Дети Петра и Февронии

Дети Петра и Февронии.

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Дети Петра и Февронии.

(отрывок из статьи о Петре и Февронии).
Дети «бездетной четы»

Еще одним камнем преткновения, и, кстати, не только для светских критиков, но и для некоторых православных, является отсутствие в «Повести о Петре и Февронии» упоминания об их детях. Приходится встречать даже в работах современных богословов мысль о том, что святые Петр и Феврония якобы специально отказались от телесного супружеского общения ради сугубого подвига воздержания и целомудрия. А враждебно настроенные критики используют отсутствие в житии информации о детях четы как контраргумент в полемике с православными: дескать, какие же это покровители семьи, если они сознательно отказались от деторождения?

Начнем с того, что для средневекового русского властителя бездетность являлась большой трагедией. Выше я упоминал о том, что некоторые правители ради рождения наследника даже шли против совести и канонов Церкви. Особенно тяжелой проблемой была бездетность для князя времен феодальной раздробленности. Каждый князь хотел, чтобы его сыновья и внуки и дальше управляли его наделом. В противном случае после смерти князя княжество могло перейти к его родственникам, которые подчас являлись его врагами. Никто из князей, хотя бы из чувства ответственности перед народом и вверенными ему землями, не стал бы сознательно отказываться от продолжения рода – даже ради подвигов целомудрия. Очень маловероятно, что на это пошел бы и святой Петр Муромский.

Заметим: факт наличия детей у благочестивой муромской четы, который почему-то отрицают даже некоторые церковные писатели, является совершенно неопровержимым с исторической точки зрения.

В первой части статьи я уже говорил об исторической идентификации святых Петра и Февронии, и историчность этих муромских князей подтверждается большим количеством весьма авторитетных источников.

О детях благоверных князей Муромских свидетельствуют и «Родословная муромских князей», и «Родословная Владимирско-Суздальских князей», и «Лаврентьевская летопись», и жития благоверного князя Святослава Владимирского и его сына благоверного князя Димитрия… Кстати, святой князь Святослав был зятем Петра и Февронии, а благоверный князь Димитрий – их внуком.

У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия

У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия. Также известны имена их внуков: Ярослав – сын Юрия; Иоанн и Василий – дети Святослава – и сын Евдокии Димитрий.

Князь Юрий принял Муромское княжество в 1228 году, был смелым воином, сражался против мордвы, согласно Новгородской летописи, бился с Батыем. В 1230 году он погиб, сражаясь с монголами.

Святослав в 1220 году вместе с отцом участвовал в походе против волжских булгар. Лаврентьевская летопись говорит, что он умер в 1228 году, на пасхальной неделе, за несколько дней до праведной кончины своих родителей.

Дочь Петра и Февронии Евдокия вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – князя Святослава. Кстати, летопись говорит, что ее отец, князь Муромский, был на этой свадьбе. У Евдокии родился сын Димитрий, который после смерти отца стал князем Юрьев-Польским. Мне удалось побывать в этом чудесном маленьком городе, ныне немного запущенном, но по-прежнему прекрасном, с древними монастырями, храмами и другими памятниками старины. И там хранят память о юрьевском князе Димитрии – внуке Петра и Февронии.

И зять Петра и Февронии Святослав, и внук Димитрий были прославлены Церковью как святые благоверные князья.

Почему же «Повесть о Петре и Февронии» не дает нам сведений о детях святых князей, несмотря на то, что их имена были очень хорошо известны во времена ее написания? Думаю, такой пробел объясняется довольно просто. Жития святых, как правило, сообщают о детях подвижников тогда, когда они каким-то образом принимали участие в их подвиге или же сами являлись святыми. В житии Петра и Февронии, составленном святителем Димитрием Ростовским, не упоминается об их детях скорее всего также по этой же причине. А святитель Филарет пишет только об одном сыне муромской четы – Святославе; можно предположить, что он интересен составителю жития потому, что умер на одной пасхальной седмице со своими родителями.

День кончины или именины?

Петр и Феврония Муромские с житием. Икона. Русь. 1618 г. Петр и Феврония Муромские с житием. Икона. Русь. 1618 г.Как нам известно из «Повести о Петре и Февронии», из всех их житий, а также из летописных источников, благоверные князья отошли ко Господу в один день. Святитель Филарет, опираясь на исторические документы, говорит, что почили они в апреле, на пасхальной седмице 1228 года и, согласно их завещанию, были погребены в одном гробе. Он не упоминает о том, что неразумные люди хотели нарушить завещание святых и положить их в отдельных гробах, а они каждый раз вновь оказывались вместе. Но это совершенно не означает, что данный эпизод является вымышленным: в житиях святых мы находим описание гораздо более великих и непостижимых чудес. Житие, составленное святителем Филаретом, довольно кратко; его задачей было подвергнуть «Повесть…» Ермолая-Еразма критическому историческому анализу и по возможности отобрать проверенные и максимально достоверные факты.

Почему же мы празднуем день преставления благоверных Муромских князей не весной, в апреле, а 25 июня по старому стилю (соответственно, 8 июля по-новому)? Святитель пишет: «Если по летописи скончались в апреле, то 25-й день июня надобно признать за день открытия мощей». То есть он полагает, что день празднования кончины святой четы (чтобы не делать его из-за пасхальной недели днем переходящим) просто приурочили к дню обретения мощей. Но это только предположение. Ни во времена святителя Филарета, ни тем более в наши дни не было выяснено, в какой точно день открыли мощи.

По поводу памяти святых Петра и Февронии именно 25 июня (8 июля) у меня есть своя версия. Очень часто, когда точный день памяти святого нам неизвестен, празднование его кончины устанавливают в день именин. В церковном календаре мы можем найти множество святых с одинаковыми именами, но живших в совершенно разное время, память которых приходится на один и тот же день. 25 июня – это день преподобномученицы Февронии девы, святой IV века. Она небесная покровительница благоверной Февронии Муромской – другой Февронии в месяцеслове нет. А вот святых с именем Петр достаточно много. Поэтому, не зная точного дня смерти муромских чудотворцев, установили день их памяти праздновать 25 июня.

Дни церковных праздников – это далеко не всегда точная дата какого-то исторического события. Мы знаем, что даже дата Рождества Христова условна, а Пасха вообще переходящий праздник.

Существует абсолютно ложное мнение, что день почитания святых Петра и Февронии как небесных покровителей семьи и супружества – это совершенно новое, современное веяние. Дескать, захотели придумать русский аналог дню святого Валентина, вот и установили в 2008 году День семьи, любви и верности. Да, в наше время день святых Петра и Февронии приобрел особое значение. Строятся новые храмы этим святым, устанавливаются памятники, все больше людей празднуют их память, а главное – начинают молиться им. Но Петр и Феврония почитаются как покровители семьи уже давно. В XIX веке святитель Филарет писал, что святые князья «в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их». И к святым Петру и Февронии обращались за помощью в семейной жизни еще задолго до века XIX-го.

Еще немного о легендах и мифах

Некоторые исследователи, в основном филологи и культурологи, любят сравнивать «Повесть о Петре и Февронии» с кельтскими и другими западноевропейскими легендами, особенно с романом о Тристане и Изольде. И действительно, при желании можно найти в древнерусской «Повести…» нечто сходное с этим рыцарским сказанием. Что это? Действительно ли «Повесть» Ермолая-Еразма вобрала в себя европейские легенды, каким-то образом проникшие на Русь, или это просто случайное совпадение?

Начнем с того, что священник Ермолай собирал материалы для написания жития святых благоверных князей в муромских и рязанских областях, то есть в среднерусской полосе. Это сказания даже не Киевской, а Владимирской Руси. Очень сложно предположить, что во времена, когда проникновение иностранцев в центральную часть России было минимальным, во владимирские края были завезены какие-то западные легенды.

Существует немало работ, где приводится сравнительный анализ «Повести…» и романа о Тристане и Изольде. Я прочел довольно много статей на эту тему, но ни в одной из них не нашел объяснения этим совпадениям. Академик Д.С. Лихачев в работе «Повесть о Петре и Февронии Муромских» нисколько не настаивает на каком-то заимствовании западных легенд. Он восхищается «Повестью…», ее удивительным поэтическим языком, образами и пишет о том, что «есть что-то общее… с западноевропейским средневековым повествованием о Тристане и Изольде». Но так ли похожи два этих сказания?

«Повесть о Петре и Февронии» – о супружеской любви и верности; роман «Тристан и Изольда» – о супружеской измене и блудной страсти

Я еще раз перечитал роман о Тристане и Изольде в изложении Жозефа Бедье. Скажу честно: если не ставить задачи найти в нем параллели с еразмовой «Повестью…», можно вообще не заметить какой-то общности двух этих произведений. Во всем романе мне видятся только два эпизода, сходных с теми, что есть и в жизнеописании муромских князей. Тристан тоже побеждает дракона и заболевает от его яда, положив драконий язык к себе в карман. Его находят без сознания, приносят в дом Изольды, но лечит его не она, а ее мать, королева: именно она готовит снадобье, а Изольда лишь помогает ей. И второй сходный момент – это смерть Тристана и Изольды: они также умирают в один день. При этом роман Бедье – довольно объемное произведение, в несколько раз больше «Повести…». Тристан совершает разные подвиги (убийство дракона не самый главный из них), с ним и Изольдой происходит масса событий, совершенно непохожих на события жизни Петра и Февронии. Сюжет легенды очень хитро сплетен, да и Изольда вообще не одна – в романе целых две Изольды. И самое главное: «Повесть о Петре и Февронии» – это гимн супружеской любви и верности. Свою любовь супруги проносят через всю земную жизнь, а потом имеют ее продолжение в вечности. А рыцарский роман о Тристане и Изольде – совсем наоборот: это повесть о супружеской измене, о блудной страсти. О двух любовниках, которые не могут быть вместе и соединяются, умирая в один день. Кстати, существуют версии романа, из которых убрана эта печальная концовка.

Не будем подробно останавливаться на драконе. Сказания о змеях и змееборцах есть у многих и многих народов. С драконами боролись не только на Руси и в Западной Европе, но и в Иране, Вавилоне, Греции, не говоря уже о Китае, Японии и Индии. С кем только не сравнивали, к примеру, святого Георгия, победившего змея! Откуда берутся сказания о драконах, мы уже говорили в первой части статьи. Змей, дракон – любимая личина диавола в древности, потому у многих народов дракон – воплощение зла (хотя и не везде; в некоторых странах драконов обожествляли, но, тем не менее, сражались с ними). Существует и теория о том, что драконы – это сохранившиеся древние ящеры.

Гораздо важнее объяснить схожесть кончины персонажей кельтской легенды и русских святых. Но прежде всего не будем забывать, что, в отличие от вымышленных героев романа, Петр и Феврония – реальные люди, и их кончина в один день не вымысел, а исторический факт. Далее: в романе Бедье Тристана и Изольду кладут справа и слева от часовни, а потом вырастает терновник, который соединяет две их могилы. И если здесь это лишь красивый поэтический образ, то совместное погребение Петра и Февронии – это, опять-таки, реальность: они действительно были похоронены вместе. По приказу Ивана Грозного над могилой святых была построена церковь Рождества Богородицы. Они лежали вместе под южной стороной церкви. Позже их мощи открыли и перенесли в сам храм. Сейчас они почивают в женском Троицком монастыре, куда были перенесены уже в наше время.

Что же касается мотива смерти горячо любящих друг друга людей в один день, то он не европейский и не русский, а всечеловеческий. К.Г. Юнг называл это «коллективным бессознательным». Есть «коллективное бессознательное», присущее отдельному этносу, а есть общечеловеческое бессознательное. Все человечество создано Богом как единый человеческий род, и при всех этнических и культурных различиях у всех народов очень много общего. Поэтому неудивительно, что в похожих ситуациях мы одинаково мыслим и в нашем сознании всплывают очень близкие образы. В подтверждение того, что мотив о смерти в один день общий для совершенно разных народов, можно привести поэму тюркского автора XV века Алишера Навои о двух влюбленных «Лейли и Меджнун». Вот строки из нее, рассказывающие об их смерти: «Возлюбленная руки подняла, / возлюбленному душу отдала. / Возлюбленный склонился не дыша, / к возлюбленной ушла его душа».

Мы знаем, что Петр и Феврония имели горячее желание уйти вместе и просили Бога, «чтобы в одно время умереть им». И Господь исполнил прошение двух любящих сердец.

Еще немножко об удивительных совпадениях, общечеловеческих образах и коллективном бессознательном. Есть работы по исследованию происхождения мифов, в которых можно найти очень интересные сравнения. Вот европейская легенда о короле Артуре: в Лондоне, в центре города, была часовня; возле нее лежал камень с торчащим из него мечом; меч, который никто не мог извлечь, вынул юноша Артур; спустя какое-то время рука Владычицы озера, появившись над водами, даст ему меч Экскалибур. А теперь вьетнамская легенда: дворянину Ле Лою духи повелели возглавить восстание против китайских захватчиков; из озера, возле которого он жил, выплыла гигантская черепаха с мечом во рту. Герой берет этот меч, с помощью чудесного оружия прогоняет китайцев и становится королем. Похоже? Это будет покруче, чем Тристан и Изольда.

***

Подведем некоторые итоги. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – прекрасное и весьма поучительное произведение древнерусской словесности. За века «Повесть…» прочно вошла в церковный обиход и пользуется большой популярностью и авторитетом у православного народа. Да, она не вошла в макарьевские Четьи-Минеи, но была включена в другие сборники житий, такие как Годуновские и Милютинские Минеи.

Мы не находим в ней каких-то явных нелепостей и искажений церковного учения. Можно сказать, что единственной фактической ошибкой «Повести…» является путаница с княжескими именами.

Церковь – это живой организм, она сама отторгает все вредное и принимает то, что приносит пользу.

Составляя жизнеописания святых, никто и никогда не стремился к абсолютной, документальной точности. Важно было другое: духовная достоверность жития. В «Повести…» отца Еразма много литературности, но ведь и знаменитые «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского тоже весьма литературны. Лирические отступления, подробности, диалоги, молитвы, которые он влагает в уста святых, имеют явно художественный характер. Кроме исторических данных в его житиях обширно используются и народные сказания о подвижниках.

На димитриевских Четьях-Минеях воспитаны многие поколения наших православных предков. Люди веками читали житийную литературу и получали духовную пользу. «Повесть о Петре и Февронии» тоже приносит многим назидание, духовное утешение и служит учебником супружеской любви и верности.

Протоиерей Павел Гумеров

24 марта 2017 г.

© Copyright: Наталья Алексеевна Исаева, 2017.

Другие статьи в литературном дневнике:

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Образцовые семьи — какие они в жизни?

Словосочетание «образцовая семья» вызывает перед глазами картинку, будто из рекламы какой-нибудь еды. Светловолосое семейство, непременно с двумя детьми, наслаждается обедом на природе. Кажется, что у этих людей не бывает болезней, финансовых трудностей, неудач… Реальность доказывает, что образцовые семьи — другие. Самые счастливые пары прошли через многие трудности. Мы решили спросить у психолога: в чем секрет по-настоящему счастливых семей?

Евгения и Олег, вместе 18 лет

Женя:
— Мои родители очень обрадовались, что я выхожу замуж за доктора. А я, будучи еще молоденькой выпускницей юридического, прекрасно понимала: врачи зарабатывают мало. Первый период был сложным, как у всех пар. Хотелось жить независимо от родителей, а нормальной работы не было. Я зарабатывала больше мужа. Подруги говорили: что это такое — ты сама пашешь, а муж твой приносит копейки. А вдруг ребенок появится, что тогда? К счастью, ребенок появился очень быстро. Анечка родилась уже на втором году брака. Олег работал в государственной больнице. Я сидела с малышкой. У нас была съемная двушка, до работы муж ехал на электричке. Положа руку на сердце, хоть вы, наверное, не поверите, признаюсь: я никогда не «пилила» мужа насчет денег. Никогда даже не намекала ему на то, чтоб он сменил род занятий. Мы ни разу не ссорились из-за денег, хотя жили откровенно плохо. Я гордилась тем, что он у меня врач — спасает человеческие жизни. Через несколько лет я наткнулась на вакансию юридического журналиста. Грамотность у меня всегда была стопроцентная, писать я люблю. «Почему бы и не подработать?» — подумала я. Написав несколько статей, я убедилась: это хороший источник дохода. С тех пор немногое изменилось, хотя прошло уже 12 лет. Муж стал зарабатывать, конечно, больше, но все равно основной доход семьи лежит на моих плечах. Сейчас надо платить за Анин университет — она тоже пошла в медицину, как папа. Но я счастлива, горжусь своим мужем. Я-то занимаюсь пустяками, а от рук моего мужчины зависит человеческая жизнь. Спасибо судьбе, что она послала мне сразу двух прирожденных врачей — дочку и супруга.

Психолог Михаил Лабковский:
— Секрет счастья Олега и Евгении заключается в том, что они изначально не страдали от разрушительных амбиций. Женя понимает, что замужество — это взаимодействие, а не распределение ролей согласно древним стереотипам. Пары из моей практики, которые проходили через подобное, сами и рушили свой брак. Жены всячески показывали своим мужьям, что они не довольны финансами семьи и тем, что больше зарабатывают. Мужья тоже страдали: пытались доказать своим женщинам, что они «настоящие мужчины», которые могут самостоятельно обеспечить семью. Результат — полное непонимание потребностей друг друга, комплексы вины, неудовлетворенность собой, а в конце — развод. Они — образцовая семья.

Виктор и Татьяна, вместе 14 лет

Татьяна:
— В детстве я мечтала о сказочном и заботливом принце. Думала, что семья — это бесконечная романтика. Что муж с женой обязаны постоянно флиртовать друг с другом, чтобы сохранить чувства любви. Но действительность оказалась совсем другой. Витя был моим другом детства. Еще в школе я поняла: нет в мире человека, с которым мне более комфортно. Но в голове никак не укладывался образ Вити как героя-любовника: мы знаем друг друга вдоль и поперек, делаем все вместе, шутим, играем, утешаем в моменты трудностей. Каждый новый кавалер воспринимался моим другом враждебно: этот парень со мной слишком груб, тот — недостаточно хорош собой, этот — бесперспективный… Однажды я в шутку сказала: «Раз тебе не нравятся все те ухажеры, которых я себе сама нашла, может, ты подкинешь мне более интересную кандидатуру? Ведь уже охота замуж…» Витя подкинул свою кандидатуру. Без всяческих роз и колец он сказал: «Танька, мы с тобой — два сапога пара. Зачем искать себе половинку, если мы с тобой еще с детского сада — одно целое?» Я расхохоталась тогда. А через год вдруг поняла: это и есть любовь. Любовь не стихи и громкие признания, не прогулки под луной. Любовь — это чувство, что у тебя есть родной, близкий человек. Действительно, ближе Вити у меня никого не было. Когда мы поженились, наши отношения не изменились ни капли. Мы все так же дружили. Пожалуй, благодаря нашей дружбе мы избежали всех бытовых сложностей. Мы понимаем друг друга с полуслова. С тех пор мы не расставались больше чем на одну неделю. Я езжу с Витей во все командировки. Если подруга приглашает к себе, Витя идет с нами. Я просто не могу без него. А влюбленность родилась сама. Это случилось, когда я забеременела. Вдруг он стал таким заботливым, таким романтичным. Вдруг мне по-настоящему «вскружило голову». Это чувство не отпускает меня уже десять лет.

Психолог Михаил Лабковский:
— Вот замечательный пример образцовой семьи. Эта пара умеет действовать сообща. Дружба — одна из сильнейших основ для благополучной семьи. Ведь именно чувство дружбы удерживает вместе супругов, помогает им пережить всяческие кризисы. Кстати, очень часто «романтическая любовь» появляется не сразу, а спустя несколько лет брака. Это происходит потому, что люди внезапно осознают, сколько тепла и доброты они получили от своего партнера.

Анастасия и Алексей, вместе 9 лет

Анастасия:
— Наш брак нельзя было назвать изначально идеальным. Он был самым обычным. С ссорами, ревностью, «бытовухой». Познакомились на работе, поженились через полтора года. Всякое бывало у нас: и скандалы, и измены, даже расставание на несколько месяцев. Но 7 лет назад мне поставили страшный диагноз — рак молочной железы. Дальше — ампутация груди, больница, химиотерапия. Я никогда не подумала бы раньше, что мой муж столько для меня сделает. В одну секунду из усталого, вечно конфликтующего и нервного мужчины он превратился в самого заботливого в мире спасителя. После работы он бежал ко мне в палату. Когда впервые он вынес мою утку, я поразилась до слез. Леша дежурил у меня ночами. Доставал мне дорогущие лекарства. Главное, он вел себя так, будто ничего страшного не происходит. Только потом я узнала, что он, мужчина, плакал по ночам. Полтора года моей болезни были самым изнурительным испытанием в нашей жизни. Не буду вдаваться в физиологические подробности, но Леша абсолютно не брезговал моим больным телом. Он заменил мне санитара. Стал жить ради одного — чтобы я поправилась. Я уже полностью здорова, могу позабыть о том кошмаре. Какой бы ужасной ни была онкология, она-то и спасла нашу семью. После того как меня выписали, мы стали по-настоящему близки. Кажется, побоявшись меня потерять, муж понял, насколько я ему дорога. Мы простили друг другу все старые обиды. Даже не простили, а просто позабыли их.
У нас растет сын. С Лешей мы больше не ссоримся. Я наконец обрела полную уверенность в своем мужчине: пока он рядом, мне ничего не грозит.

Михаил Лабковский:
— Пройдя через серьезные жизненные испытания, супруги часто начинают друг друга понимать. Болезнь или другие нешуточные трудности — это экзамен. Проверка на прочность союза. Если союз изначально был слабым, вряд ли болезнь бы его укрепила. Но у пары Алексея с Настей был большой потенциал, чтобы стать образцовой семьей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *