Единство церкви

Святые отцы древности о единстве и соборности Церкви

Часть 1

Мысль о единстве Церкви утверждает в своих письмах священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Ефесянам он пишет: «…ваше знаменитое, достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом». . Как условие единства Церкви, Игнатий Богоносец представляет общую молитву, а наипаче Евхаристию: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя Хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой церкви! Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится». . «Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов». (1)

Но вожделенное единение должно быть основано на истине, а не на равнодушии к ней, о чем святой Игнатий пишет в Послании к Траллийцам: «…прошу вас не я, но любовь Иисуса Христа, — питайтесь одной христианской пищею, а от чуждаго растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть». (2). Итак, отлучающий себя от единства с Церковью находится в опасности вечной погибели. Эта мысль продолжена в Послании к Филадельфийцам: «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия, пленяют идущих путем Божиим; но при единении вашем они не будут иметь места». (3).

В «Послании к Диогнету» одной фразой прекрасно выражен идеал единства Церкви: «что в теле душа, то в мiре христиане».(4). Церковь — это одна душа. Указанную мысль, можно сказать, подхватывает священномученик Ириней Лионский в трактате «Против ересей»: «Приняв это /изложенное выше — св.-к Сергий Карамышев/ учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему мiру… тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мiре языки различны, но сила Предания одна и та же. Не иначе верят, и не различное имеют Предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мiра. Но как солнце — это творение Божие — во всем мiре одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с этим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое — не умаляет» (5).

Святой Ириней наставляет, что чуждые Церкви не способны приносить Богу жертвы, Ему приятные, и не способны участвовать в небесных Таинствах: «…чистое приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением Его творения. Иудеи же не приносят Ему; ибо их руки полны крови, ибо они не приняли Слова, через Которое делается приношение Богу. И все сонмища еретиков не делают приношения Богу… мы приносим Ему то, что Его; последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей — из земного и небесного, так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» (6).

Далее священномученик Ириней наставляет, как подобает распознавать истинных служителей Божиих от волков: «…надлежит следовать тем пресвитерам Церкви, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т.е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землей, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Рассекающие же и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам». (7).

Священномученик Киприан Карфагенский в «письме к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима» образно представляет грех раскола: «Я крепко опечалился, возлюбленнейшие братья, получив ваше письмо, потому что у меня всегдашняя цель и желание — содержать братство наше невредимым и, как требует того любовь, в целости сохранять стадо. Вы же извещаете о безчинных и коварных замыслах Фелициссима, о том, что он, кроме прежних неправд и грабительств, о которых давно уже многое мне известно, теперь покусился еще отделить от епископа часть народа, то есть отлучить овец от пастыря, детей от отца и расторгнуть члены Церкви Христовой» (8). Логика здесь такова: разрывающий Церковь расторгает члены Христовы, т.е. становится богоубийцей — потому что убивает Бога в душах людей, отпадающих по его злобе от Церкви.

Отстаивая свое мнение о том, что подобает крестить еретиков, не приявших ранее Таинства от Церкви, святой Киприан говорит, что Святой Дух чужд еретическим сборищам, поэтому там не могут совершаться Таинства: «Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: «Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: «От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей» (Притч. 9, 8). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого… Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист, в ком нет Святого Духа и к которому относятся следующие слова Господа: «и всё, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис. 19, 22)… Эту истину утверждает и сам вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в жизнь вечную и в оставление грехов через святую Церковь?» — то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви… кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершить духовное сам потерявший Духа Святого? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему через святых… чтобы ему, впавшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу. Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их крещение… Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т.к. и Крещение одно, и Дух Святой один, и Церковь… одна» (9).

Святой Киприан именует еретиков антихристами и духовными мертвецами. В письме к Римскому епископу Стефану он опровергает мнение последнего, будто не следует крестить никого из обращающихся к Церкви от ереси. То же он делает и в письме к Помпею: «Если же рождение христиан совершается в Крещении, а рождение и освящение Крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу, то где же, от кого и для кого родился тот, кто не есть сын Церкви, чтобы он мог иметь отцом своим Бога, не имевший прежде матерью своею Церковь? Но если таким образом не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не могут иметь у себя освящения спасительного Крещения, то к чему же брат наш Стефан простер свое жестокое упорство до того, что даже и крещению Маркиона, Валентина, Апеллеса и прочих хулителей Бога Отца вздумал присвоить силу рождать чад Богу…? Воздает ли славу Богу тот, кто утверждает, что и от прелюбодейцы и блудницы, вне Церкви, рождаются чада Божии?» (10).

Мы видим, что святым отцам древности, когда Церковь была менее терпима со стороны внешних сил и более гонима, чем сейчас, даже в ум не приходило составлять какие бы то ни было политические союзы с еретиками или раскольниками. Не то сейчас. А.С.Хомяков, бывший непосредственным свидетелем начавшихся процессов объединения религиозных обществ Европы в политические союзы, писал по этому поводу: «Перед ними быстро растет неверие, не то, которым отличался восемнадцатый век, не неверие властей, богачей и ученых, а неверие масс, скептицизм невежества — это законное исчадие рационализма, явного или переодетого, в продолжение стольких веков слывшего в Европейском мiре за веру. Страх, овладевший западными религиозными партиями, наталкивает их не на примирение (оно невозможно), а на переговоры о временных союзах; но этим только обличается слабость, рас​ширяется область сомнения и увеличивается грозящая опасность… Самое стремле​ние к такой сделке уже вредит делу, как верный признак страха, бессилия и отсутствия истинной веры. Хри​стиане первых веков не испрашивали содействия Маркионитов или Савеллиан. Лет сто тому назад, ни папи​сты, ни протестанты, даже не подумали бы приглашать друг друга действовать сообща. Ныне нравственная их энергия надломлена, и отчаяние наталкивает их на путь очевидно ложный; ибо не могут же они не понимать, что если (в чем я не сомневаюсь) одно Христианство всесильно против неверия и заблуждения, то наоборот, в десятке различных Христианств, действующих со​вокупно, человечество, с полным основанием, опознало бы сознанное безсилие и замаскированный скептицизм» (11).

Это было писано всего за полвека до печальных событий, о которых повествует еп. Фотий. Столь мало потребовалось времени, чтобы совратить некоторых представителей православной иерархии к исповеданию идеи единства, чуждого истины, стремящегося лишь к временным, земным «миру и безопасности».

Строительство горнего Иерусалима близко к завершению. Живые души, составляющие торжествующую Церковь первенцев, спаянные между собой любовью в Боге, готовы явиться в нетленной славе. Спешит и устроитель антицеркви, всемiрного Вавилона, во главе которой будет поставлен антихрист. Падший херувим уловляет души, не утвержденные в истине, в тщетной попытке сравнять свое строение с горним Иерусалимом. Ему помогают вольные каменщики, ограждая стенами из человеческих душ сатанинское капище. Но над ним уже произнесен приговор: «пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу…» (Откр. 18, 2). Однако здесь же сказано и другое: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18, 4). Если «Вавилон» переводится как смешение, ясно, что смешение религий будет иметь в нем первенствующее значение; за ним уже без всякого надрыва последуют смешение национальное и культурное, что принято теперь называть мультикультурализмом. Однообразие серой массы, стада кастрированных, лишенных личностного начала людей, торжество разложения — вот что уготовано Вавилону прежде его окончательного поражения.

Архиепископ Аверкий (Таушев), основываясь на учении древних отцов, пишет по этому поводу: «Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество — ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с мiром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу… Члены этой неверной Христу церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мiра сего… будут проповедовать исключительно мечом и золотом». (12).

Нынешний Запад весьма основательно приблизился к «идеалу» всемiрного Вавилона, поэтому общение в особенности с его религиозными обществами не может принести ничего, кроме зла и растления. Единство, основанное на чисто политических интересах, не может распространиться на Небо — оно умрет на земле. Демократическое смешение ересей будет в разы дальше от истины, чем любая, отдельно взятая, ересь.

Поэтому А.С.Хомяков так продолжает свою мысль: «Как члены Церкви, мы — носители ее величия и достоинства, мы — единственные, в целом мiре заблуждений, хранители Христовой истины. От​малчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству; но мы были бы хуже чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали при​зывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины, и, потеряв веру в божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы вы​соко не стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви: то, в области веры, он может быть толь​ко учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу — обра​титься». .

Учение древних отцов Церкви и даже последние слова, направленные на ограждение истины от ее смешения с ложью, обычно воспринимаются людьми, не принадлежащими к Церкви, как гордость и превозношение. Но именно в этом обвиняли в свое время Христа. Так что не стоит удивляться, когда верным Христу достается подобная участь. Вспомним слова царя и пророка Соломона, обличающие помышления врагов Божиих: «Он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных, и тщеславно называет Отцом Своим Бога. Увидим, истинны ли слова Его, и испытаем, какой будет исход Его; ибо если этот Праведник есть Сын Божий, то Бог защитит Его и избавит Его от руки врагов. Испытаем Его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение Его и видеть незлобие Его; осудим Его на безчестную смерть, ибо, по словам Его, о Нем попечение будет. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих…» (Прем. 2, 16-22). Так поступят устроители всемiрного Вавилона, когда их власть достаточно укрепится. Непокорных объявят гордецами и человеконенавистниками, губителями всеобщих прав и свобод. Будут требовать, как древние язычники от первых христиан воскурять фимиам перед идолами современности, а несогласных — гнать и убивать.

(Продолжение следует)

Примечания

1. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание е Ефесянам. // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 256 с. — С. 72.

2. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Траллийцам. // Там же. — С. 84.

3. Игнатий Богоносец, священномученик. Послание к Филадельфийцам. // Там же. — С. 94.

4. Послание к Диогнету. // Там же. — С. 247.

5. Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. С.-Пб: Издательство Олега Бабышко, 2010. 639 с. — С. 54.

6. Там же. — С. 371.

7. Там же. — С. 395.

8. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. // Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви. М: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 365 с. — С. 128.

10. Киприан Карфагенский, священномученик. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. // Там же. — С. 306-307.

13. Хомяков А.С. Ук. соч. — С. 88.

Приветствую Вас, гость · RSS 20/05/20, 5:19 AM

Официальный сайт христианского союза «Единение во Христе»

Данный сайт является официальным сайтом союза «Единение во Христе». Начиная с декабря 2019 года, параллельно начал работу сайт, более адаптированный к мобильным устройствам, находящийся по адресу http://www.uhendus-kristuses.eu.

Множество религиозных движений является доказательством, что стремление искать и найти Бога заложено в сердце каждого человека. Отрицание Бога есть искусственная прививка. Справедливость последнего положения доказать легко: каждый обратившийся атеист, нашедший вновь своё внутреннее соотношение с Богом, доказывает, что отрицание им Бога было результатом извне действующих факторов, тогда как в недрах внутренней жизни не переставало жить сознание о существовании Бога.

Признание Бога требует изменения всей жизни, согласно Божьим законам. Эта правда приводит человека, желающего жить эгоцентрической (собственной) жизнью, к необходимости решиться в ту или иную сторону.

Бог и греховная жизнь – несовместимы!

Именно в этой причине заложен ядовитый источник атеизма: или Бог или мир, и человек выбирает мир.

«Дружба с миром – вражда против Бога». (Иак.4,4).

Человек, решившийся исключить Бога из своей жизни, выступает из духовно-внутреннего общения с Богом и становится врагом Богу.

Человек сам исключает себя из воспоминания своего Божественного Творца. Этим внутренним отрицательным отношением к Богу объясняется ненависть и гонение против ищущих установления Божьей истины и Христовой жизни самоотречения.

Вера – врождённое человеку стремление найти своего Творца и вступить с Ним в живое общение.

Убить веру умственными рассуждениями значит в корне умертвить всякую духовную жизнь!

Грозные факторы: испытания, бедствия, болезни и смерть вскрывают сразу духовное банкротство, неустойчивость и отчаяние душ, убивших в себе веру.

Вера – жизненный ток, соединяющий светильник человека с его Источником жизни и света.

Человек, находящийся в живом общении с Богом, ничего не страшится и самая смерть для него светлый переход в вечность бытия. Религиозные движения не что иное, как искание установления Божественной правды. В каждом религиозном движении есть элемент реформации, т.е. искание духовного раскрепощения от человеческого для нахождения Божественного.

Трагично то явление, что в каждом реформационном движении можно нащупать мертвящую закваску религиозного атеизма. Под религиозным атеизмом, в отличии от обыкновенного умственного атеизма, я понимаю провозглашение Христовых идеалов, похороненных в склепе человеческих форм и слов.

Религиозный атеизм заключает в себе убийственный яд, приведший всё человечество к сомнению и заблуждению.

Умственный атеизм не заключает в себе той духовной опасности, которую несёт в себе религиозный атеизм, т.к. умственный атеизм открыто провозглашает своё отрицание Бога.

Религиозный атеизм с внешней стороны признаёт Бога и религиозную жизнь; с внутренней же, отрицает Живого Бога, отрицает возможность живого общения души с Богом, отрицает возможность Божественных ответов, откровений и не допускает чудес и исцелений Христовой силой.

Религиозный атеизм – печальный результат духовного бессилия и безверия; результат отсутствия водительства Духа Божия в его представителях. (Деян. Ап. 1, 4-5).

Мёртвый Бог, мёртвая вера, мёртвое общение, торжество форм и слов над духом и жизнью – вот трагические последствия религиозного атеизма.

Религиозный атеизм есть источник всякого фарисейства и ханжества, т.к. действительная практическая жизнь этих верующих не соответствует провозглашаемым девизам и идеалам; это самая удобная платформа для религиозной эксплуатации. Мертвящей закваской религиозного атеизма объясняется разложение и смерть всех религиозно-реформационных движений.

Религиозный атеизм – гениальная выдумка сатаны для разрушения в корне всего Божественного плана спасения человечества.

Какое религиозное движение представляет из себя союз «Единение во Христе» и в чём элемент его духовной реформации?

В чём заключается духовное отличие этой организации от различных религиозных движений нашего времени?

Мир смущается перед множеством религиозных направлений и задаёт вопрос: «раз Бог один, одна вера» (Еф. 4, 5), то откуда же множество взглядов по одному вопросу, имея одну основу в слове Божием.

Ответ очень прост: пока сущность религиозных движений – в выражении и передаче личных человеческих понятий и умственных мнений, то сколько голов – столько и различных точек зрения.

Но стоит вернуться к живому Богу, к живому общению с Богом, вернуться к идеалу первой апостольской церкви, к единой живой вере и Христовой жизни, как исчезнут все разногласия и все искренно жаждущие Бога сольются в одно стадо Христово. (Иоан. 10, 16).

Присутствие чисто человеческих, личных элементов в духовных вопросах разрушает духовное единство. Все духовные вопросы необходимо и разрешать чисто духовным путём.

Сущность и смысл, духовного движения «Единение во Христе» в том, чтобы, несмотря на национальность, вероисповедание, сословие и положение, привести души к личному, живому единению со своим Спасителем.

Идеал членов союза – в достижении подлинного духовного состояния во Христе: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос». (Гал. 2, 20). Цель союза: открыть живой внутренний путь к достижению полного приобщения во Христе к Божественной Сущности: «Я в них и они во Мне» (Иоан. 17, 21-23. 2Петр. 1,4).

Не касаясь построенных людьми оград и не всматриваясь в детали человеческого понимания отдельных церквей и общин, союз «Единение во Христе» поднимается над личными человеческими убеждениями и учениями и выясняет Божественную истину исключительно на основании Слова Божия».

Союз «Единение во Христе» не оскорбляет индивидуально-религиозного восприятия отдельной личности, предоставляя своим членам свободу религиозных убеждений.

Элемент духовной реформации этого чисто-духовного движения состоит в том, что «Единение во Христе» провозглашает Живого Бога, живое общение с Ним и подлинную духовную внутреннюю жизнь во Христе – в протест на внутренний религиозный атеизм, в корне убивающий всё живое и духовное в человеке. Религиозный атеизм разлучает душу с Богом;»Единение во Христе» ищет духовного слияния души с её Божественным источником воскресения и счастья!

Идя этим живым чисто-духовным путём, в постоянном общении с Живым Христом, можно спасать души от нравственного падения, от отчаяния и самоубийства!

Религиозный атеизм, привлекая души путём заманчивых форм, декоративных церемоний и красноречивых слов, внутренно вливает в сердца людей холодную, смертоносную струю своих человеческих учений взамен живой воды, текущей в жизнь вечную, которую даёт нам Сам Христос через Своё Слово. (Иоан. 4, 14).

Религиозный атеизм погружает своих членов в мир и, разобщая их таким образом с Живым Христом, лишает их живого общения с Господом и приводит своих членов к пустоте философской нирваны, к духовному оцепенению и безразличию, к безнадёжности и отчаянию.

Религиозный атеизм – смертоносный поток, протекающий в наши дни через все религиозные организации, унося с собой доверчивые души в вечную гибель.

Религиозный атеизм в силе во всех организациях, в которых мирской дух смешивается с Духом Христа, где даже культ физического тела ставится на одну платформу с проповедью Христа. (2 Кор. 6, 14-18).

«Единение во Христе» – каменный фундамент для всех слабых, немощных и страдающих душ, потерявших почву в трясине земной жизни, заблудившихся в исканиях истины, и ищущих поддержки, силы и выхода из своего тупика.

Союз открывает своё сердце для всех несчастных, больных и скорбящих.

«Единение во Христе» ищет открыть и восстановить силой Живого Христа то забытое и потерянное внутреннее единение души с Богом, которое составляет сущность и цель живого христианства.

На широких, удобных человеческих путях спасения души утратили самый смысл и суть христианства. Присоединяясь к самым различным вероисповеданиям и религиозным течениям, души не знают духовной жизни в присутствии Божьем, не знают и отсюда не пребывают в единении с живым Христом.

Единое духовное состояние членов церкви Христовой – было целью и задачей духовного воспитания душ первых апостольских времён.

«Единение во Христе» задаётся целью вернуть и восстановить силою Христа этот высокий духовный идеал.

«Единение во Христе» призывает всех искренних, духовно-жаждущих вступить на путь живого христианства и слиться в один духовный союз под знаменем «Единение во Христе».

Единство

Единство — принцип существования церкви, ее качественная характеристика. Это отражение совершенного единства и гармонии внутри Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. В Писании Бог многократно призывает верующих к единству между друг другом.

Церковь вселенская и поместная

Говоря о церкви, нужно понимать: Господь создал только одну Церковь.

“…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”
(Мф. 16:18)

Церковь — это дети Божьи по всему лицу земли, умершие и ныне живущие. Писание говорит, что Бог знает Своих. Церковь есть Тело Христа.

В притчах Иисус использовал образы, подчеркивающие ее единство, например, единое стадо (Ин. 10:16) или единая виноградная лоза (Ин. 15:1-7). О единстве верующих Господь молился в Гефсиманском саду перед распятием.

Апостол Павел также говорил о Церкви в единственном числе, понимая ее, как нечто целое:

“…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены”
(Рим. 12:5)
“Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…”
(1 Кор 12:13)

Существуют поместные церкви, собрания верующих в конкретных населенных пунктах. Так, многие послания апостолов были адресованы отдельным поместным церквям. Однако каждая такая церковь — лишь часть одного вселенского Тела. Поэтому нам нужно стремиться к единству на двух уровнях: внутри поместной церкви и между поместными церквями.

“да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня”
(Св. Евангелие от Иоанна 17:21)

Единство — показатель нашего духовного роста.

“доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…”
(Послание к Ефесянам 4:13)

Также важно понимать, что единство церкви есть нечто большее, чем просто согласие между верующими. Это новый способ существования. Называя церковь Телом, Писание недвусмысленно дает понять, что общение и единство — это условия духовной жизни каждого верующего.

“И вы — тело Христово, а порознь — члены”
(Первое послание к Коринфянам 12:27)

Члены тела не живут сами по себе, но в составе тела, взаимодействуя между собой. Если их отделить, они умрут. То же происходит с христианином, если он выпадает из христианского общения.

Стремиться к единству

К единству нужно стремиться, так как на пути к нему есть преграды. Это человеческие плотские амбиции и козни дьявола.

Писание призывает нас не концентрироваться на второстепенных моментах, которые могут нас разделять, но смотреть на то, что нас объединяет. Внимательно прочтите отрывок из послания к церкви в Ефесе.

“стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”
(Послание к Ефесянам 4:3-6)

Нам нужно учиться принимать друг друга и взаимно уважать.

“Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию”
(Послание к Римлянам 14:19)

Еще в дни пребывания на земле Господь Иисус Христос предупреждал о волках в овечьих шкурах, которые придут расхищать церковь. Писание учит остерегаться людей, разделяющих ее. Их можно узнать по плодам. Единство, взаимное уважение, общение — вот добрые плоды учеников Христа. Напротив, неприятие, обиды, соперничество и тому подобное вырастают из недобрых семян.

“Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них…”
(Послание к Римлянам 16:17)

Учение Христа — это единство и любовь, а не эгоизм, соблазны и разделения.

Итог

Единство — качественный показатель духовного состояния отдельных верующих и церковных общин. Оно необходимо для нормальной духовной жизни христиан. К единству нужно стремиться, избегая всего, что ведет к разделению, и укрепляя наше общение.

Христианство.

ЕДИНСТВО ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Воссоединение христианских церквей

Пока воссоединения христианства не произошло, пока Восьмой вселенский собор (или несколько последовательных соборов) не рассмотрят весь объём старой догматики и не внесут в него ряд тезисов, основанных на духовном опыте последней тысячи лет, пока они не санкционируют наивысшим авторитетом воссоединенного христианства тезисы учения Единства, до тех пор эти тезисы могут, конечно, исповедоваться, утверждаться, проповедоваться, но не должны быть отлиты в замкнутые, завершенные, безусловные формы, рекомендуемые к исповеданию всем христианам.
Осуществление союза между христианством и другими религиями и культами «правой руки».
«…пока преграды между мировыми религиями не будут устранены или, по крайней мере, понижены; пока не будет обретён такой религиозный угол зрения, под которым догматика христианская и догматики других религий правой руки окажутся не исключающими друг друга, а взаимно дополняющими; чтобы могли объединиться все христианские церкви на новых началах, а другие религии приблизить тесно к себе на основе свободной унии (союза)».

© Даниил Андреев

***

Почти с самых первых своих дней Церковь Христова страдает от разделений и внутренней борьбы. Существующее состояние раздробленности многие воспринимают как нечто нормальное и пытаются строить Царство Божье только в «своем лагере». Зачем думать о единстве, когда именно другие создают проблему? Зачем терять силы и время в погоне за недостижимой целью? Ведь Господь наделил нас дарами и благословил помазанием! Неужели, имея все это, мы не справимся со строительством Его Царства? Единство в глазах Господа ценится исключительно высоко. Единство верующих Господь вознаграждает богатейшими обетованиями из Своего Слова.

Враг побеждается единством

Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча.
Левит 26:8
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, И не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения.
Филиппийцам 1:27-28
Наше единство является для врага сигналом о его поражении и погибели! Поэтому силам тьмы отнюдь не безразлично, как мы относимся к другим христианам. Они предпринимают все возможное, чтобы не допустить возникновения истинного единства.

Единство высвобождает Божье благословение

Следующее событие из книги Деяний — это не просто описание прошлого, но образец Божьего действия. И я убежден, что он должен и будет повторяться.
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
Деяния 4:32-33
Великая сила демонстрации воскресения Господа, т. е. исцеления, чудеса, сила обличения и другие мощные проявления Духа Святого, была дана апостолам, так как у верующих было одно сердце и одна душа. Данное единство высвобождало многие другие действия благодати Божьей. Единство является главным ключом к сверхъестественному Божьему движению. Известный, могущественно употребляемый Богом, евангелист Карлос Анакондия заметил однажды, что уровень силы Божьей в его евангелизациях целых городов Южной Америки прямо зависел от единства верующих различных церквей данного региона.
Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного.
Матфея 18:1
Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Псалом 132:1-3
Такого рода единство — это не недосягаемый идеал. Оно обетовано нам Господом и поэтому вполне достижимо. Иисус молился о единстве Своих последователей, подчеркивая, что без него неверующие не могут познать Господа. Без единства демонстрация живого Бога будет неубедительна в глазах мира, которому надлежало бы уверовать.
Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино; как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
Иоанна 17:20-21
Павел, будучи мудрым домостроителем, так открывал Божий план для Его народа:
… доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Ефесянам 6:13

Господь может полностью проявить Свою сущность и силу в Церкви только при условии истинного единства веры

Сбудутся ли эти слова когда-либо? Верим ли мы в незыблемость этих слов? Наш единственный образец — святое и неизменное Слово Божье, а не мученическое подвижничество исторической Церкви. Единство наступит в любом случае. Вопрос только в том, согласны ли мы платить за него цену, чтобы стать его участниками.
Кто имеется в виду под словом «все» в Послании к Ефесянам 4:13? Все ли верующие? Нижеприведенные стихи раскрывают Божий путь достижения будущей перспективы, которую видит Павел, а через него к нам обращается Сам Господь.
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения …
Ефесянам 4:11-14
Для того чтобы привести верующих к совершенству и зрелости, и таким образом к истинному единству, Господь использует пятигранное служение. Тому, кто не откроется для этого пятигранного служения в своей жизни и церкви, Божье движение, ведущее к единству, станет недоступно. Господь по-Своему совершает Свое дело. Скоро Он снарядит и воздвигнет Своих апостолов и пророков, через которых произведет великие перемены среди верующих. Слово «все» (Еф. 4:13) означает всех тех, кто примет эти служения. Река жизни проистекает от Главы во все Тело с помощью данных Богом служений. Противящийся путям Господним сам себя отрежет от жизни и засохнет. Грядущее служение принесет необходимые перемены как лично, так и коллективно.
Но что мешает единству? Как увидеть эти препятствия? Ведь здесь нужны обостренные духовные чувства, чтобы это понять не из теории богословской мысли, а на практике церковной жизни. В противном случае мы станем жертвами и виновниками, подрывающими подлинное единство.

Сущность единства

Единство новозаветных верующих — это единство в Духе (Еф.4:3). Это результат не человеческих усилий, но исключительно дело Божьей благодати. Оно доступно всем верующим, живущим по духу, для которых Христос действительно является центром и целью их жизни.
Любая попытка достигнуть единства на другом основании неизбежно обречена на провал. Согласие на уровне разума, т. е. принадлежность к опредеённой структуре и организации (конфессии, деноминации или сети), либо равнение на именитость, принесет не единство, а дальнейшее разделение Тела Христова.
Сходство форм служений и прославления, которые выражают наш стиль жизни веры, — тоже неприемлемое основание для единства. Точно так же совместные проекты и крупные мероприятия не создают и не гарантируют истинного единства.
Единство — это единство сердец, при котором ценят и уважают друг друга во взаимном доверии. А оно может развиваться лишь в любви и истине. Только Святой Дух способен создать его внутри нас. Без Его глубокого прикосновения мы останемся на уровне человеческих усилий: попытаемся создать единство своими силами. Таким образом, мы станем отрицать важность Его внутреннего прикосновения, и поэтому останемся надменными, слепыми и независимыми от Господа. Наша задача — не создавать единство, а жить в нем и хранить его.Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Верующие, достигающие единства под водительством Духа Святого, испытают присутствие славы Божьей.

Большое препятствие

Павел обращается к верующим в Ефесе: «Не давайте места дьяволу!» Если дать ему место, тогда он вторгнется в нашу жизнь, будет мучить, гнать и угнетать нас. Но что всего прискорбнее: насколько мы ему дадим место, настолько он станет использовать нас в его грязном деле разделения и ослабления Тела Христова. Дьявол — противник и раскольник. Иисус сказал перед Своими страданиями: «Вот идет князь мира и во Мне не имеет ничего».
В наше время Господь особым образом посещает церкви, вскрывая при этом состояние наших сердец. Найдет ли враг зацепку в нашей жизни?
В Послании к Галатам Павел указывает на опасности, заложенные в нашей ветхой природе:
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, (соблазны), ереси, Ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божьего не наследуют. Галатам 5:19-21
Павел говорит коринфянам то же самое: причиной разделений среди них является их плотская жизнь.
Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому обычаю поступаете? Ибо, когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? 1 Коринфянам 3:3-4
Подобное встречаем в Послании Иуды: о наглых насмешниках, которые поступают по собственным похотям, руководствуясь своей ветхой натурой: Это — люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие Духа. Иуды 19
Влечения и похоти плоти находятся в абсолютной вражде с Божьим планом. Плоть хочет жить для себя, быть на виду, в почете и превозноситься над другими. Плоть стремится к власти и наслаждается ею. Для своей безопасности она попытается размежевать верующих, отделяя их. Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Галатам 4:17
У верующих в таких духовных резервациях развивается элитарный дух. Затем «наша» часть Тела Христова с течением времени молча и незаметно начинает считаться как истинное Тело Христово. На других начинают высокомерно смотреть сверху вниз, так как они недуховные. Поэтому контакты с другими для верующих «нашей» группы становятся нежелательными и не поощряются. В то же время от подобных «блюстителей» могут исходить громкие публичные призывы к единству. Встречи с лидерами других кругов для них, плотских руководителей, — лишь пустая трата времени.
Плоть не радуется чужим благословениям, не принимает исправлений, потому что ее природа — гордость и превозношение. Для достижения своей цели плоть не брезгует ничем. Она лжива и несправедлива, лицемерна и подла. Она обвиняет, притесняет и угнетает других, осуждает всех и каждого, но никогда не принимает обличений и никому не хочет давать отчет.
Если при этом описании зла мы вспоминаем о других христианах, то давайте быстрее подумаем о том, что все мы без исключения носим в себе этот опасный потенциал. Никто не может сказать, что его сила, духовный опыт и зрелость являются гарантией тому, что мы не впадем в плотское состояние и не стать помехой для единства.
Даже Павел признавал для себя опасность превозношения. Он говорит, что ему дано жало в плоть, чтобы он не гордился из-за великих откровений (2 Кор. 12:7). Конечно, он мог бы думать, что сам избавится от этой опасности превозношения, но Господь не счел возможным полагаться на одну только скромность Своего служителя.
Если мы, верующие, ходим на поводу у плоти, тогда мы выступаем против Господа и поэтому не можем угодить Ему.
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Римлянам 8:5-8
Итак, из Писания мы видим, что плоть представляет собой величайшее препятствие для духовного единства.

Дух истины и дух лжи

Только обличительная работа Духа Святого в нашем сердце способна разрушить твердыни предубеждений и предрассудков, несущих разделения. Предрассудки — это такие суждения о других, которые мы принимаем без проверки или предварительного знакомства с людьми. Посредством предрассудков мы прячем от себя и других свои превратные намерения. Предрассудки, с одной стороны, усиливают и закрепляют наш привычный образ поведения (греховную позицию) и, с другой стороны, защищают нас от нового и «хранят» от мучительного сознания своей неправоты. Таким образом они мгновенно фиксируют наши поступки. Мы можем дойти до такой степени слепоты о своем состоянии сердца, что, даже уча других правильно и согласно Библии, в то же время сами будем поражены духовной слепотой, самообманом и гордостью, не подозревая об этом.
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. Иеремия 17:9-10
Святой Дух испытывает сердца. Только в Его свете мы видим свет. Если мы осознали свою беспомощность, то в искренней молитве посвящения мы начнем просить Его открыть нам глаза, позволяя Ему это сделать. У нас появится нужда снова и снова молиться по примеру библейских молитвенников: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. Псалом 138:23
Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой. Псалом 18:15
Тот, кто понимает, что он не застрахован от самоправедности, постарается найти выход, чтобы избавиться от иллюзий о самом себе: я ищу настоящее общение в свете с верующими для получения исправления и наставления от других. Но пока мы считаемся только с самими собой и остаемся закрытыми к мнениям, отзывам и оценкам других, мы еще независимы от Тела Христова, а значит от Самого Господа. Тогда мы ведем себя так, как будто мы — единственные на земле, кто слышат Его, и чей взгляд непогрешим. Без практического смирения, которое выражается в открытости к другим, наши слова о единстве окажутся всего лишь религиозной затушевкой, могущей обмануть нас и верующих, не способных к духовному различению. Так истинного единства не достичь.
Подлинное единство строится на любви к истине! Дух истины не терпит религиозного притворства и актерства, которые мешают настоящему единству. Божья любовь покрывает много грехов, но она не постесняется в нужный момент назвать по имени то, что разделяет. Если мы подчеркиваем только покрывающую сторону любви, то получим такое единство, которое вовсе не единство, так как оно родилось не из любви к истине, но из страха перед конфликтами, и культивируется им. Павел знал точно, когда и какой гранью применить Божью любовь на практике. Он не боялся называть лжебратьями тех верующих, которые притесняли других. Тот, кто учил по церквам покоряться друг другу и жить в мире, встречаясь с лжебратьями, вел себя отнюдь не покорно и не миролюбиво:
А вкравшимся лжебратьям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Галатам 2:4-5
Настоящее единство невозможно без всеобщего признания основных правил общения. Эти правила касаются не столько теории, сколько повседневной практики. Честность, взаимоуважение и отказ от доминирования — это предпосылки для доверительных отношений. По этой причине Павел побуждает своего ученика Тимофея искать мира с теми, кто призывает Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22). Жить в настоящем единстве можно не с каждым верующим.
Если эти фундаментальные ценности — честность, взаимоуважение и отказ от доминирования — отсутствуют, тогда во всех случаях, если еще нет единства, надлежит руководствоваться следующим местом Писания:
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Римлянам 12:18
Дух Единства не заставит нас ждать, если мы стремимся к духовному единству. Церковь Христова должна приготовиться к нему. Поэтому Дух истины восстанет скоро против духа лжи и очистит народ Божий от высокомерия и тщеславия. Только подлинно ставший светом Божий народ способен выступить против тьмы этого мира, победить ее и отнять добычу.
Доминирующие люди обладают опасной чертой быстро вмешиваться в вопросы единства, чтобы достичь его с помощью конформизма (приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям) и послушания за счет клеветы, угроз и отлучения. Это может наблюдаться в дружбе, браке, христианских церквах и среди самих лидеров с духом доминирования. Если налицо принуждение или давление — это явное свидетельство бездуховных шагов к единству. Если человек не поддерживает определенный стиль служения или практикуемую форму единства, то его станут подозревать в несогласии, посоле чего его отстранят. Инакомыслие в таком случае становится нетерпимо, и его расценивают скорее как вражду.
Подлинное же единство возникает на почве взаимного доверия. Доверия нельзя требовать как условия для единства. Доверие возникает в моем ближнем само по себе, когда он видит, что я честен и не собираюсь злоупотреблять им.
Настоящую любовь, насажденную в нас Духом Святым, не спутаешь с дешевой подделкой, которая возникла без страданий и умирания просто как «дежурная взаимность». Подлинное рождается только через посвящение истине. Это истинность, живущая в наших личных отношениях. Часто ее надо выстрадать. Это не тусклая неисследимая истина христианских догм. Петр говорит, что любовь без истины лицемерна и корыстна. До тех пор пока истина не совершит в нас свое дело, наша любовь все еще будет содержать в себе примесь нечистоты.
Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. 1 Петра 1:22
Библия учит о том, чтобы пребывать в истине. Ее наставления просты и ясны. Они многократно повторяются в посланиях к новозаветным верующим.
… но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос… Поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Ефесянам 4:15, 25
Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его … Колоссянам 3:9
Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим Слово истины. 2 Тимофею 2:15
Рабу же Господа не должно ссориться, а быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяние к познанию истины,
Чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю. 2 Тимофею 2:24-26
Братья! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Иакова 5:19-20
Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Галатам 4:16
Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1Иоанна 3:18

Вместе пред Господом

Если у всех будет только одно желание: смиряться перед Ним, тогда открывается возможность вместе течь в Духе Святом, что повлечет за собой проявление Славы Божьей. Это Его сегодняшний план для нас. Так Сам Господь может прокладывать путь для очередных прорывов Его Царства. Божий образец никогда не меняется, и если мы хотим видеть Его дела, как в древние дни, то должны вернуться к нему.
И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, И не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий. 2 Паралипоменон 5:13-14
Слава Божья придет, если мы единодушно, с искренним расположением друг к другу, в обоюдном согласии, полной свободе, без страха и недоверия будем вместе служить Богу.
Бог же терпения и утешения, да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божью. Римлянам 15:5-7

Здесь очень наглядно описан путь к славе Божьей. Качественные взаимоотношения между верующими и их совместное служение Господу — это ключ к славе. Дух Святой пойдет вместе с нами в этом направлении. Он будет проливать свет на наши взаимоотношения в Теле Христовом и призывать нас к совместному служению. Единство в Духе должно прийти. И оно придет! Настало ответственное время — время подготовки!
© http://hand-in-hand.narod.ru/journals/j-12/j-12b.htm

***

Перечислим только некоторые, наиболее яркие явления в культурной жизни стран христианского Запада 50-х гг. XX века, имеющие удивительное созвучие с идеями, изложенными в книге Даниила Андреева.
Романо-Католическая метакультура:
1. Деятельность пап Иоанна XXIII и Павла VI, созыв Второго Ватиканского собора. Католическая церковь выходит из самоизоляции и поворачивается лицом к миру, начало диалога с представителями других конфессий и неверующими. Католицизм заявляет, что «не отвергает ничего из того, что истинно и свято» в иных религиях.
2. Заметное оживление католической философии. Неотомизм Ж. Маритена вбирает в себя многочисленные постулаты чисто светской философии: фрейдизма, экзистенциализма, неопозитивизма, давая им религиозную интерпретацию. Реабилитируется творчество П. Тейяра де Шардена, в котором весь мир (а не только человек) рассматривается как эволюционирующий по направлению «к Богу». Северо-Западная метакультура. 1.Деятельность Инклингов (Дж. Р. Р. Толкина, К. С. Льюиса и др.) в Англии. О сходстве идейной базы Инклингов с Розой Мира написано уже немало, отметим лишь, что мир Инклингов гармонично соединяет в себе монотеизм и красочный мир языческих богов, в нем очень важную роль играет женственное начало, основан он на принципах всехристианской этики, и весьма остро противостоит природе Зла во всех его проявлениях. Выход «Властелина Колец» Дж. Р. Р. Толкина ознаменован также зарождением толкинизма как массового движения.
2. Начало творчества Р. Брэдбери в США, причем именно 50-е гг. оказываются в его творчестве едва ли не самыми плодотворными. «Вино из одуванчиков» выступает в качестве своеобразной квинтэссенции всего дальнейшего творческого поиска писателя, в его основе – жизнелюбие, восхищение красотой и яркостью мира, и противостояние смерти во всех ее проявлениях… «Он любил и наслаждался этой любовью, учил любить все…». Сказано Д. Андреевым не о Р. Брэдбери, но вполне могло бы быть к нему отнесено. Параллельно, словно научная иллюстрация к романам Р. Брэдбери, разворачивается творчество Э. Фромма, в котором четко противопоставляются «биофилия» и «некрофилия» как базовые основания человеческого существования: стремление к гармонии с окружающим миром противостоит стремление этот мир подчинить и умертвить. Добро и Зло получают психологическую интерпретацию и вводятся как инструментальные понятия в психоанализ.
3. Зарождение массовых движений с очень ярко выраженной надконфессиональной этикой, увлечение восточными религиями (дзен-буддизмом) и социальной этикой. Хиппи, «Сан-францисская группа возрождения», и т. д.
© Д. А. Аутсайдер

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) — международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, в которую входит 348 христианских церквей, из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Римско-католической церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ) и Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария). Международное содружество христианских церквей, построенное на основе диалога и сотрудничества.
Главы церквей и христианских конфессий впервые договорились об учреждении Всемирного Совета Церквей еще в 1937 году, но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 23 августа 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ. После первой ассамблеи последовали другие в 1954 (Эванстон, США), 1961 (Дели, Индия), 1968 (Упсала, Швеция), 1975 (Найроби, Кения), 1983 (Ванкувер, Канада), 1991 (Канберра, Австралия), 1998-99 (Хараре, Зимбабве), 2006 (Порту-Алегри, Бразилия). Главный руководящий орган Совета — ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает 8 президентов и центральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями.
27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.
Экуменическая организация «Всемирный Совет Церквей» собирает на своих форумах представителей 348 христианских общин и Церквей, представляющих в общей сложности около 400 миллионов последователей Иисуса Христа. Подавляющее большинство конфессий-членов ВСЦ – протестантского толка (из крупных протестантских объединений, отвергающих членство в ВСЦ, следует упомянуть Южную баптистскую конфедерацию в США, лютеранский Миссурийский Синод в США, Церковь Адвентистов Седьмого Дня, Объединение союзов евангельских христиан-баптистов стран СНГ). Членами ВСЦ являются также большинство Поместных Православных Церквей (однако Грузинская и Болгарская Православные Церкви приостановили свое членство в ВСЦ, а Русская Православная Церковь стремится пересмотреть принципы своего участия в нём), а также Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей.
В 1997 году из состава Совета вышла Грузинская Православная, а в 1998 году — Болгарская Православная Церкви.
На прошедшем с 17 по 22 февраля 2011 года заседании Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей рассматривалась роль международных организаций и их перспективы с точки зрения содействия единству христиан и установлению гармонии в отношениях между религиями. Также дается оценка программам международного сотрудничества, дабы можно было надлежащим образом откликнуться на вызовы будущего. Кроме того, в ходе заседаний обсуждались ситуация христиан в Индонезии и недавние события в арабском мире.
Центральный Комитет Всемирного Совета Церквей с удовлетворением отметил улучшение отношений с католиками. «После полувека подозрений и враждебности между Всемирным Советом Церквей и Католической Церковью наконец-то создалась атмосфера дружбы и доверия», – сказал священник Госберт Бьямунгу, со-координатор Рабочей группы по делам диалога между Католической Церковью и Всемирным Советом Церквей. Ближайшим вызовом будущего, на который необходимо ответить, он назвал переход от тщетных попыток достижения соглашений в доктринальной сфере к общему служению и свидетельству.

Проповеди Ярла Пейсти

Единство верующих (Фил.2:2).

Сегодня Господь положил мне на сердце поделиться с вами на тему о единстве детей Божиих. В наши дни мы много слышим и читаем о необходимости единства верующих, и в некоторых кругах этот дух единства действительно проявляется, за что мы славим и благодарим Господа. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс.132:1, 3) – говорит псалмопевец Давид. Да, только там, где единство и любовь между братьями, может Господь изливать свое благословение. Читая Евангелие мы узнаем, что сам Иисус молится об этом в своей первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Иоан.17:21).

Возлюбленные, мы никогда не убедим мир в том, что Христос пришел взыскать и спасти грешников, если мы, Его дети, не проявляем единства и любви между собою. Тактика лукавого всегда – разделяй и царствуй. Он отлично знает, что где несогласие, раздоры и распри, там дело Божие терпит поражение. О, не дай Бог, чтобы о нас сказали, что тот или иной не принял истину из-за того, что видел в нас противоречие. Христос говорит: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:2).

В нашей сегодняшней беседе, на основании Слова Божия, записанного в послании к Филиппийцам, я хочу вкратце коснуться некоторых качеств и сторон в жизни верующих, имеющих прямое отношение к единству, а это страдание, стойкость, смирение, старание и самоотверженность.

Верующие Филиппийской церкви были под тяжелой атакой дьявола: их преследовали враги Евангелия Иисуса Христа, и они были в недоумении, не зная, что делать. По-видимому, они написали письмо Павлу, жалуясь ему на свою участь. И в ответ он им говорит: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую – и теперь слушайте внимательно – и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне (Фил.1:27-29). Филиппийские верующие отлично знали, что спасение дар Божий, что ради Христа им дано веровать в Него. Это они знали, но что им также придется страдать ради Христа – это для них, по-видимому, было что-то новое. Не страшитесь, не падайте духом из-за того, что вы попали в неприятные обстоятельства, будьте стойки, ибо сие от Бога. Произошло оно не без видения Божия, Ему это известно, и Он не допустит быть искушаемыми более, чем вы в состоянии выдержать. Враг ничего вам не может сделать без разрешения Господня.

Апостол Павел больше боялся внутреннего врага, который терзал церковь изнутри, нежели того, который преследовал их из вне. О внешнем враге он говорит «сие от Бога». Почему? Потому что для вас – говорит он – это спасение, а для противников предзнаменование погибели.

История церкви доказывает, что гонения и преследования всегда укрепляли церковь. Чем больше она была гонима, тем больше она очищалась и делалась сильнее. Чем больше запрещали апостолам и издевались над ними, тем больше они радовались, что за имя Господа Иисуса Христа удостоились принять бесчестие, и сказано, что всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. И затем мы читаем, что Слово Божие, не смотря на все росло, и число учеников весьма умножилось. Да, преследование весьма очищает церковь от неверных и лицемеров, и объединяет истинных детей Божиих. Потому Павел и пишет Филиппийцам: не страшитесь ни в чем противников, для вас это спасение. В семействе могут возникнуть всякого рода разногласия, но пусть враг нападет на этот дом, и все истинные члены семьи станут стеной против противника.

Второе, что необходимо для единства верующих это стойкость. Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость – имейте одни мысли, имейте туже любовь, будьте единодушны и единомысленны. Единство детей Божиих не зависит от молитвенных домов, союзов или организаций, так как любовь и единство семейства не зависит от постройки и структуры дома, в котором они живут. Единство зависит от взаимной любви и уважения друг ко другу, от сострадания и сочувствия к нуждам брата своего, и от покорности авторитета Слова Божиего.

Как нам уже известно, апостол Павел, в своем послании к Филиппийцам, много упоминает о своей радости. Но тут он как будто дает намек, что одного только недоставало, чтобы чаша его была преисполнена. О, Филиппийцы! Вы можете дополнить мою радость, имея одни мысли, имея одну любовь, «будьте единодушны и единомысленны» (Фил.2:2) – этим дополните мою радость. Иными словами, когда я услышу, что между вами согласие, полное единство, тогда чаша моя будет преисполнена.

Дорогие братья и сестры! Дополним чашу нашего дорогого Спасителя, Который пролил свою драгоценную кровь для нашего спасения.

Слово «единодушно» можно перевести с греческого – «душевная гармония». Представьте себе такой оркестр, в котором каждый музыкант начал бы играть по-своему, как кому захотелось и, вдобавок, каждый другую мелодию. В результате был бы полный хаос. Но оркестр, который играет по нотам и в один такт, следуя за регентом, дает наслаждение слушателям.

Члены Церкви Христовой, подобно оркестру, призваны к единству и гармонии, чтобы воистину прославить Иисуса Христа. Братья и сестры! К этому именно, к этой гармонии призваны все мы.

Однажды я зашел в один большой часовой магазин в Швейцарии, где на стенах висели, по крайней мере, сто различных часов. Первое что я заметил, было то, что все они били в один удар и указывали с точностью одно и тоже время. Я спросил часовщика, много ли ему нужно времени, чтобы направлять эти часы, что они все так точно шли. Да, — сказал он, — вначале мне нужно было потратить много времени, чтобы их урегулировать, а теперь мне нужно лишь следить, и когда я замечаю малейшую неточность, то сразу же поправляю ее. Выходя из магазина, я посмотрел на одни из этих многих часов, я поставил свои согласно им, зная, что они, как и все остальные в этом магазине, укажут правильное время.

Дорогие братья и сестры! Спросим себя сегодня: что указывает наша жизнь окружающим нас людям, не знающим Господа? Могут ли неверующие, которые приходят на наше собрание, выйдя от нас сказать, что действительно эти люди прославляют своего Спасителя единством и любовью между собою? Бьют ли наши часы в один такт или есть между нами разногласия, ссоры и распри? Дадим нашему Небесному Часовщику урегулировать наш духовный механизм, чтобы воистину жизнь и поведение наше соответствовали нашему свидетельству и прославляли Бога, дабы молитва Христова о нас исполнилась: «Да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:21). О, как приятно и радостно видеть стойкость и гармонию среди детей Божиих!

Далее мы видим, что единство верующих зависит, пожалуй, больше всего от смирения. Разномыслия и разногласия происходят от того, что один считает себя лучше другого, и этим пренебрегает брата, также омытого кровью Иисуса Христа. Но Слово Божие учит иначе: «ничего по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Если бы поступили мы так, то действительно Господь был бы прославлен. Дальше апостол Павел пишет: «Не о себе каждый заботься, но каждый и о других» (Фил.2:4), а Христос сказал «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). Мы не ожидаем от мира исполнения этой заповеди, но Бог ожидает этого от своих искупленных детей: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5). Апостол Павел приводит им самый высший образец, самый высший пример смирения, чтобы побудить Филиппийцев исправить замеченный им недостаток смирения. Он не порицает их строгими и суровыми словами, но с любовью приводит им, в виде контраста, живой пример смирения Иисуса Христа. Вот лучший пример, которому нам следует подражать. Пример сильнее слов! Христов пример разоблачает нашу гордость, которая является главной причиной отсутствия единства в наших средах. Я думаю, лучше всего прочитать это замечательное место из Слова Божьего, говорящее о смирении Иисуса Христа, выслушайте внимательно, возлюбленные: «Он, (т.е. Иисус Христос) будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:6-11).

О, возлюбленные! Ради нас, ради нашего спасения, Христос, Сын Божий, принял образ раба, сделавшись подобным человеку, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Неужели мы не можем смириться как перед Богом, так и перед человеком, дабы имя Господне не хулилось. Пусть Господь нам в этом поможет!

Но, дорогие, недостаточно говорить о единстве или даже сознавать, что мы в нем нуждаемся, но нам нужно прилагать старание к единству, да, нам нужно прилагать усилия к этому, но в тоже время мы знаем, что сами мы не в состоянии этого сделать. Благодарение Богу, что через Его силу, действующую в нас, Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем. «Итак, возлюбленные мои, — говорит апостол Павел Филиппийцам – как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по благоволению» (Фил.2:12,13). Сами мы не можем, одако мы можем Богу дать полную свободу к действию в нас ибо Он «производит в вас и хотение и действие по благоволению».

Один известный проповедник рассказывал, как он однажды зашел в ювелирную, чтобы забрать свои часы, которые он оставил для починки. У рабочего стола часовщика, которому он хотел засвидетельствовать о Христе, висела доска с целым рядом неисправных часов.

— Чего не достает в этих часах – спросил проповедник.

— Все неладно – ответил он – некоторые засоренные, других нужно смазать, у некоторых стрелки поломаны, одни спешат, а другие отстают. А некоторые до того поломаны, что их нужно совсем переделывать.

— Но почему их приносят к вам? – спросил наш друг – Почему они сами себя не починяют?

Часовщик посмотрел на своего клиента с удивлением, но все же ответил на кажущийся ему глупый вопрос.

— Мой друг! Они не могут сами себя починить! Для этого нужен специалист.

Да, так оно и есть. Часы может починить только опытный часовщик, специалист, мастер.

На сколько мы подобны часам? Бог сотворил человека совершенным, но грех загрязнил весь род человеческий, его весь механизм, и теперь вся жизнь его сплошной обман: некоторым нельзя доверяться, иные всегда лгут, другие настолько не в порядке, что вообще перестали двигаться – и вся беда внутри в механизме. Внешний вид может быть очень хороший, даже позолоченный, но это еще не говорит, что часы в порядке. Все мы нуждаемся в опытном Мастере, Который может привести наш механизм в порядок. Мы не в состоянии исправить самих себя, кА бы мы не старались. Чтобы это сделать требуется Специалист. Нас может починить только Один – а это Тот, Который на сотворил.

Друг мой! Если ты христианин, но поведение твое не всегда соответствует твоему названию, то дай Богу полную свободу произвести в тебе и хотение, и действие, по Его благоволению. А если ты еще не познал Иисуса Христа как своего личного Спасителя, то дай Ему, Который уме за тебя, и понес твой грех на Голгофский крест, сотворить в тебе новое сердце, новое желание, новую жизнь. Бог предлагает тебе новое сердце: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27). Да, мой друг, Господь вновь создаст разрушенное грехом, и ты прославишь своего Создателя и Спасителя. Пусть Господь Сам тебе поможет всецело отдаться Ему. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *