Дорога в ад вымощена

Содержание

Вопрос:

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма – английский критик, лексикограф, эссеист и поэт – опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

благими намерениями вымощена дорога в ад

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

бла-ги́-ми на-ме́-ре-ни-я-ми вы́-мо-ще-на до-ро́-га в ад

Устойчивое сочетание (крылатое выражение). Используется в качестве самостоятельной фразы.

Вариации:

  • благими (добрыми) намерениями (помыслами) ад (путь в ад) вымощен (выстлан).

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. люди, которые лишь намереваются сделать доброе дело, но не делают его, попадают в ад (о тех, кто не выполняет обещаний) ◆ Если бы заседание правительства привело к реальным сдвигам в области интеллектуальной собственности, это бы означало, что страна писателей, страна учёных намерена стать также и страной продвинутых собственников. Пока же предложенные меры больше похожи на благие намерения. Роман Дорохов, Елена Короп, «Чёрная метка Белого дома», 2002 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. о добрых, искренних намерениях, не приводящих к желаемому результату, а напротив, ведущих к чему-то дурному ◆ — Я знаю, что мой поступок заслуживает презрения. ¶ — Да! вечного презрения! ¶ — Да, презрения, презрения; но… я могу иметь, наконец, добрые намерения… ¶ — Добрые намерения! Может быть. Добрыми намерениями, говорят, весь ад вымощен. Н. С. Лесков, «Островитяне», 1865–1866 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Этимология

Выражение возникло в среде богословов и связано с библейским образом широкой дороги, ведущей в ад (ср. Библия Мф. 7:13: «Широки ворота погибели и просторна дорога, туда ведущая»; Библия Сир. 21:11: «Путь грешников вымощен камнями, но на конце его — пропасть ада»). Наиболее раннее упоминание относится к 1150 году и принадлежит Бернарду Клервоскому, написавшему: «L’enfer est plein de bonnes volontés et désirs» (в переводе с французского «Ад полон добрых намерений и пожеланий»).

Перевод

Список переводов

Библиография

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике

(См. Общепринятые правила).

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Благими намерениями вымощена (выстлана) дорога в ад.

Откуда взята эта фраза? Она точно не из Библии, но это не умаляет ее справедливости. В сети можно встретить множество объяснений смысла рассматриваемого выражения. Слова, «Благими намерениями вымощена дорога в ад», по некоторым источникам, произошли от высказывания некоего богослова Джорджа Герберта «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».
Не знаю, почему одно обязательно должно быть связано с другим. Два разных выражения, надо думать, имеющие сходный смысл. То, как эти выражения трактует большинство, мне кажется не совсем логичным. И я, как всегда в подобных случаях. опираюсь, в первую очередь, на Новый Завет.
Прояснить данный вопрос нам пытаются следующим образом. В ад, дескать, попадают грешники, которые хотят добра, а делают гадости. В доказательство берутся слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Мол, многие люди, хотя и веруют, но ничего не делают.

Но, подождите, не знаю, как вам, а мне трудно представить человека с исключительно светлыми мыслями, грешащего на каждом шагу. Или, разве говорится о том, что дорога в ад вымощена ничегонеделанием? Речь-то идет о благих намерениях. К тому же, истинно благие намерения, сами по себе имеют ценность, потому как характеризуют нас, в глазах Всевышнего, с положительной стороны.
В самом деле, разве не бывает такого, что очень хочется кому-то помочь, но нет, ни сил, ни средств. И что в этом плохого? Разве за это в ад нужно отправлять? За то что хотел, но не смог.
Речь тут, на мой взгляд, немного о другом. В противовес утверждениям, что хотеть бесполезно, а нужно только делать, можно вспомнить, что Спаситель в Евангелиях недвусмысленно подчеркивает то, что наши помыслы практически равны нашим же действиям.
Вот пример:

«Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Проще говоря, особой разницы и нет, сделал ты что-либо, или только решительно настроен сделать. Если всерьез помышляешь о краже и убийстве, ты уже убийца и вор по сути своей. Благородные же порывы придают тебе благородства.
В связи с дорогой в ад, вымощенной благими намерениями, можно вспомнить, что все великие злодеяния совершались под лозунгами достижения великих и благих целей. Разве Наполеон и Гитлер желали зла своим народам?
Неужели кто-то считает, что Сталин инициировал репрессии и убийства советских граждан не из благих побуждений? И те, кто рьяно исполнял бесчеловечные приказы, разве не были уверены в том, что действуют во благо?
Да и в нашей обычной жизни мы можем наблюдать, как близкие люди доставляют боль и страдания друг другу, желая «только добра». Сплошь и рядом, любящие родители, желая своим чадам только самого наилучшего, делают их жизнь несчастной.
Сколько примеров, когда запрет на брак по любви папой и мамой, для юношей и девушек, заканчивался самоубийством последних. Вот за такие «добрые дела», когда придет время, никто никого, по головке гладить не будет.
И это только наиболее яркие примеры из жизни. Подобное можно встретить в меньших масштабах на каждом шагу. Можно здесь еще вспомнить о соблазнах в нашей жизни.
Снова вспомним слова из Библии: «Должно соблазнам прийти в мир, но горе тому человеку. через которого соблазн приходит. Лучше бы было тому человеку, чтобы одели ему на шею мельничный жернов и бросили его в море»…
Тяжелый грех совершают те, кто склоняет других к порочным занятиям, коих в нашей жизни, хоть отбавляй. Ведь только в редких случаях искуситель желает зла искушаемому. В основном, все делается из благих побуждений.
Причина в том, что мы почти никогда не видим, да и не можем видеть, конечного результата наших действий. И то, что изначально задумывается нами, как благое дело, в итоге может иметь ужасные последствия, как для кого-то, так и для нас самих.

Скачать эту статью

Есть одна такая странная фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Звучит по-библейски, и многие всерьёз спрашивают батюшек, каков смысл этого выражения. Забавно, что в Священном Писании такой фразы нет, но отдуваться приходится всё равно священникам. И вопрос действительно сложный, требующий глубокого разбора.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм — последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

7 вариантов этого афоризма

  1. Путь в ад устлан благими намерениями.
  2. Благими намерениями устлана дорога в ад.
  3. Из добрых побуждений дорожка прямо в ад.
  4. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен.
  5. Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен.
  6. Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами.

Седьмой вариант нам сообщает преподобный Серафим Саровский, когда пишет, что у святых отцов есть выражение: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села:
Он друга обмахнул;
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час-от-часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

11 стих 21 главы книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня” (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

(Мф 6: 22–23)

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *