Содержание
- Биография Григория Соломоновича Померанца
- ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ
- Померанец— изысканный аромат флердоранжа и бесценные эфиры
- Как выглядит
- Где растет
- Название
- Химический состав и пищевая ценность
- Польза и вред
- Противопоказания
- Как выбрать
- Хранение
- Выращивание
- Применение
- Померанец для похудения
- Рецепты
- Человек человеку икона: 20 очень сильных цитат Григория Померанца
Биография Григория Соломоновича Померанца
В 1953-1956 годах работал сельским учителем в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН).
К 1953-1959 годам относятся первые эссе Померанца («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога.
В 1959-1960 годах вокруг Григория Померанца образовался полуподпольный философско-исторический и политэкономический семинар. Он занимался правозащитной деятельностью, поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвовал в неофициальных научных семинарах.
Григорий Померанц — автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960-1970-е годы огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции. Сильный резонанс вызвали его эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности». В 1967-1968 годах оба эссе были перепечатаны за рубежом.
В советских изданиях его публикации с 1976 года по 1987 год были запрещены.
Померанц был членом Академии гуманитарных исследований.
Был женат на поэтессе, писателе, эссеисте и переводчике Зинаиде Миркиной.
ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ
Родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно
Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960—1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.
С семи лет жил и учился в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 — 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 — 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.
К 1953 — 1959 гг. относятся первые эссе П. («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.
Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности —В. ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой — «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.
Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».
Начиная с 1962 г., П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов — духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю.ГАЛАНСКОВА. В 1967 — 68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».
П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д.САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца — я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова..Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».
В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению » Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.
В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир».
Во второй половине 1970-х П. близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.
В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов «крови и почвы», новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского «образованца»; П. резко критиковал «страстную односторонность», дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм. Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В «Информационном бюллетене » №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе П. «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: «наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».
Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7 «Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические.
Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире,где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».
С началом Перестройки в 80-х годах в российской периодике публикуется большое число эссе П.; выходит в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). В это время П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).
На протяжении всей своей жизни, совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия.
Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный П. выход из духовных и политических кризисов современности.
«Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».
Свою жизнь Григорий Померанц описал в книге «Записки гадкого утёнка».
Григорий Соломонович Померанц умер 16 февраля 2013 года, накануне своего 95-летия.
Похоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Померанец— изысканный аромат флердоранжа и бесценные эфиры
Померанец — фрукт необычный тем, что его практически не едят, но активно используют в парфюмерии, косметологии, медицине и кулинарии. Его главное богатство — эфирные масла, которые дарят цветам изысканный аромат, а цедре — богатый вкус. Растение помогает похудеть, открывает положительную энергию Ци и избавляет от депрессий.
Как выглядит
Померанцевое дерево не отличается большими размерами, достигая не более 10 м в высоту. При выращивании в домашних условиях рост его ограничивается 1-2 м. Особенность ствола и веток — обилие тонких мелких колючек. Листья померанца вытянутые, светло-зеленые, испещренные прожилками с эфирными маслами.
Особо стоит отметить цветы растения, называемые флердоранж. Его белоснежные, крупные, мясистые и плотные лепестки, а также изящная тычинка выглядят изысканно и нежно. Благодаря этому, цветки померанца с давних пор являлись незаменимым украшением свадебного образа невесты.
Их вплетали в венки и использовали для создания букетов, как символ невинности и чистоты. Считается, что моду на флердоранж, наряду со свадебным нарядом белого цвета, ввела королева Виктория, которая выбрала растение для украшения собственной церемонии венчания.
Плоды померанца напоминают апельсины: ярко-оранжевый цвет и диаметр 6-8 см этому способствуют. Форма фрукта чуть сплюснутая в полюсах, а кожура более рыхлая. Она легко отделяется от мякоти, при сдавливании обильно выделяет ароматные эфирные масла.
Вкус померанца одновременно горький и кислый, встречаются более сладкие сорта, например, Павловский. Из-за специфического вкуса и обилия эфирных масел в натуральном виде плоды практически не употребляют. Это может привести к повреждению рецепторов и неприятным ощущениям.
Где растет
Удивительно, но померанец не встречается в дикой природе. Эксперты считают, что растение — гибрид мандарина и помело, близкий родственник лимона. Распространено мнение, что появился новый фрукт в юго-восточной части Азии, возможно, в Индии.
Первое упоминание фрукта встречается в трудах Авиценны, жившего в начале второго тысячелетия нашей эры. В Европу растение попало благодаря арабским купцам и путешественникам, которые привезли его из персидского региона в Испанию.
Сейчас померанец культивируют в странах Юго-Восточной Азии и Средиземноморья, в Индии, Латинской Америке, на Карибских островах, Кавказе, в Абхазии. В Европе урожай собирают раз в год: цветение начинается в середине весны, а фрукты собирают в период с октября по декабрь. В тропиках дерево плодоносит дважды в год, перед началом сезона дождей.
Название
Поскольку померанец был завезен в Европу в одно время с апельсином, его необычное название напрямую связано с этим фактом. В Италии изысканный фрукт именовали pommo d’arancia, что значит «апельсиновое яблоко». Во время интеграции фрукта в немецкую культуру его название было искажено и превратилось в pommeranz. А уже оно, в свою очередь, перекочевало в русский язык. Кроме того, померанец именуют горьким, кислым и севильским апельсином, бигарадией, кинотто или чинотто.
Интересная история связана с померанцевым деревом — именно так переводится название города Ораниенбаум, нынешнего Ломоносова, расположенного в Ленинградской области. Существует несколько версий происхождения топонима. Самая правдоподобная гласит, что владелец имения Меньшиков назвал его в честь рода (династии, древа) Оранских, к которому принадлежал правитель Нидерландов Вильгельм. Таким образом, Ораниенбаум можно перевести как «дерево Оранских».
По другой версии, в здешних садах выращивали померанцы еще шведы. Последнее предположение связано с экстравагантным характером Петра I. По легенде именно он подарил Меньшикову необычный цитрус, как бы говоря: «Я знаю, какой ты на самом деле фрукт!» Вне зависимости от того, какая из версий правдива, на гербе Ломоносова до сих пор находится померанец, а в центре города жителей и гостей радует скульптура с изображением цитрусового дерева.
Химический состав и пищевая ценность
Померанец относят к фруктам средней калорийности: энергетическая ценность 53 ккал на 100 граммов продукта. В составе обнаружен алкалоид синефрин, способствующий снижению веса, поэтому его активно используют в лекарственных средствах для похудения.
Плод на 80% состоит из воды, богат углеводами, пектином, альдегидами, органическими кислотами, флавоноидами, гликозидами. Для парфюмерной промышленности особое значение имеет антраниловая кислота. Получаемый из нее метиловый эфир имеет необыкновенный аромат и служит основой для многих парфюмерных композиций.
Польза и вред
В восточной медицине кожуру померанца используют для лечения болезней легких, в качестве антикоагулянта и средства для лимфодренажа. Эфирные масла применяют в духовных практиках для высвобождения энергии Ци. В европейских странах фрукт применяют похожим образом: протертую цедру прикладывают к вискам для устранения мигреней, лечения депрессий, улучшения настроения, уменьшения тревожности, нормализации давления.
Широко известны антисептические и противогрибковые свойства померанца: для лечения заболеваний кожи и обеззараживания используют эфирное масло, свежую цедру или настой из кожуры. Компрессы помогают регенерации клеток и способствуют заживлению ран.
Регулярное, но умеренное употребление фрукта нормализуют работу пищеварительной системы. Улучшается метаболизм, проходят запоры, спазмы и грыжи. Использовать плоды можно в качестве желчегонного средства. Еще один необычный эффект померанца — снижение абстинентного синдрома.
Противопоказания
Главное противопоказание для употребления померанца — индивидуальная непереносимость, которая грозит появлением аллергии. Фрукт не рекомендуется есть женщинам в период беременности и лактации, давать детям до трех лет. Кроме того:
- С осторожностью померанец стоит употреблять людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, например, гастритом, язвой, рефлюксом, панкреатитом, проблемами желчного пузыря. Насыщенный кислотами плод может вызвать раздражение и стать причиной приступа.
- По этой же причине нужно ограничить употребление померанца во избежание повреждений зубной эмали.
- Людям, которые не имеют проблем со здоровьем, не стоит есть фрукт натощак, поскольку кислоты и эфирные масла вызывают изжогу и негативно влияют не желудочные стенки.
- Рекомендуется сократить количество померанца при наличии сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии.
Как выбрать
Найти померанец в европейских супермаркетах можно в любое время года, хотя фрукт и не так распространен, как апельсины или лимоны. По внешнему виду померанец напоминает некоторые сорта мандаринов. Отличительная особенность фрукта — яркий цитрусовый запах, который появляется при сдавливании кожуры.
Выбирая плод, внимание стоит сосредоточить на его шкурке. Она должна быть сухая, блестящая, ровная, плотная, упругая, с большим количеством пор. Если кожура сухая, пожухлая, с темными пятнами, следами вмятин или гнили, плод испорчен. Определить спелость можно по весу: фрукт должен быть чуть тяжелее, чем кажется на вид.
Померанцы светлого или насыщенного оранжевого оттенка имеют традиционный кисло-горький вкус. На их кожице допускаются легкие вкрапления красного цвета. Самые сочные и вкусные померанцы родом с Ямайки: их шкурка отличается синевато-сизым колером.
Хранение
Свежий плод хранится в теплом и сухом помещении неделю. В холодильнике или погребе срок хранения увеличивается до нескольких недель. Поскольку в кулинарии и народной медицине чаще всего используют шкурку померанца, ее предварительно необходимо отделить от плода, порезать на крупные куски и разложить на пергаменте.
Через 3-7 дней кожура высохнет, после чего ее можно измельчить или растолочь в порошок. Хранить полученные ингредиенты можно в стеклянных или пластиковых банках с плотно закрывающихся крышкой. Это позволит продлить эталонный аромат и вкусовые качества продукта.
Выращивание
Посадку померанца стоит запланировать на летнее время. Сначала свежие семена растения заворачивают во влажную салфетку, которую помещают в закрытую емкость и устанавливают в теплом месте. Через 2-2,5 недели они проклюнутся, после чего заготовки можно сажать в индивидуальные горшки. Секрет этого этапа — расположение емкостей на улице, чтобы помещенные под слой земли семена получали рассеянный солнечный свет.
Регулярный полив и сохранение температуры на уровне не ниже +22°С приведет к появлению через 2-3 недели ростков. Идеальный вариант — пересадка их в теплицу, где они должны находиться на менее трех сезонов. В домашних условиях ростки необходимо хорошо поливать и расположить в теплом и солнечном помещении. На открытый грунт растение стоит высаживать лишь в регионах, где минимальная температура не опускается ниже -6°С.
При правильном уходе через 4-5 лет растение начнет давать урожай. Крупных плодов ждать не стоит: даже в теплом климате Абхазии они небольшие, больше напоминающие кумкват.
Применение
Листья, цветы, семена и кожура померанца богаты эфирными маслами. В домашних условиях их можно получить из кожуры фрукта, подержав ее под прессом. В умеренных количествах масло можно добавлять в шампуни и бальзамы для избавления от перхоти, очищающие и тонизирующие маски для лица. Оно эффективно в борьбе с целлюлитом: если смешать его с кремом для тела и использовать дважды в день, через месяц появляется видимый эффект уменьшения «апельсиновой корки».
Нотка померанца — традиционный компонент изысканных цветочных ароматов. Для создания парфюмов используется неролиевое масло, добываемое из цветков растения. Его свежий и мягкий запах напоминает сочетание жасмина, цитрусовых и меда.
Считается, что название маслу из цветков померанца подарила Анна-Мария из рода Орсини, принцесса Нерольская. Именно на ввела его в моду, распространив среди дам знатных домов Европы. Считалось, что аромат нероли обладает магическими свойствами и является афродизиаком. Масло использовали для изготовления приворотных зелий и снадобий для женщин, желавших забеременеть.
Известно и доказанное действие аромата померанца. Ненавязчивый освежающий запах успокаивает, помогает в борьбе с депрессией, повышает настроение, отгоняет тревоги, устраняет мигрени и головную боль.
Померанец для похудения
Благодаря содержанию в померанце синефрина, фрукт используют для похудения. Экстракт растения часто встречается в биологически активных добавках, взамен запрещенной эфедры. Активное вещество является жиросжигателем: за счет увеличения сердечного ритма и повышения артериального давления активизируется процесс расщепления липидов.
Не существует монодиет с использованием померанца, поскольку он не употребляется в натуральном виде. Чаще всего высушенную кожуру, цедру или сок свежего плода добавляют в воду, чаи или морсы: такие напитки помогают снизить аппетит. Добавлять высушенную кожицу можно к любым блюдам, закрепленным в диете, например, к творогу, крупам или овощам.
Рецепты
Высушенная и свежая цедра померанца используется для приготовления десертов: добавляется в пирожные, кексы и печенье, служит для украшения тортов. При добавлении компонента в кремы или творог продукт приобретает насыщенный желтый оттенок, что широко используется в декоративных целях.
Сильнее всего померанец раскрывается в горячих блюдах. Его добавляют в соусы, к мясу и птице, чтобы сохранить тонкую апельсиновую нотку до момента приготовления блюда: другие цитрусовые имеют менее выраженную способность сохранения вкуса при температурной обработке. Из высушенной и проваренной в сладком сиропе кожуры делают цукаты, конфеты, джемы, мармелады.
Померанец — необычный во всем, от названия до вкуса. Насыщенный эфирными маслами, фрукт помогает в лечении духовных и физических болезней. Не зря во все времена его считали символом изящества, красоты и приятных эмоций.
Человек человеку икона: 20 очень сильных цитат Григория Померанца
13 марта исполняется 100 лет со дня рождения философа и духовного мыслителя Григория Померанца (1918-2013).
Григорий Померанц – философ, культуролог, религиовед, эссеист. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, где был тяжело ранен, однако вернулся в строй и оставался всю войну в действующей армии. Автор работ о Федоре Достоевском и истории религий.
Многие сочинения Померанца известны за рубежом. Сам ученый не любил, когда его называли философом, и говорил: «Я не пользуюсь профессиональным философским языком, а стараюсь писать просто, доступно».
Мы подобрали для вас цитаты из книг и выступлений выдающегося мыслителя.
«Всякое приобретение — потеря; или по меньшей мере — забота, как избегать потери и постоянная угроза потери, а всякая потеря, если вынести ее, становится приобретением»
«Счастье — итог пути, который каждый должен пройти в одиночку. Даже счастье любви невозможно без одиноко накопленного чувства тайны»
«Каждый день мы забываем Бога ради яблока, выходим из глубины на поверхность, теряем чувство целого и запутываемся в частностях. Каждый день нам не хватает воли к глубинному, тихому и целостному»
«Счастье живет только в обмене, в передаче от одного другому. Им нельзя владеть, как домом или поместьем, обособившись от других. Только давая, не спрашивая взамен, можно вызвать его к жизни. Только рискуя потерять счастье, можно умножить его. Схваченное в руки, зажатое в кулак, спрятанное от других, оно исчезает»
«Бог — это любовь. Бог — это совесть, голос, который мы слышим в тишине, в молчании, в созерцании целостности природы, в созерцании иконного искусства, в переживании книг, которые будят совесть, в припоминании детской и отроческой боязни оскорбить любовь. Единственный бесспорный авторитет — это авторитет любви. Этот единый и нераздельный дух любви — к родным людям, родной стране, к творческой силе, создающей родство, — надо хранить и поддерживать»
«Любовь к Богу и к людям подобны. Любовь к Богу озаряет любовь к людям, и любовь к людям подсказывает образы любви к Богу. Такова вершина любви, где человек человеку икона и икона не заслоняет Бога»
«Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга, как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно злу»
«Счастье творчества — в самом творчестве, даже без признания, без успеха. Счастье любви — в самой любви, даже без взаимности. Способность к этому — часть той тайны, которой обмениваются любящие»
«Наше дело — идти по выбранной дороге, но не хулить чужие дороги. Они расходятся в долинах, а наверху сходятся и совершенно сливаются там, где время становится вечностью, а пространство — точкой целого. И почувствовав эту точку в груди, мы чувствуем любовь к другому, идущему другим путем, и не даем ревности и ненависти отвлечь от пути вверх»
«Люди разучились счастью. Сперва земное счастье было объявлено заменой вечной жизни. Потом рванулись в другую сторону и стали искать особую вечность, вне времени, после времени, как будто вечность может быть до или после, как будто она не вся здесь и теперь»
«Все мы обрастаем панцирем, чтобы защититься от грубых толчков внешнего мира. Но однажды замечаем, что этот панцирь защищает и от того, что дает жизни смысл — от встречи открытого сердца с открытым сердцем, от нежности, которой жаждет душа»
«Если спор заходит в тупик, надо замолчать и подумать: наша любовь больше того, о чем мы спорим. И тогда — в великом молчании — над землей раскроется единое небо, и солидарность»
«Я понял,что каждому из нас даны только осколки истины и бессмысленно спорить, чей осколок больше. Прав тот, кто понимает свое ничтожество и безграничное превосходство целостной истины над нашими детскими играми в истину»
«В каждом униженном человеке бьют Бога. Его незащищенность каким-то образом становится нашей защитой. Крик в нашей душе замолкает и мы начинаем слышать его крик. И сразу все личные вопросы смываются Божьим вопросом. Он умирает и воскресает вместе с нами»
«Смысл молитвы не в просьбах, а в постоянном обращении к своей глубине. Настоящий грех — это отрыв от собственной глубины»
«Есть люди, для которых религия — это ломбард, в котором хранятся семейные сокровища; для Достоевского — это вечный кризис веры и вечный поиск выхода из кризиса»
«Я понял, что любить – значит как бы писать новые стихи и новую музыку, где каждое повторение – ложь. Я смычок, играет Бог, и каждый миг надо заново угадывать, чего от тебя ждет скрипка. Каждое движение чувствовать сердцем – чтобы оно шло от сердца и находило отклик в сердце»
«Счастье жизни рождается из собранности, сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым»
«Надо сохранить внутреннюю свободу, возможность отойти в сторону и даже повернуться спиной к событиям, если они мне не по сердцу, — с тем чтобы снова войти в поток в какой-то другой, благоприятный миг»
«Многие люди думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, – и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне, и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам – простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку»