Евфросинии полоцкой

Ефросинья Полоцкая — интересные факты из жизни и биографии

Одна из наиболее известных святых православной церкви родилась и жила в Белоруссии. Родители назвали ее красивым именем Предслава и надеялись выдать замуж за знатного князя, возможно, земного, для продолжения рода.

Но девушка самостоятельно выбрала свой жизненный путь. Имя «Евфросинья», которое она получила при постриге, означает, в переводе с греческого «радость»

Рассмотрим несколько интересных фактов из жизни Евфросиньи Полоцкой, которая стала первой святой, канонизированной русской православной церковью.

Родители

Не сохранилось точных сведений о родителях Евфросиньи и дате ее рождения. Наиболее вероятным годом ее рождения белорусские исследователи считают 1104.

Отцом святой был Георгий – один из младших сыновей полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, о котором упоминается в «Слове о полку Игоревом». Однако Георгий – имя, данное при крещении. Оно могло принадлежать одному из двух сыновей князя – Святославу или Ростиславу, судьбы которых были очень похожи.

О матери известно еще меньше. Предполагают, что ее звали Софией и она происходила из древнего княжеского рода. У Предславы были братья, сестры, многочисленные племянники и племянницы.

Родители были против ухода дочери в монастырь. Но она не изменила своему решению, которое приняла еще в 12 лет. Имя для пострига было выбрано в честь Евфросиньи Александрийской, с которой девушка хотела во всем брать пример.

Любовь к книгам

Евфросинья (тогда еще Предслава) получила хорошее образование, знала иностранные языки, с детства любила читать. Когда она стала монахиней, поселилась в келье возле Софийского собора, где начала переписывать книги.

Переписка книг в то время была тяжелым трудом, которым занимались только мужчины. Заголовки в книгах нужно было украшать художественно выписанным орнаментом. за день получалось написать не более 4-х страниц. «Тускло белеет на книге рука», — писал полоцкий поэт Наум Гальперович.

Спасо-Евфросиниевский монастырь

О жизни Евфросинии известно из ее «Жития», которое, как полагают, было написано сестрой Евпраксией. Согласно «Житию», Евфросинье трижды приснился сон, в котором ангел повелевал ей идти в Сельцо – небольшое поселение вблизи Полоцка.

Под впечатлением рассказов Евфросиньи о сне, полоцкий епископ Илья разрешил построить в Сельце монастырь, который был тогда назван монастырем Спаса. Церковь была построена за 30 недель. Строил ее известный в то время зодчий Иоанн. Он заложил основы так называемой «русской готики», которая доминировала в древнерусском зодчестве еще 100 лет. Евфросинья стала игуменьей монастыря, который сохранился до наших дней.

Помощницами игуменьи Евфросиньи стали ее родная сестра Горислава и двоюродная Звенислава, которая получила имя «Евпраксия» и была особенно близка с Евфросиньей. Горислава приняла постриг тайно от отца, который не хотел, чтобы и вторая дочь стала монахиней.

Евпраксия стала игуменьей монастыря, когда Евфросинья скончалась. Она также сопровождала ее в последнее путешествие в Иерусалим.

Первые годы в монастыре, кроме Евфросиньи, ее сестры и Евпраксии, было всего несколько монахинь. Затем при монастыре была открыта школа, иконописная мастерская и скрипторий, где переписывались церковные книги. В монастырь для пострига стали приходить другие женщины.

Евфросинья основала не только этот, но и несколько других монастырей, в том числе мужских.

Крест Евфросинии Полоцкой

Это реликвия, которая в наше время известна только по рисункам. Напрестольный крест был заказан и оплачен Евфросинией у мастера Лазаря Богше в 1161 г. Его высота составляет 0,5 м. Крест был покрыт золотом с драгоценными камнями и представлял собой иконописную композицию. Внутрь креста также были помещены несколько христианских реликвий.

Крест берегли от повреждений и для того, чтобы не опускать его в воду во время церковных праздничных богослужений, сделали точную копию.

В 1921 г. крест был изъят властями и, позже, в 1928 г. вывезен сначала в Минск, а затем, в 1928 г., в г. Могилев как музейный экспонат. Акт передачи креста в музей свидетельствует, что часть золота и драгоценных камней была похищена, а сам крест в нескольких местах поврежден. В 1941 г. во время отступления советских войск из г. Могилева крест пропал и не найден до сих пор.

В 1997 г. белорусским ювелиром Н.П. Кузьмичом была сделана точная копия креста, которая хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре.

Племянницы

Перед отъездом в Иерусалим родные игуменьи приехали в монастырь попрощаться. Брат Вячеслав привез двух дочерей – Кирьяну и Ольгу.

После разговора с игуменьей обе ее племянницы решили принять постриг втайне от отца, который воспротивился бы этому шагу.

Евфросинья не была сентиментальной и обладала твердым характером. Если она чувствовала, что человек готов к постригу, препятствий для нее не существовало.

В Иерусалиме

Мечтой игуменьи Евфросиньи было желание побывать в Иерусалиме, где окончилась земная жизнь Иисуса. Эта мечта сбылась в конце жизни, когда Евфросинья отправилась в путешествие к святым местам. Ей было около 70 лет.

В Иерусалим Евфросинья отправилась с Евпраксией и братом Давидом. По пути она посетила Константинополь, где встретилась с императором Мануилом.

Через несколько дней после прибытия в Иерусалим Евфросинья заболела и попросила брата и Евпраксию принести святой воды из Иордана. В «Житии» написано, что ей было видение ангела, который возвестил, что земная жизнь близится к концу. Вскоре Евфросинья умерла.

Мощи

После смерти ее мощи были перевезены из Иерусалима в Киевско-Печерскую Лавру. Затем, незадолго до революции, их перевезли в Полоцк.

В 1961 г. Спасо-Евфросиньевский монастырь был закрыт. Но небольшая церковь при монастыре оставалась действующей, и мощи находились там. В монастыре они находятся до сих пор. Их хотели передать в музей, но, к счастью, этого не произошло.

Память

Образ святой воплощен во многих произведениях искусства. Поэты (например, земляк святой, Наум Гальперин) посвящали ей стихи. Среди художественных полотен наиболее известна картина белорусского художника А. Кузьмича «Плач Евфросинии Полоцкой», написанная в 1992 г.

Что еще известно

Описать все интересные моменты из жизни такой многогранной личности невозможно. Перечислим некоторые:

  • Святая считается покровительницей и заступницей Белоруссии.
  • Она любила и сама сочиняла музыку.
  • Покровительствовала художникам и считается первой меценаткой в Белоруссии.
  • Принимала участие в политической жизни государства.
  • В политике старалась играть роль миротворца.
  • Евфросинью признают святой не только православные, но и католики.
  • В 2007 г. в Белоруссии была выпущена памятная серебряная монета.
  • Храмы в честь святой находятся не только в Белоруссии и России, но также в Америке и Канаде.

Евфросиния Полоцкая. Фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря

5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.

Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой

Сама история русского женского монашества имеет немало белых пятен. Так, например, первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Вместе с тем очевидно, что женские святые обители существовали в Киеве уже и в первой половине XI века: некоторые сведения об этом находим в житии преподобного Феодосия Печерского, где говорится о пострижении его матери в монастыре при церкви свт. Николы, построенной княгиней Ольгой на могиле Аскольда (северо-западнее от Берестова на месте впадения р. Чертырыи в Днепр). Среди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуются преподобные подвижницы ХII-ХIII века — Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились до наших дней. Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык обозначает «радость».

Дата рождения преподобной Евфросинии точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия, младшего сына Полоцкого владетельного князя Всеслава Брячиславича. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена. Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила в удивление своих родителей. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но, как повествует житие преподобной, юная отроковица, в двенадцать лет имевшая уже совершенный разум, помышляла в себе следующим образом:

«Како се будет, оже отец мой мыслит припрячи мя мужеви? То аще тако будет, то печали мира сего никакоже лзе гоньзнути. Пакы в собе рече: «Что бо успеша преже нас бывшии родове наши»? И женишася, посягаша и княжиша, но не вечноваша; житие их мимо тече и слава их погибе, яко прах и хужее паучины. А иже прежния жены, въземше мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего, предаша телеса своя на раны, и главы своя мечеви, а другыя аще железу выя своя не преклониша, но духовным мечем отсекоша от себе плотскыя сласти, предавше телеса своя на пост и на бдение и коленное покланяние и на земли легание, то тии суть памятни на земли, и имена их написана на небесех, и тамо с аггелы безпрестани славят Бога. А си слава есть прах и пепел, и яко дым разходится, и яко пара водная погыбает».

Но родители все-таки намеревались обручить Евфросинию в замужество, и тогда она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг. Некоторое время новопостриженная Евфросиня пребывала в обители, потом по благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и поселилась в «голубце» — особой келье при Софийском соборе города Полоцка.

Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, ей трижды являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать. С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».

В Сельце Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. О мужском Богородицком монастыре почти ничего неизвестно, а основанный в XII веке Спасо-Евфросиниевский православный женский монастырь и сегодня стоит и действует на древней полоцкой земле. По заказу Евфросинии для женского монастыря в 1161 г. золотых дел мастер Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий (этот крест был известен как крест Евфросинии Полоцкой, но в 1941 году старинный крест был утерян, а в 1997 г. была изготовлена точная его копия). Для мужского монастыря усердием преподобной была приобретена из Византии старинная икона «Богоматерь Одигитрия Эфесская», по преданию написанная самим евангелистом Лукой (или, как утверждают современные исследователи, один из древнейших ее списков).

Крест-ковчег. Изготовил золотых дел мастер Лазарь Богша, 1161 г.

В своей новосозданной девической обители преподобная Евфросиния сама стала первой игуменьей, там же приняли постриг родная сестра ее Градислава, с именем Евдокия, и двоюродная сестра Звенислава, в иночестве Евпраксия. При вступлении своем в монастырь Звенислава принесла в дар обители все свои драгоценные одежды и утвари, которые приготовлены были к ее замужеству.

Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Здесь следует заметить, что подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических усилий. Переписчик писал не на столе, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в колено. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделялась от соседней. Для этого дела нужно было не только в совершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов следовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными буквами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Таким образом, за день можно было списать не более четырёх страниц.

Часть переписанных Евфросинией книг продавали богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги раздавали нуждающимся. Для бедных церквей преподобная переписывала священные книги бесплатно. При монастырях были организованы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты, также действовали школы для обучения грамоте и иконописные мастерские. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI века.

В конце своей жизни Евфросиния, по благословению епископа Дионисия, вместе с братом Давыдом и двоюродной сестрой Евпраксией отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г.) года она достигла Иерусалима и поклонилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангельским извещением об уготованном ей вечном покое, прп. Евфросиния, призвав пресвитера, причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой в руки Божии в 23 день мая 1173 года (по другим источникам — 1167 г.). Тело ее было погребено в обители святого Феодосия, близ Иерусалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы, где некогда погребены были матери преподобных Саввы и Феодосия и многие другие святые жены.

Почитание и прославление преподобной Евфросинии Полоцкой

Церковное почитание преподобной Евфросинии в Полоцкой земле началось в конце XII века. Уже в это время существовали церковная служба преподобной и агиографическое «Житие» (вероятно, созданное в одном из основанных Евфросинией монастырей). Житие преподобной Евфросинии Полоцкой — одно из древнейших и наиболее распространенных: известно более ста списков «жития». В XVI веке житие преподобной Евфросинии Полоцкой было включено святителем Макарием в Великие Четьи-Минеи, а затем в «Степенную книгу». После этого были сделаны две проложных редакции жития, а в XVIII веке святитель Димитрий Ростовский включил житие преподобной в свои «Книги житий святых». По традиции преподобную Евфросинию признают святой также католическая и униатская церкви.

Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру Беларуси. Воздвигнутый ее усердием Спасо-Преображенский собор, сохранившийся и доселе в своем первоначальном виде, служит памятником глубокой древности и зодчества XII века. На сегодняшний день — это единственный храм в Беларуси, где имеются росписи тех времен. Преподобная Евфросиния оказывала также значительное влияние на политическую и общественную жизнь в Полоцке в середине XII века. Она была своеобразным знаменем борьбы полочан за свою независимость. Евфросиния всегда старалась наладить взаимоотношения между враждующими удельными князьями и активно выступала в роли миротворца. На Рюриковом городище в Новгороде была найдена печать Евфросинии, которая подтверждала большую роль княжны-игуменьи в политической жизни русских земель в середине XII в.

Печать Евфросинии Полоцкой

«Житие» говорит, что Евфросиния никого не хотела видеть врагами: «Ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяше имети, яко един душю».

Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой

После захвата Иерусалима мусульманами, в 1187 году гроб с мощами преподобной был перенесен и захоронен в Феодосиевой пещере Киево-Печерской Лавры. В 1910 году по личному указу императора Николая II нетленные ее останки вернулись на родину и были положены в Спасо-Евфросиньевском монастыре в специально изготовленной кипарисовой раке, обложенной серебром. Верующие пожертвовали на раку сумму в 12 тысяч рублей.

Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

Рака Евфросинии Полоцкой исчезла в 20-е годы XX века. Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году св. мощи были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь.

В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции СССР принял постановление, согласно которому проводилось организованное вскрытие святых мощей по всей стране. Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, мощи были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все церковные ценности, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты. Ныне нетленные мощи прп. Евфросинии почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Иконы

Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прпмц. Евдокии. Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным. К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит также небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Исуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Государственный Исторический музей, Москва. 1685 г.

В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке — крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая — ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх, — характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Современная иконаПреподобная Евфросиния Полоцкая. Современная икона

Преподобная Евфросиния Полоцкая. Храмы

Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь можно назвать главной достопримечательностью Полоцка, а также центром белорусского православия и духовности, ежегодно привлекающего к себе тысячи паломников. Как и сам Полоцк, древняя святая обитель за годы своего существования пережила много бед и лихолетий. В ХVI-ХVIII вв. в зависимости от политической обстановки монастырь несколько раз переходил от православных к католикам, но в XIX веке окончательно вернулся к православным. В 20-х годах XX-го века монастырь был закрыт, а ценности реквизированы. С 1990-го года монастырь снова возрождается как действующая православная женская обитель.

Женский православный Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке (РПЦ)

Дораскольных храмов в честь Евфросинии Полоцкой не сохранилось, также и в старообрядчестве нет храмов во имя преподобной Евфросинии.

Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве

Образ Евфросинии воплотила Ольга Ипатова в повести «Предислава», также она является в романах Александра Осипенко «Святые и грешники» и Валентины Ковтун «Призванные».

В городе Пружаны (Беларусь) в честь Евфросинии Полоцкой названа улица.

Свои стихи посвятили белорусской просветительнице многие белорусские поэты: Владимир Орлов («Евфросиния»), Олег Бембель («Область Евфросинией»), Григорий Бородулин («В полоцкой Спасо-Евфросиниевской церкви»), Данута Бичель-Загнетова («Евфросиния Полоцкая»), Наум Гальперович («Ресницы замружу, и выплывет вечер»), Лариса Гениюш («Евфросиния Полоцкая», «В горы я под твоими ранами»), Сергей Законников («Свет Евфросинии»), Александр Звонак («Тень Евфросинии»), Василий Зуенок («Последняя молитва Евфросинии Полоцкой», «Ищу Богше»), Олег Лойко («Евфросиния Полоцкая»), Валентин Лукша («Фрески святой Евфросинии»), Александр Рязанов («Предупреждение»), Людмила Рублевская(«Евфросиния»), Виктор Шнип («Христова невеста»), Сергей Понизник («Исповедь»), Леонид Дранько-Майсюк («Евфросиния»).

Виктор Васнецов. Преподобная Евфросиния Полоцкая

Знаменитая полочанка отражена на полотнах Нелли Счастной, Алексея Марочкина, Алексея Кузьмича, на графических листах Арлена Кашкуревича, на гобелене Симона Свистунови.

Источник: Комсомольская правда

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

Картина “Призвание Ефросинии Полоцкой”, иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Икона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Крест Евфросинии Полоцкой (1161 год, Лазарь Богша). Рисунок из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

– Где тогда находились мощи?

– В Киево-Печерской Лавре.

– Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

Перенос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?

– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.

Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.

И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Асобы. Список

  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
  • Алексиевич Светлана
    Нобелевский лауреат по литературе
    • Белорусская Народная Респулика

    • Булак-Балахович Станислав
      командир Белорусской Народной Армии
    • Васильковский Олег
      глава дипмиссии БНР в Прибалтике
    • Гениюш Лариса
      «птица без гнезда» — поэтесса, хранительница архива БНР
    • Дуж-Душевский Клавдий
      автор эскиза национального флага
    • Кондратович Киприан
      министр обороны БНР
    • Ластовский Вацлав Премьер-Министр БНР, академик АН БССР
    • Луцкевич Антон
      Старшыня Рады Міністраў БНР
    • Луцкевич Иван
      культуртрегер Беларуси
    • Лёсик Язеп
      Председатель Рады БНР, академик АН БССР
    • Скирмунт Роман
      элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Богданович Максим
    один и создателей современного литературного языка, автор гимна «Погоня»
  • Богушевич Франтишек
  • Будны Сымон
    гуманист, просветитель, еретик, церковный реформатор
    • Великие князья Литовские

    • Миндовг (1248-1263)
      король пруссов и литвинов
    • Войшелк (1264-1267)
      сын Миндовга, присоединивший на Нальшаны и Дяволтву
    • Шварн (1267-1269)
      зять Миндовга и сын короля Руси
    • Витень (1295 — 1316)
      «измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем»
    • Гедимин (1316-1341)
      в. князь, объединивший Литву и Полоцкое княжество
    • Ольгерд (1345-1377)
      в. князь, собравший все белорусские земли в единое государство
    • Ягайло (1377-1381)
      в. князь Литовский и король Польши. Кревская уния
    • Кейстут (1381-1382)
      «Клятва Кейстута» и первое упоминание об устном старобелорусском языке
    • Витовт (1392-1430)
      и начало «Золотого века» ВКЛ
    • Свидригайло (1430-1432)
      мятежный князь, разорвавший унию с Польшей
    • Генрих Валуа (1575-1586)
      первый выборный король и в. князь
    • Стефан Баторий (1575-1586)
      освободитель Полоцка от Ивана Грозного и покровитель иезуитов
    • Жигимонт III Ваза (1587-1632)
      король шведов, готов, вендов
    • Станислав II Август (1764-1795)
      последний король и в. князь
    • Ягеллоны
      девять славянских королей
  • Войниловичи
    шляхта тутэйшая и фундаторы Красного костела в Минске.
  • Годлевский Винцент
    ксендз и белорусский националист, узник лагеря Тростинец
  • Гусовский Николай
    и белорусский эпос «Песня о зубре»
  • Гонсевский Александр
    комендант Кремля, защитник Смоленска
  • Давид Городенский
    каштелян Гарты, правая рука Гедимина
  • Дмаховский Генрих (Генри Сандерс)
    повстанец 1830 и 1863, скульптор
  • Довмонт
    князь Нальшанский и Псковский
  • Довнар-Запольский Митрофан
    этнограф, экономист, основоположник белорусской национальной историографии, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Гошкевич Иосиф
    первый дипломат РИ в Японии, автор первого русско-японского словаря
  • Домейко Игнацы
    филомат, литвин, инсургент, ученый
  • Достоевский Ф. М.
  • Дроздович Язеп
    «вечный странник», астроном и художник
  • Дунин-Марцинкевич Винцент
  • Желиговский Люциан
    генерал Срединной Литвы, последний рыцарь ВКЛ
  • Завиши
    старосты и воеводы минские, фундаторы застройки исторического центра Минска
  • Каганец Карусь и Гийом Аполинер
    Костровицкие гербу Байбуза и Вонж
  • Калиновский Кастусь
    Jaska Haspadar s pad Wilni, национальный герой
  • Карский Ефимий Федорович
    этнограф, академик, составитель «Карты расселения белорусского племени»
  • Костюшко Тадеуш
    национальный герой Беларуси, Польши и США
  • Коненков С. Т.
    скульптор
  • Копиевич Илия (Галляш)
  • Кит Борис Владимирович
    «беларус нумар адзін ва ўсім свеце»
  • Кмитич Самуил
    оршанский хорунжий, герой «Трилогии»
  • Кунцевич Иософат
    архиепископ Полоцкий, «св. апостол единения»
  • Лисовский-Янович А. Ю.
    полковник «лисовчиков»
  • Лично ТЫ и история
    наши имена в хрониках — тонкая нить через столетия
    • Магнатский род

    • Воловичи
      от канцлера ВКЛ до змагара 1830 г.
    • Кишки
      шляхта Подляшская, наследники воеводы Смоленского
    • Кезгайлы
      старосты Жмудские из Вилькомира на реке Святой, «границе Литвы и Жмуди»
    • Огинские
      «magnacki rod ksiazecy pochodzenia ruskiego»
    • Острожские
      защитники отечества и фундаторы просвещения
    • Пацы
      «во всем мире в доброй славе и мужестве известные, народа руского дома»
    • Радзивиллы
    • Сапеги
    • Тышкевичи
      шляхта Логойская, основатели Музея древностей и Свислочской гимназии
    • Ходкевичи
      воины великого княжества
  • Малевич Казимир
    Витебское общество УНОВИС и «Черный квадрат»
  • Мицкевич Адам
  • Минейко Зигмунд
    почетный гражданин Греции
  • Надсон Александр
    апостольский визитатор белорусских греко-католиков
  • Наркевич-Иодко
    «электрический человек» — профессор электрографии и магнетизма
    • Нобелевские лауреаты

    • Светлана Алексиевич
      литература, 2015
    • Жорес Алферов
      физика, 2000
  • Олехнович Франтишек
    «бацька навейшай беларускай драматургіі» и националист
  • Орда Наполеон
    инсургент и художник
  • Острожский Константин
    герой битвы под Оршей
  • Острожский Константин-Василий
    фундатор православия
    • Полоцкое княжество

    • Рогволод (920-978)
      первый летописный князь Полоцка, основатель династии Рогволодовичей
    • Рогнеда и Изяслав
      легенда о чести и смелости
    • Торвальд Кодранссон (950-1002)
      креститель Полоцка (986)
    • Брячеслав
      князь Полоцкий (1003-1044) и герой «Саги об Эймунде»
    • Всеслав Чародей
      князь-язычник (1044-1101), герой битвы на Немиге
    • Рогволод-Борис
      князь Полоцкий (1101-1128) и Двинские камни
    • Ефросиния Полоцкая (1101-1167)
      внучка князя-язычника, покровительница просвещения
    • Кирилл Туровский (1130-1182)
      богослов и писатель
  • Пржевальский Н. М.
    путешественник и натуралист
  • Радзивилл Януш
    герой битв под Лоевомй
  • Рейтан Тадеуш
    Дон Кихот Речи Посполитой
  • Рылло Максимилиан
    первый исследователь древнего Вавилона
  • Сапега Лев
  • Святополк-Мирские
    последние хозяева Мирского замка
  • Семенович Казимир
    основопложник ракетостроения
  • Сербов Исаак
    археолог и фотограф («Беларусы ў фотаздфмках» 1911)
  • Симеон Полоцкий
  • Скирмунт Роман
    элита Империи и Премьер-Министр БНР
  • Скирмунт Хелена
    1876 «З жыцьця літвінкі» — шлях мастачкі і скульптаркі з роду Скірмунтаў
  • Скорина Франциск
  • Скосырев Борис
    первый и единственный король Андорры
  • Смотрицкий Мелетий
    ревнитель православия, принявший униатство
  • София Слуцкая
    католичка, канонизированная православными
  • Судзиловский Николай
    первый Президент сената Территории Гавайи
  • Станкевич Ян
    историк, основатель Великолитовского фонда им. Льва Сапеги
  • Тарашкевич Бронилав
    филолог, расстрелянный за любовь к Беларуси
  • Тяпинский Василий
    гуманист и еретик
  • Ходзько гербу «Костеша»
    и «Товарищество Литовское и Земель Руских» 1832
  • Шагал Марк
    художник
  • Шостакович Д. Д.
    композитор
  • Шидловский Сымон Визунас
    легендарный хорунжий Витебский
  • Федоров Иван
    первопечатник в Московии и Украине
  • Янка Купала

XII в. Полоцк
худ. П. Татрников

Одигитрия
Торопецкая (Полоцкая)

Евфросиния Полоцкая (1101 — 1167) — внучка князя-язычника Всеслава Чародея, достроившего Софийский собор в Полоцке и племяница первого Полоцкого князя, носившего крестильное имя и крестившего языческие капища (Двинские камни) — Рогволод-Бориса.

Княжна, достигнув совершеннолетия, отказалась от династического брака и стала монахиней — приняла постриг под именем Евфросиния.

Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора (взорван войсками Петра I) и велось полоцкое летописание (рукописи утеряны в архивах Императрской АН, последним на них ссылался Татищев). По заказу Евфросинии был создан знаменитый крест, названный ее именем.

Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи. С ее именем связана Византийская икона, известная как Одигитрия Полоцкая. Сегодня иконы с таким именем нет — «Одигитрией Полоцкой» называют Торопецкую икону. Считается, что ее либо вывезли из оккупированного Полоцка во время Ливонской войны, либо это ее копия.

На средства княжны-монахини и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого Спаса, а также мужской и женский монастыри, При женском монастыре были открыты учильни и библиотека, скрипторий и иконописная мастерская.

Именно со Спасо-Преображенского собора св. Ефросинии РПЦ начала крестовый поход на белорусскую архитектуру — замену золочеными луковками традиционных силуэтов колоколен.

Мясцовае царкоўнае шанаванне ў Полацкай зямлі пачалося ўжо ў канцы XII ст., калі тут ужо існавала царкоўная служба прападобнай Ефрасінні Полацкай, і было складзена агіяграфічнае «Жыціе».

Московская церковь до XIX века не имела к Ефросинии Полоцкой никакого отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой, первая служба МП РПЦ преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.

Крест Ефросинии
четырех- и шести-конечный канон

Св. Ефросиния — внучка Всеслава Чародея, просветительница Полоцкого княжества. Она и Торвальд Кодранссон стали первыми святыми, почитавшимися на беларуских землях.

Прошло почти 200 лет с прибытия в Полоцк крестителя-Торвальда, но языческие традиции были еще сильны. Дед Ефросинии, Всеслав, «был рожден волхованием» и почитался, как колдун-оборотень. Не был причислен к лиу святых несмотря даже на строительство Софийского собора. Ее дядя, Рогволод-Борис, был первым князем, носившим крестильное имя. Он же провел массове крещение языческих капищ (Двинские камни).

Напрестольный крест, созданный в 1161 по ее заказу стал первой значимой христианской реликвией Края. Хранился в Полоцке, в результате войн XIII в. попал в Москву. Войска Стефана Батория, освобождавшие Полоцк в 1579, отбили у Ивана Грозного и город и крест, привезенный туда во время оккупации. Утрачен во время эвакуации в 1941 году.

Крест, наряду со святыми мощами, кровью Христа и частицей гроба Господня, нес в себе традиционные для Края изображения крестов — креста греческой и креста римской ветви христинства. Об апелляции к католичеству говорит надпись на кресте: «и ни игумен ни бискуп» не должны выносить крест из монастыря.

Четырех- и шести-конечные кресты были традиционными для нашего Края до XX века — от Двинских камней до герба Вильни, от храмовых шпилей до могилак и придорожных крестов.

Беларуские деревянные кресты
Любовь Зорина

«Беларускія могілкі»
H. Weyssenhoff, 1889

«После 1839 года православная церковь запрещала установку придорожных и кладбищенских крестов, украшенных резьбой и тканью. Они часто просто уничтожались администрацией, которая подозревала в них польско-католическое происхождение на том основании, что подобные кресты не встречаются в Великороссии.

Смертельный удар по развитию декоративного искусства украшения крестов и алтарей на территории современной Беларуси нанес указ от 8 июня 1864 года М.Н. Муравьева, в соответствии с которым запрещалось не только устанавливать новые кресты, но и реставрировать старые. Это был один из способов русификации и укрепления российского православия в крае.

Императорский указ от 14 марта 1896 года отменял циркуляр генерал-губернатора, но одновременно вводились ограничения на сооружение крестов из прочных материалов. Для деревянных крестов наступила новая эпоха, они стали появляться вдоль дорог и в полях, но в ограниченном количестве.»

Читать полностью…

«Русский крест»
восьми-конечный канон

Russian крест

Восьмиконечный крест в России до 20 века был, как свастика до Гитлера — ординарным символом, иногда употреблявшимся. Но не удостоившийся чести быть ни на Исакиевском соборе, ни на Василия Блаженного, ни на шапке Мономаха, ни на императорской державе, ни на вершине «1000-летия России».

И только в новой России с приходом термина «Русский Мир» он обрел «сакральный смысл». Как свастика с приходом Гитлера.

И сегодня, наряду с «золотыми цыбулинами» служит Русскому Миру в качестве метки «своих территорий». Даже на эмблеме черносотенной организации «Союз Русского Народа» (основана в 1905, воссоздана в 2005) он заменил более традиционный шестионечный крест. Его же используют в своей символике всяческие «казаки» и тп.

За последние годы количество золотых цыбулин (даже на шпилях виленского барокко) и «русских крестов» в Беларуси увеличилось в десятки раз. И это при том, что сам термин «православие» появился у нас только в XIX веке, после Разделов Речи Посполитой.

Русская Церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви

«Мне хотелось бы привлечь внимание собравшихся к проблеме понимания Русского мира, или Русской цивилизации, к вопросу о взаимосвязи Русского мира и Русской Церкви, а также к тому, какое значение имеет Русский мир для судеб мирового Православия… Каноническая территория Русской Православной церкви — территория Русского мира… без конкретных территорий, на которых проживает русский народ — носитель духовно-национальной традиции, Русский мир не может рассматриваться как полноценный субъект исторического процесса…

Интересно отметить, что на сегодняшний день, территория, которая объявляется Русской Православной Церковью как канонически ей принадлежащая, практически полностью совпадает с территорией Российской империи» BOGOSLOV.RU

«Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос… Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления — Духа Святого, чего по гордости не понимают католики.» www.pravoslavie.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *