Филипповский пост

Рождественский пост начинается сразу после празднования дня памяти апостола Филиппа, и продолжается 40 дней, до дня Рождества Христова. Почему именно Филипп? Он был одним из 12-ти ближайших учеников Христа. Именно он сказал удивительные слова: «Господи, покажи нам Отца, и довольно нам». На это Господь ответил: «Ты разве не знаешь Меня, Филипп? Кто видел Меня, тот видел Отца».

То есть, это был один из ближайших его учеников. Филипп свои апостольские труды завершил в городе Иераполе сирийском. Вместе с апостолом Варфоломеем они бесстрашно проповедовали о Спасителе мира, и за это были распяты.

По преданию, изложенному в разных версиях его жития, палачи, казнившие их, провалились под землю, то есть, были наказаны еще при жизни. Но апостол Филипп не смог войти в Царство Божие, не попросив Христа, о прощении и этих палачей.

Именно поэтому, в этот один из самых радостных постов – Рождественский, мы должны не только воздерживаться от скоромной пищи, но и обязательно простить всех тех, кто досадил нам; тех, на кого имеем обиды; тех, кто находится поблизости от нас, но вызывает раздражение, а иногда и гнев.

По примеру святого апостола мы должны поститься не только телесно, но и духовно: оставить нашим должникам, чтобы и Господь оставил нам прегрешения наши. Помогай вам Господь!

С наступающим праздником Рождества Христова! Помощи Вам Божией, и крепкого Рождественского Филиппова поста!

Иерей Федор Лукьянов

Протодиакон Андрей Кураев: Почему Рождественский пост называют Филипповым постом? (+ВИДЕО)

У начинающегося завтра поста есть два названия. Официальное — «Рождественский пост» и неофициальное народное — «Филиппов пост», «филипки». Почему так?

Рассказывает протодиакон Андрей Кураев.

Спрашиваешь у церковных людей — отвечают: «Потому что пост начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа».

Ну и что? Какая разница, когда он начинается? В церковной традиции пост — это дорога. И дорога получает название по тому, куда она ведет. Иначе бы все московские проспекты и шоссе назывались «московские», будь то Шоссе Энтузиастов или Киевское шоссе. В Москве же начинаются.

В Церкви так же: Великий пост — пост Пасхи, Успенский пост — к Успению, Петровский, Апостольский пост — к дню апостолов Петра и Павла. В Церкви раньше были другие посты: осенние Дмитровский и Михайлов пост (по неделе), но они исчезли.

В любом случае, когда бы какой пост ни устанавливался, он получал название по тому, к какой цели вел. И вдруг — довольно старое название «Филиппов пост».

Ответ мы находим в житии апостола Филиппа.

В каком-то городке апостола Филиппа арестовали и казнили, повесив, распяв на крепостной стене. Правда, длани и ноги ему не пробили гвоздями, а просто привязали к кольцам, и в таком растянутом состоянии он висел неделю и скончался. Перед кончиной он не выдержал и возмолился: «Боже Саваоф! Покарай моих палачей!»

Его молитва была исполнена. Город провалился в преисподнюю земли вместе с градоначальником, палачом и судьей Филиппа.

Когда же Филипп приходит ко Христу, Христос не пускает его в рай. Филипп вопиет: «Господи, но я же Твой апостол, Твой ученик», — а Христос говорит: «Ты не Мой ученик. Что Я говорил Своим ученикам? «Молитесь за обидящих вас!» — а ты желал зла своим палачам. Ты не Мой ученик, пошел вон отсюда».

Тогда душа Филиппа является остальным еще живым апостолам и умоляет их: «Упросите, собратья, Христа простить мне такую мою слабость!»

И апостолы налагают на себя молитву и пост, и после сорока дней их поста Христос переменяет Свое решение, прощает Филиппа и пускает его в рай.

В такой версии рассказывал это житие в IX веке Анастасий Библиотекарь — образованный грек, который служил спичрайтером и библиотекарем при римском папе (были еще православные времена), был другом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Сегодня же в церковных книгах, в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского, вы увидите совершенно другую историю — рассказ о том, что когда апостол Филипп умер, Христос зовет его в рай, а Филипп сам не входит и говорит: «Не пойду, Господи, в рай, пока не простишь моих палачей!»

Сорок дней не входил Филипп в рай, пока Христос не сказал: «Ну ладно, ради компании — иди вместе своими палачами».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *