Даниил Воронин

«Падал, но от послушания не отказывался»

Сегодня девять дней преставления ко Господу духовника Данилова монастыря Москвы архимандрита Даниила (Воронина). Батюшку вспоминает духовное чадо, ближайшая помощница Марина Павловна Степанова.

Каждая хорошая семья стремится стать обителью,
как и лучшие монастыри – семьей

Отец Даниил (Воронин) У отца Даниила была замечательная семья. Папа Алексей Георгиевич и мама Александра Григорьевна – удивительные люди. Мы бывали у батюшки дома. Иногда, листая семейные альбомы, он рассказывал про родных. У меня сложилось такое впечатление, что никто в их семье никогда не ссорился. Я даже как-то уточнила у батюшки: так ли это?

– Да, конечно, никогда не ругались, – подтвердил он.

Даже на бытовом уровне – никаких разногласий. Могла мама там как-то поворчать маленько. Но это не нарушало гармонии и тишины.

В воспитание Виктора (имя батюшки в миру) очень многое вложила его бабушка по линии мамы (он всегда ее «баба Наталия» называл). Она жила от них через дорогу.

А дом, кстати, у батюшки родители своими руками строили. Всё там было аскетично, ничего лишнего и в то же время с таким теплом, любовью сделано. Батюшка очень дорожил этой обстановкой. Ничего после их смерти не менял: ни одного стула не передвинул, занавески не перевесил – хранил память: пусть всё остается так, как есть. Не дерзнул нарушить атмосферу. Просто мы поддерживали там чистоту, когда приезжали.

Про бабушку отец Даниил часто рассказывал. Вот один только момент: когда она подходила к Евхаристической Чаше и называла свое святое имя, то причащавший священник часто говорил: «Так и хочется сказать: причащается монахиня Наталия!»

Многое и про своего дедушку Григория, тоже по маме, отец Даниил рассказывал. Например, один из самых ярких эпизодов: в том же возрасте, что и батюшку, в 67 лет, его на одр болезни уложил инсульт; правда, дедушка еще четыре года потом пролежал.

Батюшка и потом всегда говорил, что вот, мол, сетуют, бывало: «Ну, аскетические подвиги – это не для мирян». Но нигде в Евангелии не сказано, что есть Царствие Небесное для монахов, а другое – для мирян; нет, и цель одна, и путь один: самоотвержения и самоукорения, смирения и кротости. Сказано: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21) – это правда, мир и радость о Духе Святом.

«Мы – богословские»

Известно, что у батюшки был прадед Петр (я так понимаю, отец дедушки Гриши). Он был старостой в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Высоком – так местечко там, на Рязанщине, называется. Оттуда их корни. Бабушка Наталия всегда говорила:

– Мы – богословские.

Она-то и прививала внуку эти чистоту, кротость, благоговение, которые он потом всю жизнь хранил. Рассказывала ему столько всего о Боге, о Руси царской. Так и говорила:

– При Царе мы жили. А после – уже не жизнь, а только мучение.

Батюшка с детства бабу Наталию слушал часами. И даже когда она, повторяя одни и те же истории, осекалась: «Ой, ну я ж тебе об этом говорила!» – он виду не показывал, слушал с упоением.

Потом, бывало, какие-то ее выражения вспоминал. Допустим, когда я ему жаловалась и роптала.

Он, кстати, задолго еще до выпавших мне испытаний предупреждал:

– Не ропщи на свою незавидную долю.

– Батюшка, а что мне роптать-то? – не понимала я. – Я рядом с вами, просто самый счастливый на свете человек!

В ответ он тогда промолчал. Ему было открыто то, что сбывалось только годы спустя.

И вот еще помню: на мелочи какие-то понегодуешь:

– Ну как же люди так могут?! Почему они так поступают?

– Марин, ну, знаешь, как баба Наталия говорила? Полная деревня народу, а поговорить не с кем!

Семья у него была благочестивейшая.

Мне довелось многое наблюдать из жизни батюшки. Как же он любил труд! Ценил чистоту в доме. Когда мы приезжали к нему на родину, он там и в огороде с удовольствием возился. И сарай отремонтирует. Крыша потекла – сам всю крышу перекрыл. Что-то там придумывал постоянно. В какие-то механизмы вникал, технологии усовершенствовал. Без дела не сидел.

– Да я лапоть деревенский, – про себя отзывался. – Кто я такой-то… Мы даже и не думали в семье никогда, что я могу быть священником…

– А бабушка-то, – спрашиваю его как-то, – рада же, наверно, была, когда узнала, что вы в семинарию поступаете?

– Да, – говорит. – Она уже тогда слегла, болела. Приехал я к ней и говорю: «Баба Наталия, меня вот владыка Симон благословил в семинарию поступать…»

– А бабушка?!

– Она так подумала-подумала и говорит: «Ну, наверное, это не к худшему. Наверное, это к лучшему».

«Не переживай! – ответила блаженная на материнское сетование. – Он другим воином будет!»

Сам-то он, когда заканчивал школу, думал было в военное училище поступить. Там уже учились два его двоюродных брата, с которыми он особенно был дружен. Но медкомиссию не прошел: у него было слабое сердце. И вот мама пошла к одной блаженной, она им даже какой-то дальней родственницей приходилась – такая Татьяна Творожникова.

– Да не переживай! – ответила та на материнское сетование. – Он другим воином будет!

Батюшка был деликатен даже с сотрудниками КГБ

Виктор с мамой в кафедральный Борисо-Глебский собор Рязани тогда ходили. Молодежи в Церкви мало было, все у всех на виду. Его, конечно, там заприметили.

– Тебя владыка вызывает, – кто-то из иподиаконов обратился как-то к нему.

Батюшка, рассказывал, так перепугался. Только тем себя и успокаивал: «Зима. Снег, наверное, почистить надо… Или чемоданы, – предполагает, – отнести…»

Приходит к архиерею – тогда владыка Симон (Новиков) был правящим, – а тот заводит разговор: с работы увольняться надо, готовиться к поступлению в семинарию…

А он-то как-то промыслительно и сам уже наготове был. Семья-то церковная. Мама однажды на всю зарплату Библию купила – она до сих пор у них хранится. «Журнал Московской Патриархии» выписывали или покупали новые номера (все эти стопки тоже все так же лежат). А в каждом номере ЖМП на последней страничке, – батюшка рассказывал, – всегда была информация для желающих поступить в семинарию: что надо сдавать, в каком объеме. Он и готовился потихоньку. По-церковнославянски уже бегло читал, в церковной истории ориентировался…

Когда приехал на сдачу экзаменов, всё с прослушивания началось. А с пением у него было туговато… Что-то пропел.

– Ну, всё понятно… – отвечают.

Но когда перед ним открыли текст и он стал чисто без остановок читать по-церковнославянски, кто-то из преподавателей после того, как остановили: «Достаточно», – не удержался и прокомментировал:

– Наверно, знакомый текст попался! Так хорошо прочитал.

Батюшка это услышал. У него был отменный тонкий слух. Просто музыкальный слух с детства не был развит. Но потом, уже в монастыре, батюшка пел замечательно, с клироса его уже никто не гнал, хотя раньше могли и попросить: «Ты лучше помолчи, пожалуйста». Он и сам ранее понимал, что в тон не попадает, но после слух у него раскрылся. Потом мы с ним и в терцию пели, он изумительно строил свою партию. Это всё – дело наживное. Не это главное в будущем пастыре.

Владыка Симон перед поступлением его четко инструктировал, как и что точно делать. Документы надо было в самый последний момент в семинарию подавать, чтобы из органов спохватиться не успели. Но уверенно подбадривал:

– Давай-давай подавай!

Увез его даже до этого к себе на родину под Ярославль. Виктор уже оттуда в Московскую духовную семинарию поступать поехал. Так «товарищи» из КГБ к нему уже потом, после поступления, когда он вернулся домой остаток лета с родителями провести, заявились. Пришли два таких амбала, в дверь стучат. Он открыл:

– Хорошо. Пойдемте выйдем.

Маму расстраивать не хотел. Так она, пока они его в свою машину усадили и стали обрабатывать, быстренько до владыки Симона добралась (от их дома до епархиального управления – всего несколько остановок).

Те его уговаривают сотрудничать с ними, блага какие-то сулят.

– Вы знаете, я так не могу: и Богу, и маммоне работать, – отвечает. – Вы уж простите.

Он был деликатен даже с ними.

А в это время мама входит к владыке Симону, а тот чистит мандарины. (Батюшка потом говорил: «Он так себя иногда успокаивать мог».)

– Да ты не переживай! – вдруг говорит ей архиерей. – Иди-иди домой. Наверно, он уже дома.

Потом батюшка рассказывал, когда он передал владыке Симону, что те от него в общем-то быстро отстали, тот прокомментировал что-то вроде: «Не быть тебе, значит, архиереем. Тех, кто потом епископами становятся, обычно долго мурыжат».

Так всё и произошло.

Молодежь пусть трудится, старикам – почет

Батюшка вообще очень любил в тени оставаться. Не выделялся. Смотришь даже на фотографии: где-то всегда сбоку, с краешку… И это без натяжки: у него внутреннее устроение такое было.

Всего себя обители отдавал.

– Я ложился, – говорил, – только голову к подушке, а будильник: «Дзынь!» Надо на молитву подниматься. Кто-то уже в дверь стучит: «Молитвами святых отец наших…»

Они же тогда, особенно поначалу, работали не покладая рук: монастырь восстанавливать надо было.

Владыка Евлогий (Смирнов) – тогда наместник, ныне митрополит на покое – ему очень доверял, просто раз благословил:

– Делай, как знаешь! – и не надо уже было у него десятки раз на каждое отдельное дело благословляться.

Вспоминал батюшка: к ним однажды с Лавры на экскурсию преподаватели со студентами приехали. «А что им там показывать-то? – думает он. – Одни руины!»

– Братия! – говорит. – Давайте лучше капусты на зиму засолим!..

Так и распределил между всеми обязанности: кому бочки мыть, кому что-то там еще чистить, с преподавателями они капусту стругали…

Еще известная история, как он в просфорне перетрудился. Послушаний на нем было много: и келарь, и казначей… А тут еще праздник надвигается: «Дай-ка, – думает, – теста побольше замешу. Бабушки же придут…» Он к старшему поколению с огромной любовью относился.

– Бабушки нас вымолили, бабушки! – говорил. – Вся Церковь на бабушках во время гонений, во время войны держалась. Да и сейчас – всё их молитвами!

«Бабушки нас вымолили, бабушки! – говорил. – Да и сейчас – всё их молитвами!»

И вот намесил теста, а вдруг понимает, что ног под собой не чувствует, они вдруг какими-то ватными стали… И так по стенке, по стенке… Тут его несколько человек под руки – только и помнит, что подхватили и в келью отнесли. Там сапоги разрезали: ноги настолько опухли, что снять обувь иначе было невозможно. Больше месяца так он потом в келье и пролежал.

– Батюшка, а чем же вас вылечили? – спрашиваю.

– Да не знаю, отец Евлогий какого-то врача где-то нашел. Тот мне ноги мазью Вишневского мазал. Всё и прошло.

Так батюшка свое сердце отогревал

Впервые я об отце Данииле услышала от моих тетушек, они окормлялись у него. Одна была помощницей будущего Святейшего Патриарха Алексия II, когда он еще управделами трудился в Патриархии, другая работала в реставрации. Когда я сама пришла устраиваться на работу в Отдел внешних церковных связей (ОВЦС), что в Даниловом монастыре, то уже искала встречи с ним. Пока однажды не увидела у братского корпуса…

– Батюшка, мне так сейчас тяжело. Супруг умер. Хотелось бы с вами поговорить. Работаю здесь в отделе, могу в любое время подойти…

– Вечером подходи, – ответил.

Уделил мне батюшка тогда часа полтора. Так я и стала к нему ходить на исповедь, за советом. Спустя год нашего все-таки тесного общения, так как я там же рядом и работала, меня стал мучить вопрос: «Являюсь ли я чадом батюшки?» Задать я его не решалась, как вдруг отец Даниил сам у аналоя мне на него утвердительно ответил.

Батюшка всегда очень переживал, если он всецело отдавал свое сердце, кровь проливал – (он три инфаркта перенес на ногах), – а люди годами принимали от него всё это тщательное его внимание и заботу и – не менялись.

Уже незадолго до больницы, имея на руках подписанное прошение на лечение, батюшка вдруг, помню, задумался:

– Может быть, вернуться в монастырь? Там князь святой, там тулупчик… Сердце свое отогрею.

Вот так ему требовалось постоянно сердце свое у святынь отогревать. Это батюшка всех поймет-утешит, а ему в свое сердце столько отчужденности, черствости, эгоизма принимать все-таки приходилось…

Отец Даниил (Воронин)

Батюшка шел с воскресной Литургии до своей кельи не менее часа, а то и два. Его обступали, осаждали. Вопросы могли быть повторяющиеся из раза в раз. Времени у батюшки, чтобы передохнуть, оставалось всё меньше и меньше… Порою полчаса. Только поменяет одежду – (он от перенапряжения потел), – и ему надо было уже на Акафист идти…

Всех миловал. Его руки не уставали благословлять. Благословит – а людям уходить не хочется. Такое всегда рядом со старцами. Мы, к сожалению, при всей его простоте – и даже при нашем к нему благоговении – все-таки не понимали, кто перед нами, не берегли его…

Всех миловал. Его руки не уставали благословлять. Благословит – а людям уходить не хочется…

– Батюшка, ну как же так?! – иногда, бывало, заводилась я в каких-то уж совсем вопиющих случаях.

– Марин, ну, уйдет этот человек, придет еще хуже. Бог послал сегодня такого, надо потерпеть, – спокойно отвечал он.

Бывало, такую спрашивают ерунду! А он слушает, вникает, отвечает. По-матерински.

– Ну ты пойми, – даже мне, женщине, объяснял потом он, – в этом вся ее жизнь. Послал Господь – значит, надо выслушать, утешить.

Батюшка – свидетель любви Христовой. Являл людям то, как любит каждого из нас Господь.

О себе не думал. Видя его терпение, – и потом во время болезни, – я всегда вспоминала строки тропаря его Небесному покровителю: Терпения столп был еси. Говорят же: «По имени твоему и житие твое». Вот это про отца Даниила. Он впитал дух своего заступника.

А там уж от терпения, безропотности, самоотвержения, духа мирного и до духа любви Христовой – после-то самораспятия – недалеко. Он никому никаких епитимий никогда не давал. Сам всё нес. Все тяготы (см.: Гал. 6: 2). Говорят, что духовникам за это и перед смертью крест тяжелой болезни посылается…

Падал, но шел

Великим постом прошлого года отец Даниил уже несколько занемог. Его отправили в скит служить. И один иеродиакон заметил, как батюшка за сердце держится. «Как мне не хочется, – так впервые и сказал, но тут же поправился: – Надо». И поехал.

Он просто падал, но от послушания не отказывался. Падал, но шел. Под тяжестью креста – на свою голгофу.

Я как-то слышала, монахиня у него спрашивала:

– Не успеваю правило монашеское читать. Как быть, батюшка?

– Умри, но правила не оставляй, – ответил он.

Отец Даниил всего себя отдавал служению Богу и людям.

Его осаждают, а батюшка пробирается. Всегда старался и с братией всюду быть: на богослужениях, на правиле, на трапезе. Радел о единстве братского духа: «Как же это духовника и не будет со всеми?»

Тихий. Скромный. Сдержанный во всем.

В субботы после всенощного бдения он никогда на трапезы не ходил. Потому что сразу после службы оставался исповедовать сначала братию, потом мужчин, а после уже очередь и до женщин доходила. Он еще и промерзал очень, исповедуя, в Троицком соборе: народ постоянно шел, двери открыты. Потом пришлось ему как-то сказать, чтобы спустился в исповедальню. А он и обрадовался:

– Чтобы вместе со всеми!

Нес подвиг, но растворял его как бы – на всех.

Ни единой при других слезы не проронил. Будучи с батюшкой многие годы, видя его муки уже на одре болезни, при смерти – можно было как-то проникнуться, чего это самообладание ему стоило: какого внутреннего напряжения и неопустительного над собою труда.

В последние годы он мне постоянно говорил:

– Надо смотреть на Царственных мучеников. Если их не пощадили… А мы кто такие?

Как батюшка молитве учил

Сам отец Даниил постоянно предстоял пред Богом. «Нужно быть всегда внимательным пред Богом», – говорил. Где бы он ни был, чем бы ни занимался: в простом разговоре, за богослужением, при исполнении треб, – в нем внутренняя молитвенная струна натянута была, звучала.

Где бы он ни был, чем бы ни занимался, в нем внутренняя молитвенная струна натянута была, звучала

Про молитву всем святоотеческое наставление:

– Нужно заключать ум в слова молитвы, – повторял.

Или:

– Молитесь с благоговением.

Сам молился не только по требнику, молитвослову, но и своими словами.

Как-то просто к народу обращался:

– Боженьке-то надо время уделять. Молиться надо Боженьке. Это такая же заповедь, как и «не убий», «не лжесвидетельствуй»… Господь же нам дал жизнь. Это солнце, небо, природу, звезды… Птички поют. Нам же всё это дал Бог! Разве же можем мы так поступать по отношению к Богу – не уделить ему полчаса в день, не встать на молитву? Почему же в храм не прийти – не поблагодарить Бога? Это такая же заповедь, как и прочие остальные, как же мы можем ее нарушать?

Наставлял: «Покаянной молитва должна быть»

Еще наставлял:

– Покаянной молитва должна быть. Не надо просить у Господа каких-то материальных благ. Нужно стремиться туда, откуда мы изгнаны. Вспомните, как Адам плакал, – и батюшка своим красивым мелодичным голосом напоминал: – «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи». Адам плакал так, что вся Вселенная слышала! Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12). И нам нужно каждый день мало-помалу себя понуждать: видишь: кто-то ссорится, – отойди, не участвуй; знаешь, что пойдешь туда-то, а там будет соблазн, – не ходи, останься с домашними… Богу-то от нас всего-то и надо: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23: 26).

Всегда его слова были простыми, но глубокими. Знаете, как преподобный Силуан всё по-простому еще с детства на слух заучил в церкви: «…даждь нам днездь», – так и говорил потом всю жизнь. Вот и батюшка – просто, но о главное говорил.

– Мы-то, – всё напоминал, – в лаптях и валенках, а нам надо вернуться туда, где Бог в неприступном Свете! Как же нам трудиться для этого надо! Всей жизни и то мало, а мы расслабляемся?! Люди размениваются – по 2–3 высших образования получают, а «Отче наш» не знают… Как же они Царствия Небесного достигнут?

Часто его донимали вопросами:

– Батюшка, как же молиться-то надо?

– «Поми-и-илуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», – отвечает.

Или:

– Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешного, – несколько раз прям мог повторить, точно старался в сердце вложить вопрошающему.

Когда кому тяжело было, мог прям так сердце этому страждущему перекрестить. Или долго-долго держал его руки в своих, как бы отогревая всего человека, вымаливая.

Как-то мы, помню, на осеннего апостола и евангелиста Иоанна Богослова оказались на престольном празднике в Пощупово, в монастыре, а там тогда еще владыка Вениамин (ныне митрополит Оренбургский и Саракташский) служил. После всенощного бдения вышел на амвон и обратился ко всем с некоей речью:

– Праздник такой сегодня… Столько собралось духовенства… К нам приехал и духовник из Данилова монастыря… – и тут вдруг слышу: – А все знают силу его молитвы: если батюшка помолится, Господь его прошение обязательно исполнит…

Мне было страшно на батюшку взглянуть. Готова была под землю провалиться, потому что знала, что батюшка под нее уже провалился, как бы он там ни прятался, как всегда, за Крест Христов.

– Да как же владыка так мог сказать?! – потом, помню, было вырвалось у меня.

– Да я и сам не знаю, – отмахнулся отец Даниил.

Никаких ненужных впечатлений в душе не задерживал. Хотя люди свидетельствовали о его молитве: и духовенство, и миряне.

Для него везде – Фавор

Четырежды мы ездили с отцом Даниилом на Святую землю, в Иерусалим. Устраивал всё это протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа. Считал просто за честь присутствие батюшки в составе паломнической группы.

В 2012 году совпало так, что в день 60-летия отца Даниила мы оказались на Фаворе. Никто ничего не подгадывал. Отец Олег договорился, чтобы батюшка возглавил богослужение, и обратился после Литургии к собравшимся:

– Как нас Господь всех любит! Но больше всего он любит отца Даниила! Сподобил его в день 60-летия служить Литургию на горе Фавор!

Батюшка закрылся крестом, как он это всегда делал, но чувствовалось, как сам-то он на этот раз рад и ликует.

Как же он всегда служил Литургию! Не только там: для него везде – Фавор. Это потому что и голгофы не избегал. Служение его под стать наставлению иереям святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Не привыкайте служить Литургию!» Как батюшка благоговел! Такой духовный трепет на его службах все ощущали! Когда он воздевал свои руки к Богу, и для тебя всё здешнее уже переставало существовать. Его молитва и соприсутствующих до Небес возносила.

Там, на Фаворе, после службы батюшка тут же нашел себе занятие – многие в начале и не поняли: что это он делает?

– Батюшка-батюшка! – тут же прибежала я.

А он привык, что я за ним так, как ребенок, по пятам ношусь, окликая.

– Что?

– Смотрите! Дождик-то сегодня проливной был, когда мы на Фавор ехали! – (а день рождения батюшки – 9 ноября, там обычно идут проливные дожди). – А вот отслужили службу – и радуга появилась!

– А это чтоб людям было хорошо! – отозвался он и продолжил свое занятие.

Мне очень нравилось, когда он так по-простому выражался.

– Людям? – уточняю. – Да, людям!!

Отец Даниил на Афоне И он так, помню, мирно улыбнулся. Как-то у него всё сдержанно было, без эмоций.

– Ой, а что это вы делаете? – вдруг поинтересовалась, не стерпев, какая-то женщина.

– Да камушки вот собираю, – так же весело, как и про людёв, ответил отец Даниил.

– А зачем?

– Ну как же? Это же вещество этой местности – оно впитало в себя память событий, которые происходили здесь. Тут каждый камушек помнит, как Господь преобразился! Домой привезете – в иконку можно вставить, в святой угол положить…

Многие тогда засуетились, тоже стали запасаться фаворскими реликвиями. А у батюшки всегда было живо это чувство святыни.

Народ как-то стремился к нему, ему хотелось подражать. И там, в паломничествах, всюду батюшке проходу не давали. В Горненском монастыре он у сестер был как духовник нарасхват. Так что отдыхать и в отпуске не приходилось. Окажемся у Гроба Господня, кто-то отца Даниила тут же узнавал, подходил…

Если видел, что кто-то гневается на другого, говорил: «Подумай-ка: ведь Бог за него на Кресте страдал так же, как и за тебя!»

Такие вот еще батюшкины слова вспомнились. Когда между людьми были распри, злоба, это для него было что-то невыносимое. Претило его духовному устроению. Сам-то он был человек кроткий, мирный, любвеобильный ко всем. Если видел, что люди раздражаются, гневаются или тем более не могут простить, то он говорил:

– Ну ты подумай сам-то (или: сама): ведь Бог за него на Кресте страдал так же, как и за тебя!

«Старец моего детства»

Иеромонах Даниил (Фомин) — старец моего детства. Когда он умер, мне было всего 16 лет. Но на всю жизнь я сохранил память об этом удивительном человеке.
Меня познакомила с отцом Даниилом сестра — Валентина Кузьминична Калугина. А ее познакомила со старцем матушка Феврония (в монашестве Анна). Мы тогда жили в Сорочинске Оренбургской области, а отец Даниил в Михайловке, у своих племянников. Мы часто ходили к нему домой. И он нередко заходил к нам, когда бывал в Сорочинске. Я тогда был школьником, учился в шестом классе. Однажды мне посчастливилось ходить с отцом Даниилом в село Осьминку за 10 километров. Мы разговаривали дорогой, потом он стал учить меня петь «гласы» (с шести лет я себя мыслил в будущем только священником). Мы всей семьей исповедовались у отца Даниила, он был нашим духовником.
О себе он рассказывал, как в тридцать лет молился перед иконами и «слезы ручьями текли»; как был военным; как потом поступил в прославленный монастырь Оптину пустынь, а его сестра поступила в соседний женский монастырь в Шамордино…
В ссылке он был в Архангельске, в Коми, а потом в Казахстане. Из Коми один старичок потом приезжал к нему на могилу. Мы с братом (ныне известный духовник, насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Варфоломей — ред.) ходили пешком на могилу старца за двадцать километров. Взяли на себя такой подвиг в память о нем… И вот однажды встретили у его могилы пожилого человека, приехавшего с севера. Они вместе отбывали ссылку в республике Коми. Мой брат потом несколько лет переписывался с ним.
Иеромонах Даниил был человеком высокой духовной жизни. Вот почему владыка Мануил (Лемешевский), сам будучи старцем, во время служения на Оренбургской кафедре исповедовался у иеромонаха Даниила. Отец Даниил знал и понимал духовную жизнь, мог ответить на любой вопрос. Ведь он был преемником великих оптинских старцев — Варсонофия, Анатолия и других — уже прославленных в лике святых. У старца Анатолия Оптинского он был даже письмоводителем. Под его диктовку отвечал на письма людей. Уже после учебы в семинарии и службе в армии, я однажды оказался в Ханкале, в гостях у одной благочестивой семьи. Мне там показывали два письма, написанные им оптинским старцем. И моя сестра по почерку узнала руку отца Даниила! Взяли его в письмоводители, потому что он был человеком грамотным и пытливым к духовной жизни.
А до поступления в монастырь он был золотых дел мастер. Этот навык в нем сохранился до глубокой старости. Он нам отлил серебряный крест из полтинников.
Отец Даниил имел великий дар рассуждения. Это очень редкий старческий дар, дается он только от Бога. Этот дар выше даже дара смирения… Все жизненные ситуации были понятны отцу Даниилу… Он мне рассказывал, как еще будучи в Оптиной пустыни стал свидетелем удивительной сцены: к оптинскому старцу (сейчас я уже не помню, какому именно) пришел посетитель с вопросом. При этом находился отец Даниил. И вот он увидел телесными очами, как два лучика вышли из глаз старца и направились к сердцу посетителя… Отца Даниила охватил страх, он даже оцепенел от увиденного… Старец понял, что отец Даниил это увидел и потому стразу ушел, ничего не сказав…
Отец Даниил обычно сразу не отвечал на вопрос. Он говорил так: «Я тебе в следующий раз отвечу». И — точно! В следующий раз при встрече первым делом отвечал на заданный вопрос. Видимо, он молился о вразумлении или же рассуждал… Матушке Февронии были часто видения. Она спрашивала о них отца Даниила. И он при следующей встрече ей говорил: «Это было от Бога», или же: «Этому не придавай значения…»
Владыка Иоанн (Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) про матушку Февронию говорил, что она «препростая». И вот за эту ее простоту Господь часто посылал ей видения… Иногда она скажет какое-то слово невзначай, и это слово сбудется… Она была духовной дочерью отца Даниила, он очень ее уважал. Она очень много молилась, но старец ей запретил. Матушка Феврония клала по тысяче поклонов в день, но отец Даниил дал ей послушание делать только 12 поклонов. Она плакала, но подчинялась…
Каждое посещение старца было для нас праздником. Он что-то рассказывал, а я за перегородкой в это время плакал от умиления… Однажды сестра не знала, о чем его спросить, и попросила его спеть. Он стал петь какую-то песню…
Моего папу Косьму старец Даниил благословил на принятие сана. Отец мой был уже не молод, служил квалифицированным рабочим. И хотя с десяти лет он читал Псалтирь в храме, о принятии сана не помышлял. И вот священник в сорочинском молитвенном доме стал уговаривать его стать дьяконом. Отец отказался. Но иеромонах Даниил благословил его на принятие сана. А когда отец стал возражать, сказал ему следующее: «Если на твоем месте будет служить другой и он окажется недостойным, это будет твой грех». Эти слова убедили моего отца принять сан. Он двадцать лет прослужил дьяконом и потом еще пять лет священником.
Когда он решил принять сан, то поехал в Оренбург, к епископу Варсонофию. Тот решил испытать моего отца. Спросил его про слова из Псалма 103: «трава польская» — что это означает, государство Польшу? Отец ответил, что это не Польша, а трава ПОЛЕВАЯ… После этого ответа владыка решил рукоположить его в диакона.
Отец Даниил умер от рака летом 1953 года. Незадолго до его смерти я навестил старца. Сестра отца Даниила монахиня Архелая допустила меня к нему, и я взял у него благословение. А вскоре мы с братом сопровождали подводу с его гробом из сорочинского храма на кладбище в Михайловку, где похоронены были и его родители.
Иеромонах Иоанн (впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский) встречал похоронную процессию в соседнем селе Ивановке. Множество людей вышло проститься со старцем. Ведь к нему за советом ходили люди со всей округи! Я увидел море белых платков… В прощальном слове будущий владыка Иоанн сравнил старца Даниила с Афанасием Великим, которого так же выходила встречать его паства…
Иеромонах Даниил был глубоко духовным человеком. Видимо, можно сказать, что он был православным мистиком. Вот почему, наверное, он так любил эти слова Евангелия: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от духа».

Протоиерей Михаил Калугин,
г. Самара.

Письмо из МДА

Получил из МДА письмо с «апологией» бывшего дежпома академии,
а ныне ебискупа Амурского Николая Ашимова:
«Николя Ашимов (он в некоторых кругах получил кличку Эйшман — из-за ляпа на занятии английского, свою фамилию прочел как Эйшман) сокурсник нынешнего проректора по восп. работе Даниила (Василенко — сына ГАИ-шного шишки из Брянской обл.).
Ашимов дежпомом стал при власти Вассиана (Змеева). С точки зрения своих деловых качест и умения управлять — Ашимов всегда был просто никакой.
Слухов о приставании к кому-то в то время до меня не доходило, в 50 корпусе Ашимов жил и многие годы дружил вместе с нынешним регентом какого-то хора МДА (раньше третьего мужского) Нестором (Волковым).
На их дружбу смотрели сниходительно — да, дурачатся великовозрастные детишки: они и щипали друг друга и верещали как барышни. На момент дежпомства Ашимова его сокурсник Василенко был старшим пом. проректора по восп. работе — того самого Вассиана, кот. сейчас в Белорусском экзархате.
Слухов о домогательствах не было, если кто-то конечно добровольно не участвовал в попойках и последующих щекотаниях. Сам Ашимов маленького роста и довольно тщедушного телосложения. В то время он бы побоялся под. домогательств, он едва-едва сам держался на своем месте.
Вассиан вынужден был решать проблему с кадровым голодом, потому набирал в дежпомы подобных людей, т.б. что он не был против безбрачия (читать — монашества).
Ашимов едва справлялся со «звездной болезнью».
Если верно помню, у него был крупный конфликт с о. П. Великановым. Последний в то время был или Секр. Уч. совета, или уже проректором по науч. работе… Ашимов зашел к нему в кабинет и чуть ли не насильно забрал от него помощника Великанова (студента семинарии), все это было на глазах о. Павла. Студент выполнил некое поручение своего шефа… о.Павел сразу пошел к ректору, Ашимова убрали с дежпомов. Вроде он тогда был уже иеромонахом… Перевели на «камчатку» — комендантом семинарского корпуса.
Скажем так, на момент арх. хиротонии Ашимов не достиг никаких карьерных успехов в МДА, не занимал никакой должности выше дежпома. Видимо, была разнарядка, Евгений закрывал вакантные кафедры молодыми архиереями с богословским образованием. Подобные кандидатуры были и помимо Ашимова — это и Питирим Творогов, и Ефрем Просянок. Они вообще никаких должностей не занимали. Пару лет иеромонашества — и они на кафедре. Студентами тоже не выделялись ничем.
А Ашимов практически безвредный, над ним в основном смеялись, да и все. Ну не того масштаба это была и есть личность, чтобы его всерьез воспринимать.
Настоящее голубое зло МДА — это Еремеев, Иннокентий, Чудинов…
Змеев прикрывал в т.ч. и перед ректором Ашимова. Сказать, что он был с ним в связи или был куплен — не могу. Видел такую картину — Ашимов (тогда дежпом, в сане был или нет — не помню) читал одну худ. книгу, зашел Вассиан и увидел книгу, начал ему говорить, что такое нельзя читать, автор — гей… И т.п.
Все это мелочи.
Студ. младш. курсов могли испытывать от Ашимова скорее администр. давление, ему очень нравилась власть над людьми, но вряд ли сексуальные приставания. Ашимов мог быть склонен в своем поведении к подозрениям в нетрадиционной ориентации, но это было не более чем впечатление.
Пьянки в 50 корпусе устраивали не только Ашимов с Волковым, действительно ярко-голубые были у Чудинова, который сейчас в епархии у бывш. стар. помощника МДА, одиозного «Кекса» — митр. Аристарха.
Самое интересное нынешние столь длительные визиты Ашимова в МДА. Он где-то там живет, отдыхает от своей далекой епархии, тусуется с Волковым. М.б. и вербует смазливых студентов… Ректор абсолютно не против. Ашимов живет в Академии по 2-3 недели. Подобного я вспомнить не могу… Т.е. как минимум Евгений к нему терпим и немного покровительствует.
Мне очень было бы интересно прочитать расследование про ректорскую Машеньку. Это сестра жены протодиакона Игоря Михайлова, с ней в интимно-половой связи долгие годы состоит ректор… Они вместе с протодиаконом построили дом (недалеко от Ильинского храма), в котором очень часто живет и сам Решетников. Об этой связи в МДА преподаватели знают уже очень давно. Евгений при въезде в Лавру высаживает ее вне поля зрения случайного наблюдателя… Или она ложится на заднее сиденье джипа и накрывается покрывалом 🙂 Дом строили несколько солдатов-срочников, рассказывают также о том, что студенток регентского заставляют ходить в дом протодиакона на уборки, якобы жена Михайлова заставляет их стирать и гладить чуть ли не белье протодиакона.
вся эта амурная катавасия архиепископа Евгения с Машей веселит честную публику уже лет 20. Все все видят, знают, и происходит она у всех на глазах
Есть ли дети — неизвестно».
***

Краткая биография Игумена-Даниила Помогаева

  • Белевская епархия РПЦ МП Белевская епархия образована решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 149) путем выделения из состава Тульской епархии. Включена в состав Тульской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Белевский и Алексинский. Объединяет приходы на территории Белевского, Алексинского, Заокского, Ясногорского, Дубенского, Суворовского, Одоевского, Арсеньевского, Плавского, Щекинского, Каменского, Тепло-Огаревского и Чернского районов Тульской области. Правящим архиереем назначен Преосвященнейший Серафим (Кузьминов), епископ Белевский и Алексинский. В епархии на сегодняшний день 64 храма и 4 монастыря, готовятся к открытию еще 10 новообразованных приходов. Действуют 3 храма, расположенные на территории исправительных учреждений. При большинстве районных больниц открыты молитвенные комнаты. Пастырское служение в епархии несет 71 клирик. Основные направления церковного служения осуществляют девять профильных епархиальных отделов. Белевская епархия взаимодействует с областными и территориальными федеральными органами государственной власти, муниципалитетами, образовательными учреждениями, органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел и пенитенциарными учреждениями, областными и районными СМИ, градообразующими предприятиями, учреждениями культуры и искусства. Представители духовенства Белевской епархии входят в состав Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию при губернаторе Тульской области. Первым итогом данной работы стало инициированное Белевской епархией подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Тульской области и епархиями, входящими в состав Тульской митрополии. Всеми благочиниями Белевской епархии подписаны соглашения о сотрудничестве с органами местного самоуправления. Одним из приоритетных направлений деятельности Белевской епархии является соработничество с органами образования в рамках реализации проекта по введению в школах предмета «Основы Православной Культуры». Епархиальным отделом по религиозному образованию и катехизации подписано соглашение с «Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Во всех благочиниях епархии созданы Православные родительские комитеты. Действуют воскресные школы и духовно-просветительские центры. В Белевской епархии созидается система социальной помощи нуждающимся: материальная поддержка, духовно-пастырское окормление сирот, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и одиноких людей. В епархии осуществляют работу «Школы молодых родителей», основная идея создания подобных «школ» заключается в том, чтобы духовно поддерживать как готовящихся стать матерями, так и молодых родителей, оказывать поддержку семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В больницах, социальных и исправительных учреждениях действуют домовые храмы и молельные комнаты. В Белевской епархии создан и успешно реализуется проект «Опора молодым сердцам – Руси великое начало» (Православное воспитание молодежи посредством участия в духовно-просветительских досуговых мероприятиях под патронажем Белевской епархии»). Проект предполагает организацию и проведение образовательных, просветительских, интеллектуальных, творческих, историко-культурных, патриотических, спортивных, досуговых мероприятий под патронажем Белевской епархии, направленных на Православное, духовно-нравственное воспитание молодежи. За время существования проекта в нем приняли участие более 1000 детей и подростков различных возрастных групп, с его результатами знакома широкая общественность Тульского региона, необходимо отметить всевозрастающий интерес к нему как со стороны молодежи, так и со стороны СМИ. Проект активно развивается, находя новые формы практики проведения духовно-просветительских и досуговых мероприятий.
  • Тульская Епархия. Русская Православная Церковь Официальная страница Тульской Епархии в контакте
  • архимандрит Амвросий (Юрасов) Проповеди, беседы, ответы на вопросы архимандрита Амвросия (Юрасова) Народная мудрость гласит: «Потерял богатство — ничего не потерял, потерял здоровье — половину потерял, потерял веру в Бога — все потерял».
  • Митрополит Тихон (Шевкунов) Актуальные новости, проповеди, статьи, интервью, фильмы и многое другое. Добро пожаловать, дорогие братья и сестры! _____________________________ Не является официальной страницей владыки.
  • АПС/Академия Порядочных Семинаристов
  • Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе) Освященный благодатью Святого Духа старец Гавриил никогда не писал на бумагах; Его слова вписывались в сердцах, умах и душах человеческих, наставляя их на путь спасения. И это старец делал самопожертвенно, не щадя ни физических и не душевных сил. Сколько заблудивших душ он спас; сколько падших людей он поставил на путь истины; сколько душ он избавил от погибели в море тщеславия! Старец старался достичь лишь одной главной цели – привести ближнего к Богу.
  • Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Илий (Ноздрин), Cхиархимандрит, духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни.
  • Игумен ЛУКА (СТЕПАНОВ), Пронский монастырь НАШ САЙТ: www.пронскиймонастырь.рф Благодарим за поддержку монастыря в наших официальных группах: https://vk.com/svyatogorie https://vk.com/igumen_luka ————— Личная страница: https://vk.com/id58584590 ============================ Игумен Лука (Степанов) — заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук О. Лука отвечает на вопросы в группе Батюшка онлайн: https://vk.com/topic-25505827_24476231 ——— О. Лука выходит в прямую трансляцию в группе «Батюшка онлайн» для ответов на вопросы почти ежедневно, кроме субботы, в Одноклассниках в 21.00 https://ok.ru/batyushkaonline ————————————————- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0_(%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2)
  • Архиепископ Верейский Амвросий Викарий патриарха Московского и всея Руси, наместник , ректор .
  • ПАТРОЛОГИЯ Наша цель – показать православные основы в науке, культуре, образовании и философии. Мы рассматриваем святоотеческое наследие Вселенской Церкви, касающееся следующих предметных областей: I. Священное Писание Нового и Ветхого Заветов. II. Догматическое, сравнительное, нравственное богословие. III. Литургика и литургическое богословие. IV. Философия и наука V. Церковь, культура, искусство. VI. Педагогика и литература Миссия сообщества и совместного сетевого проекта – создать специализированную, признанную в мире, научно-образовательную школу, изучающую формы, методы, средства и механизмы диалога Церкви, общества и государства, их значение и влияние на современный мир и ключевые социальные процессы в религиозной сфере, как в международном масштабе, так и на национальном уровне. Группа создана для теологического и философского анализа противостояния Церкви и мiра.
  • Factura — блог
  • PostNews С нас новости — с вас мнение Поделиться историей с glavred@postnews.ru По вопросам сотрудничества — ads@postnews.ru Чем занимались россияне на самоизоляции? Домашний режим в цифрах: http://blog.postnews.ru/rossiyane_na_karantine
  • Смиренное человеколюбие Ты должен знать! (звучит как бред) Что будет в этой группе? Разоблачение системы темных сил и их слуг! Укрепление духа человеческого в вере православной! Помощь советы по спасению человека от смертного греха! Молитвы,интересные-посты,полезная и шокирующая информация! Душа человека XXI века находиться в огромной опасности.(звучит как бред) И только сделав правильный ВЫБОР многие из вас смогут сотворить» судьбу человечества к лучшем. Какой дорогой идти решать только тебе. Наша задача жить по совести помогая друг другу Распространять эту информацию! Работая над собой над своими,страстями ,пороками,грехами. Мы обязаны спасать это мир! От колдунов,ведьм, агентов-спец служб,сатанистов,магов,шаманов оккультистов,демонов,бесов и прочей нечистой твари! Иначе если человек не будет Бездействовать, не будет молчать. То-тогда человек начнет включиться в работу духовного мира! Спасая себя мы спасаем и других людей, от многих дьявольских козней и неудач! Прошу на борт борьбы с самим собой и его агентами. Простите и Попросите прощения всех кого обидели !!! Молитва к Богу наше спасение и лекарство от всех грехов! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь Слава вере Православной Аминь Да защитит ваши семьи вера и смирение.
  • ✟С НАМИ БОГ! Группа «С нами Бог!» создана 16 декабря 2018 года по инициативе участников с благословения православного священника. Вместе с нами вы познаете живительный мир Православия, почувствуете Бога сердцем и прикоснетесь к Нему душой! У нас вы найдете много интересной душеполезной информации на каждый день недели, познакомитесь с православным календарем, святыми, иконами и молитвами дня, ознакомитесь с основами Православной веры, примите участие в православной викторине, в акафистах и молитвах по соглашению, научитесь рецептам вкусных постных блюд, почитаете увлекательные истории из жизни православных христиан, узнаете о чудесах в православии, вдохновитесь духовной поэзией и посмеетесь над шутками от души! С нами вы начнете утро и закончите день молитвенными Правилами, познаете Истину в Священном Писании, почитаете и послушаете святоотеческую литературу, пообщаетесь в наших чатах с единомышленниками! У нас вы сможете подготовиться к Таинству Святого Причащения! И много другой душеспасительной информации доступно вам каждый день! В обсуждениях группы вы можете самостоятельно задать свой вопрос священнику. Для вас мы собрали обширную коллекцию фото, аудио, видео альбомов и документов по православной тематике. ❤️ Вашему вниманию мы предлагаем следующие ежедневные рубрики (МСК): 00:00 — Православный календарь 01:00 — Читальный зал 02:00 — Наш кинозал 03:00 — Поздравляем с именинами! 05:00 — Утреннее молитвенное правило 06:00 — С добрым утром! (Краткий утренний молитвослов) 06:30 — Тропарь и кондак дня 07:00 — Молитва Архангелам на каждый день недели 08:00 — Евангелие дня 09:00 — Цитата дня 09:30 — Притча дня 10:00 — Прошу молитв на всякую потребу 11:00 — Поминовение усопших 11:30 — Православные храмы 12:00 — Молитва святому дня 12:30 — Православные шутят/Постная кухня в постные дни 13:00 — Видео урок «Закон Божий» 13:30 — Чудеса в православии 14:00 — Молитвы по вашим просьбам 14:30 — Духовная поэзия 15:00 — Вопрос священнику 16:00 — Православная викторина 16:30 — Душеполезное чтение ● 18:00 — Акафист • пн — Святому Пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну • вт — Святому праведному Иоанну Кронштадскому • ср — Святому Спиридону, святителю Тримифунсткому Чудотворцу • чт — Святому Николаю, Святителю Мир Ликийских, Чудотворцу • пт — Пресвятой Богородице перед иконой Ея «Всецарица» • сб — Святой блаженной Матроне Московской • вс — Господу Богу о мире и взаимной любви среди людей 18:30 — Видео-проповедь 19:00 — Толковая Псалтирь. Изучаем Псалтырь вместе! 20:00 — Молитва по соглашению об исцелении тяжело болящих 21:00 — Молитва по соглашению с протоиереем Андреем Ткачёвым 22:00 — Вечернее молитвенное правило 23:00 — Слава Богу! • сб 23:00 — Благодарственный акафист «Слава Богу за все!» Еженедельно мы все вместе готовимся к Таинству Святого Причащения: • пт 2:00 — Покаянный канон совмещенный • сб 2:00 — Последование ко Святому Причащению • вс 9:00 — Благодарственные молитвы по Святому Причащению Присоединяйтесь к нашему расписанию! Мы постоянно развиваемся и будем стараться стать полезными для каждого из вас! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе событий! ❤️ С любовью и почтением, дружная команда 🕊
  • Доброе слово •Православие • Каждый день в 8.25 (повтор в 14.25) на стене группы новое упражнение на познание и совершенствование себя.
  • Патриархия Подписывайтесь: Telegram: prvslv.com/tg, prvslv.com/tgbr, prvslv.com/tgbe Бот Telegram: prvslv.com/tgbb Twitter: prvslv.com/tw Instagram: prvslv.com/ig ВКонтакте: prvslv.com/vk, prvslv.com/vkq, prvslv.com/vkc ВК Библия: prvslv.com/vkbr, prvslv.com/vkbe
  • Братская Епархия Официальная страница Братской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
  • Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей) Протоиерей Артемий Владимирович Владимиров — Духовник и старший священник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Служит в храме Всех Святых с момента его открытия (30 марта 1991 года). Родился 21 февраля 1961 года в Москве. Дед — Барто, Павел Николаевич. Учился в английской спецшколе № 29 в Чертольском переулке. В 1978 году поступил на романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, однако вскоре перевелся на русское отделение, которое закончил в 1983 году. Во время учёбы в университете сблизился с Никитой Ильичом Толстым, под влиянием которого пришел в Церковь. Закончил Московскую духовную семинарию в 1992 году. После окончания Университета преподавал русский язык и литературу в Математическом интернате имени академика Колмогорова при МГУ, а также в Московской Духовной Семинарии и Академии. Дьяконская хиротония о. Артемия состоялась на летний праздник прп. Сергия Радонежского 18 июля 1987 года. А на праздник Рождества Христова в ночь на 7 января 1988 года — священническое рукоположение. Хиротонию совершал епископ Дмитровский Александр. Свое служение батюшка начинал в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (бывшая ул.Неждановой). А в 1991 году становится настоятелем храма Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря. Протоиерей Артемий Владимиров является членом Союза писателей России. Преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Российском Православном университете. Также о. Артемий является заместителем декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, батюшке присвоено звание почетного профессора факультета православной культуры. 26 октября 2010 года Департаментом образования г. Москвы о. Артемию присвоена высшая педагогическая категория. 27 декабря 2011 года включён в состав новообразованного Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с 15 марта 2012 года — Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства). НАГРАДЫ: 1.Награжден правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста. 2. Возведен в сан протоиерея в 1998 году. 3. В 2003 году удостоен права ношения палицы (4 декабря 2003 года в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы). 4. 20 апреля 2008 года удостоен права ношения священнического креста с украшениями. 5. Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени (в 2001 году), орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (в 2006 году). 6. В сентябре 2010 года о.Артемий награжен орденом Святого Страстотерпца Царя Николая. 7. В июне 2011 года указом Святейшего Патриарха Кирилла награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени в связи с 50-летием со дня рождения. 8. 31 октября 2013 года Святейшим Патриархом Кириллом о.Артемий награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане. Именины о. Артемий празднует в день памяти праведного отрока Артемия Веркольского — 6 июля (23 июня по ст.ст). Память святого Артемия Веркольского совершается дважды в году: 6 июля (23 июня по ст.ст) и 2 ноября (20 октября по ст.ст).
  • Храм Пр-ка Илии и муч Надежды в Селе Жемчужнико Храм Пророка Илии в селе Ильинское, в Одоевском районе Тульской области был построен в первой половине XIX века. Село находится на расстоянии 76,5 километров от Тулы или 10 от города Одоев. Приход насчитывал более 1500 человек, которые проживали в 6-ти деревнях близ реки Упа: Епифановке, Хмелевом, Лепиловке, Головинской, Безлепкиной и селе Жемчужниково. Здание церкви представляет собой двухэтажную постройку в стиле классицизма, увенчанная куполом и связанная с колокольней небольшим переходом. Храм был заложен в 1820 году, на деньги двух помещиков: Колычева и Лихарева, на месте упраздненной старой церкви и через 12 лет был освящен во имя Святого Илии Пророка. В 1848 году, на средства С. Волконского, была построена каменная колокольня, а в 1857 году открыт верхний придел храма во имя Святой Мученицы Надежды. В 30-е годы XX века храм, как и многие другие, был закрыт, а его помещение передано местному совхозу «Жемчужина». Более 50 лет здание храма использовалось как столовая. 27 июня 2013 года предприниматель Максим Владимирович Белоусов получил благословение Белевской и Алексинской епархии на реставрацию Свято-Ильинского Храма. 11 июля было проведено собрание жителей деревни, организован приход и получено охранное обязательство от Министерства культуры и туризма Тульской области. 1 октября, в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи состоялся первый молебен после долгого перерыва.
  • Архимандрит Кирилл (Павлов) Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов; 8 октября 1919 г, деревня Маковские Выселки (ныне Михайловский район, Рязанской области) —20 февраля 2017). Архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков.
  • + Православное монашество + Группа для интересующихся практикой православного монашества
  • Журнал Московской Патриархии «Журнал Московской Патриархии» — официальное периодическое издание Русской Православной Церкви. Общецерковные документы и комментарии к ним. Богословие, история, культура, а также церковно-практические вопросы и церковно-государственные отношения с точки зрения авторитетных иерархов и духовников. Достоверная и взвешенная картина церковной жизни в России и в мире Издаётся с января 1931 года. Свежий номер и архив Журнала Московской Патриархии в формате PDF — jmp.ru. Группа на Facebook https://www.facebook.com/jmp.ru/ Также журнал доступен для электронной подписки в виде специальной планшетной версии в Apple Store.
  • Православная невеста, жена и мама Дорогие сестрички! Надеюсь, что в нашем сообществе вы всегда сможете найти духовную пищу для ума. Я стараюсь тщательно подбирать для публикаций полезный материал из различных источников на тему семьи и веры: статьи, рассказы, поучительные истории из жизни. Все тексты изучаю лично, прежде, чем предложить их вашему вниманию. Тем не менее, у нас в группе есть много статей, в которых я не на все 100% разделяю точку зрения автора. Все потому, что наполнение группы — это всего лишь информация к размышлению. Вы всегда можете поучаствовать в обсуждении прочитанного в комментариях к записям. Ваша Наталья Солунская
  • Твоя жизнь Уважаемые подписчики и гости страницы. В связи с участившимися случаями мошенничества, обращаю Ваше внимание, что РЕКЛАМА в данном сообществе продаётся только через ОФИЦИАЛЬНУЮ БИРЖУ ВК
  • «Зёрна» | Православный интернет-магазин Самая низкая стоимость доставки! В православном интернет-магазине «Зёрна» можно приобрести не только КНИГИ – художественную, детскую, публицистическую, богословскую, богослужебную литературу, – но и товары для детей, игрушки, подарки, предметы церковного обихода, натуральную косметику, растительные экстракты, настойки, монастырскую продукцию и многое другое по самым низким ценам. Посмотреть товары прямо сейчас: https://zyorna.ru/structure В нашем интернет-магазине привлекательная цена за доставку – от 79 рублей, причём стоимость доставки зависит не от расстояния, а от количества товаров в вашей корзине: чем больше товаров – тем дешевле будет стоить самовывоз. При крупных заказах самовывоз будет бесплатным. Пункты доставки расположены по всей России. Подробнее здесь: http://zyorna.ru/dostavka-i-oplata.html#smvz По всем вопросам обращаться в ЛС: https://vk.com/id437712856 Или звоните: (бесплатно по России): 8 800 200-84-85 с9:00 до 21:00 ежедневно order@zyorna.ru Отзывы о нашем интернет-магазине на Яндекс-маркете: https://market.yandex.ru/shop/45523/reviews?grade_val.. Заглянуть в интернет-магазин «Зёрна»:
  • Творческая фотомастерская Славы Каширского Фотографирую людей. 📷 Классическая портретная, семейная и свадебная💍 фотография. 📞+7 906 058 9169 Whatsapp/Viber, Коломна, Москва. Подписывайтесь на мой инстаграмм https://www.instagram.com/slavakashirskiy/
  • В защиту доброго имени Православной Церкви Некоторые из прогрессистов почитают Церковь врагом для себя. Но если есть кто любвеобильнее, благожелательнее и мудрее в своей любви относительно людей (после Бога), то это Церковь: все, что есть сообразнейшего с нашею природою и благопотребнейшего для нее, — все это заключается в Церкви, как сокровищнице, подобно тому как в Евангелии заключены глаголы Живота. Церковь есть истая мать всего человечества, право верующего во Христа, самый верный друг христиан. Она сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым всяка душа живится. (Св.прав. Иоанн Кронштадтский)
  • Святое православие Цитаты святых отцов. Духовная поэзия. Православная психология Добрые дела.
  • Митрополит Афанасий Лимассольский Μητροπολίτης Λεμεσού Αθανάσιος. Кипрская Православная Церковь
  • Полезные советы Здоровье
  • Начальник тишины Шум… Звуки мира вокруг нас обычно знаменуют собой нечто большее, чем просто шум. Практически ничто уже не заявляет о себе как о маловажном, незначительном или о чем-то, что можно отложить на потом. За наше внимание борется множество настойчивых воплей со всех сторон — и это оглушает. «Сделай это! Прочти то! Купи это! Запомни то! Поверь в это!» Мир постоянно представляется балансирующим на грани апокалиптического коллапса — с пометкой о том, что наше внимание к надвигающейся катастрофе якобы может что-то изменить. Это шум. Мир действительно на грани апокалипсиса, но не того, который внушает страх сейчас. У истории мира есть вектор, однако он определяется не нашим выбором. И грядущий апокалипсис — тишина. Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение», выдвижение на всеобщее обозрение того, что раньше было сокрыто. Христианство — от начала и до конца — апокалиптично по своей натуре. Оно всегда проявляет сокрытое. Очень часто самые важные события в мире остаются практически незаметными для окружающих: и рождение Ребенка в палестинской деревне, безлюдная казнь странствующего Проповедника, пустой гроб, оставивший город теряться в догадках. Иисус не вписывается в ожидания кого бы то ни было. Целостность Его жизни можно понять только в свете Откровения. В утро Воскресения несколько женщин почувствовали, что самое важное дело в мире — купить благовоний и мира, чтобы позаботиться о мертвом теле их самого любимого Друга. Это казалось настолько важным, что они отправились в путь «весьма рано». Это был первый день недели, день для торговли, день, когда открывались магазины и раскладывались товары. Какой-то продавец благовоний в Иерусалиме наверняка обрадовался самому-самому раннему визиту этой группы скорбящих женщин, практически скупивших полмагазина. Скорбь делает из нас таких замечательных покупателей! Все встречали новый день, то тут, то там кукарекали петухи, никто не придавал значения наступающему дню. Во гробе была тишина. Во гробе было тихо, потому что там никого не было, не считая одного или двух ангелов. И в тишине прозвучали слова, которые обратили в ничто весь шум тварного мира: «Он воскрес. Его нет здесь». После этих слов женщины словно преисполнились тишины. Раздраженные фразы прохожего остаются без внимания. Выкрики торговцев у своих прилавков на базаре сливаются в единый гул. Для женщин мир стал проникнут тишиной. Их заботило только откровение Истины. И лишь одно осталось насущным. Ничто в мире не поменялось с той поры. Неотступный гомон торговцев преследует отовсюду, предсказатели катастроф кричат, что апокалипсис ожидает прямо за углом. Но весь этот шум висит в тишине настоящего Апокалипсиса. И это всего лишь шум. Ведь Начальник тишины молча сошел в мир. Его первые слова звучат до сих пор: «Мир вам». И только одно нужно на самом деле: Тишина.
  • Православные аудиокниги Источники аудио материалов в группе: 1) Предание.ру predanie.ru 2) Азбука веры azbyka.ru/audio/ 3) Радио Воскресение pravradio.ru/ 4) ТК Союз tv-soyuz.ru 5) Радио «Радонеж» radonezh.ru 6) Радио России radiorus.ru
  • Русь Святая Православная Добро пожаловать в нашу познавательную группу! У нас Вы найдете много того, чего практически нет в других сообществах… Приглашайте своих друзей! ✔ 1000 человек- 01.04.2017г. ✔ 2000 человек- 25.09.2017г. ✔ 4100 человек- 16.09.2018г.
  • Тула Расскажи о жизни своего города! Нажми «Предложить новость» и напиши о том, что волнует тебя! В сообществе мы делимся новостями, фотографиями и интересными историями. Будь с Тулой Онлайн!
  • Вестник Тула Привет туляк и житель Тульской области! Сейчас ты находишься в уникальном паблике, который рассказывает о жизни нашей области, показывает красоты земли Тульской и оперативно сообщает обо всем интересном, что происходит или произойдет в оружейном крае. И пусть пряник твой всегда будет сладок, а самовар горяч! P.S. В группе включен фильтр по ссылкам и нецензурным выражениям. Такие комментарии удаляются системой автоматически.
  • Христианство † Вы — свет мира Неверно говоришь, друг: «Нет Бога». Вернее сказать: «У меня нет Бога», ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога и говорят: «Есть Бог!». Следовательно, Бога нет у тебя, а не вообще. Ты говоришь так, как если бы больной сказал: «Нет на свете здоровья». Он, не солгав, может сказать только, что он не имеет здоровья, но если скажет: «Здоровья в мире вообще нет», солжет. Ты говоришь так, как если бы нищий сказал: «Нет на свете золота». Есть золото и на земле, и под землей. Кто скажет, что нет золота, неправду скажет. А если скажет правду, должен сказать: «У меня нет золота». Так же и ты, друг мой, неверно говоришь: «Нет Бога!». Ибо, если ты чего не имеешь, не значит, что не имеет этого никто и нет этого в мире. А кто дал тебе власть говорить от имени всего мира? Кто дал тебе право свою болезнь и свою бедность навязывать всем? Если же признаешь и скажешь: «Я не имею Бога», тогда признаешь истину, и это будет твоя исповедь. Ты говоришь: “Трудно уверовать, пока не увидишь!”. Но чем видеть желаешь: оком или духом? Если оком телесным, тогда Тот, Который больше вселенной, должен умалиться, чтобы поместиться в ограниченном поле твоего зрения. Видишь ли ты свой разум глазами? Между тем рассердился бы, если бы кто-то сказал тебе, что не поверит в твой разум, пока глазами не увидит. Если же духом желаешь видеть Бога, тогда можешь увидеть Его, ибо дух человеческий пространнее вселенной и Бог есть дух. Но дух твой должен быть чист, ибо только чистым обещано зреть Бога. Cвятитель Николай Сербский
  • СВЕТОЧЪ | Православные ювелирные изделия Каталог: https://vk.com/market-132518045 Как заказать: https://vk.com/topic-132518045_34630536 Для заказа и консультации обращайтесь к Анастасии Светловой: https://vk.me/stasyasvetlova — В наличии кресты, нательные иконы, браслеты и цепи из серебра 925 пробы — Все изделия выполнены в соответствии с канонами Русской Православной Церкви — Все изделия освящены нашим духовным наставником — Собственное ювелирное производство в Петербурге — На каждом изделии есть клеймо Северо-Западной Пробирной Инспекции — Подарок к каждому заказу — 3387 довольных клиентов возвращаются к нам снова и снова
  • ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ • Православие Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь В ЦАРСТВО БОЖИЕ ИДУТ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ НЕ ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ, А ОТ ПАДЕНИЯ К ПАДЕНИЮ, НО ДОХОДИТ ДО ЦАРСТВА БОЖИЯ ТОТ, КТО ПОСЛЕ КАЖДОГО ПАДЕНИЯ, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ САДИТЬСЯ У КРАЯ ДОРОГИ И ПЛАКАТЬ НАД СОБОЙ, ВСТАЕТ И ИДЕТ ДАЛЬШЕ; И СКОЛЬКО БЫ ОН НИ ПАДАЛ, КАЖДЫЙ РАЗ ПОДНИМАЕТСЯ И ИДЕТ (отрывок из поучения святителя Тихона Задонского — так он советовал одному молодому священнику говорить людям. Из книги митрополита Антония Сурожского) __________________ Предыдущее название группы — «ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ каждый день» Группу ведут редакторы во Славу Божию для радости духовной. г. Москва «Каждое слово Святого Евангелия – это небесный луч, озаряющий нашу жизнь.» Желаем всем духовного просвещения! ПРОСЬБЫ, РЕКЛАМУ, ССЫЛКИ — НЕ ПУБЛИКУЕМ!
  • Московский центр комплексного оздоровления В этой группе вы сможете записаться на обследование спины, а также на процедуры по растяжке спины на кинезио столе и на тракционном столе. Включена программа лечения позвоночника с ЭМС-костюмом. Также мы предоставляем возможность записаться на отдельные занятия в ЭМС-костюме. Читайте подробнее в группе. С заботой о вашем здоровье! Лицензия № ЛО-77-01-012819 от 04 августа 2016 года.
  • Фонд «Себино» Благотворительный фонд «Себино», Матрона Московская
  • Горé имеем сердца. Православие

Памяти духовника московского Данилова монастыря архимандрита Даниила (Воронина)

27 января 2020 года в 23 часа 15 минут отошел ко Господу духовник Данилова монастыря архимандрит Даниил (Воронин).

Архимандрит Даниил (в миру Виктор Алексеевич) родился 9 ноября 1952 года в Рязани в семье рабочих. После школы была учеба в строительном техникуме. В армии служил в Архангельской области в ракетных войсках. Затем работал в Москве на производстве, а в 1979 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1983 году.

В августе 1983 года поступил насельником в только что возвращенный Русской Православной Церкви Свято-Данилов монастырь. Вот как вспоминает об этом первый наместник обители владыка Евлогий (Смирнов) в своей книге «Это было чудо Божие»:

«Человек пришел в монастырь. В глазах современного мира это не поддающийся объяснению поступок. А если это произошло в Москве, где более полувека не было монастырей, то сие уже целое событие. Особо мне хотелось бы сказать здесь о самом первом иноке Данилова монастыря, с которого можно начать список нашего братства.

Однажды, когда я выходил из Троицкого собора Лавры и размышлял о том, кто первый будет иноком новой московской обители, ко мне подошел Виктор Воронин, только что окончивший семинарию, очень простой и скромный юноша, который твердо решил идти в жизни «тесным и узким путем», глубоко веря в будущую блаженную вечность.

— Отец наместник, — обратился он, низко поклонившись при всем честном народе, — хочу проситься к вам, в Данилов, не благословите ли поступить в иноки?

— Бог благословит! Дело доброе. Если подашь прошение, будешь первым насельником обители, — ответил я ему.

В биографии этого юноши нет ничего особенного… Но удивительным было другое: необыкновенный порыв к Богу. Человек нашел смысл жизни. Какое отрадное явление! Монастырь стал для него новым, духовным домом».

В иночество он был пострижен архимандритом Евлогием (Смирновым) в 1984 году в Даниловом монастыре, с наречением имени Даниил в честь основателя монастыря – святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского. Вместе со схиигуменом Рафаилом (Шишковым) они стали первыми пострижениками Даниловской обители.

12 июля 1984 года в храме Ризоположения состоялось его рукоположение инока Даниила в сан иеродиакона митрополитом Таллиннским и Эстонским Алексием (будущим Патриархом). В мантию он был пострижен архимандритом Евлогием 10 марта 1985 году в Даниловом монастыре, с наречением имени Даниил, но теперь уже в честь Небесного покровителя обители преподобного Даниила Столпника.

6 июля 1985 года в Покровском храме монастыря также митрополитом Алексием батюшка был рукоположен в сан иеромонаха.

В период восстановления монастыря отец Даниил выполнял послушания просфорника, келаря, казначея. Это были годы трудные и в то же время – необыкновенного духовного подъема. Первый в Москве монастырь восстанавливали всем народом. Люди приезжали отовсюду, чтобы хоть как-то помочь обители – убирать мусор, таскать кирпичи. Отец Даниил также выполнял свои ответственные послушания не только с полной отдачей, но еще и радостно и даже вдохновенно. Он очень любил и ценил свое монашество.

21 марта 1989 года отец Даниил был возведен в сан игумена. 21 февраля 1990 года – в сан архимандрита.

Архимандрит Даниил был духовником обители с 1989 года и вплоть до своей кончины, то есть 30 лет. Он был очень известным духовником, к нему съезжались люди со всей Москвы и даже из других городов. Чтобы исповедаться и попросить совета и молитв в тяжелых жизненных обстоятельствах люди выстаивали очереди по 6 часов. Батюшка почти постоянно был в окружении страждущего народа. Духовное окормление было главным его делом, которому он отдавал всего себя, без остатка. Батюшка всегда внимательно выслушивал, относился к каждому приходящему очень по-доброму, с пониманием и любовью. Он так с первого взгляда располагал к себе людей, даже нецерковных, пришедших к нему по чьему-нибудь совету в случае какой-то крайней необходимости, часто близких к отчаянию, что ему сразу рассказывали все свои грехи и скорби и ждали от него помощи. И отец Даниил входил во все обстоятельства дела, мог задуматься, помолиться и дать единственно правильный совет, как поступить. Причем батюшка не только советовал, он еще и мог так помолиться за человека, что рассеивались серьезные угрозы, жизнь человека выправлялась и устраивалась благополучно. Батюшка мог утешить человека в скорби, поддержать и ободрить в тяжелой болезни. Отец Даниил очень многих приводил к Богу, к Церкви – люди приходили за помощью и советом и, получив все это от батюшки, узнав его заботу и любовь, уже из Церкви не уходили. Невозможно подсчитать, скольким людям помог батюшка! Архимандрит Даниил был духовным наставником огромного числа священников и монашествующих, многие из них именно благодаря батюшке избрали церковное служение. Батюшка сам очень любил все церковное и передавал эту свою любовь другим.

Отец Даниил тяжело болел последние полгода, и все равно очень трудно сегодня свыкнуться с мыслью, что, придя в Данилов, больше его не увидишь, не услышишь отеческих слов любви и поддержки. Но конечно же батюшка не оставит нас сирыми. Он всегда будет с нами, всегда будет любить нас и помогать нам своими святыми молитвами.

Царствие Небесное тебе, дорогой наш батюшка!

В четверг, 30 января в 8:00 в Троицком соборе Данилова монастыря состоится заупокойная Литургия, после которой будет совершено отпевание архимандрита Даниила (Воронина).

29 Января 2020 Источник: Интернет-журнал «Прихожанин»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *