Батальона смерти

ТАТИЩЕВА

Графиня, решившая послужить Отечеству — но не умеющая сама обходиться без служанки. Она записывается в батальон вместе с девушкой-прислугой — так как сама не может ни форму себе ушить, ни вообще выполнять какую-либо физическую работу. Да, ее можно назвать неженкой — ведь она девушка из самых высших слоев общества. Но также — в силу воспитания и социального статуса — она обладает стальным чувством собственного достоинства. Поэтому в батальне сразу вызывает к себе неприязнь со стороны других девушек, большинство которых — из «простых». Татищева не позволяет повышать на себя голос — даже если ей приказывает командир батальона. За что, собственно, ее и выгоняют.

На фронт графиня Татищева не попадает — и, вероятно, это к лучшему и для нее, и для батальона — ведь неженка-гордячка, не умеющая подчиняться суровой воинской дисциплине, не умеющая смирить свою личную гордость ради общего дела, не смогла бы элементарно выжить в боевых условиях. Тем не менее, такая героиня вносит свою уникальную краску в общую палитру женских персонажей.

В роли Татищевой актриса М. Кожевникова

Мария Александровна Кожевникова

Актриса, государственный деятель. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, общественный деятель. Член Комитета Государственной Думы по культуре.

Росла в семье советского хоккеиста, двукратного олимпийского чемпиона, Александра Кожевникова. Мастер спорта по художественной гимнастике. Окончила РАТИ (ГИТИС).

«Батальонъ»: Пафосный. Истеричный. Халтурный

Наталия Эфендиева, 25 февраля 2015, 11:07 — REGNUM Имея на руках явный карт-бланш продюсеры Игорь Угольников («Брестская крепость»), Федор Бондарчук («Сталинград») и режиссер Дмитрий Месхиев («Свои») распорядились им своеобразно.

В советском кинематографе тема Первой Мировой войны находилась под запретом. Ярлык «империалистическая» этому тем более способствовал. А исторические катаклизмы (Октябрьская революция, Гражданская война и др.) задвинули воспоминания о грандиозных военных событиях далеко на периферию массового сознания. К тому же, героями войны 1914 года не могли не стать белогвардейцы, проходившие по разряду «враги Страны Советов».

В постсоветском кино Первой Мировой тоже не везло. Прежде снимать про нее возможности не было, позднее стало не до того — помешали очередные потрясения. Единственной попыткой ввести тему Первой Мировой войны в широкий обиход можно считать телесериал Владимира Хотиненко «Гибель империи», снятый 10 лет назад. Хотя сюжетов из истории этой войны наберется не на один десяток фильмов и сериалов, что подтверждают европейский и американский кинематограф. Так что, в отечественном кино авторы «Батальона» оказались первопроходцами.

Из сюжета про то, как в целях пропаганды тогдашние ловкие политтехнологи предложили собрать женский «батальон смерти» могла выйти мелодрама, психологическая драма, военный эпос. Даже историко-революционный жанр мог оказаться к месту. Однако же получился удивительный кинорассказ из небрежно и словно впопыхах нарезанных и смонтированных эпизодов, логически слабо связанных меж собой. Герои здесь появляются из ниоткуда и исчезают невесть куда, мотивировки поступков затянуты плотным туманом, характеры чаще намечены слабым пунктиром, без надежды на развитие. Сюжетные повороты неуклюжи и предсказуемы. Доброволицы весь фильм пламенеют от любви к Родине. И изредка — к конкретному мужчине. Правда, когда вспыхивают классовые противоречия (стычка в казарме девицы Дуськи с графиней Натальей Татищевой), это чувство на время улетучивается, но немного погодя баланс восстанавливается.

История Марии Бочкаревой, однажды названной «русской Жанной Д’Арк» — не просто любопытная, а совершенно захватывающая. По личному благословению Николая II была зачислена в армию, и в первом же бою спасла 50 солдат. Стала полным Георгиевским кавалером, получила сначала чин подпоручика, а затем и поручика — для русской армии событие немыслимое. В 1917 году, по предложению председателя Временного комитета Госдумы Михаила Родзянко, согласилась организовать новое воинское подразделение. Главковерх А.В. Брусилов и председатель Временного правительства А.Ф. Керенский сочли проект удачным и поддержали. 21 мая Бочкарева выступила в Мариинском дворце с призывом к женщинам России, увлеклась и объявила, что батальон отправится на настоящую войну. Эта предыстория, несомненно важная для понимания происходящего на экране, почему-то деликатно опускается. Авторы ограничиваются лишь военными наградами, живописно разложенными на груди героини и парой не слишком артикулированных реплик о ее прошлых заслугах.

В «Батальоне» все настроены на подвиг и ничего кроме подвига. Полковник Татищев лично привозит единственную дочь в казарму к Бочкаревой. Малодушничают единицы, да и то на пункте записи, когда девиц принимаются стричь под ноль. Прошедшие естественный отбор доброволицы укрепляются в готовности к самопожертвованию, даже без всякой на то надобности. Мужчины предпочитают бездействовать: обсуждают планы очередной рекогносцировки или передислокации, либо по привычке митингуют, либо тоскливо смотрят в окошко деревенской избы. Казалось бы, на экране разворачивается сильная, пронзительная история о женщинах на войне, где смерти и сражения обретают конкретную форму. Однако из собранных слагаемых желанная сумма не получилась. А получился фильм в духе советского кино конца 1940-х — начала 1950-х. Здесь все понятно и разложено по полочкам: война равно подвиг, немцы — шпионы и растлители русской армии, женщины готовы на жертвы и подвиги во имя Родины, офицеры и солдаты — безвольная масса, большевики — сплошь дезертиры и подстрекатели, а в центре — народная героиня Мария Бочкарева. Пафос здесь преобладает и заменяет практически всё, включая возможные сюжетные коллизии и конфликты. Героев же лишают даже минимальной склонности к саморефлексии и сомнениям. Главное — победа, какой ценой — не важно.

Не удается этой истории выразительно и убедительно сыграть еще, возможно, и потому, что в нашем кинематографе так и не родился миф о Первой Мировой. В то время как в европейской и американской культуре он начал формироваться в 1920-е годы и даже раньше. Единственный миф нашего кино, сложный и многомерный, сумевший пережить потрясения последней четверти лет — о Великой Отечественной войне. Однако при просмотре «Батальона» зрительская кинопамять в нужные моменты не включается. Оттого приемы сценариста и режиссера с продюсерами остаются ничем не прикрытыми. Вот и приходится нагонять пафоса. Хотя вместо него достаточно было бы представить внятные психологические мотивировки и большую точность в исторических фактах. Тогда не будут вызывать оторопь, к примеру, финальные эпизоды, в которых на выручку батальону в едином порыве бегут офицер Генштаба, слабовольный полковник и солдаты, всю дорогу морально разлагавшиеся под воздействием немецких шнапса с колбасой и безжизненных большевистских речей.

Когда сходятся продюсерские и режиссерские силы, что представлены в титрах «Батальона», зрители вправе ожидать качественный коммерческий кинопродукт. Тема для фильма выбрана не только идейно верная, но и, будем справедливы, совершенно в нашем кино незаезженная. Поразительно то, что авторы «Батальона» никак не пытаются переосмыслить миф о войне. Здесь проговаривается примитивная мысль: «война — бесконечный подвиг, на ее алтарь дОлжно бросать жизни всех без исключения». О том, что и эта схватка между государствами была чудовищной трагедией, бессмысленной бойней, уничтожившей и сломавшей сотни тысяч судеб, вновь предпочитают не говорить. И по-настоящему перехватывает дыхание лишь однажды. Незадолго до титров пускают сохранившуюся военную хронику с теми самыми доброволицами, которые погибли кто на фронте, кто в тылу, но так и не сумели воодушевить мужчин на подвиги, доблести и славу.

Батальонъ

Сюжет фильма Батальонъ берет начало в 1914 году, когда на крошащуюся от Первой мировой войны Российскую империю давит революционное безвременье. Керенский, который уповает на силы русской армии, ждет радостных вестей с фронта, однако ответом ему служат ли шатание и разброд. И фоне неумолимой деградации армии, в Петербурге формируется женский батальон, командиром которого выступает Мария Бочкарева.

Зрители, которые начали смотреть онлайн Батальонъ, наблюдают за тем, как в ускоренном режиме происходит обучение женщин и девушек из различных сословий и разных возрастов. Этих хрупких героинь отправляют в самое пекло сражений России с Германией…

Стоит сказать, что создатели картины Батальонъ были правы, утверждая, что для современной молодежи события Первой мировой стали не просто мифами, а белым пятном в исторической хронологии. Поэтому снимать фильмы об этом периоде можно и нужно. Но вот с какого направления начинать съемки — вопрос, на который невозможно ответить однозначно, однако авторам кинокартины удалось сделать правильный выбор. Федор Бондарчук, выступивший продюсером ленты, отдал предпочтение драматической истории о войне и женщине. Зрители, которые продолжают смотреть онлайн в качестве Батальонъ, должны также знать и то, что эта лента была добавлена в программу обязательного школьного образования.

Картина состоит из более чем пятисот кадров, которые приправлены компьютерной графикой для еще большей зрелищности. Отдельно стоит отметить работу очаровательной Марии Ароновой, которая сыграла «комбатшу-маманю» Бочкареву. И пусть временами кажется, что она перегибает палку, однако убедительность ее игры и необычайная для ее амплуа серьезная роль говорят сами за себя.

Зрителя ожидает множество драматических и боевых сцен. Здесь и нелепые смерти, и газовая атака, и даже штыковой бой — вы получите от просмотра этой постановки максимум удовольствия. Ну а особой изюминкой фильма стал, конечно же, отряд потрясающих актрис, игре которых просто невозможно не верить, поэтому смотреть ленту вы будете с замиранием сердца.

Батальон 16+

О фильме

1999 год. Югославия находится на пике распада. В регионе — война, голод, разруха и мародерство. Албанское население хочет навсегда избавиться от сербов, с которыми до этого жили бок о бок. Аэропорт Приштина — важный стратегический объект, и если его займет Армия освобождения Косово во главе с Брахимом, то местные албанцы устроят настоящий геноцид сербского народа.
На объект отправляют группу спецназовцев ГРУ. Их задача — не допустить передачу оружия косовским боевикам и не дать захватить аэропорт. Ситуация осложняется тем, что воздушное пространство закрыто, оружия нет, а до ближайшего батальона почти 10 часов ходьбы. Помочь им может только разведчик Андрей, ранее внедренный в армию Косово. Но в это время цыгане похищают его возлюбленную Венеру — дочь Брахима, и выполнение поставленной задачи срывается. Теперь ему необходимо принять сложное решение — выбрать между долгом перед Родиной и защитой чести любимой девушки.
Режиссер: Алексей Быстрицкий.
В ролях: Дмитрий Ульянов, Максим Щёголев, Александр Бухаров, Михаил Бабичев, Полина Ястребова, Пьер Бурель и др.
Производство: Россия, 2018 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *