Две лепты вдовы

Содержание

Притчи Соломона

1944 просмотров

О Соломоне — царе иудейском и его кольце с мудрой надписью мы говорили совсем недавно . Сегодня будут другие не менее мудрые Соломоновы притчи. До нас дошло много его притч, самая известная о двух женщинах-матерях, претендующих на одного ребёнка. Помните? Напомню, кто забыл.

Суд Соломона (притча о том, как царь разрешил спор двух спорящих женщин-матерей)

Суть притчи в следующем. Один из двух младенцев умирает и обе женщины-матери стали претендовать на живого дитя. Установить материнство не представлялось возможным.

И лишь Соломон вынес мудрое решение: рассечь мечом младенца на две половины, чтоб каждой женщине досталась доля. Настоящая мать взмолилась не делать этого, отдать её сына другой, пусть и не матери. На что и рассчитывал судья. Он вынес верное решение: отдать дитя настоящей матери — той женщине, которая проявила милосердие и жалость.

Однако, если выжать из всего объёма суть, то получится концентрированная мудрость, напоминающая 10 библейских заповедей. Вот они изложенные кратко.

Каждое утро царь Соломон спускался с вершины горы, где встречал восход Солнца. Его и в этот раз, как всегда, ждали люди, жаждущие познать истину. Они начали наперебой задавать вопросы царю о смысле жизни, счастье и горе, гармонии и совершенстве. Ответы царя были краткими и несли в себе основную суть жизни каждого.

Скажи нам, кто есть мы?

— Вы — мира свет. Свет звёзд — это вы. Храм истины — это тоже вы. Задумайтесь и спросите сердце, что такое любовь? Тот, кто познал любовь — тот познал язык Бога.

В чём смысл жизни? Зачем мы явились сюда и зачем живём?

— Жизнь – это танец любви. А ваше предназначение – расцвести. Быть – это великий дар миру. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь – это только настоящее. А смысл настоящего – быть в этом настоящем.

Почему мы так много вокруг несчастливых людей?

— Что посеешь — то и соберёшь. Несчастья – это ваш выбор. Бедность – творение человеческое. Обвиняя, вы теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не познал себя. А не нашедшие внутри себя Царство Божие – бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. И не будет богатство вашим проклятием.

Как нам преодолеть невзгоды?

— Не судите себя, ибо вы божественны. Не разделяйте, не сравнивайте и не завидуйте. Благодарите за всё. Радуйтесь, ибо это и есть смысл жизни. Радость творит чудеса. Любите себя, ибо того, кто сам себя любит, будут любить все. Пробудитесь. Слушайте голос Бога, ибо счастливы те, кто выполняет своё предназначение. Ищите гармонии, как реки ищут своё русло. Счастлив будет тот, кто готов принять это счастье. Осознайте себя, любите жизнь и созидайте. Тогда будет вам счастье.

В чём секрет изобилия?

— Жизнь — и есть изобилие. Это высшая драгоценность для Него. В вашем сердце богатство неизмеримо. Вокруг вас неистощимое богатство. Богатства в мире столько,чтобы каждого сделать богатым. Не бойтесь-чем больше дадите, тем больше получите. Вы только откройтесь изобилию,оно у порога. Блаженны те, кто найдёт сокровища в себе.

Как жить на этом свете?

— Живите каждым мгновением. Помните, что внутри, то и снаружи. Если кругом мрак мира,то это мрак вашего сердца. Восход Солнца — это счастье. Просветление — это сияние тысячи Солнц. Счастлива ищущие света.

Как нам обрести гармонию?

— Живите достойно и просто.Не завидуйте, не желайте никому зла. Сомнения ваши должны приносить очищение, а не бессилие. Творите ради души, а не ради признания. К ближнему относитесь, как к себе самому. Забудьте прошлое,его уже нет. Несите миру новое. Несите миру любовь. Ибо где любовь — там Бог.

Как стать совершенным в жизни?

— Несчастные — это рабы, ибо счастье любит свободу. Открываясь миру, мир открывается вам. Откажитесь от противостояния и станете владыкой мира.

И самое интересное. Посмотрев на всех, Соломон добавил:»Но многое еще вам откроет Безмолвие… Только будьте собой!»

Глубоко и мудро! Как видите, где-то притчи перекликаются с библейскими заповедями.

Сколько сегодня стоит лепта вдовы?

50 заметок о Святой Земле
6: Сколько сегодня стоит лепта вдовы?
Помните Евангельский рассказ: Сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 41-44)
Знаете, сколько сегодня стоит подлинная монетка лепта времен Христа? Такая лепта, которую положила женщина в копилку Иерусалимского Храма?
Мне это было чрезвычайно интересно и самому.
И вот, гуляя по Иерусалиму, я нашел ответ на этот вопрос. Но, по порядку…

На Святой Земле масса магазинчиков с самыми разнообразными товарами. Бойся посмотреть в их сторону, не то к тебе кинутся продавцы и попытаются затащить в свою лавку. Впрочем, даже если не смотреть в их сторону, все равно попытаются.

Есть и антикварные лавки. Там представлены различные вещицы, найденные в археологических раскопках. Сами понимаете, находок в этих местах просто море. Предполагаю, что какие-то являются подделками, однако сертификаты подлинности, подтвержденные археологическими организациями, да даже сама цена убеждают, как кажется, в их подлинности. При многих магазинчиках в определенные часы принимают сертифицированные эксперты и дают консультацию по вопросам подлинности приглянувшегося вам предмета. Думается, что интересующиеся подобными товарами – также люди не с улицы, поэтому могут по каким-то признакам определить, подлинная вещица или нет. Какой резон рисковать магазину репутацией, если это серьезное заведение?
В одном месте я приценивался к глиняной простенькой лампадке 2-го века. Это простая плошка, но с сертификатами и сопроводительными документами. Ее цена была 700 долларов. Я пытался сбить цену и торговался. Но продавец скинул до 550 долларов – и не меньше. Объясняет: «Какой мне смысл продавать дешевле, если я сам за 350 купил у копателей?»
Так что по вопросу подлинности у меня четкого ответа нет.

Увидев нумизматическую лавку, я поспешил зайти. Здесь представлены почти все монеты времен Христа. Ищу и нахожу лепту. Беру в руку эту крошечную монетку, времен Спасителя, осматриваю. По всем признакам – самая настоящая.
– Сколько стоит?
– Двести сорок долларов.
Спрашиваю, можно ли сфотографировать, чтобы показать ее размер в сравнении с другими, знакомыми нам монетами? Продавец кивает.

Ищу в кармане русскую мелочь, но карманы пусты. Бросаюсь на улицу и высматриваю русского туриста. Через несколько секунд вижу пару женщин, разговаривающих по-русски. Подхожу к ним: «Простите, вы не можете дать мне пару русских металлических монет?»
Смотрят на меня, как на идиота. Странный попрошайка. Просил бы доллар, а то русские монеты, на которые ничего не купишь…
Объясняю: «Мне на минуту».
Они колеблются. Убежать от такого странного попрошайки? С другой стороны, пара русских монет – не такой уж страшный удар по кошельку. Дают. Напоминают: «На минуту».
Улыбаюсь, чтобы разрядить обстановку.
Итак. Перед вами – лепта, самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее.
Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.
Монетка крошечная, меньше нашей копейки. Впрочем, по фотографии и так видно.

Эту фотографию я сделал во Францисканском археологическом музее Иерусалима. Перед нами – форма для отливки лепты с монетками. 1-й век нашей эры, то есть время Христа.

Рядом в этом музее – витрина с другими монетами. Все они интересны, но говорить об этом мы не будем. Обратите внимание на уникальный прямоугольный слиток – мину…

Если вам это слово ни о чем не говорит, напомню фрагмент из 19-й главы Евангелия от Луки:
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Мой комментарий к этой притче

В магазине Русской Духовной миссии (у порога Судных врат) есть вот такие эксклюзивные украшения, сделанные из настоящих древних вещиц. Представляете, сережки с монетками лепта.
Мой видеокомментарий к истории про лепту вдовы
Кстати, еще про нынешнюю стоимость древних монет. Серебряная монета динарий времен Христа стоит 700 долларов.

— Здесь занимают очередь на жертвоприношение?

— Здесь, здесь! За мной будете. Я 852.

— А что, так много народу?

— А Вы думали, что Вы одна такая умная? Вон, все, кто впереди, туда же.

— Ой, мамочки… Это когда же очередь дойдет?

— Не беспокойтесь, тут быстро. Вы во имя чего жертву приносите?

— Я — во имя любви. А вы?

— А я — во имя детей. Дети — это мое все!

— А вы что в качестве жертвы принесли?

— Свою личную жизнь. Лишь бы дети были здоровы и счастливы. Все, все отдаю им. Замуж звал хороший человек — не пошла. Как я им отчима в дом приведу? Работу любимую бросила, потому что ездить далеко. Устроилась нянечкой в детский сад, чтобы на виду, под присмотром, ухоженные, накормленные. Все, все детям! Себе — ничего.

— Ой, я вас так понимаю. А я хочу пожертвовать отношениями… Понимаете, у меня с мужем давно уже ничего не осталось… У него уже другая женщина. У меня вроде тоже мужчина появился, но… Вот если бы муж первый ушел! Но он к ней не уходит! Плачет… Говорит, что привык ко мне… А мне его жалко! Плачет же! Так и живем… А Вы?

— Я тоже плачу. Мучаюсь вот давно уже. С ума сойду скоро.

— Да, жизнь такая жестокая штука. Всегда приходится чем-то поступаться – приносить что-то в жертву.

Распахивается дверь, раздается голос: «Кто под № 852, заходите!».

— Ой, я пошла. Я так волнуюсь!!! А вдруг жертву не примут? Не забудьте, Вы следующая.

№ 853 сжимается в комочек и ждет вызова. Время тянется медленно, но вот из кабинета выходит № 852. Она в растерянности.

— Что? Ну что? Что вам сказали? Приняли жертву?

— Нет… Тут, оказывается, испытательный срок. Отправили еще подумать.

— А как? А почему? Почему не сразу?

— Ох, милочка, они меня спрашивают: «А вы хорошо подумали? Это же навсегда!». А я им: «Ничего! Дети повзрослеют, оценят, чем мама для них пожертвовала». А они мне: «Присядьте и смотрите на экран». А там такое кино странное! Про меня. Как будто дети уже выросли. Дочка замуж вышла за тридевять земель, а сын звонит раз в месяц, как из-под палки, невестка сквозь зубы разговаривает… Я ему: «Ты что ж, сынок, так со мной, за что?». А он мне: «Не лезь, мама, в нашу жизнь, ради бога. Тебе что, заняться нечем?». А чем мне заняться, я ж, кроме детей, ничем и не занималась? Это что ж, не оценили детки мою жертву? Напрасно, что ли, я старалась?

Из двери кабинета доносится: «Следующий! № 853!».

— Ой, теперь я… Господи, вы меня совсем из колеи выбили… Это что ж??? Ай, ладно!

— Проходите, присаживайтесь. Что принесли в жертву?

— Отношения…

— Понятно… Ну, показывайте.

— Вот… Смотрите, они, в общем, небольшие, но очень симпатичные. И свеженькие, неразношенные, мы всего полгода назад познакомились.

— Ради чего вы ими жертвуете?

— Ради сохранения семьи…

— Чьей, вашей? А что, есть необходимость сохранять?

— Ну да! У мужа любовница, давно уже, он к ней бегает, врет все время, прямо сил никаких нет.

— А вы что?

— Ну что я? Меня кто спрашивает? Появился в моей жизни другой человек, вроде как отношения у нас.

— Так вы эти новые отношения — в жертву?

— Да… Чтобы семью сохранить.

— Чью? Вы ж сами говорите, у мужа — другая женщина. У вас — другой мужчина. Где ж тут семья?

— Ну и что? По паспорту-то мы — все еще женаты! Значит, семья.

— То есть вас все устраивает?

— Нет! Нет! Ну как это может устраивать? Я все время плачу, переживаю!

— Но променять на новые отношения ни за что не согласитесь, да?

— Ну, не такие уж они глубокие, так, времяпровождение… В общем, мне не жалко!

— Ну, если вам не жалко, тогда нам — тем более. Давайте вашу жертву.

— А мне говорили, у вас тут кино показывают. Про будущее! Почему мне не показываете?

— Кино тут разное бывает. Кому про будущее, кому про прошлое… Мы вам про настоящее покажем. Хотите?

— Конечно хочу. А то как-то у вас тут быстро всё это. Я подготовиться морально не успела.

— Включаем, смотрите.

— Ой, ой! Это же я! Боже мой, я что, вот так выгляжу? Да вранье! Я за собой ухаживаю.

— Ну, у нас тут не соцреализм, это ваша душа таким образом на внешности проецируется.

— Что, вот так? Плечи вниз, губы в линию, глаза тусклые, волосы повисшие…

— Так всегда выглядят люди, если душа плачет…

— А это что за мальчик? Почему мне его так жалко? Славненький какой… Смотрите, как он к моему животу прижимается!

— Не узнали, да? Это ваш муж. В проекции души.

— Муж? Что за ерунда! Он взрослый человек!

— А в душе — ребенок. И прижимается, как к мамочке…

— Да он и в жизни так! Всегда ко мне прислушивается. Прислоняется. Тянется!

— Значит, не вы к нему, а он к вам?

— Ну, я с детства усвоила — женщина должна быть сильнее, мудрее, решительнее. Она должна и семьей руководить, и мужа направлять!

— Ну так оно и есть. Сильная, мудрая решительная мамочка руководит своим мальчиком-мужем. И поругает, и пожалеет, и приголубит, и простит. А что вы хотели?

— Очень интересно! Но ведь я ему не мамочка, я ему жена! А там, на экране… Он такой виноватый, и к лахудре своей вот-вот опять побежит, а я его все равно люблю!

— Конечно, разумеется, так оно и случается: мальчик поиграет в песочнице, и вернется домой. К родной мамуле. Поплачет в фартук, повинится… Ладно, конец фильма. Давайте завершать нашу встречу. Будете любовь в жертву приносить? Не передумали?

— А будущее? Почему вы мне будущее не показали?

— А у вас его нет. При таком настоящем — сбежит ваш выросший «малыш», не к другой женщине, так в болезнь. Или вовсе — в никуда. В общем, найдет способ вырваться из-под маминой юбки. Ему ж тоже расти охота…

— Но что же мне делать? Ради чего я тогда себя буду в жертву приносить?

— А вам виднее. Может, вам быть мамочкой безумно нравится! Больше, чем женой.

— Нет! Мне нравится быть любимой женщиной!

— Ну, мамочки тоже бывают любимыми женщинами, даже часто. Так что? Готовы принести себя в жертву? Ради сохранения того, что имеете, и чтобы муж так и оставался мальчиком?

— Нет… Не готова. Мне надо подумать.

— Конечно, конечно. Мы всегда даем время на раздумья.

— А советы вы даете?

— Охотно и с удовольствием.

— Скажите, а что нужно сделать, чтобы мой муж… ну, вырос, что ли?

— Наверное, перестать быть мамочкой. Повернуться лицом к себе и научиться быть Женщиной. Обольстительной, волнующей, загадочной, желанной. Такой цветы дарить хочется и серенады петь, а не плакать у нее на теплой мягкой груди.

— Да? Вы думаете, поможет?

— Обычно помогает. Ну, это в том случае, если вы все-таки выберете быть Женщиной. Но если что — вы приходите! Отношения у вас замечательные просто, мы их с удовольствием возьмем. Знаете, сколько людей в мире о таких отношениях мечтают? Так что, если надумаете пожертвовать в пользу нуждающихся — милости просим!

— Я подумаю…

№ 853 растерянно выходит из кабинета, судорожно прижимая к груди отношения. № 854, обмирая от волнения, заходит в кабинет.

— Готова пожертвовать своими интересами ради того, чтобы только мамочка не огорчалась.

Дверь закрывается. Дальше ничего не слышно. По коридору прохаживаются люди, прижимая к груди желания, способности, карьеры, таланты, возможности, любовь — все то, что они готовы самоотверженно принести в жертву…

Ирина Семина

Великолепные притчи-истории о Жертвенности, Понимании и Любви. Заметки астропсихолога.

Великолепные притчи-истории

о Жертвенности,

Понимании и Любви.

Заметки астропсихолога.

Дорогие друзья!

Хочу предложить вашему вниманию вот эти истории -притчи, которые помогут стать немного мудрее.

Приятного вам прочтения, комфортного восприятия!

Великолепная притча о понимании, любви и женской мудрости.

Муж и жена. И занимались они тем, что выращивали яблоки в своем саду, а по осени продавали их.

Случилось так в один год, что урожай крестьянин не собрал, не успел, потому как заболел. Большое количество яблок сгнило.

Крестьянин собрал все гнилые яблоки в телегу и поехал на рынок продавать что есть.

Подивился купец и говорит:
— Что же ты, дурень, делаешь? Везешь на рынок гнилые яблоки, у тебя же их никто не купит!
— Да знаю, купец, – отвечает крестьянин.

— Еще как бывает! Золотая у меня жена!

Если твоя жена действительно такая, как ты говоришь, то ты выиграл – я тебе отдам вот этот кошель с золотом, не на одну зиму хватит.

Ты вернулся, и то хорошо. Да еще и гость с тобой. То-то радость! Проходите, устали поди с дороги и проголодались?

И вот она быстренько несет кувшин с водой, чтоб умыться, полотенце подает, за стол садит.

И вот сидят они за столом, жена крестьянина за ними ухаживает, вся светится от радости, а купец время от времени все разговор переводит на не проданный урожай, да как они зиму жить будут.

— Все устроится как-нибудь, проживем! Сейчас главное, чтобы мужу и гостю хорошо было.

В конце концов, купец понял, что проиграл спор.

— Да, мужик, многое я повидал на этом свете, но таких золотых жен, как у тебя не видел.

Вот твои деньги и живите счастливо!

Взято из просторов интернета.

«Султан хотел, чтобы она всегда была рядом»

«Лента.ру» продолжает цикл материалов о роскошной жизни правителей разных стран и эпох, а также членов их семей. В предыдущей статье мы рассказывали об экс-президенте Габона Омаре Бонго Ондимбе, находившемся у власти 42 года. Он тратил деньги из бюджета страны на несколько десятков своих детей, а также на жен и любовниц. Во Франции он скупал роскошные дома и квартиры: один только особняк рядом с Елисейскими Полями обошелся ему в 18 миллионов евро. На этот раз речь пойдет о супруге султана Ахмеда I — Кёсем. Из простой рабыни она превратилась в одну из самых могущественных и влиятельных женщин Османской империи. Ее жизнь была полна тайн, заговоров, политических и внутрисемейных интриг.

«Голос девушки должен был звучать тише журчащих струек»

«Это красивая женщина с пронзительным взглядом. У нее множество талантов: она превосходно поет, ее по-прежнему очень сильно любит султан. Нельзя сказать, чтобы все ее уважали, но все к ней прислушиваются. Она фаворитка правителя, и он хочет, чтобы она постоянно была рядом с ним», — так в 1612 году венецианский посол Симон Контарини описывал Кесем-султан, супругу Ахмеда I.

Османская империя на протяжении веков была самым богатым государством мира. Со всех территорий, завоеванных султанами, сюда стекались сокровища и трофеи. Главным хранилищем богатств были дворцы султана. Основной его резиденцией стал Топкапы, расположенный на мысе между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем и отличавшийся шикарными интерьерами и великолепным убранством.

Эта постройка — одна из самых старинных в Стамбуле — мало похожа на европейские дворцы. Стены Топкапы отделаны мрамором и знаменитой османской плиткой с орнаментами и узорами. Такой материал выбран не только для красоты, но и для удобства: он создает прохладу, столь необходимую в жаркую погоду. Изразцы, мебель и ткани в то время любили украшать цветочными мотивами. Над всеми дверьми были сделаны позолоченные надписи арабской вязью, потолки покрыты красивой росписью.

В интерьерах покоев много арок, сводов, мозаичных панно, фресок с изображением пейзажей. В каждом помещении был установлен камин и шкафы, инкрустированные перламутром и слоновой костью.

Территория дворца превышала 700 тысяч квадратных метров (это в два раза больше площади Ватикана — прим. «Ленты.ру»). Это был настоящий город в городе: здесь были гарем, зал собраний дивана, кухня, апартаменты султана, свои мечети, бани, зоопарк и оружейные палаты, бассейн, лечебница, кладовые, прачечная, гардеробная, а также многочисленные павильоны, которые использовали для отдыха, чтения, тайных встреч. Во дворце работали более 50 тысяч человек.

Во внутренних двориках Топкапы много фонтанов. Они не только дарили прохладу в жаркие дни, но и мешали подслушивать, о чем говорят люди в соседних комнатах, а также помогали наложницам готовиться к свиданию с падишахом — считалось, что голос девушки должен был звучать тише журчащих струек.

По золотому пути

В таком дворце и оказалась гречанка по имени Анастасия — дочь православного священника с острова Тинос. В гарем к султану Ахмеду она попала в возрасте 15 лет. После обращения в ислам ее назвали Махпекер, что означает Луноликая. Позже падишах дал ей имя Кесем, отметив лидерские качества возлюбленной — «овца, ведущая свое стадо», или же «любимая, желанная».

Первое, с чем столкнулась Кесем во дворце, — жесткая иерархия и строгие правила гарема, под которые ей, отличавшейся свободолюбивым нравом, пришлось подстраиваться. Вначале утренняя молитва, потом хаммам, после этого завтрак и учеба. Наложниц учили читать и писать, шить и танцевать, следовать правилам этикета. Помимо этого они изучали религию.

Наложницами Султана Ахмеда становились девушки со всего света. В гареме могли одновременно находиться до 1,2 тысячи женщин. Заправляла всем мать султана — валиде-султан. Она считалась вторым человеком в государстве, была не только влиятельной, но и очень богатой — получала доход с султанских земель, расположенных в разных частях империи, а также роскошные подарки от представителей иностранных государств.

Именно мать султана решала, какая из наложниц пройдет по так называемому золотому пути — в спальню ее сына-падишаха. Девушки, живущие в гареме, были обеспечены всем необходимым и с первого дня пребывания во дворце получали деньги. Но многие, как и Кесем, мечтали купаться в еще большей роскоши

После того как Кесем впервые оказалась в спальне султана Ахмеда, она переехала на этаж фавориток. Забеременев, она получила просторные и роскошные отдельные покои, прислугу и другие блага. Принадлежавшие ей комнаты возлюбленная падишаха обставила изящной и дорогой мебелью, наполнила предметами роскоши. В покоях Кесем был большой балкон с живописным видом.

Родив султану Ахмеду много сыновей и дочерей, возлюбленная обрела новый статус, к которому стремятся все наложницы гарема, — хасеки (женщина, получившая свободу и ставшая законной супругой султана). Помимо этого, она стала получать баснословные деньги — в день по тысяче аспер (мелкая турецкая серебряная монета того времени — прим. «Ленты.ру»).

Золотые колыбели и распашонки

В то время в Османской империи женщины носили роскошные платья, больше напоминавшие халат. Они не были приталенными, в них не было декольте, шнуровок и вырезов. Свой статус они обычно демонстрировали с помощью одежды и украшений.

Не стала исключением и Кесем: ее гардеробная ломилась от нарядов. После рождения первого ребенка Кесем, следуя правилам гарема, стала носить яркую одежду из еще более ценных материалов. Цветная ткань стоила дорого, позволить себе такие наряды могли только обеспеченные люди. В семье султана шили одежду из парчи, украшенной золотыми и серебряными нитями, использовали тафту, бархат, кашемир или хлопок высочайшего качества.

Ткани для возлюбленной султана и членов его семьи заказывали из Индии, Китая, Флоренции и Венеции. Шить одежду для падишаха и его родных доверяли только лучшим портным Османской империи.

Султан Ахмед часто преподносил возлюбленной дорогие подарки. Одними из самых ценных были украшения в форме тюльпана — символа дома Османов. Этим презентом он демонстрировал Кесем, что она действительно стала представительницей правящей династии, частью семьи.

Ахмед был окружен роскошью. Перстни и оружие, которые он носил, даже его трон были инкрустированы бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами. Султана окружали гребни, сабли, мечи и щиты, кальяны и чаши из золота, поражавшие изяществом и богатым декором. Из золота была сделана и колыбель, в которой спали новорожденные дети монарха. Сыновьям султана дарили рубашку-талисман с написанными на ней золотыми нитками молитвами и сурами из Корана.

К слову, детская одежда в то время не разделялась на ту, что носили девочки и мальчики, обычно она была красного, синего, зеленого или янтарного цветов. У падишаха и его детей должно было быть по тридцать разных нарядов на месяц — по одному на каждый день, а также по десять пар обуви.

Переворот, еще переворот

Кесем рано осталась вдовой: Ахмед I скоропостижно скончался от тифа в возрасте 27 лет. К власти пришел его младший брат Мустафа I, страдавший от психического заболевания. То, что Ахмед, в отличие от предыдущих правителей, пощадил своего брата (раньше новый правитель, взойдя на трон, отдавал приказ убить своих братьев, чтобы они не могли претендовать на трон), — заслуга Кесем. Опасаясь за жизнь сыновей, она в свое время убедила падишаха помиловать Мустафу.

После смерти Ахмеда Кесем со всем гаремом отправилась в Старый дворец. Там были хорошие апартаменты и красивый сад с фруктовыми деревьями и фонтанами, женщины по-прежнему жили на полном обеспечении нового наследника. Однако после жизни в Топкапы, наполненной интригами, приемами и торжествами, здесь все казалось заурядным и скучным. Помимо этого, Кесем теряла возможность влиять на политическую жизнь страны. Однако, успев обзавестись большим числом сторонников, в 1623 году она сумела устроить переворот.

К власти тогда пришел их с Ахмедом сын Мурад, которому исполнилось всего 11 лет. Самостоятельно править он не мог, поэтому Кесем стала не только валиде-султан, но и регентшей сына — первой правительницей Османской империи

У власти она находилась девять лет. После смерти Мурада в возрасте 28 лет на престол взошел еще один сын Кесем — Ибрагим I — и ее правление продолжилось. Постепенно отношения между матерью и сыном ухудшились, к тому же у Ибрагима начались проблемы с психикой. В результате вспыхнуло восстание, падишаха свергли янычары, и через несколько дней он был убит.

Считается, что Кесем не возражала против убийства сына, считая его правление опасным — в первую очередь для себя. Новым правителем стал малолетний сын Ибрагима Мехмед IV. Учитывая, что его матерью была 20-летняя неопытная девушка по имени Турхан, регентшей при молодом правителе стала бабушка Кесем. Но отстраненная Турхан не сидела сложа руки. За три года она смогла заручиться большой поддержкой при дворе и начать серьезную политическую борьбу со свекровью.

Кесем решила сместить Мехмеда, чтобы избавиться от его матери, а на место султана посадить другого внука — Сулеймана, на мать которого она имела огромное влияние. Одна из шпионок Турхан рассказала о планах Кесем убить внука, и мать решила действовать на опережение. В результате 20 воинов, верных Турхан, ворвались в покои Кесем и задушили ее.

Похоронили бывшую правительницу Османской империи рядом с Ахмедом. Несмотря на большие амбиции и жажду власти, она много помогала простым людям и прослыла щедрой правительницей. Благодаря ей в Стамбуле появилось много мест, где беднякам бесплатно раздавали еду.

Кесем посещала тюрьмы и оплачивала долги заключенных, помогала сиротам из бедных семей, отправляла их учиться или удачно выдавала замуж, давали деньги на строительство школ и мечетей. Тем, кто верно служил ей три года, она давала свободу. Когда подданные Османской империи узнали о смерти Кесем, многие не могли сдержать слез. Народный траур по ней продолжался трое суток.

Две лепты вдовы

Лк 20:45b –21:4 (зач. 103):

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы).

Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

А ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении; бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась без денег вообще.

Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.

Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна. И коль скоро этот фрагмент Нового Завета читают в Церкви уже двадцать веков, то всем христианам – монахам и иерархам, клирикам и мирянам – должно быть ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Однако на деле не так: по-прежнему мы видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.

Впрочем, это неудивительно: было бы наивно думать, что Христос обличал исключительно своих современников. То, о чем Спаситель говорит в Евангелии – это универсальное свойство падшей человеческой природы, не зависящее от времени, места, национальности и даже религиозной принадлежности человека, одержимого страстями.

Жертву вдовы можно понимать и метафорически – и это несколько труднее. Не для разума, конечно – здесь нет ничего сложного – а для нашего сердца. У разных людей разные дары, разные таланты – и различны они не только качественно, но и количественно. Попросту говоря, есть люди талантливые, способные – и люди «обычные», «посредственные», «серые». И если человек, наделенный Творцом теми или иными способностями, захочет послужить Богу – его дар может быть велик и ярок. Один напишет икону, другой построит храм, третий организует миссию в епархии…

Люди же обычные гораздо менее заметны, их помощь Церкви воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не достойное особой благодарности: баба Маша каждое воскресенье бросает в церковную кружку 50 рублей; баба Глаша после каждой службы моет пол в храме; мама пятерых детей Наташа покупает цветы и украшает иконы…

Но и это – больше о внешнем, чем о внутреннем.

Если же осмелиться вести речь о более высоких материях, то богатые среди нас – те, кто наделен от Бога духовными дарами. Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом.

Человек с детства рос в неблагополучной семье – и не может отвыкнуть от матерной брани; рано начались беспорядочные половые связи – и очень трудно отказаться от этой опустошительной, как сам человек понимает, страсти; кто-то вспыхивает как порох по поводу и без повода и может наговорить такого, что потом сам сгорает от стыда; а кто-то сознаёт окаменение своего сердца и не знает, как сокрушить эту греховную скорлупу.

И вот для последних любой – даже самый малый – шаг к свету, к чистоте – это результат огромного труда, огромной работы над собой, это их посильный (а часто – сверх силы) дар Богу. Но, конечно, в глазах праведников всё это малозначительно и не заслуживает ни похвалы, ни подражания. А ведь должно быть не так.

И хотелось бы, чтобы мы, если удостоил нас Господь быть «праведниками», стали опорой для наших немощных братьев и сестер, чтобы у нас нашлось для них слово утешения и ободрения. А если мы сознаем свою бедность и скудость – то постараемся не унывать и не отчаиваться, но возложить упование на Бога и принести Ему в дар две лепты – наши душевные и телесные силы. А Господь, приняв этот дар, вернет его нам приумноженным.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *