Боксерского восстания

Восстание боксеров в Китае

До XIX века Китай оставался закрытой страной. Сюда невозможно было попасть не только азиатам, но и европейцам. Однако уже в начале века в Поднебесную стали вторгаться представители иностранных государств. В этой части света они выступали за активную колониальную политику. В результате этого подконтрольными стали внутренние рынки страны, подпавшие под влияние британского правительства. Как раз в то время в Китае правила старинная династия Цинн, которая, в свою очередь, ничего не смогла предпринять против техники и вооружений Британии. На полях сражений все битвы были проиграны. Положение в стране сложилось опасное, постоянно активизировалась борьба, направленная против захватчиков. Таким образом, общественно-политические движения охватили весь Китай, их главной целью было устранить с территории иностранцев – американцев, японцев, британцев.

Против колонизаторов выступали следующие общества:

  • иминьхуэй;
  • дадаохуэй;
  • ихэцюань;
  • ихэтуань

Все эти группы являлись тайными, боролись за справедливость. В более общем смысле этого слова – за освобождение государства. Многие их участников обществ активно занимались спортом. И он по своим правилам очень напоминал современный бокс. По этой причине иностранцы называли китайцев цюань или боксерами, то есть выполняющими физические упражнения.

Восстание боксеров в Китае: идеология

«Боксеры» или восставшие верили в магию и заклинания, поэтому идеологическая составляющая их борьбы основывалась на религии, таинствах и мистике. Произнося заклинания, они верили, что тем самым обретают божественные способности. К примеру, они полагали, что их вера защищает от ранений, огнестрельного оружия. Участники обозначенных сообществ в Китае славились репутацией непобедимых и неуязвимых.

Причины боксерского восстания

До прихода европейцев Китай считался довольно самобытной страной. Это наблюдалось во многих сферах традиционной китайской культуры. Однако со временем здесь стали происходить разительные перемены. В первую очередь, они были связаны с преобразованием жизни страны. Итак, предпосылкой к началу Боксерского восстания послужил экономический фактор. Начали происходить существенные перемены в жизни населения страны. Вначале была возведена сеть железных дорог, проложены телеграфные линии. После этого стали разрабатываться месторождения полезных ископаемых.

Результатами деятельности различных иностранных компаний явились следующие радикальные изменения в экономике:

  • традиционные промыслы перестали быть актуальными, огромное количество людей осталось без работы;
  • носильщики и лодочники, отвечавшие за транспортировку грузов, оказались никому не нужны;
  • без средств к существованию остались гонцы-бегуны, доставлявшие товары в различные уголки огромной Империи;
  • в упадке оказалось кустарное горное дело, так как началось создание промышленных бассейнов

Усугубились перечисленные факторы и из-за прочих обстоятельств:

  • Значительный голод в Китае, который обострился в конце XIX века;
  • Неурожаи;
  • Перенаселение;
  • Наводнения и засухи;
  • Стычки с армиями прочих государств;
  • Забастовки против деятельности миссионеров;

Произвол со стороны немецких военнослужащих, которые занимались массовым разрушением порядков в стране;
Равнодушие со стороны чиновников, наживавшихся на рабочих и крестьянах

Все это стало причиной массовости народных недовольств. Огромное количество людей убивало купцов, священников, устраивало взрывы в шахтах. Толчком к восстанию явились реформы, принятые императором Гуансюя в 1898 году. Его инициативы вызвали споры в правительстве, после чего он мгновенно был отстранен от власти. Позднее его место заняла жена – императрица Цы Си. Что касается ее, то она полностью поддерживала радикальные методы борьбы в своей стране. Со временем Китай начали заполонять войска, армии проводили всевозможные опасные маневры. В ответ «боксеры» организовали агитационную кампанию, готовясь захватить стратегически важные объекты, в том числе Пекин.

Каковы были цели Боксерского восстания?

  1. Оно выступало против разрушения сложившегося патриархального общества;
  2. Сетовало за возвращение и сохранение национального китайского быта;
  3. Агитировало против правления знаменитой Маньчжурской династии, завоевавшей Китай

Представленные цели преследовала императрица Цы Си, издавшая для этого особый указ, где назначались награды за убийство иностранцев.

Участники восстания

Социальная база Ихэтуанского восстания по сути своей неоднородна. Заметим, что против иностранных колонизаторов выступали бедные крестьяне, солдаты, вернувшиеся с фронта, и многие другие неблагополучные группы. Восставшие нападали на деревни, грабили, убивали местных.

Это было обусловлено тем, что ихэтуани свято верили в свою неуязвимость, что они неподдейственны для пуль и снарядов. Говорилось об этом даже в специальном уставе организации. Там же имелся кодекс из 10 правил, которым беспрекословно должны были следовать участники восстания.

Составлялся устав при участии правительства, которое настаивало на содержании в документе следующих пунктов:

  • Подчиняться командованию;
  • Не нападать на остальных восставших;
  • Убивать людей христианской религии;
  • Отдавать имущество местным властям;
  • Принимать участие в боях;
  • Соблюдать принципы буддизма;
  • Помогать другим участникам восстания

За соблюдением обозначенных правил следила группа людей, подчинявшихся командованию. За неповиновение назначался арест, особо тяжкое наказание либо смерть.

Начало Боксерского восстания

Начало Боксерскому восстанию было положено в 1898 году. Именно в это время бунтари напали на инженеров, а также работников, занимавшихся строительством Китайско-Восточной железной дороги. Вместе с этим «боксеры» преследовали иностранцев-христиан. Данные программы были распространены по всей стране – в мастерских, государственных учреждениях и других местах.

Битва за Посольский квартал

Восставшие получили мощную поддержку от правительства в виде еды, вооружения, разрешения на полную свободу действий. В особом декрете говорилось, что «боксеры» исполняют свой патриотический долг. 20 июня 1900 года ознаменовалось тем, что произошла осада Посольского квартала в Пекине, где мятежники убили германского посла.

Ихэтуаньцы заручились военной поддержкой от войск правительства. Таким образом, осадку квартала удерживали до середины августа 1900 года. В общей сложности это длилось 56 дней. Поскольку здания посольства были расположены в нескольких местах квартала, осажденные организовали два укрепленных места:

  • к первому относились посольства США, Великобритании, Российской империи;
  • ко второму – Япония, Испания, Франция, Германия

Детей и женщин отправили в английское посольство, до куда не доходили обстрелы.

Наступление войск на международном уровне против восставших китайцев началось 15 июля. Тогда русские солдаты перешли Амур и вторглись в Маньчжурию. Здесь и начались бои с боксерами.

В августе международные войска стали прорываться к столице Китая. И взорвав ворота, вошли в Пекин. Бои длились в течение нескольких часов, которые, в конце концов, завершились полным поражением восставших.

Вся эта непростая история закончилась тем, что императрица скрылась из главного дворца, а союзные войска стали наживаться на массовых бесчинствах. Союзники устанавливали свои порядки. У них получилось очистить от «боксеров» территорию Пекина. Позднее участники восстания открыли наступление в Маньчжурии и даже дошли до Благовещенска. В этой части страны вспыхнули бои между российскими войсками и ихэтуанями.

Бои в Приамурье

Ихэтуаньцы проводили обстрелы пароходов, ходивших по реке Амур. Обостряли ситуацию различные прокламации «боксеров». Агенты восставших говорили, что планируется массовый захват города. Местные жители организовывались в отряды, чтобы участвовать в активных боях.

Поражение восстания

Освободив Пекин, российские войска перешли в наступление на Амур. Они оккупировали Маньчжурию. Удар по восставшим нанесла императрица, заметившая, что «боксеры» начали проигрывать. Затем она перешла на сторону иностранцев. Более того – издала закон о необходимости бороться с восставшими.

Официальной датой окончания восстания признан декабрь 1901 года. Сопротивление длилось еще на протяжение года.

Результаты и значение Боксерского восстания

Заключительный протокол, называемый в историографии «Боксерским», был подписан императрицей Цы Си. Документ был поддержан Японией, Российской и Германской империей, Великобританией, Францией и прочими странами. Таким образом, после всего произошедшего Китай оказался в положении ещё худшем, чем в XIX веке.

Пекин в те дни вызывал не случайные ассоциации с Варфоломеевской ночью, когда откуда ни глянь доносились стоны истязаемых, проливались кровавые реки, и улицы были заполнены

В 1902 году Россия и Китай подписали акт, согласно которому наши войска должны были покинуть Маньчжурию. В соответствие с русско-китайской конвенцией от 1898 года Россия взяла Порт-Артур с прилегающими к нему Ляодунским полуостровом.

Восстание было бессмысленно для рядовых китайцев. Зато правительство взялось за реформы, связанные с военной, управленческой и образовательной областями. Потребовалось на них около 7-ми лет.

Восстание «Боксеров» ускорило республиканскую революцию 1911 года, благодаря чему Китай впоследствии получил статус республики.

Редкие Богослужебные тексты

святых 222-х Китайских новомучеников (†1900)
В сей день совершается празднование памяти святых новомучеников Китайских, от ихэтуаней пострадавших: Митрофана Цзи Чунь иерея, супруги его Татианы Ли диаконисы, чад их Исаии с невестой Марией и Иоанна младенца, Павла Ван Вэньхэн катихизатора, матери его Екатерины, супруги его Сарры, чад их Иоанна и Александры, анепсея его Иоакима, Иннокентия Фан Чжихай эконома, супруги его Елены Ши и чад их Евмения, Софии и Надежды, Климента Куй Лин парамонария, матери его Ии Вэнь, супруги его Варвары Чжунь, чад их Марии, Ольги, Ии и Ирины, Матфея Хай Цюнь, супруги его Матроны Жуй и дочери их Агафии, Вита Хай чтеца, супруги его Марфы, братьев его Никифора Хай и Кирилла Хай, сестер его Вассы Чжун и Елены Чжун, матери его Екатерины Чжун, бабушки его Надежды Чан, дяди его Алексия Мин, двоюродных его братьев Вонифатия и Стефана, Симеона Си Лин-а просфорника, сестер Екатерины и Музы девиц, Марины Сюй вдовицы, Анны Жуй вдовицы, Петра Ли Юнь-ань певца, супруги его Евфимии, дочери их Артемии, сродницы его Марии и дочерей ее Анисии и Мелании, Александры Ли и дочерей ее Артемии и Евдокии, Алексия Ин певца, матери его Сусанны А и братьев его Давида и Евфимия, Афанасия Юй Шуана чтеца, бабушки его Ольги А, тетки его Агафии Хэ, родителей его Сергия Шуана и Анны и братьев его Павла, Евгения и Кира, Афанасия А, супруги его Варвары и чад их Пелагии, Марии и Саввы, Мирона Жуй, супруги его Марии и чад их Марфы, Анастасии, Евдокии, Иннокентия, Саввы, Нила, Марины и Елены, Любови Чан девицы, матери ее Марии Чан, брата ее Иосифа Жун, дочери его Сиры отроковицы и с ними Анны Сэ вдовицы, Дорофеи, матери ее Анастасии Ли и сына ее Мины, Капитона Ин-юань певца и супруги его Параскевы, Виктора Фу, супруги его Марины и чад их Германа, Веры, Матфея и Надежды, Петра Ван, дочери его Елены, супруги его Анисии, сына их Иоанна Сун, сродницы его Акилины и чад ее Сергия, Анании и Пелагии, Филиппа Антониева Ли Жуйсин, супруги его Анны и сына их Фомы отрока, Алексия Хан Вэньхэн, супруги его Феклы и чад их Феоктиста, Анны, Иулиты, Софонии и Николая младенца, Феодора Юэ, супруги его Елисаветы и дочери его Татианы, Илии Цюань, брата его Герасима, супруги его Елены и чад их Иоанна и младенца безыменного, Минодоры Ван, чад ее Андрея с супругой Анной и дочерью Софией, Иоанна с супругой Дарией и сыном Феодосием, сродницы ее Марии и сына ее Марка младенца, Сергия Филиппова Чжан певца и сына его Иоанна, Александра Хэй Гуй, Льва Хай Лин, сына его Иоанна и отца его Саввы Цин, Сампсона Николаева Пань, супруги его Анны и сына их Евдокима, Павла Сан, Николая Хан, Иосифа Фу и супруги его Елены, Даниила Дэ и его родителей Трофима Гун и Екатерины, Георгия Лянь Си, Анны Линь вдовицы, Матроны Лянь и дочерей ее Мавры и иной, ее же имя Господь весть, Евфимия Пань и супруги его Февронии, Павла Константинова Шуана, матери его Анны Чан, супруги его Акилины Шуан и чад их Иоанна, Макрины и Иоанна, Ирины Гуй Жи-ши и супруга ее Ионы Гуй, Ирины Фу и чад ея Анны, Афанасии, Евпраксии, Прохора и Марии, сродника ее Стефана Фу и супруги его Пелагии, Анны Бай и сына ее Антония, Зои Шуан и чад ее Александры и Андрея, Капитолины Хуай вдовицы, Агафии Жуй, Акилины Гуан и чад ее Евстолии и Кифы, Евгения Васильевича Цзи воина, Евфимии, Феодота Гордиева Жуй, Михаила, дочери его Елены и с ними пострадавших отроков Марии, Марии, Нины и Василия, Елены Хо, Олимпиады Цзинь и дочери ее Ольги, Февронии Фу, Анны Ли, Никона Хо, Андрея Чжу Лин, Петра Чан, Ионы, Дарии Дэ и ее внучки Агафии младенца, Феофана Ин, Павла Николаевича Дун, супруги его Евгении Михайловны и чад их Иулиании, Лукии и Стефана, Дарии, Исаии Сэ, Анны и ее дочери Анны, Николая, Пекинских, и мучеников, пострадавших в деревне Дундинань: Алексия Чжань-Фу-Жунь, стража церковного, супруги его Евфимии и чад их Никиты, Михаила и Марии, Стефана Ван Юйгуан, Кира Чжин Фучэн, сына его Иоанна, сродников его жены и триех ея чад, их же имена Господь весть, и Ирины.

Бденная служба Китайским новомученикам (на сайте «Православие в Китае»)
English | Word | «китайский благовестник» № 2’1999

Иуниа в 11-й день
Служба двумстам двадесяти двум мученикам,
при восстании ихетуаней в Китае пострадавшим

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
Блажен муж, 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры мучеником на 8, глас 6:
О дивный полче страстотерпец Христовых, / от соплеменник в безумии убиенных! / О, мученик двесте двадесять и два,/ за веру православную/ живот свой положивших / в царстве Китайстем,/ издревле лжемудростию язычестей похваляющемся!/ Кто возможет прославити/ страдания ваша, / отче Митрофане богомудре / со чады духовными; / О, мужие и жены,/ старцы с юнотами/ и младенец множество! / Приидите, станите с нами,// да восхвалим ваше торжество.
О малое стадо,/ емуже Отец Небесный / дати Царство благоволи!/ Како не дивимся, зряще вы/ Китайская прозябения, / бисер многоценен Православия/ в земле язычестей обретших, / идеже вера Христова / вмале проповедана бе,/ вы есте правнуцы пленник славных,/ от града Албазина древле изшедших, / пастыри миссии Российстей просвещенных,/ веру отеческую сохраньших,// еюже и приходящих к ним просвещаху.
Чада моя возлюбленная,/ священноучитель Митрофан вопияше,/ се время испытания наста,/ никтоже от вас/ смерти поносныя да убоится,/ поминающе, яко поучах вы/ Господеви работати,/ скорби и обиды терпети,/ наипаче же веру святую/ аки дар небесный// даже до крове хранити.
Слава, глас 8:
Днесь собор святых страстотерпец,/ священнотаинником Митрофаном приводимый,/ духовную трапезу/ мучениколюбцем предлагает,/ верою православною / аки звезды небесныя сияя, / никакоже Солнца Правды Христа отлучаяся, / поношения, оклеветания, / мучения же и смерть / от нечестивых терпеливно приемлет,// радуяся радостию небесною.
И ныне, Богородичен, глас той же.
На стиховне стихиры, глас 2.
Христа возлюбивше,/ вослед мученик древних потекли есте, / священнострадальче Митрофане/ со дружиною твоею;// с ними же днесь хвалу Господеви воспеваете.

Стих: Воззваша праведнии, / и Господь услыша их.
Звезды, от востока возсиявшия,/ восхвалим страдальцев добропобедных,/ иже светом Православия/ Китай озаривших,/ и возопим:/ спасения вечнаго/ у Христа Бога испросите // вашу память почитающим.

Стих: Многи скорби праведным, / и от всех их избавит я Господь.
Богопросвещенный Исаия/ пророчески вопиет:/ Се сии издалеча придут/ от земли Синим./ Ныне же чада Божия,/ в земли дальней Синим явишася,/ ко Агнцу, Исаией проповеданному, приидоша/ и Тому последоваша// на источники вод животныя.
Слава, глас 4:
Мучеников воинство/ ко Христу, святче Митрофане, привел еси, / не крепостию ратною/ и оружием изощренным гордящихся, / но немощию своею,/ Христом укрепляемии,/ сладце похваляющихся./ Сии бо, дивным отроком,/ сыном твоим Иоанном, предводимии, / егоже от главы до ног/ ранами злодеи уязвиша, / Небесных селений достигли суть,/ идеже древа животнаго // наслаждаются, досточуднии.
И ныне, глас той же.

Тропарь, глас 4:
Мученицы Твои, Господи,/ дваста двадесять и два, / в земле Китайстей просиявшии,/ Тебе не отвергошася / и кумиром не поклонишася,/ от единополеменных, безумием объятых,/ муки и смерть прияша,/ усты отрока страстотерпца воспевающе:/ живот сей временен есть, / темже болезни за Христа ни во что же вменяем,// вечнаго с Ним бытия ищуще.

НА УТРЕНИ
Седален по 1-м стихословии, глас 2:
Подворие Бейгуань во граде Пекине почтим, честныя цветы процветшее, Христовы бисеры, мученик двесте двадесять и два, яже слуг антихристовых посрамиша, темже и венцы прияша, доблемудреннии.
Слава, и ныне, глас тойже:
Дивная и скорая Помощнице всем христианом, покров нам и заступление буди, на путь покаяния ны присно наставляющи, наипаче же умоли Сына Твоего и Бога нашего, да праведных части явит ны причастники.
По 2-м стихословии седален, глас 2:
Страстотерпцы Христовы, во граде Пекине добропобедне пострадавшии, камением побиеннии, огнем сожженнии, во кладезь вверженнии, мечи усеченнии, Царство Небесное в наследие приимше, молитеся ко Господу, да спасет души наша.
Слава, и ныне, глас тойже:
Мати Всенепорочная, новыя христолюбцы во граде Пекине при храме Успения Твоего возрастившая и тыя на подвиги мученическия укрепившая, укрепи и ны, грешныя, на невидимыя и видимыя враги душ наших.

Канон мучеником, глас 2

Песнь 1
Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
В песнех духовных мученик двесте двадесять и два любовию воспоим, яже в Китае древнем процвели суть, ихже воспиташа пастырие миссии Российстей и правнуцы сынов Церкве Русския, в двухсотлетнем пленении веру православную соблюдшии.
Человече Божий Митрофане Цзи, первый от братий твоих во священстве возсиявый! Перси твоя, от слуг антихристовых аки сот пчелиный ископанныя, мед сладости страданий за Христа нам искапаху. Темже воспеваеши, священномучениче: поим Господеви, славно бо прославися.
Яко звезда на небеси жена твоя Татиана сияет, во дни живота своего жен светом Евангелия просвещавшая и сих ко святей купели Крещения уготовлявшая; сия образ нам страданий за Христа яви, яко премнозе мучима, по стогнам влекома, веры православныя не отвержеся и во главу усечена бе.
Кий язык восхвалит отрока Иоанна, сына твоего, святе Митрофане, мучения страшная восприимша и, аки в чуждем телеси страждуща; сей яко агнец кроток на заколение Христа ради идяше, радуяся.
Богородичен: Упование христианом, Дево Пренепорочная, Сына Твоего и Бога моли со мученики о воспевающих Тя.

Песнь 3
Лук сокрушися сильных державою Твоею, Христе, и силою немощствующии препоясашася.
Яко финикс благоплодный во дворе дома Божия процвете, праведниче иерее Митрофане, сего ради ныне, ликовствуя, вопиеши: утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем.
Павле Ван, иерее премудрый, апостолу язык, егоже имя носил еси, в проповеди слова подражавый, себе самаго в жертву Богови принесл еси, моляся, во главу усечен быв.
Спострадаша тебе, Павле страстотерпче, мати твоя Екатерина, жена Сарра, верою пламенней просиявшая, со чады Иоанном и Александром; тии вис венцами с тобою небесными увязошася.
Богородичен: Марие Преблагая, Еяже душу оружие пройде, укрепи ны, слабыя и боязливыя, егда приидет час огненнаго испытания веры нашея.

Седален, глас 8:
В пустыне язычестей сад Боговедения процвете, подворие Бейгуань православное, цветы красныя — мученик двесте двадесять и два Христу принесшее, ихже кровьми напитавшися, земля добрая плод добр израсти — новыя люди, святым Крещением просветившияся.
Слава, и ныне, глас тойже:
В пустыне горы Синайския купина неопально процвете, Приснодеву, неопально огнь Божества приемшую, прообразующи, Юже мы любовию и благодарением воспеваем, веселящеся.

Песнь 4
Услышах, Господи, славное Твое смотрение и прославих, Человеколюбче, непобедимую Твою силу.
Богомудре отче Митрофане, егда чада твоя духовная, в дому твоем, яко птенцы под криле кокоша собравшаяся, укрепляше и утешаше, глагола: Господь Бог мой Той есть сила моя.
Воспоим Иннокентия Фань, иже семи первым диаконом подобяся, попечение о телесных нуждах братий своих с любовию и тщанием исполняше. Темже и Господь тело его, во кладязи камением от безумных побиенное, нетлением прослави.
Сему и жену его Елену спрославим, яже в кумирню приведенная, идолом кланятися воспротивися. За сие муки многообразныя от злочестивых ихетуань претерпевши, душу свою чистую Богу предала есть.
Кую песнь принесем добле воспитанным чадом Иннокентия и Елены — Евмению, Софии и Надежде, имже руце зверонравнии отсекоша и посем телеса их во кладязь ввергоша, идеже они по мнозе времени нетленне обретошася.
Богородичен: Радуйся, Обрадованная, радуйся, Всемилостивая, всем в тяжких скорбех Тебе молящимся небесное утешение подавающая.

Песнь 5
Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного бога не знаем.
От нощи скорбей лютых и болезней неисцельных к Свету невечернему утреннюет дух твой, священномучениче Митрофане, воспевая: разве Тебе иного бога не знаю.
Да почтится Мария юная, яже, жениху ея Исаии за веру Христову убиенну, в дом иереов притече и рече: у церкве Персвятыя Богородицы духовно рождена есмь, темже и умру зде. Таже по мале времени смерть от гонителей бестрепетно прия.
Небомудренную Ию Вэнь восхвалим, дев наставницу и ко Христу душ, ищущих Того, путеводительницу. Сия двакраты муки смертныя от жестоковыйных претерпе: исперва бо, ножи изсечена бывши, аки мертва землею мало прикровена бе; послежде, стенанием ея услышанным, паки пострада и венцем мученичества, радующися, увенчася.
Мироне Жуй и Марие, во страсе Божии чада ваша, Марфу, Анастасию, Евдокию, Иннокентия, Савву, Нила, Марию и Елену воспитавшии, во обители Небесныя сих приуготовиша; темже вкупе с вами за Христа убиенни быша, радость неиждиваемую стяжавше.
Богородичен: Преблагословенная Богородице, многи скорби претерпевшая, помози нам крест земнаго жития в терпении, благодарении и радовании до конца понести.

Песнь 6
Глас глагол молебных от болезненныя, Владыко, души услышав, от лютых мя избави: Един бо еси нашего спасения виновен.
Яко от кита Иона, из моря многомятежнаго жития сего, священнотаинниче отче Митрофане, в вечный пренебесный покой вшел еси, идеже с мучеников лицы радуешися, Христа Бога хваля и славя.
Воспоим и адаманта твердаго Евфимия Паня, от каменносердых камением побиеннаго; Акилину же и Павла Шуан, со чады в дому своем сожженныя; Ирину Фу со чады Анною, Афанасиею, Евпрасиею, Прохором и Мариею, за врата града отведенныя и тамо Христа исповедавшия, за любовь к Нему смерть прявшия.
Сердцем кроткая Ирино Гуй Жуй-ши, Иисуса Кроткаго возлюбившая и службе церковней на всяк день прилежавшая; веры православныя не отпала еси, глаголющи: христиане есмы.
Вдовицу Капитолину Хуай восхвалим; тая бо, от нощи мрачныя, в нюже, Христа отрекшися, впаде, к покаянию утру светлу прейде; темже, яко рабу Свою верну Христос ю подвигом мученическим увенча.
Богородичен: Зриши немощь нашу, Владычице, и разслабление духовное, настави ны молитвы на всяк час приносити Сыну Твоему, да николиже отступим от Него.

Кондак, глас 2:
Яко сокровище многоценное, три лета в земли сокровенное, мощи священнотаинника Митрофана со овцы учений его, во граде Пекине просиявшими, обретошася, благодать неоскудную подающе душам нашим. Сего ради радостию и любовию воззовем: молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас.
Икос:
Подвигом и болезнем вашим дивящеся, достоблаженнии страстотерпцы Китайстии, в веселии сердеченем вопием:
Радуйтеся, Христа, многоценный бисер, в земли язычестей обретшии;
Радуйтеся, ничтоже от земных сокровищ Ему предпочетшии;
Радуйтеся, добре Ему в подвории православнем Бейгуань поработавшии;
Радуйтеся, в час огненнаго испытания от Него не отступльшии;
Радуйтеся, за Него огнем сожженнии, камением побиеннии, мечем усеченнии;
Радуйтеся, вся сия радостию и веселием претерпевшии;
Радуйтеся, сего ради нас взывати ко Господу подвизающии:
Молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас.

Песнь 7
Образу златому, на поле Деире служима, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления посреди же огня ввержени, орошаемы, пояху: Благословен еси, Боже отец наших.
Храм Божий и строения церковная, от мерзких идолопоклонник сожженная видев, многия скорби, страдальче отче Митрофане, исполнися; обаче, в храм пренебесный вшед, воспел еси: благословен еси, Боже отец наших.
Афанасий А, от юности сляченнй и коленопреклоненне ходивый, мал бе телом, но высок душею; темже, часу испытаний наставшу, жену свою Варвару и триех чад мук за Христа не устрашитися увещаша; сего ради днесь со лики мученик взывает: благословен еси, Боже отец наших.
Андрей Чжу, во единодесятый час жития своего в виноград Христов пришедый, делания своего, жестокосердым приближшимся, не остави и тако, на месте трудов своих, во славу Церкве подъятых, убиенный, со всеми от перваго часа потрудившимися воспевает: благословен еси, Боже отец наших.
Евфимий Ин безстрашный, веру Христову пред ихетуанем Юйсенем исповедавый и онаго безумие обличивый, за сие мечем пронзенный и камением побиенный, песнь богокрасную Всемилостивому приносит: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Людие, во тьме и сени смертней седящия, Богородицею к Свету невечернему призвал еси и за Тя пострадати сподобил еси, Преблагословенный отцев Бог и препрославленный.
Песнь 8
В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа и превозносите во вся веки.
Да почтятся честнии страдальцы иерей Митрофан, Афанасий Шуан, Лев Хай, Никифор Хай, Васса, Екатерина и Елена Чжунь, Кирилл Хай, Надежда Чан, Ольга А и инии мнози, сии бо вкупе со прочими мученики воспевают: Господа пойте дела, и превозносите Его во веки.
Многовидне в дому Божии потрудистеся, Клименте Куй, Андрее Чжу, Матфее Хай Цюань, Симеоне Си Лин-а, Иосифе Фу, Алексие Чжан, Капитоне Ин, многовидныя муки за Христа претерпевше, ныне ликуете во цветнице Его, взывающе: благословите вся дела Господня, Господа.
Измлада пении и песньми духовными прославлявшии Господа и Пречистую Матерь Его во храме честнаго Успения Ея, Афанасие А, Афанасие Юй, Сергие Чжан, Петре Ли Юнь-ань, Алексие Ин, по славнем страдании вашем песнь новую и светлейшую возносите: благословите вся дела Господня, Господа.
Правнуцы Албазин доблих, древле в пленение Пекинское приведенных, веру православную соблюдшии и за Христа живот свой положившии, ныне свободу славы чад Божиих улучити сподобистеся, воспевающе: благословите вся дела Господня, Господа.
Богородичен: Дево Всепетая, во храмех пренепорочнаго Успения Твоего и во всей вселенней славимая, всемощным предстательством Твоим мирную кончину живота нашего нам ниспосли.
Песнь 9
Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов, Господи, святых Пресвятый, тем Тя вси с Рождшею Тя величаем.
Егоже возлюбили есте, Егоже возжелали есте, Егоже ради кровь свою излияли есте, молите Христа Бога, страстотерпцы, в Китае просиявшии, да умножит веру Православную во Отечествии вашем и во всем мире Своем.
Святии мощи доблих страдалец, по триех летех из земли извлеченнии и с честию во гробнице под Храмом Всех Святых Мученик положеннии, благодатию подворие Бейгуань, град Пекин и всю землю Китайскую облагоухаша.
Святый апостоле Боговидче Фомо, святителю отче Николае, благовернии князие Псковстии Всеволоде-Гаврииле и Довмонте-Тимофее, святителю Иннокентие, града Иркутска похвало, предстательством вашим православнии, в Китае просиявшии, даже до смерти Богу послужити возмогоша и во Царствии Его процветоша.
Богродичен: Мати Божия Пречистая, всю Сибирь и землю Китайскую иконою Твоею Албазинскою ограждающая, ейже празднование Промыслом Божиим в день святых мученик Севастийских уставлено есть, Ты еси мучеников крепость и веселие.
Светилен, глас 1:
Звезды светлыя, на Востоце возсиявшия и всю землю лучами своими просветившия, мученицы Христовы двесте двадесять и два, вашими молитвами мрак греховный от душ наших отжените и веселие негиблющее нам, в бурех скорбей сущим, у Господа испросите.
Слава, и ныне:
Яже Свет невечерний рождшая, Присноблаженная и Пренепорочная Дево, светом любве Твоея Матерния хладныя сердца наша согрей и утешения и радости о Господе ны сподоби.
На хвалитех стихиры, глас 4:
Радуйся, Церковь Божия,/ собором мученик Христовых украшаема,/ священным Митрофаном предводимых, / землю Китайскую/ кровьми своими освятивших, / град Пекин аки вторый Рим явивших,/ подворие Бейгуань Колизею древнему уподобльших/ и молящихся присно // о чтущих святую память их.
Яко Богосиянныя звезды / Солнце мысленное вас показа, / небо восточное / светом веры Божественныя озарившия / и во вся концы земныя / лучи подвигов ваших испустившыя, / святии мученицы двесте двадесять и два,/ молитеся за ны ко Господу,// да укрепит теплохладную веру нашу.
Яко фимиам благовонен / Подвигоположнику вашему Христу / принеслися есте, святии, / огненное запаление,/ каменное побиение/ и мечное усечение претерпевше,/ несумненною надеждою/ на небесное воздаяние утешаеми;/ молитеся за ны ко Господу,// да оживит угасающую надежду нашу.
Любовию ко Господу укрепляеми,/ противоборцев силу поправше / и мучения светлостию возсиявше, / небесная селения наследовасте, / идеже жизни нестареющейся наслаждаетеся. / Темже молите, досточуднии, / Владыку всех, / да воспламенит любовию истинней // сердца наша.
Слава, глас 6:
Возрадуемся гласом радования, / возликуем с собором православных / на подвории Бейгуань собравшихся./ Се бо пастырие и верных множество / дивных страдалец мощи / возславити приидоша, / во гробнице на месте подвигов их положиша, / над неюже храм Всех Святых мученик красуется. / Мы же им согластно воспоим:/ о святии страстотерпцы,/ Троице Святей помолитеся,// да спасет души наша.
И ныне, по гласу Славы, Богородичен от меньших.
Великое славословие. Ектении и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
Стих: Предзрех Господа пред мною выну, да не подвижуся.
Апостол к Римлянам, зачало 99.
Евангелие от Луки, зачало 67.

Слово похвальное святым новомученикам Китайским «Похвала убиенным» // «Известия Братства Православной Церкви в Китае», выпуск №8 от 1 июля 1905 г.
В предначатии вечной радости сияющие, примите от нас недостойных венок похвалы, сплетенный из воспоминаний о вашей доброй жизни и славной кончине! Ты, иерей Божий, Митрофан Цзи, первым из туземцев призванный к пастырству, много потрудившийся над переводами богослужебных книг и примерной жизнью стяжавший себе уважение паствы; много также ты потрудился над ее духовным развитием, много скорбел о ней, болел душой за болезни других, покуда к концу дней своих не подвергся сам хронической болезни. Тяжелые условия общественной жизни, неимение нравственной поддержки, наконец, зависть соседей были причиной твоего психического расстройства. Но конец твой славен: грудь твоя, израненная копьями врагов креста Христова наподобие пчелиного сота, ископала нам сладостную уверенность, что ты всегда будешь усердным молитвенником о спасении душ твоей паствы, каким ты был во временной сей жизни. Супруга твоя, Татиана, бывшая диакониссой церкви, просвещала светом Евангелия китайских жен, подготовляя их ко святой купели; сама показала нам пример, как нужно страдать за исповедание веры, — несколько раз была мучима, влачима по дворам и обезглавлена. Сын твой, отрок Иоанн, юный летами, но взрослый умом, принес красоту лица своего в жертву Богу: нос и уши его были отрезаны, но он не чувствовал боли, исповедуя всем укрепляющего его Христа! Павел Ван, ты был катехизатором, проповедником Слова, учил словом и примером. Зная, что истина — не «в препретельных словесех человеческой мудрости, но в явлении духа и силы», ты, однако же, озаботился приобретением всех нужных догматических познаний, чтоб дать ответ вопрошающим о вере: состязался с учителями инославных исповеданий, приобретая навык и искусство в словесной борьбе. За несколько дней пред своей кончиной ты утвержден был Российским Святейшим Синодом к восприятию сана священства и принес Богу первую жертву — себя самого, быв обезглавлен коленопреклоненным, на молитве, которой начало ты положил здесь, а конец ее в будущей жизни. Супруга твоя, Сарра, последовала за тобой в лучшую жизнь! Иннокентий Фань, ты был экономом церкви, печальником о ее материальных нуждах, кормил, одевал питомцев школы миссийской. Вся благотворительная часть Миссии была поручена тебе, и как заботливо и аккуратно писал ты свои отчеты! Теперь еще живы люди, получавшие из рук твоих лепту. Ты упокоил их тело, заботясь и о душе, за то и сам сохранен Богом от тления: через три года по убиении твоем мы видели почти неприкосновенной тлению твою высокую фигуру. Ты был избран во диаконы, и хотя не был еще рукоположен, но управлял хором певцов, певших славу Богу, и выполнял то же дело экономии, которое в древности поручалось диаконам! Супруга твоя, Елена, будучи благочестивой хозяйкой своего дома, воспитала благонравных детей — Евмения, Софию, Надежду. Эти юные отрасли винограда Христова приняли мучение вместе со своей матерью: руки их, с младенческого возраста привыкшие складываться на молитву, были усечены извергами, бросившими тела их в колодезь! Ия Вэнь, ты была руководительницей школы Албазинских девиц и наставницей приходящих к вере Христовой, в мученической кончине своей ты подтвердила долг христианок не только веровать во Христа, но и страдать за Имя Его Святое. Мирон Жуй и Мария, вы в постоянной борьбе с бедностью сумели воспитать в страхе Божием ваше большое семейство, ваши дети — Марфа, Анастасия, Евдокия, Иннокентий, Савва, Нил, Мария и Елена были лучшими в школе, приуготовились для царствия Божия, потому и последовали за вами туда, где нет ни плена, ни горя. Предки ваши были Албазинцы, плененные некогда, а вы теперь сподобились получить «свободу славы чад Божиих!». Андрей Чжу, ты был уже в летах преклонных, когда принял христианство, но, как поздно пришедший работать в винограднике Христовом, ты, не покладая рук, работал над печатанием Часослова и Псалтири, и когда весть о гонении боксерском достигла и твоего слуха, ты решил оставаться на своем деле и не прекратил его, пока не был убит за этой работой! Екатерина Чжунь, почтенная мать большого семейства, будучи вдовой, ты умела управлять домом так, что взрослые дети твои явились полезными насадителями Божией нивы: Вит, Матфей, Никифор, Кирилл, Васса, Елена — известны как сотрудники церковного клира, споспешники проповеди! Афанасий А, ты был убогим калекой, сгорбленным, ползавшим на четвереньках. Низок ты был телом, но высок душой, и высота эта сказалась особенно в последние минуты твоей жизни. Будучи переплетчиком по ремеслу, ты любил бывало петь на клиросе приятной октавой. В годину бедствия не дал ты в сердце своем места никакой тени малодушия или страха, к тому же убеждал и семейство свое: жену Варвару и трех детей, чтоб оставались во дворе Миссии, покинутой всеми. А когда язычники влекли тебя на смерть, ты обращался к ним со словами увещания, ты негодовал на безумие их, говорил невеждам, что они не знают, во что надо веровать и как; ты гордился, что имел своим восприемным отцом известного миссионера, иеромонаха Исаию (Поликина); ты категорически заявил своим истязателям, что, если они желают убить тебя, то могут это сделать не иначе, как во дворе Миссии, так как ты желаешь умереть там, где ты и родился духовно! Капитон Ин, происходя из рода знатных маньчжур, ныне царствующей династии, ты с примерным смирением работал как печатник миссийской типографии, как писец нот и как певчий. Твое трудолюбие при жизни этой обеспечивает тебе царственный покой в будущей! Петр Ли, ты был наблюдателем изменений атмосферы, наблюдателем явлений природы, чрез них ты познал Творца своего, к Которому и пожелал возвратиться, не покидая своего поста в минуту гонений! Симеон Си, албазинец, полвека ты прожил во дворе миссийском, неся различные послушания, церковь освещалась свечами твоего изделия, просфоры твои служили для совершения каждодневной литургии, а звон в колокола собирал богомольцев! Климент Куй, ты был споспешником клира в службе церковной! Лев Хай, смиренный сын строптивого отца, много претерпевший от него при жизни; твоя робость вошла у нас в пословицу, но «таковых бо и есть Царство Небесное!». Анна Жуй, в доме своем ты убита, но ты воспитала слуг для дома Божия: теперь сын твой в диаконском сане служит церкви и нуждам бедных собратий, а дочь руководит школой сестер твоих — албазинок! Афанасий Шуан, молодой человек, кормивший своих родителей и многочисленных братьев, ты достиг большого искусства в чтении Апостола по славянскому тексту! Алексей Чжань-Фу-Жунь, сторож церкви в деревне; простота и непосредственность твоей веры, сердечность и приветливость к приезжавшим к тебе отцам-миссионерам всем нам известны. Ты и семью свою учил тому же, и крестил всех своих домашних, потому они и последовали за тобой в лучшую жизнь. Кир Чжан, Анна Чжан, Иона Гуй, Ольга А, Елена Хо, Анна Линь, Иосиф Фу и другие глубокие старцы, кому нужна была ваша смерть, или кому мешала ваша жизнь, опиравшаяся на клюку? Но вы пали под ножами убийц, ускоривших ваш переход к лучшей жизни и освободивших вас от немощей ветхого тела. Сергий Филиппов Чжан, чуть не полвека ты был певцом в Успенской церкви, да сподобит тебя Господь и во веки воспевать Его величие в сонме святых. Поистине «многая ваша имена и большая дарования, молитеся о душах наших!».

Здравствуйте, дорогие читатели. Вам известно восстание боксеров в Китае? Почему оно было так названо? Что его спровоцировало? И каков его итог?

Дата этого восстания: 1900 – 1901 гг. Число жертв в результате него – более 130 000 китайцев и несколько тысяч иностранных граждан.

Причины ненависти китайцев к приезжим

В завершении 19-го столетия в Китае образовалось массовое течение против граждан из Европы, США и Японии. Его основали и поддерживали три тайных общества:

  1. И-хэцюань.
  2. Да-дао-хуй.
  3. Да-цюань-хуй.

Первое переводится, как «Кулак справедливости и порядка». Второе общество — «Большого ножа». Третье – «Большого кулака».

Так как здесь присутствует слово «кулак», европейцы называли мятежников «боксёрами». Потому так и называется боксёрское восстание. И на Западе это название разошлось быстро.

Истинная идеология таких «боксёров» основывалась на оккультных и религиозных убеждениях. Участники обществ «кулака» и «ножа» были убеждены, что колдовские заклинания дадут им фантастические способности, например бессмертие.

Почему же так массово местные жители возненавидели иностранных граждан. Здесь, в большинстве своём, лежат экономические предпосылки. Ведь ближе к окончанию 19-го столетия зарубежные фирмы возводили в Китае железные дороги, проводили телеграфные линии, разрабатывали местонахождения полезных ископаемых. Наибольшую активность в этом направлении проявляли компании из Великобритании, России и Франции. Они развернули деятельность на юге, севере и центре Китая. Немалое участие здесь принимали заинтересованные лица из США, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Бельгии, Голландии и т.д.

Подобная деятельность не могла не сказаться на и без того хрупкой экономике страны. Воздвижение железных дорог оставило без зарплат местных лодочников и пеших грузчиков. Ведь ранее они доставляли грузы на значительные расстояния.

Из-за телеграфных линий без доходов остались многие гонцы-бегуны. Рудники промышленного назначения привели к краю местных горняков-ремесленников.

Страну охватили: засуха, неурожай, наводнения. Здесь стало слишком много жителей из-за приезжих иностранцев. В результате настоящей бедой для Китая стал голод. Местные граждане проявляли огромную ненависть к зарубежным миссионерам. Ещё их раздражало их бессилие перед ними. Всё это способствовало преобразованию боксёрского течения в массовое.

Началась безжалостная ликвидация ж/д путей, телеграфных столбов, рудников, а также зарубежных предпринимателей и священнослужителей.

Власти страны закрывали на это глаз. Императрица Цы Си неоднозначно относилась к мятежам.

Произошедшее восстание ихэтуаней в 1898-1901 гг. было направлено против краха старого патриархального строя и Запада. Также оно презирало маньчжурскую династию, которая завладела страной.

На начальных стадиях восстания Цы Си издала указ, поддерживающий мятеж. За каждого убитого иностранца присуждалась премия. Императрица встала на сторону крестьян.

Также большинство китайцев ненавидели иностранцев по религиозным причинам. Они презирали приезжих священников, прививающих христианство.

Акции боксёров

Против кого сражались «боксёры»? Это можно отследить по их акциям:

1898 г. Их первая цель – Китайско-Восточная ж/д (КВЖД). Этот объект строили русские граждане. На них и нападали озлобленные китайцы.

Январь 1900 г. Массово истребляются граждане Европы, США и Японии, а ещё китайцы-христиане. Ликвидируются ж/д станции, мосты, и прочие объект иностранцев, включая и их дома. Китайская власть нейтральна к происходящему. Через полгода императрица поддерживает общества «кулака» и «ножа».

11 июня. Убит японский дипломат. Сжигаются здания зарубежных миссий, церкви.

17 июня. Прибывают войска из России и Америки. Высаживаются в порту Дагу. Китайцы встречают их артиллерией, но уступают.

Затем до конца июня Китайские власти становятся сторонниками «боксёров». Объявлена война иностранцам.

Война

С 20 июня в осаду берётся Посольский квартал.

Она продолжалась до 14 августа. Китайское наступление было разбито мощным международным корпусом, в который входили японские, американские, русские, французские, итальянские и британские военные.

В июле для борьбы с «боксёрами», убивавших русских граждан прибыли мощные казачьи и армейские войска. Битва происходила в Маньчжурии.

Ихэтуаньское восстание, где воюющими сторонами стали иностранцы и боксёры с китайской армией переросло в истинную войну. Здесь державы с Запада просчитались и недооценили противника. А Цы Си поддерживала восстание и пророчила стране независимость.

Когда Посольский квартал был отвоёван, Цы Си бежала в Сиянь. Пекин был захвачен. Союзники комплексами вывозили богатства и предметы искусства из дворцов

В сентябре в страну прибывают новые войска с Запада. Свои кровавые акции боксёры продолжали до октября.

Кульминация

22 декабря зарубежные державы, в том числе и Россия, направили коллективную ноту китайским властям. В ней излагались условия начала эвакуации иностранных войск из Китая.

  1. В Берлин китайские политики, в том числе и принц. Цель – выразить соболезнование по поводу гибели немецкого политика фон Кеттелера.
  2. На месте его убийства нужно создать памятник.
  3. Жестоко казнить лиц всех «боксёров».
  4. Создать памятники погибшим иностранцам.
  5. Извиниться перед японским правительством за убийство их дипломата.
  6. Завершение поставок оружия в Китай.
  7. Материальные компенсации пострадавшим.

Китайские власти размышляли до 14 января 1901 года. И решили, что такие итоги вполне логичны.

А 25 августа того года Китай и державы подписывают заключительный акт. Согласно ему китайская сторона должна выплатить контрибуцию в размере примерно 180 тонн серебра.

11 сентября Цы Си издаёт указ о жесточайшем истреблении ихэтуаней за доведение страны до жёсткой интервенции. И до поздней осени проводились карательные акции и казни. Последнюю банду ихэтуаней русские казаки ликвидировали в 1902 году в Маньчжурии.

Нюансы и фотоснимки

За полвека до мятежа «боксёров» Китай страдал от восстания тайпинов. Те протестовали против усиления феодализма, высоких налогов, большого сальдо страны в международной торговле. А движение ихэтуаней в отличие от восстания тайпинов было вызвано исключительно экономическим неравенством между Китаем и державами и масштабной деятельности иностранных специалистов и рабочих на территории их страны.

Причины поражения «боксёров» кроются в их зацикленности на религии, мистике, излишней самоуверенности. Одолеть союзные войска мировых держав неподвластно никому.

В смутный период этого мятежа Джеймс Рикалтон сумел сделать шокирующие фото. Позже он выпустил книгу с ними. Кадры жуткие, поэтому здесь они предлагаются кратко:

Боксёры хотели лучшего положения для своей страны. Но их мятеж привёл к только к огромным жертвам и финансовым потерям. Всё это отражено в фильме «Восстание боксёров».

Восстание «боксеров». И их истребление

Более 100 лет назад в Китае, уже тогда представлявшем политический и экономический интерес не только для Европы, но и для Российской империи, случилось Ихэтуаньское восстание (1898–1901 годы). В европейской и российской историографии оно также известно как Восстание «боксеров». Эта история весьма актуальна, ведь и по сей день некоторые государства считают (и подтверждают это делом), что имеют право вмешиваться во внутриэкономические и внутриполитические дела других суверенных государств.

Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса, многие из них
были уверены, что христиане обладали способностью воскресать на третий
день.

Нарастающая ненависть

После ужасающего эпиграфа мы считаем необходимым отметить несколько фактов. К концу XIX века Китай пережил две Опиумные войны (1840–1842 и 1856–1860 годы), когда англичане с целью открытия китайских рынков довели уровень наркомании в древней азиатской стране до небывалых высот. Вслед за англичанами в Китай устремились другие европейские державы, а также Япония и США. После череды военных и дипломатических поражений, причиной которых стало техническое отставание Китая, последний оказался в полуколониальном положении.

Вдовствующая императрица Цы Си заботилась в большей степени о сохранении власти маньчжурской династии, которая завоевала Китай еще в XVII веке. Меж тем китайские рынки нещадно эксплуатировались, без учета мнения населения. Иностранные фирмы занимались строительством железных дорог в Китае, проводили телеграфные линии, разрабатывали месторождения полезных ископаемых. Наибольшую активность в этом проявляли Англия, Россия и Франция.

Последствия такой деятельности проявлялись в ненужности традиционных профессий, в которых были заняты самые широкие слои быстро растущего населения Китая. Прибавим к этому довольно агрессивную миссионерскую деятельность, которую проводили европейцы и которая воспринималась китайцами как посягательство на их традиции. Разумеется, описанные выше обстоятельства отнюдь не вызывали среди населения Китая симпатий к иностранцам, наоборот – ненависть нарастала.

Императрица Цы Си

Ихэтуани

Недовольство китайцев засильем иностранцев стало выражаться в созданиях тайных обществ: «Ихэтуань», «Ихэцюань», «Дадаохуэй», «Иминьхуэй». Их названия можно перевести как «Отряды справедливости и мира», «Кулак во имя справедливости и согласия», «Союз больших мечей» и «Союз справедливых». Из-за схожести физических упражнений (цюань), которыми занимались члены данных обществ, с кулачным боем европейцы прозвали их «боксерами». Ихэтуаням не нравилась и маньчжурская династия. А религиозно-мистическая идеология этих обществ насаждала среди своих последователей веру в то, что они обретают неуязвимость перед оружием.

«Боксеры» стали проводить первые акции в 1898 году. Они начали нападать на русских рабочих и инженеров, строивших КВЖД. С молчаливого согласия императрицы Цы Си ихэтуани разворачивают свою деятельность в течение 1899 года, а в 1900 году начинаются массовые убийства иностранцев и китайцев-христиан. Тут стоит отметить, что западные лидеры вовремя не оценили масштаб надвигающейся угрозы, ведь затравленный народ Китая не мог, как они думали, пойти на решительные действия. Не подозревали европейцы и об обещании, данном восставшим императрицей Цы Си, оказать свою поддержку в борьбе за возвращение Китаю независимости. Официально Китай объявил войну иностранным державам только 21 июня 1900 года.

Последствия

В связи с антихристианскими погромами Российская империя направляла в Китай все больше войск начиная с 1899 года. Другие страны также копили силы. В результате сложился Альянс восьми держав: Российская империя, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия. За все время конфликта силы сторон достигли 70 000 человек (ихэтуани и правительственные китайские войска) и чуть менее 55 000 человек (силы Альянса). Со стороны Альянса наибольшую активность проявили Япония (около 20 тысяч человек), Россия (около 13 тысяч человек) и Англия (около 12 тысяч человек).

Для понимания преимущества сил Альянса приведем пример. 20 июня 1900 года восставшие осадили посольский квартал в Пекине. 525 солдат и добровольцы из числа жителей квартала (около 900 европейцев, несколько сотен китайцев-христиан, 147 женщин и 76 детей) продержались 56 дней против 20 000 восставших. Благодаря русским морякам, героически контратаковавшим противника, осажденным удалось занять несколько участков городской стены и не позволить разместить там вражескую артиллерию. Будь артиллерия размещена – посольскому кварталу несдобровать.

Уже 14 августа 20-тысячная армия Альянса во главе с русским генералом Николаем Линевичем ворвалась в Пекин. Императрица бежала, началось массовое разграбление китайской столицы. В сентябре в Китай прибыло еще около 20 тысяч солдат Альянса. «Боксеры» продолжали вести активные действия на территории Китая вплоть до октября 1900 года, убивая иностранцев, разрушая железные дороги и иные сооружения. После предъявленной 22 декабря 1900 года коллективной ноты стран Альянса Китаю правительство последнего было вынуждено удовлетворить требования. В Берлин отправился принц императорского дома с целью выразить сожаление об убийстве сотрудника немецкого посольства. Последнему должен был быть установлен памятник на месте убийства, а также памятники убитым в ходе восстания иностранцам. Также Китай был обязан выразить сожаление об убийстве японского дипломата, прекратить импорт оружия и возместить убытки пострадавшим в течение 39 лет в размере 450 миллионов лянов серебра (1 лян ~ 40 г серебра). Были и другие унизительные для Китая условия.

11 сентября 1901 года императрица Цы Си приказала беспощадно истреблять «боксеров», которых недавно сама поддержала. Истребление было крайне жестоким, соразмерно жестокости самих борцов за независимость Китая, чьи трупы теперь лежали на улицах в назидание всем остальным. Последний отряд «боксеров» был уничтожен в Маньчжурии в июле 1902 года русскими казаками.

Последствиями Ихэтуаньского восстания стала череда реформ в самом Китае, борьба за раздел сфер влияния в Азии, Русско-японская война 1904–1905 годов (повлекшая за собой Первую русскую революцию), а также японская экспансия в Маньчжурию, Корею, Северный Китай и создание марионеточного государства Маньчжоу-го, ликвидированного лишь в конце Второй мировой войны.

КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

Икона Собора свв. новомучеников Китайских

Китайские мученики , убиенные при Боксерском (ихэтуаньском) восстании (+ 1900)

Память 10 июня, 11 июня (Кит., РПЦЗ ), во вторую неделю по Пятидесятнице (Греч.)

Китайские православные первомученики приняли смерть за Христа в мае-июне 1900 года, в ходе охватившего Китай Боксёрского (ихэтуаньского) восстания. Устав повстанцев-ихэтуаней обязывал их исповедывать буддизм и убивать всех христиан, отказывавшихся отречься от своей веры. Паства православной Русской духовной миссии в Китае также подверглась жестокому гонению и потеряла около 300 человек: некоторые из них отреклись от Православия, но другие сделались исповедниками и мучениками за веру .

Самый большой сонм китайских первомучеников пострадал в Пекине 10-11 июня . Очевидец событий, начальник Русской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), вспоминал:

«Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 года. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Их участь была страшна. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.»

В 1901 году, когда по показаниям родственников, соседей и очевидцев стало возможно установить список погибших и обстоятельства их кончины, было выявлено 222 китайских мученика . 11 октября того года архимандрит Иннокентий (Фигуровский) направил этот список в Святейший Синод с ходатайством об их прославлении. Высочайшим указом из Святейшего Синода за № 2874 от 22 апреля 1902 года было установлено совершать память китайским мученикам особым чином в Пекинской духовной миссии 10 и 11 июня. 10 июня полагалось соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенной число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, Богослужение во имя святых мучеников Православной Церкви с крестным ходом на места избиения православных китайцев, или вокруг храма, с пением ирмосов «Волною морскою» и после обычного многолетствия провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.

Пекинский храм Святых Мучеников. Фото Дмитрия Кесселя, 1946 г.

Их мощи были собраны и в 1903 году, когда в первый раз совершался праздник в честь китайских мучеников, положены в крипте новопостроенного храма, освящённого в их память — Пекинского храма Всех святых мучеников на главном миссийском подворье Бэйгуань. Многие из мощей оказались нетленными. Здесь их честные останки почивали до 1956 года, когда, при перепланировке Бэйгуаня и строительстве там комплекса зданий посольства СССР, мощи мучеников были перезахоро­нены на русском кладбище за Аньдинмэньскими воротами. Впоследст­вии на месте этого кладбища был разбит парк Озера молодежи, треть которого занимает искусственный водоем; на его дне ныне покоится большая часть останков, погребённых на кладбище.

Тем временем, ещё в межвоенные годы, поминовение китайских мучеников стало распространяться за пределы Китайской миссии. В 1930-х годах в цикле статей в журнале Охридской епархии «Мали мисионар» их подвиг прославил «Сербский Златоуст» святитель Николай (Велимирович) . С массовым исходом русских из Китая после Второй мировой войны, почитание Китайских мучеников распространилось по всей Русской Православной Церкви Заграницей. В конце XX века учреждение в Восточной Азии приходов Константинопольского Патриархата способствовало установлению празднования Китайским мученикам в Церквах греческой традиции, причём Собор китайских мучеников было определено праздновать во вторую неделю по Пятидесятнице . За это время сведения о мучениках были немного уточнены — в частности, в новых изданиях упоминались несколько некрещеных китайцев убиенных за принадлежность к православной общине, которых «можно считать принявшими крещение кровью» . Наконец, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя священномученика Митрофана пресвитера «и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине» были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания с днём памяти 10 июня .

Собор свв. новомучеников Китайских. Икона

Собор китайских мучеников

:

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди, два́ сте́ два́десят и два́,/ в ца́рствии Кита́йстем просия́вшии,/ ве́ру Христо́ву я́ко щи́т держа́ще/ и куми́ром не покло́ньшеся,’ от единоплеме́нных обезу́мевших му́ки и сме́рть прия́ша,/ усты́ о́трока страстоте́рпца воспева́юще:/ боле́зни за Христа́ ни во что́же вменя́ем,/ за жи́знь вре́менную// жи́знь ве́чную улучи́ти жела́юще.

Ин тропарь, глас 3 (перевод с греческого)

Му́ченицы кита́йстии,/ заблужде́ние отцо́в уничто́жившии,/ ве́ру правосла́вную возвели́чившии/ и за нея́ живо́т сво́й положи́вшии,/ будди́йскую ве́ру попра́вшия,/ и прише́ствие Христа́ испове́давшии, Го́спода соверше́на,// моли́теся к Нему́ о душа́х на́ших.

Литература

  • Святитель Николай (Велимирович). Китайские мученики (пер. с серб. Юрия Максимова, примечания прот. Дионисия Поздняева) / Страница портала Internet Собор:

Использованные материалы

  • «Сказание о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1:
  • «Список православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., № 6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11:
  • «222 китайских новомученика», Фома, № 6 (86), июнь 2010:
  • Плейкаст «Собор китайских новомучеников»:
  • «День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)», страница официального сайта Котовского благочиния Балтской епархии Украинской Православной Церкви:
  • «Новомученики Китайские», страница Синаксаря Пемптусия:
    • (использован тропарь)

Также называются новомучениками и первомучениками. Ср. «День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)», страница официального сайта Котовского благочиния Балтской епархии Украинской Православной Церкви, ; Иларион (Капрал), архиеп., «Слово в день 222-х первомучеников китайских, убиенных при Боксерском восстании 11/24 июня 1900 г.», официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей,

Православный Церковный Календарь 2015, Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ), с. 34.

«Sunday of the Chinese Martyrs», официальный сайт Гонконгской митрополии Константинопольской Православной Церкви, 17 июня 2012,

Со слов К. М. Гирса, сына пекинского посланника Российской империи пережившего пекинскую осаду, если до восстания китайских православных «было четыреста,» то после него «осталось человек восемьдесят, прочие перебиты; трупами их наполнены были колодези на месте Духовной Миссии». См. Накамура, К., сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти тт., СПб.: Гиперион, 2004, т. IV, 339 (запись за 18/31 октября 1900), . Статья «Первые христианские мученики из православных китайцев», За Церковь, 1936, указывает что: «Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову». Согласно ст. Ковалевой Е. В., «ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский)», Православная энциклопедия, т. 23, сс. 30-33, — в 1899 году в ведении Китайской духовной миссии было «более 100 русских и более 450 китайцев» (без учёта русской паствы при вновь создаваемых железнодорожных приходах Маньчжурии).

Из приведённой цитаты о. Иннокентия (Фигуровского) следует что массовое мученичество пришлось преимущественно на ночь с 11 на 12 июня, но даты кончин православных мучеников преимущественно приходятся на 10-11 июня.

См. поимённое перечисление в «Списке православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11,

Свт. Николай (Велимирович), пер. Юрия Максимова, «Китайские мученики», портал Православие.Ru, 18 февраля 2010,

См. биографические очерки в «Сказании о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1,

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Согласно «Списку православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев)», Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., №6-7, 1 июля 1904, сс. 3-11, и «Сказанию о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году», Китайский благовестник, 2000, № 1, . Список упорядочен по семействам; семьи мирян приведены в алфавитном порядке. Курсивом выделены имена встречающиеся только в одном из двух вышеуказанных списков мучеников. Возраст обыкновенно приводится согласно китайской традиции того времени, по которой учитывается количество пережитых лунных новолетий. Таким образом, новорожденный считается годовалым, а если он родился незадолго до лунного нового года — вскоре становится двухлетним. См. Mitrophan Chin, «Coming of Age for a Young Chinese Martyr», портал Православие в Китае, 23 июня 2004,

См. подробнее в ст. Анна Китайская.

См. подробнее в ст. Лянь Матрона.

Убита некрещеной. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.

Ребёнок убит некрещёным. См. подробнее в ст. Чжан Кир Фучэн.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *