Духовная ценность

Нравственные ценности человека – основа личностной целостности.

Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом:

звёздное небо над головой и нравственный закон внутри.

Иммануи́л Кант — немецкий философ

Что есть Личностная целостность?

Какую личность мы называем целостной?

Личностная целостность — это

  1. — единство морального, физического и интеллектуального начал в человеке.
  2. — внутренняя гармония и принятие всех своих сторон — как хороших, так и плохих.
  3. — жизненная последовательность, единство взглядов и действий — целостный человек имеет свою четкую позицию и придерживается ее не только на словах, но и на деле.

4.- душевная гармония, единство с богом и свобода от греха.

Обратившись к расширенному психологическому толкованию целостной личности, мы увидим, что все указанные аспекты — лишь разные уровни этого многогранного и глубокого понятия.

Что такое целостность в ее самом обычном, лингвистическом понимании? Эта категория характеризует объект как монолитный, нерушимый, крепкий — тот, который при воздействии на него внешних факторов потерпит мало изменений.

Значит, в первую очередь целостность личности — это ее способность оставаться неразрушаемой, выстоять против обстоятельств.

Целостность личности развивается через совершенствование тела, духа и души.

Что влияет на формирование личности и ее монолитности?

Считаю, что начало Личности – это ценности.

Ценность – значимость, важность.

К ценностям могут относиться:

  1. Здоровье
  2. Любовь, семья, дети, дом
  3. Близкие, друзья, общение
  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
  5. Материальное благополучие
  6. Духовные ценности, духовный рост, религия
  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
  8. Творческая самореализация
  9. Самообразование
  10. Социальный статус и положение в обществе
  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
  12. Стабильность.

Ценность – это то, что мы дифференцируем как важное для себя.

Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни.

Они являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

благоразумие;

доброжелательность;

справедливость;

мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются:

честность;

верность;

уважение к старшим.

Нравственные ценности, по моему мнению, начинаются с Благородства Духа!

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регуляторов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое звучит так — «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Согласно Морально-нравственным ценностям мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека.

Нравственные ценности — это основные правила и принципы поведения человека в обществе.

Не нужно путать их с законами государства: отнюдь не все законы соответствуют этим критериям. Нравственные ценности обычно идут не от разума, а от сердца, но вместе с тем созданы для того, чтобы каждый человек мог жить комфортно и в мире с собой и другими людьми.

Одной из основных нравственных ценностей является любовь к другим людям. Это не та чувственная или сентиментальная любовь, которую человек испытывает к противоположному полу, но любовь, которая проявляется к человеку вне зависимости от его пола, возраста, расы или вероисповедания. Эта любовь помогает открывать сердце для нужд и потребностей другого человека, заставляет помогать даже незнакомым людям, сочувствовать им и не творить зла по отношению к другим. Благодаря этой любви человек не совершит насилия над ближним — ни физического, ни психологического. Дается такая любовь очень непросто, потому что люди привыкли конкурировать, завидовать, бороться, ненавидеть. Учиться любви к ближнему надо так же, как и любому другому искусству.

Благодаря любви появляются и другие нравственные ценности, такие как доброта и щедрость. Самый важный подарок, который человек может подарить другому — это свое время. Поэтому уделять время родным, друзьям и даже незнакомым людям так важно. Подчас дарить что-то гораздо приятнее, чем получать. Доброта и щедрость тесно связаны с умением и желанием помогать другим людям, с состраданием и означает отсутствие у человека безразличия.

Честность — это тоже важная нравственная ценность, о которых многие забывают. Быть честным с другими людьми и не выставлять напоказ добрые дела, которые человек делает другим — это достойно уважения. Именно эти качества превращаются в благородное поведение человека.

Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Поэтому моральные нормы является защитой для людей.

Несмотря на то, что в нашей стране произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Но что нужно делать, чтобы быть таким человеком, как достичь целостности личности – вот главные вопросы, которые мы задаем себе.

Давайте пойдем от обратного и представим себе противоположность — слаб, не умеет устоять против соблазна, увиливает от ответственности, человек не развивал свое тело, потому оно слабое, хлипкое, с трудом переносит холод, физические нагрузки, боль. Он не совершенствовал свой ум, потому не привык охватывать картину целиком, осознавать последствия своих действий, глобальность каждого поступка. Он не тренировал свой дух, и потому легко изменяет своим принципам, если таковые имеются.

Формирование нравственного закона внутри человека – это работа!

Итак, целостность личности достигается через воспитание, тренировку и совершенствование трех составляющих себя – выносливой физической оболочки, сильного духа, светлой души. Это достигается через работу, дисциплину и терпение.

Именно потому важно заботиться о развитии своего человеческого триединства, начиная с формирования ценностных принципов и установок.

Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Демокрит Абдерский

«…Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра…» Л.Н. Толстой.

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как неразрывное единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим

Духовный мир каждого может быть правильно понят только с учетом особенностей общности, к которой индивид принадлежит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается

§ 15 Деятельность в сфере духовной

В чем ценность книги: в ее содержании или в качестве бумаги, обложки, шрифта и т.д.? ется от приема пищи

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие»культура», духовная культура, виды деятельности, потребности человека

Вспомним отличие духовной деятельности от материальной: первая связана с изменением сознания людей, вторая — с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является в важным проявлением духовной деятельности, ее результатом является знаниея.

Однако духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую

Первый вид — это производство (создание) духовных ценностей (духовных благ). Продуктом духовного производства есть мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных»философских х, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге. Ч. Дарвина»Происхождение видов путем естественного отбора», идеи и образы такого произведения. Леси Украинский как». Лесная песня», образы, отраженные в картинах и фресках. Врубеля, или музыке. Лысенко, законодательные актеів.

Второй вид — это сохранение, воспроизводство, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т.е. деятельность, результатом которой являются изменения сознания людей

создании духовных ценностей

Для того, чтобы уяснить особенности духовного производства, сопоставим его с материальным. Если сказать коротко, то материальное производство — это создание вещей, а духовное — создание идей. Созданные реч чи — продукт труда. А идеи? ртора.

ли считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе — на умственной? дина в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает труда без осознания ее целей и средств. Как говорится, все нужно»делать с головой»А духовное производство наряду с умственным трудом требует времени и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатортора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связанное с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое — необходимое условие духов вного производства. Во-вторых, некоторые продукты духовного производства является элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, становятся производительной силаою.

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых профессиональной. Это люди, которые имеют соответствующее образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний для овладел. Падение приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельностисті.

Но духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляется народом ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную на ценность (народные сказки и предания, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т.д.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся в снова произведений профессиональных мастеров и научных работ специалистывців.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации й мыслителя, художника и т.д.. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора выявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность рабо и заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский натуралист. Ч. Дарвин (1809-1882):»Главной моей наслаждением и единственным занятием в течение ус ього жизни была научная работа и возбуждение, вызванное ею, что позволяет мне забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствиеття».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и время раскрытия его значение для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения ди и художественные произведения были поняты и оценены лишь после смерти их создателей, а иногда — через векея.

Итак, духовное производство — деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них — научные открытия, изобретения — способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например, социальные нор. РМИ, помогают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, влиять на его сознание. Это влияние, следствием которого является рост духовной культуры людей, за обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведение, распространение духовных ценностей в обществе, т.е. духовно-практической деятельностиістю.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуждения, утопии, ошибочные суждения, нередко получают большое распространение. Однако человечество сохраняет те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, к своему ид.

«Нравственные ценности российского народа» статья по обществознанию

Нравственные ценности российского народа

История российского государства показывает, что в моменты экстремальных потрясений власть использовала традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это необходимо, как никогда ранее.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 2015 г. подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.

Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков. Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

В рамках государственной Стратегии развития воспитания в 2015г. была принята Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (ФГОС), построеная на основе базовых национальных ценностей российского общества. Прграмма направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Ценность –понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Главной религиозной ценностью является, конечно же, вера в сверхъестественное. В вере в идеальное, совершенное и возможность связи с ним верующий человек находит главную духовную опору для своей жизнедеятельности, в вере в возможность духовного роста, духовного самосовершенствования и духовного спасения он находит смысл своего существования. Поэтому вера для религиозного сознания является главной ценностью. Религиозными ценностями являются также мировоззренческие и социальные установки той или иной религии, определенный образ жизни и самооценка человека с религиозных позиций. Смысл человеческой жизни в религии неразрывно связан с системой нравственных ценностей, освященной той или иной религией, которые должны быть усвоены личностью, приобщенной к данной религии и которыми данная личность должна руководствоваться в отношениях с другими людьми и в отношении к самому себе. В этой связи главными религиозно — нравственными ценностями выступают: любовь, милосердие, сострадание, умение прощать обиды и страдания, нанесенные врагами и самих врагов, любить грешников и ненавидеть грех, любить ближнего и т. п. В социальном контексте религиозно окрашенными ценностями выступают патриотизм, способность умереть за Родину, трудолюбие, помощь (духовная и материальная) нуждающимся, гражданственность. Проблема смерти («правильная» жизнь ради грядущего спасения, психологическая адаптация к неизбежности смерти и возможной компенсации за страдания, перенесенными человеком при жизни, перспективой какой-то формы счастья (спасения) после смерти) также имеет важное ценностное значение в религиозном сознании. Смерть (антиценность) в религии обретает ценностные характеристики («Смерть! Где твое жало?», — восклицает Иоанн Богослов по поводу воскресения Иисуса Христа): смерть оказывается не концом человеческого существования, а переходом в качественно новую форму существования – духовную. В «посюсторонней» жизни религия определяет иерархию ценностей, в которой высшими являются сакральные, духовные ценности, а материальные занимают подчиненное положение.

В современном религиозном и нерелигиозном сознании важное место занимает принцип свободы совести, приобретающий все большее аксиологическое содержание. Согласно ему каждый человек имеет право либо верить, свободно выбирая любое вероисповедание, либо не верить в Бога (или богов). Для религиозного сознания этот принцип ценен тем, что человек выбирает без принуждения, осознанно ту или иную веру. Данный принцип вписывается в более широкий принцип толерантности, также приобретший аксиологическую глубину. Необходимо отметить, что религиозные ценности, либо атеистическое восприятие мира во внутреннем мире личности, в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с нравственными, эстетическими ценностями, восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *