Годы гонений на церковь

Отношения государства и Русской православной церкви всегда характеризовались как нестабильные и волнообразные — каждый новый правитель по-своему относился к вере и именно его отношение становилось решающим. Одни цари дарили земли приходам и освобождали от налогов, другие — забирали все, но именно правление большевиков ознаменовало страшный период в истории православия. Кровавые гонения — именно так можно охарактеризовать ХХ век в СССР для Русской православной церкви.

Начало ущемления христианства на Руси

Принято считать, что гонения на православие в России начались в 1917 году с Красной революции и приходом большевиков, однако это не так. Православные подвергались насмешкам и переживали трудности гораздо ранее и на протяжении всей истории своего существования, однако, те проблемы были временные и обычно заканчивались при смене правителя.

Преследования церкви начались с правления императора Алексея (отец Петра І)

Духовенство считает, что террор РПЦ начался гораздо ранее, еще при правлении Петра I и продолжался на протяжении всего XVIII века, а большевики стали лишь следствием тех преследований, причем их власть стала наиболее разрушающей.

На заметку! Многие отцы считают, что революция — это кара императорского двора, который пренебрегал верой в Бога.

Первые признаки преследований можно встретить, ознакомившись с реформами различных правителей Руси:

  1. В 1503 году при правлении Иоанна III — РПЦ лишается монастырских владений.
  2. В 1721 году при Петре I — упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода.
  3. В 1730-1740 гг. при правлении Анны Иоанновны — общее сокращение численности монахов и определение их насильно в государственную армию. Изымание собственности и земель, принадлежащих монастырям.
  4. Воцарение на троне Елизаветы Петровны и ее правление в течение 1741 — 1761 гг. принесло облегчение верующим, но одновременно с этим при дворе укрепились масоны, что ускорило раскол между властью и митрополитами.
  5. В 1764 году после воцарения Екатерины Великой — закрыты более 2/3 всех монастырских подворий, отобраны в казну земли приходов, установлены штаты монастырей.

Одновременно с жесткими реформами и законами, которые ужесточают жизнедеятельность РПЦ, на Руси распространяется масса ересей, которые подрывают устои храмов и веру христиан в целом. В течение XVII-XVIII веков было уничтожено не только огромное наследие, но и были казнены или отправлены в ссылку многочисленные духовные деятели, начиная с патриарха Никона, которого лишили статуса и отправили в ссылку, где он и умер в 1666 году.

Создание Священного синода существенно повлияло на положение церкви в государстве. В результате его создания деятели РПЦ подвергались светскому суду, а все дела по защите Православия и сопротивления протестантству относили к разряду уголовных и политических. Многие монахи, иерархи и клирики подвергались мучения и пыткам, отправлялись в ссылки и умирали насильственной смертью.

Богословы в большинстве своем склонны считать, что преследования начались с правления императора Алексея Михайловича, когда Россия начала медленно поддаваться влиянию Западной Европы. Как известно, именно католиков и протестантов Европы категорически не устраивало сложившееся взаимодействие духовенства и власти в империи, поэтому они предприняли массу шагов для его разрушения.

Читайте о других религиях:

  • Православие и ислам
  • Православие и баптизм
  • Православие и иудаизм

История гонений на Русскую православную церковь в ХХ веке

Любые преследования всегда начинались со лжи и клеветы. Если в первые века повсеместно распространялась ложь о каннибализме среди христиан, то в советское время бытовало мнение, что верующие — это ограниченные и глупые люди, которые хотят свергнуть социализм и принести капитализм в страну. Активную борьбу с верующими вела интеллигенция — против веры боролись стихами Маяковский и Бедный, фильмами Эйзенштейна, рассказами Горького.

Советская власть рассматривала религию как общественный пережиток

При этом намного хуже было бездействие всех остальных представителей этого образованного класса. Были закрыты множество храмов, убиты сотни людей, отобраны все ценности и сосланы в ссылку более 1000 представителей духовенства, а творческая интеллигенция просто старалась не замечать этого.

Основными причинами гонения в СССР можно назвать:

  1. Страх государственных деятелей потерять влияние или делить его с РПЦ.
  2. Страх потерять власть из-за возможной антиреволюционной деятельности церкви.

Страх потерять влияние на народ, привел большевиков к решению уничтожить религиозные организации. Они преуспели в этом — никто так изощренно не гнал христиан: поношение, дискредитация, доносы, аресты, пытки, каторга, казни. При этом коммунисты не только боролись извне — ими была проделана огромная работа по внедрению и разложению приходов изнутри.

Ленинский период

Позиция Ленина по отношению к церкви достаточно прозрачна — он считал религию опиумом для народа и призывал бороться с религиозными предрассудками. Его главная идея была в борьбе «тихими методами» — пропагандой и настраиванием населения против духовенства. Он рассматривал веру как религиозный предрассудок и стремился повысить общее сознание масс, чтобы они самостоятельно начали бороться с РПЦ. Это позволило ему несколько скрыть свои позиции и не привлекать громкое внимание общественности, которая в то время еще не подчинялась настолько безоговорочно высшей власти.

В 1917 году были национализированы все земельные ресурсы, которые имела РПЦ согласно декрету «О земле». Духовенство со своей стороны стремилось к занятию привилегированного положению и на Соборе 2.12.1917 года приняла соответствующие положения, однако, большевики отказались с ними соглашаться и взаимный антагонизм усилился. Уже в феврале 1918 года правление приняло Декрет «Об отделение церкви от государства и школы», который лишал церковь права собственности и закрепил светский характер страны.

На период правления В.И. Ленина приходится и кампания по вскрытию мощей — целенаправленные действия по уничтожению ценностей.

Изъятие церковных ценностей

Гражданская война и всеобщая религиозность народа помешала активным действиям коммунистов против веры и громких кампаний по отъему имущества не было, хотя именно во время Гражданской войны произошла масса кровавых столкновений духовенства и армии. После окончания революции и войны, уже в конце 1920-х годов процесс уничтожения РПЦ запустился вновь, но в этот раз не остановился и почти уничтожил ее в СССР. Безнаказанность привела к наступлению на крестьянство, его частичное уничижение путем коллективизации, резко усилила антицерковный террор. За этот период число арестованных за веру в 3 раза превысило число репрессированных в годы Гражданской войны.

Сталинский период

Сталин, как и его учитель Ленин, считал, что уничтожение Церкви — это важное и необходимое условие становления советского руководства. Хотя первоначально борьба за международное признание, попытки вывести страну из глубокого кризиса (политика НЭП) несколько ослабила гонения. В 1922 — 1927 годах наблюдается заметная пауза в вопросах религии.

В это время начинает работу ГПУ — государственное политическое управление, деятельностью которого была целенаправленная дискредитация и разложение Церкви изнутри. При правлении Сталина план Троцкого (он датируется 1922 годом) стали приводить в действие и его результатом стало появление обновленческого духовенства — подставные деятели вносили реформы, пытаясь сделать храмы и приходы более современными (по их утверждению), а на самом деле вносили смуту и подчиняли духовенство коммунистической партии.

В 1929 году вновь начинается кампания по тотальному уничтожению РПЦ.

В 1920–1930-е годы большинство храмов было сельскими, и активная коллективизация просто их уничтожила, как и возможных защитников веры. Наряду с разрушением, ограблениями и уничтожением приходов уничтожаются и духовные деятели — более 10000 священнослужителей были арестованы, сосланы в Сибирь или расстреляны. Сельские батюшки, даже те, которые были лояльны к советской власти, уничтожались (после 1929 года каждый третий расстреливался), все духовенство было зачислено в контрреволюционеры.

Времена Революции и Гражданской войны

Несмотря на все усилия большевиков, в декабре 1937 года при опросе населения более 58% (2/3 сельского и 1/3 городского) признало себя верующими, несмотря на риск ареста и расстрела. В закрытой документации коммунистов того времени всего 10% населения признано атеистами, несмотря на 20 лет антирелигиозной деятельности. После такой статистики Сталин принимает решение о проведении репрессивной кампании относительно таких антисоветских элементов.

В результате арестов неугодные власти были отправлены в тюрьмы на 8 и 10 лет, а большинство духовенства казнено. Кампания длилась с августа 1937 года по весну 1938 и принесла ужасающие результаты — было арестовано более 32000 верующих людей, половина из них казнена. Великая Отечественная война и последующие годы восстановления принесли послабление террора.

Правление Сталина характеризуется чрезвычайной жестокостью в целом: кровавое насаждение советской власти путем уничтожения всех несогласных или тех, кто подозревается в антигосударственной деятельности, привело к почти полному уничтожению крестьянства (которое было основным оплотом РПЦ), интеллигенции и духовенства.

Хрущевский период

Приход к власти Хрущева не только не ослабил давление на РПУ, но наоборот, ознаменовал новую волну террора. Именно Никите Сергеевичу принадлежит знаменитое обещание показать по телевизору последнего попа, ведь он к 1980 году обещал выстроить в СССР чистый коммунистический режим. Единственное отличие хрущевских гонений от сталинских, было в отсутствии крови, поскольку Никита Сергеевич выбрал экономические и пропагандистские методы борьбы.

Газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе

Пропаганда в 1953-1964 гг. достигла небывалых масштабов. В результате активных действий государственного аппарата за время правления Хрущева:

  1. Количество монастырей сократилось в 4 раза, а количество приходов в 2 раза.
  2. Было закрыто 5 из 8 семинарий, которые открыли после войны.
  3. В день (!) выходило по 5-6 книг антирелигиозного содержания.
  4. Верующих ставили на учет, как опасных общественных элементов.
  5. Монахов Почаевской Лавры насильственно вывозили и ставили на учет в психлечебницы. Верующих принудительно лечили психотропными препаратами.
  6. Защитников и преданных вере людей бросали в тюрьмы и пытали, пытаясь сделать из них отреченцев.
  7. Более 200 служителей отреклись от веры и подверглись анафеме.
  8. Было осуждено 1234 человека по религиозным мотивам.

Несмотря на активные усилия власти (антирелигиозная пропаганда была невероятно мощной в те годы) и потерю половины имущества (к 1966 году в стране из 13478 храмов осталось лишь 7523), а также множества человеческих жертв, религиозность населения не уменьшилась. По данным приходов в эти годы, наоборот, выросло количество проводимых обрядов.

Гонения стали лакмусовой бумажкой для многих: некоторые отдали жизнь и свободу за привилегию называться христианином, а другие предпочли отречься от Спасителя Христа и стать предателями, служа пагубной и кровавой власти.

Современное положение и опасность новых гонений

Распад СССР принес РПЦ свободу и вернул ее многочисленное имущество. На протяжении 10-15 лет после раскола церковь существовала мирно и восстанавливала утраченные храмы и монастыри. Однако вот уже несколько лет на РПЦ возобновились нападки общественности, в которых четко прослеживается направленность и идеологическая основа.

Несмотря на крепость христианства в России, большевизм принес плоды и сегодня почти половина россиян заявляют о себе как об атеистах, крича о нарушении их свобод. Христианство на самом деле ограничивает человека, но эти ограничения действую на благо, стремятся сократить злость человеческого сердца и его похоть.

Следует понимать, что история циклична и вполне возможно, что атеистические настроения в обществе вскоре могут принести новый виток гонений на христиан. Мир традиционно противостоит свету Божьей любви. Страдания за веру предсказывал сам Христос и каждый христианин сегодня должен быть готов к тому, чтобы отдать свою жизнь за Него.

Гонения на церковь в России в XX веке

Русское православие

Незавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Святой Александр Невский — известнейший полководец, дипломат и… образец смирения, которое с православной точки зрения заключается отнюдь не в пацифизме, а в том, чтобы никогда не давать власти гневу, а всегда действовать только трезвым умом и сердцем

Православие в России является наиболее распространённым вероисповеданием. Православная вера на протяжении более чем тысячи лет играла и играет ключевую роль в развитии русской культуры и русского государства. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в преамбуле содержит «признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Крещение Руси в 988 году было произведено новгородским и киевским князем Владимиром Крестителем (Красное Солнышко) из династии Рюриковичей с целью формирования русского государства и его укрепления. В результате на русских землях распространилась славянская кириллическая письменность, книги и грамотность, новейшие на то время строительные технологии, иконопись и фресковая живопись. Православие серьёзно смягчило нравы и стало органичной частью народной жизни и государственного устройства, а также заложило основу для превращения разрозненных славянских, финских и тюркских племён в единую русскую нацию. После феодального распада страны и монгольского нашествия православие стало важнейшей силой в деле возрождения и объединения страны. Начавшееся со времён Сергия Радонежского и митрополита Алексия монастырское движение позволило окружить русские города монастырями-крепостями и провести хозяйственное освоение Русского Севера, где в прежде пустынных районах было основано множество новых монастырей. После падения Константинополя в 1453 г. Россия стала основным центром мирового православия.

Иван IV Грозный из династии Рюриковичей стал первым русским царём, импортировав с помощью родственников византийскую православную монархическую традицию. После падения династии началось Смутное время, приведшее к тяжелейшим последствиям для страны. С целью «спасти страну от гибели» лидеры русских общин и высшее православное духовенство собрали Земский Собор 1613 года, чему предшествовало вхождение ополчения Минина и Пожарского в занятую поляками Москву с Казанской иконой Божией матери. Земский собор призвал на царство новую династию Романовых, для чего, обратившись к Богу, дал ему от имени народа Соборную клятву, в которой обещал хранить верность династии. Первые цари из Романовых значительно увеличили российскую территорию.

Династия Романовых царствовала до 1917 года. К этому времени Российская Империя вошла в кризис, а Священный Синод РПЦ констатировал «массовое отпадение от веры». В советский период православие, наряду с другими религиями, подверглось жестоким гонениям. Были разграблены и разрушены десятки тысяч храмов, включая многие шедевры культурного наследия. После распада СССР Русская Православная Церковь пережила второе рождение — Второе Крещение Руси. Количество верующих увеличилось многократно, открылось множество храмов и монастырей — более 20 000 за период 1990—2000, то есть более 1000 храмов в год, что является беспрецедентными темпами строительства и восстановления храмов в мировой истории. Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей по количеству верующих — 164 млн человек.

Христианство — самая распространённая религия в мире, которую исповедуют 33 % населения планеты. Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие — миролюбивая религия, ревностно сохранившая свои традиции практически неизменными с момента возникновения христианства. В отличие от католицизма, православие почти не было замешано в религиозных войнах, крестовых походах, торговле индульгенциями, разгуле инквизиции. На Западе Православную Церковь называют Ортодоксальной Церковью. «The Eastern Orthodox Church», Официально: «the Orthodox Catholic Church» . То есть самоназвание на английском у православия «Восточная Ортодоксальная Церковь», или просто «Ортодоксальная Церковь». А официальное самоназвание православия — «Ортодоксальная Католическая Церковь» или если перевести дальше «Православная Католическая Церковь».

История

Раннее христианство распространялось на территории Римской империи в первых веках нашей эры, берущей начало от Рождества Христова. На территории бывшей Римской империи было два центра христианства: на западе — Рим и на востоке — Константинополь (Византия). На Русь христианство пришло из Византии. Там приняла веру первая христианская правительница Киевской Руси — княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. После Крещения Руси в 988 году русская церковь пять столетий была метрополией Константинопольского патриархата.

Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского.

В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. Слово «православие» является переводом-калькой с греческого слова ὀρθοδοξία («ортодоксия») и означает «правильное славление», «правильное суждение», «правильное учение».

В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором.

В 1441 году митрополит Киевский и всея Руси — Исидор был фактически свергнут, за то, что упомянул на литургии папу римского и зачитал документ о Флорентийской унии.

В 1448 году Московским Собором был избран митрополитом рязанский епископ Иона без согласования с Константинополем. Получив фактическую независимость, Русская Церковь оказалась в изоляции и попала под влияние светских властей.

В 1453 году Константинополь пал под напором турок-османов и Византийская империя прекратила существование.

Примерно в это время начала выкристаллизовываться великая религиозная и политическая идея «Третьего Рима», которая отчасти не потеряла значение и сегодня: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать». Для русских вторым Римом был Константинополь, и после его падения Москва была названа третьим Римом. Миссия России — сохранение истинной веры и борьба с её врагами. Стало устойчивым словосочетание «Святая Русь». Римские папы тоже пропагандировали мысль, что русские цари — законные наследники Византии и должно бороться с турками. Двуглавый орёл — герб Византии был унаследован Россией.

В 1589—1593 годах Русская Церковь получила формальное признание своей независимости. Первым русским патриархом стал Иов и вплоть до петровских времён Русская Церковь управлялась патриархами.

В 1650—1660-х гг. патриарх Никон провёл реформу русского православия с целью унификации его с греческой обрядовой традицией. Многие верующие не приняли реформу, их стали называть староверами или старообрядцами.

В 1700 году царь Пётр Первый запретил избрание очередного патриарха и провёл глубокую реформу церкви. Церковью стал управлять Святейший Синод, являющийся, по сути, государственным органом. Духовенство стало замкнутым сословием, доступ в которое из других сословий был затруднён. Роль церкви в жизни страны существенно уменьшилась. Большинство монастырей было закрыто, а монастырские владения отошли к государству. Духовенство перестало быть финансово независимым и содержалось из государственной казны. Лишь в 1917 году Всероссийским Поместным Собором было восстановлено патриаршество.

При этом православие являлось государственной религией и активно использовалось в государственном управлении — при регистрации рождений и браков, в вопросах военной службы, медицины, образования и др. По мере расширения империи вводились нормы для представителей других религий и конфессий, которые делились на допустимые и «вредные» (секты).

Количество действующих храмов/приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве, 1900-2000

С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура была полностью уничтожена. Однако остались так называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой.

В период Великой Отечественной Войны репрессии против религии были ослаблены. Советская власть в трудный момент нуждалась в поддержке православия. Союзники по антигитлеровской коалиции были крайне обеспокоены положением верующих в СССР. На оккупированных территориях храмы восстанавливались, и уничтожать их сразу после освобождения было неблагоразумно. Существуют легенды о прибегании Сталина к молитвенной помощи Церкви во время войны, об облётах с иконами вокруг Москвы и Сталинграда.

В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями.

Современное состояние

После распада СССР православная церковь пережила второе рождение. Количество верующих увеличилось многократно. Открылось множество храмов и монастырей. В 2007 году произошло объединение РПЦ с существовавшей с 1920-х гг. Русской православной церковью за границей (РПЦЗ).

В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находится Россия и многие другие страны: Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония, Япония, КНР.

По количеству верующих Русская Церковь занимает твёрдое первое место среди автокефальных православных церквей — 164 млн человек. Следующие по численности Румынская и Элладская (греческая) церкви насчитывают 18,8 и 10 млн верующих соответственно.

Известные современные сторонники православия

  • Владимир Путин
  • Дмитрий Медведев
  • Александр Проханов
  • Александр Дугин
  • Николай Стариков
  • Игорь Стрелков

СМИ Русской Православной Церкви

Печатные СМИ

  • Журнал Московской Патриархии — официальное печатное издание Московского Патриархата; ежемесячный журнал, издаваемый с 1931 года с перерывами, а с сентября 1943 года — без перерывов (http://jmp.ru/ — cайт Журнала Московской Патриархии)
  • Газета Церковный вестник (до февраля 2003 года — Московский церковный вестник) — официальное издание Московского Патриархата, издаваемый Издательством Московской Патриархии; выходит с 1989 года (http://e-vestnik.ru/ — сайт газеты «Церковный вестник»)
  • Альманах Богословские труды (http://www.btrudy.ru/ — сайт альманаха)

Сетевые СМИ

  • http://www.patriarchia.ru/ — Патриархия. Ru, официальный сайт Московского Патриархата, поддерживается Синодальным информационным отделом
  • http://mospat.ru/ — Mospat.Ru, официальный сайт Отдела внешних церковных связей
  • http://www.bogoslov.ru/ — Богослов.Ru, богословский портал, создан в 2007 году.
  • http://www.pravoslavie.ru/ — Православие.Ru, сайт создан 1 января 2000 года редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Патриарха Алексия II
  • http://www.youtube.com/user/russianchurch — канал Русской Православной Церкви на Youtube (открыт 11 октября 2010 года)
  • http://www.sedmitza.ru/ — Седмица.Ru, сайт церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Русской Православной Церкви

Цитаты о православии

Николай Иванович Костомаров

Историк (1817—1885)

Варварский склад общественной жизни изменяется с принятием христианской религии, с которой из Византии — самой образованной в те времена державы — перешли к нам как понятия юридические и государственные, так и начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Монастырь сделался школой для народа; монахи были его наставниками; в монастырях сосредоточивалось книжное учение, и значительная часть дошедшей до нас письменности носит на себе характер монашеский.

Князь Владимир

Святой равноапостольный Великий князь (960—1015)

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым.

Митрополит Макарий (Булгаков)

Церковный историк (1816—1882)

Событие Крещения Руси, есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской.

Иван Александрович Ильин

Философ (1883—1954)

В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство “правды” и “кривды”, добра и зла.

Александр Невский

Святой благоверный князь (1220—1263)

Не в силе Бог, а в правде!

Федор Михайлович Достоевский

Писатель (1821—1881)

Кто не понимает Православия — тому никогда не понять и Россию.

Владимир Владимирович Путин

Президент России

Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей — ни государственных, ни, позволю себе даже себе сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может.

Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России. К познанию первооснов — ее исторических традиций, единства и сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее!

Расширение и возвращение территорий Русской Палестины

Сергиевское подворье в Иерусалиме с флагом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), 2010 г.Храм Всех Святых в земле Российской просиявших на территории Горненского монастыря в Иерусалиме

Русская Палестина — расположенные на Ближнем Востоке владения и недвижимость РПЦ и Императорского Православного Палестинского Общества, приобретенные ими в рубеже XIX—XX вв. с целью организации инфраструктуры для паломников. В 1918 году ИППО было переименовано в Российское Палестинское Общество (РПО) при Академии наук, а в 1992 году вернуло себе старое название.

1964 год — «Апельсиновая сделка» СССР и Израиля. Следуя официальной политике по поддержке атеизма большая часть принадлежавшей РПО недвижимости в Палестине была продана Израилю за $4,5 млн. При этом Израиль заплатил натурой — яффскими апельсинами и текстилем, отчего данная сделка стала известна как «Апельсиновая». Не проданными остались здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье и некоторые другие объекты.

2008 год — переговоры главы ИППО Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, по которым обществу был передан участок земли в Вифлееме, где усилиями ИППО был построен российский центр культуры и науки. Также России были переданы:

  • 3,5 га земли на святой горе Елеон. На Елеоне планируется постройка еще одного российского культурного центра.
  • 3,5 га земли в городе Иерихон — местность Москобия и участок, на котором расположена христианская святыня (библейская смоковница, или дерево Закхея).
  • Здание Сергиевского подворья в историческом центре Иерусалима. В «Апельсиновую сделку» оно не входило, а было незаконно присвоено Израилем в середине 1960-х гг. В 2012 году были начаты реставрационные работы.

Кроме ИППО в Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ) как представитель РПЦ. Визит Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года способствовал возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии и прочих стран Русского мира. На объектах РДМ начали производится реставрационные работы.

В 1997 году патриарх Алексий II вновь прибыл в Иерусалим на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова посетил Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому времени был выкуплен и застроен русский участок в Вифлееме, а палестинские власти вернули РДМ подворье в Иерихоне. В 2004—2007 гг. в русском православном Горненском монастыре Иерусалима было завершено строительство собора Всех Святых в земле Российской просиявших. В начале 2007 года Иордания передала РДМ участок у места Крещения Господня на реке Иордан, где было построено паломническое подворье.

Примечания

  1. ИППО, старейшая в России международная благотворительная и научная организация, с XIX века занимающаяся палестиноведением, востоковедением и содействием православному паломничеству на Святую землю

См. также

  • Русский язык
  • Русский национальный характер
  • Национальные символы России
  • Неоязычество

Ссылки

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
  • Портал «Православие. Ру», содержащий, видимо, наиболее полный материал по теме

Россия
Государство Госдума • Правительство • Правоохранительные органы • Судебная система • Избирательная система • Центробанк (золотой запас • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Армия (модернизация ВС) • Вооружения • (пехотное оружие • военная техника • бронетехника • танк Т-14) • Военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ (территориальные споры) • Будущее России • Реформа Конституции России
Экономика Крупные проекты • Промышленность • Сельское хозяйство (темпы роста) • Электроэнергетика • Туризм • Жильё (Жилой фонд • благоустройство жилого фонда) • Продовольственная безопасность • Импортозамещение • Российская продукция • Компании-лидеры
Финансы Российский рубль (курс доллара • курс евро) • ВВП России (регионы РФ по ВРП • регионы РФ по ВРП (ППС) на человека) • Бюджет (финансирование науки) • Дотации регионам • ФНБ • Внешний долг • Экспорт (экспорт углеводородов) • Цены на нефть • Цены на бензин • Ставки по депозитам • Инфляция • Зарплаты и доходы (распределение по доходам • коэффициент Джини • МРОТ • дефицит денежного дохода) • Пенсии • Уровень жизни • Прожиточный минимум • Численность бедных • Уровень безработицы • Налоги • Деофшоризация • Детенизация • Производительность труда
Транспорт Автомобилизация • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Морские порты (доступ к океану) • Аэропорты • SSJ 100
Технологии Изобретения • Хайтек-продукция (новые разработки) • Оборонка • Авиапром • Космос • Атом (атомная энергетика) • Судостроение • Автопром • Двигателестроение • IT-сектор (микропроцессоры • смартфоны) • Робототехника • Нефтепром
Медицина Медицина • Фармацевтика • Вакцинация
Демография Численность населения (по возрастным группам • трудоспособное население • инвалиды • численность мужчин и женщин • городское и сельское население) • Браки и разводы • Продолжительность жизни • Естественный прирост • Рождаемость • Смертность (материнская • младенческая) • Миграция (Эмиграция • Миграция в бСССР) • Число заключённых • Социальная политика (материнский капитал) • Человеческий капитал
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России (история) • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы РФ (геостратегические регионы) • Города (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения) • Федеральные округа • Экономические районы • Макрорегионы • Российская Арктика • Символы регионов
История России
Общие статьи Правители России (плюсы и минусы) • Крупные российские проекты • Национальные символы России • Миф о вековой отсталости России • Русское православие • Захоронение Ленина
Древняя Русь Причины кризиса и распада Древней Руси
Московская Русь Причины кризиса Русского Царства
Российская Империя Оборона Нейшлота • Мифы о русско-японской войне • Эссе:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны • Геноцид русских в Австро-Венгрии • Причины кризиса и развала Российской Империи
Советский Союз Красноармейцы в польском плену‎ • Геноцид советских военнопленных • 28 панфиловцев • Мифы о Великой Отечественной войне • Советско-финская война (1941—1944) • Красноармейцы в финском плену • Плюсы и минусы советского образования • Эссе:Почему мы празднуем День Победы • Развал СССР • Развал советской науки
Современная Россия Изменения границ современной России • Расстрел в «Останкино» • Воссоединение с Крымом • Бессмертный полк • 70-летие Победы (парад) • Военные действия России в Сирии • Выборы в Госдуму (2016) • Выборы Президента (2018) • Будущее России

LiveInternetLiveInternet

Составил и опроверг историк и политик, православный верующий Николай Сапелкин.

Миф № 1. Церковь была на стороне монархии.

На самом деле Церковь отвернулась от царя, оставила его без поддержки. Уже 2 марта, когда царя уламывали отречься от престола, в Петрограде собрался Синод Русской православной Церкви. На нем было решено поддержать временный Совет Государственной Думы (до отречения царя было еще более 10 часов). 6 марта по всем православным приходам отправляется телеграмма: впредь царя в молитвах не поминать, а поминать Богом данное Временное правительство.

Миф № 2. Церковь была со своим народом, а народ был с Церковью.

Разногласия между Церковью и народом существовали давно и касались нескольких сторон жизни:

а) из общинной земли крестьян часть земель выделялась на содержание церковных приходов (30-35 десятин). В большинстве случаев крестьяне сами обрабатывали. засеивали, получали урожай и отдавали священнослужителям;

б) священники получали от государства зарплату как преподаватели Закона Божьего;

в) священники получали доход от «Братской кружки» (церковного подаяния);

г) также они занимались бытовой коррупцией при оформлении актов гражданского состояния, при выдаче имени новорожденному и т.д..

Таким образом уровень жизни священников был значительно выше, чем уровень жизни крестьян. При этом они бездельничали с точки зрения крестьян, которые сами трудились в поте лица. Они называли попов кровопийцами. Когда произошла Февральская революция, крестьяне стали просто изгонять священников из приходов, полагая, что это есть собственность общины. Толпы изгнанных священников хлынули в города.

Миф № 3. Большевики начали репрессии против священников.

Репрессии начались с Февральской революции и были инициированы самим народом. Конфликты чаще всего возникали на почве земельных споров. Был и политический момент. Священниками было принято сообщать в полицию о тех, кто не исповедался. Против таких прихожан полиция начинала расследование: не смутьян ли это, нет ли за ним каких грехов. Таким образом со сменой порядка крестьяне получили возможность сводить счеты со своими обидчиками. Не забыли они и бытовую коррупцию.

Миф № 4. Декрет об отделении Церкви от государства носил антирелигиозный характер.

На самом деле большевики выполнили чаяние Церкви: получить свободу от вмешательства государства в церковные дела. Вера была признана частным делом каждого, Церковь теперь вольна была устраивать свою внутреннюю жизнь так, как считает нужным. Все имущество поместных церквей было передано в их безвозмездное и бессрочное пользование. Однако при всем позитиве данного решения, священники оказались в сложном положении. В первую очередь они лишились гос. зарплаты. И крестьяне прекратили их содержать.

Миф № 5. Во время гражданской войны красноармейцы уничтожали священников.

Это не так. Красноармейцы не получали приказа уничтожать священников и не занимались этим по собственной инициативе. Случаи же гибели священников объяснялись самыми разными причинами смутного времени.

Митрополит Владимир Богоявленский был убит в Киево-Печерской лавре. Этот случай преподносится как вопиющий пример зверства большевиков. На самом деле он был убит грабителями. О том, что митрополит получил большую сумму денег, грабителям сообщили сами монахи. Они были возмущены поведением Богоявленского, который на фоне их бедной жизни роскошествовал. Грабители явились к нему в кабинет и стали избивать, требуя открыть место, где спрятаны деньги. Монахи буквально отворачивались от митрополита, словно не слыша его призывов о помощи. Это был тот самый митрополит, который был автором идеи отвернуться от царя. Так Владимир Богоявленский был убит. А красноармейцы наоборот сделали все возможное, чтобы раскрыть это преступление. Похожих случаев, когда священников объявляли погибшими от рук красноармейцев, а они умирали кто от тифа, кто еще от какой болезни, кто от рук крестьян, в архивах зафиксировано много.

Миф № 6. Придя к власти, большевики стали закрывать храмы.

И этот миф не соответствует истине. С отделением Церкви от государства закрылись домовые храмы при госучреждениях. Остальные храмы были переданы Церкви в бесплатное и бессрочное пользование. Тут и начались сложности. Объекты трудно было содержать. Вся прибыль от церковного подаяния теперь шла на содержание священников. Храмы приходили в запустение, число прихожан сокращалось, и приходы вынуждены были прекращать существование.

Отдельного внимания заслуживает разрушение Храма Христа Спасителя. Дело в том, что ко времени революции Храм перестал быть православным. Его захватили раскольники — так называемые обновленцы. Их предводитель митрополит Александр Введенский жил на широкую ногу, а также любил женщин. Иногда он принимал их прямо в церковном алтаре. Верующие считают, что разрушение оскверненного храма стало актом божественного возмездия.

Миф № 7. Большевики вмешивались в жизнь Церкви.

На самом деле государство пыталось регулировать деятельность Церкви, пыталось соотнести ее влияние с собственной идеологией. Но это регулирование носило крайне слабый характер. Большевикам некогда было заниматься еще и Церковью. Они трудились над выработкой новых форм хозяйствования в стране с разрушенной экономикой, а рецептов построения такой экономики никаких не было. Церковники сами искали защиту в государстве, ибо остались один на один со своими проблемами.

В период 20-30 годов в России действовали несколько православных группировок, которые рьяно воевали друг с другом. Главным противником Московского патриархата во главе с митрополитом Тихоном, а затем Сергием, сторонниками старого консервативного уклада, были обновленцы. Пытаясь восстановить отношения с государством Александр Введенский искал покровительства у Зиновьева. Тот посоветовал сделать в Церкви революцию, такую же как сделала страна. Обновленцы взяли курс на освобождение от предрассудков. Теперь можно было жениться не один раз, подстригать волосы и бороды, монашество объявлялось наследием темного средневековья. Предлагалось вообще реформировать Церковь по протестантскому образцу.

Простой народ глубоко возмущали безобразия, которые творились в Церкви. Особенно их возмутил переход обновленцев на григорианский календарь. Юлианский календарь был выстрадан крестьянством, он полностью соответствовал графику полевых работ. Те приходы, которые остались верны старому календарю, стали пользоваться у крестьян особым расположением. Это были приходы, сохранившие верность Московскому патриархату. Это сыграло свою роль в будущем, когда обновленцы исчезли так же внезапно, как и возникли.

Распри внутри православия были главной проблемой в новой России, а не вмешательство государства.

Миф № 8. Большевики создали свою Красную Церковь и произвели подмену.

Основания для этого мифа таковы. В 1927 году заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал митрополит Сергий. Он стал проводить политику по сближению с государством. Не имея государственного признания, не имея статуса юридического лица, Церковь могла распасться на отдельные радикальные секты. Появляется документ, подготовленный митрополитом Сергием: Декларация о лояльности. В этой Декларации звучала основная мысль, что у нас единое Отечество и единая ответственность. Неслучайно, именно эта церковная группировка живо отреагировала на начало Великой Отечественной войны.

Этот миф бьет как по легитимности Московского патриархата, так и по самому русскому самосознанию. Допускается сама мысль о том, что не Христос, не Господь Бог, не благодать Святого Духа управляет Церковью, а какие-то отдельные политические личности.

Миф № 9. Сергиевская Церковь лишена благодати, ибо пошла на поводу у власти.

Главное содержание деятельности Церкви это не политика, а способствование нравственному совершенствованию своей паствы. Верующие считают, что те архиереи, которые призывали к политической борьбе, отрекались тем самым от Христа. Не дело Церкви вмешиваться в политику, тем более переводить ее на рельсы гражданского противостояния. Сергиевская Церковь как раз вспомнила о своем предназначении: молиться о людях, о мире во всем мире, за то, чтобы зла в мире стало меньше, а благодати больше.

Миф № 10. Органы правосудия репрессировали невинных, за Христа пострадавших.

В период гражданской войны священники попадали под репрессии по разным поводам. В подавляющем большинстве случаев это были поводы, далекие от служения Христу. Священники вступали в сотрудничество то с красными, то с белыми. Было ли это связано со страхом за свою жизнь, или со страхом за жизнь близких, неизвестно. Но в этих перепитиях гражданской войны они иногда гибли, как и другие простые соотечественники. В 30-е годы некоторым священникам предлагалось стать осведомителями. И многие становились ими. Но были и те, кто от сотрудничества со спецслужбами отказывался. И самое интересное здесь то, что они умирали много позже — глубокими старцами. А вот пошедшие на сотрудничество, ставшие провокаторами и предававшие доверившихся им людей, были перемолоты стихией террора.

Миф № 11. Немецкие оккупанты несли русской земле и русскому православию свободу.

Тот, кто придерживается подобного мифа, не может считаться русским человеком.

Немецкие захватчики полагали, что если они объяснят населению, что они пришли освободить их от жидо-большевистского ига, то оно возрадуется. Захватчики открывали храмы, чтобы люди могли молиться за это освобождение. Но священники, прошедшие очищение 20-30 годами, оказались на высоте. Они молились за здоровье своих земляков, что означало пожелание победы над захватчиком. Церкви стали центром духовного сопротивления.

После освобождения территорий ни один из священнослужителей не был арестован. Поведение их было проанализировано и оценено как патриотический подвиг духовенства в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

А в 1943 году Сталин вызвал к себе трех самых уважаемых иерархов Церкви, среди которых был и митрополит Сергий. Беседа длилась долго, Сталин вышел проводить делегацию до самых парадных дверей здания. Иерархи были потрясены приемом, митрополит Сергий повторял: «Какой он добрый! Какой добрый…» Вскоре состоялись выборы Патриарха (им стал митрополит Сергий), впервые после 1721 года, когда институт патриаршества был упразднен Петром Первым. Большевики еще в 1917 году вернули должность Патриарха, но внутренние разногласия в Церкви не позволяли выбрать ее главу. Сталин способствовал полноценному восстановлению института патриаршества. С сентября 1943 года для русского православия начинается период, названный сталинским ренессансом.

Миф № 12. Все сегодняшние негативные проявления в РПЦ являются наследием сталинского периода.

Все как раз наоборот. После смерти Сталина положение Церкви резко ухудшилось. При Хрущеве начались гонения на Церковь. С 1958 года Хрущев стал не только Первым секретарем ЦК КПСС, но и занял пост Председателя Совета министров СССР, стал единоличным лидером государства. Он стал навязывать свою троцкистскую антихристианскую идеологию. Смеясь, Хрущев говорил, что в 80-м году, в связи с построением коммунизма, он «покажет по телевизору последнего попа».

Храмы стали закрываться. За время сталинского ренессанса было открыто около 12000 тысяч церквей. При Хрущеве более 8000 из них были закрыты. Начались издевательства над священниками и верующими. Такого давления в ХХ веке верующие еще не знали. Верующие его характеризуют как массовое антирелигиозное бесовство.

В сталинский период Церковь стояла на четких консервативных позициях:

а) непринятие экуменизма;

б) непринятие миссионерской деятельности католичества.

Эту систему при Хрущеве стали ломать. Церковников обязали вступить во Всемирный Церковный Совет, участвовать в его службах. Священники стали ездить на Запад — «перенимать опыт».

Государство стало вмешиваться и во внутреннюю жизнь Церкви, способствуя формированию ее кадрового состава. В связи с этим в Церкви наметились новые формы раскола. Более всего это проявилось на Украине в 90-е годы. Но и в России есть приходы, которые не признают верховенство Московского патриархата, не поминают в молитвах Патриарха Кирилла.

Прослушала и законспектировала для себя и для вас я Аху Суисво. Так что в текстовом варианте с этим материалом можно познакомиться только у меня 🙂 Полная версия лекций прилагается.

Серия сообщений «религия»:
Часть 1 — Почему Том Круз убедительно играет суперагентов. О дианетике, саентологии и Роне Хаббарде.
Часть 2 — Я не верю в чудеса! …А придется!

Часть 27 — На помощь православию идет Эрдоган?
Часть 28 — Всех православных друзей поздравляю с Рождеством!
Часть 29 — 12 мифов о гонениях на Церковь во время революции и сталинского периода.
Часть 30 — Всех православных друзей поздравляю с праздником Крещения!
Часть 31 — Что можно ответить доводам материалиста об отсутствии Бога?

Часть 38 — Возвращение староверов в Россию.
Часть 39 — Всех православных друзей поздравляю с Рождеством!
Часть 40 — Всех православных друзей поздравляю с Пасхой!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *