Евфимий великий

Преподобный Евфимий Великий

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Преподобный Евфимий Великий

Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины.

Родители святого долгое время оставались бездетными. Наконец их молитвы принесли добрый плод: Господь даровал им сына, который родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Его рождение было предзнаменованием того радостного и мирного времени, которое вскоре наступило в Церкви после 40 лет страданий от арианской ереси и гонений.

Когда мальчику было 3 года, его отец умер, и мать привела сына к епископу Евтрию. Тот сразу распознал печать благодати Божией на этом ребенке, крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов.

Каждый год время от Богоявления до Пасхи преподобный Евфимий проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии, подобно пророку Илии и святому Иоанну Крестителю. Так он просиял во всех добродетелях и уже в 19 лет был рукоположен в священный сан и поставлен начальником над всеми монастырями епархии.

Около десяти лет преподобный Евфимий усердно исполнял эту должность. Но, видя, что почести препятствуют возрастанию в добродетели, он ушел в Иерусалим, желая подражать житию Господа нашего Иисуса Христа и тем испытаниям, которые Он претерпел в пустыне. Преподобный Евфимий поселился близ Фаранской лавры, основанной столетием раньше преподобным Харитоном (память 28 сентября). Живя в уединенной келье и свободный от всех забот, кроме угождения Богу постами и молитвами, преподобный Евфимий плел корзины из пальмовых листьев, чтобы никого не обременять заботой о себе. В это время между преподобным Евфимием и подвизавшимся поблизости другим отшельником, преподобным Феоктистом (память 3 сентября), возникла столь глубокая духовная близость, что у них все стало общим – мысли и образ жизни, словно они были одной душой в двух телах. Однако преподобный Евфимий превосходил преподобного Феоктиста кротостью и смирением, поэтому Господь сделал более явной Свою милость к нему и во всем даровал ему первенство.

Оба подвижника каждый год уходили на весь Великий пост в Кутилийскую пустыню близ Мертвого моря. Однажды Господь привел их к замечательной пещере, находившейся на склоне утеса. Они тотчас сделали ее своим жилищем и превратили в церковь Божию, освятив молитвами и песнопениями. Там они прожили некоторое время в полной безвестности, питаясь только произраставшими вокруг дикими травами.

Впоследствии подвижников нашли местные пастухи, и с тех пор жители близлежащей деревни почитали за честь заботиться о пропитании людей Божиих, а монахи Фаранской лавры стали посещать их и многие желали поселиться в этом месте. Преподобный Евфимий хотел оставаться свободным от каких-либо привязанностей, и, поскольку это место было слишком тесным для устройства лавры c отдельными кельями, он основал общежительный монастырь у подножия утеса и поставил игуменом преподобного Феоктиста. Сам же преподобный Евфимий всю неделю проводил один в пещере, превращенной в часовню, а в субботу и воскресенье, когда все братия собирались на всенощную и Божественную литургию, исполнял обязанности духовного отца и наставлял их. Так преподобный Евфимий непрерывно возрастал в близком общении c Богом, Который даровал ему способность творить чудеса.

Однажды, в 420 году, к святому явился предводитель некоего бедуинского племени, которого звали Аспевет, что значит «глава конницы». Во время преследований христиан в Персии он помогал им бежать в Римскую империю. Аспевету было видение, и он привел к преподобному Евфимию больного сына. Тот исцелил ребенка, осенив крестным знамением. Варвары, видевшие это чудо, были потрясены. Они бросились к ногам подвижника, умоляя наставить их в учении, которое дает человеку власть над смертью, и просветить их светом святого крещения. Некоторые из них тоже стали учениками преподобного Евфимия, а их предводитель, нареченный Петром, сделался пламенным проповедником христианства среди рассеянных по всей Палестине бедуинов.

Это чудесное исцеление принесло преподобному Евфимию всеобщую известность. Отовсюду к нему толпами стекались больные. Это мешало святому пребывать в уединении, и, невзирая на увещевания преподобного Феоктиста и других братий, он решил уйти в еще более далекую пустыню – Руву. Там находилась древняя еврейская крепость Массада. Он взял c собой только одного ученика, Дометиана , который тоже был родом из Мелитины. Так преподобный Евфимий провел несколько лет в разных местах, но каждый раз его чудеса привлекали к нему новых учеников, и он основывал новые монастыри. Затем он вернулся в те места, где подвизался преподобный Феоктист, и вместе c Дометианом поселился в пещере на небольшом холме посреди пустынной равнины Сахель.

Через некоторое время Аспевет-Петр привел к нему множество сарацин, желавших принять крещение. Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок, а его епископом стал Петр. Преподобный Евфимий продолжал отправлять всех приходивших к нему и желавших жить близ него в монастырь преподобного Феоктиста. Но затем Господь явился преподобному Евфимию в видении и повелел отныне самому принимать учеников и основать лавру, устроенную по образцу Фаранской.

В новой лавре отшельники пребывали в безмолвии в течение всей недели, живя уже не в пещерах, а в кельях, построенных Петром и сарацинами. На воскресной всенощной они собирались вокруг своего пастыря и духовного отца в церкви, которая была освящена в 428 году святым архиепископом Иувеналием (память 2 июля).

Однажды, когда преподобный Евфимий служил Божественную литургию вместе c диаконом Дометианом, c небес на алтарь сошел огонь, осенивший обоих, подобно покрову. Так Божественная благодать просветила духовные очи преподобного Евфимия – c этих пор он мог ясно различать, кто достоин подходить к святому причастию, а кто принимает его на душу, отягощенную грехами, себе в осуждение. Он также получил дар распознавать тайны сердца и предвидеть будущее.

Несмотря на постоянную нужду, преподобный Евфимий был гостеприимен и щедр ко всем приходившим в его лавру. Однажды по молитве святого пустая кладовка наполнилась хлебом, которого оказалось достаточно, чтобы накормить 400 паломников, прибывших из Армении посетить соотечественника. На протяжении трех месяцев запас не истощался. Человек Божий совершал многочисленные чудеса и всегда прибавлял к ним наставления о послушании, о смиренном пребывании в тех условиях, которые дал нам Господь, и о покаянии. Благодать, изливавшаяся на учеников преподобного Евфимия и на других людей, всегда служила для их укрепления и возрастания в добродетели.

Во всем преподобный Евфимий был совершенным образцом евангельского поведения. В беспокойные времена между Ефесским (431) и Халкидонским (451) соборами он был для христиан верным мерилом истины и столпом Православия. На оба собора он отправил учеников, и они сыграли видную роль в принятии решений. По окончании Халкидонского собора самозванец по имени Феодосий сумел на 20 месяцев захватить Иерусалимский патриарший престол. Он склонил к монофизитству большую часть палестинских монахов, для которых тонкая богословская терминология соборных постановлений была малопонятной. Только преподобный Евфимий и его ученики поддерживали Православие, невзирая на угрозы и выдвигавшиеся против них обвинения в несторианстве. Как некогда святость преподобного Антония, так и очевидная святость преподобного Евфимия была доказательством истинности его учения.

Императрица Евдокия (память 13 августа), вдова Феодосия II, поселившаяся в Палестине, тоже поначалу склонялась на сторону противников собора. Но потрясенная несчастьями, которые обрушились на ее семью во время взятия Рима, она осознала свое заблуждение. Желая снова вступить в евхаристическое общение c Церковью, она отправила посланцев к преподобному Симеону Столпнику, подвизавшемуся в окрестностях Антиохии (память 1 сентября). Тот призвал императрицу скорее вернуться к Православию и передал ей такие слова: «Зачем, имея источник вблизи, пренебрегаешь им и тщишься почерпнуть той же воды издалека: у тебя есть человек Божий Евфимий. Следуй его учению – и спасешься». Тогда Евдокия велела построить для себя башню близ лавры и поселилась в ней, внимая наставлениям преподобного Евфимия, как будто бы они исходили из уст Самого Господа. Впоследствии она стала стойкой защитницей веры и осыпала Палестину щедрыми дарами, строила церкви, монастыри и приюты.

Почтенный подвижник, обремененный летами, но весь воодушевленный тем внутренним горением, которое исходит от Святого Духа, вел к Царству Небесному многочисленных учеников. Среди них были такие выдающиеся представители монашества, как преподобный Савва (память 5 декабря), преподобный Кириак (память 29 сентября), преподобный Герасим (память 4 марта) и многие епископы. В возрасте 90 лет преподобный Евфимий покинул пещеру, чтобы навестить преподобного Феоктиста. Он успел застать последние минуты жизни друга, совершил погребение и назначил нового игумена.

Господь заранее открыл святому и время его собственной смерти. Однако он никому не говорил об этом до того дня, когда, по своему обыкновению и вопреки преклонному возрасту, должен был удалиться в пустыню на время Великого поста. На всенощной в день памяти преподобного Антония Великого святой собрал учеников и дал им последнее наставление: «Более всего храните, как основание и цель всякого доброго дела, чистую любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3: 14). Всякая добродетель укрепляется любовью и смирением c помощью опыта, времени и благодати. Но любовь выше смирения, ибо Слово Божие ради Своей любви к нам добровольно смирило Себя и стало человеком, как и мы». Преподобный Евфимий также заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам. Затем он попросил избрать ему преемника, возвестил о скорой смерти Дометиана и о том, что лавра станет общежительным монастырем (482). Преподобный Евфимий показал братиям место, где следовало построить церковь и братские корпуса, и заповедал не оставлять обычай странноприимства, утешать братий, которые претерпевают искушение, и помогать им, а также c усердием исполнять все положенные богослужения.

После этого преподобный Евфимий в течение трех дней пребывал один в алтаре церкви и почил в мире 20 января 473 года с лицом совершенно безмятежным и совсем светлым, более похожим на ангельский лик, чем на человеческий.

Через семь дней скончался и Дометиан, который был верным учеником преподобного Евфимия в течение 50 лет и дал обет оставить земную жизнь через неделю после старца. Великое множество монахов, священников и мирян собралось на погребение отца пустыни Евфимия. Тогда произошли многочисленные чудеса, которые еще долгое время совершались на могиле преподобного Евфимия, высеченной на месте его пещеры. Вся Церковь сразу стала почитать преподобного Евфимия как одного из величайших отцов. Проведя всю жизнь в уединении, он, тем не менее, всегда был опорой веры, проповедником, законодателем общежительного монашества и сосудом благодати Божией.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Игумен Евфимий (Моисеев): Одна из главных задач духовной школы — помочь человеку разобраться с самим собой

Интервью с первым проректором Казанской православной духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым) в преддверии нового учебного года.

— Отец Евфимий, Вы являетесь выпускником Московской духовной академии, имеете степень кандидата богословия. Расскажите, с чего началось Ваше духовное образование.

— Все началось в начале девяностых годов, когда я учился в Московском государственном университете. Это было очень интересное время. В стране происходили большие политические перемены, а в 91-м она распалась.

Мы начали учиться, когда существовал еще Советский Союз. Я родом из подмосковного Королева — колыбели отечественной космонавтики. Раньше он назывался Калининградом. В советское время любили говорить, что Гагарин в космос летал, а Бога там не видел. Других точек зрения тогда не было, и мы считали это нормой.

После распада Советского Союза и падения коммунистического режима было объявлено равенство всех идеологий, но к свободе наше поколение оказалось не готовым. Мы не понимали, что такое свобода. Не понимали, что подлинная свобода всегда предполагает ответственность.

Стуенты Московского государственного университета. Фото: iz.ru

Мне очень повезло, что в тот момент я был студеном Московского государственного университета. В то время, помимо наших основных занятий, мы посещали курсы, которые вели самые разные люди, в том числе и православные священнослужители — преподаватели Московской духовной академии.

Общение со священниками пробудило во мне интерес к Церкви и духовной жизни. Я стал задумываться о своем призвании и своем будущем. Хочу отметить, что я вырос в нерелигиозной семье, а в моем родном городе не было ни одного храма. Советский Калининград — колыбель космонавтики. Какие могут быть храмы в таком городе?

Кстати сказать, я был не единственным студентом, принявшим крещение. Тогда крестились несколько человек. Мы начали посещать храм, пытаясь приобщиться к церковной жизни. Мы вели себя как неофиты, но я не считаю, что это очень плохо, тем более что мы были очень молоды. У нас сформировалась небольшая студенческая община православных студентов. Мы посещали богослужения, совершали паломничества. Тогда как раз открылась Оптина пустынь: я впервые побывал в этом монастыре в 1990 году, когда его наместником был архимандрит Евлогий, ныне митрополит Владимирский и Суздальский. И потихоньку, шаг за шагом я пошел по этой стезе. Когда я был студентом 4-го курса, мне предложили занять должность церковного сторожа в храме в Останкино. Останкино известно благодаря телебашне, но мало кто знает, что там находится и старинный храм XVII века. В начале 90-х там открылось подворье Оптиной пустыни, и мне предложили потрудиться. Это было мое первое послушание. Затем я стал пономарем.

Храм Живоначальной Троицы в Останкине. Фото: lookmytrips.com

Я общался в основном со священнослужителями, которые приняли монашество. Среди них было немало выдающихся людей. Хорошо знал иеромонаха Василия (Рослякова) — он служил у нас. Его вместе с двумя другими монахами злодейски убили в 1993 году в Оптиной пустыни в день Пасхи Христовой. Я с прихожанами ездил на их отпевание.

Это все и повлияло на выбор жизненного пути. В 1994 году я окончил университет, и мне нужно было определяться, что делать дальше. В то время была свобода, и многие пытались заниматься бизнесом. И меня посещали подобные мысли, хотя я уже был верующим человеком. Мне казалось, что я могу заниматься бизнесом и помогать Церкви — с такой идеей я пришел к известному священнослужителю Русской Православной Церкви архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры. Он недавно скончался. В самой Лавре попасть к нему было нереально, но один знакомый монах подсказал мне, где с ним можно увидеться. Он лечился в одной московской больнице, где я его и перехватил. Помню, он вышел ко мне в каком-то забавном спортивном костюме. Это была очень короткая беседа, не больше пяти минут, но отцу Кириллу с его духовным опытом этого было вполне достаточно, чтобы прозреть мою судьбу. Он мне сказал, чтобы я забыл о бизнесе и после окончания университета поступил в семинарию.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: spbhram.ru

Вот так я и оказался в Московской духовной семинарии. Меня приняли сразу на 2-й курс, поскольку поступавших было очень много. Из-за большого конкурса абитуриентов с высшим образованием зачисляли не на 1-й курс, а на 2-й. Три года я учился в семинарии. Закончил ее в 1997-м и в том же году поступил в Московскую духовную академию, потому что я не был готов к принятию монашества, несмотря на разговор с отцом Кириллом. Академия — это еще четыре года свободной жизни. Я туда поступил не из-за огромной тяги к знаниям, а потому что осознавал, что мне необходимо еще какое-то время для того, чтобы все взвесить и определиться с выбором жизненного пути.

По милости Божией, пройдя разные перипетии, на последнем курсе академии я принял монашеский постриг. Когда я учился в московских духовных школах, мне казалось, что семь лет обучения — очень долгий срок. Но со временем понял, что это не так много для подготовки к такому серьезному делу, как пастырское служение. Человеку требуется время, чтобы найти ответы на многие вопросы, касающиеся его духовной жизни. Об этом нам постоянно говорили курсовые духовники и наши наставники. Человеку нужно определиться, как он будет служить Церкви — монахом или белым священником. Если монахом, то он должен решить, где будет принимать постриг — в какой обители, с какой братией… А если белым священником, то ему надо думать, на ком жениться. Эти вопросы нельзя решать на скорую руку. Нужно помолиться и тщательно все обдумать, посоветоваться с духовником, родителями и людьми, которым ты доверяешь.

Московская духовная академия. Фото: monvestnik.ru

Семь лет, проведенные в духовных школах, я считаю золотым временем своей жизни, несмотря на имевшиеся тогда проблемы. Девяностые годы — это не только недостаток финансов, но иногда и отсутствие нормального питания. Нам тогда часто привозили так называемую «гуманитарку». Современные студенты даже не знают, что это такое. В то время какие-то заезжие американские проповедники привозили коробки с соевой мукой, из которой нам готовили веджибургеры. Это вегетарианские котлеты. Их вкус оставлял желать лучшего, но мы этим регулярно питались, поскольку выбора у нас не было. Московская духовная академия тех лет совсем не похожа на нынешнюю Казанскую духовную семинарию, где готовят практически домашнюю пищу. В академии готовили сразу на тысячу человек. Не могу сказать, что мы голодали, но определенные трудности существовали.

С другой стороны, это были годы большого духовного подъема. Перед Церковью открылись новые перспективы, когда началась канонизация новомучеников и исповедников. Мы, студенты московских духовных школ, были свидетелями обретения мощей святителя Филарета Московского, святителя Иннокентия Московского. Это происходило на наших глазах, мы были участниками этих событий.

Троице-Сергиева Лавра. Фото: fotki.yandex.ru

Это были незабываемые годы, к которым я мысленно возвращаюсь «в минуту жизни трудную». С радостью вспоминаю, как мы учились, как проводили свободное время, как совершали паломничество, как встречались с разными интересными людьми. Мне бы хотелось, чтобы и наши семинаристы вспоминали свои студенческие годы. Кстати сказать, они не только учатся, но и расширяют свой общекультурный кругозор. В таком прекрасном городе как Казань для этого есть все условия.

— Как обстоят дела с духовной жизнью у семинаристов? Как известно, современная молодежь не очень склонна к духовым подвигам…

— Молодые люди бывают разные. Я прежде всего хотел бы рассказать о том, что такое духовное образование и что такое духовная школа.

До Октябрьской революции духовными школами назывались учебные заведения, в которых обучались дети духовного сословия. Общество тогда было сословным. Были дворянство, духовенство, мещанство, купечество, крестьянство. Представители разных сословий редко пересекались друг с другом. Перейти в другое сословие шансов было мало. Конечно, случалось, что человек заключал брак с представителем более высокого сословия, но это было исключение, а не правило.

Особо стоит сказать о детях священников. Родившийся в священнической семье мальчик должен был идти по духовной стезе, а девочка должна была выйти замуж за будущего священнослужителя.

Духовная школа — это школа для детей духовного сословия. Существовала также замкнутая система духовного образования. Она состояла из училищ, семинарий и духовных академий. В училища отдавали детей в возрасте 7—8 лет, в семинарии — детей в возрасте 12—13 лет. В духовную академию, являвшейся высшей ступенью, можно было поступить в возрасте 18—19 лет.

Сейчас ситуация совсем другая, ведь общество перестало быть сословным. Духовное сословие сохранилось лишь отчасти, потому что далеко не всегда сыновья и дочери священнослужителей шли по стопам своих родителей. Наверное, это правильно, потому что в основе решения посвятить свою жизнь служению Церкви должен лежать свободный выбор. Поэтому сейчас духовной школой называется учебное заведение, в котором человек может получить навыки правильной духовной жизни. Я говорю о Православии.

Важно понимать, что духовная жизнь — это не только учеба в семинарии. Бывает так, что у студента нет проблем с успеваемостью, но мы видим, что в духовном отношении он развивается неправильно. Он совершает ошибки, отклоняясь от «царского пути». Мы не первый год работаем с ребятами, поэтому часто заранее знаем, чего от кого можно ждать, хотя случаются и неожиданности. Иногда неприятные, но бывает и наоборот. Некоторые студенты, на которых никто не возлагал особых надежд, показывают себя с хорошей стороны. Во время учебы в семинарии некоторые понимают, что пастырство — это не их признание. Это неотъемлемый элемент воспитательного процесса, и мы к этому готовы изначально.

Владыка Евгений (ныне митрополит Таллинский и всея Эстонии), под началом которого я учился в Московской духовной академии, говорил, что лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником. Это мнение разделяет и владыка Феофан.

Нужно отметить, что церковное служение может быть разным. Кто-то будет преподавать, кто-то — работать в пресс-службе… Церкви требуются разные специалисты, но пастырство — это все-таки особое призвание.

Если человек, проучившись какое-то время в духовной школе, поймет, что пастырское служение — не его стезя, то ничего страшного не произойдет. Отрицательный результат — тоже результат. Одна из главных задач духовной школы — помочь человеку разобраться в первую очередь с самим собой. Ведь если он не научится разбираться с собой, то он никогда не сможет помочь другим. Люди идут к священнику за помощью, за советом: «Батюшка, помогите! Я оказался в сложной ситуации. Как мне поступить?». А что он сможет посоветовать, если сам не умеет выходить из затруднительных ситуаций.

Хиротония студента Казанской духовной семинарии

Через эти ситуации Господь проводит всех без исключения, и у всех бывают сомнения и колебания. Меня, например, сильно настораживает, когда человек приходит и говорит: «Все. Я решил. Я — стопроцентно монах. Отката не будет». Мы таких «монахов» немало видели на своем веку. Не проходит и двух месяцев, и мы видим, что этот убежденный «монах» уже гуляет с девушкой. И слава Богу. Пусть лучше он сделает для себя выводы до пострига, до рукоположения, чем после него. Такое тоже бывает, и это трагедия для человека.

Мы помогаем нашим воспитанникам разобраться самим в себе. Помогаем им понять, кем они хотят быть. Это одна из наших главных задач. И мы всегда стараемся делать это предельно аккуратно, оставляя окончательное решение за самим человеком.

— В Казанской духовной семинарии сегодня проходят реформы. С чем это связано?

— Реформы связаны с тем, что по благословению нашего ректора, митрополита Феофана, мы взяли курс на получение государственной аккредитации. Этот вопрос очень важный, мы его долго обсуждали, в том числе и с владыкой. У нас были определенные сомнения, но после серьезного размышления мы пришли к выводу о том, что государственная аккредитация необходима. Она позволит нам выстраивать образовательный процесс в соответствии со стандартами, действующими в светских вузах. Это повысит качество образования.

Ученый совет Казанской духовной семинарии

Кроме того, сейчас очень много говорят о большом разрыве между Церковью и светским обществом. Если наша школа не получит аккредитацию, то этот разрыв будет увеличиваться.

Я имею в виду не только уровень образования, но и способность постоянно находиться с обществом в состоянии диалога. Нам нельзя уходить в гетто, нельзя изолироваться от общества. Церковь существует для людей, поэтому она должна освящать общество. Она должна призывать людей ко спасению, к соблюдению заповедей Христа. В этом заключается ее миссия.

Некоторые религиозные общины идут по пути изоляционизма, но для нас этот вариант неприемлем. Церковь не обязана во всем соглашаться с обществом, но и не должна терять с ним связь. Мы выступаем за диалог. Когда мы будем свидетельствовать о Христе, нас услышит и светская часть общества.

Мы живем в Татарстане, который является полинациональным и поликонфессиональным регионом. Чтобы не ощущать себя здесь пришельцами из космоса, мы должны выстраивать диалог с государством, обществом и другими религиозными конфессиями. Это позволит доносить свою точку зрения до всех социальных групп.

— В чем уникальность Казанской духовной семинарии?

— Судьба нашей духовной школы до Октябрьской революции складывалась непросто, а после революции ее и вовсе закрыли, как и многие другие. В послевоенный период были возрождены только московская и петербургская школы. И киевская — на короткий период. Богатые духовные и научно-богословские традиции Казанской духовной академии и Казанской духовной семинарии, к сожалению, прервались.

Казанская духовная академия. 1902 год

В 90-е годы школа, слава Богу, стала возрождаться. Конечно, сейчас уже нет того размаха, что был до революции, но за 20 лет мы прошли немалый путь. В долгосрочной перспективе мы планируем возродить духовную академию. Я уверен, что нам по плечу такая задача.

Как Вы знаете, две ведущие мировые религии — христианство и ислам — находятся в постоянном взаимодействии. И только от нас зависит, каким будет это взаимодействие в будущем. Мы очень хотим, чтобы оно приносило пользу.

Казанская духовная семинария

А для этого нужен серьезный духовный и научно-богословский центр, каким была в свое время Казанская духовная академия. Московская и питерская школы в большей степени ориентированы на сотрудничество с западными школами и университетами, а вот выстраиванием диалога с исламским миром у нас почти никто не занимается. И в этом смысле как раз Казань может сказать свое слово, ведь Казанская духовная академия создавалась как центр миссионерства. Здесь переводили Священное Писание и богослужебные книги на языки народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Сейчас ситуация иная, поэтому приоритеты развития школы изменились. Священное Писание давно переведено на все языки, однако имеется большая потребность в проповеди Слова Божия, поэтому возрождение Казанской духовной академии является оправданным и необходимым. Русской Православной Церкви очень нужен такой центр.

— Спасибо, отец Евфимий, за интересную беседу!

Теги: Казанская духовная семинария духовное образование интервью игумен Евфимий (Моисеев) религиозное образование

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Преподобный Евфи́мий Великий, иеромонах

Кондак 1

Избранный Богом Всевидящим в слуги Себе прежде рождения твоего, плоде красный родителей бесчадных, имя носяй утешению тезоименитое и воистину явивыйся утешение многим, моли Господа, Емуже послужил еси верне, избавити ны от всякаго зла, да радостно вопием ти:

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Икос 1

Ангельскому чину посвятити тя обещаша родители твоя, Евфимие, еще прежде рождения твоего: сей великий обет совершающи матерь твоя Дионисия, приведе тя, отрока бывша, ко брату своему пресвитеру Евдоксию: сей же отведе тя ко Мелитийскому епископу Евтропию, сказующе ему о видении и гласе Божественнем, возвестившим рождение твое. Возрадовася же епископ сему, возопи:

Радуйся, блаженное отроча, яко воистину Дух Божий почи на тебе.

Радуйся, дивным промышлением Божиим от юности мир оставивый.

Радуйся, возлюбивый тишину и безмолвие.

Радуйся, учителей твоих Акакия и Синодия великое утешение.

Радуйся, украшение Церкве нашея явивыйся.

Радуйся, яко матерь твоя блаженная Дионисия, верне Церкве послужившая, диаконисса поставися.

Радуйся, в чистоте душевней и телесней воспитавыйся.

Радуйся, жизнь свою безраздельне Господеви вручивый.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 2

Видя епископ Мелитийския Церкви усердное твое, Евфимие, к научению божественных книг, таже девственное и добродетельное житие твое, постави тя пресвитера, и вручи ти старейшество и попечение о монастырех. Ты же, блаженне, возскорбел еси о сем, возлюбивый безмолвие и еже в тишине пети Богу ангельски: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом мудрости божественныя просвещенный, Евфимие, уясняя, яко ради спасения души твоея полезнее есть безмолвное уединение, неже начальствовати, укрылся еси в пристанище небурное в Лавре Фаранстей, и тамо Господеви угождал еси, сего ради зовем ти таковая:

Радуйся, смиреннейший паче всех иноков.

Радуйся, поставленный старейшим над ними.

Радуйся, о монастырех попечителю.

Радуйся, монашескаго жития рачителю.

Радуйся, похвалы человеческия возненавидевый.

Радуйся, сих ради в Лавру Фаранскую бежавый.

Радуйся, вселивыйся в келлии уединенней.

Радуйся, тамо от трудов рук своих питавыйся, Богу непрестанную хвалу воздавал еси.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 3

Силою братнея любви связани быша, преподобнии Евфимие и Феоктисте, якобы в двух телесех едину душу и едину волю имевшии, навыкоша на всякий год во осьмый день по празднице Богоявления Господня исходити в пустыню Кутиллийскую, идеже даже до светлаго Христова Воскресения пребываху, постом плоть свою изнуряя, души же веселяще песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще желание совершеннаго уединения, обретоста святии друзи пещеру и возрадовастася о ней, яко о Господнем указании има места, и паки не возвращаяся в Лавру , вселистася в той пещере, былием питающеся. Видяще таковое мудрое устроение монашеское взываем ти, преподобне отче Евфимие, сице:

Радуйся, ради уединения оставивый Лавру.

Радуйся, узами святыя дружбы с Феоктистом сочетанный, купно с ним в молитве ко Единому Богу пребывавый.

Радуйся, яко убежище ваше ведомо сотворишася людем и потекоша к вам жаждущия спасения и от болезней исцеления.

Радуйся, яко приходящих к тебе, отче Евфимие, направлял еси к другу твоему Феоктисту, не хотяй лишитися безмолвия.

Радуйся, яко в малом времени киновия зде учредися, яко пещера ваша первее зверем пристанище бывшая в Церковь претворися.

Радуйся, яко братия помыслы своя тебе открывати навыкоша.

Радуйся, яко поучал еси истинному монашескому пути.

Радуйся, яко полагал еси спасение наипаче в смирении и послушании.

Радуйся, научавый отсечению воли своея.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 4

Бури и мятежа мирскаго бежавшии блаженни суть, иже под покров Евфимиевой киновии укрышася! Ибо обретоша ту мир и безмолвие, паче же тебе, отче преподобне, наставника премудраго, поучающаго о всем благодарне к Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще братия поучения твоя, отче Евфимие, умиляшася сердцем, духом же к небеси устремляшася, тебе же, врачу душ их, вопиюще:

Радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, врачующий духовныя немощи безмездно.

Радуйся, призываяй всех хранити воздержание.

Радуйся, научаяй укрепляти память смертную.

Радуйся, повелевый иноком не отметатися трудов телесных.

Радуйся, научаяй подражати всем святому апостолу Павлу.

Радуйся, поучаяй боятися огня вечнаго.

Радуйся, призываяй наипаче любити славу Царствия Небеснаго.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 5

Богоизбранная звезда явился еси, святый Евфимие, егда начальник сарацын Аспевет с болящим сыном отроком Теревоном еллини суще, возжелавше восприяти святую Христову веру: явился бо еси, преподобне, спящу и поведал еси тому, да приидет к тебе в пустыню и исцеление обрящет. Пришедшим же им, с вои сарацынскими к тебе, исцелил еси болящаго отрока Теревона, уверовавше же вси во Христа и крещение святое от тебе приимше, Богу радостно воспеша: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша и слышаша сия болящия, мнози начаша стекатися к тебе, врачу безмездный блаженне Евфимие, и исцеление получая, прославляху тя по всей стране той. Ты же, святый, не терпяще славы, оставил еси киновию тай, взем с собою единаго от ученик своих Дометиана, изыдоша в пустынь при Мертвом море и обретше келлию ветхую при горе Марда, вселился еси с Дометианом, оттуду преселился в пещеру, идеже иногда Давид скрывашеся от лица Саула, и создал еси, Евфимие, тамо монастырь, чудесем же тобою творимым умножися слава твоя и паки отшел еси, обретше пещеру малу близ киновии Феоктистовы, вселился еси в ней до кончины своея. Мы же видяще таковую любовь твою к безмолвию, со умилением восклицаем ти:

Радуйся, пустынное житие наипаче возлюбивый.

Радуйся, многия неверныя к вере Христовой обративый.

Радуйся, манихейскаго зловерия обличителю.

Радуйся, православныя христианы в истинней вере укрепителю.

Радуйся, чудесы твоими прославивый Бога.

Радуйся, своей си славе противник бывый.

Радуйся, многи монастыри таже и Лавру великую создавый.

Радуйся, яко восполни Господь оскудение хлеба, вина и елея по благословении твоем.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 6

Проповедник истиннаго покаяния, и послушания был еси, великий Евфимие, таже увещаватель еже непотребно есть от своего монастыря бегати, ищущи лучшаго, но благо есть пребывати в келлии своей, терпяще вся тяготы жития иноческаго, Богу же поя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв духом пророческим, Евфимие, прозрел еси Анастасия сосудохранителя Патриарха быти, егда той прииде к тебе, такожде и иныя чудеса сотворил еси: поучением же многим братию наставлял еси и вразумлял. И нас грешных и непотребных вразуми и научи образом жития твоего богоугодная творити, поющих ти сице:

Радуйся, прозорливче, будущая, аки настоящая зревый.

Радуйся, многия болящия исцеливый.

Радуйся, многими наставлениями учеником твоим образы покаяния показавый.

Радуйся, уверяяй, яко не место, но душевное устроение ко спасению приводит хотящих спастися.

Радуйся, яко молитвою твоею дождь низвел еси с небеси.

Радуйся, яко послуша Господь выну молитвы твоя.

Радуйся, яко мольбами твоими подаде Господь плодородие велие земли той.

Радуйся, яко поучении твоими умножися иноцы истинныя в Лавре твоей.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 7

Хотя укрепити истинную православную веру, приял еси, отче Евфимие, от ученик своих Епископов Стефана и Иоанна, написание деяний четвертаго Вселенскаго Собора иже в Халкидоне, обличившаго злочестие Диоскора, патриарха Александрийскаго. Темже возвестися по всей пустыни Палестинстей, яко великий Евфимий последует Халкидонскому Собору. Сему радующеся, воспеша иноцы: Аллилуиа.

Икос 7

Новый враг истины, еретик Феодосий, лживыми словесы оклеветав Халкидонский Собор, привлече к себе многия, таже царицу Евдокию, и многим лукавством взыде на престол патриарший, отнюдуже начат гнати держащия православную веру, наипаче же хотяй привлещи в сети своея ереси преподобнаго Евфимия. Мы же тя, отче, аки стену незыблему православия зряще, тако зовем ти:

Радуйся, столпе православия.

Радуйся, стено непоколебимая еретическими ветры.

Радуйся, пустынника Герасима заблуждшаго к истинней вере паки обративый.

Радуйся, удаливыйся со многими братиями в пустыню.

Радуйся, возвративыйся паки в Лавру по падении лжепатриарха Феодосия.

Радуйся, яко объятый Божественным огнем со ангелом литургисающий, виден был еси.

Радуйся, прилежно братию свою наставляяй чистою совестию и страхом Божиим ко святым Христовым Тайнам приступати.

Радуйся, провидяй како кийждо от братий причащатися приходит.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 8

Странно и неразумливо Евтихиевою ересью прельщенная царица Евдокия, нача колебатися умом, не ведуще, коего держатися исповедания. Посланная же от преподобнаго Симеона столпника ко Евфимию и приимши поучения его, яко подобаше держатися четырех Вселенских Соборов, просветися разумом, Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, блаженне Евфимие, сиянием жития твоего привлекая к себе новыя ученики: тако преподобный Савва, юный бе, прииде к тебе спасения иский и инии мнози, отвращающия очи своя от мятежа житейскаго моря, и к тебе небурному пристанищу притекшии. Ты же отеческою любовию приимал еси вся, прозирая, яко столпы Церкви сии будут. Сего ради зовем ти, отче, сице:

Радуйся, яко многия светила к тебе стекахуся.

Радуйся, собираяй, аки кокош под крыле своя, всех ищущих иноческих подвигов.

Радуйся, яко в юном Савве прозрел еси великаго учителя монашества.

Радуйся, двух пустынников Нитрийских Мартирия и Илию приемый.

Радуйся, яко в сих провидел еси наследники Престола Апостола Иакова брата Господня, Патриарха Иерусалимскаго.

Радуйся, яко сих выну вземлющий с собою в пустыню.

Радуйся, яко тамо от своея руки сих великих мужей приобщил еси Святых Христовых Таин.

Радуйся, возлюбивый ученики своя, и пестунствуяй их отечески.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 9

Все естество ангельское радости исполняшеся, видя равноангельное житие твое, великий Евфимие, и умножившиися окрест тебе обители иноков, в ангельском чине славящих Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут достойно возвеличити дара прозорливости твоея, преподобне, вся бо будущая яко настоящая провидяй, многая пророчествовал еси. Преклоняя колена пред величием Бога тако прославившаго угодника Своего, зовем благоговейно:

Радуйся, даров многообразных от Господа сподобивыйся.

Радуйся, прозорливче дивный.

Радуйся, Анастасию сосудохранителю сан Патриарха прорекший.

Радуйся, яко исполнившемуся сему пророчеству вси дивляхуся.

Радуйся, царицу Евдокию в православии укрепил еси.

Радуйся, той близкую предсказав кончину.

Радуйся, повелевый той приготовитися ко исходу своему.

Радуйся, яко пророчество сие исполнися и блаженная Евдокия, многих храмов строительница, вскоре почи о Господе.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 10

Спасения жаждущим был еси, Евфимие преподобне, яко столп огненный, путеводяй странствующих во тьме жития сего в землю небеснаго Ханаана, радостно Богу вопиющих: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв и поучений твоих, Евфимие, паче образом жития твоего равноангельнаго ограждал еси учеников твоих, от искушений плоти, мира и диавола. Видяще таковое попечение о чадех твоих, с любовию зовем ти:

Радуйся, добрый пастырю овец словесных.

Радуйся, отче, о мнозех чадех твоих веселящийся.

Радуйся, Феоктиста, искренняго друга и спостника твоего в болезни посетивый и утешивый.

Радуйся, целование тому последнее с любовию давый.

Радуйся, пророкованного тобою патриарха Анастасия, на погребение Феоктистово прибывшаго, сретивый.

Радуйся, сладце с ним беседы насладивыйся.

Радуйся, преподобнаго Савву с собою в пустыню появший.

Радуйся, тому от жажды в пути изнемогшу, от земли молитвою твоею воду изведший.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 11

Пение молитвенное по обычаю совершал еси, блаженне Евфимие, удаляяся в пустыню во осьмый день по празднице Богоявления Господня. Приближавшейся кончине твоей, преподобне, прозирая ту, восхотел еси в Лавре пребыти, готовящися ко исходу своему, Богу за вся благодарне поя: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное житие твое, великий Евфимие, к концу приближися, и плоды винограда своего готовился еси принести Домовладыце, видяще же ся близ кончины суща, собрал еси пресвитеры лаврския, дабы последнее наставление всем дати. Плакахуся же вси, яко чада, разлучающися со отцем своим, обаче рекоша к тебе:

Радуйся, великий пастырю овец многих.

Радуйся, веру истинную соблюдый и той научивый заблудшия.

Радуйся, последнее твое поучение давый чадом твоим, да союз любве нерушим в них пребудет.

Радуйся, рекий, яко не возможно есть без любве добродетели совершатися.

Радуйся, паки рекий, яко всякая добродетель любовию и смирением крепка есть.

Радуйся, поучавый вся предания и уставы монастырския николиже оставляти.

Радуйся, повелевый, да врата монастырския николиже затворены будут странных ради.

Радуйся, повелевый таже о нищих пещися.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 12

«Благодать, аще обрящу у Бога дерзновение, имам просити, да буду с вами духом всегда» — рекл еси последнее слово учеником своим, блаженне Евфимие, тии же, плачущи о исходе твоем, сим словом утешахуся и со умилением Господеви взываху: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды твоя, подвиги и дарования, еже от малых лет обрел еси у Бога, восхваляем тя, святый преподобне отче, и с любовию вопием ти:

Радуйся, от юности весь живот свой Господеви предавый.

Радуйся, возраставший от силы в силу.

Радуйся, орле, мыслию в горних паряй.

Радуйся, в дольних обители земныя ангелом созидавый.

Радуйся, прозорливости дара сподобивыйся от Владыки Христа.

Радуйся, исцелений неоскудный источниче.

Радуйся, великих мужей учителю.

Радуйся, и по смерти, чад твоих духовных верный хранителю.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 13

О, пречудный и преславный отче Евфимие! Приими от нас непотребных моление сие малое, и не осуди грешных уст, дерзающих славити твоя труды, подвиги и чудеса, да милостивно призираяй на всех спасения взыскующих, и о нас Господеви моляся да очистимся от земныя суеты, чистым сердцем воспоем Богу: Аллилуиа.

(Сей Кондак 13 глаголи трижды, по-сем Икос 1 и Кондак 1)

Молитва

Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати вся, яже в мире нарицаются благая. Научи нас любити ближния своя, терпети обиды и поношения, скорби и болезни, в смирении благодаряще Бога. Научи нас молитися и каятися во гресех своих, очиститися нам от всякия скверны. Умоли Господа, Емуже послужил еси от юности своея даже до старости маститей, да сподобимся и мы, рабы неключимии, со светильники горящими усрести Жениха Христа и с Ним внити в чертог украшенный Царствия Его. Аминь.

Афонские старцы. Старец Евфимий Лавриотис

Старец Евфимий Лавриотис
Γέροντας Ευθύμιος (Αγιορείτης).
1915 -2004.
(Ι.Μ.Κωσταμινίτου, Βίγλα — Ι.Μ.Μ.Λαύρας)
(Старец Евфимий Лавриотис)
Об этом слепом старце было уже упомянуто ранее в видео о другом старце — Стефане Карульском:

Старец Евфимий – один из неизвестных подвижников. Часть текста — перевод с греческого сайта – цитаты его устных поучений, часть – дописано по рассказам.
(исихастирион святых Варлама и Иоасафа, Великая Лавра, Афон)
Старец Виглы Евфимий Лавриотис имел две огромные кожанные книги: Евергетинос и Добротолюбие. Старец постоянно поучался в них, и стал поистине – добротолюбом…
Когда он начал подвизаться на Афоне, он поселился на Мегали Вигле . Он сразу сделал упор на срожайший пост и внимательность в молитве. Потом он приложил к ним и телесный труд.
Он поселился на в исихастирионе Варлаами и Иосафа на Мегали Вигле. Старец всем пытался передать то самое главное знание, которое он добыл потом и кровью.
— Что освобождает человека от власти греха?
– Смирение, злострадание и сокрушение о грехах. Причем, сначала оно освобождает душу от пристрастий, а потом и тело становится здоровым.
(Интерьер церкви святых Варлама и Иоасафа)
Из аскетики Старец Евфимий выбрал три вещи, согласно книге Аввы Дорофея:
Возлюби телесное страдание и труд
Положи себя ниже всех, даже ниже демонов
Молись — непрестанно
(тропинка к церкви святых Варлама и Иоасафа)
— Я унал тайну молитвы, — говорил Старец Евфимий, — Молитва как действует? Она делает человека смиренным, потому что он отдает все свои достижения Благодати Божией. А это-то и есть то главное, что ждет от нас Бог!
В старости Старец Евфимий вынужден был покинуть место жестокой жинзни – Виглу, он перешел в Лавру. Но чтобы сохранить свои дары Благодати, он стал – юродивым…
Отцы Лавры нашли ему хорошую келью, готовили добротную пищу. Старец Евфимий же, чтобы не нарушить строгий пост, отвечал, что не может есть такую плохую еду…. И не ел! Он выбросил постель из кельи…
(Великая Лавра на Афоне, монастырский храм, XI век)
Через некоторое вермя отцы поняли в чем дело. Нашли ему келью – подходящую, где он и продолжил свои подвиги.
Больше всего он боялся того, о чем мечтают миряне – обеспеченной сытой старости.
(по материалам: http://athonas.blogspot.ru/2010/06/1915-2004.html)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *