Феодосий 1 великий

Монастырь Феодосия Великого

Монастырь Феодосия Великого — это первый в Палестине общежительный монастырь.

Монастырь Феодосия Великогоsomeone10x, CC BY 2.0

В настоящее время это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии.

Основан в 476 г. Феодосием Великим около пещеры, где, согласно преданию, приходившие на поклонение Христу волхвы останавливались на отдых на обратном пути (Мф.2:12).

Феодосий Великийнеизвестен, Public Domain

Посвящен Пресвятой Богородице.

Преподобный Феодосий Великий преставился в 529 году, в возрасте 105-ти лет. Тело святого было с погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Монастырский дворBritchi Mirela, CC BY-SA 4.0

В период максимального расцвета обители (VI – начало VII вв.) количество насельников превышало 700 человек.

ДворBritchi Mirela, CC BY 2.0

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал монастырь на русском языке:

Монастырь Феодосия существовал до начала XVI в., когда был разорен турками, после чего долгое время был в запустении.

Росписи монастырского храмаBritchi Mirela, CC BY-SA 4.0

В 1898 г. Иерусалимская патриархия выкупила этот участок земли и занялась реконструкцией, которая шла с 1914 по 1952 гг.

Алтарьsomeone10x, CC BY 2.0

Главный храм — современной постройки.

Пещера

На территории монастыря имеется древняя пещера. Над пещерой — остатки храма, построенного до VI в.

Слева от лестницы при спуске в пещеру хранятся мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. В самой пещере много чтимых святынь: гробницы святых Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен — Евлогии, матери преп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери преп. Саввы Освященного.

Здесь вначале покоились мощи св. Евфросинии Полоцкой, которые ныне находятся в Полоцке. В самом конце пещеры — пещера Волхвов, где они останавливались на обратной дороге.

Росписи

Феодосий Печерский был третьим святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ее преподобным. Преподобного Феодосия называют отцом русского монашества: он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси по Студийскому уставу, именем Феодосия названы «дальние» (феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры. Память преподобного Феодосия совершается несколько раз в году: 16 мая (3 мая ст. ст.) — преставление, 27 августа (14 августа ст. ст.) — перенесение мощей и 10 сентября (28 августа ст. ст.) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в «дальних пещерах» почивающих.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, вошло в Киево-Печерский патерик и получило самое широкое распространение в древнерусской книжности. Древнейший список Жития находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков и ныне хранится в собрании Государственного исторического музея.

Преподобный Феодосий родился ок. 1008 года в городе Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из знатной семьи. Уже с самого юного возраста отличался от сверстников ревностью к благочестию, избегал детских забав, прилежал к церковной службе и чтению Божественных писаний. Когда преподобному исполнилось 13 лет, родители переселись в Курск, где вскоре скончался отец Феодосия. Юный Феодосий стал еще больше укрепляться в аскетических подвигах, но мать его всячески препятствовала в этом, стараясь то ласками, то побоями отклонить сына от избранного пути.

Так, например, когда Феодосий вознамерился тайком, с группой паломников, посетить Иерусалим, мать разыскала его в пути, жестоко наказала и даже надела оковы на ноги, чтобы он более не убегал из дома. Она запрещала сыну печь просфоры для божественной литургии и пришла в ужасную ярость, заметив однажды тугой железный пояс, который Феодосий носил под одеждой для умерщвления плотских вожделений. Но преподобный все переносил с благодарностью и терпением и молился за мать.

Однажды он с особенным вниманием прислушался к евангельскому чтению в церкви: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Тогда Феодосий решился уже окончательно порвать свои отношения с миром и тайно ушел из дома в город Киев. Здесь он услышал о строгой иноческой жизни в пещере преподобного Антония и, заинтересовавшись рассказами о нем, восхотел посетить преподобного старца. Придя в пещеру к Антонию, Феодосий пал на колени пред ним и со слезами начал упрашивать принять его к себе для иноческих подвигов. Преподобный Антоний с любовью принял его к себе и, благословив, отдал на попечение образованному священнику, блаженному Никону, который скоро и постриг юношу в иночество. Пострижение Феодосий принял в 23 года, вскоре же после смерти благоверного князя киевского Ярослава Владимировича.

Приняв святой иноческий чин, преподобный Феодосий всего себя отдал на служение Богу и усердно исполнял волю своего старца Антония. Он ревностно исполнял великие иноческие труды, как подвижник, восприявший иго Христово. Превозмогая дремоту, целые ночи он бодрствовал, славословя Бога; днем же, удручая плоть свою воздержанием и постом, исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие юноши вызывали удивление даже в преподобном Антонии и блаженном Никоне; видя праведную жизнь Феодосия, оба они прославляли за это Бога.

Мать преподобного, не переставая скорбеть о разлуке с любимым сыном, только по прошествии нескольких лет нашла его в Печерской обители и со слезами умоляла возвратиться обратно. Но, внявши затем богомудрым увещаниям Феодосия, сама решилась пойти по его стопам и, чтобы иметь иногда возможность встречаться с ним, постриглась в женском монастыре во имя свт. Николы-чудотворца. Прожив здесь несколько лет в подвигах благочестия, она в мире отошла ко Господу.

В 1057 году, после того как первый игумен печерский Варлаам был назначен князем Изяславом игуменом в монастырь св. влмч. Димитрия, по желанию и просьбе всех братий преподобный Антоний, призвав к себе святого Феодосия, благословил его на игуменство над двенадцатью братьями, находившимися тогда в Печерской обители. В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около ста. Тогда же был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При преподобном Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный игумен усердно поучал своих учеников, возбуждая их к истинному покаянию. Он имел обычай каждую ночь обходить кельи братии; таким путем он знакомился с образом жизни братии и узнавал степень усердия в подвигах каждого брата. Он радовался и славил Бога, когда, обходя кельи, слышал молитву инока; когда же приходилось ему услыхать после вечерней молитвы разговор двух или трех сошедшихся в келью для беседы иноков, то Феодосий, давая знать о своем присутствии, ударял рукой в двери и с сокрушенным сердцем отходил прочь. На следующий день он призывал к себе провинившихся и, не обличая прямо, притчами вызывал их на раскаяние. Кроткий сердцем брат тотчас, сознав свою вину, просил прощения, а ожесточенный, думая, что игумен говорит в притчах о постороннем лице, а не о нем самом, не сознавался в своем поступке до тех пор, пока преподобный, прямо не обличив его, не налагал на виновного епитимью. Так Феодосий учил братию прилежно молиться Богу, не разговаривать после вечерней молитвы и тем более не ходить из кельи в келью для беседы; во время его жизни иноки, казалось, были равны подвигами своими ангелам Божиим, а монастырь Печерский уподоблялся как бы обители небесной.

Сам преподобный являлся образцом и примером для братии, строго следил за своими поступками, раньше всех исполнял работы, причем мог сам рубить дрова и носить воду для братии, приходил раньше других в церковь на богослужение и позже всех уходил оттуда. Вкушал он обыкновенно только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проводил без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце невозможно было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однако слава человеческая нисколько не прельщала святого, многие жизненные примеры свидетельствуют об удивительном смиренномудрии этого великого подвижника.

Так, однажды преподобный Феодосий отправился по какому-то делу к христолюбивому князю Изяславу, где ему пришлось промедлить до вечера. Когда он стал собираться домой, христолюбивый князь велел отвести его в монастырь на своей колеснице. Но слуга, видя на преподобном плохую одежду и думая, что это не игумен, а простой инок, сказал ему, чтобы он сел на коня, а сам уселся в колесницу. Так они ехали всю ночь, но на рассвете по пути им стали встречаться вельможи, ехавшие к князю. Последние, узнав преподобного, сходили с коней и низко кланялись ему. Увидев это, слуга сильно смутился и пересел на свое место. Когда они приехали таким образом к монастырю, навстречу преподобному вышли вся братия и приветствовали его земным поклоном. Возница пришел в еще больший ужас, недоумевая, кто же это, которому все поклоняются. Но преподобный, взяв его за руку, успокоил его, затем провел в трапезную, велел накормить и напоить и отпустил его с подарками. Этот случай стал всем известен от самого возницы, преподобный же никому об этом не рассказывал, так как всегда учил братию ни в чем никогда не возноситься, но всегда пребывать в смирении и ставить себя ниже всех.

Феодосий был также совершенно чужд всякого человекоугодия. По уставу монастыря было заведено строгое правило: в промежуток времени между обедней и вечерней не отворять ворот и никого не впускать в монастырь. Однажды в эти часы приехал верхом великий князь Изяслав в сопровождении отрока, но привратник не узнал его и не открыл ворота. Даже когда князь прямо сказал о себе, инок прежде пошел спроситься у игумена, а князь между тем не разгневался, но терпеливо дожидался преподобного перед закрытыми воротами.

Время игуменства Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Два брата по плоти — Святослав, князь Черниговский, и Всеволод Переяславский — подняли неправую войну на своего старшего брата, великого князя Изяслава Киевского, и прогнали его из стольного города Киева. Сев на его место в Киеве, они послали просить преподобного Феодосия зайти к ним на обед. Но преподобный с мужеством и решимостью отвечал на их приглашение: «мне не достойно идти на трапезу неправды, как на трапезу Иезавели». Когда же Всеволод удалился в свою Переяславскую область, а Святослав сел в Киев на место Изяслава, преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол. Приходивших к нему княжеских послов преподобный просил передать князю, что он не одобряет его поступка. Однажды он послал ему большое обличительное письмо, в котором, между прочим, писал: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина» (Быт. 4:10). По прошествии некоторого времени Феодосий, снисходя к просьбам братии и вельмож, примирился со Святославом и велел на церковных службах в своем монастыре поминать обоих великих князей, но все-таки Изяслава первым, а Святослава вторым.

Преподобный Феодосий был очень заботливым по отношению к бедным. Он построил близ монастыря двор с церковью во имя святого первомученика Стефана и там поселил нищих, слепых, хромых и прокаженных, а все необходимое для них отпускал из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырского дохода. Кроме этого преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах и тюрьмах. Святой был милостив даже к разбойникам, которых поймали на краже в одном из монастырей. Он сжалился над ними, приказал их развязать и накормить. А после наставления дал им денег и отпустил.

Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей во время вечерни он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находящейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницею на шестой неделе Великого поста он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере.

Заранее предвидя свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу 16 мая (3 мая ст. ст.) 1074 года. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. В 1091 году мощи подвижника были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор. В 1108 году преподобный Феодосий был причислен к лику святых Русской церкви.

Преставление преп. Феодосия Печерского. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 3 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году)

Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской лавры. Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились два послания к великому князю Изяславу и шесть или восемь поучений и одна молитва. Всего Феодосию приписывалось более двадцати различных произведений.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Прославление преподобного Феодосия Печерского. Тропарь, кондак и канон

В 1240 году, при угрозе нашествия хана Батыя, мощи преподобного Феодосия были вынесены из Успенского собора и захоронены в неизвестном месте. Существует два предположения о том, где могли быть скрыты его мощи: первое — что они были погребены под спудом Успенского собора, и второе — что они погребены в Дальних пещерах. В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография 2013 г.

Тропарь, глас 8.

Православию наставниче, благочестию учителя и чистоте, вселенней светильниче, архиереом богодухновеное удобрение, Феодосие премудре. Учением бо твоим вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Звезду русскую днесь почтем, от востока восиявшую, и на запад пришедшую. Всю бо страну сию чюдесы и добротою обогатившу вся ны, трудодетельством и благодатию, иноческаго устава, блаженнаго Феодосия.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Феодосию Печерскому →

Читать онлайн

Преподобный Феодосий Печерский. Иконы

Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII веке существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые игумен монастыря Никон показал прибывшим в монастырь из Константинополя мастерам-иконописцам: святые явились им в чудесном видении, как живые, и подрядили для росписи церкви в своем монастыре.

Преподобный Феодосий с житием. Русь, 17 век

Преподобный Феодосий, по традиции, изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преп. Феодосий Печерский. Русь, начало 17 века, минеяПреподобный Феодосий Печерский. Подмосковье, 17 век

На большинстве икон преподобный Феодосий изображен средовеком (среднего возраста), хотя встречаются иконы, на которых он представлен старцем. Часто преподобный Феодосий изображается в числе избранных святых, как, например, на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время икона в собрании Новгородского музея (НГОМЗ).

Свт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и Феодосий Печерский. Великий Новгород, ХV век

Также преподобные Антоний и Феодосий Печерские изображаются вместе на парных иконах как основатели монашества на Руси, в Соборе Киево-Печерских святых и в иконографии Печерской Богоматери, где они предстоят на коленях перед сидящей на Престоле Богородицей. Древнейшее изображение преподобного Феодосия Печерского, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери из собрания Третьяковской галереи (около 1288 года).

Свенская (Печерская) икона Богородицы с преп. Антонием и Феодосием, около 1288 г.Преп. Феодосий. Фрагмент иконы Свенская (Печерская) икона Богородицы (около 1288 г., ГТГ)Прпп. Антоний и Феодосий Печерские. Икона. Украина, около 2000 года

Преподобный Феодосий Печерский. Храмы

Известны 13 церквей, которые были освящены в честь преподобного Феодосия Печерского. Самая древняя действующая церковь находится в Киеве (дата постройки 1698-1700 гг.). Старообрядческих храмов во имя преподобного Феодосия Печерского в настоящее время не существует.

Церковь преп. Феодосия Печерского. Киев

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святых, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святители Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон, иконописец Алимпий. Ближние и Дальние пещеры разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 святых угодников, в Дальних — 45.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Современный вид

Главный Успенский Собор (великая церковь) был заложен в 1073 году, внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. По свидетельству «Киево-Печерскою патерика» строительством святой обители руководили мастера из Греции, которые прибыли в Киев по велению Самой Пресвятой Богородицы. В начале XII столетия монастырь имел вид масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В стенах Лавры находятся четверо ворот для входа, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в Лавре, и не была разрушена во время монголо-татарского нашествия.

Надвратная церковь Святой Троицы в Киево-Печерской лавре

В 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев, Киево-Печерский монастырь был разорен. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

В 1615 году в Киево-Печерском монастыре была основана типография, в которой печатались книги для всего православного мира, в настоящее время здесь расположен музей книгопечатания Украины. С 1592 по 1688 год монастырь был ставропигией патриарха Константинопольского. В условиях экспансии униатства он стал одним из важнейших духовных оплотов православия в Юго-Западной Руси. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В 1930 году Киево-Печерская Лавра была закрыта богоборческой властью, в 1941 г., после оккупации немцами Киева, здесь было разрешено возобновить монашеское жительство, но тогда же, 3 ноября 1941 года, немецкими оккупантами был взорван древнейший Успенский собор, на что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлен вывоз ценностей храма. Вторично монастырь был закрыт в 1961 г., в период хрущевских гонений. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В 2000 году, к 950-летию Лавры, была восстановлена и освящена Великая церковь. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская лавра — обитель, устроенная преподобным Феодосием

Поучения преподобного Феодосия

Послание к князю о вере латинской того же Феодосия к тому же Изяславу.

… Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере».

И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: «Един Бог, едина вера, едино крещение». И Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всю волю», и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: «Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят».

А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя Самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе».

Под словом «монашество» в христианстве принято подразумевать уединенный и аскетичный образ жизни верующих, решивших полностью посвятить свою жизнь служению Богу. Среди первых христиан отшельничество было наиболее распространенным укладом монашеской жизни. Феодосий Великий внес изменения в устоявшиеся христианские традиции, став основоположником общежительных монастырей.

Детство и юность преподобного Феодосия

Будущий праведник родился в V веке в семье верующих христиан, более точную информацию о рождении и семье преподобного Феодосия определить не представляется возможным. Известно, что инок родился в Каппадокии.

Преподобный Феодосий Великий

С детства мальчик имел тягу к церковным службам и любил посещать богослужения. Он обладал красивым звучным голосом, поэтому с детства пел в церковном хоре: это занятие было одним из любимых дел будущего подвижника.

Уже в детские и юношеские годы Феодосий резко отличался от своих сверстников: он был очень смышленым парнем и мог достичь успеха в любой отрасли, но настоящее призвание мальчик видел только в служении Богу. Когда ему однажды удалось встретиться с Симеоном Столпником, тот предсказал парню славное будущее подвижника христианства.

Слова отшельника глубоко запали в душу Феодосия, но он не был до конца уверен, что достоин такой великой чести — верой и правдой служить Господу и сделать это занятие делом своей жизни. С другой стороны, парень не видел себя ни в какой другой роли и не хотел для себя другой судьбы.

Начало подвижнического пути

Святой Феодосий принял судьбоносное решение внять наставлениям Симеона Столпника и начать вести отшельнический образ жизни. Для этого он отправился в Палестину и нашел в одной из пустошей уединенную пещеру. По преданию, именно в ней ночевали три волхва, которые шли поклониться недавно родившемуся Спасителю.

Феодосий Великий является основоположником общежительных монастырей

В этой пустыне, вдали от людей и мирской суеты, праведник прожил почти три десятка лет. Отшельнический образ жизни всегда сопряжен со многими трудностями и тяготами, но они не смутили ум Феодосия Великого — праведник твердо выбрал свой путь и принял решение следовать по нему, не смотря ни на что.

Вскоре слава об отшельнике распространилась на христианских землях. В поисках духовного совета и поддержки люди приходили к святому Феодосию. Также к нему приходило много молодых иноков, которые искали свой путь в жизни и просили совета у праведника.

Основание первой христианской лавры

Святой не препятствовал инокам, если они хотели поселиться в его пещере и жить под его руководством. Вскоре скромное жилище праведника уже не могло вместить всех желающих, и тогда было принято решение создать первую монашескую общину.

Прежде чем приступить к строительству новой лавры, святой Феодосий обратился к Господу с просьбой указать наилучшее место для будущей обители. После этого Святой взял в руки кадило и пошел по пустыне. Через некоторое время холодные угли разгорелись. Именно на этом месте впоследствии была основана обитель, в которой на постоянном основании жили более 700 монахов.

Икона Феодосия Великого, Киновиарха

Святой Феодосий отличался безмерной добротой, что находило подтверждение в делах милосердия, совершаемых праведником. В одно время в Палестине был очень сильный голод, и люди шли к монастырю с просьбой накормить и защитить их. Преподобный Феодосий приказал открыть ворота и впустить всех страждущих.

Иноки переживали, что людей будет нечем кормить и стены обители не смогут вместить такое количество людей. Однако когда иноки зашли в трапезную, они увидели, что она доверху наполнена хлебом, который по молитвам настоятеля обители даровал Господь страждущим.

Интересно! Такие чудеса повторялись каждый раз, когда преподобный Феодосий хотел оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Ворота монастыря всегда были открыты для всех нищих, больных и голодных людей.

Вскоре на территории монастыря были построены отдельные больницы для мирян, трапезные для бедных и дома для престарелых. К монастырю приходили люди разных национальностей, поэтому настоятель общины распорядился о том, чтобы богослужения велись сразу на нескольких языках: греческом, армянском и грузинском.

Период гонений на христиан

Добрые дни продолжались до прихода к власти императора Анастасия. До этих пор христиане не встречали отпора со стороны властей, могли спокойно проводить богослужения и вести размеренный общинный быт. В начале VI века возникла ересь Евтихия, отрицающая проведение Таинств и богослужений.

Император примкнул к ложному вероучению и страну захлестнули гонения на православных христиан. Император даже пытался подкупить святого Феодосия, зная о том уважении и авторитете, который снискал подвижник в народе благодаря своей богоугодной жизни.

Правитель предлагал обители солидный золотой запас для обустройства монашеского быта с тем условием, что Святой не будет противиться еретическим течениям. Разумеется, такое предложение было категорически отвергнуто.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений

Святой Феодосий не смог остаться в стороне и написал императору грозное послание, с требованием отказаться от преступных действий в отношении православных христиан. Настоятель обители сказал, что его иноки всегда будут защищать истинность веры и оказывать помощь всем людям, пострадавшим от нападок властей.

Это послание лишь на недолгое время умерила гнев императора, но вскоре гонения разгорелись с удвоенной силой. Тогда праведник лично отправился в Иерусалим и во всеуслышание заявил о своей приверженности решениям четырех Вселенских Соборов.

Святой утверждал, что отвергающие эти решения люди должны быть преданы анафеме. За эти смелые слова предстоятель был вскоре заточен в темнице, откуда ему удалось выйти уже после смерти императора Анастасия.

Последние дни жизни

После освобождения из заключения праведник вернулся к прежней жизни в стенах родной обители и сотворил там немало чудес. По его молитвам спасались люди, заблудившиеся в пустыне, выздоравливали раненые воины, выживали пострадавшие при кораблекрушении.

Преподобный за несколько дней предсказал весть о грядущем землетрясении в Антиохии, и призвал иноков молиться о спасении жителей этого города. Феодосий Великий дожил до почтенных годов и умер в возрасте 105 лет. Похоронен предстоятель Православной Церкви был в той пещере, где он начинал свой подвижнический путь.

Гробница преподобного Феодосия Великого

Чудеса, сотворенные Феодосием Великим

Еще при жизни святой Феодосий был удостоен дара чудотворения. Один тот факт, что в пустынном месте, не приспособленном для жизни, был построен и действовал большой монастырь, уже говорит о чуде. Помимо этого святой Феодосий обладал даром исцеления и предвидения.

  1. У обители всегда было достаточно продуктов, чтобы накормить голодных людей, пришедших к инокам за помощью.
  2. Заблудившиеся в пустыне люди говорили о том, что видели силуэт пожилого мужчины, который указывал им путь к поселениям.
  3. Неоднократно верующие, пришедшие за помощью в обитель святого Феодосия, исцелялись от различных недугов.
  4. Однажды в Палестине наблюдалось огромное нашествие саранчи, которое опустошало поля и могло привести к сильному голоду. По молитвам преподобного Феодосия вся саранча была уничтожена.

О чем молятся преподобному Феодосию

Молясь святому Феодосию, верующие могут дополнять канонические тексты молитв своими словами. Главное чтобы эти слова были произнесены с чистым сердцем и искренней верой в то, что молитва достигнет престола Божьего:

  • у Святого просят исцеления от тяжелых недугов;
  • к Феодосию Великому обращаются, прося укрепления в вере;
  • супруги просят Феодосия Великого даровать им мудрость и взаимопонимание;
  • святому молятся о спасении бедных и бездомных людей.

Обращаясь к Святому, верующие обычно читают следующую молитву:

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем — отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.

Память и почитание Святого

Монастырь, основанный святым Феодосием, действует и по сей день. Он долгое время оставался мужской обителью, иноки, живущие в монастыре, продолжали дело его основателя. В ходе военных действий он не раз подвергался нападениям, несколько раз обитель разоряли и грабили войска неприятеля.

Монастырь преподобного Феодосия в окресностях Вифлеема

В начале XX века монастырь был полностью реконструирован: сейчас это женская обитель. Изначально Святой был похоронен в пещере, в которой начинал свой монашеский подвиг. Сейчас мощи Феодосия Великого хранятся в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Согласно православной традиции, Феодосий Великий почитается в лике преподобных. День памяти Святого — 11 января.

Православная церковь чтит память святого Феодосия Великого, чей жизненный путь стал примером истинного подвижничества и приверженности христианской вере. Тяжелые испытания и давление со стороны властей не смогли заставить преподобного Феодосия поступиться своими принципами и заключить сделку со своей совестью: ему с рождения было уготовано стать истинным предстоятелем Православной Церкви, и он с достоинством прошел этот сложный путь.

Жизненный путь Феодосия Великого — хороший пример для всех последующих поколений христиан: это рассказ о человеке с огромной силой духа, который не побоялся любых испытаний ради достижения воистину высокой цели.

Преподобный Феодосий Великий

Последний император единой Римской империи


1620 лет назад, 6 сентября 394 года, византийский император Феодосий I Великий в последний раз в истории объединил Восточную и Западную Римские империи. В этот день произошла битва на реке Фригид. Генеральное сражение в восточных Альпах между армией Восточной Римской империи и армией Западной Римской империи под командованием императора Евгения завершилось победой воинов Феодосия. Сам император Евгений был схвачен и немедленно обезглавлен.
В результате Феодосий на несколько месяцев восстановил единство империи. После его смерти в 395 империя окончательно распалась на западную и восточную части. Восточная часть Римской империи получила в современной историографии название Византия (Византийская империя).
Упадок империи
В III-IV веке Римская империя находилась в глубоком кризисе. Империя деградировала, римляне погрязли в гедонизме, поисках удовольствий, отдав военное дело (которое и создало всем известный Рим) в руки «варваров». Империю потрясали междоусобные, гражданские войны. Социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы столкнулись с христианством. Само христианство делилось на ряд враждующих течений. Христианство было признано Константином Великом в начале IV столетия. В конце того же века император Феодосий признает никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией.
Христианство постепенно из учения отверженных, гонимых, трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Её центром стала новая столица Римской империи – Константинополь.
Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами. В 285 году император назначил военачальника Максимиана младшим соправителем («цезарем»), а в 286 году — «августом». А в 293 году, посчитав, что военные и гражданские проблемы требуют дальнейшей специализации, Диоклетиан назначил в помощники августам двух цезарей: Галерия и Констанция Хлора. Диоклетиан планировал, что после 20-летнего правления, августы выйдут в «отставку» и их заменят цезари, а на их место буду назначены новые цезари. Так возникла первая тетрархия. Тетрархия просуществовала недолго, уже в 306 году начала междоусобная война между претендентами на императорский престол, которая завершилась в 324 году победой Константина. Император Константин победил Лициния, воссоединил обе части Римской империи и провозгласил себя единственным августом. Однако сама идея разделения империи на части продолжала существовать.
В правление Константина, который считается одним из самых успешных государственных деятелей империи, могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Однако уже его сыновья, между которыми разделили империи, начали междоусобную борьбу (она осложнялось необходимость тяжелой борьбы с персами и германскими племенами), которая завершилась гибелью двух братьев и победой Констанция. Победитель правил до 361 года.
Констанций был сторонником арианства (одно из учений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына, Христос, по мнению ариан, сотворён Богом и, следовательно, не равен ему) и подверг языческие культы серьёзным ограничениям. Язычество подвергалось репрессиям. Было выпущено несколько указов о запрещении жертвоприношений, закрытии языческих храмов, запрете посещать их под угрозой смертной казни и конфискации имущества. Иммунитет христианского духовенства был значительно расширен, епископы были освобожден от светского суда.
Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. В 355 году Констанций, который был озабочен вопросом престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене и отправил начальником войск в Галлию. Юлиан успешно боролся с германскими племенами, и были любим солдатами. В 360 году, когда император проводил подготовку к персидскому походу, он потребовал прислать на Восток лучшие легионы. Войска восприняли это известие с большим неудовольствием и начали мятеж. Юлиана провозгласили императором. Костанций занятый войной с персами, не смог подавить мятеж. В это время Юлиан занял альпийские проходы, Иллирию, Паннонию и Италию, готовясь к войне с Констанцием. Однако смерть императора сделала его августом без борьбы. В декабре 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник.
Юлиан был очень интересной и образованной личностью. Это был император-философ. Он объявил о веротерпимости, разрешил восстановить языческие храмы и их имущество. Юлиан планировал обновить языческие традиции на основе неоплатонизма и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, личная безупречная жизнь, благотворительность и т. д.). Однако не успел завершить свои реформы. Во время похода против Персии император погиб при загадочных обстоятельствах.
Юлиану наследовал бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрала августом армия. После его смерти уже в 364 году, императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию своих солдат утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валентиниан правил в западной части империи, доверив восточную часть Валенту. Валентиниану на западе наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно армия провозгласила августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После смерти Валента (в 378 году пал в Адрианопольской битве) Грациан утвердил на должности августа Феодосия и доверил ему управление восточной частью Римской империи
Феодосий I Великий
Флавий Феодосий родился около 346 года в провинции Галисии (Испания) и по некоторым сведениям был потомком прославленного императора Траяна. Его отцом был полководец Феодосий. Он при императоре Валентиниане дослужился до поста командующего конницей. Будущий император Феодосий, как считают исследователи, начал военную службу под началом своего отца и участвовал в войнах в Римской Британии, где римляне воевали с пиктами и скоттами.
Именно военная слава заставила августа обратить внимание на Феодосия. В это время на востоке империи сложилась критическая ситуация. Готы полностью разгромили римскую армию в битве под Адрианополем. Император Валент пал в бою. Его племянник, император Грациан, пытался закрыть дорогу готам в Италию. Феодосий добился ряда успехов и смог остановить наступление готов. В 380 году Феодосий вступил в свою столицу – Константинополь. Феодосий привлёк многих варваров в свою армию и в 382 году заключил мир с готами. Готские племена поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария).

Затем Феодосий навел порядок на востоке. Он нанес ряд поражений арабам и поселил в Сирии ряд арабских племён в качестве федератов. Они стали охранять границы империи. В Персидской империи шла борьба за власть, к тому же Феодосию удавалось поддерживать хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими царями. Поэтому угроза на этом направлении также была ликвидирована. К тому же в 387 году Феодосий достиг с персами соглашения по разделу Армении на сферы влияния, что устранило «яблоко раздора» между империями.
В это время произошла очередная смута в западной части империи. В 383 году в Британии солдаты провозгласили очередного императора. Им стал полководец Магн Максим. Его армия высадилась в Галлии, и часть Германской армии перешла на сторону Максима. Вскоре Грациану изменила и остальная часть армии. Грациана убили. В западной части империи власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. Феодосий признал их власть.
Однако мир был недолгим. В 387 году Максим ввел войска в Италию. Валентиниан бежал под покровительство Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. В 388 году началась война. В ней войска Феодосия и Валентиниада одержали вверх. По некоторым данным, победа Феодосия была вызвана предательством среди солдат Максима. Максим был казнен, как и его сын. В Италии император пробыл три года.
Битва на реке Фригид
В 391 году Феодосий вернулся в Константинополь. В 392 году возник конфликт между Валентинианом и его главнокомандующий войсками франком Арбогастом, который прибрал в свою руки власть в Италии. Повзрослевший Валентиниан не хотел уступать полководцу. Не имея возможности отстранить Арбогаста, Валентиниал жаловался на него Феодосию. Вскоре его нашли повешенным. Преемником Валентиниана был назначен сторонник франкского полководца, государственный секретарь Евгений.
Император Феодосий, после некоторого раздумья (под началом Арбогаста была сильная армия), в итоге не признал власть Евгения и назначил в соправители вместо убитого Валентиниана своего сына Гонория. В 394 году началась война.
Решающая битва произошла в сентябре 394 года в предгорьях восточных Альп на реке Фригид (современная река Випава, протекающая в Словении и Италии). Сражение было ожесточённым и в его ход вмешалось природное явление – сильная буря. Феодосий, который отличался большой религиозностью, приписал это стихийное бедствие вмешательству Божьего промысла. Согласно христианским источникам, в ночь перед битвой императору пришел пророческий сон, его войско должно было победить армию язычника Арбогаста (франкский полководец в союзе с сенатской аристократией способствовал языческой реставрации в западной части империи). Надо отметить, что обе армии в основном состояли из язычников – варваров.
Сильный ветер дул прямо в лицо армии Арбогаста, сдувая стрелы, дротики и копья, а также ухудшая видимость. Однако, несмотря на «божественное вмешательство», армия Феодосия практически проиграла сражение. Авангард армии был истреблен Арбогастом, в тылу появились отряды противника, которые заняли высоты. Армия Феодосия оказалась в ловушке, положение было критическим. Только наступление темноты спасло армию от уничтожения. К тому же император западной части империи Евгений после прекращения боя стал преждевременно праздновать победу и раздавать награды. Но, как это довольно часто бывало в истории Рима, когда дело не могло решить оружие, его решало золото. Некоторые из командиров армии Арбогаста предали своих командующих. Они предложили перейти на сторону Феодосия за «почести».
Ночная атака вражеского лагеря, где праздновали «победу», завершилась полным успехом. Отборный отряд прорвался (или его провели) к палатке императора. Евгений был схвачен и немедленно убит. Оставшиеся без предводителя солдаты не стали сопротивляться и перешли на сторону Феодосия. Арбогаст смог убежать, но видя, что от преследователей не уйти, заколол себя. Так, империя была снова объединена.
Феодосий провозгласил в Риме своего сына Гонория императором. Его опекуном (императору было 10 лет) был назначен опытный полководец Стилихон. Феодосий также отменил ряд языческих церемоний и планировал вернуться в Константинополь. Но, его радость была недолгой. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался в Медиолане (современный Милан). Перед смертью он совершил очередной раздел империи: Гонорий получил западную часть Римской империи, а старший сын Аркадий – восточную.
После этого две части империи больше никогда не соединялись под единым руководством. Римская империя (её западная часть) официально прекратит своё существование в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная же часть империи (Ромейская империя, Византия) просуществовала более тысячелетия и пала в 1453 году, когда Константинополь штурмом взяли османы (Падение Константинополя и Византийской империи; Византийские уроки).
Итоги
Феодосий получил прозвище Великий. Это было связано с тем, что он смог временно восстановить единство державы и приглушить внутренние противоречия, который вели Римскую империю к гибели. На долю Феодосия выпало две тяжелейшие задачи: 1) установить единство внутри империи, которую раздирали политические интриги и многочисленные религиозные группы самого разного толка; 2) спасти империю от военного погрома, готы, положившие конец римской воинской славе в Адрианопольской битве 378 года, грозили самому существованию «вечного Рима».
Он разрешил обе проблемы (хоть и на время). На границах с арабами и персами установился относительный мир. Готы стали союзниками. Феодосий, понимая, что войной варваров не сломить, пошёл по пути мирного сближения с ними, приобщения их к римской культуре, и массового привлечения их в армию. В результате одни варвары стали ревностно (вроде вандала-венеда Стилихона) защищать империю от других варваров, которые остались за пределами римской территории. По сути, в конце существования Рима одни варварские дружины воевали с другими. Варвары заняли в Риме посты в высшем командовании армии и входили в администрации, где им поручали наиболее ответственные посты. Это и не удивительно. Тот же Арбогаст, отличался неподкупностью, храбростью и равнодушием к богатству.
Однако это было временное решение проблемы. «Варваризация», при одновременной деградации самих римлян, происходила слишком быстро. Германцы и славяне прибывали и прибывали, империя не успевала всех ассимилировать. В дальнейшем этот процесс убьёт прогнившую насквозь Римскую империю.
Религиозные споры были решены в пользу никейцев. Христиане-сторонники никейского символа веры (формула вероисповедания, принятая на Первом Никейском соборе в 325 году, согласно которой Бог Сын «единосущий Отцу») одержали вверх над арианами. При Феодосии было окончательно установлено отличие между кафоликом (представителем «католической» — «вселенской, всеобщей» церкви, от греч. καθολικός — «всеобщий») и еретиком. Согласно закону, кафоликом стал подразумеваться сторонник никейской веры, представители других религиозных направлений (включая христианские) стали еретиками. Особы выделили язычников.
Наказания, налагаемые на еретиков и язычников, постоянно усиливались. Несколько указов Феодосия запретили еретикам все собрания религиозного или частного характера, допускались сходы только сторонников никейского символа. Еретиков подвергли ограничениям в гражданских правах. Решительное наступление вели против язычества. Жертвоприношения и гадания были запрещены, как и доступ в храмы. Храмовые сооружения стали служить для государственных нужд или со всеми памятниками архитектуры, скульптуры, живописи были разрушены христианскими фанатиками. В 392 году Феодосий издал свой последний закон против язычников, который окончательно запрещал жертвоприношения, гадания, все обряды и назвавший прежнюю религию суеверием. Всех преступивших этот закон объявляли виновными в оскорблении государя и религии со всеми вытекающими последствиями. Этот закон называют «похоронной песней язычества».
В западной части империи особую известность получил факт удаления из здания римского сената статуи Победы. Многие сенаторы, которые в тайне представляли «языческую партию», увидели в этом событии гибель прошлого величия Рима. В 393 году последний раз прошли Олимпийские игры. Многие античные памятники, включая статую Зевса работы Фидия, перевели из Олимпии в Константинополь. Символы старого мира уходили в прошлое.
Таким образом, в отличие от Юлиана, который придерживался терпимости по отношению к другим религиозным направлениям, Феодосий избрал никейскую формулу как единственно правильную и подтвердил её всей мощью государственной власти и карательной машины империи. Была создана единая никейская церковь, которая довольно быстро подавила конкурентов (хоть и поле смерти Феодосия). Все другие религии и ответвления были запрещены. Язычество окончательно потерпело поражение как единое, организованное целое. Язычники конечно остались, но это были отдельные люди, семьи, небольшие группы, хранящие в тайне дорогие им традиции. При этом Феодосий считал церковь и религиозные убеждения своих подданных входящими в область его полномочий.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Феодосий Черниговский — входит в перечень тех, кто украшает и прославляет Российскую церковь. Известен он еще и своими пророчествами, которые не раз сбывались и заставляли задуматься о существовании Господа. Своим старанием и ревностной вееров в Бога он сделал для общества не менее, чем сильные мира сего.

Житие святого епископа

Рождение его относят к 30 годам 17 века в семье дворян на территории Малороссии. Изначально развитие проходило в домашних условиях, а затем он был отдан в Киевскую Братскую Богоявленскую школу. На тот момент ею руководил Лазарь Баранович. Его очень почитали, а он относился ко всем своим послушникам как к сыновьям. После ее окончания он твердо решил посвятить свою жизнь служению Господу.

Так и началось богобоязненное житие святого Феодосия Черниговского. В большей части такой его выбор был основан на примере родителей, учителя, а также святости места его пребывания. Те политические перипетии, которые происходили между правящими представителями власти и их отношение к церкви, сподвигли его на облачение в одежду воина Христового и выступать на защиту церкви.

О точной дате принятия иночества не известно, но точно понятно, что случилось это до 1651 года. После принятия такого сана он еще определенное время трудился в качестве архидиакона Киево-Софиевского собора. В период, когда земля страдала от проблем, которые устраивались противниками Богдана Хмельницкого, он занимал уже должность иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря. Через некоторое время его ставят игуменом Корсуньского монастыря.

Далее шло его восхождение по карьерной лестнице. Скончался он в 1696 году и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе. Только спустя 2 столетия стали проводить его прославление. На сегодняшний день мощи не покидают Троицкий собор.

О чем молятся Феодосию Черниговскому

Как и к прочим святым, к нему идут толпы верующих со своими прошениями. Есть сведения о том, что он не раз исцелял людей от многие страшных недугов. Но кроме того у него просят:

  • помочь в исцелении от раковых образований;
  • об укреплении ума как детям, так и взрослым;
  • отстранить от проблем и клеветы;
  • разрешить сложные ситуации в семье и с детьми.

Для почитания святого в году существует три дня:

  • 18 февраля;
  • 22 сентября;
  • 3 октября.

Лик святого

Зачастую паломники шествуют к храму, чтобы помолится перед иконой святого Феодосия Черниговского и приложится к его мощам. Считается, что таким образом сила молитвы возрастет в несколько раз. Читать можно специальные тексты или проговорить то, что Вас тревожит своими словами.

«О священная главо, крепкий наш молитненниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей). Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследником быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Молитву Феодосию Черниговскому стоит произносить с верой в Господа и чистыми помыслами. Только такие основные характеристики помогут достичь положительного результата. И не стоит относится к молитвенным прошениям потребительски. Это вовсе не означает, что Ваше желание будет сразу же исполнено.

Помните, что святой только просит помощи у Господа за нас, а все в наших руках. Можно также присутствовать на службе и прочитать акафист Феодосию Черниговскому.

Кондак 1

Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, святителю отче Феодосие, нетлением мощей твоих и множеством чудес от Бога прославленный, в песнех радостных ублажаем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Икос 1

Ангел во плоти явился еси, богомудре Феодосие, ангельскими нравы измлада себе украшая; темже и Ангел церкве Черниговския достойне поставлен был еси от Бога, всех наставляя ко спасению и всем являя в себе правило веры и образ кротости, воздержания же и любве. Сего ради, чада твоя суще, любовию вопием ти сице:

Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; радуйся, небесных сил собеседниче и сослужителю.

Радуйся, в житии твоем безплотным поревновавый; радуйся, и по смерти с ними водворивыйся.

Радуйся, от юности Христа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, от утра жизни твоея Тому единому поработавый.

Радуйся, вся заповеди Господни верно и непорочно сохранивый; радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый.

Радуйся, усердною молитвою дух твой окриливый; радуйся, чтущих любовию память твою от бед покрывающий.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видев суету мира сего скорогибнущую, всем сердцем возжелал еси, отче Феодосие, мир сей оставити и во иночестве Богу послужити. Темже иго Христово благое и легкое усердие восприяв, инок святыя обители Киево-Печерския смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещенный твой видев, святитель Киевский Дионисий постави тя, Феодосие, архидиакона соборныя церкве Софии Премудрости Божией, да служиши алтарю Господню при совершении Таин Божиих. Мы же, в тебе избранный сосуд Духа Святаго ведуще, со умилением зовем ти сицевая:

Радуйся, под кровом чудотворцев Печерских начало подвигов твоих положивый; радуйся, от юности добродетельми монашескаго жития преизрядно себе украсивый.

Радуйся, иноков пресветлая красото; радуйся, постников преславная похвало.

Радуйся, святителей благоговейных любимый собеседниче; радуйся, послушания нелицемерный рачителю.

Радуйся, подвижниче смиренный, на Господа все упование возложивый; радуйся, уединеннаго жития добрый ревнителю.

Радуйся, избранниче Христов преблаженный; радуйся, Богом данный нам заступниче непреоборимый.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 3

Сила Божия осени тя, отче Феодосие, егда во иерея посвящен был еси от святителя Дионисия и во игумена обители Корсунския от него поставлен, да пасеши Христово стадо и руководиши иноки ко спасению, воспевая купно с ними хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллипуиа.

Икос 3

Имея смирение нелицемерное, прах и пепел себе именовал еси, преблаженне Феодосие, и запрещение от архиерея, неповинен сый, безропотно понесл еси; темже и мы, ублажающе таковое, воистину христоподражательное, незлобие твое, воспеваем тебе сице:

Радуйся, агнче незлобивый, никомуже зла за зло воздавый; радуйся, яко запрещение архиерейское нося, послушание великое явил еси.

Радуйся, яко тогда и епитрахили коснутися не дерзал еси; радуйся, смирением и преданием себе в волю Божию врага победивый.

Радуйся, иноче боголюбезный, преподобием и кротостию благоукрашенный; радуйся, постническим житием, яко безкровным мученичеством увенчанный.

Радуйся, монашествующим отец и наставник богомудрый; радуйся, обителей иноческих многоопытный руководителю.

Радуйся, Престола Божия верный и благоговейный служителю; радуйся, пред Богом теплый о нас ходатаю.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю гонений на Церковь Божию во граде Киеве воздвиже мудрование латинское; ты же, богомудре Феодосие, во игумена обители Выдубецкия тогда поставлен быв, сию от лжеучения оградил еси, утверждая братию свою в православней вере непорочно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав богоугодное житие твое, отче Феодосие, святитель Божий Лазарь, призва тя от Киева в Чернигов и, поставив во архимандрита пречестныя обители Елецкия, сотвори помощника себе во управлении церковнем; ты же с любовию сыновнею послужил еси ему и воистину достоин явился еси, да воспеваем ти сицевая:

Радуйся, старцу святителю с любовию послуживый; радуйся, яко сын отцу во всем ему послушен бывый.

Радуйся, старость его упокоивый; радуйся, труды святительския ему облегчивый.

Радуйся, благолепия церковнаго усердный рачителю; радуйся, преданий апостольских верный хранителю.

Радуйся, правды ревностный блюстителю; радуйся, долга пастырска непоколебимый исполнителю.

Радуйся, алтаря Господня служителю непорочный; радуйся, пастырем светлый образе.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечную звезду, к горнему Иерусалиму путеводящую и добродетельми светло сияющую, зряще тя, предивный Феодосие, иноцы же и мирстии с любовию последоваху тебе, внимающе твоему учению душеполезному и взирающе на образ чистаго жития твоего, поучахуся взывати с тобою Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 5

Видев себе святитель Лазарь старостию преутруждена и в силах телесных изнемогша, возжела имети тя, Феодосие, преемника по себе во святительстве и проси Святейшаго Патриарха Московскаго посвятити тя во архиепископа. Мы же в сем Божие звание, еже на тебе, уразумевающе, любовию прославляем тя сице:

Радуйся, архиерею Божий, от Предвечнаго Архиерея дивно предызбранный; радуйся, Апостолов достойный преемниче и усердный ревнителю.

Радуйся, святителю Христов, от собора святителей российских освященный; радуйся, иерарше благий и нищелюбивый.

Радуйся, архипастырю милостивый и сострадательный; радуйся, святителем Митрофану и Димитрию собеседниче и сопрестольниче.

Радуйся, архиереев православных красото; радуйся, пастырю добрый, душу твою за овцы положити готовый.

Радуйся, учителю златословесный; радуйся, богосветлый светильниче Церкве Христовы, во тьме века сего возсиявший.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповедник не словом точию, но и делом явился еси Христова учения, святителю Феодосие, яко пастырь добрый, по образу Пастыреначальника Христа всех с любовию наставляя ко спасению, всем образ жития по заповедем Христовым подавая и всех поучая взывати присно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко утро светозарное, стране Черниговстей, святителю Божий Феодосие, и паству, тебе вверенную, светом добродетелей твоих озарил еси, смирением высокая стяжавая и нищету иноческую соблюдая; вся бо, яже имел еси, неимущим усердне раздавал еси. О сем дивящеся, яко нищелюбца совершеннаго ублажаем тя, зовуще:

Радуйся, милосердия источниче неисчерпаемый; радуйся, сирым прибежище благонадежное.

Радуйся, вдовицам милостивый покровителю; радуйся, алчущих неоскудный питателю.

Радуйся, обидимым скорый заступниче; радуйся, скорбящим благонадежный утешителю.

Радуйся, сущим в бедах готовый помощниче; радуйся, младенцем добрый воспитателю.

Радуйся, юношам и девам в целомудрии наставниче; радуйся, старцем и немощным твердое укрепление.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотя всем сердцем твоим единому Господу благоугождати, подвигом добрым до конца подвизался еси, Феодосие, труды к трудом во смирении прилагая, постом и бдением с молитвою плоть твою умерщвляя и любовию всех согревая. Темже и сподобился еси еще на земли достойно и праведно воспевати ангельскую песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника и чудотворца предивнаго яви Господь в стране Российстей, святителю отче Феодосие; темже и светло красуется тобою Церковь Православная, яко дерзновение велие ко Христу имаши, Емуже молися, святителю, о нас грешных, любовию тебе вопиющих сицевая:

Радуйся, пресветлый светильниче веры православныя; радуйся, православия страже неусыпающий.

Радуйся, благочестия ревностный поборниче; радуйся, Церкве Божия столпе непоколебимый.

Радуйся, храмино добродетелей приукрашенная; радуйся, безстрастия и чистоты ревнителю преизрядный.

Радуйся, молитвы сокровище неистощимое; радуйся, таин Божиих верный строителю.

Радуйся, паству твою в вере и благочестии соблюдаяй; радуйся, со святыми сликования в Небесном Царствии сподобивыйся.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странствие земное богоугодне совершив, святителю отче Феодосие, свято и праведно почил еси о Господе сном смерти, яже бысть тебе прохождение от трудов на покой вечный; приял бо еси от Христа Бога венец славы нетленный и водворился еси со святыми воспевати Ему вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси любовь неоскудевающая, святителю Божий Феодосие; якоже бо в житии сем, тако и по преставлении к Богу чад твоих не оставляеши; на всех, к тебе верою притекающих, милостивне призираеши, болящим исцеление подавая, скорбящих утешая, от бед избавляя. Сего ради, благодарни суще, воспеваем ти сице:

Радуйся, нищету духовную от юности возлюбивый; радуйся, Христу в меньших братиях Его верно послуживый.

Радуйся, двери милосердия Божия нам отверзающий; радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, на милость прелагающий.

Радуйся, по отшествии твоем к Богу с нами пребывающий; радуйся, умерщвленныя грехами души благодатию Христовою оживляющий.

Радуйся, источниче сострадания к людем приснотекущий; радуйся, омраченных заблуждениями благостный просветителю.

Радуйся, с небесных высот на скорби наши призирающий; радуйся, всех нас любовию твоею объемлющий.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 9

Вси людие черниговстии прославиша Бога, егда услышаша о преславном явлении твоем, святителю Феодосие, преемнику твоему архиепископу Иоанну, егоже от недуга тяжка исцелил еси, являя дерзновение твое ко Господу. Сего ради и потщася гроб твой благоукрасити и подобие лица твоего над ним поставити, зовый дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут восхвалити тя по достоянию, вечныя славы достойнаго, святителю отче Феодосие; и кто может поведати многая и преславная чудеса твоя, яже источил еси от нетленных мощей и икон твоих святых; о сем убо радующеся и Бога, святых Своих прославляющаго, славяще, вопием ти сице:

Радуйся, в пресветлых райских чертозех обитающий; радуйся, нетлением мощей твоих зарю общаго воскресения нам предпоказующий.

Радуйся, в видениих во благо верующим являющийся; радуйся, в сониих на молитву к твоему ходатайству призывающий.

Радуйся, слезы и воздыхания скорбящих с любовию утоляющий; радуйся, прошения труждающихся и обремененных скоро исполняющий.

Радуйся, от внезапныя смерти верных избавляющий; радуйся, данныя Богу обеты исполняти побуждающий.

Радуйся, слепым прозрение, глухим слышание подающий; радуйся, отче чадолюбивый, якоже кокош под криле, духовная чада твоя у гроба твоего собирающий.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовал еси, святителю Феодосие, и светло ныне ликуеши со Ангелы и всеми святыми, присно созерцая пресветлое лице Христа Бога нашего, Егоже молити не престай за ны грешныя, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена ограждения в Церкви Православней являешися, святителю Божий, множеством дивных чудес твоих верныя утверждающая и явлением силы Божиея вся еретическая мудрования отражающая; наставников бо раскола нетлением мощей твоих зело удивил еси и исповедати истину православия возбудил еси. Темже со страхом и благоговением вкупе с верными взываху ти сице:

Радуйся, прославлением мощей твоих всех нас радости исполнивый; радуйся, нетлением телесе твоего неверие глаголемых старообрядцев в веру претворивый.

Радуйся, ересь штунды чудесы преславными посрамивый; радуйся, жену от люторовы ереси крестное знамение православне полагати научивый.

Радуйся, младенцу слепому у мощей твоих внезапу прозрение даровавый; радуйся, немотствующий язык помазанием елея от лампады твоея разрешивый.

Радуйся, тем же елеем струпы неисцельныя исцеляяй; радуйся, близ смерти сущих болящих к жизни возвращаяй.

Радуйся, яко лишеннии разума у мощей твоих благодатию Христовою исцеляются; радуйся, яко и пелены от гроба твоего чудодействуют.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение молитвенное не умолкаше у мощей твоих, святителю Феодосие, от дне погребения даже до дне прославления твоего со святыми, егда собор святителей Церкве Российския со славою из пещеры мощи твоя изнесе и в соборней церкви града Чернигова на общее поклонение честне положи. Приими убо и наше смиренное пение хвалебное и помози нам покаянием очиститися, да во исполнении заповедей Христовых преуспевающе и тобою наставляеми, с тобою благодарственне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник благодатный быв в житии твоем, святителю Феодосие, тихим светом смирения и любве на свещнице Церкве Христовы сияющий, и по преставлении твоем возсиял еси, яко солнце, предивными чудесы мглу раскола и ересей разгоняя и верных сердца к Богу обращая. Темже, с любовию празднующе святую память твою, вопием ти:

Радуйся, звездо лучезарная, над землею черниговскою возсиявшая; радуйся, и всю страну Российскую светом своим озарившая.

Радуйся, града Чернигова славо и ограждение; радуйся, всея земли нашея страже неусыпный и теплый молитвенниче.

Радуйся, у Престола Царя царствующих за царя нашего предстательствующий; радуйся, яко имя твое по всей стране нашей от конца в конец прославляется.

Радуйся, яко явлении твоими неверныя в веру православную обращаеши; радуйся, яко чудесы твоими инославныя к православию наставляеши.

Радуйся, яко с небесными силами присно Богу воспеваеши; радуйся, яко на небесех выну славу Его созерцаеши.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодати Божией сосуд избранный был еси, святителю Феодосие; благодать Божию и в помощь немощи нашей испроси у Господа, да сею благодатию спасаеми, присноборющия ны страсти победим, и тою укрепляеми, Подателя всех благ Господа Иисуса всегда с тобою прославляем, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многая и преславная чудеса твоя и прославляюще великия подвиги твоя, святителю отче наш Феодосие, со умилением сердца славим, хвалим и величаем возвеличившаго тя Господа, в тебе явльшаго нам новое знамение Своего благоволения к Церкви Православней, яко вечному столпу и утверждению истины; тебе же, яко теплому предстателю нашему пред Богом, возглашаем сицевая:

Радуйся, в вертограде Господни от утра до вечера жизни твоея добре потрудивыйся; радуйся, в радость Господа своего, яко раб благий и верный, вшедый.

Радуйся, житием твоим путь в обители небесныя нам показавый; радуйся, венцем безсмертия и славы небесныя увенчанный.

Радуйся, неба церковнаго звездо пресветлая; радуйся, земли Российския похвало пречудная.

Радуйся, яко со всеми святыми в горних обитаеши; радуйся, яко и нас грешных на земли любовию посещаеши.

Радуйся, имже Христос прославися; радуйся, имже сатана посрамися.

Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.

Кондак 13

О великий угодниче Божий и чудотворце, святителю отче наш Феодосие! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе, аще и недостойне, обаче с любовию сыновнею приносимое, и умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, от междоусобныя брани и внезапныя смерти, и от мучений вечных в будущем веце, и сподобитися в вечней жизни с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел во плоти …» и 1-й кондак «Избранный чудотворче …».

До революционного периода было написано несколько его ликов. Наличие их считается настоящей редкостью. В большинстве случаев они украшают частные собрания богачей.

Храмы в его честь

В некоторых источниках упоминается, что несколько раритетных изображений святого пропали из Киево-Печерской лавры. Найти святые обители достаточно просто. Так например он есть в:

  • селе Александровка Днепропетровской области;
  • в Киеве в Кияновском переулке;
  • а также на улице Чернобыльской 2.

Последний храм святителя Феодосия Черниговского в Киеве был сооружен для покровителя ликвидаторов аварии на ЧАЕС.

В дореволюционный период многие святыни носили его имя, но после остались только несколько. Ранее он был в Туле, а теперь там остался только его предел, а весь храм переименован в Покров Богородицы.

Помните, что не важно искать его мощи, храмы или лики, важно стараться донести свое прошение через искреннюю молитву. Желательно предварительно поблагодарить святого за проявленную ранее Господом благодать и все то, что уже есть у Вас.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом архиепископе Черниговском:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *