Голубь в православии

Птицы небесные – надежные предстатели пред Господом. Во многих случаях, когда надо вымолить грешную душу, старцы благословляют кормить голубей.

Один человек опился вином и умер. Родственники послали деньги на Афон на помин души. Пришло письмо: «Молитва не принимается». Добавили еще столько же. Через некоторое время получают переводом всю сумму и письмо: «Мы молились Господу о вашем усопшем, но, видно, наши молитвы не угодны Господу – Он не принимает их, или, может, усопший ваш был грешник большой? А вы лучше вот что сделайте: купите на эти деньги зерна для птиц, корма всякого для зверюшек лесных и рассыпьте в лесу может быть, птицы и звери Господа умолят».

Звери помогают человеку стяжать добродетели жалости, любви, милосердия, если иные возможности пробудить их закрыты.

Человек призван на служение не только Богу и ближнему, но и «братьям нашим меньшим», страдающим по причине грехопадения человека и по причине «умножения беззакония» на земле
«ГОСПОДИ! КОГДА ГОЛУБЕЙ КОРМЛЮ, ТЕБЯ УГОЩАЮ! (Святит. Николай Сербский).

Благодатное дело – кормить голубей и других птиц! …
Очень ПОЛЕЗНО и очень ВАЖНО — кормить голубей! Голуби – вымаливают умерших людей: Когда они клюют хлеб или зерно – то это поклоны за усопшего, идёт очищение от грехов, поэтому, чем больше голубей, тем — больше поклонов.

Птицы небесные – надежные предстатели пред Господом. Во многих случаях, когда надо вымолить грешную душу, старцы благословляют кормить голубей. Голубь. Непростая птица….
Преподобный Серафим Саровский

***

Голубь. Непростая птица …. Люди, которые даже, если просто так, без всякой мысли убивали голубей, или ловили голубей и кормили ими песцов, норок или хануриков – очень ПЛОХО кончали …. Бог сурово за это наказывает!

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ЭТИХ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПТИЦАХ:

— Голубь – одна из первых птиц, названия которых употребляются в Библии.

В христианстве голубь символизирует Святой Дух, чистоту, мир, Крещение, Благую Весть. Это было официально принято Отцами Церкви на Соборе в Константинополе в 536 г.

— В Библии голубь вспоминается много раз:

ГОЛУБЬ — чистая птица по закону Моисееву, часто упоминаемая в Свящ. Писании. Голуби отличаются чистотою, незлобием и не противятся своим врагам, поэтому-то Спаситель и заповедал Своим последователям: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Замечательна также их привязанность друг к другу, так что когда один из них улетает или умирает, другие оставшиеся на месте как бы оплакивают свою потерю жалобными воркованиями.

Также указывается в Свящ. Писании на голубиную нежность, чистоту и любовь.

Дух Святой сошел на Спасителя в виде голубя.

— Ещё в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира.

— Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времён Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава.

— Считалось, что дьявол и ведьмы могут принимать любые обличия, кроме голубя, осла и овцы.

— В Библии голубка, выпущенная Ноем, принесла ему оливковый лист как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей.

— Голуби были приручены человеком ещё в глубокой древности.

Так, на стенах храма в Медине, построенного около 3000 лет до нашей эры, изображен выпуск четырех голубей с депешами, сообщающими о начале царствования Рамзеса III.

— В настоящее время существует до 800 пород голубей.

— Скорость полета голубя достигает 100 км/ч. Это одна из самых быстрых птиц.

— Голуби – очень выносливые птицы, они могут находиться в воздухе до 16 часов без перерыва.

— Максимальная высота голубиного полета– 1–3 тыс. метров.

— В годы Великой Отечественной войны военно-почтовые голуби доставили свыше 15 тысяч писем.

— Голуби награждены орденами и провозглашены национальными героями.

Голубь как христианский символ

Праздник Крещения Господня, столь любимый православными христианами, носит еще название Богоявления Господня. И это далеко неслучайно.
Именно при Крещении Господа нашего Иисуса Христа во Иордане произошло явление Пресвятой Троицы. Об этом нам сообщают все апостолы и евангелисты (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22; Ин. 1, 33-34). В Евангелии от апостола Луки читаем: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Сектанты, часто недоброжелательно относящиеся к православной иконе, упрекают Церковь, что символическое изображение Святого Духа в виде голубя противоречит древнему христианству. Впрочем, они так же говорят о запрете любого изображения, связанного со Священным Писанием и Преданием.
Попробуем разобраться и остановимся на символе голубя, ибо он в православном представлении прежде всего связан с Третьим Лицом Пресвятой Троицы – Духом Святым.
Не секрет, что при исследовании римских катакомб, в местах, где собирались для богослужений первые христиане, гонимые языческими властями, найдены древнейшие образы и символы христианства (II-III вв.): крест, рыба, голубь и др.
Кроме того, выдающийся христианский ученый и апологет – пресвитер Климент Александрийский († 217 г.) сообщает в своем сочинении: «Нам разрешается иметь кольцо, служащее печатью. Изображения, выгравированные на нем, должны быть предпочтительно голубь, рыба, быстрый корабль под надутыми парусами; можно изображать на нем даже лиру Пликрата или якорь, как Селевк; наконец, рыбака у берега моря, вид которого напомнит нам Апостола и детей, вынимаемых из воды».
Таким образом, голубь использовался православными христианами как символ более 1800 лет.
В иконописи символ голубя используется неоднократно, но далеко не всегда он относится только ко Святому Духу. И это использование опирается на различную наполняемость символа.
Изначально, еще с дохристианских времен голубь принимается в виде образа чистоты души, любви, непорочности, верности, мира, вестничества (здесь на ум приходит «голубиная почта», существующая не позднее чем с периода древнего Классического Востока), жертвы и спасения.
В Ветхом Завете голубь почитается чистой птицей, пригодной для жертвоприношения в Иерусалимском храме (см., например, Чис. 6, 10-11 или Лев. 14, 30). Поэтому далеко неслучайно на ряде икон Сретения показан праведный Иосиф с двумя жертвенными голубями. А на весьма редкой иконе Божией Матери Тромбоденская – на руке Пресвятой Богородицы изображают одного или двух голубей, также предназначенных в жертву, что перекликается с Новым Заветом (Лк. 2, 24). На Коневской (Голубицкой) иконе голубей держит сам Богомладенец Христос.
Праведный Иосиф и Дева Мария поступили в соответствии с ветхозаветным Законом: «По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 6-8).
Кстати, из этого мы узнаем, что праведный Иосиф и Дева Мария были очень бедны и не имели возможности для принесения иной жертвы.
Голубь как символ спасения также появляется в Ветхом Завете. Он свидетельствует об окончании потопа и спасении праведного Ноя с семейством (Быт. 8-12).
Пересечение Ветхого и Нового Заветов мы можем увидеть на некоторых иконах великомученицы Ирины Македонской (I век- от Р. Х.). На ней часто изображается голубь с масляничной ветвью. Обратимся к ее житию: «Она была дочерью язычника Ликиния, правителя области Мигдония Македония. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. …Когда Пенелопа подросла, родители стали думать о ее замужестве. В этот период жизни Господь вразумил ее чудесным образом: к ней в окно прилетали одна за другой три птицы – голубь с масличной веткой, орел с венком и ворон со змеей. Учитель Пенелопы Апелиан объяснил ей значение этого знамения: голубь, означавший добродетели девицы – смирение, кротость и целомудрие, принес масличную ветвь – благодать Божию, получаемую в Крещении; орел – знамение высоты духа, достигаемой через богомыслие, – принес венок за победу над невидимым врагом как награду от Господа; ворон же принес змею в знак того, что диавол ополчится на нее и будет доставлять печали, скорби и гонения. В конце беседы Апелиан сказал, что Господь желает обручить ее Себе и что Пенелопа претерпит многие страдания за своего Небесного Жениха. После этого Пенелопа отказалась от замужества, приняла Крещение от руки апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла, и была наречена Ириной». Здесь видится прямой отсыл и к праведному Ною, и празднику Крещения Господня.
В русской житийной литературе известен сюжет, нашедший отражение в иконографии. Это «Чудо о птицах» преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: «Сергий!» Преподобный помолился и отворил оконце келии. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:
– Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.
А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.
– Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют».
Какие это были птицы – символы учеников, точно неизвестно, но обыкновенно иконописцы их рисуют как голубей. И опять для понимания символики необходимо обратиться к Ветхому Завету – к книгам пророков Иеремии и Осии.
Главный монастырь Руси, созданный трудами преподобного Сергия Радонежского – это Свято-Троицкая обитель. И здесь мы возвращаемся к Богоявлению Господню.
Символичное отображение Святого Духа в виде голубя мы находим на иконах Пресвятой Троицы, таких, как «Отечество» и «Сопрестолие». Кроме того, на иконе «Распятие Господне» также встречается символическое изображение Святого Духа как голубя.
Нельзя обойти вниманием и икону Пятидесятницы. В книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Данное событие на иконах отображается по-разному. Причем есть иконы, где Дух Святой показан опять же как голубь, иногда как огненный голубь.
Символическое изображение Святого Духа в облике голубя неоднократно встречается и на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почему же Господь избрал голубя для открытия глубоких смыслов, ведь, в конце концов, есть и более величественные птицы? Да по той же причине, почему были призваны для евхаристии хлеб и вино. Богу не нужны помпезность и вычурность. Бог дает нам самое простое, самое главное, и зовет к Вечной Жизни.
Обращаясь к символике христианства, яснее понимаешь слова Спасителя: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10-16).

Александр Гончаров

Мы все в своём детстве играли в игру «Испорченный телефон». Причём чем больше детей участвовало в этой игре, тем веселее она получалась. Если кто забыл, как это происходило, я напомню. По правилам игры ведущий загадывал какое-нибудь слово и шептал его на ухо первому игроку, причём так, чтобы другие дети не могли ничего услышать. Затем первый в цепочке ребёнок шептал на ухо второму ребёнку то, что ему удалось разобрать в шёпоте ведущего. Второй передавал услышанное шёпотом уже третьему игроку, и так далее по цепочке. Последний участник игры, приняв эстафету, громко вслух повторял то, что он услышал от предпоследнего участника. Практически всегда озвученное последним игроком слово даже близко не походило на первоначальное слово, загаданное ведущим. Этот факт непременно вызывал всеобщий смех и веселье.

Игра в испорченный телефон.

Примерно по такому же принципу «испорченного телефона» в Христианстве появился образ Духа Святого в виде птицы-голубя, причём он появился и в живописи, и в текстах евангелистов.

Увидеть образ Духа Святого в живописи можно, посмотрев на это раннехристианское изображение, рассказывающее о крещении Спасителя.

Мозаика купола храма. Арианский баптистерий в Равенне. Италия. 493-526 гг.

Увидеть умозрительно образ Духа Святого, переданный через слово, можно прочитав этот евангельский текст: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3: 21-22).

Вот так, с какого-то момента времени люди стали верить в то, что одна ипостась Бога, (который Триедин согласно христианским канонам), прежде чем спуститься с Неба, обрела телесный вид голубя и в таком виде спустилась сверху прямо на голову Христа, который после этого стал святым и обрёл нимб, как показано на этом раннехристианском изображении.

Даёт ли такое представление о Духе Святом какую-нибудь ясность молодому или уже зрелому человеку, который только пытается открыть для себя Христианство как явление?

Скажу сразу: нет, не даёт! Потому что такое представление о Духе Святом похоже на какую-то сказочную историю, и у любого человека, получившего его, а перед тем хорошо освоившего в школе ряд естественнонаучных дисциплин, внутренний голос обязательно скажет, причём с напористостью театрального режиссёра Константина Станиславского: «Не верю!».

В то же время историкам известно, что в религии Дух Святой не всегда изображался в виде голубя. Были и другие графические символы, которые использовались в Христианстве в прошлом, чтобы отразить хотя бы отчасти физический смысл Духа Божьего, пробуждающего в человеке различные таланты и «сверхвозможности».

Это прежде всего крест-свастика, потом уже известный нам образ птицы-голубя, потом символ «глаз в пирамиде», потом снова крест-свастика, затем опять образ птицы-голубя.

И вот когда мы имеем сразу три символа Духа Святого, которые применялись для обозначения физической сути Духа Божьего, уже совсем нетрудно догадаться, что изображение голубя на христианских картинах было призвано всего лишь дать намёк на то, что Дух Святый способен лететь, стремительно двигаться.

Образ птицы и надпись «птiсiс» изначально использовались в изобразительном искусстве только для этого. А не для того, чтобы люди поверили, что нисшедший однажды на Христа Дух Святый «был в телесном виде, как голубь».

Мозаика кафоликона Дафни. Конец 11 века.

Изображение Духа Святого в виде свастики (вращающегося креста), какое было в раннем Христианстве до голубя, было призвано демонстрировать, что Дух Божий не просто движется в пространстве поступательно, но помимо этого Он вращается, как у пряхи веретено.

Напольная мозаика в раннехристианском храме в Иордании. Храм святого Космаса и Дамиана. 553 г. н.э.

Как видите, это представление о Духе Святом, было больше естественнонаучным, чем религиозным. Как собственно естественнонаучным является и вот это объяснение Христа, что Царство Небесное, из которого нисходит Дух Святой, состоит из «материальных семян», самых наименьших в Мироздании.

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13: 31-32).

Причём, если в Христианстве первых веков символом Духа Святого была свастика, то образ голубя использовался для изображения души какого-либо умершего праведника, как на этом рисунке, обнаруженном в катакомбах Присциллы в Риме!

Катакомбы Присциллы. Рим. 2-5 век н.э. «Сосуд со Святым Духом и душа праведника».

Изображение Духа Святого в виде «глаза в треугольнике», получившее широкое распространение в России после 1800 года, раскрывает ещё одно важное качество Духа Божьего и подчёркивает его физическую суть. Это, конечно, большая тайна, которая, как известно, была ведома древнеегипетским жрецам, строившим пирамиды в Гизе, но благодаря существованию этих величественных сооружений, современный мир узнал, что Дух Святой любит концентрироваться внутри объектов, имеющих форму кристаллов, и чем они больше, тем большей концентрации достигает в них сила Святаго Духа.

Именно это понимание физической сути Духа Святого побудило однажды российских императоров и священноначальников, правивших Российской империей, использовать изображение «глаз в пирамиде» и в качестве символа веры, и в качестве государственной символики для обозначения Святости.

Именно такой образ Духа Святого однажды появился и в православных христианских храмах, и на памятных российских медалях и даже на монетах Российской империи.

Символика Духа Святого в Казанском храме в Санкт-Петербурге.

Медаль 1812 года за победу над Наполеоном.
Медаль Александра I за взятие Парижа в 1814 году.

Немногим позже, когда археологи обнаружили в Риме и Иордане раннехристианские мозаики, на которых имелось свастичное изображение Духа Святого, уже последние императоры Российской империи обрели любовь к такому образу Божьего Духа.
Автомобиль царя Николая I со свастикой и дневник его супруги Александры Фёдоровны.

Отметилось в такой любви к свастике и священноначалие Русской Православной Церкви:
Как вы видите, само представление людей, что миром правит Дух Божий, который есть Дух Святой, побуждало их думать о высоком и стремиться к «стяжанию Духа Святого».

Именно для этого в Древнем Египте строили огромные пирамиды, внутри которых были помещения, где Дух Святый проявлял особую силу. Кстати, само слово «пирамида» имеет греческое происхождение и переводится на русский язык как «огонь в середине». «Огонь» и «Дух» в теософии это слова-синонимы.
Замечу, что на сооружение самой большой пирамиды в Гизе, пирамиды Хеопса, пошло около 2,5 миллионов каменных блоков, объём каждого составляет больше 1 кубического метра! Невероятное, просто фантастическое количество трудозатрат и материалов ради «стяжания Духа Святого» несколькими правителями Древнего Египта.
Согласно текста Евангелий, незадолго до своего Вознесения на Небо Христос сказал своим ученикам-апостолам: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8).

«Ученики Христовы хорошо запомнили эти слова. Они часто собирались вместе и часто вместе молились. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. И вот однажды случилось то, что предрёк Христос. На них снизошёл Дух Святый».

Эти слова иллюстрирует вот эта фреска художника Михаила Врубеля в Кирилловском храме города Киева.
Нисхождение Духа Святого на апостолов от «Отца Светов».

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились…» (Деяния. Гл. 2: 1-8).

Любопытно в этом отношении откровение апостола Павла к Коринфянам, который стал апостолом по воле случая, отдельно от тех 12-ти прямых учеников Христа.

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

4 Дары различны, но Дух один и тот же;

5 и служения различны, а Господь один и тот же;

6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.

8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1 Кор. глава 12).

Из этого уже понятно, что нисхождение на людей Духа Святого способно сделать их «богоизбранными» и дать им особые преимущества по отношению к другим «небогоизбранным» людям.

Именно из этого понимания родилась потом идея о СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Эта идея, мысль, что можно быть СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, обретя силу Духа Святого, никогда не оставляла в покое тех, кто мечтал обрести власть над миром. Мечтал об этом когда-то и Адольф Гитлер, который использовал раннехристианский образ Духа Святого на своих нацистских знамёнах и нацистской государственной символике.

Но это уже другая история…

А завершу я свой рассказ тем, что скажу, что учёные, занимавшиеся изучением тайн света, однажды установили совершено точно, что наименьшая частица света — фотон, равно как и частица, участвующая в образовании радиоволн, двигаясь в пространстве поступательно, обладает также и вращением (по-научному «спином»), что чётко сходится с раннехристианским представлением о Духе Святом как образом вращающегося креста, свастики. И чётко сходится со словами самого Христа: «Бог есть дух» (Ин. 4: 24). «Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5).
И если люди научились в 19-м веке создавать искусственные радиоволны и искусственный свет, аналог Духа Святого, и наполнять радиоволны и искусственный свет информацией и передавать с их помощью информацию по всему земного шару, то получается, что тайна надмирного Духа Святого, который управляет жизнью из «Царства Небесного», осталась так и не раскрытой человечеством, потому что сработал принцип «испорченного телефона»?

Тут, как говорится, есть над чем задуматься!

Приложение:
1. «От крещения ребёнка к тайне креста животворящего и символу православной веры».
2. «Почему власть так боится появления у русских свастики?!» (Важно!)
6 декабря 2016 г. Мурманск. Антон Благин

Голубь – птица Божия. Рассказ

Валька был грозой класса. Но не потому, что отличался умом, силой, мужеством. Напротив, это был тщедушный, с огромным красным пятном на лице, как будто его ошпарили в детстве, маленького роста человечек. У него, кроме пятна, было две особенности: выражение его лица чем-то напоминало лицо старичка-карлика, а глаза были пустые, острые и злые. В сущности, это был несчастный мальчик. Его несчастье чувствовалось за версту. Но тогда мы все этого не понимали: маленькие были. Может быть, причиной этого несчастья был его отец, капитан дальнего плавания, давно ушедший из семьи из-за пьющей жены, матери Вальки… У Вальки ещё был старший брат, жили они с матерью и братом на втором этаже старого двухэтажного барака, стоявшего на продуваемых всеми ветрами сопках владивостокской бухты с красивым византийским названием «Золотой Рог». Собственно, именно старший брат Вальки и его дружки сделали Вальку грозой нашего 5-го Б класса. Валька не прощал никому ни малейшего непослушания. А капризов и издевательских приёмов в его арсенале хватало на всех. Ущемлённое его самолюбие, невозможность как-то реализоваться без брата – только подстёгивали его ко всё более изощренным издевательствам над сверстниками. Непослушных после занятий во дворе школы ожидали Валькин брат и ещё человек пять-семь хулиганов, которые уже давно не учились в школе, а состояли на учёте в милиции. Но желание противодействия всё нарастало в нас.

Однажды я возвращался от знаменитого во Владивостоке дедушки-голубятника с бухты Гайдамак. К нему голуби слетались со всего города тысячами, и он часто отдавал их мальчишкам, которые хотели водить голубей, – как сейчас говорят – «в добрые руки». У меня уже было несколько голубей, для которых я построил в сарае небольшую голубятню. Но мне очень хотелось завести чисто белую пару, и дедушка обещал мне отсадить их в клетку. И вот я иду домой – и за пазухой моей клетчатой рубашки сидят молоденькие белые голубки: самец и самочка. Я иду счастливый и даже что-то напеваю про себя, ощущая животом неизъяснимо приятную теплоту. Я уже мечтаю, как моя парочка скоро выведет птенцов, и у меня появятся свои белые голуби, как я их буду кормить, разговаривать с ними, запершись в сарае, а потом тоже кому-нибудь из мальчишек подарю – «на развод». И вдруг я вижу, что мне навстречу идёт Валька. Ничего хорошего от встречи с ним ждать, я знаю, нельзя. Но он как будто не похож на себя: ласково и очень обаятельно улыбается. Я и не знал, что он может так хорошо улыбаться.

– Что это у тебя за пазухой, не голуби ли?

– Голуби.

– Покажи, пожалуйста, я голубей люблю.

И в голосе его какая-то необычная мягкость и даже ласка. Я расстегиваю одну пуговицу:

– Вот, смотри.

– Ух, какие хорошенькие, беленькие… Гули-гули.

Лицо его излучает свет:

– Можно в руках подержать одного?

– Ну, подержи.

Валька берёт со счастливой улыбкой голубя в одну руку, а другой начинает гладить его по голове. Вдруг следует какое-то резкое движение, и я вижу, что голова голубя остаётся в Валькиных руках, а из шеи голубя на нас брызжет кровь. Голову Валька молча бросает на землю. Лицо его становится злым и мрачным:

А ты что думал?!

Меня захватывает волна неудержимого гнева, из глаз моих льются слёзы, я захлёбываюсь ими от горя. Я быстро выхватываю второго голубя из-за пазухи и выпускаю в небо. Потом бросаюсь на Вальку с кулаками.

– Я тебя сейчас убью!

Откуда у тихого отличника взялась такая отчаянная злоба, я и сам не понимаю. Я ударил этого тщедушного ребёнка-старичка раз, другой, третий. Лицо его исказилось даже не от ярости – от удивления. Он бросился бежать, но при этом крикнул:

– Ты сам знаешь, что будет.

А мне уже было всё равно – что будет. Убитый горем я шёл домой.

Мама встретила меня со словами:

– Что случилось?

Я рассказал ей про голубей, про Вальку, про его угрозы. Мама моя была женщиной религиозной. Она родилась в день святого Николая Угодника и считала его своим вечным заступником. Будучи сиротой, она во время войны пережила голод на Украине, часто вспоминала то трудное время и всегда заканчивала одним:

– Меня тогда спас только Бог. Потому что я Ему обещала, что мои дети, сколько их у меня ни будет, все будут веровать в Бога.

Когда она была беременна мною, она весной 1952 года не побоялась пойти в единственный в городе храм (он носил имя святителя Николая) на ночную службу на Пасху – и с тех пор считала, что я обязательно стану верующим человеком.

– Сынок, ты пионер, ты не можешь говорить про Бога, но всегда знай, что Он есть, Он наш хранитель. Когда при тебе будут смеяться над Богом, ругать Его, – вставай и молча уходи. Крестик я тебе под галстук повесить не могу, но вот вошью тебе его в поясок брюк. Пусть он тебя охраняет.

Мама, действительно, вшила мне поясок прямо под брючный ремень, и я с ним ходил. Это не уберегало меня от школьных бандитов, и я часто приходил домой в белой рубашке, воротничок которой был весь в крови. Но я всё-таки уцелел, в отличие от многих своих одноклассников, которые либо утонули в море, либо были зарезаны в бандитские пятидесятые годы в собственном подъезде, либо погибли в массовых драках, когда сотни мальчишек спешили, гонимые какой-то нечеловеческой силой, на сходку с сотнями других, из соседнего района, неся в руках палки, арматуру, железные цепи… Они шли и крушили всё на своём пути. Попасться им на пути было то же самое, что попасть под поезд. Выжить на нашей улице в Рабочей Слободке мальчишкам в то время вообще было не просто. Но я выжил. Наверное, благодаря маминому крестику. Когда я уже работал в университете и защитил диссертацию, увидел среди преподавателей юридического факультета знакомое лицо. Молодой человек тоже посмотрел на меня с любопытством:

– Ты не с Рабочей Слободки?

– Точно, оттуда.

– Я тебя припоминаю. Смотри-ка, живые остались, да ещё в университете работаем.

Мама сказала:

– Голубь – птица Божья, и Господь накажет твоего Вальку, попомни моё слово.

Валька напомнил о себе очень скоро. Через пару дней я вернулся от друзей с запозданием: на улице уже был глубокий вечер. Только я постучал в дверь нашей коммунальной квартиры, как она внезапно распахнулась и навстречу вышла бледная мама:

– Это ты? Ты никого не видел в подъезде?

– Нет, а что?

– Тебя здесь ждали. Человек восемь почти взрослых мужчин. Я их пыталась выгнать, но они угрожали ножом и сказали, что дождутся тебя. Я молилась всё это время.

Удивительно, но слова мамы сбылись. Валька скоро попал в тюрьму за какое-то преступление. Он отсидел совсем мало. Его там месяца через два зарезали сокамерники. Кто именно – не нашли. Его брат был электриком-монтажником. Он поднимался на деревянные столбы в кошках. Вскоре его убило током. Мать Вальки была не просто алкоголичка, она после выпивки не давала соседям по коммуналке жить. Однажды их терпение лопнуло, и её сбросили с балкона второго этажа. Я как сейчас помню этот балкон: деревянный, во всю длину барака. Она упала и разбилась насмерть. Больше про Вальку я не слышал. Я снова и снова вспоминал мамины слова: «Голубь птица Божья». Если бы мне кто-то рассказал всё это, я бы ни за что не поверил: «Неужели правда – из-за голубя?» Но это случилось со мной. Сейчас, когда основная часть жизни уже за плечами, я вспоминаю Вальку без гнева. Он ведь погиб в девятнадцать-двадцать лет: для меня – мальчишка, ребенок. Я вспоминаю Валькино лицо, лицо старичка, его внезапный переход от улыбки к остервенелой злобе, и, умудренный опытом, понимаю, что он был не просто псих. Он был страшно одинок и несчастлив. Вспоминаю, и мне становится очень его жалко. Я думаю: бедный, бедный Валька!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *