Федор василюк

Духовничество и психотерапия

17 сентября 2017 года ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Сегодня, в день отпевания и похорон раба Божия Феодора, сайт Православие.Ru публикует интервью психотерапевта, данное нашему порталу 3 года назад.

О том, нужны ли знания психотерапии священнослужителям и об опыте преподавания психотерапии студентам Сретенской духовной семинарии – беседа с Федором Ефимовичем Василюком, психотерапевтом, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.

Федор Ефимович Василюк – Федор Ефимович, насколько я знаю, ваши занятия в университетах, где вы преподаете, посещают и священнослужители. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я – священник. У меня очень много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты – и психологи в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять со знанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.

– А зачем другим нужна была психотерапия?

– Могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.

– Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия – это не одно и то же.

Не анализировать и давать советы, а соучаствовать в переживании человеком какой-то его беды, проблемы.

– Психология – это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии

– Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе, который вы читали семинаристам.

– Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года – подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством. Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что человеку остается? Ему остается – пережить эту ситуацию. Пережить – значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином «сопереживание». Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание – это всё то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, – это метод понимания. Со студентами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Вот чему был посвящен курс – такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии

– И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?

– Ну, я думаю, эту азбуку студенты усвоили. Может быть, вы помните – а я помню – ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь – слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, студенты не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.

На лекции проф. Василюка Ф.Е. в Сретенской семинарии

– Насколько успешно они этого достигли, не имея психологического образования?

– Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно – уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: они достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому я доволен результатом.

– Федор Ефимович, чем в вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?

– Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии вначале – такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни эмоциональной, но она как будто бы как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.

Проф. Василюк Ф.Е. и прот. Вадим Леонов в Сретенской семинарии

– А что на вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?

– Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как быстро они прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.

Вручение семинаристам сертификатов курса проф. Василюка Ф.Е.

– Во время перерывов и после занятий, я знаю, студенты задавали вам вопросы, подходили к вам. Что они спрашивали?

Проф. Василюк Ф.Е. и Дементьев Д.В. в Сретенской семинарии – Вопросы были самые разные. Один из студентов – как раз это случай, когда такая дисциплина не достигает каких-то нечеловеческих пределов, и они остаются просто людьми, просто мальчишками молодыми, и слава Богу! – так вот, один из студентов на лекции задал вопрос, а потом, пока мы обсуждали другие вопросы, заснул. И когда я подошел к ответу на его вопрос, я попросил семинаристов, сидевших рядом, чтобы они его разбудили. Они его разбудили. Он, бедный, очнулся, и я сказал: «Я теперь отвечаю на ваш вопрос, на минутку подержите себя в бодрственном состоянии». Ответил и говорю: «Ну, а теперь можете дальше продолжать спать». Человек устал, видимо. Но тут он подошел с вопросом очень личным. У него есть какой-то дефект, своя особенность речевая, которую он хочет исправить как будущий священник, потому что он понимает, что ему надо проповедовать. И он попросил, чтобы я ему посоветовал коллегу, психолога, который бы помог ему с этими речевыми особенностями побороться, справиться. То есть это были такого рода очень личные иногда вопросы, направленные на помощь. Были и такие: откуда пошла психотерапия и зачем она нужна? не претендует ли она на то, чтобы заместить Церковь? и подобные. Такие острые, важные, живые вопросы. Так что спасибо большое за возможность провести этот курс.

публикации/авторы/Василюк Ф.Е.

  1. + — Методика психотерапевтического облегчения боли
  2. + — Молитва и переживание в контексте душепопечения
  3. +-Влияние молитвы на смысловую работу переживания

    Процесс переживания может сопрягаться с процессом молитвы, и тогда оба процесса оказывают взаимное влияние друг на друга. Вводится различение трех планов протекания процесса переживания — непосредственного переживания, выражения и осмысления. Миссия последнего — решение задачи на смысл, которая состоит как в постижении личностного смысла свершившихся событий, так и в поиске источников осмысленности, в наполнении бытия смыслом. Какое влияние молитва оказывает на деятельность переживания в плане осмысления — вот главный вопрос статьи.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2005. № 3

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2005/n3/2594.shtml

  4. +-Дар ученичества. Беседа Ф.Е. Василюка с Римасом Кочюнасом

    Ф.Василюк взял интервью у Римаса Кочюнаса, нового члена редакционного совета журнала. Р.Кочюнас — известный литовский психотерапевт экзистенциального направления, директор Института гуманистической и экзистенциальной психологии, профессор Вильнюсского университета. Он рассказывает о годах учебы в Вильнюсском университете, о становлении психотерапии в Литве, о встречах с выдающимися личностями, которых считает своими учителями в профессии и жизни. Среди них — А. Гучас, А.Е.Алексейчик, В.Франкл, К.Роджерс, Чогьял Намкхай Норбу.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2010. № 1

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2010/n1/27891.shtml

  5. +-Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера

    Мартин Бубер родился в Вене в 1878г. С трехлетнего возраста, когда развелись его родители, он жил со своим дедушкой, богатым бизнесменом, известным ученым и гла­вой еврейской общины. Бубер воспитывался в западноевро­пейской интеллектуальной традиции, культивирующей ра­зум, логическую критику и исторические исследования. В противовес этому, проводя летние каникулы в Восточной Европе, он испытал глубокое влияние хасидской иудейской традиции, которая подчеркивает непосредственное, мис­тическое, спонтанное и радостное общение человека с Богом. После изучения философии и истории искусств в уни­верситетах Вены (Ph.D., 1904), Берлина, Лейпцига и Цюриха, он преподавал философию и теологию в несколь­ких институтах и университетах. С 1923 по 1933г. он был профессором иудейской теологии (единственная подо­бная должность в немецком университете), истории религии и этики в университете Франкфурта. Когда в 1933г. еврейские студенты были исключены из немецких универ­ситетов, он стал директором Главного управления по об­разованию для взрослых евреев (Central Office for Jewish Adult Education). Он женился на Пауле Винклер, которая стала позже известной писательницей.

    // Консультативная психология и психотерапия — 1994. № 4

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1994/n4/25708.shtml

  6. +-Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций

    Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации решается методами типологического и феноменологического анализа. Результат исследования — система категорий, описывающая особенности стресса, фрустрации, конфликта и кризиса в разных типах жизненных миров. Ключевые слова: жизненный мир, переживание, инфантилизм, ценности, стресс, фрустрация, конфликт, кризис, микрокризис.

    В настояще время публикация .http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/j3p/pap.php?id=20010405

  7. +-Исповедь и психотерапия

    В докладе обсуждается вопрос: может ли и чем именно опыт со-временной психотерапии помочь делу исповеди и покаяния. Выделяется задача углубления покаяния, конечный смысл которого не в очищении и исправлении, а в поиске и пробуждении личности, способной к таинству встречи. Рассматриваются два типа отклонений в подходе к испо-веди, которые обозначаются как опасность «юридизма» и опасность «психологизма». Приводятся примеры психологической коррекции подобных случаев. Раскрывается значение психологической установки как органа, способствующего воплощению в жизнь результатов покаяния. Показывается, как определенная духовная установка может создаваться путем объединения молитвы и действия.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2004. № 4

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2004/n4/Vasiluk.shtml

  8. +-Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта

    Психотерапия наряду с другими формами психологической практики получила чрезвычайно широкое распространение в современной западной цивилизации. Более того, завершается процесс ее институционализации, превращения в самостоятельную сферу культуры. Необходима культурологическая рефлексия этого феномена. Существуют ли аналоги психотерапии в других культурах и в другие периоды истории? Основной вопрос статьи: каковы условия институционализации психотерапии в культуре? Он разбивается на два подвопроса: 1) какой должна быть культура, в которой возможно развитие психотерапии как особого института? и 2) каким должен быть человек, для которого профессиональная психотерапия — адекватный культурный способ разрешения жизненных коллизий? В связи с проведенным анализом делается вывод о философской миссии культурно-исторической психологии по отношению к психологической практике.

    // Культурно-историческая психология — 2007. № 1

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/kip/2007/n1/Vasilyuk.shtml

  9. + — Методологический анализ в психологии http://tipa-biblioteka.narod.ru/vas.zip
  10. + — Методологический смысл психологического схизиса

    Вопросы психологии, 1996, №6, с. 25-40

    http://psylib.org.ua/books/_vasif03.htm http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=startdown&id=24 http://prepod.nspu.ru/file.php/148/Vasiljuk_F.E._Metodologicheskii_smysl_psikhologicheskogo_skhizisa.pdf

  11. +-Модель стратиграфического анализа сознания

    В статье ставится задача разработки многоуровневой модели сознания. Первый шаг стратиграфического анализа сознания, осуществленный в предыдущих работах автора, состоял в формировании представления о четырех уровнях, или режимах функционирования сознания. В данной статье вводится представление о регистре сознания. Каждый регистр включает в себя совокупность описанных выше уровней сознания. Анализируются различные типы переходов между регистрами сознания. Разворачивающиеся процессы сознания создают сложно организованную иерархическую структуру регистров, которая функционирует не по линейному, а по сетевому принципу. Описываются закономерности этого сетевого функционирования и его основные процессы. Вводится ряд понятий стратиграфического анализа сознания — «горизонт сознания», «ярус сознания» и др.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2008. № 4

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2008/n4/Vasiluk.shtml

  12. +-Модель хронотопа психотерапии

    Консультативная психология и психотерапия — 2009. № 4

    // В статье вводится представление о хронотопе психотерапии, пространственное измерение которого выступает как «структура психотерапевтической ситуации», а темпоральное — как «время терапевтического процесса». Для построения модели хронотопа

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2009/n4/Vasilyuk.shtml

  13. +-Молитва — молчание — психотерапия

    Позвольте мне открыть вам один секрет психотерапевтической работы. Он состоит в том, что самая первая фраза, которую про­износит пациент на первой встрече с вами, какой бы поверхност­ной, случайной и необязательной она ни казалась, содержит в себе ключ ко всем таинственным переплетениям глубочайших смыслов, к которым вам с ним только еще предстоит пробиться, быть может, за месяцы и даже годы упорной работы. Первые слова пациента есть символ, который, сам того не ведая, являет нам всю реаль­ность еще только предлежащего терапевтического процесса. Мне кажется, что подобное символическое значение для анализа творчества Льва Семеновича Выготского, чье столетие мы в эти дни отмечаем, имеет первая его большая работа «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У.Шекспира». В этой аудитории нет нужды изла­гать содержание блестящего труда, написанного двадцатилетним юношей. О чем пишет Л.С.Выготский, мы помним: о психологии трагедии. Но чему посвящен труд Выготского? Тому, что он на­зывает «вторым смыслом трагедии» — «религиозности трагедии», «молчанию и молитве», тому измерению, где кончается искусство и начинается религия (Л.С.Выготский, 1987, с.290).

    // Консультативная психология и психотерапия — 1996. № 4

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1996/n4/25601.shtml

  14. + — Молитва и переживание

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО ИНСТИТУТ СИНЕРГИЙНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 96-03-04563 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 04-06-16029д

    http://www.theolcom.ru/uploaded/248-264.pdf http://nkozlov.ru/print/library/psychology/d4042/?full=1

  15. +-Молитва и переживание в контексте душепопечения

    Статья представляет собой доклад автора на Богословской конфе-ренции РПЦ «Учение Церкви о человеке» (Москва, 5-8 ноября 2001г.). Проблема страдания есть вечный вызов. Ответ Церкви на этот вызов троякий: в богословии — теодицея, в аскетике — несение креста, в плос-кости душепопечения — утешение страждущих. В докладе выделяются виды утешения — «духовно-нормативное», «душевно-сентиментальное», «духовно-участное». Описываются фазы духовно-участного утешения: «душевного сопереживания» — «духовной прививки» — «воздвижения вертикали» — «пути». Практика душепопечения нуждается не только в богословском обосновании, но и в психолого-антропологической теории. Важнейшим центром такой теории является проблема соотношения процессов переживания и молитвы. Делается вывод, что базовая формула христианского душепопечения и христианской психотерапии такова: на место переживания должна стать молитва. Рассматриваются продуктивные и непродуктивные варианты сочетания процессов переживания и молитвы.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2003. № 3

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2003/n3/Vasiluk.shtml

  16. +-На подступах к синергийной психотерапии: история упований

    «Без онтологии тоска берет за горло», — признались друг другу два философа в далеком уже советском 1974 году (Мамардашвили, Пятигорский, 1974). За психотерапевтическое горло берет другая тоска — без антропологии. Сейчас так сильно выросло влияние психологической практики на культуру, так перегружена оказалась сама современная психология и психотерапия бесчисленными обломками всевозможных культур и культов, что, быть может, главное наше профессиональное дело со­стоит сегодня в том, чтобы задавать себе метафизические вопросы: что есть человек? в чем его предназначение? в чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания? како веруем? Психотерапия настолько сильна и влиятельна, что не может бо­лее позволить себе оставаться антропологически беспечной и не за­мечать, какой мощности энергии развязывает она, раскупоривая оче­редной «архетип» и выпуская из него засидевшихся джиннов в ду­шевное и социальное пространство. Возможно, конечно, отмахнуться от этой ответственности и укрыться за множеством готовых оправ­даний. К нашим услугам и новейший постмодернизм (для которо­го любая философская и аксиологическая идентичность — смешной анахронизм), и обветшалый позитивизм (мы исходим из фактов и отвечаем лишь за точность процедур), и прагматизм общий (наш закон — польза заказчика) и медицинский (ради скорейшего избав­ления от симптомов хороши все средства). Но нам слишком хоро­шо известно из наблюдений за пациентами, как патогенны поиски алиби там, где нужно мужество принятия ответственности.

    // Консультативная психология и психотерапия — 1997. № 2

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1997/n2/Vasiluk.shtml

  17. + — Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии (Курс лекций)

    Учебный курс по дисциплине «Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» (ОПКПП) является основным курсом, обеспечивающим подготовку к изучению специальных психотерапевтических дисциплин, направлений, школ и методов психотерапии. Задача курса — систематический обзор психотерапии и консультирования как особой научной и практической области. Курс призван дать систему представлений, понятий и категорий, с помощью которых студент может ориентироваться в мире профессиональной психотерапии. Это представления о месте психотерапии в современной культуре, о соотношении психотерапии и психологии; классификация видов, моделей и методов психотерапии, характеристика структурных элементов психотерапевтической ситуации; первичное понятие о методологической специфике психотерапевтического мышления. Пособие создано на основе курса лекций, читавшегося автором в течение нескольких лет на факультете психологического консультирования МГППУ и адресовано прежде всего студентам, обучающимся по специальности 030301 «Психология», со специализацией — «Психологическое консультирование», а также студентам, обучающимся по специальности 030302 «Клиническая психология» со специализацией «Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия».

    http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%B2%D0%B0%D1%81_1.pdf

  18. +-От переживания — к молитве

    Вглядываясь в пеструю ленту истории современной психотерапии, за драматическими перипетиями, борьбой идей и людей, калейдоскопической сменой мод можно заметить и медленные, глубинные тектонические сдвиги. На «поверхности» психотерапевтических теорий они знаменуются сменой психотерапевтических «упований»: механизм внушаемости — главная надежда дофрейдовского периода — сменяется в психоанализе механизмом осознания, затем на сцене появляется спонтанность, коммуникация и, наконец, переживание. В синергийной психотерапии таким упованием, центром кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики становится молитва

    // Московский психотерапевтический журнал | 2002, № 1, стр. 76-92

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2002/n1/772.shtml

  19. + — От психологической практики к психотехнической теории http://psylib.ukrweb.net/books/_vasif02.htm
  20. + — Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2011/07/vasiluk_perezhivanie1.pdf http://dusha-orthodox.ru/doc/vasiluk.rar http://www.xpa-spb.ru/libr/Vasilyuk/perezhivanie-i-molitva.html http://nkozlov.ru/s_att.php?aid=1369
  21. +-Понимающая психотерапия как психотехническая система (автореферат диссертации)В настояще время публикация .http://www.twirpx.com/file/839050/
  22. +-Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы

    Цель данной статьи — представить в сжатом, конспективном виде опыт построения психотехнической системы психотерапевтической помощи в русле отечественной психологической традиции, системы, получившей название «понимающая психотерапия». Поясним формулировку. Речь идет именно о «психотехнической системе». Это не просто психологическая теория, которая научно объяснила бы механизмы психотерапевтического процесса. Это не просто практический психотерапевтический метод, который основывался бы на той или другой общепсихологической теории и являлся бы эффективным приложением этой теории в сфере психотерапии. «Психотехническая система» — это специфический «организм», включающий в себя психологическую теорию и практический метод, организм, где теория включает практику как основу всякой своей научной операции (Л.С. Выготский, Схизис), где теория своим предметом делает не некий «объект», а «практику-работы-с-объектом», где адресатом теории является психолог-практик, и где, с другой стороны, практика является не просто изнутри просвещенной и извне оправданной данной теорией, а где сама она является центральным исследовательским методом (Василюк, От психологической практики к психотехнической теории, Пузырей, Архангельская).

    // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005.

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/cppp/2005/29973.shtml

  23. +-ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАHИЯ. Анализ преодоления критических ситуаций

    Монография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса. Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания — то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, философов, педагогов, работников служб социально- психологической помощи населению

    // М.: Издательство Московского университета, 1984

    В настояще время публикация .http://generalpsychology.narod.ru/books/1/Vasilyk.pdf

  24. + — Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций http://psylib.org.ua/books/vasif01/index.htm
  25. +-Психотерапевтическое облегчение боли

    «Краткое содержание предыдущей серии» для читателей, которым не достался номер журнала с началом статьи. Очередное занятие психотерапевтической мастерской началось через полчаса после того, как мне удалили «непростой» зуб. Не выдавая реального повода, я предложил студентам психотерапевтическую задачу — показать, как чисто психологическими средствами обеспечить обезболивание после прекращения действия лекарственной анестезии. Тут же выяснилось, что я не одинок — одна из студенток пришла на занятие с зубной болью… Как удалось облегчить ее боль, рассказывается в первой части статьи (см. МПЖ, 1997, № 1). Эта работа длилась минут 40-50. До окончания действия лекарственной анестезии оставались считанные минуты…

    // Консультативная психология и психотерапия (1997. № 2)

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1997/n2/Vasuluyk.shtml

  26. +-Психотерапевтическое облегчение зубной боли

    акон парных случаев нелицеприятен — он не разбирается, врач ты или пациент, преподаватель или студент, и сводит в одном мес­те и времени двоих, объединенных сходством обстоятельств или стра­дания. Из окна зубоврачебного кабинета Москва выглядела по-новому. Был ранний декабрьский вечер. Мне только что удалили зуб. — Часа через полтора примите анальгин, — сказала, прощаясь, врач. Я минуту колебался, не отменить ли занятие «Психотерапев­тической мастерской», которое должно было начаться через полча­са, но, представив все связанные с отменой хлопоты и неудобства, почел за меньшее зло как-то продержаться обычные три часа. «В шесть нужно сделать перерыв, чтобы принять таблетку», — просчи­тал я в уме, и, подбадриваемый мыслью о собственном героизме, зашагал в сторону Большой Никитской.

    // Консультативная психология и психотерапия — 1997. № 1

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1997/n1/Vasiluk.shtml

  27. +-Психотехнический метод исследования творческого мышления

    В статье представлен метод психотехнического исследования мышления. При решении творческой задачи интеллектуальные затруднения создают фрустрацию, возникает проблемно-личностная ситуация, разрешение которой требует сочетания мыслительной активности и работы переживания, направленной на совладание с аффективной дезорганизацией деятельности. Предлагается теоретическая модель, созданная на основе двух концептуальных схем: схемы анализа уровнево-динамической организации творческого мышления и схемы режимов функционирования сознания. Экспериментатор включается в деятельность испытуемого с помощью психотерапевтических методов эмпатии, майевтики и кларификации. Показано, что такая комплексная психотехническая поддержка значимо повышает продуктивность мыслительной деятельности.

    // Культурно-историческая психология — 2008. № 4

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/kip/2008/n4/Vasiliuk.shtml

  28. +-Свобода как жизненный стиль (о Владимире Петровиче Зинченко)

    Анализируется профессиональный и личностный стиль самого известного отечественного психолога последней четверти века — В.П. Зинченко. Стиль его мышления характеризуется как свободный, творческий, нелинейный, поэтический, полифонический. Геометрия профессиональной судьбы В.П. Зинченко описывается как расширяющееся с ускорением пространство. Выявляются ключевые категории семиосферы ученого: свободное действие, живое движение, образ мира, участность в бытии, творческое понимание, живая память. Фиксируется особый статус В.П. Зинченко в российской психо- логии, уникальность которого заключалась в его переживании всего исторического тела профессии как личного и семейного пространства и в ответственном усилии держания его целостности. Наряду с известными концепциями, институтами, кафедрами, исследованиями В.П. Зинченко создал значимый для развития психологии культурно-исторический продукт — личностный стиль жизни в профессии, ключевые характеристики которого — «вольная жизненность» и «праздничность». Ключевые слова: Зинченко В.П., живое движение, свободное действие, живое знание, творческое понимание, геометрия профессиональной судьбы, личностный стиль жизни в профессии

    // Культурно-историческая психология — 2014. Том. 10, № 2]

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/kip/2014/n2/69995.shtml

  29. + — Семиотика и техника эмпатии

    // Вопросы психологии / №2 (2007)

    http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1919645 http://svet-angela.ucoz.ru/_ld/0/3_Zfh.pdf

  30. +-Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания

    «Счастье — это когда тебя понимают». Под этой незамысловатой формулой героя фильма «Доживем до понедельника» мог бы подписаться каждый, кому довелось испытать горечь непонимания и кому выпало на долю хотя бы раз пережить благотворное освобождающее влияние понимания на душу. Понимающая психотерапия — так может быть назван общий подход, который реализуется в настоящем исследовании. Сам термин «понимание» будет использоваться здесь в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле психотерапевтическое понимание есть особая интенция, особая диалогическая установка, делающая понимание главной, самоценной и в известном отношении последней задачей терапевта. Воплощая эту установку, терапевт все делает для того, чтобы понять пациента и дать ему это понимание, а не старается понять для того, чтобы что-то сделать — повлиять, вылечить, исправить. Такой принципиальный отказ терапевта от активизма, от идеологии воздействия, в сочетании с его полной обращенностью к пациенту, настроенностью на него, создает напряженное диалогическое поле, в котором постоянно удерживается нудящая, взывающая «пустота». В обыденном общении эта пустота тут же заполняется советом, рекомендацией, предложением помощи. В понимающей психотерапии терапевт, напротив, тратит усилия, чтобы расчищать диалогическое пространство, создавая для пациента плодотворную возможность самому заполнить пустоту. По существу заполнена она может быть только свободой пациента — свободой его слова, свободой переживания, свободой самосознания, свободой воли. Понимание — это приглашение к свободе. А свобода — предельная цель психотерапии.

    // Консультативная психология и психотерапия. 1996. № 4.

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/1996/n4/25587.shtml

  31. +-Структура и специфика теории понимающей психотерапииВ настояще время публикация . http://psyjournals.ru/files/7386/mpj_2008_n1_Vasiluk.pdf http://psyjournals.ru/mpj/2008/n1/Vasiluk.shtml
  32. +-Типы духовного совладания

    Переживание кризиса охватывает все аспекты человеческой жизни — душевный, телесный, социальный, семейный — и почти всегда ставит человека перед духовными вопросами. Профессионалам и волонтерам, участвующим в социально-психологической помощи людям, находящимся в кризисной ситуации, важно понимать духовное измерение процесса переживания. В западной литературе по клинической психологии, консультированию и душепопечению описан процесс духовного (или религиозного) совладания (spiritual coping, religious coping). Этот процесс рассматривается преимущественно как одно из средств преодоления кризиса, служащее целям адаптации. Однако теоретический анализ эмпирических случаев показывают, что это лишь один из типов духовного совладания, его уместно назвать «инструментальным». Кроме него можно выделить «ценностный», «синергийный», «соборный» типы совладания, которые отличаются от инструментального по своим целям, механизмам, отношению к реальности и другим параметрам. Знание многообразия типов духовного совладания может обогатить практику психологической помощи, консультирования и душепопечения. Ключевые слова: кризис, совладание, переживание, духовное совладание, утешение, инструментальный тип духовного совладания, ценностное совладание, синергийное совладание, христианская психология

    // Консультативная психология и психотерапия — 2014. Том. 22, № 5

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2014/n5/vasiluk.shtml

  33. +-Христианская психология: «история» и «география». Статья 1. Опыт периодизации

    С 1990 г., когда отечественная психология после десятилетий атеистического пресса смогла вернуться к обсуждению религиозной проблематики, разгораются дискуссии о возможности «христианской психологии». Дискуссии вспыхивают до сих пор, а сама христианская психология за четверть века разрослась в целое поле многообразных и разнородных исследований, образовательных программ, психологических служб. Возникла необходимость методологической рефлексии этой области, ее «истории» и «географии»: с одной стороны, этапов ее развития, а с другой — карты входящих в нее предметно-тематических зон и методических подходов. В данной статье решается первая задача, предпринимается попытка периодизации отечественной христианской психологии, при этом рассматривается лишь новейшая, послесоветская ее история. Выдвигается гипотеза, что в ней можно выделить три этапа («вдохновения», «институционализации» и «конституирования»), каждый из которых решает специфические задачи. Делается вывод, что в настоящий момент актуальна задача конституирования христианской психологии как методологического единства, включающего в себя многообразие исследовательских, образовательных и практических проектов.

    // Консультативная психология и психотерапия — 2015. Том. 23, № 5

    В настояще время публикация .http://psyjournals.ru/mpj/2015/n5/vasiluk.shtml

Василюк Федор » Психология переживания

Василюк Федор

Жанр: Психология

Монография посвящена исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса. Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания — то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций.Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, философов, педагогов, работников служб социально- психологической помощи населению.

Читать книгу онлайн бесплатно

Скачать книгу бесплатно:

  • (179 КБ)
  • (208 КБ)
  • (147 КБ)
  • (167 КБ)
  • (149 КБ)

Какой формат выбрать?

Похожие книги

  • Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека — Адлер Альфред
  • Психология — Крылов Альберт
  • Массовая психология и анализ человеческого «Я» — Фрейд Зигмунд
  • Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии — Фрейд Зигмунд
  • Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути — Шах Идрис
  • Блондинки в шоколаде, или Психология Барби — Биркитт Ирина
  • Квантовая психология. Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир — Уилсон Роберт
  • Человек при деньгах. Психология достатка — Степанов Сергей
  • Сказать жизни — «Да». Упрямство Духа (Первый вариант книги «Психолог в концлагере») — Франкл Виктор
  • Аналитическая психология. Тавистокские лекции — Юнг Карл
  • Преступная толпа. Опыт коллективной психологии — Сигеле Сципион
  • Занимательная психология — Шапарь Виктор
  • Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста — Козлов Иванович.
  • Психолог, или ошибка доктора Левина — Минаев Борис

Преподаватели

Василюк Федор Ефимович

Основатель факультета, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии до 2017г., доктор психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии

Василюк Федор Ефимович (1953 — 2017)

Кафедра: Индивидуальной и групповой психотерапии

Должность (до 2017г.): профессор (штатный), заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии

Ученая степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор

Стаж научно-педагогической работы: с 1980 по 2017 г.

Образование

МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. Специальность — Психолог, преподаватель психологии, 1977 год

Дополнительное образование

Аспирантура МГУ (под руководством А.Н. Леонтьева, затем В.П. Зинченко)

Профессиональная деятельность

Основатель и первый декан факультета «Психологическое консультирование» МГППУ (ныне «Консультативная и клиническая психология»).

Заведующий лабораторией научных основ психотерапии Психологического института РАО

Биография

Научные интересы

Методология психологии, сознание, переживание, психотерапия, психология молитвы, духовное совладание.

Основные публикации

1. Василюк Ф.Е. К проблеме субъективной организации деятельности. — Развитие эргономики в системе дизайна /Тезисы докладов всесоюзной конференции. Боржоми, 1979. С.239-241

2. Василюк Ф.Е. Психологические аспекты разрешения критических и травмирующих ситуаций. — В кн.: Социальные, гигиенические и организационные аспекты охраны здоровья населения. Рига,1981, с.84-90.

3. Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций/ Автореф. канд. дисс., М., 1981.- 18с.

4. Василюк Ф.Е. Критические жизненные ситуации с точки зрения психолога. — Наука и техника, 1983, N1, с.26-28.

5. Василюк Ф.Е. От гледна точка на психолога…- Наука и техника,1983, N11,с. 34-35 (на болгарском языке).

7. Василюк Ф.Е. Автобиография как метод психологической помощи. — Наука и техника,1984, N2, с.15-17.

8. Василюк Ф.Е. Патология регуляции деятельности как следствие нарушений структуры психического образа. — В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности /Тезисы II Всесоюзн. семинара молодых ученых. Симферополь 19-24 мая 1986 г. — Москва, 1986, с. 105-106.

9. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общей психологии. — Вопросы философии, 1986, N10, с.76-86.

10. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. — Вопросы психологии, 1988, N5, с.27-37.

11. Василюк Ф.Е. «Личная проблема» как предмет совместной деятельности психолога-консультанта и клиента психологической помощи. — В кн.: Деятельность: философский и психологический аспекты. Симферополь, 1988, с.235-236.

12. Vasiljuk F.J. Psychologie Prozivani. – Praha: Pyramida, 1988. – 232. 1990

14. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания (Учебное пособие). — М.: Ахилл,1991.

17. Василюк Ф.Е. Послесловие к кн. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992, с. 225 — 229.

20. Василюк Ф.Е. Структура образа. — Вопросы психологии, 1993, N5, с.5-19.

21. Василюк Ф.Е. Терапия «Алексейчиком» (предисловие к публикации). — Московский психотерапевтический журнал, 1993, N4, с.101.

24. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. — Психологический журнал, 1995, Том 16, № 5, с. 104 -114.

27. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания. — МПЖ, 1996, N4, с.48-68.

28. Василюк Ф.Е. Молитва — молчание — психотерапия. — МПЖ, 1996, N4, с.141-145.

32. Василюк Ф.Е. Психотерапевтическое облегчение боли. — МПЖ, 1997, N2, С. 96-102

34. Василюк Ф.Е. Христианская психология. — Московский психотерапевтический журнал, 1997, N4, с.5 — 6.

35. Василюк Ф.Е. Методика психотерапевтического облегчения боли. — Московский психотерапевтический журнал, 1997, N4, С. 123–146.

39. Василюк Ф.Е. В круге девяносто восьмом (К 80-летию А.И. Солженицына). — Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 1, с. 3-4.

41. Василюк Ф.Е. Тамара Александровна Флоренская. – МПЖ, 1999, № 3.

43. Василюк Ф.Е «Он стоит как бы рядом с первоисточником…». – Русская мысль, №4327, 20-26 июля 2000г.

46. Василюк Ф.Е. Август патриарха. – МПЖ, 2001, №3.

47. Василюк Ф.Е. Психология горя. – Педология, 2001, № 7. – С.8 –15.

48. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. — № 4.

49. Василюк Ф.Е. От переживания – к молитве. – Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 1, с. 76 –92.

51. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии (учебное пособие). – М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240с.

52. Василюк Ф.Е. Молитва и переживание в контексте душепопечения. – МПЖ, 2003, № 3, с.114 — 129.

53. Василюк Ф.Е. Историко-методологический анализ психотерапевтических упований. — Труды ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 1. – Ярославль: МАПН, 2003, с. 43-71.

54. Vasiluks F. Krievija pastavosa sertifikacijas sistema: tuvakie uzdevumi /Василюк Ф. Е. Российская система сертификации в области психотерапии: ближайшие задачи.- Eiropas kvalitate profesionalaja augtakaja izglitiba: vertejuma kriteriji un attisibas dinamika /Европейское качество профессионального высшего образования: критерии оценки и динамика развития. – Biletens Psihologisko Petijumu, N14. – Riga, 2004, p. 59-61.

55. Василюк Ф.Е. Проблема единства общей психологии. – Труды ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 2. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 12–31.

56. Василюк Ф.Е. Риск соприсутствия. – Школьный психолог, 2004, № 22, с. 27-29.

57. Василюк Ф.Е. В чем сила? – Нескучный сад, 2004, №3, с.28-31.

58. Василюк Ф.Е., Копьев А.Ф., Загородная Е. Разговор об о. Борисе Ничипорове. — МПЖ, 2004, №4, с.141 – 153.

59. Василюк Ф.Е. Исповедь и психотерапия. – МПЖ, 2004, №4, с.79-91.

60. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. – М.: Смысл, 2005. – 191с.

61. Василюк Ф.Е. Молитва-молчание-психотерапия. – Журнал культурно-исторической психологии, 2005, №1. – с.52-56.

67. Василюк, Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф. Е. Василюк // Вопр. психол. – 2007. – № 1. – С. 3–14.

68. Василюк Ф.Е. Историко-методологический анализ психотерапевтических упований // Московский психотерапевтический журнал – 2007. – Юбилейный выпуск, 1992. – 2007. – С. 44 -70.

72. Василюк Ф.Е. Майевтика как базовый метод понимающей психотерапии. – Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С. 31 – 43.

82. Василюк Ф.Е. Кларификация как метод понимающей психотерапии. — Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 2010. – №5. С 13-24.

86. Vasilyuk, F. Prayer and experiencing in the context of pastoral care / Молитва и переживание в контексте душепопечения. / Comment: Fernando Garzon (USA). – The EMCAPP Journal. Christian Psychology Around The World № 3. — 2013. – P. 40 – 59.

87. Василюк Ф.Е. Духовное совладание. – Церковь – Богочеловеческое общество: Материалы Третьей международной конференции 23-25 сентября 2011г. Москва. – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013. – С. 226 – 241.

88. Василюк Ф.Е. Переживание // Большая Российская энциклопедия. Т. 25. М., 2014. С. 629-630.

89. Василюк Ф.Е. Живая память о Владимире Петровиче Зинченко. – Консультативная психология и психотерапия. – 2014, №1. – С.209 — 220.

90. Василюк Ф.Е. Живая мысль, живое движение, живая душа. – Вопросы психологии. – 2014, №2. – С. 168 – 173.

91. Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания. – Консультативная психология и психотерапия, 2014, № 5. — С. 139 – 152.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *