Евлогий митрополит Владимирский

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий: Любовь к Богу и людям не знает одиночества

«Примет ли сегодня Владыка?» — спрашиваю снова секретаря, который уже, наверное, в пятый раз переносит мою встречу с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Интервью срывается. «В отъезде Владыка, сегодня служит в Юрьев-Польском районе», — слышу в телефонной трубке немного виноватый голос, но нисколько не огорчаюсь, потому что сама знаю – Владыка, действительно, очень любит служить в селах, в отдаленных и почти заброшенных храмах и церквях, где из прихожан – одни только бабушки.

Часто за неделю в свои семьдесят с лишним лет (!) проезжает более тысячи километров, чтобы встретиться с верующими, совершить вместе с ними Литургию, пообщаться, разделить трапезу, поддержать, ободрить, благословить… Во время одной из таких дальних поездок по епархии года три назад он попал в тяжелую аварию. Затем были несколько месяцев лечений переломов. И снова – поездки по дальним и сельским приходам, проповеди, беседы. Литургия, крестные ходы, живой разговор с паствой – это всегда было у Владыки на первом месте. И, тем не менее, все же нашлось время и для интервью.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 3 месяца.

В 1965 г. пострижен в монашество с наречением имени Евлогий. В 1966 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.

В 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря. С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. В 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В 1990 г. архимандриту стал епископом Владимирским и Суздальским. С 1990 г. по 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей. По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.

— Ваше Высокопреосвященство, с какими проблемами сегодня, по Вашему мнению, приходит человек в храм? Приходит ли только со скорбями? Что волнует мужчин? Что волнует женщин?

— Чаще всего люди сегодня приходят в храм с какой-то болью. Хотя основным побуждением все-таки для них должно служить благодарение и славословие Бога. И мужчин, и женщин смущают грехи и страсти, они ищут покаяния, чистоты и мира с Богом, нуждаются в Спасителе, во Враче и в Его Лекарствах-Таинствах Церкви.

К пустому колодцу, сказано, не ходят за водой. Православная Церковь отражает красоту Вечного Неба, чего невозможно обрести на земле как преходящей и тленной части мира. Люди ищут эту красоту. Надо помнить, что не количество верующих определяет саму веру и церковность, а качественность этих духовных сил жизни.

— В чем, на Ваш взгляд, самые большие заблуждения современного человека?

— Господь Иисус Христос говорит нам в Евангелии, что бы мы не искали в первую очередь земных благ и удовольствий, а ревновали бы «Царства Божия и правды Его» как идеального жительства, достигаемого через веру и добрые дела. Но большинство современных людей одержимы чисто мирским духом сребролюбия и стяжательства, что приводит к забвению Бога и вражде против Него.

— Владыка, свое пастырское служение Вы начинали еще в Троице-Сергиевой лавре. Затем восстанавливали Данилов монастырь в Москве и Оптину пустынь. И вот уже более двадцати лет возглавляете Владимиро-Суздальскую кафедру. Как изменились приходящие в Церковь люди за последние 20 лет?

— По традиции мы все как будто православные. Даже некрещеных взрослых людей не много. Но на самом деле людей воцерковленных, живущих как подобает христианину, очень мало. Статистика нам говорит, что в России 80% православных, а мы лидируем по количеству абортов, разводов, по числу зависимых от наркотиков… Причина у всего этого одна – потеря веры и любви как основных качеств человека. Здесь вся катастрофа времени.

— Сегодня мы живем в совершенно особом пространстве медийных технологий. Жизнь становится виртуальной. Как Вы считаете, Владыка, не создает ли все это условий для предельного одиночества современного человека?

— Человек может быть одиноким только по причине своей бездуховности и греховности, удаляющих его от Бога – источника радостной жизни, где царит одна общность. Нас могут оставить люди, близкие, общество, по разным и чисто земным причинам. Но Бог никогда не покидает своего создания, даже когда он грешит, в этом – вся сила веры. Спаситель говорит нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14;19). Любящий Бога и людей никогда не будет одинок, но всегда весел и доволен в жизни.

— Но ведь обретение Бога и веры – это не остановка, а начало пути постоянного взросления. Не все, вероятно, хотят взрослеть?

— Духовный рост – это основной стимул веры, ему нет предела. Именно для духовного роста дана нам временная и вечная жизнь. Без желания человека взрослеть невозможно говорить с ним о чем-то высоком и святом. Совершенство христианина состоит в познании себя как человека земного и в разумении Истины о Боге как своем Творце и Спасителе.

— Ваше Высокопреосвященство, сейчас мы столкнулись с таким явлением в церковной жизни, как расцерковление. Как Вы считаете, почему дети верующих родителей перестают ходить в храм? Почему люди расцерковляются? Как им помочь? Как им помогает Владимиро-Суздальская епархия?

— Всем известно: дети копируют поведение родителей. Недостаточная в вере ревность родителей сказывается и на их детях. В современном мире нужно быть живым исповедником веры во Христа с самого детства, что в корне изменит ситуацию в лучшую сторону.

Сейчас Русская Православная Церковь берет на себя особую миссию, трудится в трех направлениях. Это катехизация, т.е. научение вере крещеных, но не воцерковленных людей, работа с молодежью и социальное служение. Люди крещены, но не воцерковлены, и основная цель – спасение души – ими не достигнута. Сейчас Таинства Крещения и Брака (Венчания) будут совершаться через научение вере, предварительно священник или катехизатор на приходе проведет огласительную беседу, расскажет о православной вере, о смысле жизни, о том, как жить по-христиански в этом мире, и только затем совершится Таинство. Особый статус придан работе с молодежью. Берутся под духовное окормление школы, училища, институты.

Главное научить молодых вере, воцерковить, и тогда у России и Церкви будет прекрасное будущее. Так же почти на каждом приходе организовано социальное служение. Не секрет, что сейчас много людей бедных, больных, стариков, которым необходима помощь. И здесь мы всячески помогаем нуждающимся – и словом, и делом.

— Владыка, почему же происходят разводы среди православных?

— У настоящих христиан, боящихся Бога, исключен развод. Если брак распадается – это катастрофа. Мы глубоко верим, что брак от Бога и условия крепкого союза – во взаимной любви мужа и жены. Не столько внешней любви, сколько – внутренней, духовной. Именно с потерей духовной любви рушится брак.

Если же в семью вошли ревность и раздор, значит – уходит любовь. А мир в семье может быть достигнут только через христианскую любовь и единомыслие. Кто больше любит, тот больше и прощает – в этом и состоит первоевангелие для семьи, с этим пропадают разом дикая ревность и всякое подозрение. Нужно всеми силами стараться жить по-христиански. Соблюдать вместе церковные посты, не упускать молитвенное правило как вечером, так и утром, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Знать своего священника как пастыря и духовника.

— Ваше архиерейское наставление — как победить гнев? Как бороться с осуждением?

— Оба эти порока происходят от гордости человеческой, самой страшной и смертельной страсти, свойственной одному дьяволу. Человек унижает и осуждает всех и вся, когда поставляет себя выше всего и всех, что совершенно безумно. Напротив – смиренный человек видит и ценит добро в людях, считая себя последним, не дерзая ни на кого иметь гнева и никого осуждать, кроме себя. Людям свойственно ошибаться, но никто не знает человека так, как знает его только Бог. Вера и духовность не знают тупика в жизни.

Сегодня очень, очень часты обращения людей к вере на смертном одре. Смерть становится для человека последним громом и молнией. И огромное счастье, если в начале своего пути он встретит того, в глазах которого увидит свет вечной жизни.

— А была ли у Вас такая встреча?

— Была, но ее трудно изъяснить в словах, она незримо ощутилась душой. Жизнь проходит быстрее света. Но в ней исключаю случайное. Все было промыслительным от Того, Кто жаждет нашего спасения души, как вечной радости для Него. Только не все было мною познано благом для себя, не все было воспринято достойно, благодарно и смиренно.

Екатерина Цветкова

ЕВЛОГИЙ (ИВАНОВ)

Архимандрит Евлогий (Иванов) в день игуменской интронизации, 23.10.2016 г. Фото с сайта «Русский Афон»

Евлогий (Иванов) (род. 1958), архимандрит, игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

В миру Иванов Михаил Николаевич, родился 12 октября 1958 года в городе Еманжелинске Челябинской области. Мать, Раиса, в постриге — схимонахиня Татиана. Был одним из 14-ти детей в семье. Рано остался без отца.

25 ноября 1985 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре.

23 декабря 1986 года рукоположен в сан иеродиакона в той же лавре.

15 мая 1988 года поступил в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь.

В монастыре 21 год нёс послушание огородника и садовника.

В 2009 году был направлен в скит Ксилургу. Так как скит вёл автономную жизнь, все заботы о питании братии легли на плечи отца Евлогия, который с утра до вечера работал на огороде.

Однажды захотел уйти из монастыря по причине разлада между братией. Игумен обители отправил отца Евлогия на подворье монастыря в городе Стамбуле (бывш. Константинополь) в Турции, наихудшее послушание в монастыре, по мнению многих собратий.

2 октября 2016 года был избран игуменом Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Процедура выборов проходила в соответствии с действующей на Святой Горе так называемой «Афонской Конституцией», утверждённой правительством и парламентом Греции в 1926 году. Согласно ей в голосовании могут принимать участие иноки, имеющие не менее 6 лет монастырского пострига (или постриженники других монастырей, прожившие в обители не менее вышеозначенного срока). В связи с этим в голосовании принимало участие 37 человек из 103, подвизающихся в монастыре насельников. Выборы осуществлялись путем тайного голосования в два тура. По сообщению греческого православного новостного агенство «Ромфеа», отец Евлогий был избран 23-я голосами братии, в то время как другой кандидат, иеромонах Макарий (Макиенко), многолетний духовник обители, получил 11 голосов. Избрание было утверждено Священным Кинотом Святой Горы Афон и патриархом Константинопольским Варфоломеем.

14 октября того же года рукоположен в сан иеромонаха в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря на Афоне архиепископом Абаканским и Хакасским Ионафаном (Цветковым) .

23 октября 2016 года состоялось интронизация с возведением в сан архимандрита в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре .

Отец Евлогий был избран игуменом монастыря прибывая в сане иеродиакона, что необычно. Отец Евлогий — это очень смиренный и лёгкий, радостный человек. Знает греческий язык. Аскет. Когда братия впервые предложила кандидатуру отца Евлогия на избрание новым игуменом обители, он отказался. Убежал из монастыря, узнав о возможности своего избрания. Еле отыскали и вернули .

Использованные материалы

  • «369. Иеродиакон Евлогий», электронная версия книги «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне», том 2, серия: Русский Афон XIX-XX веков, изд. Святая Гора Афон, 2013:
  • «Избран новый игумен Пантелеимонова монастыря на Афоне», Интернет-портала «Русский Афон», 2 октября 2016:
  • «12 фактов о новом игумене Свято-Пантелеимонового монастыря», сайт благотворительного фонда «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон», 15 ноября 2016:

Священный Кинот Афона был извещён протоколом монастыря о состоявшихся выборах и законном избрании нового игумена от 27 сентября того же года — «Состоялась интронизация нового игумена Пантелеимонова монастыря о. Евлогия (Иванова), Интернет-портал «Русский Афон»,

«На праздник Покрова Богородицы состоялось рукоположение во иеромонаха новоизбранного игумена Пантелеимонова монастыря», Интернет-портала «Русский Афон»,

«Избран новый игумен Пантелеимонова монастыря на Афоне», сайт Московского Троицкого храма на Воробьёвых горах,

Евлогий (Смирнов)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Евлогий и фамилией Смирнов.

Митрополит Евлогий

Митрополит Владимирский и Суздальский
до 18 июля 2013 года — архиепископ
до 25 февраля 1995 года — епископ

c 11 ноября 1990 года
Избрание 27 октября 1990 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Валентин (Мищук)

временно управляющий Александровской епархией

16 июля 2013 — 30 мая 2014
Предшественник Леонид (Антощенко)
Преемник Евстафий (Евдокимов)

Наместник Оптиной пустыни

23 мая 1988 — 27 октября 1990
Предшественник Иосиф (Братищев)
Преемник Венедикт (Пеньков)

Наместник Данилова монастыря

23 мая 1983 — сентябрь 1986
Предшественник Тихон (Баляев)
Преемник Пантелеимон (Долганов)
Учёная степень доктор богословия
Имя при рождении Юрий Васильевич Смирнов
Рождение 13 января 1937 (81 год)

  • Кемерово, РСФСР, СССР
Принятие священного сана 21 марта 1965 года
Принятие монашества 15 марта 1965 года
Епископская хиротония 11 ноября 1990 года
Награды
Митрополит Евлогий на Викискладе

Митрополи́т Евло́гий (в миру Ю́рий Васи́льевич Смирно́в; род. 13 января 1937, Кемерово, РСФСР) — епископ Русской православной церкви, митрополит Владимирский и Суздальский; доктор богословия (2014), почётный гражданин города Владимира (2006) и Владимирской области (2017).

Биография

Родился в рабочей семье, отец — водопроводчик, мать — кулинар. В семье было семь сыновей и три дочери, за что их матери было присвоено почётное звание «Мать-героиня».

По окончании неполной средней школы в 1955 году поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1959 году.

С 1956 по 1960 годы был иподиаконом у Патриарха Алексия I. Весной 1960 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в Выборге 3 года и 3 месяца. После демобилизации и по 1967 год вновь служил иподиаконом у Алексия I.

15 марта 1965 года в день памяти Державной иконы Божией Матери пострижен в монашество с именем Евлогий, в честь мученика Евлогия Палестинского. 21 марта 1965 года митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) рукоположён во иеродиакона.

В 1966 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского», после чего стал профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. С 1967 года преподавал в Московской духовной семинарии. Был назначен помощником инспектора Московских духовных школ.

18 октября 1967 года, в день памяти Московских святителей, рукоположён во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Алексием I. В том же году назначен помощником инспектора академии. В 1969 году назначен старшим помощником инспектора академии. 4 июля 1969 года возведён в сан игумена.

С 1972 по 1983 годы исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Троице-Сергиевой лавры и Академии.

4 июля 1973 года в день Благовещения Пресвятой Богородицы возведён в сан архимандрита.

С 1973 года — преподаватель литургики, сравнительного и пастырского богословия в Московских духовных школах.

В 1975 году за чтение пробной лекции по Истории Балканских церквей возведён в звание доцента Академии.

В 1977 году удостоен учёной степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». Издана в 2000 году под названием «Премирное служение».

С 1978 года — профессор, руководитель кафедры истории Балканских церквей.

23 мая 1983 года назначен наместником московского Данилова монастыря, переданного Советской властью Московской Патриархии. Руководил реставрационными работами. Служил на этом посту до сентября 1986 года. В 1998 году была опубликована книга «Это было чудо Божие», посвящённая возрождению обители. Игумен Кирилл (Сахаров) так писал его его служении в на посту наместника Данилова монастыря: «Архимандрит Евлогий <…> произвёл на меня одно из самых сильных впечатлений в жизни: человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, теплый проповедник, выдающийся организатор и строитель. Это был пример органичного сочетания усердного монашеского делания и неутомимой хозяйственной деятельности. Все были глубоко потрясены и опечалены его освобождением от должности наместника, говорили, что это было сделано под давлением властей, обеспокоенных размахом монашеской жизни в центре Москвы. Возникло также недопонимание по поводу продолжительных уставных служб».

В 1986—1988 годах — профессор кафедры пастырского богословия и первый проректор Московской духовной академии. Занимался ликвидацией последствий пожара в Московских духовных школах, случившегося ночью 28 сентября 1986 года (во время этого бедствия погибли пять семинаристов, сгорела часть зданий, был повреждён академический храм). К 1988 году восстановительные работы были в целом завершены.

23 мая 1988 года указом патриарха Пимена назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

3 июня 1988 года в возрожденной Оптиной был освящён первый престол в надвратной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери и состоялась первая Божественная литургия. С этого дня в возрождаемой обители совершается ежедневное богослужение.

6 июля 1988 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери совершил в обители первый постриг. В июле того же 1988 года был освящен Введенский собор монастыря.

6 июня 1988 года старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. 16 октября 1988 года состоялось обретение его мощей. 16 июля 1989 года в монастырь были перенесены обретенные мощи Нектария Оптинского.

1 февраля 1990 года состоялась частичная передача Иоанно-Предтеченского скита монастырю Оптина пустынь.

В том же году возобновилась издательская деятельность Оптиной пустыни. К концу 1990 года в монастыре насчитывалось уже более 45 человек братии. Вслед за Оптиной пустынью была открыта Казанская женская обитель в Шамордине, основанная преподобным Амвросием Оптинским.

Архиерейство

27 октября 1990 года решением Священного Синода архимандриту Евлогию было определено стать епископом Владимирским и Суздальским. 10 ноября 1990 года в Свято-Успенском кафедральном соборе Владимира состоялось наречение Евлогия во епископа Владимирского и Суздальского, а 11 ноября — хиротония, которую совершили Патриарх Алексий II, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), архиепископ Корсунский Валентин (Мищук), архиепископ Дюссельдорфский Лонгин (Талыпин), архиепископ Орехово-Зуевский Николай (Шкрумко), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков).

В 1990—1995 годах — председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Русской православной церкви.

25 февраля 1995 года по случаю 1000-летия Владимира Алексий II возвёл управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.

22 декабря 2006 года депутаты Владимирского горсовета приняли решение о присвоении Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию звания «Почётный гражданин города» «за активную созидательную деятельность по восстановлению памятников истории и архитектуры, возрождению исторических традиций Владимирской земли, большой личный вклад в воспитание молодёжи в духе общечеловеческих, нравственных ценностей, оказание помощи социально незащищённым жителям».

В июне 2008 года решением Архиерейского Собора избран членом Общецерковного суда Русской православной церкви.

В 2012 году в связи с достижением 75-летнего возраста архиерей подал на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Священный синод просил архиепископа Евлогия продолжить управление Владимирской епархией, выразив ему благодарность за труды по окормлению православной паствы Владимирской области.

16 июля 2013 года назначен главой новообразованной Владимирской митрополии и временным управляющим Александровской епархией, в связи с чем 18 июля того же года в Троице-Сергиевой лавре Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан митрополита.

В 2014 году удостоен степени доктора богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру».

Была восстановлена система духовного образования — воскресных школ, училищ и Владимирской семинарии, создано десятки мужских и женских монастырей, возобновлена церковная периодическая печать, более чем в три раза увеличилось число приходов. Реализуется программа социального служения Церкви, создаётся сеть приютов для детей и социально-незащищенных граждан, ведётся духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы и больницах. Налажен диалог с другими конфессиями, представителями разных уровней и ветвей власти, средствами массовой информации.

— агентство REGNUM (2007)

Награды

  • Орден преподобного Сергия Радонежского I-й, II и III степени.
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира II и III степени.
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I и II степени.
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени.
  • Орден Святого Креста и Гроба Господня всех трёх степеней Иерусалимской Церкви.
  • Орден святых Кирилла и Мефодия III степени Православной Церкви Чешских земель и Словакии.
  • ордена Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, памятные медали и грамоты.
  • Почётный гражданин города Владимира (22 декабря 2006).
  • Почётный гражданин Владимирской области (25 января 2017).

Сочинения

  • Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского (кандидатская диссертация).
  • Православное монашество в служении Церкви и миру (магистерская диссертация) издана в 2000 году отдельной книгой
  • «Это было чудо Божие» (о возрождении Данилова монастыря) (М., 1998)
  • Более 15-ти статей, очерков и проповедей церковно-исторического и нравственного характера в «Журнале Московской Патриархии» в (1970—1998)

Примечания

  • Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский (Смирнов Юрий Васильевич) на Патриархия.Ru
  • Евлогий (Смирнов) на сайте фонда «Русское Православие»
  • Биография на сайте энциклопедии «Древо»
  • Архиепископу Евлогию — 70 лет
  • Фото 1984 года
  • Возрождение Даниловской колокольни и звонов (недоступная ссылка)

Нормативный контроль

Владимирские и Суздальские
(1214—1227)

Симон •

Суздальские, Владимирские и
Переславль-Залесские (1227—1274)

Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл •

Владимирские, Суздальские и
Нижегородские (1274—1325)

Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр •

Суздальские
(1330—1373)

Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) •

Суздальские, Нижегородские и
Городецкие (1374—1401)

Дионисий • Евфросин • Нафанаил •

Суздальские и Тарусские
(1406—1661)

Митрофан • Григорий • Авраамий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан •

Суздальские и Юрьевские
(1666—1786)

Владимирские и Яропальские
(1748—1762)

Владимирские и Муромские
(1763—1788)

Суздальские и Владимирские
(1788—1799)

Владимирские и Суздальские
(1799—1917)

Владимирские и Шуйские
(1917—1922)

Владимирские и Суздальские
(с 1922)

Митрополиты

Евлогий (Смирнов) (с 2013)

ЕВЛОГИЙ (СМИРНОВ)

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)

Евлогий (Смирнов) (род. 1937), митрополит б. Владимирский и Суздальский, советник Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви

В миру Смирнов Юрий Васильевич, родился 13 января 1937 года в Кемерово в семье рабочих. Отец — водопроводчик, мать — кулинар. Семья состояла из семи сыновей и трех дочерей, за что был пожалован родительнице орден «Мать героиня». Один из младших братьев — игумен Никон (Смирнов), настоятель Афонского подворья в городе Москве.

По окончании неполной средней школы в 1955 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 году.

С 1956 по 1960 год иподиаконствовал у патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Весной 1960 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в армию. Служил 3 года и 5 месяцев в городе Выборге. После демобилизации продолжил иподиаконское служение у патриарха.

15 марта 1965 года пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени Евлогий в честь мученика Евлогия иже в Палестине .

21 марта 1965 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, в храме Богоявления, что в Елохове, Патриаршем соборе.

В 1966 году окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в семинарии.

18 октября 1967 года рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием.

В 1967 году назначен помощником, в 1969 году — старшим помощником инспектора академии.

4 июля 1969 года возведён в сан игумена.

С 1972 по 1983 год исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Лавры и академии.

В 1973 году возведён в сан архимандрита.

С 1973 года преподавал в МДАиС литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 году за чтение пробной лекции по Истории возведён в звание доцента академии. В 1977 году удостоен учёной степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 году возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.

Архимандрит Евлогий, наместник Данилова монастыря, 1985 год

23 мая 1983 года назначен наместником Московского Свято-Данилова монастыря и проходил служение в нём до сентября 1986 года. Это был первый в Москве переданный Советской властью Московской Патриархии монастырь, закрытый в 30-е годы, для восстановления и образования в нём Духовно-административного центра Русской Церкви с проведением там церковного юбилея 1000-летия Крещения Руси.

С 1986 года — первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия. Возникший в 1986 году в стенах академии пожар, унёсший пять человеческих жизней из числа воспитанников семинарии, а также погубивший академический храм, стал предметом чрезвычайной ликвидации его последствий.

23 мая 1988 года назначен наместником Введенской Оптиной пустыни. После 60-летнего крайне разорительного времени и истории Пустыни, полной подменой её краеведческим музеем и ремесленным училищем восстановление проходило в необычайно трудны условиях. К концу 1990 года братии в монастыре насчитывалось уже более 45 человек. Вслед за Оптиной была открыта женская обитель в Шамордино-Казанская, основанная преподобным Амвросием Оптинским.

27 октября 1990 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Владимирским и Суздальским, а также председателем Синодальной комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви.

10 ноября того же года состоялось наречение в Успенском кафедральном соборе города Владимира, а 11 ноября в том же соборе — архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: архиепископы Рязанский и Касимовский Симон (Новиков), Корсунский Валентин (Мищук), Дюссельдорфский Лонгин (Талыпин), Орехово-Зуевский Николай (Шкрумко), епископы Истринский Арсений (Епифанов), Подольский Виктор (Пьянков).

Архиепископ Евлогий (Смирнов)

25 февраля 1995 года возведён в сан архиепископа.

16 июля того же года освобождён от обязанностей председателя Синодальной комиссии по делам монастырей.

26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви избран членом Общецерковного суда Русской Православной Церкви на четырёхлетний срок . 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором был переизбран членом на тот же срок . 30 ноября 2017 года Архиерейским Собором назначен советником Высшего общецерковного суда (переименованного из Общецерковного суда) Русской Православной Церкви с правом присутствия и совещательного голоса на заседаниях суда .

16 марта 2012 года Священный Синод рассмотрев прошение о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия, постановил просить продолжить управление Владимирской епархией, выразив ему благодарность за труды по окормлению православной паствы Владимирской области .

16 июля 2013 года назначен главой новообразованной Владимирской митрополии .

С 16 июля 2013 года по 30 мая 2014 года был временно управляющим новообразованной Александровской и Юрьев-Польской епархией .

18 июля 2013 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом .

28 декабря 2018 года почислен на покой в связи с достижением 75-летия .

Научные труды, публикации

С 1970 по 1998 год в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано более 15-ти научных статей, очерков и проповедей церковно-исторического и нравственного характера.

По благословению патриарха Алексия II были изданы труды: «Это было чудо Божие» (о возрождении Данилова монастыря), М., 1998г. и «Премирное служение» (Магистерская работа), Владимир, 2000г.

В июне 2014 года удостоен звания доктора богословия .

В качестве паломника, а также члена официальных делегаций и участника научных конференций посещал Грецию, Болгарию, Швейцарию, Италию, Францию, Израиль.

Награды

Церковные

  • орден святого равноапостольного князя Владимира II и III степени
  • орден преподобного Сергия Радонежского II и III степени
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского I и II степени
  • орден преподобного Серафима Саровского II степени
  • орден Святого Креста и Гроба Господня I, II и III степени (Иерусалимская Православная Церковь)
  • орден свв. Кирилла и Мефодия III степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
  • ордена Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата РПЦ

Светские

  • почётная областная грамота (к 60-летию со дня рождения)
  • памятные медали и грамоты Министерства Обороны РФ и Министерства юстиции РФ
  • медаль за Всероссийскую перепись 2003 года.
  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Биография на сайте Владимирской епархии:
  • Биография на сайте Русское Православие:

День ангела 18 марта.

«Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Положение о церковном суде», официальный сайт Московского Патриархата, 26 июня 2008,

«Об избрании состава Общецерковного суда Русской Православной Церкви», официальный сайт Московского Патриархата, 4 февраля 2013,

«Архиерейский Собор избрал трех членов Общецерковного суда», официальный сайт Московского Патриархата, 30 ноября 2017,

«Журнал 17», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15-16 марта 2012 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 16 марта 2012,

Журнал № 75, журналы заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года:

Журнал № 35, журналы заседания Священного Синода от 30 мая 2014 года,

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий возведен в сан митрополита Владимирского, 18 июля 2013 года, сайт Владимирской епархии:

«Журнал № 108», Журналы заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года —

Архиепископ Верейский Евгений вручил дипломы доктора богословия новость на официальном сайте Московского Патриархата, 17.06.2014:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *