Деятельность ездры

LXII. Ездра и Неемия

В седьмое лето Царя Персидского, Артаксеркса Лонгимана, Эздра, ученый священник, по особенной благодати Божьей, которая назначала его к утверждению своего народа и сохранению священных писаний, получил в Вавилоне, от Царя и всех вельмож, богатые дары для храма Господня, и милостивый указ, по коему облекался чрезвычайной властью в своем народе. Он был уполномочен препроводить сограждан, оставшихся в земле Халдейской, в Иерусалиме, со священными сосудами и дарами, требовать от казнохранителей царских, за Евфратом серебра на украшения и разные потребности для священнодействия, наблюдать во всей Иудее за сохранением закона Божия, поставлять судей и наказывать преступников; все же священники и Левиты освобождались от всякой дани. По сему полномочию, Эздра собрал более тысячи семисот спутников, уговорил идти с собой еще несколько священников, Левитов и певцов, и, вышедши с ними в поле, вооружил их постом и молитвой, против опасностей предлежавшего пути. Хотя он должен был нести с собой большие сокровища, однако не просил себе от Царя охранных воинов, чтобы показать свою надежду на Бога, и благополучно достиг Иерусалима, где по принесении благодарственных всесожжений Господу, вступил в свое чрезвычайное служение.

Услышав от старейшин, что многие из народа и даже священники вступили в непозволительное супружество с иноплеменными, которое строго запретил Моисей, Эздра разодрал на себе одежды, терзал волосы и потом, во время вечерней жертвы, с трепетом и слезами падши на колена, исповедывал сие преступление с такой силой, что собравшийся вокруг него народ, тронутый обличениями праведного мужа, которые изливались в его пламенной молитве, к Богу отцов своих, клялся содействовать ему в восстановлении завета с Богом. Эздра взял клятву сию и с князей, священников и Левитов, и между тем, как он постился и плакал в уединении, объявлено было по всей Иудеи, что тот потеряет имение и отлучен будет от сонмища, кто чрез три дня не явится в Иерусалим. В назначенное время все Иудеи с трепетом собрались ко храму, и приняв обличение от Эздры, обещали совершенное послушание; в следствии сего, действиями старейшин и судей, расторжено было, в три месяца, более ста незаконных супружеств.

Между тем большая часть Иерусалима находилась в развалинах, до двадцатого года царствования Артаксеркса. В сие время был в Сузах, при дворе царском, виночерпием некто Неемия, происходивший, как полагают, от рода Царей Иудейских. Услышав от своих единоплеменников, о печальном состоянии отечественного града и бедственном положении живших там Иудеев, он провел многие дни, в плаче и посте, и молитвенно взывал к Богу отцов своих, о милости к согрешившим, ради завета, данного им чрез Моисея. Случилось однажды, что Неемия подавал вино Царю, и Царь, заметив грусть на лице его, спросил о причине скорби; смутился виночерпий и отвечал: «о Государь, как не быть мне прискорбным, когда опустел град, в котором были дома, а ныне гробы отцов моих, и врата его сожжены огнем! Если же заслужил я милость пред тобой, пошли меня в город гробов отцов моих предков, и я вновь созижду его.» Милостиво выслушал Царь прошение Неемии, спросив его только о времени, когда возвратится? И отпустил в Иерусалим, с охраной стражей и с повелением к воеводам своим, за Евфратом, чтобы дали ему, сколько потребует дерева, для городских стен и для собственного дома его.

Неемия пришел в Иерусалим и в первые три дня никому не открыл того, что положил ему в сердце Бог, для блага Израиля, но с немногими людьми объехал ночью вокруг развалин. В глубокой тишине выехал он, во врата юдоли Иосафатовы, к устью источника, и подъехал ко вратам гнойным, размышляя о стене Иерусалима, разоренной и о вратах его, сожженных огнем; потом приблизился ко вратам источника и купели царской, и не было, где пройти коню его, между обломков; он поднялся на стену над потоком, и возвратился опять во врата юдоли; но никто из стражей не знал, куда ходил он и что делал, потому что Неемия сохранил глубоко тайну. После сего сказал он священникам и старейшинам: «вы видите, в каком мы бедствии и как опустошен Иерусалим; созиждем вновь стены, да избавимся от позора.» Тогда объявил им милостивый указ Царя; обрадовались старейшины и народ и дружно приступили к делу. Прежде всех Первосвященник Елиасив, с братьями своими священниками, соорудил врата овчие и, освятив их, обновил прилежащие к ним стены; примеру его ревностно последовали другие старейшины и Левиты, и разделили между собой по частям всю ограду, башни и врата.

Позавидовали успеху Иудеев давние враги их, племени Аммона и Моава, Санавалат и Товия и Гисам Аравитянин, и старались всеми средствами остановить строение стен, сперва упреками, что Иудеи хотят возмутиться против Царя, потом же насмешками о непрочности обгорелых стен, которые будто бы могла разорить под собой и взбежавшая на них лисица; но Неемия молил Господа обратить поругание сие на собственные их головы. Когда же услышали враги, что уже часть стен возникла из развалин, они подошли с оружием к Иерусалиму, и смутились их ополчением Иудеи, которые не надеялись иметь довольно сил, чтобы отразить их и продолжать строение. Один Неемия не упал духом и, вознося теплые молитвы к Богу, держал на стенах стражу днем и ночью, чтобы нечаянно не напали враги, а позади стен расположил вооруженных людей, готовых к отражению и возбудил мужественным словом воинов и воевод, чтобы не страшились неприятеля, но помнили бы Господа Бога своего, страшного и великого, и сражались за братий своих, за сынов, дочерей и жен своих и за дома. Когда услышали враги, что обнаружены их замыслы, они отложили нападение; с тех пор дна половина жителей продолжала работу, а другая, в полном вооружении, с воеводами своими, готовилась к битве; носившие бремена носили вместе и оружие, одна рука клала камни, другая держала меч, и трубные гласы раздавались посреди работающих, потому что от большого пространства созидаемых стен, Неемия велел рассеянным людям собираться по первому зову трубы на то место, где угрожала опасность; таким образом, никто не снимал с себя оружия, ни одежды, посвящая день на работу, а ночь на стражу.

В пятьдесят два дня совершены были все стены; услышав о счастливом их окончании, Санавалат и его сообщники искали коварно умертвить Неемию, и стали вызывать его на совещание в поле как бы для того, чтобы отклонить от него подозрение, будто хочет он сделаться Царем в Израиле. Но не послушал их Неемия, не поверил и двум лжепророкам, Самею и Ноадию, которых подкупали они, чтобы устрашить его и присоветовать ему заключиться в храме, для избежания опасности. «Человеку на месте моем не должно бежать, а если и скроюсь, не найду себе спасения,» отвечал мужественный Неемия, и продолжал действовать, с той же осторожностью, потому что имел много завистников и посреди облагодетельствованного им народа. Для лучшего ограждения пространного, но малолюдного города, он запретил отворять ворота его, до восхода солнечного, и сделал перепись, для умножения народонаселения, перевел в него из окрестных селений, по одному человеку с десяти, которые избраны были по жребию. О окончании стен, собрал Неемия священников, Левитов и весь народ, для торжественного их обновления; он возвел на стены старейшин и разделил певцов на два клира, для воспевания хвалы Богу Израилеву. Одна часть священников и Левитов следовали на восток; с ними был Эздра, а другая половина, с Неемией, пошла в противоположную сторону стены; оба хора встретились против храма и вместе восхвалили Господа, громкими гимнами, по чину песней Давидовых; потом принесены были обильные жертвы и в духовной радости проведен был остаток дня.

В праздник новолетия, весь народ, собравшись в Иерусалиме, просил ученого священника Эздру, прочесть ему вслух книгу закона Моисеева. На площади, пред водными вратами, став на возвышенном амвоне, посреди сонма мужей и жен, Эздра прежде всего благословил Господа Бога великого, и все люди, воздев руки, преклонились на землю при имени Божьем; потом продолжал он читать, от утра до полудня, священные книги, во услышание всем, а подле него стоявшие, священники и Левиты, поясняли людям слова писания; плакал народ, внимая чтению закона, но Эздра, Неемия и Левиты удерживали его от плача, ради священного торжества; они велели всем людям вкусить пищу и разделить её с неимущими, чтобы укрепили себя радостью Господней.

На другой день собрался народ к Эздре, прося его истолковать слова закона, и поелику найдено было в них, о празднике кущей, который надлежало провозглашать трубами повсеместно, Эздра велел идти всем на гору Элеонскую и принести ветви маслин, пальм и кипарисов, для устроения кущей; исполнил повеление народ и устроил себе кущи, при каждом дворе; и во дворе храма Божия стояли кущи, в течении восьми дней, во время коих не переставали по обычаю читать книгу закона. В двадцать четвертый день сего месяца, собрался народ, в посте и вретище, с пеплом на голове, для единодушного исповедания грехов своих и беззаконий отеческих; Левиты возбуждали его к достойному хвалению имени Божия, а Эздра произнес пред сонмом вдохновенную молитву к Господу, Творцу неба и земли и всей твари, видимой и невидимой, который избрал Себе народ в Аврааме и дал ему закон чрез Моисея, рукой сильной извел из Египта, в землю обетованную и там, испытав многими бедствиями, предал наконец за нарушение завета плену Вавилонскому. Глубоко чувствуя вину и наказание, Эздра, укрепил завет Израиля с Богом отцов его, новой клятвой, о исполнении всех заповедей, до малейшего обряда, и старейшины засвидетельствовали письменно клятву сию.

Пользуясь данной от Царя властью, Неемия старался также, с помощью Эздры, искоренить различные злоупотребления, и дать силу закону. Услышав жалобы бедных на притеснение от богатых, он клятвой обязал последних возвратить взятый с них рост и завладенные имения. В тридцать второе лето Артаксеркса Неемия должен был возвратиться в Вавилон: но чрез год пришед опять в Иерусалим, изгнал Товию Асимонитянина, которому священник Елиасив, по родству, дал жилище во дворе храма; он восстановил десятины, обличил нарушителей субботы, и прекратил в сей день торги, посредством заключения городских ворот; нашедши разноплеменные супружества и детей, говорящих смешанным языком, проклял и наказал виновных, и в том числе таковых одного священника, зятя Санаваллатова, удалил из города.

ПАРАЛИПОМЕНОН

Паралипоменон (греч. παραλειπομενων — «книги о пропущенном»), название двух ветхозаветных исторических книг Библии, которые в еврейской Библии, а за ней и в Вульгате, называются «летописью» и помещаются вслед за книгами Царств. Название «Паралипоменон» — греческое, усвоенное в греческом переводе Библии семидесятью толковниками, и указывает на то, что содержимое данных книг является дополнением к предшествовавшим книгам Царств.

Первая книга Паралипоменон

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Вторая книга Паралипоменон

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Названию этому вполне соответствует содержание этих двух книг. В них содержится летопись еврейских царей, которая, сделав краткое изложениe генеалогии еврейского народа от Адама, излагает судьбу его царей как во время монархии, так и по разделении на два царства, до освобождения Киром евреев из вавилонского плена. Этот же период обнимается и книгами Царств, с той разницей, что в последних летопись ведется систематичнее и имеет все признаки большей обработанности, а книги Паралипоменон представляют отрывочную летопись, части которой не уравновешены между собой и, по-видимому, составились из ряда летописных записей, принадлежавших различным писателям. Местами повествование книг Паралипоменон почти буквально совпадает с повествованиями книг Царств, но иногда встречаются разногласия, которые давали отрицательной критике повод подвергать сомнению их подлинность или вообще принадлежность к канону св. книг. При ближайшем, однако, рассмотрении разногласия оказываются призрачными, а общий тон книг настолько соответствует духу Библии, что достаточно оправдывает признание их каноническими.

Авторство

Об авторе этих книг и времени их происхождения ничего не известно. Можно думать, что они составлены, из прежних записей, Ездрой при собирании им канона св. книг, хотя есть признаки дополнения их и позднейшей рукой (напр. 1 Пар. 3, 19 — 24, где генеалогия проводится дальше времени Ездры).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Ездра

Ездра (помощь):

а) (I Езд. VII, 1) – сын Сераии и потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии. Все, что известно об Ездре, заключается в 4 последних главах I книги Ездры и в VIII и XII главах книги Неемии. Из этих мест мы видим, что Ездра, происходивший из рода Ааронова, был благочестивый и ученый священник, живший в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане; далее в них говорится, что он в седьмой год царствования означенного государя получил дозволение отправиться в Иерусалим и взял с собой всех евреев, которые пожелали возвратиться в свое отечество, а также священников, левитов, певцов и др. Число лиц, пожелавших сопровождать Ездру в Иудею, простиралось до 1734 человек (I Езд. VIII, Неем. VII). Путешествие их из Вавилона в Иерусалим продолжалось четыре месяца. Прибывши в Иерусалим, говорит свящ. писатель, мы пробыли там три дня. В четвертый день мы сдали весом серебро и золото и сосуды в дом Бога нашего, все счетом и весом. И все взвешенное записано в то же время (IЕзд. VIII, 33–34). Эти приношения были назначены для будущего Иерусалимского храма и для приобретения жертвенных животных.

Затем Ездра вступил в отправление своего служения и весьма много содействовал водворению благоустройства и порядка в народе и сохранению закона Божия во всей его чистоте. Узнав, что не только простые евреи, но даже левиты и священники, в противность закону Моисееву, вступали в брак с язычницами, он явил в этом случае особенную ревность по Боге и законе Его и обязал народ и священников клятвой оставить незаконные супружества, вследствие чего тогда же было расторгнуто более ста незаконных супружеств (I Езд. IX, X). Его молитва, произнесенная при сем случае, была так трогательна, что весь народ горько плакал.

Повествованием об означенном благочестивом благоустройстве биография Ездры прерывается несколько внезапно. О нем ничего не говорится более в продолжение 13 лет до самого прибытия Неемии в Иерусалим (Неем. II:11, V:14, Неем.VIII). Вероятно, все означенное время Ездра пробыл в Персии и при Неемии, в 20-й день царствования Артаксеркса, снова возвратился в Иерусалим.

Об участии Ездры в восстановлении стены Иерусалимской особенным попечением Неемии (II, III, IV, VI) не говорится, но при освящении оной о нем говорится ясно (Неем. XII, 26–36). Ездра взошел с начальствующими в Иудее на стену и в этот радостный для иудеев день, в присутствии всего народа, собравшегося на улице, вслух его при крайнем всеобщем благоговении и внимании громко читал слова книги Закона, а так как он читал на подлинном еврейском языке, то другие присутствовавшие при сем священники переводили его слова на халдейский язык, бывший в Вавилоне туземным и общим для пленных иудеев. Это значительно облегчало труд Ездры, который читал с утра до полдня, что, впрочем, продолжалось и на следующий день. Чтение книги Закона сопровождалось торжественным отправлением праздника Кущей, продолжавшимся восемь дней, причем Ездра каждодневно читал и объяснял народу Закон (Неем. VIII, Неем.IX, Неем.X).

Спустя несколько времени после сего, по свидетельству Флавия, Ездра умер в старости и с великолепием был погребен в Иерусалиме. По преданиям иудейским, он умер при последнем возвращении из Иерусалима в Персию и погребен на границе Персии в Нехар-Самора, на Нижнем Тигре, где и доныне указывают его гробницу.

Между другими великими подвигами, совершенными Ездрой для блага своего отечества, по словам Придо (Prideau), особенно обращают на себя внимание два важных его деяния, именно: восстановление обрядности закона иудейского по древним обычаям, бывшим в употреблении у иудеев до плена Вавилонского и согласным с указаниями пророческими, и затем собрание и соединение священных ветхозаветных книг в один состав – установление канона их; причем он, несомненно, исправил ошибки, вкравшиеся в бывшие в употреблении списки по небрежности или по неведению переписчиков, и заменил устарелые названия местностей наиболее современными. Кроме сего, Ездра признается писателем I и II книг Паралипоменон, I кн. Ездры и второй части оной – книги Неемии. Ему также приписывают учреждение Великой Синагоги и других синагог и введение в употребление в Свящ. Писании халдейского способа письма;

б) (Неем. XII, 1, 13) – один из начальных священников, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем и Иисусом, но умерший еще до времени Неемии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *