Г померанц

Биография Григория Соломоновича Померанца

В 1953-1956 годах работал сельским учителем в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН).

К 1953-1959 годам относятся первые эссе Померанца («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога.

В 1959-1960 годах вокруг Григория Померанца образовался полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар. Он занимался правозащитной деятельностью, поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвовал в неофициальных научных семинарах.

Григорий Померанц — автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960-1970-е годы огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции. Сильный резонанс вызвали его эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности». В 1967-1968 годах оба эссе были перепечатаны за рубежом.

В советских изданиях его публикации с 1976 года по 1987 год были запрещены.

Померанц был членом Академии гуманитарных исследований.

Был женат на поэтессе, писателе, эссеисте и переводчике Зинаиде Миркиной.

ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ

Родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно

Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960—1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.

С семи лет жил и учился в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 — 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 — 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.

К 1953 — 1959 гг. относятся первые эссе П. («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности —В. ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой — «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.

Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962 г., П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов — духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю.ГАЛАНСКОВА. В 1967 — 68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».

П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца — я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир».

Во второй половине 1970-х П. близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов «крови и почвы», новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского «образованца»; П. резко критиковал «страстную односторонность», дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм. Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В «Информационном бюллетене » №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе П. «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: «наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».

Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7 «Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические.

Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире,где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

С началом Перестройки в 80-х годах в российской периодике публикуется большое число эссе П.; выходит в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). В это время П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

На протяжении всей своей жизни, совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия.
Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный П. выход из духовных и политических кризисов современности.
«Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».
Свою жизнь Григорий Померанц описал в книге «Записки гадкого утёнка».

Григорий Соломонович Померанц умер 16 февраля 2013 года, накануне своего 95-летия.
Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

Померанец— изысканный аромат флердоранжа и бесценные эфиры

Померанец — фрукт необычный тем, что его практически не едят, но активно используют в парфюмерии, косметологии, медицине и кулинарии. Его главное богатство — эфирные масла, которые дарят цветам изысканный аромат, а цедре — богатый вкус. Растение помогает похудеть, открывает положительную энергию Ци и избавляет от депрессий.

Как выглядит

Померанцевое дерево не отличается большими размерами, достигая не более 10 м в высоту. При выращивании в домашних условиях рост его ограничивается 1-2 м. Особенность ствола и веток — обилие тонких мелких колючек. Листья померанца вытянутые, светло-зеленые, испещренные прожилками с эфирными маслами.

Особо стоит отметить цветы растения, называемые флердоранж. Его белоснежные, крупные, мясистые и плотные лепестки, а также изящная тычинка выглядят изысканно и нежно. Благодаря этому, цветки померанца с давних пор являлись незаменимым украшением свадебного образа невесты.
Их вплетали в венки и использовали для создания букетов, как символ невинности и чистоты. Считается, что моду на флердоранж, наряду со свадебным нарядом белого цвета, ввела королева Виктория, которая выбрала растение для украшения собственной церемонии венчания.
Плоды померанца напоминают апельсины: ярко-оранжевый цвет и диаметр 6-8 см этому способствуют. Форма фрукта чуть сплюснутая в полюсах, а кожура более рыхлая. Она легко отделяется от мякоти, при сдавливании обильно выделяет ароматные эфирные масла.
Вкус померанца одновременно горький и кислый, встречаются более сладкие сорта, например, Павловский. Из-за специфического вкуса и обилия эфирных масел в натуральном виде плоды практически не употребляют. Это может привести к повреждению рецепторов и неприятным ощущениям.

Где растет

Удивительно, но померанец не встречается в дикой природе. Эксперты считают, что растение — гибрид мандарина и помело, близкий родственник лимона. Распространено мнение, что появился новый фрукт в юго-восточной части Азии, возможно, в Индии.
Первое упоминание фрукта встречается в трудах Авиценны, жившего в начале второго тысячелетия нашей эры. В Европу растение попало благодаря арабским купцам и путешественникам, которые привезли его из персидского региона в Испанию.
Сейчас померанец культивируют в странах Юго-Восточной Азии и Средиземноморья, в Индии, Латинской Америке, на Карибских островах, Кавказе, в Абхазии. В Европе урожай собирают раз в год: цветение начинается в середине весны, а фрукты собирают в период с октября по декабрь. В тропиках дерево плодоносит дважды в год, перед началом сезона дождей.

Название

Поскольку померанец был завезен в Европу в одно время с апельсином, его необычное название напрямую связано с этим фактом. В Италии изысканный фрукт именовали pommo d’arancia, что значит «апельсиновое яблоко». Во время интеграции фрукта в немецкую культуру его название было искажено и превратилось в pommeranz. А уже оно, в свою очередь, перекочевало в русский язык. Кроме того, померанец именуют горьким, кислым и севильским апельсином, бигарадией, кинотто или чинотто.

Интересная история связана с померанцевым деревом — именно так переводится название города Ораниенбаум, нынешнего Ломоносова, расположенного в Ленинградской области. Существует несколько версий происхождения топонима. Самая правдоподобная гласит, что владелец имения Меньшиков назвал его в честь рода (династии, древа) Оранских, к которому принадлежал правитель Нидерландов Вильгельм. Таким образом, Ораниенбаум можно перевести как «дерево Оранских».
По другой версии, в здешних садах выращивали померанцы еще шведы. Последнее предположение связано с экстравагантным характером Петра I. По легенде именно он подарил Меньшикову необычный цитрус, как бы говоря: «Я знаю, какой ты на самом деле фрукт!» Вне зависимости от того, какая из версий правдива, на гербе Ломоносова до сих пор находится померанец, а в центре города жителей и гостей радует скульптура с изображением цитрусового дерева.

Химический состав и пищевая ценность

Померанец относят к фруктам средней калорийности: энергетическая ценность 53 ккал на 100 граммов продукта. В составе обнаружен алкалоид синефрин, способствующий снижению веса, поэтому его активно используют в лекарственных средствах для похудения.
Плод на 80% состоит из воды, богат углеводами, пектином, альдегидами, органическими кислотами, флавоноидами, гликозидами. Для парфюмерной промышленности особое значение имеет антраниловая кислота. Получаемый из нее метиловый эфир имеет необыкновенный аромат и служит основой для многих парфюмерных композиций.

Польза и вред

В восточной медицине кожуру померанца используют для лечения болезней легких, в качестве антикоагулянта и средства для лимфодренажа. Эфирные масла применяют в духовных практиках для высвобождения энергии Ци. В европейских странах фрукт применяют похожим образом: протертую цедру прикладывают к вискам для устранения мигреней, лечения депрессий, улучшения настроения, уменьшения тревожности, нормализации давления.

Широко известны антисептические и противогрибковые свойства померанца: для лечения заболеваний кожи и обеззараживания используют эфирное масло, свежую цедру или настой из кожуры. Компрессы помогают регенерации клеток и способствуют заживлению ран.
Регулярное, но умеренное употребление фрукта нормализуют работу пищеварительной системы. Улучшается метаболизм, проходят запоры, спазмы и грыжи. Использовать плоды можно в качестве желчегонного средства. Еще один необычный эффект померанца — снижение абстинентного синдрома.

Противопоказания

Главное противопоказание для употребления померанца — индивидуальная непереносимость, которая грозит появлением аллергии. Фрукт не рекомендуется есть женщинам в период беременности и лактации, давать детям до трех лет. Кроме того:

  1. С осторожностью померанец стоит употреблять людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, например, гастритом, язвой, рефлюксом, панкреатитом, проблемами желчного пузыря. Насыщенный кислотами плод может вызвать раздражение и стать причиной приступа.
  2. По этой же причине нужно ограничить употребление померанца во избежание повреждений зубной эмали.
  3. Людям, которые не имеют проблем со здоровьем, не стоит есть фрукт натощак, поскольку кислоты и эфирные масла вызывают изжогу и негативно влияют не желудочные стенки.
  4. Рекомендуется сократить количество померанца при наличии сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии.

Как выбрать

Найти померанец в европейских супермаркетах можно в любое время года, хотя фрукт и не так распространен, как апельсины или лимоны. По внешнему виду померанец напоминает некоторые сорта мандаринов. Отличительная особенность фрукта — яркий цитрусовый запах, который появляется при сдавливании кожуры.

Выбирая плод, внимание стоит сосредоточить на его шкурке. Она должна быть сухая, блестящая, ровная, плотная, упругая, с большим количеством пор. Если кожура сухая, пожухлая, с темными пятнами, следами вмятин или гнили, плод испорчен. Определить спелость можно по весу: фрукт должен быть чуть тяжелее, чем кажется на вид.
Померанцы светлого или насыщенного оранжевого оттенка имеют традиционный кисло-горький вкус. На их кожице допускаются легкие вкрапления красного цвета. Самые сочные и вкусные померанцы родом с Ямайки: их шкурка отличается синевато-сизым колером.

Хранение

Свежий плод хранится в теплом и сухом помещении неделю. В холодильнике или погребе срок хранения увеличивается до нескольких недель. Поскольку в кулинарии и народной медицине чаще всего используют шкурку померанца, ее предварительно необходимо отделить от плода, порезать на крупные куски и разложить на пергаменте.
Через 3-7 дней кожура высохнет, после чего ее можно измельчить или растолочь в порошок. Хранить полученные ингредиенты можно в стеклянных или пластиковых банках с плотно закрывающихся крышкой. Это позволит продлить эталонный аромат и вкусовые качества продукта.

Выращивание

Посадку померанца стоит запланировать на летнее время. Сначала свежие семена растения заворачивают во влажную салфетку, которую помещают в закрытую емкость и устанавливают в теплом месте. Через 2-2,5 недели они проклюнутся, после чего заготовки можно сажать в индивидуальные горшки. Секрет этого этапа — расположение емкостей на улице, чтобы помещенные под слой земли семена получали рассеянный солнечный свет.

Регулярный полив и сохранение температуры на уровне не ниже +22°С приведет к появлению через 2-3 недели ростков. Идеальный вариант — пересадка их в теплицу, где они должны находиться на менее трех сезонов. В домашних условиях ростки необходимо хорошо поливать и расположить в теплом и солнечном помещении. На открытый грунт растение стоит высаживать лишь в регионах, где минимальная температура не опускается ниже -6°С.
При правильном уходе через 4-5 лет растение начнет давать урожай. Крупных плодов ждать не стоит: даже в теплом климате Абхазии они небольшие, больше напоминающие кумкват.

Применение

Листья, цветы, семена и кожура померанца богаты эфирными маслами. В домашних условиях их можно получить из кожуры фрукта, подержав ее под прессом. В умеренных количествах масло можно добавлять в шампуни и бальзамы для избавления от перхоти, очищающие и тонизирующие маски для лица. Оно эффективно в борьбе с целлюлитом: если смешать его с кремом для тела и использовать дважды в день, через месяц появляется видимый эффект уменьшения «апельсиновой корки».
Нотка померанца — традиционный компонент изысканных цветочных ароматов. Для создания парфюмов используется неролиевое масло, добываемое из цветков растения. Его свежий и мягкий запах напоминает сочетание жасмина, цитрусовых и меда.

Считается, что название маслу из цветков померанца подарила Анна-Мария из рода Орсини, принцесса Нерольская. Именно на ввела его в моду, распространив среди дам знатных домов Европы. Считалось, что аромат нероли обладает магическими свойствами и является афродизиаком. Масло использовали для изготовления приворотных зелий и снадобий для женщин, желавших забеременеть.
Известно и доказанное действие аромата померанца. Ненавязчивый освежающий запах успокаивает, помогает в борьбе с депрессией, повышает настроение, отгоняет тревоги, устраняет мигрени и головную боль.

Померанец для похудения

Благодаря содержанию в померанце синефрина, фрукт используют для похудения. Экстракт растения часто встречается в биологически активных добавках, взамен запрещенной эфедры. Активное вещество является жиросжигателем: за счет увеличения сердечного ритма и повышения артериального давления активизируется процесс расщепления липидов.
Не существует монодиет с использованием померанца, поскольку он не употребляется в натуральном виде. Чаще всего высушенную кожуру, цедру или сок свежего плода добавляют в воду, чаи или морсы: такие напитки помогают снизить аппетит. Добавлять высушенную кожицу можно к любым блюдам, закрепленным в диете, например, к творогу, крупам или овощам.

Рецепты

Высушенная и свежая цедра померанца используется для приготовления десертов: добавляется в пирожные, кексы и печенье, служит для украшения тортов. При добавлении компонента в кремы или творог продукт приобретает насыщенный желтый оттенок, что широко используется в декоративных целях.

Сильнее всего померанец раскрывается в горячих блюдах. Его добавляют в соусы, к мясу и птице, чтобы сохранить тонкую апельсиновую нотку до момента приготовления блюда: другие цитрусовые имеют менее выраженную способность сохранения вкуса при температурной обработке. Из высушенной и проваренной в сладком сиропе кожуры делают цукаты, конфеты, джемы, мармелады.

Померанец — необычный во всем, от названия до вкуса. Насыщенный эфирными маслами, фрукт помогает в лечении духовных и физических болезней. Не зря во все времена его считали символом изящества, красоты и приятных эмоций.

Человек человеку икона: 20 очень сильных цитат Григория Померанца

13 марта исполняется 100 лет со дня рождения философа и духовного мыслителя Григория Померанца (1918-2013).

Григорий Померанц – философ, культуролог, религиовед, эссеист. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, где был тяжело ранен, однако вернулся в строй и оставался всю войну в действующей армии. Автор работ о Федоре Достоевском и истории религий.

Многие сочинения Померанца известны за рубежом. Сам ученый не любил, когда его называли философом, и говорил: «Я не пользуюсь профессиональным философским языком, а стараюсь писать просто, доступно».

Мы подобрали для вас цитаты из книг и выступлений выдающегося мыслителя.

«Всякое приобретение — потеря; или по меньшей мере — забота, как избегать потери и постоянная угроза потери, а всякая потеря, если вынести ее, становится приобретением»

«Счастье — итог пути, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны»

«Каждый день мы забываем Бога ради яблока, выходим из глубины на поверхность, теряем чувство целого и запутываемся в частностях. Каждый день нам не хватает воли к глубинному, тихому и целостному»

«Счастье живет только в обмене, в передаче от одного другому. Им нельзя владеть, как домом или поместьем, обособившись от других. Только давая, не спрашивая взамен, можно вызвать его к жизни. Только рискуя потерять счастье, можно умножить его. Схваченное в руки, зажатое в кулак, спрятанное от других, оно исчезает»

«Бог — это любовь. Бог — это совесть, голос, который мы слышим в тишине, в молчании, в созерцании целостности природы, в созерцании иконного искусства, в переживании книг, которые будят совесть, в припоминании детской и отроческой боязни оскорбить любовь. Единственный бесспорный авторитет — это авторитет любви. Этот единый и нераздельный дух любви — к родным людям, родной стране, к творческой силе, создающей родство, — надо хранить и поддерживать»

«Любовь к Богу и к людям подобны. Любовь к Богу озаряет любовь к людям, и любовь к людям подсказывает образы любви к Богу. Такова вершина любви, где человек человеку икона и икона не заслоняет Бога»

«Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга, как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно злу»

«Счастье творчества — в самом творчестве, даже без признания, без успеха. Счастье любви — в самой любви, даже без взаимности. Способность к этому — часть той тайны, которой обмениваются любящие»

«Наше дело — идти по выбранной дороге, но не хулить чужие дороги. Они расходятся в долинах, а наверху сходятся и совершенно сливаются там, где время становится вечностью, а пространство — точкой целого. И почувствовав эту точку в груди, мы чувствуем любовь к другому, идущему другим путем, и не даем ревности и ненависти отвлечь от пути вверх»

«Люди разучились счастью. Сперва земное счастье было объявлено заменой вечной жизни. Потом рванулись в другую сторону и стали искать особую вечность, вне времени, после времени, как будто вечность может быть до или после, как будто она не вся здесь и теперь»

«Все мы обрастаем панцирем, чтобы защититься от грубых толчков внешнего мира. Но однажды замечаем, что этот панцирь защищает и от того, что дает жизни смысл — от встречи открытого сердца с открытым сердцем, от нежности, которой жаждет душа»

«Если спор заходит в тупик, надо замолчать и подумать: наша любовь больше того, о чем мы спорим. И тогда — в великом молчании — над землей раскроется единое небо, и солидарность»

«Я понял,что каждому из нас даны только осколки истины и бессмысленно спорить, чей осколок больше. Прав тот, кто понимает свое ничтожество и безграничное превосходство целостной истины над нашими детскими играми в истину»

«В каждом униженном человеке бьют Бога. Его незащищенность каким-то образом становится нашей защитой. Крик в нашей душе замолкает и мы начинаем слышать его крик. И сразу все личные вопросы смываются Божьим вопросом. Он умирает и воскресает вместе с нами»

«Смысл молитвы не в просьбах, а в постоянном обращении к своей глубине. Настоящий грех — это отрыв от собственной глубины»

«Есть люди, для которых религия — это ломбард, в котором хранятся семейные сокровища; для Достоевского — это вечный кризис веры и вечный поиск выхода из кризиса»

«Я понял, что любить – значит как бы писать новые стихи и новую музыку, где каждое повторение – ложь. Я смычок, играет Бог, и каждый миг надо заново угадывать, чего от тебя ждет скрипка. Каждое движение чувствовать сердцем – чтобы оно шло от сердца и находило отклик в сердце»

«Счастье жизни рождается из собранности, сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым»

«Надо сохранить внутреннюю свободу, возможность отойти в сторону и даже повернуться спиной к событиям, если они мне не по сердцу, — с тем чтобы снова войти в поток в какой-то другой, благоприятный миг»

«Многие люди думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, – и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне, и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам – простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *