Георгий Свиридов

Георгий Свиридов

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.

Интересные факты о Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.

  • И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
  • В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
  • Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
  • Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
  • Биография Свиридова гласит, что композитор был страстным книголюбом и рыбаком.
  • В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
  • Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил Мусоргского и Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства.
  • За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
  • В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.

Творчество Георгия Свиридова

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» — никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы. Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.

Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина», написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

   

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.

Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Своей основной формой творчества Георгий Свиридов выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения lora-46

Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова

http://festival.1september.ru не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова звучат в такой последовательности:
Тройка
Пастораль
Вальс
Венчание
Марш
Весна и осень
Романс
Отзвуки вальса
Зимняя дорога
Тройка

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский) музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера . Пастораль

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

– ВАЛЬС

.Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.“Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.
Марш

…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости » Весна и осень»

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!
Романс

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?! По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”. Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.Первое проведение темы – начало объяснения. “Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…” (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. “Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…” В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.
Третье проведение темы. “Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…” – “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна, – я никогда не могла быть вашею женою…” “Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. “Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”. Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?

“Зимняя дорога”.зимняя дорога

Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречиКогда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне..http://festival.1september.ru

Свиридов Георгий Васильевич

Российский композитор. Пианист. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков и ведущих представителей сти­ле­во­го на­прав­ле­ния «но­вая фольк­лор­ная вол­на». Народный артист России. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, Сталинской, двух Государственных премий Российской Федерации.

Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж, Курская область. Мальчик появился на свет в обычной семье. Отец являлся почтовым служащим, а мать учительницей. В 1919 году отец погиб в Гражданскую войну защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий жил в Курске. Здесь учился играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились, так как гораздо больше, чем рояль, юного Свиридова привлекала балалайка. Юноша выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. В 1929 году поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года окончил школу и приехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить занятия музыкой. Обучался на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Северной столице семнадцатилетний юноша узнал много нового. Впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием стало то, что оказывается, можно учиться сочинять музыку, и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Написав две фортепианные пьесы в мае 1933 года принят в класс композиций профессора Михаила Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы молодой композитор представил первое сочинение.

В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Санкт-петербургскую консерваторию, где стал учеником Дмитрия Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Георгий осваивал разные стили, пробовал свои силы в различных видах музыки: сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Георгий Васильевич закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья. Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, возвратился в Санкт-Петербург. За три года написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов, его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова Уильяма Шекспира, новые романсы и песни на слова отечественных поэтов, появившиеся в 1948 году. Георгий много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

Познакомившись с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна, композитор оказался потрясен его вдохновенными произведениями. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах Александра Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов» о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе Самуила Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в бернсовском цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего: серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса являлись галереей музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа молодого человека, «лучшего парня наших лет».

В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Премьера состоялась 31 мая 1956 года в Москве. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» написанная в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Очень многие отечественные композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Георгия Васильевича является из них самым значительным и интересным.

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!», которая многие годы выступала музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя. Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.

Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца. В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог: яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому: «Весенняя кантата», «Царь Федор Иоаннович». Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти Александра Юрлова», 1973 года, своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В поэме «Отчалившая Русь», 1977 года, напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.

Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок», концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой: единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока: кантата «Ночные облака», 1979 года. Через год появился хоровой цикл «Песни безвременья». Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

Георгий Васильевич Свиридов скончался 6 января 1998 года. После отпевания в храме Христа Спасителя великого композитора похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды и Признание Георгия Свиридова

Награды и Признание Георгия Свиридова

Герой Социалистического Труда (1975) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения

Народный артист России (1963)

Народный артист СССР (1970)

Ленинская премия (1960) — за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского

Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели

Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) — за «Курские песни» для хора и оркестра

Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры — за концерт для хора «Пушкинский венок»

Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора

Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство

Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Орден Свободы II степени (Албания, 1954)

Ордена и медали иностранных государств

Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства

Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Почетный гражданин Курска (1982)

Почетный гражданин Москвы (1997) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы

Почетный доктор СПбГУП (с 1996)

закрыть

Творчество Георгия Свиридова

Творчество Георгия Свиридова

Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)

Шесть романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935)
Семь романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939)
Три романса на стихи А. А. Блока (1941)
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
Пять хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979)
«Пушкинский венок» для хора (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981)
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же).

Инструментальные произведения

Семь маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершен)
Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944-1945)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964)
«Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
Сюита «Время, вперед!» (1965) музыка к одноименному кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978)
Симфония (год неизвестен; первое исполнение — 23.09.2016)

Фильмография

Георгий Свиридов — автор музыки к фильмам. Кроме того, композитор некоторое время входил в съемочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»), после чего сотрудничество композитора и М. Швейцера по каким-то причинам прервалось, и режиссер обратился к Г. Фиртичу, который и значится в титрах как автор музыки. Однако, согласно исследованиям кандидата искусствоведения А. Белоненко, в фильме звучит еще и музыка Г. Свиридова: тема автопробега принадлежит именно ему.

1939 — Поднятая целина
1940 — Веселей нас нет
1940 — Обыкновенное дело (короткометражный)
1951 — Пржевальский
1952 — Римский-Корсаков
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1956 — Полюшко-поле
1957 — Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1960 — Воскресение
1964 — Русский лес
1964 — Метель
1965 — Время, вперед!
1968 — Огоньки (фильм-спектакль)
1970 — Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1975 — Доверие
1981 — Это было за Нарвской заставой
1981 — Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль Малого театра)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983 — Года моей весны (документальный)
1983 — Метелица (фильм-спектакль)
1994 — Царь Борис (фильм-спектакль)
1998 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 — Поэт Николай Рубцов (документальный) (используемая музыка)
2009 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)

Участие в фильмах

1960 — Вдохновенное искусство (документальный)
1973 — Композитор Свиридов (документальный)
1996 — Время Свиридова (документальный)

Архивные кадры

Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)

Литературные произведения

Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А. С. Белоненко. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 798 с.

Свиридов Г. В. Музыка как судьба — М.: Молодая гвардия, 2017.

закрыть

Память о Георгии Свиридове

Память о Георгии Свиридове

В сентябре 2005 года в Курске открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.

Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998).

Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).

C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.

C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).

В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.

На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски

Национальный Свиридовский фонд и Свиридовский институт возглавляет сын сестры композитора, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко.

Музыкальные школы

Московской детской музыкальной школе на северо-востоке столицы присвоено имя композитора в 1999 году.

В Екатеринбурге детская школа искусств № 14 носит имя Г. В. Свиридова с 2011 года.

Детская школа искусств в Выборгском районе Санкт-Петербурга получила имя композитора в 1999 году.

В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора в 1999 году.

В Тольятти Детской школе искусств было присвоено имя Г. В. Свиридова в 2006 году.

В Петрозаводске детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора с 2001 года.

Бердская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова в 2010 году.

В Курске в 1998 году его именем названа музыкальная школа (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова), в которой учился композитор.

Серовская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова с 2002 года.

Детская музыкальная школа № 1 города Кропоткина носит имя композитора.

Детской школе искусств № 6 Ростова-на-Дону присвоено имя Г. В. Свиридова в 2002 году.

26 июля 2006 года Детской школе искусств № 3 Брянска присвоено имя композитора.

Губкинская детская школа искусств (Ямало-Ненецкий автономный округ) получила имя Г. В. Свиридова в апреле 2014 года.

Николаевской детской музыкальной школе (Волгоградская область) имя композитора присвоено в декабре 2005 года.

В 2002 году была создана Ассоциация детских школ искусств и детских музыкальных школ, носящих имя композитора. В Ассоциацию на конец 2018 года входит 13 школ.

закрыть

Семья Георгия Свиридова

Семья Георгия Свиридова

Отец — Василий Свиридов, почтовый служащий. Погиб, когда сыну было четыре года.
Мать — учитель.

Первая жена — Валентина Токарева.
Сын — Сергей (род. 1940). Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушел из семьи.

Вторая жена — Аглая Корниенко
Сын — Георгий (род. 1948), сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене.

Жена — Эльза Густавовна Свиридова-Клазер (1925-1998).

Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания.

закрыть 06.01.1998

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *