Блаженный Максим

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Припев: Святы́й блажéнный óтче Макси́ме, моли́ Бо́га о на́с.

Пода́ждь ми́, Христе́, Ду́ха Твоего́ благода́ть, да по достоя́нию воспою́ пе́снь но́ву от усте́н мои́х в па́мять Твоего́ уго́дника Макси́ма преблаже́ннаго.

И́же кре́ст на ра́мо взе́м, блаже́нне, и жела́емаго ти́ оте́чества дости́г, го́рняго Иерусали́ма, и в не́м со а́нгелы лику́еши, юро́де прему́дрый, моли́ся о на́с, чту́щих па́мять твою́ всечестну́ю.

Бу́йством премени́в мирско́е мудрова́ние, о́тче, непокрове́нно те́ло име́я, блаже́нне, покры́й на́ша стра́сти, богому́дре, да твои́ми моли́твами от бе́д избавля́емся.

Богоро́дичен: Успи́ души́ моея́ свире́пую во́лну, я́ко мно́жество прегреше́ний, искуше́ний и печа́ли, Влады́чице, воста́ша на мя́, но Сама́ мя спаси́.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Лу́к си́льных изнемо́же, и немощству́ющии препоя́сашася си́лою, сего́ ра́ди утверди́ся в Го́споде се́рдце мое́.

Умо́м ве́сь к преми́рным взе́мся, блаже́нне, юро́д прозва́лся еси́, о́тче, и на́с, умовре́дных, сохрани́, да неврежде́ни пребу́дем козньми́ чужда́го, и тебе́ ублажа́ем, Макси́ме преблаже́нне.

Ва́ром со́лнечным опаля́емь, о́тче, и на́с, пали́мых грехо́вными страстьми́, ороси́ твои́ми моли́твами, да непреста́нно воспева́ем па́мять твою́, Макси́ме прехва́льне.

Зимо́ю томи́мь, свя́те, небре́гл еси́ о те́ле пе́рстнем и ны́не наслажда́ешися ра́йския добро́ты. И на́м проси́ оставле́ния, озло́бленным прило́ги чужда́го, да тебе́ ублажа́ем, о́тче богому́дре.

Богоро́дичен: Я́же еди́на в напа́стех и ско́рбех защища́ющи, под кро́в Тво́й, Пречи́стая, прибе́гша те́пле, приими́, я́ко Преблага́я, е́же от се́рдца моего́ моле́ние.

Седа́лен, гла́с 8:

Све́том Боже́ственным озаря́емь, в пу́ть, веду́щий к Боже́ственным сия́нием, ходи́л еси́ ве́рно, о́тче преподо́бне, и вра́жиих отбе́гл еси́ прило́г, и сы́н све́та и дне́ яви́лся еси́, Макси́ме богоблаже́нне.

Сла́ва: О́тче богому́дре и преблаже́нне Макси́ме, кра́сная ми́ра сего́ я́ко уме́ты вмени́в, ве́сь, умо́м измени́вся, изме́ншемуся на́с ра́ди Христу́ после́довал еси́, и юро́д Его́ ра́ди наре́клся еси́ и от неразу́мных ско́рби претерпе́л еси́. И ны́не о на́с моли́ся, па́мять твою́ ве́рно сла́вящих, прехва́льне.

Богоро́дичен: Предста́тельнице ве́рных, Богороди́тельнице, скорбя́щих ра́досте и пла́чущих вели́кое утеше́ние, от чре́ва Твоего́, Де́во, всесвята́го преесте́ственно Ро́ждшагося непреста́нно моли́ с Макси́мом преблаже́нным изба́вити на́с в ча́с испыта́ния лю́таго осужде́ния.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Любве́ ра́ди, Ще́дре, Твоего́ о́браза на Кресте́ Твое́м ста́л еси́, и раста́яшася язы́цы: Ты́ бо еси́, Человеколю́бче, кре́пость моя́ и хвале́ние.

Любве́ сро́дников отре́клся, блаже́нне, любо́вию Христо́вою уязвля́емь, и пло́ть, я́коже рабы́ню, ду́хови покори́в, над страстьми́ ца́рь показа́лся еси́, о́тче. И на́с, плене́нных грехо́вными страстьми́, свободи́, богому́дре.

Стезе́ю приско́рбнаго пути́ ше́ствовав, блаже́нне, и простра́ннаго жили́ща доше́д, с безпло́тными ликовствова́ти сподо́бился еси́, о́тче богоно́се.

Вла́сть прии́м на дусе́х нечи́стых, о́тче Макси́ме, си́х от челове́к прогоня́еши, вся́кими неду́ги боля́щия исцелева́еши, с ве́рою приходя́щия к ра́це моще́й твои́х.

Богоро́дичен: Ми́лости Твое́й сподо́би мя́, благоми́лостивное Сло́во ро́ждши, и ны́не, Влады́чице, прибега́юща мя́ к Тебе́ спаси́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Возсия́й ми́, Го́споди, све́т повеле́ний Твои́х, я́ко к Тебе́ ду́х мо́й у́тренюет и пое́т Тя́: Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, и к Тебе́ прибега́ю, Царю́ ми́ра.

Юро́д яви́лся еси́ изволе́нием, о́тче, и о́ному ди́вному Андре́ю после́довал еси́. И я́коже то́й ви́де духо́вныма очи́ма Богоро́дицу на возду́се, за ми́р моля́щуюся, ты́ же ны́не зри́ши Святу́ю Тро́ицу, моля́ся непреста́нно о душа́х на́ших.

Ревни́тель бы́в ди́вному Симео́ну, пусты́ню и све́рстника оста́вльшему, и юро́дство на ся́ возложи́вшему, и го́рния митропо́лии дости́гшу, с ни́мже ны́не и ты́ наслажда́ешися, и на́с помина́й, пра́зднующих па́мять твою́ всечестну́ю.

Вторы́й Твердисло́в в Росси́и показа́лся еси́, о́тче Макси́ме, непокрове́но те́ло име́я, покры́й на́с покро́вом моли́тв твои́х, да не уязви́т на́с уязви́вый пра́отца преступле́нием.

Богоро́дичен: От ко́рене исто́чник и вину́ нетле́ния, Тя́, Де́во, вси́ ве́рнии хвала́ми почита́ем: Ты́ бо Ипоста́сное на́м Безсме́ртие родила́ еси́.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очище́ние на́м, Христе́, и спасе́ние, Влады́ко, возсия́л еси́ от Де́вы, да я́ко проро́ка от зве́ря морска́го пе́рсей Ио́ну, от тли́ исхити́ши всего́ Ада́ма всеро́дна па́дшаго.

На безстра́стия го́ру возше́д доброде́тельми, на враги́ храбо́рник чу́ден показа́лся еси́: и ны́не моли́ся Христу́ Бо́гу об оте́честве на́шем, я́ко да твои́ми моли́твами проти́внии побежда́ются.

Чуде́с исто́чник ра́ка твоя́ яви́ся, Макси́ме блаже́нне, от нея́же оби́льно вси́ притека́ющии прие́млют телесе́м здра́вие и душа́м спасе́ние твои́ми моли́твами.

Прему́дростию ра́зума объя́т, о́тче, су́етную му́дрость бу́йством премину́л еси́ и утае́ная от му́дрых и разу́мных Тро́ическим благоволе́нием позна́л еси́.

Богоро́дичен: Моисе́й в купине́ Тя ви́де, в горе́ прие́млющу нестерпи́мый Божества́ о́гнь неопа́льно, те́м Тя́ вси́ пе́сньми велича́ем.

Конда́к, гла́с 2:

Вы́шния красоты́ жела́я, ни́жния сла́дости и теле́сная одея́ния в ничто́же вмени́л еси́ и нестяжа́ние па́че су́етнаго ми́ра возлюби́л еси́. А́нгельское житие́ проходя́, сконча́лся еси́, блаже́нне Макси́ме: с ни́миже Христа́ моли́ непреста́нно о все́х на́с.

И́кос:

А́нгел на земли́ житие́м показа́вся, а́нгельския полки́ удиви́л еси́, и де́моны устраши́л еси́, и челове́ки просвети́л еси́ чуде́с твои́х заря́ми, богоно́се и преблаже́нне о́тче на́ш Макси́ме. И ны́не на́с вразуми́ воспева́ти пе́снь к твоему́ хвале́нию, ра́достным гла́сом си́це глаго́лющих: ра́дуйся, оста́вивый тле́нное мудрова́ние и прие́мый нетле́нный вене́ц; ра́дуйся, терпели́вый душе́ю; ра́дуйся, целому́дренный ра́зумом и к Бо́гу воззре́нием; ра́дуйся, предо́блий юро́де, и́же злоко́зненнаго врага́ под нога́ми сотры́й; ра́дуйся, я́ко ни́жнее мудрова́ние оста́вль и вы́шняго Ца́рствия дости́гий; ра́дуйся, цели́телю боле́зней и отгони́телю страсте́й; ра́дуйся, Макси́ме блаже́нне, моля́ непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Спасы́й во огни́ Авраа́мския Твоя́ о́троки, и халде́и уби́в, я́же пра́вда пра́ведно уловля́ше, препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Прича́стием Свята́го Ду́ха просвеще́н, блаже́нне, измени́вся добро́ты теле́сныя и позо́р бы́в челове́ком, непокрове́но те́ло тле́нными оде́ждами име́я, Христу́ вопия́л еси́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Нищету́ и юро́дство изво́лив, преподо́бне, на́с ра́ди Обнища́вшаго и Сего́ ле́гкий яре́м на ра́мена взе́м, Тому́ после́довал еси́, Христу́, вопия́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Злому́драго врага́ ко́зни премудри́в, юро́де прехва́льне, и сего́, я́ко ры́бу безгла́сну, сотвори́л еси́, богому́дре, Христу́ вопия́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Я́коже ло́жницу Бо́жию и кади́льницу разу́мнаго и светоно́снаго У́гля, Приснора́дованную воспое́м, зову́ще: ра́дуйся, вина́ спаси́тельнаго воззва́ния, Благослове́нная во ве́ки.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х, Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Присво́ився Соде́телю все́х, о́тче, и грехо́вныя я́зи удали́вся, прия́л еси́ небе́сное насле́дие и, со а́нгелы лику́я, вопия́л еси́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Ю́ношеских и плотски́х страсте́й удержа́л еси́ взыгра́ния, очи́стив вся́кия скве́рны ду́шу же и те́ло, Макси́ме преблаже́нне, хра́м показа́лся еси́ нескве́рнен Бо́гу, Ему́же непреста́нно вопие́ши: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Незаходи́мый возсия́ тебе́ све́т, о́тче богому́дре, присносу́щнаго весе́лия, в не́мже ны́не наслажда́ешися, предстоя́ Святе́й Тро́ице и воспева́я Христа́ во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Тя́ ору́жие непобеди́мое на враги́ предлага́ем, Тя́ основа́ние и наде́жду на́шего спасе́ния, Богоневе́сто, и́мамы и Тя́ воспева́ем во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Я́коже тве́рдый адама́нт душе́ю показа́лся еси́, непоколеби́мь вра́жиими прило́ги, о́тче, и на́м тве́рдое забра́ло бу́ди, блаже́нне, моли́твами твои́ми от нахожде́ний проти́вных.

Освяти́ся возду́х, Макси́ме блаже́нне, па́мятию твое́ю, и на́с торжествова́ти подвиза́ет ра́достно освяще́нное твое́ пра́зднество.

Жезло́м доброде́телей страсте́й мо́ре пресе́к и го́рдаго врага́, я́коже ина́го фарао́на, моли́твами твои́ми погрузи́в, избра́нное ста́до но́ваго Изра́иля невре́дно соблю́л еси́, Макси́ме блаже́нне, моли́твами твои́ми.

Богоро́дичен: Ски́ния свиде́тельства Тя́ прообрази́, Хле́б И́стинный жи́зни прие́мшую, Чи́стая, Сло́во Отца́ Соприсносу́щное.

Свети́лен.

А́нгельскаго жития́ жела́я, преподо́бне, покори́л еси́ стра́сти плотски́я му́жески и равноа́нгелен бы́л еси́, богоно́се о́тче Макси́ме.

Богоро́дичен: Тя́ Предста́тельницу и́мамы вси́ гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопреме́нна сотвори́ Твоего́ Сы́на ма́терними Твои́ми моли́твами.

Память блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, Церковь чтит 24 ноября (11 ноября ст. ст.), а также 26 августа (13 августа ст. ст.), в день обретения мощей. Блаженный Максим выбрал редкий путь спасения — юродство. Путь прикровенный, который под силу не многим, и это особые избранники Божии. Святой Максим почитался в Древней Руси наравне с блаженными Прокопием Устюжским и Василием Московским. Это равенство можно проследить в певческих источниках, например, в Обиходе, в припевах (величания) по полиелеосу, написано: «Прокопию Устюжскому. И инем Христа ради юродивым Василию и Максиму».

Обиход, изд. Преображенского богадельного дома в Москве, 1911 г., лист 106 об. – 107.

Житие блаженного Максима Московского

Подвиг добровольного юродства, Христа ради, был особо распространен на Руси. Эти блаженные святые люди не уходили в пустыни, чтобы молиться за весь мир, а наоборот, они приходили в города, жили среди людей и терпели от них многое, но они были со своим народом и несли все тяготы его жизни. Юродивых Господь обычно являл для мира в сложное для народа время. Блаженные настолько любили людей, что они не могли их оставить в трудное для них время, они были рядом, но по своему смирению скрывали свою святость под обличием безумия для мира сего. Высказывались юродивые образно, прикровенно, порой на­род­ным язы­ком по­сло­виц, но их слова до­ход­или до самого сердца человека. Они претерпевали еще большие страдания, чем обычные люди, и народ ценил их смирение, был готов их слышать и прислушиваться к ним — от самого бедного простолюдина до царя. Русь любила своих юродивых, а они — свой народ. Так и блаженный Максим не ушел спасаться в пустыню или монастырь, а жил на улицах многолюдной и шумной Москвы XV века, в тяжелые для русского народа времена — набеги Орды, засуха, эпидемии. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но.

В любое время года Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, не имел своего крова, скитался по улицам, чаще всего жил под открытым небом в зной и хо­лод, питался только той скудной пищей, что ему подавали люди, он не имел семьи и был по-человечески одинок. Это трудно понять современному человеку: зачем человеку, живя в тех трудных для страны исторических условиях, обременять себя добровольно еще большей нуждой? Терпя все лишения, святой Максим не оставлял молитву ко Господу — тем укреплялся и спасался. Пути Господни неисповедимы. Человек — это прежде всего его душа, мысли, стремления. Блаженный Максим добровольно отказался от всех благ мира сего и даже от своего ума, ради спасения своей души и ближнего, ради соединения со Христом в земной и вечной жизни. Это любовь. Любовь ко Христу и к людям. Вся его жизнь являла собой обличение тления, пустоты и безумия мира. Многих людей святой Максим поддерживал и утешал своими словами, а некоторых и обличал для вразумления.

Он терпел от людей обиды, насмешки и презрение, внешним безумием скрывал свою мудрость, тем самым очищал свою душу и сердце от гордыни, желания славы и страха для встречи с Богом, он учился любить людей и ненавидеть грех. Прежде всего он очищал от греха свою душу, но и не оставлял ближних погибать во грехе. Святой Максим не боялся говорить правду всем нуждающимся во вразумлении и обличении, даже сильным мира сего, тем самым являя любовь и неравнодушие к человеку. Для назидания ближних он часто появлялся в многолюдных собраниях, на торжищах, не гнушался входить в общества порочные и под покровом юродства обличал нечестие, приводил на путь покаяния самых огрубевших грешников.

Все свои добрые дела он старался совершать тайно, даже его обличения и наставления имели форму прикровенную, на первый взгляд непонятную, но вскоре человек понимал, о чем ему говорил святой. Блаженный Максим видел сердца людей и старался их предупредить от совершения греха. Иногда обличал людей и явно, но под строгим запретом хранить услышанное в тайне. Если же святой Максим замечал, что люди начинали его почитать, восхвалять, то он эти мнения людей старался уничтожить странными или неблагоприличными поступками, мнимым участием в недобродетельных действиях, порой нарушением церковных традиций, правил.

Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу. Интересны его изречения:

«Хотя люта зима, да сладок рай», — говорил блаженный Максим, бегая нагим по улицам Москвы, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.

«Оттерпимся и мы люди будем, за терпенье Бог даст спасенье».

«Не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке — полено на шею. За дело побьют, повинись да пониже поклонись. He плачь битый, плачь небитый».

«Ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся».

Страдающим лицемерием и фарисейскою набожностью он говорил:

«Всяк крестится, да не всяк молится».

«Божница домашня, а совесть продажна».

«По бороде Авраам, a пo делам Хам».

«Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь».

Чудеса и почитание блаженного Максима Московского

После тяжелых и многолетних подвижнических трудов блаженный Максим 11 ноября 1434 года преставился. Погребли его у церкви святых князей Бориса и Глеба. Через некоторое время на могиле святого стали совершаться многочисленные исцеления. Так, 23 апреля 1506 года на месте погребения святого Максима юродивого, Христа ради, Бог исцелил человека, «имущаго ногу прикорчену».

Вследствие многочисленных чудес от гроба святого в 1547 году Собором было определено: «Пети и праздновати на Москве августа в 13-й день новому Чудотворцу Максиму, Христа ради Юродивому». В «Уста­ве цер­ков­ных об­ря­дов, со­вер­шав­ших­ся в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре» (око­ло 1634 г.) под 11 но­яб­ря ска­за­но: «Мак­си­му юро­ди­во­му: бла­го­вест в ле­бедь, се­ред­ней»; под 12/13 ав­гу­ста: «Праздновали прежде сего Максиму блаженному: благовест в лебедь, звон середней; а ныне только празднуют в ноябре, а поют по уставу».

На древнем полотняном покрове, возлагаемом на раку святых мощей, вокруг изображения Угодника Божия находится следующая надпись, означающая время его преставления и открытия его святых мощей: «6942 года ноября 11-го дня преставися Святый Максим Христа ради Юродивый, Московский и всея России Чудотворец в царствующем граде Москве в княжение Благовернаго Великаго Князя Василия Василъсвича. Погребено же бысть честное тело его в Китае-Граде, на Варварском крестце, у церкви Святых Страстотерпцев, Князей Российских, обою брату no плоти Бориса и Глеба. Тщательством благочестиваго мужа Феодора Вохчина, no некиих летех no преставлении Святаго Блаженнаго Максима, создана бысть церковь, небольшая и без связей, над святыми его мощами во имя тезоименнаго ему Преподобнаго Максима Исповедника. И мощи Святаго Блаженнаго Максима, no обретению их, лежаша под каменною гробницею, а не наяву. Всемилостивый, в Троице прославляемый Бог положи в сердце благоговейну мужу, Московскому жителю Гостинной сотни Максиму Филлиппову, сыну Верховитину, ежебы тыя святыя обе церкви, настоящую и придельную (Борисо-Глебскую) разобрати и новую создати. К сему — (ему содействовал) — и другий именем Максим Васильев ІІІаровников, житель бывший града Костромы. В 7206-м (1698) году апреля 14-го дня при державе Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, no благословению Святейшаго Адриана, Патриарха Московскаго и всея России, по отпетии обычнаго молебнаго пения, начаша разбирати каменное ветхое строение и в том месте, идеже мощи Святаго Блаженнаго Максима, благоволением Божиим, отвалишася от стены камение, и видимо бысть всем великое то сокровище, многоцелебныя мощи Святаго БлаженнагоМаксима. Мая 13-го дня, no повелению Святейшаго Адриана Патриарха совершено бысть Святому Блаженному Максиму торжественное пение, и после всенощнаго пения, Преосвященный Тихон Митрополит Сарский и Подонский со Архимандриты и Игумны, со Иереи и Диаконы, облачившеся в священныя одежды, сташа окрест гробницы и начаша разбирати камение, и тогда содеяся дивное чудо: паки распадеся многое камение, еже над гробницею святаго, и молитвами Блаженнаго Максима никогоже повреди, и о сем чудеси прославиша Бога и Его Угодника Блаженнаго Максима; и подъяша ковчег со святыми мощами на рамена своя со святыми кресты и иконами, а Диакони с кадилы и со свещами; народи же тогда премножество стекошася видети и noклонишися мощам его, прославляюще Бога и Его Угодника».

Здесь необходимо пояснить, что храм в честь бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, ря­дом с ко­то­рым был по­гре­бен свя­той Мак­сим, сго­рел в 1568 го­ду. Но святые мощи Максима оставались под спудом. Благоговейные почитатели памяти святого построили над его могилой придел в честь святого Максима Исповедника.

В 1698 году благодаря московским жителям Максиму Верховитинову и Максиму Шаровникову старый Борисоглебский храм был разобран, а во время работы отвалился камень от стены и обнаружились святые мощи блаженного Максима. Они бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны в один из мос­ков­ских со­бо­ров, где и на­хо­ди­лись во все вре­мя по­строй­ки но­во­го хра­ма. По преданию, на время строительства нового храма в честь святого Максима его мощи хранились в Чудовом монастыре или в одном из кремлевских соборов. Это предание возникло от имеющейся интересной росписи храма, открытие мощей изображается на настенной иконе святого Максима, а также на иконе, находящейся на внешней северной стороне и на западной стене внутри храма, в перенесении их с крестным ходом через Спасские врата в Кремль. Новоустроенный храм, существующий и теперь в прежнем виде, был освящен в честь святого блаженнаго Максима Московского с приделом во имя преподобного Максима Исповедника. Хранившиеся до трехсот лет нетленно мощи блаженного Максима пребывали от­крыто только 39 лет — с 1698 до 1737 года. В 1737 году, а точнее 29 мая, во время великого Троицкого пожара, от которого погорела значительная часть всей Москвы, «Максимовская церковь вся без остатку выгорела, и рака с сению Чудо­творца Максима сгорела, точию на том месте, где оная рака со святыми мощами стояла, на каменном помосте мощи святых костей остались, которыя священник Иаков Григорьев при диаконе и церковнике, собрав в ящик замкнул, и поставил в алтаре. По учиненному Синодальной Канцелярии июня 6-го дня того же 1737 года определению, оныя святыя мощи заседающими тогда в Синодальной Канцелярии Преосвященным Вениамином Епископом Коломенским и Архимандриты, были осмотрены и описаны и по осмотре, в нарочито сделанный ящик те мощи Его Преосвященства руками были положены, и по замкнутии и запечатании синодаль­ною печатию для хранения отданы синодальному ризничему» (Указ Св. Синода от 30 апр. 1764 г.). Выгоревший Максимовский храм был обновлен и освящен 30 мая 1742 года, как значилось в надписи на новоустроенном иконостасе. А оконча­тельное определение о возвращении остатков от мощей Блаженнаго Максима со­стоялось 21 января 1768 года. В 1770 году, как записано в церковной описи, «была устроена для мощей Святаго Максима Блаженнаго новая рака резная, над нею сень на осми столпах резных, и над столпами балдахин резнаяж. Оное вышеописанное все червонным золотом вызлачено». В 1812 году «мощи Максима блаженнаго остались на своем месте под спудом, в прежнем виде. Амвон поднят, в теплой церкви престол опрокинут, в окнах рамы выгорели и колоды, также и крыша сго­рела и вся утварь церковная; кроме скрытых самых нужных вещей все разграб­лено» (Из показания свящ. Игнатия Иванова Архиеп. Августину). В 1876 году вместо обветшавшей деревянной устроена новая металлическая вызолоченная рака, в которую, по освящении ея, с подобающею честию был переложен кипарисовый ковчег с мощами блаженнаго Максима длиною более аршина, шириною до трех четвертей.

Означенный священник Иаков Григорьевич пожертвовал напрестольный серебряный вызолоченный крест с хранящимися в нем частицами святых мощей, и со следующей на нем надписью: «Сей святый и животворящий крест Господень построен тщанием Максимовския церкви Иерея Иакова Григорьева 1717 года ноября 5-го числа в память бывшаго ужаснаго великаго пожара сего году майя в 29-день в неделю Пятидесятницы в поминовение сгоревших в тот день родительницы его Ксении Фоминичны и noпадьи его Феклы Яковлевны и чад его сгоревших же младенцев Елизаветы, Иерофия, Иакова».

В свое время были зафиксированы два случая чудесной помощи святого Максима, эти случаи были сообщены непосредственно теми лицами, которые удостоились получить ее. Потомственный почетный гражданин Иван Алексеевич Смирнов неоднократно рассказывал со слезами умиления о чудесном исцелении его от болезни молитвами святого Максима. Этот рассказ можно найти в письме от 15 ноября 1848 года Митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию: «Староста церкви, в которой почивают мощи Максима Блаженнаго, усердно трудясь над возобновлением сего храма, занемог болезнию горла так, что терял надежду остаться в живых, и при мысли, что не увидит освящение храма, заплакал, лежа в постели. В сие время видит пред собою Блаженнаго Максима, который полагает на нем крестное знамение и говорит: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Больной сказал: аминь, хотел поцеловать руку праведнаго, но сей перестал быть видим. Вслед за сим открылся нарыв горла, вышел гной и староста с сугубленною ревностию праздновал обновление храма, бывшее 1-го октября 1848-го г.» (Письма Митрополита Филарета к Архимандриту Антонию).

А вот и второй случай помощи блаженного Максима: «В 1867-м году была в Максимовском храме Московская купеческая вдова, известная поставщица Высочайшему Двору одежды, имевшая свой дом и мастерскую в нем близ Казанской в Сущеве церкви, Белкина (имя не означено), чтобы отслушать молебное пение Блаженному Максиму и сообщила причту следующее: Явился ей во сне (времени не означено) благообразный старец и сказал ей: тебе угрожает большое несчастие; об избавлении от него прибегни с молитвою к Блаженному Максиму Московскому Чудотворцу. Она не знала, в каком храме находится рака мощей Блаженнаго Максима, и прибыла в соборный храм Василия Блаженнаго. Там она узнала, где почивают мощи Максима Блаженнаго. Прибывши в Максимовский храм, она попросила причт отслужить молебен Угоднику и усердно помолилась ему о заступлении. Назначенный день, в который, по предсказанию виденнаго ею во сне старца, должно постигнуть ее несчастие, прошел благополучно. Настала ночь; в доме ея все уже спали. Она одна не спала в ожидании несчастия. Около полуночи случился в ея доме пожар. Она немедленно всех разбудила; послала гонца в Сущевскую часть с известием о пожаре. Все имущество, по ея распоряжению, было из дома вытащено и сохранено. Скоро прибыл пожарный обоз, и пожар был прекращен в его начале. Убыток от него был незначительнейший. Так Блаженный Максим, святое тело котораго, до трех сот лет прибывавшее нетленным, Божиим попущением огонь не пощадил в великий Троицкий пожар, своим пред Богом ходатайством избавил от пожара означенную рабу Божию» (Из церковной летописи).

Тропарь, кондак и канон блаженному Максиму Московскому

Тропарь, глас 5

Нагото́ю теле́сною и теpпе́нием, обнажи́л еси́ вpа́жие кова́pство. Облича́я неподо́бное дея́ние, зе́лне стpаждущи со́лнечныи ваp, и ну́жныя вели́кия сту́дени. И мpа́за и огня́ нечу′яше, Бо́жиею по́мощию покpыва́емь, Макси́ме пpему́дpе. О ве́pно твоpя́щих па́мять твою́ че́стно, и усе́pдно пpитека́ющих к раце мощей твои́х, моли́ изба́витися от бед, и паде́ния избежа́ти.

Кондак, глас 2

Вы́шния красоты́ жела́я, ни́жния сла́дости, теле́сная нивочто́ же вмени́л еси́, нестяжа́нием су́етнаго ми́ра. А́нгельское житие́ проходя́ сконча́ся, Макси́ме блаже́нне. С ни́ми же Христа́ Бога моли́, непреста́нно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу →

Читать онлайн

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый. Иконы

Блаженный Максим Московский. Минея Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной АкадемииСвв. Блж. Василий и Максим Московские (фрагмент). Створка киота иконы. Русь. Последняя четверть XVI века. Из собора Покровского монастыря в Суздале«Боголюбская» с избранными святыми (в среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Икона (Складень трехстворчатый). Истома Савин. Москва. Конец XVI — начало XVII в. ГТГВарлаам пустынник, Евфросин Псковский, Максим Московский. Деталь походной церкви «Небесная сень». Тверская областная картинная галерея, 1588–1590 гг.Василий и Максим Блаженные у Московского Кремля. Клеймо иконы «Суббота всех святых, с избранными святыми на полях». Дом-музей П. Д. Корина, 1813 г.

Храмы во имя блаженного Максима Московского

В настоящее время существует, пожалуй, лишь один храм в честь святого Максима Московского, Христа ради юродивого. Этот храм находится в городе Москве, на улице Варварка, дом 4. Храм является памятником градостроительства и архитектуры, так как был построен в 1698 г., а в 1829 г. была достроена колокольня.

Интересна история самого храма. За свою многовековую историю храм претерпел не один пожар, но каждый раз был восстановлен и отстроен краше прежнего. Изначально на Варварке стоял деревянный храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1434 году возле этого храма был похоронен Христа ради юродивый Максим. В 1568 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте была построена новая каменная церковь, но уже в честь святого Максима Исповедника (небесного покровителя юродивого Максима Московского) и в память святого юродивого Максима, которого к тому времени канонизировали Церковью.

В 1698 году в Москве опять случился пожар, от которого пострадало много зданий столицы, в том числе и церковь в честь святого Максима Исповедника. И вновь храм восстановили. В течение года на деньги купцов Максима Шаровникова и Максима Верховитинова выстроили новый храм с главным престолом в честь святого Максима юродивого, Христа ради и приделом святого Максима Исповедника. В 1827-1829 гг. возвели новую двухъярусную колокольню.

Церковь Максима Исповедника на Варварке. Фотография Н.А. Найденова, 1882 г.

Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII—XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски.

В 1930-х годах храм был закрыт советской властью, обезглавлен и разорен. В 1965 – 1969 гг. реставрировался (арх. С. С. Подъяпольский). С 1970 года находился в ведении Всероссийского общества охраны природы.

После 1994 года храм передали верующим, в нем возобновились Богослужения и начался долгий процесс реставрации храма и церковной территории.

Современный вид храма святого блаженного Максима Московского, Христа ради, юродивого (РПЦ)

Материал подготовлен на основе книги: «Преподобный Максим Исповедник и святой блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский Чудотворец», изд. Московской Максимовской, на Варварке, церкви / М., 1894 г.

Анна Кондратова

Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый

Дни памяти: 13 августа, 11 ноября
Максим Московский, юродивый

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка.

Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не всё по шерсти, ино и напротив… За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличении страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую освятили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *