Черты оседлости

Черта оседлости

Карта черты оседлости (красная линия)

Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы.

Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи.

  • 1 История
  • 2 География черты оседлости
  • 3 Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

История

Фактическое начало черте еврейской оседлости было положено указом императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года (3 января 1792), который формально был итоговой реакцией правительства империи на письмо витебского еврейского купца Цалки Файбишовича; указ давал разрешение евреям постоянно жительствовать наряду с Белоруссией, также в Новороссии — тогда недавно присоединённом к России регионе, и воспрещал запись в купечество, в частности, в Москве (чего и требовали местные купцы, опасавшиеся конкуренции). Исследователь истории еврейства в России Генрих Слиозберг отмечал, что указ Екатерины 1791 года был свидетельством того лишь, «что не сочли нужным сделать исключение для евреев: ограничение в праве передвижения и свободного избрания жительства существовало для всех, в значительной степени даже для дворян».

С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии Виленская и Гродненская.

Окончательное юридическое оформление черте оседлости сообщило «Положение об устройстве евреев» 1804 года, которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. К губерниям, открытым для евреев присоединены Астраханская и Кавказская губернии (до 1835 года). «Положение» строго предписывало всем евреям записываться в одно из «состояний»: земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство. «Положение» 1804 года отчасти основывалось на «Мнении» сенатора Г. Державина о причинах продовольственного дефицита в Белоруссии, и в значительной мере — на польских законопроектах XVIII века.

Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в «Положении о евреях» 1835 года.

География черты оседлости

В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:

  1. Бессарабская;
  2. Виленская;
  3. Витебская, включая Себежский и Невельский уезды (ныне — часть Псковской области), Велижский уезд (в настоящее время — часть Смоленской области) и три Инфлянтских уезда (сейчас — часть Латвии);
  4. Волынская;
  5. Гродненская;
  6. Екатеринославская;
  7. Киевская;
  8. Ковенская;
  9. Минская;
  10. Могилёвская;
  11. Подольская;
  12. Полтавская;
  13. Таврическая;
  14. Херсонская;
  15. Черниговская, включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды (в настоящее время в составе Брянской области).

Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.

Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты.

Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения), и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.

Необходимо заметить, что поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определенного разряда (на начало XX века стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века — 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.

Следующие способы вырваться из черты оседлости — получение образования и приписка к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма — допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цехи во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х были распущены.

В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крещеных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционые организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета. В. Г. Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Драматург Давид Бенарье (Маневич) в своей пьесе 1907 года «Пасынки жизни» жестоко критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России».

Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел разрешил, в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени, проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (то есть, дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы). Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям; наоборот, значительная часть черты оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, рассматриваемые им как неблагонадежный элемент, будут представлять меньшую опасность в других местностях.

Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев было насильственно выселено из прифронтовых северных губерний и переселено в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую.

Примечания

  1. Статья в ЭЕЭ
  2. Российские правовые акты XIX века обычно использовали термин «еврей», который первоначально подразумевал лицо, состоящее членом кагала; в юридической литературе начала XX века нередко также использовался термин «лицо иудейского вероисповедания» (см., например: М. С. Иоффе. Важнейшие законодательные акты (1908—1912 гг.). СПб., 1913, стр. 792.
  3. Геллер М. Я. История Российской империи. В трех томах. М.: Издательство «МИК», 1997 ISBN 5-87902-073-8 ISBN 5-87902-074-6 Том 2 Глава 9 РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ АЛЕКСАНДРА I
  4. Г. Б. Сліозбергъ. Политическій характеръ еврейскаго вопроса. СПб., 1907, стр. IX.
  5. Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев.
  6. «Об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев» (1800)
  7. Бершадский С. Положение о евреях 1804 года. Опыт исторического исследования и мотивов этого законодательного памятника. // «Восходъ», издаваемый А. Е. Ландау. 1895, кн. I (январь), стр. 83 и далее.
  8. Бершадский С. Положение о евреях 1804 года. Опыт исторического исследования и мотивов этого законодательного памятника. // «Восходъ», издаваемый А. Е. Ландау. 1895, кн. I (январь), стр. 85.
  9. См. Полный хронологическій сборникъ законовъ и положеній, касающихся евреевъ. составил В. О. Леванда. СПб., 1874, стр. 359—376 (см. § 7 и далее).
  10. Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о Евреях (извлечение)
  11. Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени / составлен ст. сов. Джаковичем. — Петроград, 1916., стр. 73
  12. Евреи России // Национальная политика в императорской России / Составитель и редактор Семёнов Ю. И.. — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, Координационно-методический центр Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997.

Литература

См. также

  • Семь-сорок — песня предположительно о евреях, которые ездят на работу за черту оседлости
  • Анекдоты о еврейском бесправии, 1910

Председатель еврейской религиозной общиныСанкт-Петербурга Марк Давидович Грубарг

Грубарг Марк Давидович родился 11 января 1947 года в Молдавии. Дед Марка Давидовича был раввином. В 1971 году М.Д. Грубарг окончил физический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «физик-теоретик». После окончания института преподавал физику в Ленинградском государственном университете и в кораблестроительном институте. Марк Давидович – кандидат физических наук и религиоведения, автор научных публикаций по еврейскому праву и социальным вопросам иудаизма.

С 1991 года Марк Давидович занимает должность директора первой в Санкт-Петербурге еврейской средней общеобразовательной школы № 224, открытой при Большой Хоральной синагоге.

С 1996 года – председатель Еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга.

В 2000 году Грубарг М. Д возглавил Совет председателей еврейских общин, входящих в состав ФЕОР.

С 2004 года – член правления Европейского Союза еврейских общин.

В ноябре 2006 г. М.Д. Грубарг вошел в состав Подкомиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.

Запись на прием к Председателю еврейской общины С.-Петербурга
М. Д. Грубаргу

Круг вопросов

  • Общественная и политическая жизнь еврейской общины
  • Отношения еврейской общины с законодательной и исполнительной властью и общественными организациями Петербурга
  • Отношения еврейской общины с еврейскими организациями Петербурга
  • Вопросы межконфессионального диалога и сотрудничества
  • Культурные, религиозные и социальные проекты
  • Проблемы ксенофобии, экстремизма и антисемитизма
  • Благотворительность
  • Отношения еврейской общины с дипломатическими консульствами и миссиями других стран
  • Административно-хозяйственная деятельность еврейской религиозной общины

Прием ведется по предварительной записи.

Часы приема: понедельник с 11 до 13 часов; среда с 17 до 19 часов.

Записаться можно у секретаря Председателя общины по телефону 714-1153.

Написать председателю еврейской общины Петербурга

* — обязательно для заполнения

Причины и значение создания в Российской империи черты еврейской оседлости в конце XVIII века

Статья посвящена изучению причин и условий, при которых в Российской империи была создана черта еврейской оседлости по указу от 23 декабря 1791 г. Отмечается, что на начальном этапе вхождения большинства еврейского населения в российское общество чиновники стремились минимизировать их влияние на коренное население и, вместе с тем, получить от них максимальную экономическую выгоду.

Ключевые слова: евреи, черта оседлости, христианство, иудаизм, политика, экономика.

Keywords: Jews, the Pale of Settlement, Christianity, Judaism, politics, economics.

Период правления императрицы Екатерины II (1762–1796) охарактеризовался двоякой политикой российского правительства в отношении евреев. 4 декабря 1762 г. был издан Манифест «О позволении иностранцам, кроме Жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое Отечество русских людей, бежавших за границу» . В соответствии с ним евреям запрещалось селиться на территории Российской империи. По мнению профессора Д. Д. Клиера, императрица не допустила евреев в Россию в угоду общественным настроениям . По моему мнению, данный манифест носил запретительный характер и был следствием тех стереотипных предрассудков, которые многие российские чиновники и значительная часть населения испытывали в отношении евреев, как в отношении лиц якобы ответственных за «земную» гибель Иисуса Христа, противников христианской религии (в первую очередь, православия, которое исповедовало значительная часть населения) и свидетельствовал о нежелании допустить евреев в Россию, вследствие опасения конкуренции с их стороны экономическим и политическим верхам общества, а также религиозным кругам православного духовенства, опасавшегося возможной конкуренции за паству со стороны иудейских миссионеров. Часть населения была недовольна теми методами, которые евреи применяли в торговле, где не обходилось дело без спекуляции.

22 июля 1763 г. был издан Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию взъезжающим, поселяться в которых губерниях, где они пожелают и о дарованных им правах» . В данном законодательном акте не было ограничений для лиц еврейской национальности. Важно отметить, что именным указом от 22 июля 1763 г. была создана «Канцелярия Опекунства Иностранных» . По мнению историка Ю. И. Гессена, уже в тот период императрица понимала необходимость открытия границ империи для евреев и даже намеревалась принять меры для того, чтобы побудить евреев к переселению в Россию. Полагаю, что происходило это потому, что евреи были известны своими успехами в торговле, да и сама Екатерина II ничего не имела против них, но всё же была вынуждена следовать мнениям и желаниям своих приближённых, среди которых имели место антисемитские настроения.

Важно отметить, что ещё в 1744 г. врач еврейской национальности А. Санчес излечил опасно больную Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербскую — невесту принца Петра Фёдоровича, будущую императрицу Екатерину II . А что может быть важнее для человека его жизни. Однако в дальнейшем императрица разбирала вопросы о евреях с точки зрения государственной важности и необходимости. По мнению историка и писателя М. С. Бейзера, Екатерина II, считаясь с общественным мнением, запрещала, но, учитывая государственные интересы, тайно поощряла пребывание отдельных евреев в Санкт — Петербурге .

Важные события происходили в Речи Посполитой. Начиная с середины XVIII века, вследствие фактического поражения поляков в Северной войне (1700–1721), многолетних внутренних смут и, вызванных ими политических кризисов, страна находилась в упадке. В 1764 г. королём Польши, под давлением русской дипломатии, был избран Станислав Август Понятовский (1732–1778). Фактически над Польшей устанавливается русский протекторат. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство подталкивало правительство к притеснению православной церкви и православных подданных. В 1762 г. присутствовавший на коронации Екатерины II епископ Могилевский Георгий (Конисский) в речи перед императрицей рассказал об ущемлении православных в Польше и просил за них заступиться. С другой стороны, прусское правительство, недовольное притеснением протестантов в Польше, предложило России разделить Польшу . 19 февраля 1772 г. в Вене была подписана Конвенция о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей, Австрийской империей и Прусским королевством. В соответствии с ней, Россия получила территории в Прибалтике: Ливонию и Задвинское герцогство и часть современной территории Беларусии до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км² с населением 1 млн. 300 тыс. человек . Евреев было примерно 50 000 человек . Интересно, что это были ашкеназы — еврейская культурно-этническая общность, сложившаяся в X–XI вв. в германских городах на берегах Рейна . Ещё в Германии они выработали язык близкий к немецкому — идиш. Они придерживались галахической традиции . Профессора Д. Д. Клиер и Ш. Ламброза указывают, что белорусские евреи в тот период жили в основном в сёлах и занимались мелкой торговлей и продажей спиртных напитков, а также перепродажей товаров, купленных у крестьян на рынках. Кроме того, они жили и в городах, где полностью доминировали в торговле, а также были мастерами и ремесленниками . Конвенция отразилась на внутреннем законодательстве Российской империи в виде именного указа от 16 августа 1772 г. «О принятии по Российскую Державу уступленных от Польши провинций, о назначении жителям срока для принятия присяги, о постановлении столбовым новых границ, о сборах в казну всех публичных доходов, и о произвождении суда и расправы в настоящих судебных местах по тамошним правам и обычаям» . В официальном плакате к указу Екатерина II гарантировала новым подданным свободу вероисповедания и права на принадлежащее им имущество, а также наделила их всеми правами российских граждан.

В 1790 г. Московское купечество обратилось к Московскому главнокомандующему князю А. А. Прозоровскому (1733–1809) с жалобой на евреев, которые якобы продавали москвичам контрабандный товар по низким ценам . По моему мнению, они не желали конкуренции с новыми соперниками. Хотя, скорее всего, случаи контрабанды имели место как у еврейских, так и у Московских купцов. Параллельно евреи обратились к императрице с жалобой на то, что их перестали записывать в Московское и Смоленское купечество. Обе жалобы рассматривались «Советом государыни» — высшим совещательным и распорядительным органом с участием Екатерины II и главных чиновников. Хотелось бы провести исторические параллели с более древним периодом, когда во II в. н. э. римские купцы не желали конкурировать с купцами карфагенскими, что стало одной из причин, побудивших сенатора Катона призывать римскую элиту к уничтожению Карфагена. В 146 г. до н. э. город был разрушен. В истории российских евреев одним из краеугольных камней противоречий с коренным населением была успешная еврейская торговля.

В результате деятельности «Совета государыни» 23 декабря 1791 г. появился указ , оформивший черту оседлости — границу территории, за пределами которой не разрешалось проживание евреям, исповедующим иудаизм. В соответствии с ним евреям запрещалось записываться в купечество во внутренних российских губерниях, однако сохранялось право записываться в купечество в Белоруссии, а также добавлялось право записываться купечество в Екатеринославской губернии и Таврической области. По мнению украинского учёного Г. А. Сигиды, правительство позволило евреям переселяться в Екатеринославское наместничество и область Таврическую, в виду крайней заинтересованности в заселении данных земель . Таким образом, евреям было разрешено проживание в Белорусских губерниях, присоединённых к Российской империи, в результате первого раздела Речи Посполитой: Полоцкой, Витебской, Мстиславской, а также в Екатеринославском наместничестве и Таврической области. По мнению историков И. И. Толстого и Ю. И. Гессена, указом 23 декабря 1791 г. правительство всё же не планировало создать для евреев особо стеснительное положение. Дело в том, что в конце XVIII века «в обществе всё ещё держался порядок, прикреплявший обывателей. Мещане не могли переходить из одной категории в другую, и, следовательно, евреи, почти поголовно записавшиеся в мещанство, за исключением малого числа купцов, не могли бы переселяться из губернии в губернию в Белоруссии, если бы указ не подтвердил, что они могут переселяться в белорусских губерниях» Более того, указ давал разрешение евреям на постоянное жительство наряду с Белоруссией и в Новороссии . Также Ю. И. Гессен полагал, что императрица желала направить деятельность евреев именно на юг России, т. к. этот край особенно нуждался в торговом элементе и, вследствие этого, запретила евреям переходить в купечество во внутренних торговых городах России . Таким образом, указ от 23 декабря 1791 г. способствовал заселению евреями малонаселенного и экономически бедного Новороссийского края и, незадолго перед этим завоёванной, Таврической области . Допустив евреев к торговле на территориях в переделах черты оседлости, российское правительство обеспечивало их стабильное благосостояние и связи с зарубежными партнёрами, в первую очередь, с западными, т. к. территории в черте еврейской оседлости находились на западе России и граничили по внешней границе государства с европейскими странами. Указ от 23 декабря 1791 г. послужил толкованием, что евреи, независимо от христиан, пользуются правом оседлого жительства (т. е. правом приписки), лишь в определённых губерниях. В результате, черта оседлости стала основой ограничительного законодательства и самым тяжким для евреев проявлением национального неравноправия . По мнению учёного Г. А. Козлитина, на возникновение черты оседлости как особого правового состояния евреев в Российской империи оказали влияние две основные причины: вероисповедание и экономические аспекты . Учёная Т. С. Лызлова считает, что причина утверждения черты оседлости носила экономический характер . Профессор А. Д. Градовский полагал, что суть политики Екатерины II заключалась в следующих двух основных постулатах: 1) евреи, по самому существу своей религии — противники христианства, и притом противники опасные для господствующей церкви, ввиду предполагаемого в них прозелитизма; 2) что евреи, по роду своей жизни и занятиям, суть непроизводительный и вредный элемент народонаселения, который предстоит обратить к полезному для государства и общества труду. Этими двумя началами объясняется весь ряд многочисленных мер, принятых относительно евреев как в царствование Екатерины II, так и в позднейшие времена . Историк П. Г. Дейниченко полагает, что причинами недопущения евреев во внутренние губернии были боязнь императрицы распространения масонских идей, а также идей Французской революции Интересно отметить, что Екатерина II не поддерживала масонов. Более того, историк А. Кац указывает, что сначала она высмеивала их в своих комедиях «Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман сибирский», а затем некоторых из них, в частности Н. И. Новикова (1744–1818), подвергла арестам и ссылке .

Получается, что в период правления Екатерины II возник вопрос, как поступить с новой многочисленной группой еврейского населения. Важно отметить, что до периода присоединения к России территорий от Речи Посполитой евреев в ней жило очень мало, поэтому в то время он решался простыми средствами — выселение евреев из страны или их недопущения в Россию на жительство (американский профессор Ц. Гительман полагает, что меры по высылке евреев из России и последующее ограничение территории их жительства западными областями, были частью единого политического курса по недопущению евреев в центральные губернии России ), но теперь так поступить с евреями было уже нельзя. К тому же это могло вызвать не только их недовольство, но и недовольство сжившегося с ними нееврейского населения, а также негативно изменило бы ситуацию в экономике края. Тем более что правительство России не могло не учитывать и опыт правительств тех стран, где евреи ранее проживали в большом количестве (так, меры про высылке евреев применялись в Австрийской империи, когда 27 февраля 1670 г. император Леопольд I издал декрет об изгнании евреев из Вены, а также из Нижней и Верхней Австрии. Причинами были опасение конкуренции со стороны евреев австрийским купцам и связанными с ними экономическими интересами дворянам, а также сказалось влияние фанатично настроенных императрицы Маргариты-Терезы и епископа Винер-Нейштадта, графа Каллонича. Однако после изгнания евреев казна начала быстро пустеть, т. к. не стало большого количества налогоплательщиков, а, кроме того, горожане Вены жаловались на то, что ухудшилась торговля, т. к. не стало большого количества потребителей взимать с неё налоги. Во-вторых, можно было обратить еврейский торговый потенциал (торговля, приписываемая самим Талмудом была вековым занятием евреев) на слабо развитый в экономическом отношении малонаселённый юг страны. Правительство желало получить от еврейской торговли наибольшую прибыль, ибо торговцы платили налоги и подати. Тем более что на юге евреи в целом не составляли существенной конкуренции великоросским купцам и дворянам центральных областей России.

Хотя следует отметить, что в дальнейшем правительство пыталось уменьшить влияние евреев на население черты оседлости и ослабить экономическую конкуренцию между еврейским торговым элементом и купцами из нееврейского населения в пользу последних (об этом в частности свидетельствуют меры по выселению евреев из городов и местечек черты оседлости, запрещения питейной торговли ).

Следует учесть, что правительство в территориях внутри черты оседлости предполагало постепенно отвратить евреев от иудаизма и традиционного, связанного с ним образа жизни, и по возможности, перевести их в христианство. Евреи-выкресты могли свободно выходить за пределы черты оседлости и селиться в любой части страны.

Интересно отметить, что, по мнению учёного В. Ю. Кириллова, возникновение черты оседлости в западном крае закрепляло исторически сложившуюся ситуацию: большинство евреев в конце XVII в. проживало на западных территориях . Писатель и адвокат А. Ваксебер указывает, что на огромной территории черты оседлости евреи не испытывали тесноту. Истоком будущего напряжения и кровавых распрей была отнюдь не территориальная теснота, а самый факт обидной, унизительной дискриминации, разделившей подданных Российской империи на «своих» и «чужих». Вырваться из черты оседлости, обрести свободу передвижения, а вместе с тем и осознать себя равными со всеми, сбросить с себя клеймо людей второго сорта — все это стало поистине «навязчивой идеей» для российских евреев следующих поколений, мечтавших о счастливом будущем своих детей . Испанские учёные С. А. Гольдберг и Н. Л. Грин, указывают, что в черте оседлости евреи надолго сохранили свои национальные особенности. И причиной этому были ограничения и замкнутость . Полагаю, что это замедляло эмансипацию евреев. Всё же дело было не только в отдельных действиях правительства. Польский католический писатель И. И. Лютостанский указывал, что благодаря возведённым в догмат заповедям Талмуда, отделявшим евреев от неиудейского населения: различные омовения, запрещения есть с иноверцами из одной посуды, употребления строго определённой пищи — они не смешивались с коренным населением

По мнению учёного А. Г. Горина, империя предполагает наличие центра и периферии (метрополии и колоний), отношения между которыми имеют асимметричный и неравноправный характер По моему мнению, территория внутри черты оседлости в отношении евреев была колонией для центральной России — метрополии. Однако следует учесть, что и сами евреи, по сути, колонизировали территории черты оседлости. Подобно древним грекам, основавшим в VIII — VI вв. до н. э. колонии в Северном Причерноморье (кстати, территории будущей Российской империи), евреи выбирали себе для поселения лучшие места и стремились наладить мирные отношения с коренным населением. При этом непосредственно само коренное население особо не препятствовало расселению евреев. Хотя была и антисемитски настроенная часть местного населения, но их было меньшинство. Почему так было? Во-первых, потому, что евреи в большинстве сами были настроены дружелюбно и желали сотрудничать с коренными жителями и торговать с ними, да и численно их было значительно меньше, во-вторых, потому, что христианство, исповедуемое большинством нееврейского населения черты оседлости, учило пониманию, терпимости и сострадательности, хотя, следует учесть, что была и часть влиятельного духовенства, которая порицала евреев и опасалась их влияния на коренное население. Создание черты оседлости стало важнейшим регрессивным фактором, препятствующим вхождению евреев в российское общество.

Важно учесть, что указ о создание черты оседлости нарушал естественное право еврейского населения на свободу передвижения. Вместе с тем следует отметить, что на начальном этапе правительство не стремилось к тому, чтобы нарушить экономические и культурные связи евреев с коренным населением губерний черты оседлости и даже позволило расселиться по западному краю. В тот период питейная торговля в черте оседлости евреям не была запрещена. Получалось так, что еврейская община, как бы уберегалась от широкого расселения по всей стране и ассимиляции среди великоросского населения. Сохранялись экономические и культурные связи евреев внутри диаспоры. Хотя, вместе с тем, евреи не могли расширить сферу своего влияния по всей территории империи, что наносило им определённый ущерб. При этом не думается, что евреи уже на том этапе вхождения в российское общество могли охватить своей деятельностью всю Россию, но получается так, что и возможности для этого им не предоставлялось. Однако в дальнейшем евреи постепенно адаптировались в российскую действительность, и черта оседлости их серьёзно сдерживала, что было, например, в средине XIX века в период деятельности знаменитых еврейских промышленников: Гинцбургов, Поляковых, Зайцевых и Бродских.

По мнению Ю. И. Гессена, для правительства Екатерины II была не столь важна национальность жителей присоединённых к России территорий от Польши. Вопрос о евреях разбирался с точки зрения их полезности для государства . Полагаю, что на данном этапе важнее было вероисповедание евреев. Екатерина II, в период до присоединения к Российской империи территории от Речи Посполитой, густо населённой евреями, проводила политику недопущения евреев в Россию. Это предположение подтверждает Манифест от 22 июля 1763 г. . После присоединения к Российской империи указанных земель императрица вынуждена была смириться с жительством евреев в Российской империи. Важно обратить внимание на то, что именно внешняя политика российского правительства сделала евреев частью российского полинационального пространства. Это стало одним из проявлений тенденций движения России на запад. В историческом процессе Россия «двигалась» в двух направлениях: западном и восточном. Причём, как указывал профессор В. С. Дякин, путь на восток был более открыт, нежели путь на запад . Таким образом, Россия получила вместе с новыми территориями евреев, и территориальный признак тоже сказался на отношении к ним, ибо российские чиновники в реальности не могла доверять новому населению, опасаясь мятежей и влияния Западных государств — конкурентов. Процесс движения России в двух направлениях получил своё окончательное оформление в XVIII в., когда сложилась «дворянско-чиновничья» монархия . Полагаю, что дворяне как класс, господствовавший на тот момент в российском обществе, не желали пускать во власть любых новых конкурентов. Поэтому их отношение к евреям было предвзятым. В Российской империи, по сути, имела практическую реализацию концепция элитаризма, подразумевающая закрытость элиты и неприемлемость чужаков. В тот период для охраны правящего класса использовалось такое средство, как недопущение иноверцев.

Литература:

6. Именный, данный Белорусскому Генерал-Губернатору, Графу Чернышёву. — «О принятии по Российскую Державу уступленных от Польши провинций, о назначении жителям срока для принятия присяги, о постановлении столбовым новых границ, о сборах в казну всех публичных доходов, и о произвождении суда и расправы в настоящих судебных местах по тамошним правам и обычаям» от 16 августа 1772 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. — Изд. 1-е. — СПб.: Тип. II Отд. Собст. е. И. В. канц., 1830. — Т. 19. — Ст. 13.850.

9. Барихин, А. Б. Большой юридический словарь / А. Б. Барихин. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2007. — 720 с.

19. Дякин, В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма / В. С. Дякин. — СПБ.: ЛИСС, 1998. — 1000 с.

21. Кац, А. Евреи. Христианство. Россия: от пророков до генсеков / А. Кац. — М.: Аст, Андрей Бурковский, 2006. — 149 с.

24. Клиер, Д. Д. Россия собирает своих евреев / Д. Д. Клиер. — М.: «Мосты культуры / Гешарим», 2000. — С. 37.

33. Википедия. Черта оседлости. / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Черта_оседлости

37. Лызлова, Т. С. Реализация национальной политики Советской власти в отношении еврейского населения 1917–1938 гг. (На материалах Смоленской области): дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Лызлова Татьяна Сергеевна. — Смоленск, 2004. — 252 с.

42. Сигида, Г. А. Етнічний склад купецтва південної України першої половини XIX століття // Державна етнонацiональна политiка: правовий та культорологичнiй аспеткi в Ухомвах пiвдня Украiнi. Збірник наукових праць V Всеукраїнської науково-практичної конференції, Запоріжжя. — С. 85.

23 января вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ протестуют потомки тех, «кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году». Что называлось чертой оседлости — в справке “Ъ”.

Черта оседлости (изначально черта постоянного жительства евреев) — граница территории, внутри которой в Российской Империи постоянно жили цыгане и иудеи. Была определена указом Екатерины II 23 декабря 1791 года после второго раздела Речи Посполитой. После присоединения в 1815 году Царства Польского, в котором жили около 200 тыс. евреев, черта оседлости стала включать в себя 25 губерний на западе России (территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, Молдавии, части Польши) и составляла 1,2 млн кв. км.

В 1835 году Николай I утвердил новое «Положение о евреях», в том числе вводившее термин черты оседлости. Оно подтвердило все ограничения на проживание евреев и вывело за границы черты оседлости Киев, Николаев, Севастополь; в прибалтийских губерниях разрешалось проживать только тем евреям, кто там родился. Евреи могли находиться вне черты оседлости не более шести недель и при этом должны были иметь паспорт, выдаваемый губернатором, и носить европейское или русское платье. В 1850–1860-е годы отдельные категории еврейского населения получили право на свободу передвижения: купцы первой гильдии и часть ремесленников. В 1870-е евреи, окончившие высшие учебные заведения, получили право жительства по всей империи.

К XX веку 94% евреев (около 5 млн человек) в Российской Империи проживали в пределах черты оседлости, составляя почти 12% населения этих земель. Указ утратил силу 13 августа 1915 года, когда был подписан циркуляр главы МВД Николая Щербатова, разрешавший «евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного». 22 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», упразднявший, в частности, черту оседлости.

Черта оседлости — так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название — «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев»). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой — язык идиш, клезмерская музыка и еврейское местечко, и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное — именно здесь находились духовные центры еврейского народа — центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим, Альтер ребе, раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска, раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа — т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы, всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати — вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность — юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты, отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны — набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда — при попустительстве властей — принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление — «кдошим тихйу», что можно перевести как «Святы будьте». Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы — сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества — ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *