Фома близнец

Ученики: апостол Фома, называемый Близнец

Самый горячий из апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? Тем не менее это так.

Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так восхищен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя такую ревность, призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом.

Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».

На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию — на самого Спасителя.

Зато нам хорошо известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его собирались схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним (Ин 11:16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!

Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя…

Услышав от других о воскресении Иисуса, трезвый и рассудительный галилеянин не стал доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).

И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:26—27).

Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И это единственное место в Евангелиях, где Иисус Христос прямо назван Богом. Апостол Фома, его сомнение было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.

После Вознесения Христова апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно.

Воспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи.

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:

  • 4 вопроса о 12 апостолах
  • Апостол Варфоломей
  • Апостол Филипп
  • Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
  • Апостол Иаков Алфеев
  • Апостол Симон Кананит
  • Апостол Иаков Зеведеев
  • Апостол Иоанн Богослов
  • Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
  • Андрей Первозванный
  • Апостол Петр
  • Иуда — один из двенадцати

Церковь Новое Творение

Джозеф Принс имеет более чем двадцатилетний опыт в служении и является одним из ведущих ораторов, возвещающих Евангелие по всему миру с помощью обучающих ресурсов и телевизионного служения. Джозеф – весьма популярный спикер конференций, он повлиял на многих религиозных лидеров по всему миру с дерзновением проповедуя Евангелие Иисуса Христа. Принс преподносит Слово Божье практическим и познавательным методом, благодаря чему Иисус в полноте открывается слушателям. Юмористический, динамичный и зажигательный стиль проповеди Принса постоянно привлекает к себе зрителей различных возрастов: они с интересом смотрят ежедневную телепередачу «Наше призвание во Христе». В настоящее время эту программу смотрят миллионы семей Северной Америки, Европы, Африки, Австралии и Израиля; она транслируется как в светских, так и в христианских телесетях. Джозеф является пастором церкви «Новое творение» (Сингапур); во время его служения община выросла в сто раз –от 150 до 22000 прихожан. Джозеф желает, чтобы христиане возрастали духовно и помогает им научиться царствовать в жизни через обилие Божьей благодати и дар праведности. Он желает помочь своим современникам-верующим постичь Новый Завет благодати и осознать, как щедро они одарены и любимы Небесным Отцом.

Для получения дополнительной информации, посетите сайт www.JosephPrince.org

Жизнь апостола Фомы, – история святого покровителя журнала «Фома» в картинках

Во второе воскресенье после Пасхи Церковь чтит память святого апостола Фомы, чье имя носит наш журнал. «Фома неверующий» стал распространенным художественным образом, примером человеческого упрямства. Правда, как это нередко бывает, его интерпретации в культуре оказались весьма далеки от глубины Евангельского смысла…

Юноша по имени Иуда был рыбаком из города Пансады, расположенного на берегу галилейского озера. Однажды он услышал проповедь Христа, которая побудила его бросить дом и устремиться вслед за Ним.

Он так восхищен проповедью, что неотступно ходит вслед за Христом. Видя такую ревность, Иисус призывает молодого человека следовать за Ним. Так рыбак становится апостолом. Юноше дают прозвище «Фома», что значит «Близнец», так как, по преданию, он был внешне похож на Иисуса. Характер апостола Фомы был порывистый, решительный, смелый.

Евангелия не говорят, где был Фома во время Страстей Христовых. Говорится лишь, что он не поверил рассказу апостолов о Его воскресении: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

И Господь, зная характер Фомы, искреннего и верного ученика, вскоре приходит к нему и говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В изумлении он лишь восклицает: «Господь мой и Бог мой!» И это единственное место в Евангелиях, где Христос прямо назван Богом.

После Вознесения Христова Фома отправился проповедовать в Индию.

Он лично основал семь храмов на побережье. В Индии же он принял мученическую смерть от рук придворного местного царя. Сегодня христиане составляют около 2% населения Индии, это примерно
25 миллионов человек, а индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы».

А в 1996 году вышел первый номер «Фомы». Выбирая название журнала, мы хотели обратить внимание читателя на парадокс истории апостола — ведь Фома не верит потому, что очень хочет поверить, не «принять на веру», а всем своим существом узнать истину. И Христос, наверное, потому и является Фоме, что видит его жажду веры.

Рисунки Наталии Кондратовой

Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №1666

Как приняли смерть апостолы Филипп, Варфоломей, Фома, Иаков Алфеев, Леввей Фаддей, Симон Кананит?

Андрей П. , Москва, Россия
15/11/2004

Уважаемый отец Олег!
Не поможете ли Вы уточнить некоторые сведения, которых отыскать никак не могу (или они противоречивые)? А именно:
Где приняли смерть апостолы Варфоломей и Симон Кананит
В каком году казнили Филиппа, Варфоломея, Фому, Иакова Алфеева, Леввея Фаддея, Симона Кананита
Кто распорядился казнить Варфоломея, Иакова Алфеева, Леввея Фаддея и Симона Кананита
Спасибо за уделенное время

Ответ отца Олега Моленко:

Ап. Варфоломей:

«В Житии апостола город Альбан отождествляется с нынешнем Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь. В начале XIX века на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 года. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что «на сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых – святой апостол Варфоломей».

Дошедшие до нас исторические сведения выявляют причину, по которой апостола Варфоломея для казни над ним привозят именно в Албанополь – город на западном берегу Каспийского моря.

Историки, занимающиеся изучением Албанопля – древнего Баку, исходя из свидетельств древних авторов и своеобразности застройки территории, а также археологическим находкам, пришли к выводу, что Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами.

«Во многих апшеронских поселениях, несомненно, горели «вечные» огни на местах выхода газов. Горели эти огни у подножия холмов по берегам Каспия, а крупное поселение, возникшее вокруг одной из группы огней, разрослось в город-крепость Баку – огненную столицу священных огней. Этот город был культовым центром Кавказской Албании».

Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца. Событие это произошло между 68-71 годами по Р.Х.»

Ап. Симон Кананит:

«Здесь же проповедовал и апостол Симон Кананит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г. Никопсии (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией «.
«Согласно преданию, абхазы приняли крещение от святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита (на месте его погребения воздвигнут Новоафонский монастырь)».

Я был на месте усечения главы апостола Симона Канонита и согласен, что на месте его погребения (бывший город-крепость Анакопия) воздвигнут Новоафонский монастырь. С Анакопией христианские хроникеры связывали также пещеру Симона Канонита у ручья Псцырха, где он жил последние годы жизни и принял мученическую смерть. Есть указание, что прибыл в Абхазию этот святой апостол в 55 году по Р.Х. Точный год смерти апостола неизвестен. Инициатором казни апостола были местные язычники.

Ап. Филипп:

«Предание гласит, что за семь дней до кончины апостол Филипп предсказал свою смерть.

Святой апостол Филипп мученически скончался во времена царствования римского императора Домициана в 90-х гг. I тысячелетия (по приказу римских властей), будучи 87 лет от роду. Произошло это в Памук-Кале, древнем городе Иераполисе, – месте, где жил, проповедовал и принял мученическую кончину (был распят на кресте вниз головой) апостол Филипп. Там находится его могила. Погребен он был апостолом Варфоломеем.

Ап. Фома:

«Место мученической кончины св. апостола Фомы указывают в Калурмине — на одной высокой скале, отстоящей верстах в 6 от Малипура (Мелиапор, или Малипур,— город на восточном Коромандельском берегу полуострова Индостана), куда апостол часто ходил для молитвы. Св. апостол прибыл в Индию в 52 г. от Р.Х. Кончина апостола от рук местных язычников (расстреляли стрелами из луков) последовала в 76 г. по Р.Х.

Ап. Иаков Алфеев, брат Господень по плоти:

«Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян. 15). За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святого на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина апостола Иакова произошла около 63 года.

Ап. Фаддей (от 70-ти):

«По древнему армянскому преданию, апостол Фаддей после различных мучений был усечен мечом 21 декабря в Артазской области в 50 году по приказу язычников».
Эту версию подтверждает и житие святого Елисея, ученика апостола Фаддея: «Таким образом, из «Истории» Моисея Каланкатуйского явствует, что Елисей, ученик апостола Фаддея, бывший свидетелем его мученической смерти, возвращается в Иерусалим и рассказывает святым апостолам о кончине их соапостола. Там же по вдохновению Святого Духа Божия Елисей получает рукоположение от брата Господня Иакова, бывшего первым епископом Иерусалимским, и направляется в Албанию, где продолжает дело своего учителя святого Фаддея.

В Армении проповедовали два апостола, носящие имя Фаддей. Свидетелем мученического подвига какого из них мог явиться святой Елисей?

Армяне называют своим первым Апостолом святого Фаддея от семидесяти, который, впрочем, проповедовал на территории Эдессы (в верхней Сирии), принадлежавшей в то время Армении. Сообщения армянских летописцев о том, что этот Апостол благовествовал «целые 18 лет (с 32 по 49 годы) в самой Армении, Великой и Малой, что здесь он и скончался» подтверждаются сообщениями церковных историков. После проповеди в Эдессе апостол Фаддей прибыл в Армению, где обратил в христианскую веру царевну Сандухт и множество других лиц, после чего был предан мучительной казни в местечке Шаваршаван (обл. Артаз). По одной из версий предания, апостол Фаддей перед кончиной успел встретиться на Арташатском холме с апостолом Варфоломеем».

Ап. Иуда Леввей, именуемый Фаддеем (от 12-ти):

«При третьем армянском царе Санатруке, племяннике Авгаревом, также в саму Армению прибыл с проповедью Евангелия другой апостол Фаддей, известный под именем Иуды Левия, который подвизался здесь в продолжение трех лет с 66 по 69 год. Учение Христа апостол Фаддей (Леввей проповедовал, неся Евангелие (народам) вместе с учениками, и исцеляя больных, он морем поплыл в Бейрут, город Финикии, и там, уча и просвещая многих, он заснул по Р.Х.двадцать первом (числе) из месяца августа. И ученики, объединившись, захоронили его с большими почестями. Случилось это примерно в 70-е гг. (по некоторым источникам в 44г. по Р.Х., но тогда надо отбросить версию о его проповеди в Армении с 66 по 69 год) по Р.Х. Вообще из-за одинаковости имени Фаддей у двух апостолов произошло много путаницы в повествованиях их житий.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *