Дисграфия

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Главная > СТАТЬИ > Развитие > ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк — его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!
КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.
Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика — тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.
2) Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).
Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и»».
4) «Пропущенные буквы».
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

5) Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Найти разнообразные лабиринты можно .

Диктанты надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастный оборот».
    Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).
  3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Логопед

Прием ведёт Бунина Виктория Станиславовна, логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

@logoped_viktoria

Ссылки на статьи специалиста в научных изданиях:

  • Образовательный портал «Слово»
  • Журнаgл для родителей «Виноград»

Речь не является врожденной способностью. Она формируется в процессе развития ребенка параллельно с физическим и умственным становлением. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом общих черт.

Логопед, зная закономерности формирования процесса развития речи, и те условия, от которых зависит его успешное протекание, поможет вовремя заметить те или иные отклонения.

Основные этапы становления речи:

Подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года).

С момента рождения ребенку свойственны такие голосовые реакции, как крик и плач, способствующие развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

На втором месяце ребенок начинает гулить. Эти звуки, в отличие от крика, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния. Ребенок гулит, завидев маму, при этом улыбается, активно двигает ручками и ножками.

На пятом месяце гуление постепенно переходит в лепет. Сначала ребенок произносит звуки, внешне напоминающие сочетание «согласный — гласный». Постепенно лепет усложняется. Возникают цепочки слогов, включающие три, четыре, и более одинаковых, а затем и разнотипных слогов.

В конце этого этапа возникают первые слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие первых слов от лепета в их осмысленности.

Начинать наблюдение за правильным формированием речи следует с 1 года, впервые посетив логопеда. Он оценит психомоторное развитие ребенка, определит его пассивный словарный запас, правильность развития речевого аппарата. Специалист научит вас пальчиковым играм, а при необходимости — приемам логопедического массажа.

Малыша следует показать логопеду раньше, если:

  • Ребенок наблюдается у невропатолога;
  • Нарушены функций сосания, глотания, жевания;
  • Гуление и лепет отсутствуют или значительно задерживаются.

Преддошкольный этап (от одного года до 3х лет)

Становление активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Ребенок при произнесении слов больше ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую составляющую. Одним и тем же словом ребенок может называть предмет, просьбу, выражать чувства. Речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.

К 2 годам ребенок уже строит простую фразу. На протяжении второго и третьего года жизни у него происходит значительное накопление словарного запаса, начинает формироваться грамматический строй речи.

Показателем нормального развития детской речи является способность ребенка к 3 годам выстраивать предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях.

В 3 года ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Покажите ребенка специалисту раньше, если:

  • Ребенок наблюдается у невропатолога;
  • У ребенка нарушены слух или зрение;
  • У малыша короткая подъязычная уздечка;
  • Ребенок к 2 годам не произносит простую фразу;
  • Малыш произносит некоторые звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж), помещая язык между зубами.

Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Дети четвертого года жизни активно пользуются простыми и сложными предложениями. На пятом году жизни дети относительно свободно пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В пятилетнем возрасте дети способны пересказать сказку из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении одним из самых сложных видов речи – монологической речью.

К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения, ребенок произносит все звуки правильно. У ребенка сформирована способность различать звуки, сходные по звучанию. Пятилетний ребенок уже владеет простейшими видами звукового анализа: умеет определять наличие определенного звука в слове, выделяет первый и последний звук в слове.

В 5 лет ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду. Он проведет обследование, в результате которого будет выявлено, как сформированы все стороны речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух и фонематическое восприятие, сформирована ли связная речь. Специалист также выявит, есть ли у пятилетнего ребенка предрасположенность к возникновению нарушений письменной речи.

Покажите ребенка специалисту раньше, если:

  • Ребенок не усваивает грамматику родного языка;
  • Вы замечаете, что словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников;
  • Речь ребенка неразборчива, непонятна для окружающих;
  • Ребенок произносит свистящие или шипящие звуки, помещая язык между зубами, произносит звук Р на французский манер.

Школьный этап (от 7 до 17 лет)

Формирование письменной речи (письма и чтения).

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет. Если в конце первого – начале второго класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии (нарушения письма), которая чаще всего проявляется дислексией (нарушением чтения).

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие.

К логопеду следует обратиться, если:

  • Ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения;
  • Среди родных имеются страдающие дисграфией и дислексией;
  • Для запуска речи
  • У ребенка алалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, стертая дизартрия.

Услуги

Стоимость

Первичная консультация врача-логопеда

Повторная консультация

Индивидуальные занятия

Групповые занятия

Логопедический массаж

Логопед в Люберцах (рядом с Жулебино) поможет Вашему ребенку в нашем медицинском центре!

Дисграфия у детей: причины, симптомы и лечение. Полезные игры и упражнения

«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить? . «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи вы можете найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы. В этой статье психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, что такое дисграфия, какие виды дисграфии бывают, каковые признаки, симптомы и причины этого расстройства. Также вы узнаете, как корректируются дисграфия и какие игры и упражнения в домашних условиях помогут вашему ребёнку справиться с нарушением письма и научиться писать без ошибок.

Что такое дисграфия?

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.

Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho» (пишу). Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.

Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Классификация и виды дисграфии

В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия: эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: «холосо — хорошо», «селый — серый», «цетёт- цветёт» и т.д.
  • Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: «тупик-тюбик», «прыкать-прыгать», «крип-гриб» и т.д.
  • Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза проявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: «стол-сотл», «идёт дождь — идедошь», «на столе-настоле» и пр.
  • Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: «много деревьев — много деревов», «мой папа- моя папа», «котёнок- котёнки» и пр.
  • Оптическая дисграфия: наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я ). Также к оптической дисграфии относят зеркальное письмо или как его еще называют — письмо или почерк Леонардо.

Почерк Леонардо: кто такие амбидекстры?

Письмо или почерк Леонардо — это письмо левой рукой в зеркальном отражении с изменением наклона относительно вертикально и/или горизонтальной оси. При таком почерке все слова и буквы выглядят так, как если бы они отображались в зеркале. Почерк Леонардо проявляется у людей-амбидекстров.

Кто такой амбидекстр?

Амбидекстры — это люди с одинаково доминирующими полушариями мозга, обладающие способностью писать обеими руками, в т.ч. и в зеркальном отображении.

Количество амбидекстров на планете постоянно растёт, как и количество чистых левшей. Амбтидекстры позже начинают ползать, ходить, говорить. Происходит это по той причине, что человек рождается с двумя одинаково развивающимися полушариями мозга, а лидерство левое полушарие начинает завоёвывать с момента, когда ребёнок начинает интересоваться речью — т.е. с попыток звукоподражания. Но не всегда правое полушарие сдаётся легко и уступает главную роль. Это становится похоже на перетягивание каната — каждое полушарие пытается доминировать и возникает межполушарный конфликт. Ребёнок-амбидекстр бывает с резкими перепадами настроения, плаксивый, неусидчивый. При обучении письму отсутствие ведущего полушария усложняет задачу различия, запоминания контуров букв, разницы в звучании похожих звуков и идентификации соответствующей буквы, сложности с пространственным расположением элементов при письме. Тем не менее, среди амбидекстров встречается множество талантливых и даже гениальных людей, и примером тому является Леонардо да Винчи, который писал свои заметки в дневнике левой рукой в зеркальном отражении (поэтому в его честь зеркальный почерк и был назван письмом Леонардо).

Причины дисграфии

Как и у каких детей может возникнуть дисграфия? Каковы её причины? Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм, нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр).

Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.

Дисграфия также может быть выявлена и у взрослого человека. Причиной дисграфии у взрослых является нарушение работы высших психических функций вследствие перенесённого инфекционного заболевания или травмы головного мозга. Дисграфия у взрослых проявляется примерно в 10 % случаев от общего количества пациентов с выявленной дисграфией.

Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, а также слуховые, двигательные, речевые и зрительные патологии.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Профилактика дисграфии

Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии? Как предупредить развитие этого расстройства?

Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.

Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:

  • ребёнок-левша или амбидекстр,
  • «переученный» левша,
  • ребёнок-билингв,
  • если ребёнок уже занимался с логопедом ранее,
  • при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
  • есть нарушения фонетического восприятия,
  • ребёнок пишет так, как говорит. На что ещё следует обратить внимание?
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием,
  • ребёнок рано пошёл в школу.

В большинстве случаев значительную помощь может оказать нейропсихологическая коррекция детей. Эти занятия помогают:

— развить чувство ритма, что облегчает деление речи на слова и слога,

— развить и улучшить пространственную ориентацию и пространственное восприятие у ребёнка — это необходимо для различия схожих элементов букв и точного соотнесения их местонахождения в пространстве,

— улучшить зрительно-моторную координацию, взаимосвязь ребёнка с собственным телом и навыки управления телом — это важно для выполнения письма, так как помогает развить мелкую и крупную моторику.

Детям-билингвам необходима помощь при начале обучения на одном из языков или смене языка обучения. Помощь должна быть в виде сходных мероприятий, как и для обычных детей-дисграфиков.

Процесс профилактики длительный — нельзя говорить о достаточности проведения нескольких упражнений или занятий. После прохождения курса корректирующих занятий/мероприятий необходимо через некоторое время сделать срез и выяснить, насколько изменилась ситуация. После этого принимается решение о необходимости или достаточности проведённых мероприятий.

Что делать, если у ребёнка — дисграфия? Полезные упражнения и игры

Коррекция дисграфии. Что же делать, если у вас или вашего ребёнка диагностирована дисграфия? Как исправить ситуацию?

В первую очередь, нужно обратиться к специалисту, который правильно определит вид нарушения и подберет соответствующую программу корректировки.

Корректирующие упражнения помогут справиться с детской дисграфией

Что можно сделать самостоятельно в домашних условиях? Дома вы можете делать следующие корректирующие упражнения:

— Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха:

  1. Игра «Поймай букву»: взрослый говорит, какую букву нужно «ловить» (чаще это гласная буква), и затем произносит ряд слов. При произношении слова с заданной буквой ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
  2. Игра «Поймай букву-2»: взрослый называет букву и затем произносит различные слова. Ребёнок должен после каждого слова сказать, в каком месте слова была эта буква (в начале, в середине или в конце). Разучивайте с ребенком лого-стишки на определённую букву, отрабатывая произношение, а затем усложняйте задание — одновременно с произношением стишка нужно выкладывать какую-либо заданную фигуру из спичек (палочек) .

— Развивайте пространственное восприятие: лепите буквы, рисуйте буквы, складывайте их из палочек, делайте аппликации, разбирайте буквы на запасные части и собирайте новые, играйте с буквами — дайте ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое — буква. Произносите звук одновременно с тактильным восприятием, закрепляя в памяти это соответствие.

— Играйте в игры на пространственное восприятие:

  1. Ребёнок сидит спиной к взрослому, взрослый из-за спины произносит слово. Ребёнок должен указать, в какой стороне был звук.
  2. Пишите графические диктанты.
  3. Играйте в игры типа «муха» — в квадрате 3х3 клетки в центральной клетке рисуется муха. Взрослый называет направление движения «мухи» — вверх-вниз-вправо-влево.. и т.д. Ребёнок следит глазами за тем, куда летит муха. Задача ребёнка — хлопнуть в ладоши, и тем самым поймать муху, если она вылетит за пределы квадрата. На начальном этапе ребёнок может помогать себе карандашом или пальцем — отмечая, где сейчас муха, затем необходимо оставить только глазодвигательные движения. Можно увеличивать квадрат, постепенно добавляя новый уровень, вплоть до игры «муха в кубе».

— Развивайте общий словарный запас ребёнка, поощряйте чтение — если он уже читает, или занимайтесь по тренажёрам для чтения, если ребёнок плохо читает или имеет проблемы с чтением.

— Играйте в узнавания предметов и букв при их неполной прорисовке (половина фигуры/буквы , зашумлённые фигуры/буквы, несколько наложенных друг на друга изображений — ребёнку нужно выделить нужное и обвести).

— Читайте тексты-«перевертыши»: замените несколько слов в тексте словами, написанными вверх ногами или задом наперёд. Достаточно нескольких слов в нескольких предложениях.

— Игра «найди букву»: в предложенном тексте нужно подчеркнуть все заданные буквы (или значки в рядах значков, если ребёнок еще не умеет читать). Это упражнение развивает узнавание и внимательность.

— Составляйте простейшие предложения и рассказы по картинкам

— Читайте «поля слов», выделяя в них слова

— Решайте анаграммы

— Ищите пропущенную букву в словах: взрослый пишет слова, пропуская одну букву и указывая место пропуска, а ребёнок должен сказать, какая буква пропущена.

— Проходите лабиринты: сначала проводя пальцами по лабиринту, затем проводя линию карандашом, и после этого — только глазами.

— Развивайте чувство ритма: учите стишки и отстукивайте ритм стиха, делайте хлопок на определённом слоге при произношении ряда слов, играйте в игру — «повтори ритм».

— Просите ребёнка назвать сколько букв в слове, сказать, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте (текст и слова должны восприниматься на слух).

Эти и многие другие корректирующие упражнения для дисграфиков помогут преодолеть эту проблему. Эти же упражнения подходят и для взрослых. Ещё раз хочу сказать о том, что коррекция дисграфии — процесс длительный и трудоёмкий. Начинать работу в этом направлении нужно при первых признаках нарушений (речи, словообразования, нарушения распознавания предметов и пр.).

Что делать, если ребёнок не хочет учиться писать?

А если ребёнок не хочет учиться писать?

При коррекции дисграфии может возникнуть ряд вопросов, не относящихся непосредственно к звукопроизношению и правильности написания. Что делать, если ребёнок не хочет учиться писать? Что делать, если ребёнок не может писать буквы? Как научить ребёнка писать буквы правильно? Преодолеть подобные проблемы можно и нужно опять таки с помощью игр и корректировочных занятий.

Если ребёнок не может писать буквы — играйте в узнавание букв: рисуйте их! Научите ребенка рисовать буквы, затем упрощайте рисунки и переводите их в печатные буквы. Приобретите прописи для дисграфиков, начинайте обучение письму с обучения написанию отдельных элементов (палочек, завитков и пр), постепенно соединяя их во всё более сложные элементы. Не торопите ребёнка. Не переходите в следующему этапу, пока окончательно не отработаете и не закрепите предыдущий.

Если ребёнок не хочет учиться писать — начинайте с заполнения пробелов в словах — подстановок отдельных букв. Не нагружайте ребёнка и тем более не ругайте. Это приведёт только к перегрузке нервной системы и стойкому отвращению к письму и процессу учёбы в принципе. Когда зоны мозга у ребенка созревают, он сам начинает проявлять интерес к учёбе. Поощряйте его интерес к рисункам, раскраскам и всему, что развивает мелкую моторику. Раскрашивайте буквы, вырезайте их, рисуйте портреты и потом просите подписать портрет. Постепенно увеличиваете объём текста для подписи. Играйте с ребёнком в игры, побуждающие к письму, — возможно, письма Деду морозу, любимому сказочному герою, выдуманному другу, или просто записка маме или просьба купить шоколадку, но просьба написанная. Всё должно быть именно в виде игры, любое насилие вызовет отторжение.

Правильное написание букв можно развить, выполняя упражнения по корректировке дисграфии. Опять всё начинается с пространственного восприятия и умения различать буквы. Развивайте память ребёнка — учите стихи, играйте в игры на развитие памяти. Раскрашивайте картинки — это научит ребенка выделять главные силуэты. Практикуйте написание букв и одновременное их произношение.

Для коррекции дисграфии, как я уже писала выше, существует множество различных упражнений. Нужно также помнить о возможности улучшить ситуацию с произношением и мелкой моторикой с помощью специального массажа. Добавление курса нейропсихологической коррекции значительно повышает шансы на устранение дисграфии. Нейропсихологическая коррекция — это процесс, позволяющий как бы заново отстроить нарушенные или ещё не созданные связи между отдельными зонами мозга, а также разгрузить излишне перегруженные его участки. Коррекция включает в себя двигательные элементы, логопедические, занятия по развитию памяти и ритма. После прохождение курса коррекции отмечается улучшение успеваемости, усидчивости, памяти и общего самочувствие. Данные упражнения можно проводить как для детей, так и для взрослых.

Дисграфия — полностью поддающееся коррекции нарушение!

В заключение хочу отметить, что дисграфия — это полностью поддающееся коррекции нарушение. Если у вас или вашего ребёнка обнаружена дисграфия — не пугайтесь. Запаситесь терпением, заручитесь поддержкой специалистов и отправляйтесь в путь по её коррекции. Чем раньше вы начнёте работу по профилактике или коррекции дисграфии, тем легче и быстрее пройдёт этот процесс. Путь по коррекции непростой и долгий, как для ребёнка, так и для его родителей, но, в конце пути вас ждёт победа над дисграфией!

Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии к статье. А вы знаете полезные упражнения, которые могут помочь справиться с дисграфией?

Дипломированный психолог в области телесно-ориентированной психологии и психокоррекции с 2014 года. Ведёт психокоррекционные группы и занимается личной практикой. Прошла курсы повышения квалификации по программам: «Физиология центральной нервной системы», «Психодиагностика», «Нейролингвистическое программирование». В настоящее время обучается в магистратуре по профилю «Нейролингвистика» и на курсах МГУ «Нейрофизиология поведения», «Нейропсихология».

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Дисграфия — излечимо ли расстройство письменной речи

Дисграфия – это психическое отклонение, которое встречается у относительно большого количества детей школьного возраста; в ряде случаев, когда проблеме не уделяется должного внимания, она остаётся у человека и сопровождает его во взрослой жизни. Конечно, каким-либо опасным психическим заболеванием это расстройство не является, и зачастую взрослые люди, имеющие этот диагноз, ведут полноценную жизнь, тем более что дисграфия имеется у немалого числа знаменитостей. Однако в ряде случаев она может причинять существенный дискомфорт её «обладателю».

Что такое дисграфия и дисграфические ошибки

Дисграфия – это расстройство письменной речи, заключающееся в специфических повторяющихся ошибках при письме.

При этом ошибки не связаны с общим уровнем интеллекта, успеваемостью в обучении и развитием личности как таковым: чаще всего это отклонение наблюдается у абсолютно нормальных детей, многие из них преуспевают в учёбе, быстро усваивают информацию, активны в творческом плане. Вместе с тем у таких детей недостаточно сформированы некоторые психические функции, отвечающие за реализацию письменной речи. Исследования показывают, что более половины учащихся вторых классов имеют дисграфию. В средних классах это расстройство также достаточно широко распространено.

У исследователей принято разделять данное отклонение на две стадии. Собственно дисграфия заключается в частичном нарушении письменной способности при общей её сохранности; но есть ещё аграфия – полная утрата способности писать. Нередко это отклонение сопровождается также дислексией – нарушениями чтения, поскольку чтение и письмо – это тесно связанные функции психики.

Дисграфические ошибки – это простые, специфические и очень странные ошибки, которые отличаются от тех, что делают люди, не знающие грамматики или имеющие проблемы со слухом и зрением.

Ребёнок может не различать на письме похожие по звучанию буквы (с – ш, с – з, д – т и др.), путает похожие по написанию письменные буквы (в – д, п – т), пишет буквы и слова в зеркальном отражении (это, как правило, характерно для левшей); он может не дописывать слова, пропускать целые слова в тексте, неправильно разбивать услышанную речь на слова (у дома – «удома», вскочил – «вско чил»), зацикливаться на написании одной и той же буквы («беерег»). Ребёнок может не различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, хотя произносит их всегда правильно; или же не распознаёт нужные фонемы в словах, произнесённых искажённо (в том числе при дефекте речи). Может переставлять буквы и слоги в словах. Все эти и другие подобные ошибки должны насторожить родителей и учителей.

Письменная речь – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. И на каждом из них может произойти нарушение, которое и приводит к такому расстройству, как дисграфия.

Поэтому выделяется несколько видов этого расстройства.

  • Акустическая – возникает тогда, когда ребёнок не может распознать похожие по звучанию фонемы, из-за чего путает звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, а также аффрикаты (сложные звуки) и составляющие их простые (ц – с, ч – щ, ц – т, ч – т), не различает похожие гласные (о – у, и – е). Причём сам он произносит эти звуки правильно и слышит хорошо.
  • Оптическая – связана с нарушением зрительного и пространственного восприятия. Выявить это нарушение можно во втором классе, когда ребёнок уже освоил написание всех букв алфавита. Ошибки состоят в том, что он приписывает буквам лишние элементы – палочки, петельки, либо же отнимает их; из-за этого у него путаются буквы «и» и «у», «о» и «а», «п» и «т» и т. д. Путать он может и буквы, написание которых отличается только положением в пространстве, — таковы, к примеру, письменные буквы «т» и «ш». Или же пишут буквы в зеркальном отражении.
  • Аграмматическая – возникает из-за трудностей в овладении грамматической и лексической частью языка. Например, ребёнок не может правильно употребить те или иные слова, хотя слышал их и знает их значение, поэтому в тексте заменяет их сходными по смыслу. Таким детям с трудом даётся умение описывать предмет, называть синонимы и антонимы к нему, называть большое количество действий, которые может производить этот предмет. У таких детей наблюдаются трудности в образовании множественного числа, уменьшительных форм, в употреблении приставок, предлогов, в согласовании разных членов предложения и т. д. Это похоже на речь иностранца, который плохо изучил язык той страны, куда он приехал. И действительно, такая разновидность дисграфии зачастую наблюдается в многоязычных семьях, где принято говорить на нескольких языках одновременно.
  • Артикуляторно-акустическая – появляется в том случае, если у ребёнка нарушено звукопроизношение. Он пишет так, как говорит, из-за чего делает ошибки в письменных словах.
  • Дисграфия, развившаяся вследствие нарушений языкового синтеза и анализа – более серьёзная разновидность, при которой ребёнку трудно разделить слова на слоги, звуки и буквы, определить наличие или отсутствие определённого звука в слове, указать место этого звука в нём, указать, какой он по счёту. Такому ребёнку трудно составить целое слово из отдельных букв или слогов, особенно если они даны в произвольном порядке. Также таким детям трудно различать такие понятия, как звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Результатом становятся пропуски букв и слогов в словах или добавление лишних, пропуски слов в тексте, написание слов не до конца, перестановки слогов и букв, неправильное написание слитных и раздельных слов. Наблюдаются и трудности в определении границ предложений.
  • Неспецифические нарушения письма, вызванные педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими подобными причинами.

Признаки и симптомы

Упомянутые выше нарушения письменной речи – основные признаки того, что у ребёнка наличествует дисграфия. Однако неопытному родителю самостоятельно определить её бывает непросто, поскольку он может спутать симптомы данного расстройства с обычными ошибками, связанными с освоением нового материала или педагогической запущенностью (к которой относятся, например, пропуски занятий). Каждый человек в любом возрасте, начиная осваивать новую для себя деятельность, обязательно делает ошибки. Чтобы выявить именно указанное нарушение письменной речи, нужно пристально присматриваться к самим ошибкам, их характеру и повторяемости. Окончательный диагноз, впрочем, может поставить только специалист.

Одним из признаков расстройства письменной речи является неразборчивый почерк. Ребёнок пишет неровно и медленно, буквы «плавают», строчные буквы он заменяет на заглавные и наоборот.

Важно отметить, что при этом расстройстве интеллект в целом находится в норме, ребёнок ничем не отличается от своих «здоровых» сверстников. Однако на почве расстройства письменной речи могут возникнуть психологические проблемы, которые нередко сопровождают человека в течение всей своей жизни. Это тревожность, страх совершения ошибки, неуверенность в себе, замкнутость, рассеянность и другие свойства личности.

Причины возникновения патологии

Причина возникновения расстройства письменной речи чаще всего кроется в недостаточном развитии определённых отделов головного мозга. Как правило, эти нарушения не столь большие, чтобы помешать развитию интеллекта в целом, однако определённые элементы распознавания и интерпретации речи они затрудняют. Есть данные о том, что расстройство может иметь наследственный характер.

Бывает, что указанная патология мозга развивается вследствие нездорового образа жизни родителей, особенно матери. Это может быть курение, алкоголизм, наркомания. Её могут вызвать и инфекционные заболевания, и проблемы при родах (например, асфиксия), и травмы головы, менингит.

Ещё одна причина – специфические внешние факторы раннего развития ребёнка: недостаток внимания к нему со стороны взрослых, их нежелание много разговаривать с ним, частое сюсюканье с ним, неправильная речь окружающих. Дисграфия может появиться и у детей, растущих в многоязычных семьях, и у тех, кого родители слишком рано начали обучать чтению и письму – когда психологически ребёнок ещё не созрел для этого.

Патология в письменной речи может быть и следствием определённых психических расстройств или заболеваний. Это и синдром дефицита внимания, и задержка психического развития, и минимальная мозговая дисфункция. В результате травм головы, опухоли мозга, инсульта и других заболеваний расстройство письменной речи может возникнуть у человека и во взрослом состоянии.

Механизмы дисграфии

Формирование расстройства письменной речи имеет довольно сложный механизм, поскольку сам процесс этой речи имеет сложную структуру. В процессе развития письменной речи задействованы сразу несколько анализаторов – зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный. Навык письма является результатом взаимодействия всех этих анализаторов. «Выход из строя» хотя бы одного из них и приводит к проблемам с письменной речью. Большую роль в развитии письменного навыка играет устная речь; однако она, в отличие от письменного умения, не обязательно требует целенаправленного обучения.

Расстройство письма может проявиться также в случае, если латерализация (установление доминантного полушария, отвечающего за речевые процессы) происходит с задержкой. Вследствие таких мозговых нарушений дисграфия нередко сопровождается расстройствами пространственного восприятия, памяти, мышления и т. д.

В психолингвистике расстройство письменной речи объясняется как нарушение процесса появления письменной формы речи у ребёнка: «сбои» в операциях структурирования, разделения предложений на слова и словосочетания и т. д.

Современные способы диагностики

Диагностировать расстройство письменной речи не так просто, как кажется. Поскольку письменные ошибки при этой патологии могут быть похожи на ошибки, вызванные другими причинами, ребёнок должен пройти комплексное обследование. Его должны осмотреть такие специалисты, как невролог, окулист, отоларинголог, логопед. Эти врачи определят, в каком состоянии находятся его системы восприятия и организации речи – зрение, слух, сформированность речевых навыков, память; следует определить ведущую руку ребёнка – то есть правша он или левша, изучить его моторику.

Также следует определить уровень его общего развития, проанализировать грамотность речи, словарный запас. Вначале исследуют устную речь ребёнка (это, кстати, может быть и взрослый), а затем переходят к письменной – испытуемый пишет тексты под диктовку, анализирует слова и предложения по звуко-буквенному составу, выполняет различные упражнения с письменными текстами. Только по результатам всех этих испытаний можно выдавать заключение о наличии или отсутствии патологий.

Лечение дефектов письма

К устранению письменных дефектов необходимо подойти с должным вниманием и терпением. Ведь этот процесс может занять длительное время, иногда многие месяцы и даже годы. Коррекцию письменных нарушений легче всего проводить у детей, поскольку в более старшем возрасте к данному расстройству прибавляются другие психологические проблемы.

Коррекцию письменных нарушений проводят с помощью специальных упражнений. Они включают задания на распознавание похожих букв, различение элементов сложных букв и картинок, упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания. Если проблема в акустическом распознавании, то с ребёнком проводятся занятия по узнаванию звуков, определению фонем, построению слов, словосочетаний и предложений. При необходимости обучают правильному произнесению звуков.

Существуют упражнения и для тренировки моторики; одно из них – нарисовать линию по лабиринту, не отрывая руку от листа бумаги и не меняя его положение. Другие игры и задания направлены на развитие логики, мышления и словарного запаса: испытуемым предлагается подбирать синонимы или антонимы к словам, называть перечисленные предметы одним словом (объединять их в категорию) или наоборот – называть предметы, входящие в названную группу. Также могут быть загадки, угадывание пословиц, задания типа «закончи предложение или пословицу». Различные игры в слова (называние слов, начинающихся на последнюю букву предыдущего или на последний слог; собирание слов из частей; поиск маленьких слов в одном большом, составление слов из определённых букв и т. д.).

В качестве профилактики письменных нарушений можно порекомендовать полноценное развитие ребёнка. Необходимо развивать его интеллект, мышление, память, обучать его грамотной речи, повышать его эрудицию; развитию подлежат и моторные навыки, что могут обеспечить занятия по рисованию, игре на музыкальных инструментах, собирание конструктора и т. д.

Даже если нарушение письменных способностей и не удаётся устранить, это не значит, что человек вырастет неполноценным, особенно если приложены достаточные усилия для его общего развития. Достаточно указать, что дисграфиками и дислектиками были десятки мировых знаменитостей, включая учёных и даже писателей. Известно, например, что учителя Альберта Эйнштейна считали его умственно отсталым, поскольку он очень плохо писал и читал; эти особенности не исчезли даже во взрослой жизни, однако не помешали ему написать письмо самому президенту США, в котором он призывал отказаться от испытаний ядерного оружия ввиду его опасности для человечества.

Ханс Кристиан Андерсен, знаменитый писатель, всю жизнь был человеком, практически не способным к письменной речи. Его безграмотно написанные тексты отказывались принимать работники издательств, часто даже не дочитывая до конца. Однако в конце концов окружающие, включая издателей, научились не обращать внимания на форму и обратились к содержанию, которое оказалось необычайно талантливым.

Абсолютно безграмотной писательницей была и Агата Кристи. Томас Эдисон – один из гениальнейших изобретателей мира. Этот человек, построивший первый в мире звукозаписывающий аппарат, очень плохо разговаривал и писал, из-за чего его выгнали из школы ещё в детском возрасте.

Расстройствами письменной речи страдали и шведская королева Виктория, и оба Джорджа Буша – отец и сын, что подтверждает возможность передачи расстройства по наследству. Нарушениями письменной речи страдали и православный «святой» Сергий Радонежский, и Леонардо да Винчи, и поэт Антон Дельвиг, и Никита Хрущёв. Список можно продолжать бесконечно. Такое количество знаменитых дисграфиков показывает, что письменная речь – процесс весьма сложный и очень часто «выходит из строя», но способен компенсироваться другими сильными сторонами личности. Главное – не клеймить таких людей и не считать их отсталыми; впрочем, они и сами могут доказать это своими достижениями.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *