувашии встретился с китайскими инвесторами, вопросы сотрудничества остались открытыми

Как анекдот приводят в Порецком факт продажи двухэтажного каменного здания бывшей конторы хлебоприемного предприятия, расположенного в живописном месте на берегу Суры, всего за 330 тысяч рублей. Обычные деревянные избушки площадью раза в два меньше в селе стоят раза в два дороже.

Кому нужен такой футбол

Экономика Порецкого района находится в плачевном состоянии. С другой стороны предприимчивости некоторых местных деятелей остается только позавидовать. Как следует из официальных бумаг, в одном из отчетов о выполнении дорожных работ фигурирует качественный привозной щебень, но фактически используют местный дешевый камень. Проверяющие не смогли обнаружить на этом участке устройство подстилающего и выравнивающего слоя оснований из песка. Даже на футболе здесь умудрились забить гол в свои ворота, вернее, положить копеечку в карман. «Прокурорской проверкой установлено, что озеленение стадиона в селе Порецкое проведено ненадлежащим образом. А именно: из предусмотренных проектно-сметной документацией 1392 деревьев и кустарников имеется всего 200, газон имеет неровности в виде ям глубиной до 5 см», – пишет заместитель прокурора района Петр Тюгашкин.

В самом центре Порецкого земельные участки из-под ветхих домов проданы или сданы в аренду под магазины. Зачастую по божеским ценам. Участок площадью почти в полгектара, напротив окон главы райадминистрации Евгения Лебедева, сдан в аренду ООО «Инфо» всего за 11 550 руб. в месяц.

«Вообще-то участок был обременен несколькими противопожарными резервуарами, – поделился с «Правдой ПФО» один из бывших сотрудников райадминистрации. – Но вскоре муниципальная комиссия пришла к выводу, что они непригодны к эксплуатации. Резервуары разрушили экскаватором. По удачному стечению обстоятельств до начала строительства магазина, рядом с земельным участком, выделенным под Seven, сгорел добротный муниципальный деревянный дом. Торговле стало совсем просторно. Сейчас Seven функционирует, кадастровая оценка здания 1178538 руб. Нетрудно предположить, что при такой «смешной» стоимости на чрезмерные налоговые поступления рассчитывать не приходится».

Однако власти района до недавнего времени полагали, что все у них обстоит хорошо. «В течение последних лет имеется устойчивая положительная динамика роста доходов от аренды земли и муниципального имущества, – заявил глава администрации района Евгений Лебедев, выступая перед депутатами районного собрания. – По сравнению с уровнем 2010 г. указанные доходы увеличились в 1,8 раза. За 2014 год от использования и реализации муниципального имущества и земельных участков поступило 5787,6 тыс. руб. В том числе, от продажи земельных участков 743,55 тыс. рублей, что составляет 119,8% к плану и 122,1 % к уровню прошлого года».

И ни слова не сказал Лебедев о том, что на одной сделке со зданием профтехучилища район потерял в два раза больше, чем приобрел от использования и реализации муниципального имущества за целый год. Кстати, как сообщают собственные источники «Правды ПФО», обыски прошли также на рабочем месте и дома у главы администрации Порецкого района.

«Зависимость возникает, когда не хватает радости». Протоиерей Григорий Григорьев — о том, как пережить самоизоляцию

В самоизоляции человек может столкнуться с психологическими проблемами. В том числе — со склонностью к зависимостям.

Почему сейчас стоит отказаться от алкоголя, чем занять себя и детей и как не разучиться радоваться, «Правмиру» рассказал психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, протоиерей Григорий Григорьев.

Григорий Игоревич Григорьев — психотерапевт, психиатр-нарколог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии, доктор богословия.

— Сегодня многие оказались в изоляции лицом к лицу с собой, с семьей, со своими проблемами. Думается, сейчас, как никогда, может проявиться и склонность к любой зависимости…

— В международной классификации болезней существует более 400 видов зависимостей. Двадцать лет назад их было порядка 10, так что эта область знания стремительно развивается.

Механизм любой зависимости такой: в центральной нервной системе, в головном мозге человека вырабатываются нейрогормоны — гормоны радости. Там же вырабатываются гормоны стресса. Для того, чтобы человек был психически здоровым, на одну отрицательную эмоцию должно приходиться семь положительных.

Когда человек попадает в любые зависимости — алкоголь, курение, наркотики, компьютер — он пытается включить зону радости неестественным путем. А собственные гормоны радости мозг перестает вырабатывать. В этом состоит главный негативный момент. «Светлая» часть мозга начинает «засыпать», что физиологически и психосоматически выглядит как гормональная недостаточность.

Протоиерей Григорий Григорьев

Вы, наверное, слышали о таком эксперименте: в мозговой центр радости крысе вживляли электрод. Зверьку давали возможность самому жать на кнопку, чтобы его активизировать. Так вот, крыса нажимала сотни раз, до полного истощения, до самой смерти.

У каждого человека, который попадает в какие-либо зависимости, они становятся главным источником радости жизни.

Человек истощается, центральная нервная система работает со сбоями.

Стресс, в общем-то, запускает двигатель радости, как стартер. На нем ведь тоже можно проехать, если двигатель не запускается, но только до тех пор, пока аккумулятор не сядет. А аккумулятор — это настроение человека. Оно достаточно быстро «садится».

От любимой работы не бывает ломки

— Обычно, когда говорят о зависимостях, имеют в виду алкоголизм и наркоманию. А как насчет более легких: зависимость от соцсетей, от отношений, шопоголизм?

— Дело в том, что нехимические зависимости вызывают химическую реакцию мозга.

В случае химической зависимости вещества вводятся извне, во всех остальных — происходит концентрация мысли вокруг мозговых центров, которые вырабатывают гормоны радости. Раздражать эти центры можно с помощью пяти органов чувств — зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Человек привыкает к этому раздражению и начинает получать условное удовольствие. Появляется тяга, и вот уже центр нужно раздражать все время. Так складывается немедикаментозная зависимость.

Как пример — психопатический вид любви. Это мания, когда объект любви преследуется вплоть до полного уничтожения, а все интересы в жизни исчезают.

— Получается, зависимость в любом виде опасна и губительна?

— Зависимости могут быть как положительные, так и отрицательные. Рыбалка или любимая работа, даже если человек в каком-то роде зависим от них, его не повреждают. Если кого-то не отпустить на рыбалку, ломка не начнется. Негативная зависимость всегда будет мешать человеку и его близким, забирать на себя все внимание.

— Вы говорите, что рыбалка — это безобидно, но если глава семьи уходит ловить рыбу всякий раз, когда дома назревают проблемы, нет ли замещения в этой попытке самоустраниться?

— Это прикрытие домашних проблем. Когда дома много негативных моментов, человек будет сбегать туда, где ему хорошо. Как подсолнух, он поворачивается за солнцем. Это происходит, когда в семье оскудевает дух любви.

Мы все должны жить немножко как в сумасшедшем доме: с пониманием, что человек — такое хрупкое существо, которое все время нужно хвалить и гладить по голове.

Тогда он будет стремиться домой. Рыбалка в данном случае — это просто способ восстановления.

Еще один такой способ — общение с друзьями. Во время общения мозг выделяет колоссальное количество гормонов радости, особенно при контакте с людьми одного духа, что в свою очередь провоцирует некоторое внутреннее опьянение. К этому внутреннему опьянению мы все стремимся в любом случае.

Если радости в жизни не хватает, человек будет искать там, где ее больше. Вот почему складываются разные зависимости. Люди устроены так, что органы чувств будут пытаться получать удовольствие. Вот пищу же мы принимаем не как дрова в топку паровоза, а наслаждаясь ею.

Навязчивые мысли как духовная зависимость

— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?

— Один из центральных нейрогормонов радости жизни называется «внутренний алкоголь». Он отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если у человека он хорошо вырабатывается, тот быстро забывает все плохое и, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, воспринимает мир, как пчела, которая видит цветы и мед.

А если «алкоголь» вырабатывается плохо, начинают накапливаться плохие воспоминания, и человек уже видит мир, как муха, которая повсюду ищет помойку. Никому не хочется быть мухой, и чтобы стабилизировать себя, приходится вводить вещества извне.

— Как вовремя понять, что наступила зависимость, и провести границу? Я люблю, когда все мое время занято. Таким образом я путаюсь в сетях работы, дел и избегаю пустоты существования. Что хорошего в моем трудоголизме?

— Дьявол кроется в праздности. Когда человек стремится к Богу, у него есть готовность бежать на крик и оказывать помощь. По другую сторону расположен хаос. Как известно: «Спасись сам, и тысячи возле тебя спасутся». Мир создан так, что, заполняя время, мы либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся. Приближение к Богу опьяняет человека.

Ваш трудоголизм — нормальное свойство. Как раз вот такие положительные зависимости человек получает, приближаясь к Богу. Надо еще приложить усилия, чтобы их получить. Но их легко и потерять, даже ломки не будет. Дьявольские же зависимости получить легко, но избавиться от них трудно.

Ситуация стара, как мир. Адаму было предложено быть садовником — возделывать Божий сад, то есть наполнять форму содержанием. Но Адам выбрал предложение сатаны. Предпочел взять плод, съесть и получить все сразу. Ваши вопросы о зависимостях на самом деле — наисложнейшие, и они — о взаимоотношении человека с Богом, с миром, с самим собой. Эти вопросы невозможно рассматривать не в контексте грехопадения.

Зависимость всегда происходит на трех уровнях: духовном, психическом, физическом.

Духовная зависимость — это мысли, которые лезут в голову, когда появляется свободное время. Психическая — отвечает за изменение физиологии мозга, за его неестественное раздражение. А формирование тяги происходит на физическом уровне. Нарушение заповеди — это грех. Многократно умножаемый грех становится страстью. Страсть переходит в болезнь, меняется физиология человека. Есть дух, душа и тело, и есть — грех, страсть и болезнь. Поэтому в лечении необходим и врач, и священник.

— То есть когда я зависаю в соцсетях, отстраняясь от близких, мне требуется настолько тяжелая артиллерия помощи?

— Механизм лечения зависимостей тяжелых и не тяжелых один для всех. Важно помнить, что Господь никогда не будет делать за человека то, что может сделать сам человек. Надо попросить Бога о помощи, об исцеляющей благодати: «Господи, я обещаю Тебе больше этого не делать, если Ты мне дашь силы».

Лечит врач, а исцеляет Господь. Врач разбирается с физиологией мозга, с тем, как снять тягу. Но любое лечение, по моему мнению, должно заканчиваться причастием. Божья помощь происходит на уровне таинства, на уровне чуда.

Протоиерей Григорий Григорьев на богослужении

Как пережить самоизоляцию

— Сегодня, когда нас всех отправили в изоляцию, многое меняется и внутри человека. Допустим, раньше я успешно замещала общение с детьми соцсетями или магазинами, но обратно получается гораздо сложнее. Как перепрофилироваться вовнутрь, если привык жить «наружу»?

— Изоляция, в которой мы оказались, будет для кого-то страшным испытанием, а для кого-то великим спасением. Много людей запьет, уйдет в уныние и депрессию (я не знаю, насколько корректен этот прогноз).

Надо вспоминать все самое лучшее, что было в жизни. Именно это даст защитные иммунные силы. Книги, уборка, ремонт, общение с друзьями — каждый найдет что-то свое. Наш иммунитет всецело зависит от количества положительных эмоций. Все отрицательное будет этот иммунитет разрушать, поэтому необходимо находить такие занятия, которые будут увеличивать внутреннюю радость.

— Если у человека не было предрасположенности к алкоголю, может оно развиться в условиях изоляции? Как защитить близких от пристрастия к бутылке?

— Если у человека связаны с алкоголем какие-то радостные воспоминания, он так или иначе вернется к нему. Поначалу алкоголь будет ему помогать, а вот потом станет гораздо хуже. Поэтому я считаю, в стрессовой ситуации лучше совсем исключить алкоголь. Защитить человека могут только какие-то интересы, которые его всецело захватят.

— Особенно тяжело в изоляции подросткам. Кого-то увезли на дачу, интернет прерывистый, сверстников рядом нет… Мы все оказались в вакууме.

— Для того чтобы подросткам стало хорошо, должно быть хорошо родителям. Пока они не приведут себя в нормальное состояние, у них не будет нормальных отношений с подростками. Я живу в большом доме в Юкках, пригороде Петербурга. У меня тут трое детей и четверо внуков. Все они пребывают в радости, потому что папа и дедушка находится в таком состоянии.

— Но как привести себя в такое состояние?

— Я занимался этим всю жизнь. Целью жизни моей было стать счастливым! Как найти такую радость, которую никто не отнимет? Знаете, когда идет шторм, подводная лодка идет не в гавань, а погружается в глубину, где ее не качает.

Мы не можем эмоционально не реагировать на стрессовые ситуации в обществе, эмоции всегда будут нас штормить.

Но в душе должна быть такая глубина, куда мы можем спрятаться и где этот шторм не сможет нас настигнуть.

В этом месте души хранятся все самые лучшие воспоминания и благодать Божия.

— Что там, на этой глубине, решает сам человек? Или там — Бог?

— Там Бог всегда. И Он всегда подсказывает, что делать дальше. И всегда это неожиданно, радостно! Это называется «глаза не видели, уши не слышали» или «вам и не снилось». Вот какое там состояние!

— Коронавирус вырвал многих из круга «заработать — потратить». Сидя дома, тратишь только на самое необходимое. Пришло осознание, что раньше все время уходило куда-то, а жизнь проходила мимо. Как остановиться и научиться обходиться малым ради самой жизни?

— Сегодня это уже неактуально. Вчера — да. Сейчас мир войдет в такой экономический кризис, что «научиться обходиться малым» произойдет само по себе.

Фото Александра Шенгелидзе для группы Вконтакте «Ветер Радости»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *