Епископ феофилакт дмитровский

Русская Православная Церковь

Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич)

Дата рождения: 30 апреля 1949 г.

Дата хиротонии: 20 апреля 2002 г. Дата пострига: 28 апреля 1983 г. День ангела: 21 марта

Страна: Россия Биография:

Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2, 3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1980-1984 гг. — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»).

6 января 1982 г. рукоположен в сан диакона.

28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984-1989 гг. — преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора.

4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена.

В 1989-1990 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита.

За десять лет скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: восстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена часовня над источником. В 1995 г. состоялась канонизация преподобного старца Варнавы Гефсиманского (†1906). Были составлены житие, служба и акафист этому святому, написана икона.

28 апреля 1995 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским.

Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен; в 2003 г. Трубчевские пастырские курсы преобразованы в Брянское духовное училище, в котором было принято обучение по программе семинарии; в 2006 г. образовано Брянское епархиальное женское училище; действовало 86 воскресных школ, в которых обучалось около 900 человек; в переданном епархии в 2003 г. и восстановленном двухэтажном здании, расположенном в Брянском кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен епархиальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы; в переданном епархии в 2011 г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории кремля, был начат капитальный ремонт и разместилось Брянское духовное училище.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с администрацией и департаментом образования области о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы православной культуры», в Брянском государственном университете по предложению епископа Феофилакта образован теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными управлениями культуры, внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Епископ Феофилакт был членом Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД, сопредседателем рабочей комиссии по возрождению Брянского кремля.

По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли, один из приделов кафедрального собора подготовлен для освящения в честь этого праздника, второй придел — для освящения в честь Собора Всех русских святых. Построен и освящен деревянный храм Новомучеников и исповедников Брянских. При епархиальном управлении учреждены отделы: агиологии, отечественной культуры, информационно-издательский, миссионерского служения, социального служения и благотворительности, взаимодействия с органами исполнения наказаний, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в епархии установлены поклонные кресты на местах, где некогда стояли православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в Брянск поставлен памятный крест. Созданы новые благочиннические округа, образован епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских святых, творческие вечера.

Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-2011 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

В 2008-2009 гг. принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

С февраля 2014 г. по декабрь 2018 г. — исполнительный директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Образование:

1975 г. — Московский государственный историко-архивный институт.

1980 г. — Московская духовная семинария.

1984 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Андреевский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Научные труды, публикации: Награды:

Церковные:

Феофилакт (Моисеев)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феофилакт и фамилией Моисеев.

В данной биографической статье не указано точное место рождения данного епископа. Вы можете помочь проекту, добавив его

Епископ Феофилакт

Епископ Феофилакт во время праздничной службы в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года возле Храма Христа Спасителя. 9 сентября 2012 года

Епископ Дмитровский,
викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

c 28 декабря 2011 года

Церковь:

Русская православная церковь

Предшественник:

Александр (Агриков)

Епископ Брянский и Севский

20 апреля 2002 года — 28 декабря 2011 года

Избрание:

13 марта 2002 года

Предшественник:

Мелхиседек (Лебедев)

Преемник:

Александр (Агриков)

Образование:

кандидат богословия

Имя при рождении:

Николай Алексеевич Моисеев

Рождение:

30 апреля 1949 (63 года)
Смоленская область, РСФСР, СССР

Принятие священного сана:

6 января 1982 года

Принятие монашества:

28 апреля 1983 года

Епископская хиротония:

20 апреля 2002 года

Награды:

Епи́скоп Феофила́кт (в миру Николай Алексеевич Моисеев; 30 апреля 1949, Смоленская область) — епископ Русской Православной Церкви, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

  • 1 Биография
  • 2 Общественная деятельность
  • 3 Церковные награды
  • 4 Примечания

Биография

По окончании средней школы служил в Вооружённых Силах.

В 1975 году окончил Московский историко-архивный институт и до 1978 года работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

С 1975 по 1990 год — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии; редактор отдела «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь»; участник издания круга Миней (тт. 1—12), др. серийных и непериодических изданий.

С 1978 по 1984 год учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. Последнюю окончил со степенью кандидата богословия за курсовую работу «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви».

6 января 1982 года рукоположён в сан диакона. 28 апреля 1983 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество, а 28 августа того же года рукоположён во иеромонаха.

В 1984—1989 годах преподавал в Московских духовных семинарии и академии, одновременно был заведующим библиотекой академии и помощником инспектора.

4 декабря 1985 года был возведён в сан игумена.

С 1989 по 1990 год в связи с открытием Киевской Духовной семинарии был направлен для организации учебного процесса в качестве учёного секретаря и преподавателя.

В 1990 году возвратился в Троице-Сергиеву Лавру.

С 1991 года являлся настоятелем возвращённого Русской Православной Церкви Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

28 апреля 1995 года Патриархом Алексием II был возведён в сан архимандрита.

Св. Синодом на заседании от 13 марта 2002 года епископом Брянским и Севским определено быть архимандриту Феофилакту (Моисееву).

20 апреля 2002 года в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофилакта (Моисеева) во епископа Брянского и Севского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан), Истринский Арсений (Епифанов), Верейский Евгений (Решетников); епископы Филиппопольский Нифон (Сайкали) (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Дмитровский Александр (Агриков), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин). По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в церемонии приняли участие губернатор области Юрий Лодкин и председатель областной Думы Степан Понасов.

В 2007 году назначен ректором Брянского духовного училища, в 2009 году — ректором Брянского епархиального женского училища.

В 2008—2009 годах принимал участие в заседаниях осенне-зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

Общественная деятельность

Является членом Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Член Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД Брянской области, сопредседатель рабочей группы по благоустройству и реставрации объектов природоохранного назначения города Брянск «Брянский кремль», «Покровская гора», «Чашин курган» при Брянской городской администрации.

С 2007 года является председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор», основной задачей которого является воссоздание собора.

Церковные награды

  • Орден преподобного Сергия Радонежского I и II степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени

Примечания

  • Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (Моисеев Николай Алексеевич) // Патриархия.ru
  • Феофилакт (Моисеев) на сайте «Русское православие»
  • Степанов А. Церковная бюрократия в действии, или Рассказ о том, как епископ Феофилакт запретил крестный ход // Русская народная линия, 11.06.2010
  • Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов — первый русский Патриарх (к 400-летию учреждения патриаршества) // Богословские труды. — 1990. — № 30. — С. 200—240.
  • Епископа Брянского и Севского губернатор поздравил с 60-летием
  • «Великая Россия. Имена» — Энциклопедический справочник
Епископы Брянские
РСФСР (1920-1936) Амвросий (Смирнов) • Агапит (Борзаковский) • Матфий (Храмцев) • Даниил (Троицкий) • Иоасаф (Шешковский-Дрылевский) • Ювеналий (Машковский) • Иоанн (Соколов)
С 1945 по 1994 год территория входила в состав Орловской епархии, епископы именовались Орловскими и Брянскими.
Российская Федерация Мелхиседек (Лебедев) • Феофилакт (Моисеев) • Александр (Агриков)

Епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев Николай Алексеевич)

Епископ Феофилакт: «Хочешь мира – строй его в себе!»

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт возглавляет, думается, не очень типичную для Русской Православной Церкви епархию: в её состав входят три субъекта Федерации – Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и часть Ставропольского края. Регион, в котором местами основную часть населения составляют мусульмане.

Когда размышляешь об этом, сразу вспоминаются средневековые войны. Да и сегодня в основе многих кровавых конфликтов лежит вроде бы религиозный фактор. Неудивительно, что меня так поразили слова Владыки Феофилакта, сказанные им в Якутске, куда он приехал по приглашению правящего архиерея Якутской епархии, епископа Романа: «Мы, православные, с нашими братьями мусульманами храним на Кавказе мир!».

Вера – не повод для вражды

— Ваше Преосвященство, как христианам удаётся поддерживать мирные отношения на Кавказе? И насколько вообще это правда – что в основе большинства конфликтов лежит вера?

— Во-первых, нужно сказать: никогда в России не было религиозных войн. Никогда! И это не случайно. Отчасти веротерпимость объясняется историческими условиями, о них пусть говорят историки. Я скажу как священнослужитель: этому есть духовные причины.

Для Православной Церкви, для верующего человека совершенно очевидно, что состояние мира – это не отсутствие войны вокруг тебя, а состояние твоего внутреннего, сосредоточенного, если хотите, гармоничного и симфонического общения с Богом. Мирен не тот, кто хорошо вооружён и спрятался за высокий забор, а тот, кто не имеет желания захватить другую территорию, тот, кто довольствуется тем, что имеет.

Об этом очень ярко говорит Священное Писание. Помните, апостол Иаков учит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4, 1-3).

Вот эта ущербная, инвалидная внутренняя жизнь или её отсутствие подвигают человека к состоянию войны внешней.

Источником любого конфликта является наше духовное несовершенство. Если человек свободен, он никогда никого не будет порабощать. А если сам является рабом страстей и пороков, то всё вокруг себя начнёт обращать в рабство. Он всегда будет стремиться к порабощению, потому что его природа – рабская.

Возьмём простой пример: соседка перенесла границу забора на два метра. У любого это вызовет жгучее желание правды.

Но у человека с глубокой внутренней природой, с духовно богатым миром, жажда справедливости будет исходить из любви. Человек, наполненный любовью, скажет: «Давай
мы не дадим врагу поссорить нас. Давай я тебе в чём-то помогу, что-то для тебя сделаю, но оставим всё так, как было!» Тот же, кто не наполнен миром, сразу начнёт разрабатывать «план Барбароссы»: как бы ему вернуть забор на прежнее место, побольней уязвить соседа, убеждая его в неправоте, и завтра же побежит в суд, к соседям, начнёт жаловаться, рассказывать всем и вся о негодяйке-соседке, которая такое творит!

Кто скорее добьётся своего? Тот, кто готов сражаться и ввязался в войну, будет воевать вечно. А тот, кто ради сохранения мира, побуждаемый миром внутренним, старается с любовью убедить другого, победит.

Потому что победа даётся тому, кто стремится к ней с любовью.

— То есть вы поддерживаете мир, воспитывая свою паству в мирном духе?

— Мы утверждаем мир практикой духовной жизни. Мирен не тот, кто говорит: «Пусть всё будет хорошо». Есть восточная пословица: «От того, что ты часто повторяешь «халва», во рту слаще не станет».

Мирен тот, кто живёт миром. Хотеть мира значает строить его внутри себя. Для этого Господь нам на Кавказе дал множество удивительных святынь. По сей день там стоят храмы, построенные ещё в Х веке, доказывая тот факт, что они были заложены не как границы между двумя культурами, не как знаки их противостояния, а как свидетельство любви в мире.

Почему мусульмане сохраняют православные храмы? (Некоторые из них находятся там, где совсем нет христианского населения). Потому что знают: православный христианин, православная вера не являются опасными. Они знают, что православие – вера любви, вера доброго отношения, милосердия. Эта не та вера, которая пахнет кровью, с налитыми местью глазами. Эта вера – с открытыми руками прощения. Поэтому она и по сей день живёт на Кавказе, и мы строим храмы, монастыри, поклоняемся своим святыням.

— Но неужели совсем не бывает конфликтов?

— На религиозной почве – нет. На территории республик проживает больше мусульман, на территории Кавказских Минеральных Вод – христиан, но дело не в количестве того или иного населения. Дело в правильном определении поступков людей. Оно звучит так: человек, ненавидящий другого, не является верующим.

Тот, кто взял в руки оружие и с какими угодно религиозными выкриками убивает им мирных людей, – неверующий. Это должен понимать каждый. Когда мне говорят: «А как же ваххабиты, которые под исламистскими лозунгами осуществляют теракты?!», я отвечаю: «Это неверующие люди! Верующий в Бога никогда не покусится на жизнь другого человека – создание Божье».

Что мы вместе можем сделать

— А как у Вас складываются отношения с представителями традиционного ислама?

— Очень дружелюбно. Мы совместно участвуем в разного рода проектах – образовательных, социальных – тех, в которых мы одинаково нужны нашему обществу.

И, конечно же, когда меня видят вместе с муфтием, имамом на празднике или на заседании (а мы всегда сидим рядом) – это является для всех образцом взаимоотношений, примером того, что дружба не только возможна между нами, но и остро необходима.

— Владыко, православная Церковь вносит мир в жизнь народов, выполняет миротворческую функцию. Но всё же это не главное дело Церкви. Как бы Вы объяснили, что для нас главное?

— Служение Богу. Природа Церкви божественна. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Этой божественной природе, естественно, свойственно стремиться к Своему Создателю. И самая главная, важная, центральная миссия Церкви, биение её сердца, её дыхание – устремление к Небу, жизнь во Христе, служение Богу. Всё, что делается иное – социальное служение, миссионерское, – всё это хождение Церкви.

Апостол Павел называет нас, членов Церкви, телом Христовым (1 Кор 12, 27). Церковь, как тело, становится на ноги и идёт, но самое важное – это служение Господу, благодарение Богу, сакральная жизнь Церкви, духовная её жизнь, спасение чад Церкви.

— Владыко, я услышала, как приветливо Вы говорите по телефону с одним из президентов, и поняла, что у Вас прямая связь с руководителями регионов, входящих в Пятигорскую и Черкесскую епархию. Как складываются отношения с властями?

— Очень естественно: мы общаемся и видим одну главную цель – общее служение.

Когда я беседую с руководством республик, края, главным лейтмотивом является одно: что мы ещё вместе можем сделать?

Случилась беда в Крымске – мы вместе собирали воду, вещи… И один из первых благотворительных караванов нашей Матери-Церкви пришёл из Пятигорской епархии. Более 60 тонн гуманитарной помощи было доставлено в самые первые дни.

Происходят какие-то события на Кавказе, опять возникает вопрос: что мы вместе можем сделать? Нужно строить храм: что мы вместе можем сделать? Меня спрашивают: «Владыко, Вы посетили детский интернат? Что мы вместе можем для него сделать?» Я говорю: «А давайте проведём хорошую дорогу! Детишкам трудно добираться до города»…

Наверное, это – самое главное. Мы решаем спокойно, конструктивно и открыто все вопросы, в том числе связанные с самой действующей епархией, потому что, говоря языком светским, епархия, любой приход – это ещё и хозяйствующий субъект и субъект права. Мы являемся неотъемлемой частью нашего общества. И власти это понимают.

— Можете перечислить какие-то общие проекты?

— С радостью. В прошлом году мы в первый раз (и Бог даст, не в последний) провели большой марафон «Рождественское тепло». Собрали вместе с организациями и предприятиями тёплые вещи и привезли их в социальные учреждения, опекающие и престарелых людей, и детишек, оставшихся без родительского попечения.

С нынешнего года запущена большая программа «Социальное партнёрство», когда то или иное предприятие вместе с епархией берёт шефство над детским домом, учебным заведением и т.д. Церковь не занимается финансовой деятельностью и не имеет возможности оказывать ощутимую материальную помощь, но мы можем проявить духовную поддержку.

Детдомовским ребятишкам одинаково приятно и получить новую курточку, и (если не больше!) тепло пообщаться. Радость общения могут дать верующие люди – женщина, которая стала крёстной мамой ребёнка и будет теперь опекать его, священнослужитель.

Быть крёстными родителями у таких детей – большая ответственность. Они выбираются из числа прихожан и священства.

Я часто повторяю слова, заимствованные из «Маленького принца», немного перефразировав их: «Мы в ответе за тех, кого благословили». Такое социальное партнёрство даёт возможность помогать и духовно, и физически, и материально.

— Ваше Преосвященство, Вы уже второй раз в Якутию приезжаете по приглашению Владыки Романа. Так случилось, что вместе с назначением его на Якутскую кафедру Кавказ приблизился к нашей северной республике, и с каждым Вашим визитом он делается ближе. Нынешним летом ученики Православной гимназии по Вашему приглашению лечились в санатории Минеральных Вод. Сближение продолжится? Что бы Вы хотели сказать якутянам?

— В нынешнем году я приехал не один, сопровождал великую святыню, впервые покинувшую Кавказ, – список с Моздокской иконы Божией Матери. И обратил внимание, как люди молятся, как тянутся к образу. Это желание не поверхностное, оно обусловлено не чем-то вроде «прикоснись к счастью», а внутренним духовным устройством.

Знаете, как ребёнок среди большой толпы может сразу увидеть одну-единственную, которую называет мамой. Тяга к иконе, к Церкви чувствуется всем сердцем. Она является неотъемлемой частью самого народа Якутии. Той частью, которая была сюда всеяна и выращена нашими благочестивыми предками.

Я хотел бы пожелать, чтобы мы берегли эту национальную святыню. Как любой регион, Якутия славна не только своими недрами земными, а прежде всего бесконечной живой частицей души, веры, которая есть в народе. Республика Саха – суровый край, в котором имеются свои традиции, обычаи. Но как бережно они хранятся в Церкви! Мне так радостно было слушать на литургии чтение Евангелия, молитв на якутском языке.

Мы договорились с Владыкой Романом, что в этом году в столице Северо-Кавказского федерального округа, Пятигорске, пройдут дни Якутии. Мы приглашаем епископа, деятелей культуры и искусства к нам, чтобы они могли пообщаться с нашей общественностью, познакомить её с вашей уникальной культурой и познакомиться с кавказской.

И я жду, когда в одном из наших храмов прозвучит молитва на якутском языке! Это будет самым ярким свидетельством того, что народ, который молится на своём родном языке, хранимый Богом. Бог хранит этот народ.

Беседу вела Ирина Дмитриева.

Фото священника Сергия Клинцова.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *