Державин, кто это?

Николай Державин: Мы — свидетели благодатных перемен

Редакция ПРАВМИРа от всего сердца поздравляет Николая Ивановича Державина с юбилеем и в день его 50-летия желает ему сил, радости и помощи Божией во всех начинаниях!

С Николаем Ивановичем Державиным мы все знакомы заочно. Именно он – практически бессменно комментирует все трансляции рождественских и пасхальных богослужений. Благодаря его комментариям люди по всей стране и за рубежом смогли впервые открыть для себя богослужение Русской Православной Церкви. Недаром почти во всех статьях о нем говорят: «Известен в каждом доме».

Уникальная и его семья, где детей родилось одиннадцать человек, и все связали свою жизнь с Церковью.

Получить согласие Николая Ивановича на интервью оказалось делом непростым, но вот я снова в Чистом переулке.

Николай Иванович Державин Родился 15 мая 1962 г. в с. Мало–Ишуткино Исаклинского района Куйбышевской области. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию, в 2003 г. — Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».

С 1991 г. — продюсер и комментатор телевизионных трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений, ведущий телепрограмм «Ортодокс» и «Православная энциклопедия» (ТВЦ), автор и ведущий телевизионного цикла «Монастыри Русской Православной Церкви».

Референт Святейшего Патриарха Алексия II.

Старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

— Николай Иванович, расскажите о Вашем профессиональном пути. У вас удивительная семья, все пошли по духовной линии…

— Родился я в священнической семье в 1962 году, где было 11 детей. Современнику трудно понять, что это было за время. Родителям пришлось нелегко, но они не просто подарили нам жизнь, а еще и смогли воспитать всех детей в духе исконных традиций православия, с детских лет дали возможность напитаться церковной жизнью во всей полноте. Семейный уклад жизни был полностью подчинен православному церковному календарю: если совершалось богослужение, то все от мала до велика, даже грудные дети, были в храме. Эта жизнь была очень непростой, но насыщенной и содержательной. И если что-то в моей жизни есть ценного, то истоки этого — в Церкви и в семье.

Памятны папины именины: все идем на литургию, затем служим молебен и поем «Многая лета», потом возвращаемся домой и садимся за общий большой стол. Пасха, Рождество — это особые праздники, и уже само их ожидание было невероятно сильным детским переживанием. Были и трудности: мы жили во враждебно настроенном окружении, на нас смотрели как людей, которые мешают строить светлое будущее, как на непонятный пережиток прошлого, и это чувствовалось всегда.

Папа мой был человеком очень мужественным, горячо верующим, бескомпромиссным. По его благословению все дети участвовали в богослужении: пели на клиросе, мы со старшим братом помогали в алтаре: кадило подавать, со свечами выходить, а по законодательству это было запрещено. Отцу было непросто отстаивать право воспитывать нас в церковном духе. Со стороны власть предержащих порой даже звучали угрозы лишить папу и маму родительских прав, но они все равно считали, что дети должны быть воцерковленными.

Будучи сам человеком ревностным и преданным Церкви, папа и нам старался передать эти черты, воспитывая в готовности, если будет нужно, даже пострадать за веру. Мы видели пример искренней любви к Церкви и стояния за Правду Божию. Это нас закаляло и объединяло не только кровно, но и духовно, заложило фундамент взаимоотношений на всю последующую жизнь.

— Как воспринимали дети конфликт, который происходит между тем, что весь класс октябрята или пионеры, а вот ты почему-то нет? — Мне никогда не хотелось быть пионером, участвовать в такой идеологически окрашенной жизни. Мы понимали, что есть правда Божия, есть Церковь, есть Истина, а есть люди, которые, может быть не по своей вине, оказались сбиты с истинного пути. Их ведь так тоже воспитывали, целая система работала. Между прочим, другие дети тоже тянулись к Церкви, приходили на службу, а потом в школе их ругали и говорили: как же так?! Ну ладно, они — дети священника, а вы — пионеры, как вы могли пойти на службу?!

— Все младшие Державины связали свою жизнь с церковью?

— Да, все — теперь уже многие мои племянники — служат в той или иной форме – в сане или мирянами.

— А что было главным, решающим моментом, который помог преодолеть, избежать подростковых кризисов веры?

— Ни у меня, ни у моих братьев или сестер не было такой проблемы вообще. Может быть, это связанно с тем, что мы с детства понимали, что за свою веру нужно бороться, ее нужно отстаивать. Настрой был боевой. У нас была заведена практика домашнего чтения: садились и вслух читали жития святых. Мы выросли на этих примерах.

В библиотеке, помимо классики, было немало творений святых отцов, литературы духовно-нравственного содержания, подшивка дореволюционного журнала «Нива», была и запрещенная литература, перепечатанная на машинке, мы даже сами кое-что перепечатывали и делились со своими близкими друзьями.

Под руководством мамы часто проводили спевки, разучивали новые церковные песнопения, канты и колядки, готовили Рождественские постановки, праздничные столы, выпускали стенгазету «Домашний вестник».

Папа ловил по радиоприемнику «вражьи голоса», несмотря на то, что они глушились, и мы по воскресеньям слушали митрополита Антония Сурожского из Лондона. Я помню его голос и характерную интонацию с детства. В Санкт-Петербурге, когда я уже учился в семинарии, Владыка был гостем духовных школ и я его, наконец, увидел. Подойдя к нему под благословение, не мог не сказать: «Владыка, большое спасибо, я вырос на ваших передачах».

— Как складывалась Ваша жизнь после школы?

-После школы я учился в педагогическом училище на художественно-графическом отделении, а потом уже поступил в семинарию, затем — в академию, потом был оставлен профессорским стипендиатом при Академии, год преподавал «Историю Русской Православной Церкви» в Санкт-Петербургской семинарии, а потом оказался в Москве.

— В Москву вы приехали работать к Патриарху Алексию. А как вы с ним познакомились?

— В 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую кафедру, я учился тогда в Академии на втором курсе. Первый раз я увидел его в 1985 г., когда он, председатель Учебного комитета, приезжал в Академию защищать докторскую – большую работу по истории православия в Эстонии. Защита была публичной, в актовом зале, его все слушали, затаив дыхание.

В 1986 г. владыка Алексий стал правящим архиереем Ленинградской митрополии, а меня тогда уже привлекали к работе по линии отдела внешних церковных связей. Помню очень хорошо праздник тысячелетия крещения Руси в 1988 г. — тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые.

1000-летие Крещения Руси — документальный фильм

— И что же было таким незабываемым?

— Например, хор духовенства впервые выступал в Мариинском театре. И такие маститые протоиереи, протодьякона вышли — и как грянули в финале «Русь Святая, храни веру православную в ней же тебе утверждение»!

— Год тысячелетия Крещения Руси видимо был во многом поворотным?

— Да, конечно. Это было начало потепления в церковно-государственных отношениях. Еще было далеко до конструктивных взаимоотношений, но некие, как сейчас говорят, сигналы стали поступать. Помните, поначалу было сказано так, что тысячелетие крещения Руси – это сугубо внутрицерковное дело, а в результате получилось широкое церковно-общественное празднование и в Москве, и в Петербурге, и в Киеве, и в других городах.

— Почему, если сначала решили все свести к церковному формату, потом устроили всенародное празднование?

— Я думаю, что, помимо изменения отношения со стороны власти, этот добрый импульс нашел отклики в сердцах людей, которые устали от официоза, от этой лживой жизни. Включаете программу «Время», и там все лучше и лучше, показатели все выше и выше, а реальная жизнь не меняется к лучшему. А тут — глоток свежей чистой воды. Душа народная откликнулась.

90-е годы и все прошедшие 20 лет – это особый удивительный период. У Церкви появились новые возможности, и надо было их использовать. Мы — свидетели и в какой-то степени участники этих благодатных перемен, происходящих и в Церкви и в обществе.

Но при всех удивительных переменах и огромной свободе, важно, чтобы человек был внутренне свободен от греха, чтобы каждый смог сознательно развиваться. Возможности сегодня есть, а будут ли они использоваться? Важно, чтобы мотивация поступков у людей изменилась, чтобы, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, норма веры стала нормой жизни.

— И тогда вы стали референтом у Патриарха?

— Будучи Митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий давал мне различные поручения и, видимо с учетом этого опыта, и последовало такое предложение. Я принял с благодарностью предложение покойного Святейшего Патриарха Алексея II быть его референтом.

— Конечно, имя Н.И. Державин для всех – это, в первую очередь, прямые трансляции богослужений. Расскажите, как они начинались?

— Первая трансляция была на Рождество Христово, в 1991 году, из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, тогда он был патриаршим собором. Совершенно неожиданно для меня пришлось эту трансляцию комментировать. В конце декабря Святейший Патриарх Алексий мне сказал: «Есть возможность впервые провести прямую трансляцию Рождественского богослужения». Он дал мне номер телефона и велел позвонить по нему в ЦТ «Останкино», спросить, чем им нужно помочь, потому что они не знают порядка богослужения, не знают, как камеры в храме расставить, что можно снимать, а что нельзя.

Я позвонил, приехали люди из «Останкино», мы пообщались, поехали в Богоявленский собор, посмотрели на месте, где, что и как будет. Я показал, где горнее местное, где кафедра Патриарха, рассказал, каким чином будет совершаться богослужение. Объяснил, где и как можно поставить камеры, куда ставить дополнительный свет.

А потом возник вопрос, сколько это все будет длиться? Рождественское богослужение довольно продолжительное, около 3-4 часов: всенощная и литургия. Тогда телевизионщики сказали, что это все интересно, красиво, но зрителям может быть непонятно, что происходит: читают и поют, читают и поют, и священнослужители куда-то ходят, то в алтарь, то возвращаются в центр храма.

— Да, наверное, особенно неподготовленному человеку смотреть это трудно…

— Возникла мысль, как было бы хорошо, если можно было бы что-то объяснить: пусть самое простое и элементарное. Сейчас происходит то и то, Патриарх здесь, а теперь он направился в алтарь, рассказать, что это означает, дать некоторые переводы наиболее важных песнопений и молитв… Я поделился своими мыслями со Святейшим Патриархом, и он ответил: «Надо им как-то помочь».

— Как вышло так, что именно вы стали ведущим трансляции? — Я не предлагал свою кандидатуру, мне и в голову это не приходило. Сначала мы решили написать текст и дать диктору для озвучивания. Я сделал набросок текста комментария, расписав, с чего начинается богослужение, где стоит Патриарх, кто приходит, что поется. Мы в Останкино говорили с разными комментаторами, но они не взялись за это, потому что они не знали богослужение, не знали, когда можно говорить, когда нельзя, когда делать паузу. А ведь это прямой эфир, его же невозможно переозвучить и перемонтировать.

Вдруг телевизионщики говорят: «А может быть, вы это сделаете?» Я ответил, что никогда не делал ничего подобного и не знаю, как это делается. А звукорежиссер настаивает: «Там ничего сложного, будут наушники, микрофон, монитор». «Но я никогда этим не занимался и без благословения Патриарха не могу согласиться», — нашелся я, что сказать в ответ. Чуть позже, при разговоре с Патриархом, выслушав все мои доводы, Святейший Владыка сказал, что надо попробовать. Так все и началось.

— В какой обстановке начинались эти трансляции?

— После многих лет гонений на Церковь ее представляли в СМИ как негативное явление. Единственный просвет был в 1988 году, когда в новостях немного рассказали про тысячелетие Крещения Руси. А до этого ни одного доброго слова о ней не было сказано ни на телевидении, ни в печати. И вдруг впервые прямая трансляция, и Патриарх служит. Это было событие. После многолетнего духовного голода люди впервые услышали и увидели богослужение по телевизору!

— Отклик был от зрителей?

— Да, тогда много писем приходило. Я запомнил одно из них — коллективное письмо Патриарху с такими словами: «Ваше Святейшество, мы смотрели прямую трансляцию Вашего богослужения, стоя смотрели это богослужение и имели возможность соучаствовать вместе с Вами». Очень много было таких писем: «Я пожилой, я не могу пойти на службу, но я имею возможность увидеть и услышать Вас, Ваше Святейшество, и вместе с Вами участвовать в богослужении». Много было писем из-за рубежа.

Люди писали о том, что такая живая связь с Россией, с Родиной им очень важна. Потом, конечно, были придуманы новые формы, мы не просто стали вести прямые трансляции, а делали прямые включения из разных городов и даже из разных стран.

У нас был технически сложный проект «Церковь без границ»: мы начинали показывать празднование Пасхи в Японии, дальше делали включения из России, а потом была Западная Европа. Затем стали делать сюжеты о смысле праздника, рассказывали о Святой Земле и иных святых местах.

— Помимо сложности исполнения это еще и очень ответственная работа…

— В эти три часа надо вместить не только сам комментарий, но и проповедь – это большая возможность миссионерского служения, это проповедь Церкви.

— Что было труднее всего в работе в эфире?

— Чувствовать огромную ответственность за каждое слово. Непростой вопрос — как найти правильный баланс, чтобы не помешать людям ощутить красоту богослужения, и в то же время чтобы им было все понятно.Погружаешься в это священнодействие, пытаешься смотреть глазами неподготовленного человека, возникают вопросы: а вот это что, зачем нужен трикирий или дикирий?

Казалось бы, я не раз и не два комментировал, объяснял это, но нет, я все-таки скажу, что здесь речь идет о Святой Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа, Его двух ипостасях.

Прямой эфир – это, говоря церковным языком, соборное творчество – работают не только комментатор, но и операторы, и режиссер, и звукорежиссер, чтобы трансляция службы была с одной стороны динамичной, но в то же время благоговейной и торжественной. Есть такое замечательное слово «мера», вот эту меру бывает очень трудно найти и правильно применить.

— Как проходит трансляция?

— Когда после заставки я слышу в наушниках команду режиссера: «Мы в эфире, начинай», — я как будто отрешаюсь от всего, пытаюсь идти за богослужением в одном ритме, чтобы все было в гармонии. В какой-то степени этот творческий процесс осуществляется по вдохновению свыше. Трудно работать с включениями. Мне говорят: у нас такой-то город на связи, надо выходить в эфир, а я не могу остановиться на полуслове, если происходит очень важный момент в богослужении.

-А самые памятные вам казусы?

— Один раз отключился звук, но я продолжал комментировать, не зная, идет мой голос в эфир или нет. Или вдруг гаснет монитор, по которому я слежу за происходящим в храме. Пришлось комментировать «вслепую». Всякие были искушения.

Как-то раз трансляция велась из Богоявленского собора. Патриарх, находящийся в это время в алтаре, должен был перед началом богослужения обратиться со специальным поздравлением к телезрителям. А камеры нет. Я понимаю, что Патриарх стоит, ждет, а камеры нет и нет. И что делать? Я пытаюсь связаться с охраной, говорю: «Сделайте что-нибудь, Патриарху надо начинать богослужение, а он стоит и ждет оператора. У него жезл в руках, микрофон прикреплен, а выйти в эфир с приветствием невозможно».

— Чем закончилось?

— В Богоявленском соборе комментаторское место располагалось недалеко от алтаря, в приделе справа. Я выключил микрофон, быстро подошел к Патриарху и говорю: «Ваше Святейшество, оператор с камерой не может в алтарь пройти. Надо начинать богослужение, а мы запишем обращение Ваше между всенощной и литургией». Патриарх спокойно отнесся к накладке и сказал: «Хорошо».

Перед Литургией он все же обратился к телезрителям с первосвятительским словом. Что бы ни произошло, нам нужно довести трансляцию до конца вне зависимости от того, ошибся ли кто или нет, качнулась ли камера или пропал звук. Главное правило: нервничать нельзя ни в коем случае.

— А что самое радостное в этой работе?

— Самые удивительные ощущения и чувство блаженства – когда идут титры. Мы смогли, не я, мы вместе смогли это сделать в очередной раз. Состоялось. И люди это видели и соучаствовали …

— Иногда писатели говорят, что не могут перечитывать свои книги. А вы можете потом пересматривать записи проведенных Вами трансляций?

— Да, но это трудно, я очень критически отношусь к результату, когда просматриваю, то все время думаю: «Эх, вот тут надо было не так сделать».

— Тексты комментариев – это практически универсальный справочник по азам православия, что стало с этими текстами, можно ли их прочесть где-то?

— В Издательстве Московской Патриархии издана моя книга «Я пришел в Церковь», в основу которой положены тексты комментариев. Это не моя была инициатива, но мне казалось, что надо людям дать возможность узнать хотя бы какие-то азы.

— Интересное издание – это и энциклопедия православия, и книга, которая очень живо написана!

— В книге 10 разделов: о храме, о домашней церкви, о богослужении и вероучении, таинствах и обрядах, постах и этикете, и мне хотелось изложить веками хранимые церковные истины просто, понятно, доступно.

— Очень хочется еще отметить иллюстративный ряд книги – прекрасные фотографии… Хорошо бы, если бы книга продавалась в храмах и была бы в воскресных школах. Помимо комментирования трансляций вы участвовали в создании и вели множество передач о Церкви…

— Первой была программа «Ныне» в 90-е годы. Это было предложение со стороны «Останкино» — сделать получасовую просветительскую программу. Она состояла из трех блоков: христианского, мусульманского и иудейского, было три ведущих.

Потом оказалось, что лучше делать передачу об одной религии, чтобы не было такой эклектики, путаницы у зрителей, потому что к концу передачи все смешивалось, было непонятно что из какого блока. Так в 1995 году мы стали делать отдельную передачу — «Канон». Она состояла из новостей, сюжетов, судеб людей, патриаршей хроники и еженедельного архива.

Была программа «Образ жизни», которую я тоже вел: мы выбирали интересного человека, и он рассказывал о своей жизни.

Постепенно мы пришли к тому, чтобы организовать структуру по производству православных телепередач – появилось Информационное агентство Русской Православной Церкви, которое я возглавил. Это была команда единомышленников — 40 человек работало.

— Многое успевали делать? — Одно время, это было до 1998 года, до кризиса, мы делали шесть еженедельных программ и одну ежедневную («Православный календарь» на канале «Россия»), не считая спецпроектов, прямых трансляций, фильмов — силами только агентства. Это была не просто работа, это была группа творческих личностей, объединенных одной целью. Нужно сделать, нужно дать телезрителям возможность услышать, увидеть, понять, что, зачем, почему. Как и откуда это появилось? Почему так, а не иначе?

— И вся эта работа проделывалась без специального образования…

— Да, но и у кого нам было учиться? Приходилось искать форму телепрограмм, мы сами все придумывали, разрабатывали и воплощали в жизнь интересные идеи.

Но опять – программа – это же не один ведущий, сколько людей еще за кадром. Был цикл о ставропигиальных монастырях, снимали на Соловках и Валааме, в Москве и Подмосковье, на Святой земле и в Пюхтицах, набирали много так называемого сырого материала, потом это все отсматривали, писали сценарии, монтировали, озвучивали. Музыкальный редактор подбирал музыкальное оформление. Еженедельно у нас состоялись разборы полетов, все вместе обсуждали каждую программу, критически, нелицеприятно, говорили о том, что было сделано недостаточно хорошо.

— Наверное, самая важная из всех программ — это «Слово пастыря»…

— Программе уже 15 лет. Форматы передачи менялись, владыка Кирилл, нынешний Патриарх, не только отвечал на письма.

У нас был цикл «По святой земле», где владыка рассказывал о всех местах Святой земли.

Был цикл «Об истории Церкви». Мы понимали, что у нас появилась замечательная возможность свидетельствовать о Церкви и ее жизни.

— Патриарх Кирилл всегда очень убедительно выступал на самых сложных ток-шоу со сложными оппонентами..

— Да, он блестящий оратор. Способен ярко и убедительно говорить в любых аудиториях и на самые различные темы. Меня всегда поражало, как он записывал программу «Слово пастыря». Времени всегда было мало, в обрез, и надо было записать три-четыре программы по 15 минут. Он работал без дублей, программу мы писали за один раз. Феноменальное чувство времени: начинает, раскрывает тему, завершает, ставит точку, все, эфир закончился. Следующую передачу записываем.

— Но без дублей писать программу немыслимо.

— Дублей не писали никогда.

Мне кажется, что у Патриарха такая установка по жизни: «У нас нет времени ни на какие дубли, мы должны делать все, сразу и хорошо». Вот, например, запись «Слова пастыря». Ведь это не общение с человеком, лицом к лицу, глаза в глаза, не аудитория, когда выступающий видит и чувствует реакцию аудитории – только камера, и все. И нужно смотреть в эту камеру и говорить ей.

Еще у Патриарха есть способность артикулировать: правильно расставлять акценты, каждое слово произносить четко и осмысленно, выделять главное, усиливать интонацию, представить тему ярко, образно и сконцентрировано. Как будто Господь диктует ему… Конечно, именно поэтому «Слово пастыря» выходит на Первом канале столько лет и имеет высокие рейтинги.

-А какие ошибки сегодня совершают те, кто снимает фильмы и передачи о православии?

— Главная ошибка — это ложное благочестие и благоговение, желание показывать все в медленном темпе и с неким придыханием. Зачем? Прошло время набора одних и тех же штампов: кадило, кропило, хор. Сколько можно? Покажите другую церковную жизнь — яркую, интересную и во многом еще неизвестную широкой зрительской аудитории.

— Один священник рассказал о таком диалоге с прихожанкой: «Вы читаете книги о православии?» — «О, я много о православии знаю, я же каждый день смотрю православный телеканал». Нет ли опасности подмены телевидением – пусть и самым лучшим – реальной церковной жизни?

— Вы правильно сказали, и это проблема до конца не разрешима. Невозможно реальную церковную литургическую жизнь подменить самой прекрасной трансляцией или чудесными фильмами. Все равно телевидение может быть только путем, по которому человеку может войти в Церковь.

Наша задача — не отучить людей от Церкви, а, наоборот, привлечь. На трансляции действительно приходили разные отзывы, иногда с упреком, что мы-де отучаем людей от необходимости идти в храм: зачем идти в храм, если включил телевизор, а там все показывают, все рассказывают, можно даже увидеть, что в алтаре происходит. Поэтому у меня есть чувство ответственности и даже определенной вины.

— Как найти этот баланс? Как не впасть в сусальность и не превратиться в светских журналистов, для которых чем хуже и жаренее, тем интереснее для зрителя?

— Я уверен, что телевидение обязательно нужно использовать как миссионерское средство. Но недостаточно только умения владеть инструментом, важно иметь внутреннее чувство, критерий, который помогает и человеку не навредить, и в то же время делать дело Божие. Автор должен даже не столько рассказывать о жизни Церкви, а показать саму жизнь.

Конечно, до конца это невозможно, потому что религиозный опыт – это личный, глубинный опыт каждого из нас. Но некие проявления можно так скомпоновать, смонтировать и подать, что у человека останется не просто приятное впечатление от увиденного, а возникнет желание задуматься о смысле жизни и пойти в церковь.

Наша задача – не подменить, а помочь человеку обрести дорогу к храму, войти в церковь и там уже жить полнокровной, насыщенной и напряженной литургической жизнью. Может быть, это до конца и неосуществимая задача. Но делать надо. Это касается не только телевидения, но и всех других СМИ.

— Какие фильмы вы считаете наиболее удачными?

— Мы делали фильм для Первого канала «Время собирать камни». Он был показан в хорошее вечернее время накануне подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью. Сложная тема — русское зарубежье, но мне кажется, что нам удалось об этом рассказать интересно и правдиво. Предваряя историческое совместное богослужение в храме Христа Спасителя, запечатлевшее восстановление евхаристического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, мы смогли объяснить телезрителям, в чем смысл и значимость этого поистине исторического события.

— Трудно ли было договариваться с телеканалами о трансляциях фильмов?

— Непросто: на разных каналах по-разному относились к православной теме. Некоторые говорили, что в новостях уже сюжет показали и достаточно.

— А какие были рейтинги у программ и трансляций?

— Рейтинги были высокие, особенно прямых трансляций. В этом году на НТВ у трансляции сошествия Благодатного огня рейтинг был особенно высок. Для людей телевизионных это очень важный показатель, потому что рейтинг говорит о качестве программ и интересе к ним телезрителей.

— Колоссальное количество людей смотрело трансляцию отпевания Святейшего Патриарха Алексия.

— Это вообще особый случай. Мне пришлось комментировать само отпевание, я никогда не забуду то море людей, которые столько дней шли ко гробу поклониться. Люди самые разные — разных политических взглядов, убеждений, даже разных вероисповеданий, шли, потому что хоронили отца… Мне было иногда трудно комментировать, хотя я понимал, что должен сказать…

— И трансляция интронизации Патриарха Кирилла тоже была большим телесобытием?

— Трансляция была яркая и знаменательная. Вот он входит в храм, он еще митрополит, а выходит из храма — Патриарх. Незабываем момент восхождения на престол, чтение особой молитвы, провозглашение «Аксиос!», рождение Предстоятеля Церкви. Очень сильное переживание. Это не просто некая последовательность событий, а мистический акт.

Трансляция интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Комментирует трансляцию Николай Державин

Сегодня накоплен большой опыт сотрудничества со светскими СМИ, достаточно продолжительный, и очень хорошо, что сейчас есть Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви, который, с одной стороны, формирует повестку дня, с другой — решает стратегические задачи. Патриарх Кирилл прекрасно понимает, что СМИ – это большие возможности, и очень эффективно их использует.

— А как вы относитесь к участию священника в ток-шоу?

— Мне кажется, важно понимать контекст. Ток-шоу ток-шоу рознь. Если есть возможность свидетельства о Церкви, о правде Божией, о Христе, то я бы отнесся положительно. Другое дело, скажем, есть такие ток-шоу, где, не то что церковные, обычные представления о такте попираются. Не секрет, что на некоторых ток-шоу вообще никого невозможно услышать. Это превращается в какой-то общий шум, всплеск эмоций и ругань. Выступление представителей Церкви по телевидению не всегда удачно. Либо формат не тот, либо контекст, либо не так монтируют.

Бывает, самое важное, что сказал священнослужитель – вырезается, а берется что-то второстепенное, и повлиять на это невозможно. В этом смысле лучше прямой эфир, чем программа в записи. Иногда из выступления остаются какие-то обрывки и кроме недоумения это ничего не вызывает. Человек не виноват в том, что в результате монтажа осталось что-то невнятное.

Я возлагаю большие надежды на Синодальный информационный отдел РПЦ, и мне кажется, можно было бы сейчас многое сделать силами людей-профессионалов, по-настоящему воцерковленных.

Нам не следует тиражировать только православный лубок: юбки до пят, платочки, хороводы, куличи и яйца. Церковь же не этнографический музей. Нужно говорить о сути веры, о ее созидающей, жизнеутверждающей и преображающей силе. С другой стороны, необходимо использовать возможности, которые предоставляются обществом. И если есть интерес к мнению Церкви, то отвечать на него надо.

Конечно, я боюсь, чтобы участие священнослужителей не превратилось в такой дежурный набор ток-шоу – позвать и тех, и этих, и священников. Каждый раз нужно обговаривать, кто будет, что за тема передачи, какая цель.

Нужно свидетельствовать словом. Но какова мера ответственности за каждое слово! В Евангелии сказано: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). А здесь слово, сила которого увеличивается в миллионы раз. Как оно отзовется в сердцах телезрителей?

— Совсем отказаться от рассказа об обрядах?

— Нет, мы никогда не уйдем от обрядовой стороны. Обряд – это средство выражения религиозного чувства. Важно проникнутся тем, что обряжается. В чем суть веры, что это чувство дает человеку, как оно влияет на его образ жизни, на его мысли, на его мировосприятие, отношение к людям — вот что является главным. Гармонично сопрягая и то и другое, можно достичь результата и результата благодатного!

— Спасибо большое Вам за рассказ!

Творческий коллектив портала «Православие и мир» сердечно поздравляет Николая Державина с 50-летием. Многая и благая Вам лета, Николай Иванович!

__________________________________________

Некоторые фильмы и программы Н.И. Державина

Из цикла «Ставропигиальные Монастыри России»

  • Угреша (Николо-Угрешский монастырь)
  • Суровый край (Спасо-Преображенский Валаамский монастырь)
  • Острова спасения (Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь)
  • Обитель Преподобного Сергия (Свято-Троице-Сергиева Лавра)
  • Обитель на Сторожах (Саввино-Сторожевский монастырь)

Время собирать камни

Заступник — о Св. Патриархе Тихоне

Из цикла «Образ жизни» Архидиакон Андрей Мазур

Государственная гражданская служба

Главная Карьера Государственная гражданская служба Прохождение службы Классные чины

Порядок присвоения классных чинов

Классные чины федеральной государственной гражданской службы (далее – классные чины) федеральным государственным гражданским служащим присваиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113.

Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы:

Группа должностей Присваиваемый классный чин Первый классный чин в группе Кем присваивается
высшая группа действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации
главная группа государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса государственный советник Российской Федерации 3 класса Правительством Российской Федерации
ведущая группа советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Представителем нанимателя
старшая группа референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Представителем нанимателя
младшая группа секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Представителем нанимателя

Классные чины присваиваются персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в пределах группы должностей, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина федеральной государственной гражданской службы.

Для лиц впервые или вновь поступающих на федеральную государственную гражданскую службу классный чин присваивается на основании результатов квалификационного экзамена, который, как правило, завершает установленное федеральному государственному гражданскому служащему испытание, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность.

Для прохождения в классных чинах федеральной государственной гражданской службы установлены следующие сроки:

Классный чин Срок гражданской службы в присвоенном классном чине
секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса не менее 1 года
референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса не менее 2 лет
государственный советник Российской Федерации 3 и 2-го класса
действительный государственный советник Российской Федерации 3 и 2-го класса не менее 1 года
секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса сроки не устанавливаются
референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса
государственный советник Российской Федерации 1-го класса

Загрузить файлы: Заявление на классный чин
Отзыв на классный чин
Ходатайство о присвоении классного чина (срочный контракт)

Свечи с Метилурацилом: описание препарата и эффективность

Согласно инструкции по применению, лекарственный препарат Метилурацил от геморроя направлен на быстрое восстановление пораженных очагов прямой кишки.

Более того, благодаря широкому лечебному спектру действия, свечи с Метилурацилом могут использоваться для лечения всевозможных ректальных патологий, таких как трещина в заднем проходе, запор и т.п.

Следует отметить, что при запущенной форме геморроя, изображение которого можно посмотреть на многочисленных фото-отчетах врачей, ректальные свечи Метилурацил способны не только упростить процесс дефекации, но и также снять воспалительный процесс.

Согласно статистике от всевозможных проктологических заболеваний сегодня страдает более 55% взрослых людей, поэтому на использование всевозможных лекарственных препаратов, таких как свечи от геморроя с метилурацилом, следует обращать особое внимание и рассматривать данный вопрос о лечении максимально тщательно.

Состав

В основу состава свечей с Метилурацилом входит вещество метилурацил в дозировке 0,5 г. В качестве дополнительных ингредиентов в данном препарате выступает парафин, макрогоп и спирты.

Форма выпуска

На сегодняшний день в продаже представлены три формы выпуска данного препарата:

  1. Метилурацил суппозитории ректальные. В одной упаковке содержится по 10 суппозиториев.
  2. Мазь по 25 г, представлена в алюминиевых тубах.
  3. Таблетки пероральные по 50 шт. в одной упаковке.

Цена на данные средства зависит от конкретной формы выпуска препарата, его дозировки и места продажи.

Фармакологическое действие

Согласно отзывам врачей и инструкции, свечи с Метилурацилом принадлежат к группе регенерирующих препаратов. Таким образом, данный препарат оказывает выраженное заживляющее, антисептическое и анальгезирующее лечебное воздействие. Непосредственно после проникновения в слизистую, лекарство усиливает процесс деления клеток, тем самым, достигая выраженного регенерирующего эффекта.

Это в свою очередь, приводит к быстрому заживлению трещин и ранок в кишке, а также обереганию от дальнейшего бактериального поражения геморроидальных узлов. Важно отметить, что использование Метилурацила в гинекологии при цистите и эрозии шейки матки эффективно снимает воспалительный процесс. Также препарат влияет на обмен веществ в организме, улучшая его и оказывая анаболическую активность. Благодаря активации защитных клеточных механизмов и быстрому воздействию, препарат оказывает выраженный анальгезирующий эффект.

Фармакодинамика и фармакокинетика

В крови активное вещество данного препарата выявляется уже спустя час после введения суппозитория. Период полного выведения препарата из организма в среднем занимает один день. При этом, выводится Метилурацил почками и калом. Характерно то, что такие свечи имеют довольно высокую степень всасываемости в слизистый слой кишки. Наибольшей концентрации в крови препарат достигает спустя два часа после применения.

Следует отметить, что регулярное использование данного лекарственного средства улучшает общее самочувствие пациента, а также укрепляет его иммунитет, благодаря чему человек становится менее подверженным поражениям различными инфекционными заболеваниями. Более того, при комплексном лечении геморроя возможно полностью купировать ректальные кровотечения и избавиться от болезненности во время дефекации.

Свечи Метилурацил: показания к применению

Использовать свечи Метилурацил, показания к применению которых описаны в инструкции к препарату, можно для лечения разных проктологических проблем. При этом, данные суппозитории будут эффективны и окажут выраженное лечебное действие как при острых, так и при хронических заболеваниях у человека.

В отличие от мази, свечи Метилурацил, показания к применению которых довольно разнообразны, можно применять в следующих случаях:

  1. Обострение хронической формы геморроя.
  2. Анальные трещины.
  3. Механическое повреждение прямой кишки, которое может случиться во время анального секса, клизмы, операции на кишке или неправильно проведенной диагностической процедуры.
  4. Воспаление прямой кишки, возникшее после длительных запоров и нарушения пищеварения.
  5. Обострение геморроя после рождения ребенка.
  6. Воспаление прямой кишки, возникшее вследствие влияния вредных привычек или неправильного питания.

Свечи Метилурацил довольно быстро уменьшает болезненность у человека, тем самым, возвращая пациента к обычному режиму жизни. Показания к применению данных свечей более подробно может описать лечащий врач.

Следует отметить

Применять данный препарат можно только после разрешения наблюдающего проктолога, ведь неправильная дозировка лекарства способна привести к развитию ряда побочных эффектов.

Противопоказания

К сожалению, применять данный препарат на себе смогут далеко не все желающие пациенты, так как такие свечи имеют несколько важных противопоказаний, нарушение которых способно привести к ухудшению состояния человека.

Выделяют следующие противопоказания к использованию суппозиториев с Метилурацилом:

  1. Острые аллергические реакции у человека.
  2. Индивидуальная непереносимость пациентом активных веществ препарата, которые могут вызывать у него ряд побочных эффектов.
  3. Онкологические патологии.
  4. Детский возраст до трех лет (в таком состоянии педиатр должен подобрать для маленького пациента разрешенный для детей препарат в форме суппозиториев).

Побочные действия

Как правило, данное лекарство хорошо переноситься пациентами и редко, когда провоцирует у них нежелательные побочные эффекты.

Несмотря на это, препарат способен вызвать следующие реакции:

  1. Зуд и жжение в анальном проходе.
  2. Покраснение и сыпь, которые возникнут в форме аллергической реакции.
  3. Головокружение.

При появлении любых из вышеописанных побочных эффектов больному нужно прекратить лечение и обратиться к врачу. В свою очередь, специалист может уменьшить дозировку суппозиториев или заменить препарат аналогом.

Передозировка

Согласно наблюдениям врачей, случаи передозировки таким лекарством очень редки. Из-за невысокой токсичности данные суппозитории редко, когда провоцируют аллергические реакции и прочие негативные последствия. Если же человек использовал более пяти суппозиториев за день и теперь ощущает негативные последствия этого, ему рекомендуется сделать клизму, принять сорбент и обратиться к врачу.

Взаимодействие

Клинических испытаний по взаимодействию Метилурацила с другими лекарствами еще не проводилось, поэтому информации о совмещении таких суппозиториев с дополнительными препаратами пока не представлено.

Метилурацил (свечи): инструкция по применению при геморрое и других заболеваниях

Использовать Метилурацил свечи, инструкция к которым подробно описывает показания к приему, нужно только после разрешения врача. При этом, данные суппозитории и нередко аналоги препарата вводятся не только в прямую кишку, но и также во влагалище у женщин для избавления от ряда воспалительных гинекологических заболеваний.

В проктологии для лечения геморроя свечи Метилурацил нужно применять после процесса дефекации или выполнения масляной клизмы. Для правильного проведения такой клизмы необходимо набрать 20 мл растительного масла в небольшую грушу для клизмы, смазать маслом кончик груши и ввести ее в задний проход.

После нажатия на грушу в кишку попадет масло, что упростит и ускорит процесс дефекации. Далее человеку необходимо промыть задний проход и обсушить его чистой тканью. После этого нужно принять лежачее положение, намочить палец и ввести свечу в задний проход. В течение 30 минут после процедуры больному рекомендуется полежать. Можно надеть нижнее белье, которое не жалко испачкать, поскольку часть суппозитория может вытечь и загрязнить ткань.

Для взрослых дозировка составляет три свечи в сутки. Длительность терапии должна быть от десяти до четырнадцати дней. Детям. Применять Метилурацил свечи, инструкция к которым включает дозировку препарата, для детей нужно после разрешения врача. Стандартная суточная дозировка составляет пол свечи в день для детей от трех до восьми лет и 1 свеча в сутки для детей от 8 до 14 лет. Длительность лечения при этом должна определяться врачом.

При беременности и лактации

Женщины в период беременности могут применять стандартную взрослую дозировку данных суппозиториев, поскольку препарат разрешен к использованию в период вынашивания ребенка. Он не оказывает никакого вреда плоду.

В том случае, если обострение геморроя у женщины сопровождается сильными болями или кровотечениями, то терапию Метилурацилом ей рекомендуется проводить под врачебным наблюдением.

Свечи с Метилурацилом: цена, условия хранения, аналоги

Сегодня приобрести свечи с Метилурацилом, цена на которые не очень высокая, можно без рецепта от врача. Несмотря на это, использовать данный препарат следует очень осторожно, четко соблюдая все положения инструкции.

Условия хранения

Свечи с Метилурацилом, цена на которые во многом зависит от места продажи, следует хранить в проветриваемом помещении, вдали от солнечных лучей. Оптимальная температура хранения препарата составляет 22-25 градусов тепла.

Срок годности

Производитель указывает, что сберегать препарат можно не дольше двух лет от даты, написанной на упаковке. После этого лекарство может утратить свои лечебные свойства.

Особые указания

Свечи с Метилурацилом, цена на которые может меняться в зависимости от количества суппозиториев в упаковке, нельзя использовать после истечения срока годности. Также во время терапии важно отказаться от вождения транспортных средств, поскольку препарат способен вызывать головокружение.

Аналоги

Метилурацил имеет довольно большое количество аналогов со схожим составом и лечебным эффектом. Наиболее действенными средствами среди них являются свечи Галавит, таблетки Витанам, Эстифан и суппозитории Проктоседил.

Отзывы

Чтобы лучше понять, насколько эффективно применять такие свечи для лечения геморроя, приведем отзывы тех пациентов, которые уже испробовали их на себе:

  1. Анна: «Я страдала от обострения геморроя после рождения ребенка. Из-за сильных болей и кровотечений каждый акт дефекации для меня был настоящим мучением. К счастью, я обратилась к проктологу, которая порекомендовала мне применять суппозитории с Метилурацилом. Уже после недели лечения я заметила существенные улучшения, ведь боль прошла, а воспаление уменьшилось. В конце терапии мне удалось полностью восстановить нормальную работу прямой кишки.»
  2. Валерия: «Для лечения геморроя и анальной трещины я испробовала более десятка разных препаратов. Одним из самых эффективных мне показалось средство Метилурацил в форме свечей. С его помощью я быстро устраняла боль, жжение и воспаление. Теперь при каждом обострении геморроя я применю только этот препарат, так как он действительно работает и не дорого стоит.»
  3. Михаил: «По назначению врача я начал лечение суппозиториями с метилурацилом. Пока всем доволен, так как препарат бережно воздействует на кишку и не вызывает побочных эффектов. Единственное, что не нравится, так это следы на белье, которые оставляют растаявшие свечи.»

Цена, где купить

Приобрести данный препарат сегодня можно практически в любой аптеке, интернет-магазине или дать запрос на доставку под заказ от производителя. Цена на такие свечи зависит от количества суппозиториев. Таким образом, в среднем, за 10 шт. необходимо заплатить 85 руб.

Оксана Свиридова

Православная энциклопедия

Религиозная информационно-энциклопедическая программа «Православная энциклопедия», выходящая на канале «ТВ Центр» с 3 мая 2003 года, рассчитана на самый широкий круг зрителей.

Программа рассказывает не только об основах православной веры, о пути человека к Богу, о святых и святынях Православной церкви, но и затрагивает практически все вопросы, интересующие общество – социальные, нравственные, исторические, культурологические, энциклопедические.

Трудно назвать тему, которая бы не освещалась в более пятистах выпусках, вышедших в эфир за это время. Язык богослужения и церковное искусство, библейская археология и история Церкви, социальное служение и проблемы наркозависимости, музыкальная культура Церкви и проблемы воспитания детей, старообрядчество и репортажи о православии в разных уголках нашей страны и мира, и многое другое. Особое место в нашей программе занимает рассказ об истории Москвы, её храмов и святынь.

В зависимости от темы строится и сама программа. Особенностью нашей программы является то, что многие годы ведущим является священник, который в одном лице и собеседник, и эксперт, и педагог, и пастырь, способный в прямом эфире дать ответ на самые сложные вопросы телезрителей. В основном, это – беседа ведущего-священника Алексия Уминского с гостем программы на заданную тему, которая под разными углами высвечивается в сюжетах, снятых профессиональными корреспондентами, давно и плодотворно работающими в православной тематике.

Гостями программы были Святейший Патриарх Алексий II, член Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев) и другие известные иерархи, директор Государственного архива С.Мироненко, народные артисты СССР В.Минин и В.Маторин, член Общественной палаты при Президенте России В.Фадеев, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ профессор В.Мау, композитор А.Рыбников, режиссёры П.Лунгин и В.Хотиненко, актёры Е.Васильева и И.Купченко, заслуженные врачи – В.Миллионщикова и В.Агапов и многие другие известные историки, писатели, художники, богословы, священнослужители и самые простые люди.

Одно из направлений программы – рассказы о жизни православных в разных краях страны и мира. Съёмочная группа проехала от Калининграда до Сахалина. Мы рассказали о жизни православной Церкви в Азербайджане и Узбекистане, Украине и Белоруссии, Египте и Кении, США и Германии, – и это далеко не полный список маршрутов «Православной энциклопедии».

Часть программ выходит в прямом эфире. В них ведущий отвечает на звонки телезрителей – о семье и браке, о воспитании детей и борьбе с алкоголизмом, о первых шагах в храме и о том, как можно помочь умирающему. Программы, в которых телезрители получают уникальную возможность получить совет и утешение от священника, воспринимаются ими с особой благодарностью. Об этом свидетельствуют письма и звонки в редакцию.

Особое место в программе занимают специальные рубрики, посвящённые Москве: «Московский Кремль», «История России в историческом музее», «Московские святыни», «Московские святцы». Их вели директор музеев Кремля Е.Гагарина, заместитель директора Государственного исторического музея В.Егоров, профессор Московской духовной академии А.Светозарский.

Благодаря тому, что телепрограмма имеет доступ ко всем ресурсам Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (научный потенциал, архивные материалы, литература, связи с церковными организациями всего мира и т.д.), она гарантирует полноту, разнообразие и качество предоставляемой информации.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *