Что лечит психиатр у детей?

Когда пора обратиться к детскому психиатру

Практика работы детским психиатром на участке и в реабилитационном центре показывает, что родители детей, нуждающихся в специализированном лечении, обычно поздно обращаются к специалисту. Это связано не только с бытующими среди населения предрассудками в отношении психиатрии, но и с тем, что ранние признаки начинающегося заболевания остаются незамеченными родителями. Появление симптомов могут рассматриваться как проявления капризов, упрямства, плохого настроения. Основная цель, с которой я рекомендую обращаться к детскому психиатру при появлении ниже описанных симптомов и состояний -это своевременная коррекция отклонений в поведении и развитии детей и подростков, а так же выявление скрытой формы психического расстройства. Чем раньше распознается болезнь, тем легче она поддается лечению, и тем благоприятнее исход заболевания. В этой статье опишу симптомы, при появлении которых консультация детского психиатра необходима. По возможности соотнося с возрастными этапами развития ребенка.

Возраст от 0 до 1 года. Период младенчества.

1) Ребенок подолгу засматривается в одну точку на потолке; на листочки, тени деревьев при этом его внимание не привлекают яркие игрушки, голос и присутствие матери.

2) Ребенок изгибается при попытках взять его на руки. Избегает телесного контакта. Отворачивается от матери при её приближении.

3)Не реагирует на мокрые пеленки, подолгу может находиться один в комнате, не привлекая внимания.

4)Проявляет сильное беспокойство, при изменениях во внешнем виде матери (новый халат, смена прически).

Возраст от 1 года до 3-х лет.

1)Избирательность в еде. Сужение пищевого рациона до 1-2х продуктов. Ребенок отказывается жевать, принимает пищу только в жидком виде при отсутствии физиологических нарушений со стороны органов ротовой полости.

2)»Манежный бег» или бег по кругу, может сопровождаться вычурными движениями. При этом попытки остановить, мягко переключить внимание вызывают сопротивление, гнев со стороны ребёнка.

3)Бесцельное блуждание от объекта к объекту. При этом попытки увести, привлечь к игре вызывают негативную реакцию.

4)Появление стереотипных движений: потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение верёвочек, тряпочек.

5) Утрата ранее приобретённых навыков и функций.

Например: ел твёрдую пищу и перестал есть, навыки опрятности были сформированы – и опять малыш начал пачкать штанишки; говорил предложениями — и вдруг замолчал, уменьшился словарный запас. Регрессированиеможет быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений внезапность, неожиданность.

6)Ребенок выстраивает игрушки, предметы быта, обувь и т.д в определённом порядке, при этом если по какой то причине этот порядок нарушается, следует истерика, агрессивное возбуждение.

7) Во время прогулки попытки изменить маршрут вызывают тревогу и панику.

8)Игра остается долгое время примитивной, на уровнепростых манипуляций, в форме пересыпания,переливания, постукивания предметом о предмет. Сюжетная игра не развивается.

9)Не проявляет интереса к другим детям, взрослым. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки.При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.

10) Особое внимание следует уделять внезапным приступам возбуждения, которые могут сопровождаться криком , бегом, хаотичными движениями. Эпизоды появляются неожиданно и так же неожиданно прекращаются. Вспоминаю мальчика 4 лет, которого привели на консультацию по причине трудностей в установлении контактов со сверстниками. И в ходе беседы родители рассказали о том, что у ребёнка примерно год назад появилась » игра», которая начиналась с бега по кругу, после чего он ложился на кровать и начинал трясти ногами, имитируя бег. Как правило, попытки остановить, прервать это действие вызывают агрессию. Такое состояние требует дифференциальной диагностики между кататоническим возбуждением, эпилептическим пароксизмом и обычной игрой.

11)Нарушения сна. Пробуждение с криком, при котором малыш осматривается по сторонам, вскакивает и бежит или ребёнок ходит по ночам, а на ваши попытки уложить его в постель не реагирует,» не слышит» и » не видит» вас, то это тоже повод обратиться за консультацией для исключения психического заболевания.

12)Проведение гигиенических процедур, таких как стрижка ногтей или волос вызывает негативную эмоциональную реакцию. Ребёнок впадает в истерику так, как будто вы пытаетесь отрезать ему руку или ухо – это серьёзный повод разобраться, чем запускается механизм истерики. В моей практике был случай, когда ребёнок категорически отказывался стричь ногти . Мама решила отрезать ногти пока он спал, а наутро сообщила что они просто отвалились. Ребёнка захватила сильная тревога, страх, что он распадается по кусочкам. Появилась необходимость в госпитализации. В описанном мною случае, страх связанный со стрижкой ногтей, был симптомом эндогенного заболевания. — От 3-х до 6 лет.

1) «Замирание», «зависание» когда ребёнок внезапно прекращает свою деятельность, его взгляд устремлён в одну точку, часто воспринимаются как эпизоды задумчивости и мечтательности.

2) Каломазание, при отсутствии критического отношения к происходящему со стороны ребёнка

3)Свои потребности ребёнок в основном выражает жестами, избегая речевого взаимодействия.

4)Появление в речи ребёнка повторения слов, целых предложений и фраз из рекламного ролика. Источником, из которого ребёнок заимствует слова, может быть мультфильм,компьютерная игра, разговор в общественном транспорте и др. Ребенок повторяет услышанное (чаще последняя фраза произнесённая собеседником) или что-либо относящееся к давнему периоду. Как правило, это может быть фраза, словосочетание или слово. Повторениям свойственна определенная интонация, оторванность от контекста происходящего.

5)При укладывании спать повышается тревожность, отказывается спать в привычном месте. Расспросы и уговоры увеличивают страх. Бессонница у ребёнка симптом,требующий пристального внимания в любой возрастной категории.

6) Особый интерес к стереотипно повторяющимся играм, где ребёнок отождествляет себя с придуманным персонажем, героем мультфильма, компьютерных игр. При этом игра приобретает навязчивый характер. Обращает на себя внимание «захваченность», одержимость процессом.Предложение сменить род деятельности вызывает агрессию.

7)Жестокость и агрессивность к насекомым, мелким животным. При этом ребёнок не ощущает разницы между живым и неживым( игрушкой).Толкая ребенка, ударяя собаку, задушив хомячка нередко не только без чувства вины, но и с интересом к этому.

Возраст от 6 лет до 15 лет.

1)Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы.Например ребёнок прежде чем выйти из дома, совершает определенные действия( дотрагивается до ручки двери, стоит на одной ноге, дергает себя за ухо и мн.др.).Появление однообразных движений: перебирание пальцами, скрещивание пальцев, кручение пуговички и т.д. Движения могут со временем усложняться, а могут исчезать и заменяться другими.

2) Навязчивое выдергивание волос, бровей.

4)Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы. При этом важно учитывать может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.

5)Наиболее частые у детей жалобы на боли в животе, наголовную боль. Повторяются в виде приступов сопровождавшихся страхом, моторным беспокойством. При этом диагностические обследования патологии со стороны внутренних органов и систем не выявляют.

6)Появление чувства своей «неодинаковости» ощущение своей физической перемены. Чаще изменившимся кажется выражения своего лица, улыбки. При этом сокращается круг общения. Снижается аппетит, подросток отказывается о т приёма пищи с целью улучшить физическое состояние тела.

Подводя итог, хочется отметить, что в каждой из описанных выше возрастных категорий резкое и неожиданное «изменение характера» ребенка с апатией, отгороженностью, плаксивостью или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и особенно страха, а также изменение самочувствия в течение дня со сменяющимися аффектами – повод записаться на консультацию к детскому психиатру.

Существуют мифы о том, что психиатры:

— «любят» назначать тяжелые препараты от них ребёнку станет хуже, или ребёнок превратится в » овощ»

— обращение к психиатру по месту жительства приведёт к постановке на учет и тогда о карьере ребенка нужно забыть. Приведу пример из практики, когда на приём привели девочку, у которой в возрасте 3,5 лет отсутствовала фразовая речь, наблюдались вспышки агрессивного поведения,отсутствовала мотивация к обучению. Ребёнок по заявлению матери был взят под динамическое наблюдение, переведён в специализированный детский сад, где получал квалифицированную помощь дефектолога, логопеда, нейропсихолога. Благодаря слаженной работе профессионалов девочка, успешно окончив 1-ый класс общеобразовательной школы, была снята с наблюдения. Собираясь на приём к детскому психиатру, стоит записать все, что вызывает тревогу и беспокойство в поведении ребёнка. Приём детей в возрасте до 15 лет осуществляется в присутствии родителей или законных представителей. Задавая вопросы проясняющего характера и, исходя из возрастных особенностей ребёнка, предложит: собрать пирамидку, отгадать загадку или раскрыть скрытый смысл пословиц или поговорок. При необходимости рекомендует провести дополнительные диагностические обследования. Я в своей практике приглашаю пациентов на повторную встречу через 1-2 недели для ещё более подробного осмотра, т. к первая встреча не всегда может быть объективной.Иногда на первой встрече ребёнок в силу стрессовой ситуации, новая обстановка, волнение «показывает» себя с одной стороны, а спустя неделю при повторной встрече это совершенно другой ребёнок. А бывает так, что на первой встрече, ребёнок не готов говорить о самом сокровенном, о том, что происходит в его душе, а уже на второй встрече рассказывает про «человечков» живущих у него в шкафу, или о том, какое удовольствие ему доставляет мучить кошку.Важно напомнить родителям, что без письменного согласия врач психиатр не имеет права брать ребёнка под динамическое наблюдение, да и не стоит такая задача перед специалистом. Основанием взятия под наблюдение является установленный диагноз тяжелого психического заболевания.Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.

Детский психиатр

Детский психиатр — специалист, в обязанности которого входит диагностирование, лечение и предупреждение психических расстройств у маленьких больных. Главная задача врача заключается в социальной адаптации ребенка, сохранности его личности.

Обращаться за профессиональной помощью необходимо при появлении у детей первых же настораживающих признаков, ведь успешность последующей терапии во многом зависит от своевременной постановки диагноза и начала лечебного курса.

В чем заключаются особенности работы специалиста?

В компетенцию детского психиатра входят различные виды душевных заболеваний, психоневрологических расстройств у маленьких пациентов. Этот специалист имеет высшее медицинское образование, владеет знаниями в области детской психиатрии. Терапия разрабатывается индивидуально с учетом не только поставленного диагноза, но и возрастной категории, личностных особенностей маленького больного.

Помимо лечения психических расстройств, в обязанности детского психиатра входит разработка профилактических мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологических процессов, обострения заболеваний, формирование гармоничной, полноценно развитой личности малыша.

Чем отличаются психолог и психотерапевт?

Основным отличием детского психиатра от психолога является наличие высшего медицинского образования. Кроме того, врач устанавливает диагноз, проводит лечебный курс, используя современные методики, включающие медикаментозную терапию.

В обязанности детского психолога входит решение эмоциональных и поведенческих конфликтов, помощь в социальной адаптации и личностном развитии, проведение различных тренингов. Но лечением психических расстройств этот специалист н занимается.

При подозрении на серьезные патологии психолог может направить маленького пациента к детскому психиатру для постановки диагноза и разработки оптимальных методов лечения.

Психотерапевт — специалист, работающий преимущественно на частной основе. Для борьбы с психическими расстройствами доктор использует исключительно методы психотерапии, без лекарственных препаратов и госпитализации.

Поэтому при проявлении у малыша серьезных нарушений в психическом развитии лучше всего обращаться именно к детскому психиатру, в силу более высокой квалификации и широко спектра применяемых лечебных методик.

Какие заболевания лечит доктор?

В специализацию детского психиатра входят следующие виды психических расстройств у маленьких пациентов:

  • умственная отсталость;
  • поведенческие расстройства;
  • депрессивные состояния;
  • шизофрения;
  • аутизм;
  • эпилептический синдром;
  • фобии;
  • навязчивые состояния, галлюцинации;
  • пищевые расстройства (булимия, анорексия);
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • расстройства сна;
  • панические атаки;
  • нарушения мышления, памяти, мировосприятия;
  • неврозы, психоз, психопатия, неврастения;
  • ипохондрия.

Данные патологические состояния поддаются корректировке при своевременном обращении к психиатру.

С какими признаками и состояниями необходимо обращаться к специалисту?

Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:

  • страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
  • судорожные приступы;
  • проявления истерии, приступы агрессии;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
  • постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
  • суицидальные попытки;
  • проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
  • задержки умственного и речевого развития;
  • патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
  • неспособность к запоминанию новой информации;
  • заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).

При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.

В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.

Методы диагностики

Прием у детского психиатра начинается с опроса маленького больного, его родителей, изучения присутствующей симптоматики, результатов собранного анамнеза, в том числе и семейного.

С целью постановки точного диагноза и разработки грамотного лечения пациенту могут быть назначены следующие виды дополнительных исследований:

  • электроэнцефалография;
  • компьютерная, магнитно-резонансная томография головного, спинного мозга;
  • сканирование мозговых сосудов;
  • ультразвуковое обследование головного мозга.

Кроме того, психиатр может отправить ребенка к другим узкопрофильным специалистам для проведения консультации и выявления причин психического расстройства.

Методы терапии

Лечение психических расстройств у детей проводится по индивидуальной схеме с учетом поставленного диагноза, возрастных особенностей ребенка. В большинстве случаев предлагается проведение терапии в амбулаторных условиях. Госпитализация требуется в тех случаях, если ребенку нужен постоянный уход, наблюдение специалистов, определенные условия, которые невозможно обеспечить на дому.

В борьбе с душевными заболеваниями у маленьких пациентов детские психиатры делают особый акцент на работе с психоэмоциональным состоянием ребенка. В этом плане прекрасные результаты дают психотерапевтические методики.

В некоторых случаях требуется курс медикаментозной терапии. Все препараты необходимо принимать только по врачебному предписанию, строго соблюдая схему приема и рекомендованную дозировку.

Большое внимание уделяется личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические расстройства. Поэтому детские психиатры занимаются коррекцией образа жизни маленьких больных, проводят отдельную работу с их родителями.

Важно понимать, что психиатрическое лечение детей проводится только с согласия родителей, а по достижении пациентом 15 летнего возраста — при согласии самого пациента.

Современные специалисты не ставят ребенка на учет принудительно, родители всегда могут отказаться от госпитализации. Кроме того, лечение психиатрических заболеваний проводится анонимно, предполагает соблюдение врачебной тайны. Поэтому не стоит волноваться о том, что, если родители отведут ребенка к психиатру, об этом узнают в детскому саду или школе.

Рекомендации специалиста

Специалисты в области детской психиатрии подчеркивают, что личность ребенка формируется на протяжении первых 3 лет его жизни. В этот период важно максимально общаться с малышом, уделять максимум времени его развитию.

После достижения трехлетнего возраста нужно давать ребенку право выбора, определенную свободу. Большое значение для полноценного личностного развития малыша играет равное участие в воспитательном процессе как матери, так и отца. Применение разных подходов воспитания учит ребенка мышлению и самоанализу.

А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

  • Кто такой Детский психиатр
  • Что входит в компетенцию врача Детского психиатра
  • Какими заболеваниями занимается Детский психиатр
  • Какими органами занимается врач Детский психиатр
  • Когда следует обращаться к Детскому психиатру
  • Когда и какие анализы нужно делать
  • Какие основные виды диагностик обычно проводит Детский психиатр
  • Советы врача Детского психиатра

Кто такой Детский психиатр

Занимается диагностикой и лечением различных заболеваний психоэмоциональной сферы у детей и подростков.

Кроме выраженных и заметных отклонений в развитии это могут быть и не явные расстройства поведения, которые по началу не всегда бывают очевидны даже для самих родителей ребенка, такие как аутизм, фобии и т.п.

Что входит в компетенцию врача Детского психиатра

В компетентности психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

Какими заболеваниями занимается Детский психиатр

Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, — и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму.

Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие.

Какими органами занимается врач Детский психиатр

Нервная система.

Когда следует обращаться к Детскому психиатру

— навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

— депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

— чрезвычайные взлеты и падения настроения;

— заметные изменения привычного режима еды и сна;

— неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

— чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

— неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение.

А также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

— заметное изменение личности;

— странные или грандиозные идеи;

— злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Когда и какие анализы нужно делать

Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой.

Существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Детский психиатр

— Электроэнцефалография;
— Устная речь. Наблюдение за спонтанной речью больного.

Советы врача Детского психиатра

«Ребенок – это исследователь. Начиная с самого раннего возраста он изучает окружающий мир, экспериментирует со всем, до чего может дотронуться. А значит, родителям нужно научиться сопровождать детей в их «отважных приключениях» вплоть до пределов опасности и отвлекать ребенка, как только возникают эти пределы, переключая внимание на другие предметы. Наказывать его в этом случае практически бесполезно, так как чем больше подавлять стремление ребенка к «приключениям», тем упрямей он становится.

Как правило, у ребенка воспитывается сильный, независимый, самостоятельный характер, если родители поощряют его тягу к познаниям, а не ограничивают его все время». Но разница между отвагой и безрассудством очень размыта и не всегда очевидна для родителей.

На первом году жизни родители поощряют самостоятельное развитие ребенка, гордятся его прогрессом, позволяют ему экспериментировать и исследовать окружающий мир. Между одним и тремя годами родители вдруг разворачиваются на 180 градусов и начинают постоянно говорить «нет». «Все разрешено» превращается во «Все запрещено». Результат: ребенок либо полностью подчиняется запретам и превращается в «забитого труса», либо развивает иммунитет к запретам и делает так, как ему хочется, часто переходя границы опасности.

Первые годы жизни малыша являются определяющими. Именно в это время родители закладывают в малыша основы воспитания и помогают развитию личности ребенка. Ключевым является период от одного до 3 лет. Поэтому вплоть до трехлетнего возраста родители должны сопровождать каждый момент жизни малыша. Сопровождать в его «приключениях», но не полностью запрещать их!

После трех лет можно мало-помалу «отпускать» малыша, постепенно предоставляя ему больше свободы и самостоятельности. Но не нужно полностью отпускать малыша, считая, что он сам научится избегать опасностей после первого же неудачного опыта. Не думайте, что раз обжегшийся малыш начнет сразу опасаться огня. Нет, если он обжегся утюгом, то будет бояться именно утюга, а не, к примеру, свечки или любого другого источника тепла. Устойчивая ассоциация «любой огонь – боль» формируется только к годам четырем-пяти.

Лучший способ избежать неприятных инцидентов — это объяснять малышу, до какого предела может простираться его смелость. Вместо того чтобы приказать «Не ходи на балкон!», лучше сказать «Это опасно, я пойду вместе с тобой». Позволять ребенку быть смелым, это значит научить его преодолевать его собственные страхи, а не передавать ему свои.

Пора вмешаться папе!

Каждый мужчина по-своему расценивает свои родительские обязанности и манеру поведения по отношению к ребенку. Но у отцов есть одна общая задача — вклиниться в эту тесную связь «мама-ребенок», чтобы период супер-сплоченности не затягивался слишком надолго. Причем отец, принимая на себя часть материнской роли, должен служить здесь как примером для малыша, так и поддержкой. В интересах матери помочь отцу побыстрее сплотиться с малышом:

1. Позвольте отцу разделить с вами часть обязанностей по уходу и воспитанию ребенка (купание, прогулка, кормление), даже если вам кажется, что вы бы это сделали лучше.

2. Позволяйте отцам делать «по-своему» то, что они считают нужным. Именно видя большую разницу между отцом и матерью, ребенок многому учится.

3. Прислушивайтесь, если муж вам говорит, что вы слишком оберегаете ребенка или делаете из него «маменькиного сынка» . Со стороны виднее, и отцы в этом часто правы.

Медицинские новости

В Улан-Удэ в инфекционную больницу поступил мужчина с подозрением на коронавирус. Взятые на исследования материалы крови направлены в Новосибирск, так как в Улан-Удэ такие тесты не делают. Результаты исследований будут готовы вечером 27 января.

В составе виноградной кожуры и косточек присутствует ресвератрол, который по словам ученых помогает побороть депрессию

24 апреля в Санкт-Петербургской городской больнице № 40 Курортного района (Сестрорецк) состоялась презентация инновационного метода лечения предракового состояния пищевода (синдром Барретта) с использованием системы радиочастотной абляции Barrx, который с конца 2018 года больница проводит жителям Санкт-Петербурга бесплатно

Канадские ученые из из Университета Калгари провели исследования для определения взаимосвязи между развитием ребенка и его временем проведенным у экрана гаджета.

Технология глубинной стимуляции мозга дает отличные результаты при терапии болезни Паркинсона. Она позволяет эффективно контролировать течение болезни Паркинсона и других неврологических заболеваний и значительно снижать двигательные расстройств

Медицинские статьи

При глажке белья происходит температурное воздействие от утюга на ткань, от этого снижается ее гигроскопичность, другими словами ткань начинает хуже поглощать влагу. А так-же начинает хуже пропускать кислород сквозь волокна

Магний полезен не только для поддержания прочности костной ткани при старении, он также полезен при симптомах ПМС (предменструального синдрома) и менопаузы у женщин.

Многие беременные женщины не догадываются, что косметика, а вернее некоторые ее компоненты могут пагубно влиять на будующего ребенка.

Группой американских ученых был предложен новый способ диагностики аутизма на сверхранней стадии. По их мнению, его можно применять в первые пол года жизни ребенка. К тому же, ученные утверждают, что дети с диагнозом аутизм, не будут, ничем отличатся от здоровых сверстников в первые месяцы жизни.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *