Бывают ли чудеса в жизни?

Как относиться к исламскому чуду и как вообще христианам относиться к чудесам в нехристианских религиях?

Не так давно (в середине октября 2009 года) в СМИ появилась информация о том, что на теле дагестанского младенца Али Якубова проявились надписи. Это случается с удивительной точностью дважды в неделю – понедельник и пятницу, когда на голени и лодыжке девятимесячного мальчика вырисовываются, а потом исчезают, похожие на родимые пятна слова. Причем, каждый раз новые и с каждым разом все более сложные. Правда, надписи не заключают в себе каких-то особых откровений, а являются повторением давно известных мусульманам коранических истин, таких, например как «Аллах велик», «Аллах создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Аллаха наиболее богобоязненные» и т.п. Есть, правда, еще и одна физиологическая особенность – в момент появления новых надписей Али не спит всю ночь, у него поднимается температура (под 40), которую не могут сбить даже сильными лекарствами.

Конечно, может быть, то, что распространилось в СМИ о дагестанском мальчике, на самом деле есть обычное для любителей раздувать сенсации преувеличение. Ученые, например, объясняют, что подобные надписи легко получить посредством внешнего вмешательства – механического или химического. Допустим, в случае патологии желудочно-кишечного тракта, если по коже больного провести палочкой, то через некоторое время на этом месте появится рисунок (потом он, естественно, исчезнет). Иногда встречается так называемый уртикарный дермографизм, который выражается в местной реакции, возникающей при надавливании на кожу. Если вести по коже такого больного пальцем или каким-либо тупым предметом, то на ней остаются полосы. Даже простые средства, такие как перец и соль, тем более некоторые лекарственные препараты, если нанести их на кожу, увеличивают проницаемость и расширяют сосуды.

Насколько нам известно, в случае с мальчиком не проводилось специального научного исследования под наблюдением консилиума ученых. Сомнения высказывают и сами мусульмане (хотя Совет муфтиев России принял случай как знамение свыше), в частности, на сайте islam.ru следующий отзыв делает канонический редактор издательского дома «Ансар» Аскар Сабдин: «Относительно этого мальчика, в первую очередь, надо обратить внимание на то, есть ли действительно научные доказательства тому, что это правда происходит само по себе, без вмешательства людей. Я допускаю, что это может быть краска, может быть, удар наносят каким-нибудь трафаретом, потом кровь дает последствия и т. п. В СМИ я не заметил ни единой ссылки на специалиста, а имам деревни, или медсестра, не источник в данном случае. Если есть доказательства необычного появления этих надписей, тогда, конечно, дело другое. Я думаю (т. е. это моя точка зрения, она может не совпадать с другими мнениями), что шумиха вокруг мальчика – дело журналистов, которые ссылками на деревенского имама (псевдодоводами) или, предоставляя только часть достоверной информации, пытаются продать информацию» (http://www.islam.ru/pressclub/vslux/wudesatoka/).

И все-таки, как бы там ни было, для православного христианина вообще стоит разобраться, а может ли в другой религии на самом деле произойти чудо, и если может, как его воспринимать? Как нам, христианам, относиться к случающемуся в других религиях чему-то необычному и, как кажется, сверхъестественному?

Дело в том, что чудеса, в смысле чего-то из ряда вон выходящего, действительно происходят фактически во всех религиях. Ведь любая религия предполагает соприкосновение с силами высшими, преодоление обыденности, выход по ту сторону бытия (не всегда, разумеется, законным способом). И поэтому в любой религии есть свой опыт чуда – проявления потусторонних сил, необычных изменений с душевно-телесным естеством человека, преодоления ограниченности земных способностей, предсказания, получения вести из мира иного, даже опыт исцелений, видимого прекращения немощей и недугов.

Например, три древних историка Тацит, Светоний и Дион Кассий сообщают как очевидный факт, что римский император Веспасиан совершил два исцеления. Вот что пишет в своей «Истории» Тацит (56 – 117 гг. по Р.Х.) (текст этот весьма любопытен): «За несколько месяцев, что Веспасиан провел в Александрии, дожидаясь, пока установятся попутные ветры и море станет совсем спокойным, произошло множество чудес, как бы доказывавших благоволение неба и приязнь богов к новому принцепсу (т.е. Веспасиану – В.Д.). Один из александрийских простолюдинов, у которого, как все знали, болезнь отняла зрение, пал Веспасиану в ноги, со слезами умоляя об исцелении. Он уверял, что поступает так по велению Сераписа, почитаемого этим суеверным народом больше всех прочих богов, и просил принцепса смазать ему слюной веки и глазницы. Другой, с парализованной рукой, якобы по указанию того же бога, умолял Цезаря наступить ему на больную руку. Сначала Веспасиан посмеялся над обоими и наотрез отказал им. Однако, когда они стали настаивать, он заколебался: ему не хотелось прослыть слишком самоуверенным, но мольбы обоих калек и уверения льстецов рождали в нем надежду, что исцеление может удасться. Наконец, он приказал спросить у врачей, в человеческих ли силах справиться с подобной болезнью глаз и с таким увечьем руки. После долгих споров те ответили, что слепой утратил зрение не до конца и его можно восстановить, устранив помехи, которые не дают больному видеть; что же касается руки, то она вывихнута и под действием целительной силы может вернуться в обычное положение. «Может быть, – говорили врачи, – это угодно богам, и они избрали принцепса для исполнения своей воли. Кроме того, если исцеление удастся, слава достанется цезарю; если ничего не получится, посмешищем станут калеки». Веспасиан, решив, что удача сопутствует ему во всем, и нет вещи, даже самой невероятной, которой ему не дано было бы совершить, весело улыбаясь, исполнил то, о чем его просили. Огромная толпа следила за ним с напряженным вниманием. Увечный тут же начал двигать рукой, слепой узрел дневной свет. Люди, присутствовавшие там, уверяют, что все так в точности и происходило; они повторяют это до сего дня, когда им уже нет выгоды говорить неправду» (История, IV, 81).

Древние эллины почитали кумир Аполлона в Магнесии на Менандре чудотворным, имеющим «силу для каждого дела», то есть, были очевидные случаи помощи. Вообще, язычникам их боги являлись так часто, что в этом порой уже не видели ничего удивительного. У древних римлян оракулы прорицали будущее, а иногда даже статуи говорили человеческим языком. Римский историк Светоний (70 – 140 гг. по Р. Х.) сообщает такой случай: «Убийство (императора Гая Калигулы) было предвещено многими знаменьями. В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка» (Жизнь двенадцати цезарей, IV, 57).

Индусы достигают способности левитации – перемещения в пространстве вопреки действию гравитации, и, как говорят, усовершенствованный гуру становится способен убить мыслью слона. Тибетский буддизм насквозь пропитан чудесными способностями, так что какой-нибудь лама обретает чудное дарование появляться то в одном, то в другом месте. А известный мистик нового времени Сведенборг (1688 – 1772) был удостоен особого посещения: когда он, будучи голоден, с аппетитом обедал в отдельной комнате лондонского ресторана, помещение вдруг наполнилось туманом, на полу появилось множество гадов, туман перешел в густую тьму, а когда всё рассеялось, в углу комнаты Сведенборг увидел в ярком сиянии сидящего человека, который грозно сказал: «Не ешь так много!». Ненадолго Сведенборг лишился зрения, ночь и другой день провел без еды, а на следующую ночь увидел того же пришельца в сиянии и красной мантии, который сказал, что он – Христос, и будет диктовать разъяснение внутреннего и духовного смысла писаний. Надо сказать, что Сведенборг очевидно для всех проявлял ясновидение: в частности, 19 июля 1759 года во время званого обеда в Гетеборге он с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который в эту минуту начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. Как вскоре выяснилось, бедствие, и впрямь охватившее шведскую столицу, развивалось практически идентично описанию Сведенборга. Он также утверждал, что общается с духами умерших людей, причем, подчас знал такие факты, которые никому, кроме самых близких родственников усопшего, известны не были. И при этом он высказывал вполне благотворные мысли, например, что люди создают себе ад сами собственными дурными мыслями, делами и манерами.

О невероятных же способностях некоторых современных экстрасенсов нет смысла упоминать.

Итак, чудесность – свойство практически всех религий, а также мистико-оккультных систем. И на упрек в вероучительных заблуждениях, адепт любой нехристианской религии или секты скажет: «Да у нас вон сколько всего необычного происходит, и что вы мне тут предлагаете?»

Это действительно так. Весь вопрос заключается только в том, каков источник этих чудес?

Для христианина ответ может быть раскрыт только на основании Священного Писания и Предания, постичь которые лучше всего смогли святые отцы. В творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина встречаются такие слова: «Весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Собеседования египетских подвижников, 15: 6). Почему же такое возможно? Преподобный Иоанн поясняет, что в отличие от чудес, совершаемых благодатью Божией чрез святых и праведных людей, и от чудес (допустим, исцелений), совершаемых по вере просящих, есть еще и третий вид чудесного: «Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение» (там же, 15: 1).

Еще в Ветхом Завете есть такое предостережение: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего (Втор. 13: 1 – 3).

В Евангелии же о судном дне сказано: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22 – 23).

Значит, не всё, что кажется сверхъестественным, исходит от Бога. Ибо не только Бог и Его светлые ангелы могут являться нам грешным из мира невидимого. Скорее даже наоборот, по своей падшести мы более доступны воздействию тех, кто и в духовном мире является падшим. Доступна воздействию невидимых сил не только душа человека, но и тело. И потому само по себе появление благочестивой надписи еще не свидетельствует в пользу действительного Откровения Божия.

Надо заметить, что в среде мусульман время от времени встречаются свидетельства о чудесно появляющихся надписях. Так, некоторое время назад в Турции родилась овца, на одном боку которой красовалась надпись «Аллах», а на другом – «Мухаммед». Когда хозяину объяснили значение арабских надписей, он создал для «священного» животного особые, куда более лучшие условия содержания. В 2004 году в СМИ сообщалось, что на виске тринадцатилетнего казахского жителя Фархата Жакашева появилась священная надпись. Через два года в городе Чимкенте арабскую вязь обнаружили у новорожденного Санжарбека Мусаева. Родимое пятно, в котором угадывалось арабское «Аллах», тогда же усмотрели на переносице у Исмаила Мухамадова – новорожденного в Чечне. Надписи разглядывают в облаках, их видят даже на овощах и фруктах. Чудеса доходят до того, что едва какой-нибудь правоверный разрезал арбуз, как уже увидел там имя «Аллах». Как пошутил на эту тему один исламский богослов, можно уже писать научный труд на тему «Зоологические и ботанические предпосылки обращения в мусульманскую веру». Почему именно надписи, а не что-то другое, можно тоже понять. В исламской религиозной системе запрещены изображения священного. В исламе нет иконы (по той простой причине, что нет веры в Боговоплощение), интерьеры мечетей пестрят замысловатой вязью арабских надписей. И поэтому небесное, как полагают мусульмане, знамение проявляется в надписи.

Что касается дагестанского мальчика, то возможны три версии события.

Версия номер один. Предположим, что это действительно реальное чудо, необъяснимое с точки зрения науки и логики. И возможно, что кто-то усмотрит в этом действие Промысла Божия, обращающегося к каждому народу на языке его культуры. Собственно, а почему бы и нет, ведь арабское имя «Аллах» в переводе на русский есть то же самое имя «Бог». И в таком случае все проявляющиеся на теле мальчика надписи: «Бог велик», «Бог Создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Бога наиболее богобоязненные» – не содержат ничего догматически противоречащего христианству. И в Коране, как мы знаем, есть воспринятые из Священного Писания крупицы истины, и ислам говорит о нравственности, добрых делах и необходимости молитвы Богу. Как позаботиться о людях, воспитанных в религиозной культуре ислама? – Дать им вразумление на понятном для них языке! – кстати, семья Якубовых, по собственному признанию, до этого индифферентная к вере, стала более религиозной. А всякое религиозное возвышение души, всякое ее пробуждение и обращение от меркантильных ценностей к духовным в общечеловеческих масштабах признается благом. Уж лучше пусть люди, рожденные в исламской традиции, будут правоверными мусульманами, хранящими мир и любовь к другим людям, нежели ваххабитами, террористами и доходящими до садизма преступниками. Не случайно Совет муфтиев России (под председательством Равиля Гайнутдинова) объяснил чудо как высшее знамение мусульманским народам России и Дагестана, призывающее их к покаянию, прекращению раздоров на Кавказе и укреплению основ добрососедства. В таком разрезе события, если бы на теле ребенка появилось «Христос Воскресе», то это было бы воспринято мусульманами как ненужное наваждение и стало бы только лишним раздражающим фактором, усугубляющим конфликты на кавказской земле.

Такая версия, внешне очень красивая и не лишенная логики, хорошо вписывается в межрелигиозный диалог, ищущий точки соприкосновения, общую почву для единения. Другой вопрос, что стоит за этой видимой красотой? Чем увенчается такое слепое доверие чужим чудесам и знамениям, с попыткой найти им обоснование непременно в Божественных действиях? Почему мы должны приписывать Богу то, подлинная природа чего до конца неизвестна?

Версия номер два. «Не все то золото, что блестит», – гласит народная мудрость. Существует выверенный веками принцип: в отношении всех необычных явлений сохранять рассудительность и осторожность. Очень даже возможно, что происшедшее с мальчиком в Дагестане является тем, что в православной аскетике называется искушением. А в Священном Писании сказано: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14), чтобы оставить вне Истины своих последователей. В самом описании, как появляются чудесные надписи, действительно, есть некоторые настораживающие моменты. А именно, для упомянутого феномена характерно то, что появлению надписей предшествуют муки мальчика. Приведем слова его собственной матери: «Держать невозможно на руках. Мы его улаживаем специально в люльку, он вот это тело вот так поднимает, кричит, плачет, до сорока температура. Очень сильно мучается ребенок. Всю ночь, в эту ночь, когда это появляется, он не спит» http://aifudm.net/news/news4930.html. Итак, мальчик неимоверно мучается при получении надписей. И здесь можно найти параллель с мучительным обращением самого Мухаммеда, который тоже испытывал жар, муки, давление.

В случае самого Мухаммеда есть тоже о чем задуматься. Случилось это в 610 году по Р. Х. в аравийской пустыне, где сама местность, лишенная зелени, с безжизненными глыбами скал, способна повергнуть в тяжелое состояние духа. На горе Хире явилось Мухаммеду некое сверхъестественное существо, набросившееся с силой на Мухаммеда с возгласом «Ыкра» (что в одном толковании значит «читай», а в другом – «проповедуй»), стало душить его, и после нескольких робких попыток сопротивления избранник сдался. Затем он испытывал страшную внутреннюю борьбу, одиноко бродил в сумрачных долинах, ему чудился какой-то зов, а душевные страдания были нестерпимы до усталости от жизни, и только новое видение вернуло ему покой, убедив, что он есть особый избранник Всевышнего.

Очень не хочется проводить параллель с так называемой шаманской болезнью, когда человек, избранный духами стать шаманом, также испытывает принуждение, насильное влечение, непонятный зов, подавление. Тем не менее, есть очень простой вопрос: зачем Всемогущему Богу давать Откровение в тяжелых физиологических мучениях? Почему в исламе прозрениям и откровениям сопутствуют тяжелые психосоматические истязания?

Святой Василий Великий о способе подлинного Божественного воздействия на человека писал: «Некоторые говорят, что они (пророки) пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмевался Духом. Но самому посланническому назначению Божественного наития противоположно делать богодухновенного (человека) – исступленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из присущего ему разума, и когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных слов. И вообще сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не ослепляет, а, напротив, возбуждает данную от природы силу зрения, – так и Дух не души омрачает, а, напротив, возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к духовному созерцанию. Что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, может смешать мысли, в этом нет ничего невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое действие производило присутствие Божия Духа» (Толкование на пророка Исаию. Предисловие).

Вообще, в науке есть вполне естественные объяснения того, что было с Мухаммедом на момент получения откровений. Например, авторитетный голландский ориенталист и исламовед XIX века Рейнхарт Дози пишет: «Объяснение этого явления нам нужно искать в болезни, которой подвергся Мохаммед. Прежде ученые полагали, что у него была падучая, но последний историк Мохаммеда доктор Шпренгер, который является не только ориенталистом, но и медиком, определяет болезнь Мохаммеда как мускульную истерию. В такой степени, в какой болезнь эта проявилась у Мохаммеда, она иногда встречается и в наших странах у женщин, гораздо реже – у мужчин. У него были приступы, пароксизмы. Если приступ бывал слабый, то за ним следовали те расширения и сокращения мускулов, которые и свойственны этой болезни. Язык и губы тряслись; глаза в течение некоторого времени вращались то в одну, то в другую сторону; голова качалась, так сказать, автоматически. В то же время больной испытывал головные боли. Если приступ бывал силен, то, наоборот, болезнь проявлялась в столбняке; больной падал на землю, лицо его покрывалось горячим румянцем, дыхание делалось затрудненным. Сознания, по-видимому он не терял, а в этом-то и заключается разница между его припадками и падучей… Истеричные люди, кроме того, бывают вообще очень чувственны и большие энтузиасты. Таким был и Мохаммед. Истерики способны видеть сны наяву; у них бывают галлюцинации, видения, экстазы; те мысли, какие они высказывают в этом состоянии, пожалуй, могут и не выдерживать здравой критики. Однако они обладают какой-то особенной свежестью и высотой и выражаются с таким жаром и с такой уверенностью, что кажущаяся оригинальность, в которую они бывают облечены, немедленно вызывает к себе доверие во многих людях» (см.: Крымский А. Е. История мусульманства. – М., 2003. С. 61 – 62, 63).

Со своей стороны заметим и то, что любой некрещеный младенец более доступен непосредственному воздействию искусителя. Потому что на нем нет той благодати, которая уберегает от чуждого наваждения. К сожалению, положение грешного человечества таково, что соблазниться видимостью добра и святости легко, а взойти к подлинному общению с Богом и светлыми ангелами трудно.

Надо сказать, что ислам, как бы мы ни пытались увидеть в его исторических путях Божественный промысл, все-таки подвергает искажению основные истины христианства. Богооткровенное учение о Троице рассматривается как религиозное извращение и непрощаемый грех. Христос ни в коей мере не почитается Богом воплотившимся, а только человеком, в котором признается наитие Божества. Сам Мухаммед общался с разными еретиками – несторианами, арианами, сектантами гностического толка, и потому естественно полагал, что многие места Евангелия искажены. Искупительные страдания Христа отвергаются мусульманами, с точки зрения Корана, Он вовсе и не страдал, желавшим Его распять только показался Его облик, тогда как Аллах сразу вознес Его на Небо (см. Коран 4: 157 – 158). Итак, нет Троицы, нет Боговоплощения, нет Искупления. Таким образом, в Коране христианство, образ Самого Христа, при отдельных исключениях, подвергается существенному искажению. И те, кто видят в мусульманстве особую заботу Божию о людях, должны подумать, а нужно ли было Богу давать людям учение, в котором искажается Его Собственный образ и повреждается Его уже дарованное людям истинное учение, то есть Новый Завет? Совершив спасение людей во Христе, затем посылать Мухаммеда, искажающего образ Христа, и вместо Церкви с ее Таинствами предлагающего обрезание, рамадан и хадж в Мекку? Значит, не все в исламских откровениях чисто. И каковы основания в таком случае принимать чудеса, совершающиеся в рамках мусульманства, лишь еще больше убеждающие мусульман в своей правоте, фактически еще более отдаляющие их от Спасителя?

Версия номер три. С дагестанским младенцем всё может быть куда более просто. Обращает на себя внимание факт отказа родителей ребенка от его серьезного научного обследования. Ситуация предельно ясна: если вы утверждаете, что это чудо неземного характера (что провозглашается по всем светским и религиозным СМИ), даете интервью и разрешаете снимать ребенка, то почему бы не подтвердить это элементарной экспертизой? Очень даже может быть, что произошедшее с дагестанским младенцем есть обыкновенное мошенничество, каковое достаточно распространено не только в светской, но и в религиозной среде. Что ни говори, но люди весьма падки на слухи о всем чудесном и сверхъестественном, а если им еще покажут что-либо необычное по телевизору, то тут уж есть о чем поболтать с друзьями и подругами.

Важно учесть и то, что в настоящее время в странах Кавказа, в том числе в Дагестане проводится политика активной исламизации населения, и любая сенсация, прославляющая величие их религии, будет только на руку. Поэтому в СМИ можно встретить самые необыкновенные свидетельства чудесного. В 2006 году сообщалось, что надпись с именем Всевышнего появилась на оладьях, испеченных в семье Хайруддиновых в Симферополе. В 2009 году такая же надпись появилась на свежеиспеченном блине в семье Абударовых в Бельгии. Правда, полная бессмыслица подобных чудес и знамений налицо.

Если же мы обратим внимание на чудеса Евангелия, то мы не увидим ни одного так сказать бесполезного чуда – Христос исцелял людей, открывал очи слепым, даровал слух глухим, поднимал с постели парализованных, изгонял бесноватых, и всегда этому сопутствовало духовное преображение человека – покаянное переосмысление прошлой жизни и последование за Спасителем.

В христианстве чудо – не просто что-то необычное, сверхъестественное, поражающее своей невероятностью, как это было во многих языческих религиях, и не просто знамение, прославляющее Божие всемогущество и величие, как это признается в исламе на примере чудных надписей, а особая Божественная помощь людям, неразрывно сопутствующая их духовному преображению. Подлинное преображение человека не есть только переосмысление прожитой жизни, не есть только нравственное исправление себя (ибо и атеисты бывают высоконравственные). Подлинное преображение есть единение человека с Богом, а это единение даровано лишь во Христе, соединяющем в Себе два естества – Божество и человечество.

Собственно для православного человека вопрос о том, какое чудо следует понимать как откровение Божие, разрешается достаточно просто. Он напрямую связан с другим вопросом, а какую религию мы признаем за действительное откровение Божие. Если Господь даровал во Христе всю необходимую для спасения истину, то какой смысл в иных откровениях и совершающихся в соответствии с их религиозной парадигмой чудесах? Если мы понимаем, что любая религия вне Христа уже не есть Откровение Божие, то соответственно чудеса и откровения, случающиеся вне Христовой религии, также вряд ли есть действие Божие.

Конечно, подобные рассуждения не убедительны для мусульман. В формуле Исламского свидетельства Мухаммед называется последним посланником Аллаха. А пару лет назад некоторые исламские богословы заявили, что их религия по отношению к христианству является третьим, последним заветом Бога с людьми. Они исходят из чисто хронологической последовательности. Муса (то есть Моисей) получил первый Завет, затем Иса (то есть Иисус, Которого мусульмане великодушно почитают за пророка) принял новые откровения, а Мухаммед является последним посланником, завершающим изъяснение высших истин, а в чем-то и корректирующим учения предыдущих пророков.

Но если более серьезно подойти к проблеме, то никакой проповедник и тайнозритель, будь даже очень благочестивый, а тем более злочестивый, не сможет уже добавить ничего к Откровению Божию, данному во Христе. Почему? Уникальность Христа заключается не в том, что Он даровал какое-то новое учение: возвышенное нравственное, доходящее до самопожертвования и любви к врагам, и возвышенное догматическое, приоткрывающее тайну Троицы, недоступную для слабого рассудка человека. Уникальность Христа заключается, прежде всего, в том, что в Нем воплотился Сам Бог, навеки соединив человеческое естество со Своим Божеством. Его Откровение заключается не в морали или новых обрядовых предписаниях, а в реальном пути освобождения от греха и обретении вечной жизни – чрез приобщение Самому Христу. Потому что в крестных страданиях Сына Божия искуплены грехи мира, а в Его Воскресении уже одержана победа над смертью и тлением. И потому во Христе мы видим средоточие судеб мира, соединение небесного и земного, так что Крест Христов по своему значению для людей уже безмерно превосходит любые нравственные, догматические и идеологические выкладки, которые появлялись, появляются и будут появляться на земле. И никакие чудеса, случающиеся в других религиях, уже не могут дать человечеству чего-либо нового, так как и на йоту не приближаются к тому, что дано в христианстве. Дай Бог, чтобы люди иных вер и религий неисповедимыми судьбами Божиими обретали свое спасение во Христе.

Бывают ли в жизни чудеса?

Тане было всего шесть дней от рождения, а ее опять повезли в лондонскую больницу, одну из лучших в мире.

Малышка весила не больше трех кило, у нее случилось кровоизлияние в мозг. Врачи сделали необходимые снимки, обнадежить родителей им было нечем. Кровотечение остановить было невозможно, операцию на такой маленькой крошке проводить было нереально.

«Если даже кровотечение остановится», – сказали врачи отчаявшимся родителям. – «скорее всего ребенка ждет “овощное” состояние до самой смерти. Она останется на всю жизнь инвалидом. Читать или писать ей никогда не научиться».

Врачам больше нечего было предложить родителям, поэтому они посоветовали просто молиться.

Родители Тани оказались людьми неверующими. По счастью рядом была медсестра, которая и предложила помолиться за Таню. На следующий день, сделав очередной снимок головы, врачи поверить не могли в случившееся. На снимке не было никаких патологий. Мозг был абсолютно здоров.

«Врачи сказали моим родителям: “В нашей профессии мы называем это чудом”», – расскажет впоследствии Таня.

Итак, Таня не только выросла, но и несмотря на прогнозы, что не будет уметь ни писать, ни читать, получила ученую степень по специальности «Английская литература» и ныне зарабатывает на жизнь как писатель в маленьком британском городе.

Чудо это возымело эффект и на родителей девочки. Они начали искать Бога, ответившего на молитвы медсестры. Спустя полгода после описанных выше событий они уверовали во Христа.

«Все свое детство я чувствовала, что Бог рядом, что отвечает на молитвы, что это благодаря Его вмешательству я жива», – рассказывает Таня.

Чудо – это когда что-кто или кто-то вне пространства и времени вмешивается в пространство и время. Такое определение чуду дал Ерик Метахас, автор нашумевшей книги «Чудеса: что это такое, почему они случаются, и как они меняют вашу жизнь».

80 процентов жителей США в 2010 году в ходе социологического опроса заявили о том, что они верят в чудеса. Не 80 процентов христиан, а 80 процентов разных людей, религиозных и не очень.

Метахас, глядя на эти факты сказал: «Это же круто обо всем этом думать. Что нам делать со всем этим? Мне кажется, это сильный апологетический аргумент в пользу Бога, и об этом стоит разговаривать с очень широкой аудиторией. Вера в чудеса – этот разговор возможен не только в религиозном контексте. Он об истине, о том, что может дать нам современная наука, о наблюдении».

Доказательства чудес

Для Метахаса доказательство чудес начинается с самого начала, с сотворения Вселенной и жизни, какой она известна нам. «Для жизнеобеспечения планеты необходимо соответствие 200-м условиям», – пишет он в книге «Чудеса». – «и на земле все эти условия соблюдены. Атмосфера имеет конкретную, определенную структуру. Скорость вращения земли вокруг своей оси и вокруг солнца оптимальна. Юпитер удален от Земли на такое расстояние, что оно оптимально для защиты земли от астероидов, которые в противном случае врезались бы в Землю постоянно. Размер спутника Земли – Луны – тоже необычен. А позиционирование Луны дает нам возможность наблюдать за затмениями».

«Если убрать из Евангелия чудеса, то оно словно по колено будет срезано. Без чудес мы имели бы мудрого, но довольно слабого Иисуса. Это было бы Евангелием без какой-либо силы» – Марк Баттерсон.

«Когда мы смотрим на научные факты, они настолько неправдоподобны, что любое неправдоподобное чудо кажется правдоподобным», – говорит он.

А вся Библия наполнена чудесами, историями избавления Даниила из львиной ямы, а Седраха, Мисаха и Авденаго из огненной печи.

В Евангелиях Иисус превращает воду в вино, воскрешает Лазаря, ходит по воде и возвращает зрение слепым. А потом Он говорит своим ученикам: «Верующий в меня дела, которые Я делаю, тоже будет делать и даже больше».

Но несмотря на тысячи лет, несмотря на свидетельства Вселенной и Писания, указывающие на существования чудес, несмотря на то, что 80% американцев верят в чудеса, Марк Баттерсон говорит: «Чудеса – это как раз такая тема, которая может разделить Царство на богословские лагеря».

Баттерсон – пастор церкви в столице США и автор книги «Похититель гробниц: как Бог делает невозможное возможным». «Есть те, кто верит в чудеса, и те, кто верит во все эти идеи нового века», – говорит Метахас.

Есть и те, кто отвергает чудеса, потому что это не вписывается в их парадигмы – они объясняют чудо на Красном море как цунами, а хождение Иисуса по водам ранним весенним льдом. Основатель США и президент Томас Джефферсон знаменит еще и тем, что вырезал из четырех Евангелий все упоминания об Иисусе Христе, а получившееся повествование назвал «Жизнь и поучения Иисуса из Назарета».

Но Баттерсон говорит: «Если убрать из Евангелия чудеса, то оно словно по колено будет срезано. Без чудес мы имели бы мудрого, но довольно слабого Иисуса. Это было бы Евангелием без какой-либо силы.

И вариантов нет. Я ценю различные богословские размышления, но Бог Библии велик и превознесен. Его мысли выше наших. Его пути выше наших. Он может то, что мы даже представить не можем.

Метахас пишет: «Христиане просто обязаны взять и критически исследовать все упоминания о чудесах, от исцелений до золотых зубов, исследовать и держаться истины, как об этом написано в 1 послании Фессалоникийцам 5 главе. Нам нужно внимательно следить за истиной. И если чудеса эти – истина, нам не удастся ее игнорировать».

Когда происходят чудеса

Уил Харт из служения Hart Ministries – один их тех 80% американцев, кто верит: чудеса не просто истории из старой книги, они и сегодня случаются.

Он был свидетелем того, как чудеса меняли ход не только его собственной жизни, но и жизни многих других людей. Он видел, как ко Христу обращались целые деревни в Мозамбике после того, как исцелялись глухие жители этих деревень.

И Харт говорит: «Спасение – это величайшее чудо. Мы заботимся о душах. Чудеса – это очень круто. Но все они указывают на Иисуса. Иисус совершал чудеса, чтобы показать свою божественность».

«Смотрите на Христа», – говорит Баттерсон. – «и вы увидите чудеса!

Приходите к нему со смиренным дерзновением или дерзким смирением. Идите на риск, что покажетесь глупыми. В конечном счете Бог не отвечает на 100% молитв, которые вы не произнесли.

И если вы хотите видеть исцеление немощных, вам следует о них молиться».

Страх может помешать христианам молиться этими смелыми молитвами. Но во 2-м послании Тимофею мы читаем, что Бог дает нам не духа страха, но духа силы и любви и благоразумия. Если вера ваша мала, начните с малого и пусть она растет.

Когда чудо не приходит

Для Тани Марлоу это было каким-то «дежавю». В 2007 году ей поставили новый диагноз – «синдром хронической усталости». В один из дней того злополучного года она забралась на гору, а на следующий день не смогла даже встать с кровати. С мобильностью в жизни после этого дня было покончено. Она не была в состоянии пройти и 200 метров. Ей пришлось пересесть в инвалидную коляску и сократить время работы в христианской миссии, где она преподавала библейское богословие, с полной ставки до почасовой.

Здоровье еще больше ухудшилось в 2010 году, после рождения сына. С тех пор она уже редко поднималась с постели, не могла поддерживать разговор более получаса и даже поднимать своего собственного ребенка. Врачи снова заявили о своей беспомощности – вылечить это они были не в состоянии.

И снова они посоветовали лишь молиться. «Ситуация была похожа», – рассказывает Таня. – «только вот чудо не пришло».

До сих пор Таня ждет чуда.

Нет, она не заявляет о своем праве на чудо. Но чем больше она слышит о чудесных исцелениях от синдрома усталости, чем больше она молится, чем больше ей советуют молиться другие люди, тем чаще она задает вопрос: «А почему Бог до сих пор меня не исцелил?»

«И мне интересно было наблюдать за реакцией христиан на синдром хронической усталости», – рассказывает Таня.

Есть целый ритуал, набор постоянных вопросов, которые мне задают: «А у тебя есть вера? А может у тебя в жизни грех какой нераскаянный?»

Если мы не можем пенять на Бога, когда больной не получает исцеления, мы, иногда теряя бдительность, даже самые доброжелательные христиане среди нас, начинаем обвинять самого больного.

«Мне бы, конечно, хотелось бы слышать побольше историй не только о танцующих паралитиках, прославляющих Бога за исцеление, но и историй о таких, как я, как Иаков, который боролся с Богом и получил увечье» – Таня Марлоу.

«Когда не приходит чудо», – говорит Таня. – «становится трудно уместить это все в наше богословие: Сами подумайте, какие свидетельства рассказывают в воскресенье с алтаря? Какие истории мы пересказываем друг другу? Потому что мне кажется, что истории эти только о покаянии или исцелении, за которыми следует очередное “и жили они счастливо”».

«Мне бы, конечно, хотелось бы слышать побольше историй не только о танцующих паралитиках, прославляющих Бога за исцеление, но и историй о таких, как я, как Иаков, который боролся с Богом и получил увечье». Волею судеб чудесный Харт как раз через это проходит сейчас. Его жена в 2013 году получила страшный диагноз – лимфому.

И ответа на его молитвы об исцелении все еще нет. По словам Харта, он очень злится из-за этого. Но это ничего не меняет. Ведь Бог не меняется. Он ведь не математическая формула или волшебное заклинание. Он не отвечает на молитвы, когда те выстроены в правильном порядке слов в предложении.

«Он – любовь. Он – сердце. Он – Бог не из-за того, что может мне что-нибудь дать. Он – Бог, потому что – Бог», – говорит Харт.

«Его мысли все еще выше, чем наши мысли. Его пути все еще выше наших. И Его воля – Его слава», – говорит Харт. – «Иногда его слава проявляется через чудо, а иногда через страдание. Иногда «нет» – это всего лишь «не сейчас».

«Во всем этом есть тайна», – говорит Марлоу. – «мы слишком спешим найти объяснение, заполнить пустоту.

Я думаю, что Бог может исцелить, а иногда он не исцеляет, и случается это редко. Все-таки не зря же мы зовем это чудом, а не чем-то нормальным».

Метахас пишет: «Во времена Моисея или Иисуса было все ровно так же. Чудеса не случались постоянно. Именно поэтому, когда они случались, людей это настолько впечатляло».

Такой же урок мы можем выучить сегодня для себя, случаются в нашей жизни чудеса или нет. «Когда я была ребенком, я знала, что Бог исцеляет и творит чудеса, что Он может все, Он – великий Бог», – говорит Марлоу. – «и весь этот нынешний опыт, когда мне нужно исцеление, я страстно прошу исцеления и не получаю его, этот опыт научил меня уже по-взрослому верить, что Он – великий Бог».

«Я не знаю, что Бог решит. Не знаю, зачем Он сначала исцелил, а потом не исцелил. Не знаю, почему одни получают исцеление, а другие – нет. Я не знаю, почему Он поступает именно так. Но именно поэтому Он – Бог.

Поэтому я, пожалуй, скажу. Ура, Он – мой Бог. И мой Бог велик. Это почти как на уроке в воскресной школе. И я все еще этот урок пытаюсь усвоить».

Православные чудеса в ХХ веке. Свидетельства очевидцев

Бог не творит чудеса так просто, для нашего любопытства, а творит чудеса по великой нужде, для нашего спасения.

Чудеса и знамения издавна почитаются знаками Божественного присутствия в мире и благодатной любви Божией к нам. В религиозной и светской литературе, искусстве, истории сохраняются рассказы об этом от глубокой древности до наших дней. В современной жизни тоже есть место чуду, особенно если оно хорошо подготовлено человеческой верой, надеждой, любовью и желанием разглядеть Промысел Божий сквозь пелену забот и волнений суетного мира.

Очень часто мы относимся к чуду, как к чему-то поражающему нас именно своей невозможностью, потрясением всех основ бытия. Но бывают ситуации, которые воспринимаются как чудо только через нашу веру, только через обнаружение Промысла Божия в самой обыденной и повседневной жизни…

Священник Алексий Тимаков

Знамение братоубийственной войны

Человек, рассказавший эту историю, пожелал остаться неизвестным. Свидетели этой истории — муж, жена, их дети и их знакомые, которым они сообщили об этом.

Мой сын приехал из Сергиева Посада, привез святой воды из лавры преподобного Сергия Радонежского. Это было в субботу 2 октября 1993 года, часов около семнадцати дня. Вода была по виду чистая, как всегда. Жена пила ее. Посуду с этой водой поставили в том месте, где окно выходит в сторону «Белого дома». В воскресенье началось братоубийство. А в понедельник утром, еще до штурма «Белого дома», жена обнаружила, что вода стала матовой, беловатой, издавала горьковатый запах хвои, как на похоронах, и имела горький вкус. Мы все поняли это однозначно: это знамение гражданской войны и смерти.

Причем, в противоположной части дома, где стояла вода, привезенная гораздо раньше, из той же Троице-Сергиевой лавры, эта святая вода не изменилась.

Спасение от реактивного снаряда

В Москве 22 сентября 1994 года, в четверг, было нападение на квартиру известной русской певицы Жанны Бичевской. Стреляли в окно ее квартиры из гранатомета. В это время у нее в гостях были ее друзья казаки — русские православные люди, — разговаривали, пили чаи. Реактивный противотанковый термитный снаряд попал в балконную кирпичную стену. Раздался сильный взрыв, от которого даже в соседних квартирах были выбиты стекла и посыпалась штукатурка.

Приехавшим из телевидения репортерам Жанна рассказала, что перед этим событием она была в церкви на исповеди и причастилась Святых Христовых Таин. Квартира ее освящена. На стенах висят иконы. Крестилась она четыре года назад, сознательно, убежденно, и теперь большую часть свободного времени отдает служению Богу.

Этим взрывом хотели одним разом убить и православных казаков и русскую православную певицу.

Жанна сказала, что только православная вера помогла ей остаться в живых, что именно Бог спас их. «Без Бога нет нации», — сказала она.

Как я бросил курить

Я знал, что курение табака грех. Грехом называется все, что вредно для души и для тела. Но я успокаивал свою совесть тем, что от курения страдаю только я, и не замечал, что отравляю некурящих.

И вот я решил бросить курить. Я молод, волевой человек: все, что хочу, делаю. Кажется, если нужно, могу пройти сквозь стену. А уж такой пустяк, как эта привычка… Но я не смог бросить. Тут были виноваты не столько товарищи, курящие рядом, сколько работа, во время которой я выкуривал пачку, полторы, прикуривая одну сигарету от другой. Работа творческая оказалась самой греховной.

И вот я опять решил: завтра бросаю. Нет, чего ждать, бросаю сегодня вечером. Решил и сделал. Но опять не получилось. Решил на прощание сделать одну последнюю затяжку, а она оказалась предпоследней, потом предпоследней и т. д.

Сколько раз я пытался! Что только не перепробовал, чтобы оставить эту скверную привычку к табаку. Я их (последние сигареты и даже последние пачки) дарил. Я их бросал на землю, топтал ногами (чтобы другим зараза не досталась). Уничтожал.

Объявлял вслух, что бросаю и прошу не соблазнять. Но — проходило немного времени — я опять начинал дымить. Где моя сила воли? Ведь казалось, что я мог бы есть жареные гвозди и быть подвижником. Работал каждую ночь с двадцати трех часов до семи часов утра. Волевой комок нервов, энергии, силы…

Но курить бросить я не смог. Странно! Доброго, которого хочу, не делаю. А злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, — уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

И вот однажды я впервые в жизни взял в руки Библию для полного прочтения и вылетел в Ригу (тогда это не было зарубежьем) в гости к другу. Мне было стыдно, что все классики знали Библию, писатели, художники, а я не знаю.

На пути случилось маленькое чудо. Я летел с близким мне человеком. После взлета я опять принялся за табакокурение. Потом я вдруг почувствовал, что один из двух левых моторов может сломаться и остановиться. О своей догадке я сказал спутнику, но он, не поверив мне, улыбнулся и сказал:

— Это наверно так кажется.

—Да нет, — настаивал я, — мотор не так работает, шум не такой.

Но никакой поломки не обнаруживалось. Только через несколько минут винт самолета, действительно, стал медленней вращаться и остановился.

Я не знал, радоваться ли, что предсказание сбылось, или бояться беды. Вошла стюардесса, вся в голубом, и объявила о неисправности одного из четырех двигателей, на левом крыле. Все пассажиры посмотрели налево. Стюардесса успокоила:

— Наш самолет может долететь и при работе двух двигателей, волноваться не стоит.

Это не всех успокоило. Но мы долетели, приземлились.

Я прожил в Риге два дня, читая только Библию. Через два дня я заметил, что происходит что-то странное. Я что-то забыл сделать. Что? Я вдруг вспомнил: я бросил курить! Я два дня не курил и даже не вспоминал об атом, я забыл курить: Это было так невероятно. Грех мгновенно прекратил свою тиранию. И я понял, что нельзя осквернять святыню, нельзя читать Библию и курить.

Да, волевой человек оказался безвольным из-за греха, но, по милости Божией, без всякого усилия воли стал свободным, оставив свой грех.

Письмо свидетельницы чуда, сотворенного Господом по молитвам блаженной Матроны

Это было осенью 1994 года. Воинскую часть, где работал сын, расформировывали, а работу ищи сам. Сейчас потерять работу — беда. Я очень переживала, ни днем ни ночью покоя не было. И я решила съездить в Москву на могилу блаженной Матроны.

На ее могилке, став на колени, я со слезами просила ее молить Господа о мне и о моей семье. Встав, я удивилась, что не почувствовала холода, как будто стояла не на цементной промерзшей плите, а на теплом полу. Взяла песочку с могилы, несколько свечных огарочков.
Со всем этим я направилась домой. Села в электропоезд, у окна. Начали заходить пассажиры, но ко мне никто не садился. Сначала заходили неспеша, спокойно рассаживались. Но чем ближе время отправки, тем быстрее они забегали и спешили занять свободные места. Я была удивлена. Уже напротив меня бабуля втиснулась между двумя довольно полными пассажирами, а ко мне никто не садится, а ведь два места свободны. Что это такое?

В вагон уже чуть не влетали люди, а мимо оком пулей проносились, а возле меня никого. Я уже начала потихоньку поглядывать по сторонам, не оглядываются ли на меня, как на чумную. На последних секундах в вагон вошли две женщины и мужчина и направились на свободные места ко мне.

Поезд пошел. Одна из женщин была явно больна. Страшно худая, желтая. Другая стала с нею заниматься: достала воду, расстегнула ворот кофты. Я успоко­илась и задремала.

Стали подъезжать к «Пушкино» и вдруг крик:

— Вера! Вера! Она умирает! Вера!

Люди повскакали с мест, я тоже, и смотрю.
Больная запрокинула голову, вся вытянулась как струна. Глаза широко раскрыты и какие-то как стеклянные. Попутчица водой ей в лицо брызгает, кто-то пытается дать ей какое-то лекарство. У меня мысль: сейчас умрет, вагон, люди, как плохо.

Я взмолилась: «Матронушка, моли Господа за них, хоть бы доехали они». Песочек рядом в сумке. Я сыпнула в бумажку и пакетик быстро приложила к ее груди. Больная закрыла тихо глаза и обмякла.

Умерла? Нет, глаза ее сморгнули. Я ей: «Тебе легче?» Она слабо кивнула головой. Я ей: «Держи кулек рукой». Она медленно подняла руку к груди и прижала кулечек. Потом открыла глаза, слабо улыбнулась и сказала, так просто: «Я скоро умру, у меня рак крови».

Я спрашиваю попутчицу:

— А вы православные?

Она — да. Я ей объяснила, что это за песок. Они с радостью приняли и сказали, что будут бережно к нему относиться. Ехали они до остановки «Правда». Пока все это происходило, электропоезд уже подходил к этой остановке. Они потихоньку встали и медленно пошли к выходу.

С работой сына тоже получилось удивительно. Зашла в церковь Николая угодника, горячо ему помолилась. Взяла благословение у священника, сходить в одну организацию. Оказалось, там нужны работники, именно такой специальности, как у сына. Так он ни одного дня безработным и не был.

Солнцева Любовь Сергеевна, Сергиев Посад

Слово офицера

У благочестивой матери был сын, гвардейский офицер. Он вел разгульную жизнь. Мать не могла обратить его и лишь молилась Божией Матери о опасении его души. Перед смертью она взяла с него слово, что он исполнит ее последнюю волю: «Когда ты меня похоронишь, то пойдешь в такую-то церковь и там приложишься к такому-то чудотворному образу Богоматери».

Как громом поразила его эта просьба умирающей матери. При его тогдашней разгульной жизни исполнить эту просьбу ему казалось невозможно, так как вера в нем погасла, — погасла, но не совсем: он понимал, что такое кощунство.

Мать умерла. Несмотря на глубину своего падения и ужас перед святыней, сын не считал возможным нарушить слово офицера. И он заставил себя идти в церковь.

Как какая-то буря налетела на его душу. И чем ближе он подходил к церкви, тем труднее ему становилось идти. Но чувство долга преобладало, и он шел. Вот, он в церкви. Видит ту икону Богоматери, к которой он должен приложиться. Пот выступил на его лице, и он не может двинуться с места.

С большим усилием он делает шаг вперед и снова останавливается. Расстояние в несколько шагов до иконы он проходит в течение часа. И когда, наконец, собрав остатки сил, он прикладывается к иконе, тут же падает без чувств…

Но, когда он очнулся, как будто пелена спала с его глаз: он стал другим человеком. Он увидел всю глубину своего падения и всю горечь, которую он причинил сердцу матери. Он совершенно изменил свою жизнь, стал ходить в церковь и горячо молился о прощении своих грехов и о упокоении души своей матери, молитвами которой была спасена его душа.

Чудесная помощь святителя Николая и святая просфора

Рассказ прихожанина Николая, участника второй мировой войны

Мне удалось бежать из немецкого плена. Я пробирался через оккупированную Украину по ночам — а днем где-нибудь прятался. Однажды, пробродив ночь, я заснул под утро во ржи. Вдруг кто-то меня будит. Вижу перед собой старичка в священническом одеянии. Он говорит:

— Что ты спишь? Сейчас придут сюда немцы.

Я испугался и спрашиваю:

— Куда же мне бежать?

Священник говорит:

— Вон, видишь кустарник? — беги скорей туда.

Я повернулся, чтобы бежать, но тутже спохватился, что я не поблагодарил своего спасителя. Обернулся — а его уже нет более. Понял я, что сам святитель Николай был моим спасителем.
Изо всех сил пустился я бежать к кустарнику. Перед кустарником, вижу, река течет, но не широкая. Я бросился в воду. Выбрался на другой берег и спрятался в кустах.

Гляжу из кустов: идут по ржи немцы с собакой. Собака их ведет прямо к тому месту, где я спал. Покружилась она там и повела немцев к реке. Тут я потихоньку стал уходить по кустам дальше и дальше. Река скрыла мой след от собаки, и я благополучно избежал погони. После этого присоединился ко мне еще один солдатик, тоже бежал из плена. Пробирались мы с ним к нашим и сильно голодали. Однажды встретили мы на дороге двух женщин, одетых по-монашески.

— Бедные вы, — сказали нам женщины, — как вы истомились и наверно голодны. Вот вам немножко хлебца, — и протянула одна из женщин кусочек, в бумажку завернутый.

Идем дальше. Развернул я бумажку, и что же? В ней святая просфора и с ней записка. Читаю и глазам не верю. В записке оказано: «О здравии Николая» и далее перечисляются все члены моей семьи, начиная с жены.

Ужаснулся я — и не стал есть просфоры. Бережно хранил ее. Она для меня как двери к счастью открыла. Перебрались мы благополучно через линию фронта к своим. И все вначале так хорошо пошло, что стал я надеяться, что меня на побывку домой отпустят.

Только случилось так, что один солдатик попросил у меня как-то мою гимнастерку. Я ему отдал и забыл вынуть из кармана мою заветную просфору. Возвращает мне солдатик гимнастерку, да говорит: «А, знаешь, я ведь съел то, что у тебя в кармане-то было»…

10 невероятных чудес, которые произошли в реальной жизни

Место для чуда есть в жизни каждого из нас и порой эти чудеса происходят в реальности. Порой мы находим информацию о том, что в таком-то году, в таком-то месте и с таким-то человеком произошло неслыханное чудо и зачастую многие из нас не верят в это, так как мы, будучи взрослыми людьми, считаем, что чудес не бывает, а очень зря. Это логично, что мы не верим в то, что не видимо собственными глазами, но вам стоит поверить по крайне мере в 10 поистине удивительных историй, которые ждут вас далее.

Святая Клелия Барбьери

Клелия Барбьери родилась в Италии в 1874 году. Она помогла основать женскую монашескую конгрегацию «Малые Сёстры Девы Марии Скорбящей» и в свои 23 года была весьма влиятельной особой. К несчастью, вскоре она умерла от лейкемии. Однако, перед смертью Клелия сказала своим последователям: «Будьте храбрыми, я отправляюсь в рай, но буду с вами всегда, я никогда вас не оставлю». Спустя год после её смерти, во время пения сестёр высокий голос наполнил церковь, сливаясь с их голосами. С тех пор её голос всегда вторил им в молитвах. Говорят, голос Клелии по сей день можно услышать в стенах её церкви.

Мартин де Поррес

Мартин де Поррес был простым человеком, работавшим, как и все остальные бедные и больные люди Перу. При жизни ему приписывалось множество чудес: левитация, магические исцеления и возможность пребывать в двух местах одновременно. Например, в 1956 году мужчине на ногу упал булыжник и раздробил кость. У него началась гангрена и обнаружили гепатит. Врачи собирались ампутировать ногу, но одна женщина молилась над ней всю ночь. На следующий день, когда сняли повязки, ногу было не узнать. В ампутации больше не было необходимости.

Сердечная недостаточность Майкла Кроу

В свои 23 года Майкл Кроу страдал от заболевания под названием острый миокардит. Его сердце функционировало лишь на 10 процентов, и это вредило всему организму. Необходима была трансплантация, иначе ему было не выжить. Однако, врачи категорически исключили возможность пересадки, считая это слишком рискованным. Спустя час после решения врачей, кровяное давление у него поднялось, а чуть позже левая камера его сердца заработала самостоятельно. МРТ-сканирование показало, что на сердце нет ни одного шрама. Сейчас молодой человек уже выписался из больницы и совершенно здоров.

19-летняя кома

В 2007 году Ян Гржебски очнулся от 19-летней комы и обнаружил, что Польша больше не под властью коммунистов и что у каждого теперь есть мобильный телефон. Но самое удивительное, что он смог пережить такую длительную кому, ведь врачи говорили, что он проживет не больше нескольких лет. Ян считает, что это заслуга его жены, которая все эти годы заботилась о нем и двигала его тело по нескольку часов в день, благодаря чему он избежал пролежней.

Чудо в Ланчано

В VII веке нашей эры один монах в итальянском городке Ланчано усомнился в доктрине о пресуществлении (католическом учении о том, что вино и хлеб верующих – это кровь и тело Господне). Однажды, когда он читал слова пресуществления, вино и хлеб действительно превратились в кровь и мясо. Он рассказал об этом другим монахам, тогда эти кровь и мясо были помещены в специальный контейнер и до сих пор являются реликвией у католиков.

Таинственный голос

В 2005 году Линн Дженифер Гросбек не справилась с управлением, и её машина упала в реку, вылетев с дороги. На заднем сидении находилась полуторогодовалая дочь молодой женщины. Линн погибла мгновенно, а девочка повисла вниз головой над ледяной водой, но всё ещё была жива. Она провела так 12 часов. Четверо полицейских, прибывших на место аварии, уверяют, что слышали далёкий голос, просивший о помощи. Обнаружив маленькую девочку, они спасли её. Никто не понимает, как она могла выжить в такой аварии.

Церковь излечивает рак

В 57 лет Грег Томас узнал, что у него рак последней стадии. Он потерял работу и был уже готов проститься с семьёй, не надеясь выкарабкаться. Однажды он гулял с собакой и наткнулся на заброшенную церковь. Не зная, чем занять себя, он решил восстановить эту церковь и попросил город о материальной помощи в обмен на то, что он самостоятельно восстановит храм. После того, как церковь была восстановлена, оказалось, что болезнь отступила.

Дева Мария Гваделупская

Явления Девы Марии случались на протяжении всей мировой истории, в 1531 году она явилась мексиканскому крестьянину Хуану Диего. Богородица сказала ему просить епископа построить храм. Диего пошёл к епископу, но тот не поверил ему и потребовал доказательств. Тогда Дева Мария велела Диего нарвать роз на бесплодном холме и сложить их в свой плащ. Сделав так, он отнёс эти розы епископу, и, развернув плащ, увидел там изображение Богородицы. Этот портрет в прекрасном состоянии сохранился до наших дней.

Святой Иосиф из Копертино

Святому Иосифу из Копертино нравилась левитировать. Говорят, он бросал вызов земному притяжению более семидесяти раз, ему приходилось сдерживать себя, чтобы остаться на земле. Сегодня он считается покровителем авиаторов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *