Где венчался Пушкин с гончаровой?

Содержание

Александр Сергеевич Пушкин

В народной молве соединились воедино название храма и имя великого русского поэта.

А.С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского

Поэт и праздник Вознесения Господня

Александр Сергеевич и сам глубоко осознавал связь своей судьбы с праздником Вознесения. Поэт родился в праздник Вознесения Господня 6 июня (26 мая) 1799 г., и, по замечанию историографа П. В. Анненкова:

Предполагал Александр Сергеевич Пушкин, что на праздник Вознесения и умрёт (а умер в день блаженной памяти святого Ефрема Сирина).

Венчание

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 г., сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания.

Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 г.

Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова (1831—1832 гг.)

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью — А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал.

Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский, посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция.

«Дурные приметы»

В воспоминаниях современников, венчанию Пушкиных сопутствовал полный «набор» дурных примет.

Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо).

Однако, несомненно, что все эти мемуары были записаны по прошествии многих-многих лет, и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом.

Сам Пушкин после свадьбы писал о том, что он очень счастлив.

Дом Гончаровых

Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке. Но правящий архиерей, святитель Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице, имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма.

Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А.П. Васнецовым в 1880-х годах. Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад.

Автопортрет

В доме на Никитской много раз бывал Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома.

Память

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

Фонтан

В 1999 г. храм «Большое Вознесение» стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Вблизи храма по проекту архитекторов Михаила Белова и Максима Харитонова был сооружён фонтан.

Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»

Он имеет вид круглой беседки с колоннами, которую венчает золотого цвета купол. В центре фонтана, внутри беседки, установлена скульптурная композиция, изображающая А. Пушкина и Н. Гончарову.

На постаменте бронзовая пластинка с надписью «Фонтан-ротонда „Наталья и Александр“ открыт Правительством города Москвы 6 июня 1999 года в честь 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина».

Автор композиции — скульптор Михаил Дронов.

Вознесенский Храм у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Первую церковь на месте храма Вознесения Господня у Никитских ворот построили в 1685-1689 годах по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Путеводитель по архитектурным стилям

При Екатерине II здесь располагался Преображенский полк, шеф которого Потемкин решил возвести новый храм. Обследования фундамента показали, что грунт зыбкий, поэтому храм заложили на другом месте. Начал строительство Василий Баженов. Так как возводили храм на народные средства, стройка постоянно останавливалась. Работы возобновили уже под руководством Матвея Казакова, но в 1812 году почти законченное здание сгорело.

В 1831 году еще в незавершенном и освященном малым чином храме венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Место это выбрал лично Митрополит.

Что есть что в церкви

Завершенная в 1845 году церковь Большое Вознесение стала любимой у московской интеллигенции: просторная, с прекрасной акустикой.

В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, сам певец читал во время церемонии Апостола. А уже через 2 года из церкви Вознесения Господня изъяли все ценное. Тем не менее именно здесь в 1928 отпевали Марию Ермолову.

На том самом месте этой огромной, высокой церкви Большого Вознесения, у Никитских ворот, где сто лет назад под золотыми венцами стояли Александр Пушкин и Наталья Гончарова, высился весь в цветах и венках белый гроб, окруженный беспрерывно входящими и выходящими москвичами, пришедшими поклониться останкам своей любимицы, великой артистке Марии Ермоловой. Здесь собрались те, которые не будут иметь возможности завтра присутствовать на торжественной гражданской панихиде в Малом театре. Церковь не вмещала всех желавших войти сразу, народ толпился на улице, ожидая очереди, и под ярким мартовским солнцем, и в сырую, холодную ночь, до тех пор, пока от церкви не двинулась процессия к Малому театру.

Власти обложили церковь Большое Вознесение огромными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства и иноверцы, но это не помогло. В 1931 году храм закрыли, а в 1937 снесли колокольню. Здание оставили только как памятник пушкинской эпохи. Но это не помешало устроить в алтаре правительственный гараж, а в здании церкви разместить склад и лабораторию Энергетического института им. Кржижановского. Хотели еще открыть концертный зал, но не случилось.

В 1987-1990 годах храм Большое Вознесение отреставрировали и вернули Церкви. В 2004 заново построили колокольню по проекту Олега Журина.

Говорят, что… …во время церемонии венчания Пушкина и Гончаровой порыв ветра задул венчальную свечу жениха, Пушкин уронил крест с аналоя, а при обмене кольцами одно из них упало на пол. Поэт увидел в этом недобрый знак.

Церковь Большое Вознесение на фотографиях разных лет:

А что о церкви Большое Вознесение знаете вы?

Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин

Загадка имени: почему Вознесение большое?

Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.

Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.

Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию

В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.

В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.

5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.

В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.

В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам

Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века

В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.

Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».

С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.

Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).

Жизнь — театр

18 февраля 1831 года. Храм Вознесения Господня на Большой Никитской. С утра у дверей церкви дежурит полиция. Еще бы: ведь сегодня здесь будет торжество, о котором шумят Москва и Петербург. Законным браком сочетаются первый поэт России Александр Пушкин с первой столичной красавицей Натальей Гончаровой. Но мало кто знает, что торжество — на грани срыва. И причиной всему — мать невесты!Из воспоминаний княгини Екатерины Долгоруковой, близкой подруги Натальи Гончаровой: «В день свадьбы Наталья Ивановна послала сказать Пушкину, что надо отложить, что у нее нет денег на карету.

Свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тещей… Пушкин ей не уступал и, когда она говорила ему, что он должен помнить, что вступает в ее семейство, отвечал: „это дело вашей дочери, я на ней хочу жениться. Не на вас“.

Пушкин трижды сватался к Гончаровой, умоляя belle-mère отпустить дочь под венец. Откладывать назначенную свадьбу из-за какой-то кареты поэт не собирался. Пришлось отсчитать нужную сумму и отправить с посыльным. Венчание состоялось. Из храма Натали Гончарова и Александр Пушкин вышли мужем и женой. Но поэт рано радовался. Ему еще долго предстоит доказывать Наталье Ивановне, что он достоин ее дочери…Понять мотивы и характер сварливой дамы можно, пожалуй, только узнав ее родословную. Об этом подробнее я рассказывала в теме о ней.

Первые годы семья Гончаровых была похожей на другие, то есть счастливой. Один за другим рождались наследники. Но наследовать им оказалось нечего. Отец Николая, некогда владевший многомиллионным состоянием, промотал все. И еще занял. Полтора миллиона, которые после его смерти должен был выплатить сын. Однако Николай Гончаров финансовые дела семьи поправить не сумел. Пристрастился к вину и стал для близких не опорой, а обузой. Наталья Ивановна устала терпеть его выходки и уехала из Москвы в Ярополец. Семейная трагедия испортила ей характер. Она стала обидчивой и вспыльчивой. Детей воспитывала в строгости, доходившей иногда до жестокости. Неудивительно, что будущего зятя, известного картежника и ловеласа, она встретила отнюдь не с распростертыми объятьями.

113-я любовь

Сам Пушкин называл Натали своей 113-й любовью. В женихах он ходил не раз. Известно, что поэт предлагал руку и сердце своей дальней родственнице — Софье Пушкиной. Женитьбу на другой красотке — Аннет Олениной — он считал делом решенным, но свадьба сорвалась. На момент знакомства с Натали весь свет твердил о скорой помолвке Пушкина с дочерью статского советника Екатериной Ушаковой. Девица уже готовила приданое. А зря.

Вот что писал Николай Смирнов, приятель Пушкина, в своих „Памятных записках“: „Все думали, что Пушкин влюблен в Ушакову; но он ездил, как после сам говорил, всякий день к сей последней, чтоб два раза в день проезжать мимо окон Гончаровой“.

«Я пленен, я очарован, словом — я огончарован!» — эту фразу Пушкин повторял в кругу друзей чуть не по десять раз на дню. Очаровался и «огончаровался» поэт с первого взгляда. Увидел на светском балу прекрасную незнакомку, засыпал ее комплиментами… Поэт к тому времени был уже достаточно знаменит. Славился не только талантом, но и эпатажем, дерзостью. Натали же, напротив, была скромной до болезненности, замкнутой и даже холодной.В. Комаров. Пушкин и Гончарова . Знакомство

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Эти строки поэт написал задолго до знакомства с Натали — и о другой женщине, героине его романа Татьяне Лариной. Но именно это описание, как никакое другое подходило для его новой знакомой. Как будто та самая Татьяна сошла со страниц его рукописей. «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Это уже не «Онегин» — это посвящение будущей жене, написанное за полгода до назначенной свадьбы.

Три сватовства

Пушкин встретил Наталью Гончарову в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 Пушкин отправит в ее дом сватов. Но строгая мать сошлется на то, что дочь еще молода, ей нет и осьмнадцати, и разговоры о женитьбе нужно отложить. Внешне вполне закономерный отказ доводит поэта до отчаяния. Он уезжает на Кавказ, где русская армия ведет тяжелые бои с Турцией. Уезжает самовольно, не получив разрешения властей, за что потом ему здорово попадет. На Кавказе поэт даром времени не теряет. Пишет свое знаменитое «Путешествие в Арзрум» и, конечно, стихи:

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может»

Считается, что это одно из первых стихотворений, на которые поэта вдохновило знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. В сентябре того же года он вернулся в Москву, но встретил у Гончаровых холодный приём.
Через несколько месяцев Пушкин предпринимает вторую попытку взять в жены красавицу Натали. Она теперь совершеннолетняя, а значит, никаких видимых препятствий нет, но — вновь провал. Маменька Натали как бы и не отказывает, но всем своим видом показывает: Пушкин в ее доме — гость нежданный.

По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея, «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, потому что Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче», старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. Сыграли свою роль и политическая неблагонадёжность поэта, его бедность и страсть к картам.
Пушкин опять покидает Москву, на этот раз — в Петербург. Вот какие строки пишет влюбленный Пушкин своей Натали во время разлуки: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды».

Весной 1830 года поэт, уехавший в Петербург, через общего знакомого получил известия от Гончаровых, внушившие ему надежду. Он возвратился в Москву и снова сделал предложение. 6 апреля 1830 года, согласие на брак было получено. По словам одной знакомой Гончаровых, именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери: «Она кажется очень увлечённой своим женихом». Некоторое время жених и Наталья Ивановна с дочерьми провели в Полотняном Заводе: Пушкин должен был представиться главе семейства — Афанасию Николаевичу. В. П. Безобразов, посетивший поместье в 1880 году, видел в одном из альбомов стихи Пушкина, обращённые к невесте и её стихотворный ответ.Переяславец М. В. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова в родовом имении Гончаровых «Полотняный завод».
Пушкин не сдался и после второго отказа. И твердо решил: жениться на милой Натали или не жениться вообще! Бог любит троицу. Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, но переговоры о приданом отсрочили свадьбу. Через много лет Наталья Николаевна рассказывла П. В. Анненкову, что «свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тёщей». В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отложена, и Пушкин уехал в Болдино, где задержался из-за эпидемии холеры.Муковнин Евгений Владимирович. Пушкин в Болдино.

Гончарова-мать на этот раз почти согласна, вот только у нее… нет денег. А отдавать дочь под венец бесприданницей не хочет. Это ведь позор на всю Россию! Жених не был богат, но взялся решить финансовый вопрос. Чтобы дать будущей теще денег на приданое, заложил свое нижегородское имение Болдино. Позже он скажет: «Взять жену без состояния я — в состоянии».

Теща клятвенно обещает вернуть все до копейки, но ни копейки от нее Пушкин так и не получил. То есть, по сути, невесту свою Александр Сергеевич у ее матери … выкупил. Казалось бы, чего теперь тянуть? Как говорится, честным пирком да за свадебку! Но мама невесты и тут ставит палки в колеса. В день бракосочетания заявляет, что у нее нет денег на извозчика, а значит — торжество надо отменить. Пушкин деньги дал. Последние. Себе же поэт не купил даже свадебного костюма — венчался во фраке с чужого плеча.

Пушкин впервые увидел Наталью Гончарову в 1829 году, сделал ей предложение, два года проходил женихом и, наконец, добившись согласия на брак, стал выбирать храм для венчания. Но по воле ли Господней или по желанию самого митрополита Московского и Коломенского, духовно окормлявшего поэта, их венчание состоялось в еще недостроенном храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 18 февраля 1831 года.Церковь, где венчался Пушкин

В церковной метрической книге, второй её части «О бракосочетавшихся», была сделана следующая запись:

«Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николавну Гончарову, о коих надлежащий обыск с поручительством чинен был, брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Фёдор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной поручик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался 9-го класса Алексей Семёнов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и кавалер князь Петр Андреев Вяземский».Челышев Вадим Алексеевич. Венчание

Посаженым отцом невесты был И. А. Нарышкин, сенатор, тайный советник, дядя Н. Н. Гончаровой; посаженой матерью – А. П. Малиновская, жена начальника Московского архива иностранных дел. Семью Малиновских, хороших знакомых родителей Пушкина, поэт, бывая в Москве, неоднократно посещал. Посаженым отцом жениха был князь П. А. Вяземский, посаженой матерью – Е. П. Потемкина, жена гвардии поручика графа С. П. Потемкина, поэта и драматурга. После венчания в церкви новобрачные отправились на Арбат, где в снятой и отделанной заново квартире их встречали с образами.Тот самый дом на Арбате.

В воспоминаниях современников, венчанию Пушкиных сопутствовал полный «набор» дурных примет. Один из мемуаристов писал, что Пушкин уронил крест, другой – что упало ещё и святое Евангелие, и, кроме того, погасла свеча, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену (современные «исследователи» добавили ещё и упавшее обручальное кольцо). Однако, несомненно, что все эти мемуары были записаны по прошествии многих-многих лет, и являются попытками объяснить злосчастную судьбу поэта, так сказать, задним числом. А сам Пушкин после свадьбы писал о том, что он очень счастлив.

Из-за большого стечения любопытных, на венчание Александра Сергеевича и Наталии Николаевны была вызвана полиция. Видимо, предчувствуя, что событие это привлечёт к себе повышенное внимание публики, А.С. Пушкин первоначально предполагал обвенчаться в домовой церкви князей Голицыных на Волхонке. Но правящий архиерей, святитель Филарет, в ответ на поданное ему прошение о венчании властной рукой перенёс венчание в Вознесенский храм. Bозможно, сыграло роль то обстоятельство, что Гончаровы жили недалеко, на Большой Никитской улице, имели там собственный дом, купленный еще во времена процветания семьи, и были прихожанами храма. Дом не сохранился, на его месте сейчас находится посольство Испании. Сохранился рисунок, сделанный А. П. Васнецовым в 1880-х годах. Дом Гончаровых в Москве на Большой Никитской улице. А. М. Васнецов. 1880-е годы

Большая усадьба с барским домом и флигелями (все постройки деревянные) занимала чуть ли не целый квартал между Большой и Малой Никитскими, вдоль Скарятинского переулка. Вероятно, при усадьбе был и небольшой сад. В доме на Никитской много раз бывал Пушкин, а в одном из писем жене он писал, что живет на антресолях гончаровского дома.

Накануне на квартире Пушкина (Арбат,5З) устроили «Мальчишник», на который поэт созвал давних
друзей. По свидетельству Киреевского, «Пушкин был необыкновенно грустен, так что гостям его даже было неловко».

«Я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностью».
Перед этим домом в 1999 году установлен памятник, который москвичи часто называют «Саша и Наташа».

Немного истории храма. В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня в Сторожах 18 февраля 1831 года проходило венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Рядом, на месте нынешнего сквера, разбирали старую Вознесенскую церковь Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Церковь у Никитских ворот, недалеко от своего дворца, Наталья Кирилловна построила в 1685 году. На этом месте и раньше стоял храм, деревянный, известный с 1619 года.

Позднее в приходе храма стоял двор Г.А. Потемкина. Поговаривали, что в той церкви он тайно венчался с Екатериной II. Может быть, поэтому, а может быть, потому, что двор Преображенского полка, шефом которого он был, располагался неподалеку и нуждался в большом соборе, граф решил перестроить старую церковь. Проект был поручен В.И. Баженову, но смерть графа помешала осуществлению этого плана.

Строительство продолжили родственники Потемкина. Выяснилось, что фундамент старой церкви не выдержит большого собора, и заказчики отдали под новый храм свой двор. Старую церковь не сносили, начав рядом строительство трапезной по проекту М.Ф. Казакова, которую закончили в 1816 году. Сам храм достраивался в 1830-х. На сохранившихся чертежах проекта есть подписи Ф. Шестакова, Н. Козловского, А. Григорьева. Иконостасы были сделаны по проектам архитектора М.Д. Быковского. Освящение собора Большого Вознесения состоялось 19 сентября 1848 года.

Ежегодно 8 июня и 10 февраля в храме «Большое Вознесение» совершается панихида по великому русскому поэту А.С. Пушкину.

В 1999 г. храм Большое Вознесение стал одним из центров торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.Вблизи храма по проекту архитекторов Михаила Белова и Максима Харитонова был сооружён фонтан. Он имеет вид круглой беседки с колоннами, которую венчает золотого цвета купол. В центре фонтана, внутри беседки, установлена скульптурная композиция, изображающая А.Пушкина и Н. Гончарову. Автор композиции — скульптор Михаил Дронов.Храм «Большое Вознесение» облюбовала московская интеллигенция. Утонченный ампир, венчание Пушкина, прекрасная акустика привлекали прихожан со всей Москвы. Рядом сохранялась маленькая нарышкинская колокольня с шатровым верхом.

Храм стал свидетелем страшных боев 1917 года между юнкерами и революционными отрядами. Сюда принесли 180 гробов с телами погибших юнкеров.

А в 1920 Ф.И. Шаляпин читал здесь Апостола: в церкви венчалась дочь певца.

В 1922 году храм был разграблен «в пользу голодающих Поволжья», но службы продолжались. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, в 1928 году состоялось отпевание М.Н. Ермоловой.

Власти обложили приют непосильными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства (включая турецкое), но и это не спасло церковь. В 1931 году ее отдали под склад. Затем здесь разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского. Внутри был устроен второй этаж, прорезаны окна. В 1937 году снесли колокольню.

В 1987 году лабораторию выселили. В храме было решено открыть культурный центр с концертным залом. По многочисленным просьбам москвичей его вернули церкви. С 1990 года здесь возобновились службы. В 2002—2004 годах была заново построена колокольня.

Место венчания Пушкина и бывший исправительный дом: как возрождают московские храмы

Коммуналки и общежития, колонии и вытрезвители, выставочные залы и гаражи… В недавнем прошлом московские церкви и монастыри выполняли самые разные функции да и выглядели очень по-разному (хотя почти всегда — неважно). О том, что собой представляли городские храмы до того, как их спасли реставраторы, — в нашем материале.

За последние восемь лет в Москве отреставрировали 85 храмов, церквей и монастырей, 54 из них воссоздали полностью. В прошлом веке многие из них — в силу известных причин — меняли свое назначение. В советское время в церквях были гаражи, фабрики, склады, а в одной и вовсе располагалась детская колония.

Сказка о том, как Пушкин в гараже венчался

Церковь «Большое Вознесение» (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) — пожалуй, одна из самых известных в Москве. Место знаковое: в 1831 году в еще недостроенном храме, вернее в его трапезной, венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова (и до сих пор здесь ежегодно поминают классика). Через 100 лет церковь закрыли (однако до этого здесь успела вступить в брак дочь легендарного Федора Шаляпина), а еще несколько лет спустя снесли колокольню. В 1930-е здесь был гараж, а с 1960-х располагалась лаборатория высоковольтных газовых разрядов.

Церковные службы в «Большом Вознесении» возобновились в 1990-м — 23 сентября первую провел Патриарх Алексий II. С этого времени началось и возрождение храма. Восстановлением живописи более 10 лет занимался известный художник Алексей Артемьев. В нулевые колокольню построили заново, а в 2010-м стартовали реставрационные работы: укрепили кирпичную кладку сводов, стен трапезной и семь столбов ограды. В церкви сделали лестницу и пандус для маломобильных людей.

В 2017–2018 годах полностью восстановили роспись стен и сводов двух приделов, алтаря и подкупольной части, отреставрировали искусственный мрамор и лепной декор.

«Колоссальную работу провели под куполом храма. В последний раз реставрация этой части проводилась 28 лет назад. За три десятилетия стены и свод потускнели, покрылись копотью и трещинами. Мы старались поддерживать убранство храма своими силами, но под своды добраться не могли», — рассказала Ольга Цельмер, председатель приходского совета церкви «Большое Вознесение».

Небогоугодные дела

В Москве есть православная обитель особенно трудной судьбы: в советские годы здесь был женский исправительный дом (по некоторым данным, содержали там и политических заключенных), затем детская колония, потом вытрезвитель, а с 1930-х годов — общежитие. Речь идет о Новоспасском монастыре на Крутицком холме на берегу Москвы-реки. Здесь уже не первый год идут исследовательские работы и реставрация. В 2016-м на его территории начали восстанавливать колокольню, на которую годом позже установили колокол весом 16,5 тонны. А в 2018-м специалисты обнаружили табличку, заложенную в середине XVIII века в основание церкви Преподобного Сергия Радонежского, входящей в состав монастыря.

Сейчас реставраторы продолжают исследовать здания для дальнейших работ. С прошлого года они изучают угловые башни, части западной галереи Спасо-Преображенского собора, северного братского корпуса и крепостных стен 1640–1642 годов.

Молельный дом баптистов

В Черниговском переулке расположились сразу два старинных храма — Михаила и Федора Черниговских и Иоанна Предтечи под Бором, оба известны как минимум сXVIIвека. После революции их закрыли и только в 1990-е вернули к жизни. К тому времени в обоих храмах почти не осталось оригинального убранства.

Например, в Иоанно-Предтеченском соборе сохранилась лишь одна фреска — изображение святого пророка Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа (что неудивительно, учитывая, что в советские годы храм выполнял роль выставочного зала, а дом, в котором раньше жили церковнослужители, и вовсе был коммуналкой). Фреску нашли под слоем штукатурки, восстановили и законсервировали. В остальном же собор пришлось расписывать снова, чем и занялись около 30 иконописцев. Также отреставрировали колокольню, восстановили лепной декор, укрепили кирпичную кладку, отделали фасады.

Полную реставрацию провели и в храме, освященном в честь черниговских чудотворцев Михаила и Федора. Их канонизировали: по преданию, оба были убиты в Золотой Орде за отказ поклоняться идолам. Во время работ специалисты нашли захоронение с надгробной плитой XVIIвека, а внутри церкви — росписи XVIIи XIXстолетий.

«Во время реставрации строители обновили фасады, укрепили стены и своды, восстановили роспись, благоустроили территорию. Храмы, которые были в полуразрушенном состоянии, и сам переулок просто преобразились», — говорит инженер по архитектурным и реставрационным работам патриаршего подворья Мария Матросова.

Также реставраторы установили новую крышу и кресты, воссоздали белокаменные полы и историческую ограду. В 2014 году храм стал лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Кстати, есть в истории храма не самый обычный эпизод: в годы становления советской власти православные богослужения здесь прекратились (в чем, впрочем, как раз нет ничего примечательного), но зато — хоть и совсем недолго — он успел побыть молельным домом баптистов.

Как в 1990-х реставрировали православные храмы…

Мученики Флор и Лавр — известные святые. Они прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры, а обретению их мощей сопутствовало настоящее чудо: в окрестностях прекратился падеж скота (вероятно, поэтому на Руси их особенно уважали крестьяне и ямщики). Только в Москве в разное время было пять церквей, освященных в их честь. Самая известная из них построена в XVIIвеке на Зацепе. Зацепой называлась местность вблизи современной станции метро «Павелецкая». Она буквально пролегала «за цепью» — за заставой, на которой досматривали возы с товарами, приезжающими в Москву.

Долгое время дела у церкви Флора и Лавра на Зацепе шли неважно. После революции она превратилась в своего рода склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всего города, в том числе и из взорванного в 1931-м храма Христа Спасителя. Затем здесь расположилась фабрика металлографических и граверных работ, и производство оказалось во всех отношениях вредным: в церкви появились перегородки и межэтажные перекрытия, настенную роспись уничтожили или закрасили (кроме того, она сильно страдала от вибрации оборудования и кислотно-щелочных испарений).

Если выражаться изящно, церковнослужителям храм вернули «в неудовлетворительном техническом состоянии».

«В 1991 году храм находился в ужасном состоянии. Глава была снесена, колокольня разрушена до портика, внутри сделаны этажи и пробито множество окон. Первые два-три года мы занимались тем, что снимали перекрытия и заделывали всевозможные пробоины внутри и снаружи, — вспоминает председатель приходского совета храма Наталия Котельникова. — К концу 1990-х восстановили главу, построили колокольню, восстановили внутреннее убранство».

В 2010-х годах начался второй этап реставрации. «Прогнившие деревянные полы заменили каменными, обновили северную и южную паперти, главу и крест, воссоздали лепной декор. Не один год восстанавливали роспись. Труднейшая работа проходила в барабане главного купола, где меняли 12 окон. Для этого пришлось ставить леса и снаружи, и внутри», — рассказывает она.

В 2016 году проект реставрации получил премию конкурса «Московская реставрация». А последние полгода проводится благоустройство территории возле храма. Специалисты поменяли ограду, уложили брусчатку вокруг церкви, установили новые фонари, посадили деревья и цветы.

…и как — католические (спойлер: так же)

Церковь Святого Людовика Французского— единственный в Москве католический храм, который не закрывался даже при советской власти (а его настоятель, американец отец Леопольд Браун, был в те годы единственным в городе католическим священником). Французская община освятила церковь в честь почитаемого на родине святого короля Людовика IX, жившего в XIIIвеке и умершего в крестовом походе. Сначала это была небольшая деревянная постройка, позже на ее месте появился каменный храм по проекту архитектора Александра Жилярди.

«В годы советской власти здесь проводился ремонт, но не совсем правильно. В частности, применялись материалы, которые не соответствовали историческим. Поэтому к моменту реставрационных работ состояние храма было нелучшим. Многочисленные разрушения и деформации не только влияли на его конструктивно-эксплуатационные характеристики, но и искажали внешний облик», — рассказывает Иван Даниленко, генеральный директор ООО «Ракурс-Проект» — организации, которая занималась научными исследованиями и проектированием, а также проводила надзор над работами.

Реставрация проходила в два этапа. В 2017 году в соборе заменили крышу, восстановили фасады и кресты, а в 2018-м — интерьеры. При этом применялись материалы, аналогичные историческим. Одним из самых сложных этапов стала замена протекающей крыши, а также реставрация мраморного пола, подоконников и колонн.

«Сложность заключалась и в том, что при реставрации храм продолжал действовать. Пока на одном участке шли работы, на другом проводились службы. Доступ в собор для прихожан не ограничивали», — говорит Иван Даниленко.

Нарышкинский стиль

Высоко-Петровский мужской монастырь, в честь которого получила название и улица Петровка, — один из древнейших и самых почитаемых в столице. Он был основан в XIV столетии, в конце XVII века частично перестроен в стиле нехарактерной для Руси ренессансной архитектуры (эксперты называют ансамбль великолепным примером нарышкинского стиля).

«Монастырь закрыли почти сразу после революции. Много лет в стенах обители размещались разные учреждения — от коммуналок до мастерских. В советские годы здания монастырского комплекса ремонтировали, но лишь на бытовом уровне, чтобы уберечь от серьезных разрушений. В 1980-х проходила реставрация, но и она выполнялась в основном для того, чтобы сохранить обитель только как памятник культуры», — рассказывает эконом Высоко-Петровского монастыря послушник Игорь Коротков.

Монастырь возобновил деятельность в 2009 году. С 2016-го здесь проходят реставрационные работы. Сейчас полностью восстановлены церковь Святителя Петра, церковь Пахомия и колокольня с надвратной церковью. В них отреставрировали фасады, заменили полы, окна и двери, укрепили кирпичную кладку, воссоздали роспись и декор.

«Когда расчищали фасад церкви Святителя Петра, проявилась стенопись конца XVIIвека. Дело в том, что храм неоднократно перестраивался и первые большие изменения произошли в начале правления Петра Первого. Фактически он и возводил обитель — все основные храмы построили при нем. Тогда же расписали узорами фасад собора Святителя Петра, — говорит Игорь Коротков. — Когда роспись обнаружили, то долго думали, что с ней делать. После полутора лет жарких споров решили сохранить фрагменты декора и воссоздать стенопись».

Сейчас ведется восстановление других монастырских объектов, в частности Боголюбского храма. Кроме того, в планах — благоустроить территорию обители.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *