Двунадесятых праздников

Что такое двунадесятый праздник?

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет?

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам. Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

  1. Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января;
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  12. Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

Двунадесятые праздники

Двунадеся́тые пра́здники – двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать».
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из 12-ти праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 дек.), Рождество Христово (7 янв.), Богоявление, или Крещение Господне (19 янв.), Сретение Господне (15 фев.), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апр.), Преображение Господне (19 авг.) и Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскр., предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в чт.) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.

  • Проповеди на двунадесятые праздники митр. Николай (Ярушевич)
  • Двунадесятые праздники и Пасха в годовом круге
  • Календарь. Церковные праздники

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Перейти:

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми). По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники. Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 28.05.2020)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 07.06.2020)
  7. Преображение Господне (19 августа)

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (21 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Список всех двунадесятых праздников по порядку

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  2. Воздвижение (27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
  4. Рождество Христово (7 января)
  5. Крещение (19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (7 апреля)
  8. Вход Господень в Иерусалим (за 7 дней до Пасхи)
  9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи)
  10. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)
  11. Преображение (19 августа)
  12. Успение Пресвятой Богородицы (21 августа)

Каждый день в году является уникальным и содержит в прошлом события, которые отмечаются церковью в память о тех или иных святых и великомучеников. Однако двенадцать праздников Православная Церковь выделила особым списком, дав им общее название «Двунадесятые».

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

  • Предпразднество. Накануне празднования христиане вспоминают о событиях, которые легли в основу торжества, настраиваясь на особое духовное состояние.
  • Попразненство. После основного празднования следует его продолжение, оно выражается в попразднестве
  • Отдание. Прощаясь с двунадесятым праздником, в церкви отмечают отдание.

Икона Двунадесятые праздники

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Читайте о праздниках:

  • Чем православные праздники отличаются от светских
  • Что можно и что нельзя делать на праздник Пасхи
  • Православные молитвы на празднование дня рождения

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

  • Рождество;
  • Сретение Господне;
  • Крещение;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Пятидесятница;
  • Воздвижение Животворящего Креста.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

  • Рождество;
  • Благовещение;
  • Введение в храм;
  • Сретение;
  • Успение Пречистой Богородицы.

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

В чем смысл каждого двунадесятого праздника

Ниже приведен перечень и значение каждого праздника не по хронологии событий, а в соответствии с календарным годом, начиная с осени.

Рождество Пречистой Божьей Матери

Мир настолько погряз в грехах, что спасти его мог только Мессия, заплативший за человечество Своей жизнью. Уникальна история рождения Мессии, о котором в ветхом завете пророки несколько раз описывали Его появление на свет от непорочной Девы. Нею стала Мария, девочка, рожденная праведными родителями Иоакимом и Анной, и воспитанная в монастыре. Именно Деву Марию выбрал Господь, чтобы через Нее вошел в мир Спаситель, Иисус Христос.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Православные христиане 21 сентября отмечают Рождество Пречистой Богородицы.

В канонической Библии мы не найдем сведений о рождении Марии, эти сведения описаны в «Евангелии Иакова», увидевшем свет во втором веке от рождества Христова. Анна, мать будущей Богородицы, до старости была бесплодной, что в Израиле считалось позором. Из-за отсутствия детей священник Иоаким был отстранен от служения.

Пара по отдельности переживала позор, но им обоим в одно и то же время явился ангел и возвестил о скором рождении дочери. Нею и стала Мария. Накануне Рождества Божьей Матери в храмах читается паремия и лития во время всенощной.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

27 сентября в храмах проходят богослужения, во время них вспоминаются события, связанные с обретением Креста, на котором был распят Иисус. Крест — некогда был орудием убийства и позора, ныне это символ искупительной жертвы. Первое празднование возникло в четвертом столетии, когда во время строительства Воскресенского храма на горе Голгофе, были найдены три креста.

На святом месте во время правления императора Адриана, ненавидящего христиан, во втором веке было полностью уничтожено все, связанное с воспоминанием об Иисусе. На месте гроба Господнего возник храм Венере.

Через 2 столетия император Константин снес все капища. Он приказал расчистить гору, во время раскопок, которыми руководила императрица Елена, и были найдены три древа.

Икона Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

По преданию, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус, на каждое древо положили покойника, на одном из трех тот воскрес. В великой силе Животворящего креста значение этого празднования, во время которого христиане соблюдают пост.

Введение в Храм Пречистой Богородицы

Праведные Иоаким и Анна в благодарность Богу за снятие с них печати позора решили посвятить дочь Господу, отдав ее в возрасте трех лет в монастырь.

Священник принял девочку, пророчествуя о ее предназначении спасти мир, и ввел вопреки всем церковным канонам в Святая Святых, куда вход был разрешен только священнику один раз в год. Это событие отмечается 4 декабря.

Рождество Христово

7 января или 25 декабря по старому стилю весь христианский мир провозглашает: «Христос родился». Об это более 2000 лет назад пели ангелы и воссиявшая Вифлеемская звезда. Рождественскому празднованию предшествуют 40 дней поста. Не в чистом царском доме, а в хлеву на соломе родился Спаситель, чтобы пройти человеческий путь от рождения до возмужания, отдать Свою жизнь за спасение людей.

Икона Рождество Христово

«Христос рождается! Славим Его!»

Неделю спустя празднуется Обрезание Господнее, в этот день в России отмечают Старый Новый Год.

Богоявление или Крещение Господне

30 лет Иисус не являл себя, укрепляясь духом.

19 января при крещении Иоанном Крестителем грешников в водах реки Иордан перед ним явился Учитель, Иисус, который, будучи безгрешным, пришел показать людям пример послушания.

В это время на Него слетел голубь, Дух Святой и послышался голос Бога, сообщившего людям о том, что перед ними Сын Божий. Так Иисус впервые был явлен перед людьми, как Бог.

Сретение

Согласно еврейскому обычаю на сороковой день после рождения родители приносили мальчиков в храм для представления перед Всевышним. Родители брали с собой мирную жертву благодарения за новую жизнь в зависимости от своего благосостояния. Кто вел с собой овцу, кто корову, а Мария и Иосиф принесли двух горлиц, что свидетельствовало об их доходах.

Старцу Симеону, верившему в приход Мессии, было сказано пророчество, что он не умрет, пока не увидит будущего Спасителя мира. Увидев Марию и Иосифа, старец поспешил к ним, взял Младенца и возблагодарил Бога за Сретение или встречу с Миссией.

Икона Сретение Господне

15 февраля — праздник Сретения или встречи с Богом. В народе говорят, что в этот день зима с весной встречается.

Благовещение

7 апреля в день Благовещения православный мир как бы замирает. По преданию в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет», то есть, запрещено что-либо делать.

Благовещение после Пасхи является самым большим праздником.

В этот день милостивый Творец, возлюбивший мир, решил послать на землю Своего Единородного Сына. Эту весть принес праведной Деве Марии архангел Гавриил, сообщив девушке, что она, не знавшая мужа, родит от Духа Святого.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Мария, знавшая еврейские строгие законы, не испугалась, а со смирением приняла весть, полностью доверившись Богу.

Преображение Господне

19 августа многие православные несут в храмы святить яблоки, празднуя яблочный Спас, и мало кто знает, что это день Преображения Иисуса Христа перед учениями в облик Бога или второе Богоявление.

Иисус, взяв с Собой трех учеников, удалился в гору для молитвы. Внезапно Учитель престал перед апостолами в сияющих одеждах. По сторонам Его стояли пророки Моисей и Илия, и снова Божий голос сказал, что перед учениками стоит Сын Божий.

Икона Преображение Господне

Позже двое из учеников забудут об этом явлении, оставив Спасителя на горе Голгофа, умирать на кресте.

Как часто Господь открывается и нам, но в минуты отчаяния многие забывают, что Спаситель Жив и всегда рядом.

Успение Божьей Матери

28 августа, после окончания Успенского пост, православный мир вспоминает о чудесах, связанных с Успением Богородицы.

В Новом Завете нет жизнеописания Божьей Матери после Вознесения Христа, сведения о жизни и последних днях Пречистой оставили апостолы, которые всегда находили поддержку и утешение в Ее объятиях.

За 3 дня до смерти перед Марией явился архангел Гавриил и сообщил, что пришел Ее час возвратиться на небо. По воле Божьей Матери проститься с Ней, чудным образом, были собраны все апостолы, кроме Фомы.

Успение Пресвятой Богородицы

Ученики Христа похоронили Богородицу, так же как Иисуса в скале, привалив вход камнем. Фома появился на третий день после Успения, и очень просил апостолов позволить ему проститься с Божьей Матерью.

Когда камень отодвинули, гроб был пуст. Христос забрал свою земную Мать на Небеса.

Вербное воскресение

Накануне празднования Пасхи, которую евреи отмечали в честь выхода из Египта, Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди устилали дорогу перед Ним своими одеждами и пальмовыми ветками, ликуя и крича: «Осанна!».

В России редко встретишь пальму, поэтому люди идут в храмы с веточками вербы, отсюда и второе название этого праздника — Вербное воскресение. Через 4 дня эти же люди будут кричать Пилату: «Распни!», а через неделю станут свидетелями Воскрешения Иисуса Христа.

Вознесение Господне

Сорок дней воскресший Иисус пребывал с учениками, наставляя и уча их, укрепляя веру в Небесное Царство и вечную жизнь.

Икона Вознесение Господне

В один день Спаситель вошел в облако и поднялся на Небо, пообещав прислать вместо Себя Утешителя, чтобы вовек пребывать с верующими в него людьми. (Мат. 28:20)

Троица или Пятидесятница

Ученики, видевшие вознесение Христа, ожидали обещанного Утешителя в Иерусалиме в течение 10 дней. Во время большого еврейского праздника многие евреи стали свидетелями сошествия на головы учеников огненных языков, которые никого не обжигали.

Дух святой сошел на землю вместо Спасителя, навеки явив перед верующими единство Святой Троицы. 50 день после Пасхи — день празднования Троицы.

Двунадесятые праздники для христиан являются дорогой к духовному совершенству и откровениям Господним.

Двунадесятые праздники

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *