Содержание
- Святой мученик Авраамий Болгарский: история, чем помогает, икона и молитва
- Кто этот человек?
- Чем он занимался при жизни?
- Всегда ли он был христианином?
- Что отличало этого человека?
- Чем он занимался впоследствии?
- Как умер этот человек?
- Когда его начали почитать?
- В чем помогает этот святой?
- Когда святого вспоминает церковь?
- Есть ли особые иконы?
- Как молиться об обретении благосостояния?
- Как просить о даровании здоровья?
- Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский
- АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ
- Почитание
- Литература
- Использованные материалы
Святой мученик Авраамий Болгарский: история, чем помогает, икона и молитва
В православии не так уж мало святых мучеников и чудотворцев, почитаемых верующими и самой церковью. О жизни и деяниях одних известно многое, об обстоятельствах, при которых выросли и пришли к принятию христианства другие – чрезвычайно мало.
Одним из таких святых, об обстоятельствах жизни которого известно не слишком много, является Авраамий Болгарский. Отзывы же о чудесном разрешении жизненных проблем после молитвы у его иконы побуждают многих людей к паломничеству к мощам.
Кто этот человек?
О детстве и отрочестве святого сохранилось чрезвычайно мало информации. Все, что о нем известно, почерпнуто из Лаврентьевской летописи, названной в честь одного из составивших ее монахов. Она датируется приблизительно XIV столетием и в настоящее время хранится в одной из библиотек Санкт-Петербурга.
Авраамий Болгарский – чудотворец и святой русской православной церкви, согласно этой летописи, славянином не был. Летописец описывает этого человека как говорившего на другом, не русском языке. Предположительно, святой являлся булгарином. Как иначе называют этот народ – волжские или же камские болгары. Это этнические предки башкир, чувашей, татар и других народов.
Место же и дата смерти святого известны доподлинно. Этот человек скончался в начале XIII столетия, первого апреля. Случилось это в 1229 году в городке Болгар, то есть на территории Волжской Булгарии.
Чем он занимался при жизни?
Св. Авраамий Болгарский, согласно летописи, был человеком весьма состоятельным, даже богатым. Занимался торговлей, то есть являлся купцом. Судя по упоминанию в летописи о том, что торговал Авраамий практически по всему Поволжью, дела у него явно шли хорошо.
Торговлю он вел с представителями русского купечества. Предположительно, именно благодаря таким деловым связям и отношениям будущий святой не только выучил русский язык, но и заинтересовался христианским мировоззрением.
Всегда ли он был христианином?
Авраамий Болгарский воспитывался не в христианской традиции. Предположительно, этот человек вырос внутри исламской культуры. Вероятно, что под влиянием общения с представителями русского купечества будущий святой не только узнал об основных постулатах христианства, но и принял его.
Разумеется, говоря о влиянии православного купечества на мировоззрение будущего святого, не стоит понимать его как давление. Торговцы всех народностей, в том числе и русские купцы, во все времена отличались толерантностью и спокойно вели дела с иноверцами. Скорее всего, мировоззрение христиан было ближе душевному состоянию и отвечало личностным качествам будущего святого, чем вероисповедание, в рамках которого он вырос.
Что отличало этого человека?
Авраамий Болгарский не был похож своих единоземцев. Согласно летописи, был он преисполнен сострадания и отличался кротостью нрава. Милосердие будущего святого к другим людям не ограничивалось добрыми словами или же молитвой за них. Как бы сказали наши современники, Авраамий активно занимался благотворительностью. Этот человек поддерживал тех, кому в жизни повезло меньше, чем ему, не только добрыми словами, но еще и делами.
Исходя из этого становится ясно, по каким внутренним причинам будущий святой потянулся душевно к христианству. Милосердие, забота о ближних, помощь неимущим и сердечная доброта являются неотъемлемыми составляющими христианского мировоззрения, впрочем, как и многое другое.
Чем он занимался впоследствии?
О том, как жил Авраамий Болгарский после принятия христианства, тоже доподлинно известно не особо много. Этот человек не оставил своих занятий и по-прежнему вел успешную торговлю по всему Поволжью. Однако после таинства крещения Авраамий не только занимался делами, то есть торговал, но и вел активную миссионерскую работу, проповедовал, рассказывал об Иисусе и христианстве в целом.
Когда именно будущего святого коснулась благодать божия и он принял крещение, доподлинно неизвестно. Однако свое имя Авраамий этот человек получил как раз после принятия христианской веры. К сожалению, имя, которым будущий святой был наречен при рождении, не упоминается в летописных источниках.
Как умер этот человек?
Продолжая заниматься торговыми делами после принятия святого крещения, Авраамий Болгарский, разумеется, неоднократно бывал и дома, а не только находился в разъездах. Конечно же, как и любой состоятельный человек, он владел землей, был хозяином имения.
О смерти будущего святого известно гораздо больше, чем о его жизни. И дело вовсе не в том, что Авраамий принял мученическую кончину. Свидетелями его гибели и всего того, что ей предшествовало, были купцы, торговцы из Мурома. Именно муромцы выкупили тело будущего святого и погребли его согласно христианскому обычаю.
Погиб будущий святой в Великих Булгарах. В те времена этот город был столицей, и в нем проводились крупные торговые ярмарки – «ага-базары». Туда съезжались занимающиеся торговлей люди отовсюду, представляя свой товар и занимаясь, как бы сказали сейчас, заключением сделок.
Разумеется, будущий святой, активно проповедовавший идеи христианства и занимавшийся миссионерскими делами, не мог упустить возможности рассказать о Господе, ведь базар собрал большое количество самых разных людей. Более того, Авраамий не считал, что следует чего-либо опасаться, ведь он находился на родной земле.
Выступая перед толпой народа с проповедью, будущий святой Авраамий Болгарский столкнулся не только с непониманием со стороны своих соотечественников, но и с неприятием, а также с откровенной агрессией. Испокон веков люди пытались изменить мировоззрение своих ближних, которое не соответствовало их собственным взглядам, ощущениям или же убеждением. Жертвой этого типа поведения и стал будущий святой.
Сначала его, конечно же, уговаривали. Разумеется, целью уговоров было отречение от Господа, возвращение к вероисповеданию, в рамках которого рос и воспитывался Авраамий. Но, столкнувшись с твердостью веры, а вполне возможно, что и с новой, уже более приватной проповедью, люди ему стали угрожать. Угрозы эти, согласно свидетельствам муромских торговцев, не относились к здоровью и жизни будущего святого. У него обещали изъять имущество, забрать землю и дом.
Угрозы не возымели действия, более того, будущий мученик Авраамий Болгарский, вероятно, находясь в пылу чувств, опрометчиво заявил, что не только имущества, но и собственной жизни не пожалеет за веру в Господа. Скорее всего, такое заявление стало своеобразным катализатором, толчком для выплескивания агрессии. Святого начали бить. Били его так, что на теле не осталось ни одного участка без повреждений, даже все кости были сломаны.
Невзирая на такие серьезные травмы, в теле святого жизнь осталась. Тогда мучители, став бить своего единоземца, швырнули его, истекающего кровью, в тюремный застенок. Но и оказавшись на пороге гибели, страдая телесно нестерпимо, Авраамий не отрекся от Господа. В те мгновения, когда будущий святой находился в сознании, он славил имя Христово и увещевал стражников принять истинную веру, проповедуя им.
Разумеется, подобная стойкость не вызвала понимания у мучителей. В первый день апреля Авраамия вывезли за город, к старому колодцу, и казнили. Казнь была тоже непростой. Мученику постепенно отсекали конечности – начали с кистей, потом подошла очередь предплечий. Таким образом его лишили рук, а затем и ног. Но даже утопая в собственной крови, Авраамий славил имя Господа и умолял его простить палачей. Устав от издевательств, мучители отсекли будущему святому голову.
Похоронили мученика муромские торговцы, бывшие свидетелями как неудачной проповеди на базарной площади, так и мучительной казни. Погребен Авраамий был на специальном погосте для местных христиан, и вскоре возле его могилы начали твориться чудеса, слухи о которых быстро распространились не только по Булгарии, но и по русским княжествам.
Когда его начали почитать?
Когда именно началось почитание этого святого, сказать невозможно. Вероятно, в течение первого же года, как только были замечены происходившие близ могилы чудеса.
На момент гибели мученика булгары воевали с русскими княжествами. Война эта была достаточно вялой и длилась целых шесть лет. Практически боевых действий и не было, случались отдельные «показательные» сражения и множество местных мелких стычек, заканчивавшихся грабежами.
На княжении во Владимире в 1230 году был Георгий Всеволодович. Именно к нему прибыло посольство из Поволжья с просьбой о заключении мира. Князь согласился, но взамен потребовал перенесения с земель «нечестивцев» мощей христианского мученика. Они были перенесены во Владимир, в один из монастырей. Вероятно, этот перенос и можно считать началом почитания святого православной церковью, хотя в то время храм Авраамия Болгарского или хотя бы часовня не были построены. Но мощи уже в тринадцатом столетии почитались как чудотворящие.
В чем помогает этот святой?
К нему верующие обращаются с различными просьбами. Разумеется, есть и определенные традиции, столетиями сложившиеся убеждения, относящиеся к тому, каким мольбам внемлет Авраамий Болгарский. В чем помогает этот святой? Конечно же, в первую очередь, в ведении торговых дел.
Купечество считало мученика своим покровителем еще до нашествия монголо-татарских орд, и до сих пор среди набожных бизнесменов принято молиться перед заключением каких-либо сделок или закупкой товаров этому святому. То есть Авраамий покровительствует предпринимателям, людям, имеющим любое отношение к торговле – владельцам магазинов, продавцам, администраторам.
Однако на этом благая сила святого не исчерпывается. Испокон веков повелось молить его о помощи, будучи в бедственном состоянии. Святой помогает поправить материальные дела, обрести благополучие, собственный кров и стабильный достаток.
Кроме этого, к образу Авраамия идут с мольбами об исцелении больных детей, даровании им успехов в обучении и жизненных сил. В архивах православной церкви сохранились письменные свидетельства о чудесных исцелениях как во время поклонения мощам, так и при молитве перед образом святого мученика.
Когда святого вспоминает церковь?
Акафист Авраамию Болгарскому служится в день его кончины, то есть первого апреля. В чтениях упоминается его краткое житие, рассказывается о мученичестве и подвиге во имя Господа.
Особое внимание этому святому уделяют в храмах Владимира, Казани и городка Болгар, только в 90-е годы прошлого века переставшего быть селом. Он находится на месте древней поволжской столицы, в которой и принял свою мученическую серть святой. Также считается, что древний город Булгары — не только место кончины Авраамия, но еще и его родная земля.
Помимо того, что в первый день апреля читается акафист Авраамию Болгарскому, в храмах Казани, Владимира и Болгара святой чтится всю последующую неделю.
Есть ли особые иконы?
Чудотворным образом, к которому на поклон шли верующие со всех уголков Руси, являлась икона, содержащая вкрапление мощей святого.
У этого образа непростая судьба. В день, когда в селении на месте древних Булгар открыл для прихожан свои двери храм святого Авраамия Болгарского, икону с мощами ему подарил Феогност, епископ Владимира. Случилось это событие в далеком 1878 году.
Впоследствии, в 1892 году, служители храма из Булгар обратились к высшему духовенству с прошением перенести из Владимира старинную раку из дерева, для того чтобы достойно представить верующим чудотворный образ. Прошение было удовлетворено, и начиная с мая того же года икона находилась в постоянном доступе для поклонения в раке.
Однако когда создавался образ, как в нем оказались мощи – неизвестно. Единственное, что об этой иконе известно, так это то, что она была необычайно стара, но краски сияли словно новые.
К сожалению, в послереволюционные годы чудотворная икона была утеряна. Судьба ее неизвестна до сих пор.
Как молиться об обретении благосостояния?
Молиться святому покровителю занимающихся торговыми делами людей нужно искренне и с чистыми помыслами. Он не покровительствует жажде наживы. Сам он при жизни тратил доходы на благие дела, поддерживал неимущих и помогал встать на ноги всем, кому это требовалось.
Соответственно, и молиться ему следует с благими намерениями, а не с желанием просто нажиться, разбогатеть:
«Мученик святой, Авраамий! Обращаюсь к тебе за помощью и в надежде на твое покровительство в делах моих и заботах мирских. Не оставь, святой, мольбу мою, услышь и даруй благоденствие дому моему, достаток и успех в начинаниях. Не стяжательства ради и без скаредности в сердце, с помыслами открытыми и благими целями прошу помощи твоей. Благослови и сбереги, защити и помоги, святой Авраамий. Аминь».
Как просить о даровании здоровья?
Молиться об исцелении нужно, веря в собственные слова. Не святые мощи творят чудеса, и не сказанные слова, а вера человека в силу Господа.
«Авраамий, святой мученик Господень! Молю тебя избавить от скорбей и болей дитя мое (имя). Молю даровать здравие и радости, коими преисполнены дети. Не оставь, святой, в час бедствия, испытаний лихих. Помоги осилить ношу непосильную, одолеть хворь злую. Заступись за нас пред Господом, умоли ниспослать здоровье. Аминь».
Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский
Кондак 1
Избра́нный страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче преди́вный, во страда́нии твое́м вене́ц прие́мый от руки́ Вседержи́теля и со а́нгелы предстоя́й Его́ престо́лу, пе́сньми восхваля́ем тя любо́вию и мо́лим ти ся, моли́твами твои́ми от вся́ких бед и скорбе́й свобожда́й нас, тебе́ зову́щих:
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Икос 1
А́нгелов сожи́тель и челове́ков засту́пник вои́стину яви́лся еси́, му́чениче достохва́льне, благоволе́нием всех Творца́ Христа́ Бо́га, Его́же возлюби́л еси́ и за Него́ же пострада́л еси́ да́же до кро́ве во испове́дании непоколеби́мем. Те́мже приими́ от нас сия́ хвале́ния:
Ра́дуйся, звездо́ пресве́тлая благоче́стия; ра́дуйся, свети́ло, во тме нече́стия пресла́вно возсия́вшее.
Ра́дуйся, злове́рия магоме́това обличи́телю;
Ра́дуйся, ве́ры христиа́нския небоя́зненный пропове́дниче.
Ра́дуйся, Ева́нгельскаго уче́ния до́брый послу́шателю;
Ра́дуйся, зако́на Госпо́дня те́плейший храни́телю.
Ра́дуйся, ку́плю вре́менную премени́вый на стяжа́ние ве́чное небе́сное;
Ра́дуйся, ве́ры Христо́вы би́сер многоце́нен стяжа́вый.
Ра́дуйся, Христо́вым уче́нием ду́шу твою́ просвети́вый;
Ра́дуйся, удосто́ивыйся благода́тнаго осене́ния свы́ше.
Ра́дуйся, яви́выйся доброде́телей жили́ще, преукра́шенное чистото́ю;
Ра́дуйся, Ду́ха Свята́го оби́тель прекра́сная.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 2
Ви́дя Христо́с Госпо́дь ду́шу твою́, ко прия́тию се́мени сло́ва Бо́жия чистото́ю и ми́лостынею предугото́ванную, све́том позна́ния Своего́ просвети́ тя, блаже́нне, я́ко Корни́лия со́тника дре́вле, та́ко и твоя́ доброде́тели преждебы́вшия помяну́в любоблагоутро́бно, спаса́емых ча́сти сотвори́ тя о́бщника в Небе́снем Ца́рствии, иде́же со а́нгелы пое́ши Пресвяте́й Тро́ице песнь: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум богопросвеще́нный дарова́ся тебе́, Авраа́мие, и́мже я́сно проразуме́л еси́ тщету́ душепа́губную злове́рия магоме́това, и о́наго уклони́тися, Христа́ же взыска́ти потща́лся еси́ вседу́шно; те́мже взыва́ем ти:
Ра́дуйся, блаже́нный после́дователю Христо́в;
Ра́дуйся, люби́телю за́поведей Его́ преи́скренний.
Ра́дуйся, кри́не благоуха́нный рая́ превы́шняго;
Ра́дуйся, цве́те прекра́сный вертогра́да Иису́сова.
Ра́дуйся, бога́тство земно́е нивочто́же вмени́вый;
Ра́дуйся, стяжа́ния тле́нная презре́вый.
Ра́дуйся, ни́щия удовли́вый;
Ра́дуйся, рука́ми убо́гих сокро́вища твоя́ горе́ предпосла́вый.
Ра́дуйся, я́ко не уклони́лся еси́ в сеть лихоима́ния;
Ра́дуйся, я́ко неулови́м пребы́л еси́ мре́жею сребролю́бия.
Ра́дуйся, му́дрый купе́ц Ца́рствия Небе́снаго;
Ра́дуйся, ве́рный ра́бе, да́нный тебе́ мнас усугуби́вый.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 3
Си́ла Вы́шняго укрепи́ тя на по́двиг страда́льческий, мучениче святы́й Авраа́мие; не терпя́ бо ви́дети па́губу душ челове́ческих, ре́вностию разже́глся еси́ по Бо́зе жи́ве, и став посреде́ то́ржища, небоя́зненно обличи́л еси́ магоме́тову пре́лесть, поуча́я собра́тий твои́х благоче́стно ве́ровати во Христа́, за Него́ же и страда́ти не уклони́лся еси́, зовы́й: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́я злове́рием потемне́нныя ду́ши, не восхоте́ша бо́лгаре прини́кнути в ра́зум слове́с твои́х боже́ственных, но ру́це уби́йственныя на тя возложи́вше, бие́нием лю́тым содробля́ху твоя́ соста́вы. Мы же, ублажа́я страда́ния твоя́, глаго́лем:
Ра́дуйся, Христа́ вседу́шно возлюби́вый;
Ра́дуйся, любо́вь к Нему́ я́звами, за Него́ подъя́тыми, яви́вый.
Ра́дуйся, апо́столом поревнова́вый;
Ра́дуйся, орга́н Свята́го Ду́ха бы́вый.
Ра́дуйся, благове́стия Ева́нгельскаго уста́ благоглаго́ливая;
Ра́дуйся, словеса́ жи́зни ве́чныя провеща́яй.
Ра́дуйся, бие́ние лю́тое за пресла́дкаго ти Иису́са сла́дце претерпе́вый;
Ра́дуйся, поруга́ние и досажде́ние за Него́ благоду́шно восприя́вый.
Ра́дуйся, я́ко во испове́дании Христо́ве непоколеби́м пребы́л еси́;
Ра́дуйся, я́ко ласка́нми и прельще́нми непрекло́нен яви́лся еси́.
Ра́дуйся, страстоте́рпче, в му́жестве неодоле́нный;
Ра́дуйся, добропобе́дниче, в терпе́нии непрело́жный.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 4
Бу́рею зло́бы ды́шуще, нечести́вии бо́лгаре терза́ху тя, я́ко а́гнца незло́бива зве́рие ди́вии, покуша́яся му́ками отврати́ти тя от Христа́ ко своему́ нече́стию; но ничто́же успе́ша потемне́ннии, си́лою бо свы́ше укрепля́емь, посрами́л еси́ о́ных ухищре́ние, посреде́ муче́ний немо́лчно испове́дуя Христа́, еди́наго Творца́ и Бо́га, и вопия́ Ему́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шав увеща́тельныя твоя́ глаго́лы, мучи́телие твои́, а́спидом глухи́м уподо́бльшеся, сугу́быми ра́нами уязвля́ху те́ло твое́ многотерпели́вое, Авраа́мие свя́те, я́ко не бы́ти на нем ме́ста це́ла и неуя́звлена. Дивя́шеся у́бо вели́честву терпе́ния твоего́, зове́м ти:
Ра́дуйся, учи́телю благоче́стия;
Ра́дуйся, посрами́телю нече́стия.
Ра́дуйся, ра́нами, я́ко у́тварьми многоце́нными украше́нный;
Ра́дуйся, кро́вию твое́ю, я́ко багряни́цею, оде́янный.
Ра́дуйся, всесожже́ние ту́чное себе́ Христу́ прине́сший;
Ра́дуйся, за прелюбе́знаго ти Иису́са ду́шу положи́вый.
Ра́дуйся, страда́нием сочета́выйся Христу́, ра́ди на́шего спасе́ния распя́тому;
Ра́дуйся, ликовству́яй в черто́зе небе́снаго Домовлады́ки.
Ра́дуйся, у престо́ла Бо́жия предстоя́й с го́рними си́лами;
Ра́дуйся, открове́нным лице́м созерца́яй сла́ву трисия́ннаго Божества́.
Ра́дуйся, от ра́йских высо́т приника́яй благосе́рдием твои́м к нам земноро́дным;
Ра́дуйся, спаса́яй от бед ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 5
Богому́дрым пропове́дником апо́столом, за и́мя Христо́во ра́ны ра́достно прие́мшим, подража́л еси́ во страда́нии твое́м, Авраа́мие, вопия́ сопроти́в му́чащих тя: Христа́ чту, Его́ еди́наго люблю́ и умре́ти за Него́ преи́скренне жела́ю, да и с Ним жи́ву во ве́ки, зовы́й: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́девше тя, злочести́вии мучи́телие бо́лгаре, непрекло́нна и непобеди́ма испове́дника Христо́ва, пе́рвее ру́це и но́зе твои́ отсеко́ша, та́же и главу́ твою́ честну́ю мече́м отъя́ша, и та́ко до́блестно тече́ние твое́ сконча́в, преше́л еси́ к оби́телем небе́сным, от нас же земны́х слы́шиши похвалы́ сия́:
Ра́дуйся, испове́дниче Христо́в непобеди́мый;
Ра́дуйся, адама́нте терпе́ния крепча́йший.
Ра́дуйся, но́вый му́чениче, дре́вним вели́ким му́чеником равноче́стне;
Ра́дуйся, пресла́вный венцено́сче, горе́ увенча́нный.
Ра́дуйся, чудотворе́ния благода́тию от Го́спода обогаще́нный;
Ра́дуйся, целе́б пода́телю всеблаги́й.
Ра́дуйся, во благоуха́нии святы́ни почива́яй;
Ра́дуйся, арома́ты ра́йскими облагоуха́яй ду́ши ве́рных.
Ра́дуйся, исто́чниче даро́в многоразли́чных;
Ра́дуйся, реко́ приснотеку́щая чуде́с.
Ра́дуйся, милосе́рдия к стра́ждущим сокро́вище неистощи́мое;
Ра́дуйся, боля́щих врачевство́ неоску́дное.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 6
Пропове́стся в стране́ Росси́йстей до́блесть по́двига твоего́ страда́льческаго, мучениче всехва́льный; те́мже слы́шав твою́ кончи́ну сла́вную и чудотворе́ний твои́х благода́ть, благове́рный вели́кий князь Гео́ргий восхоте́ стяжа́ти тя засту́пника сто́льному гра́ду своему́ Влади́миру, в онь же мо́щи твоя́ от бо́лгар принести́ потща́ся, зовы́й венча́ющему му́ченики Христу́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́л еси́ пресла́вно чудотворе́ния луча́ми, по пренесе́нии моще́й твои́х честны́х, Авраа́мие свя́те, во град Влади́мир, и́же о́ными све́тло красу́ется, я́ко сокро́вищем многоце́нным; мы же, чту́щии тя, ра́ку твою́ многоцеле́бную любе́зне обстоя́ще, зове́м ти:
Ра́дуйся, гра́да на́шего похвало́ и утвержде́ние;
Ра́дуйся, оби́тели Богома́терния, в нейже почива́еши, при́сное заступле́ние.
Ра́дуйся, подвиза́ющимся в ней благода́тное вспоможе́ние;
Ра́дуйся, о́ных покро́ве и защище́ние.
Ра́дуйся, неду́гующих ско́ро предста́тельный целе́бниче;
Ра́дуйся, уныва́ющих благонаде́жное возбужде́ние.
Ра́дуйся, скорбя́щих всежела́тельное утеше́ние;
Ра́дуйся, ни́щих изоби́льное бога́тство.
Ра́дуйся, боля́щих младе́нцев исцеле́ние;
Ра́дуйся, изнемога́ющих укрепле́ние.
Ра́дуйся, ревну́ющих о благоче́стии помо́щниче;
Ра́дуйся, пребыва́ющих в посте́ и моли́тве споспе́шниче.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 7
Хотя́ человеколю́бец Госпо́дь яви́ти щедро́т Свои́х оби́лие стране́ Росси́йстей, дарова́ нам тебе́ страстоте́рпца но́ваго и моли́твенника богоприя́тнаго, чуде́с благода́ть источа́юща и неду́жных безме́здно врачу́юща; те́мже благодари́м тобо́ю благоде́ющаго нам Го́спода и све́тло пра́зднуем честны́х моще́й твои́х пренесе́ние, к ним с любо́вию припа́дающе и Христу́ зову́ще: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́ваго тя му́ченика и до́бляго страда́льца, Христо́ва испове́дника и чудотво́рца сла́внаго, любо́вию ублажа́ем, и ра́дующеся о твое́м к нам прише́ствии, глаго́лем:
Ра́дуйся, денни́це лучеза́рная, от бо́лгар во Влади́мир град прите́кшая; ра́дуйся, лучу́ немерца́ющий со́лнца пра́вды Христа́.
Ра́дуйся, уго́дниче Госпо́день, преди́вный в чудесе́х;
Ра́дуйся, пра́ведниче, просла́вленный на небеси́ и на земли́.
Ра́дуйся, нетле́нием моще́й твои́х в и́стине воскресе́ния ме́ртвых уверя́яй;
Ра́дуйся, о́браз безсме́ртия в сме́ртнем телеси́ показу́яй.
Ра́дуйся, я́ко тебе́ дана́ бысть благода́ть за ны молитися и возбужда́ти нас ко благи́м дело́м;
Ра́дуйся, я́ко и по преставле́нии твое́м благодея́ние тре́бующим подава́еши.
Ра́дуйся, от смертоно́сных язв и боле́зней притека́ющих к тебе́ сохраня́яй;
Ра́дуйся, бе́дствующим и оби́димым помога́яй.
Ра́дуйся, боголюби́вых душ непосты́дное упова́ние;
Ра́дуйся, лю́бящих тя при́сное утеше́ние.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 8
Стра́нно есть ви́дети ме́ртвенное те́ло, жизнь присносу́щную явля́ющее, во гро́бе лежа́щее и неду́ги врачу́ющее; но, му́чениче Христо́в Авраа́мие, моща́ми твои́ми святы́ми в хра́ме сем почива́яй, ве́руем несомне́нно, я́ко и ду́хом твои́м не отлуча́ешися от нас недосто́йных, честну́ю ра́ку твою́ с любо́вию обстоя́щих и Христу́ благода́рне зову́щих: Аллилу́иа.
Икос 8
Весь в вы́шних еси́, свя́тче Бо́жий, во све́тлости святы́х торжеству́еши и наслажда́ешися неизрече́нных благ небе́сных; ве́мы же, я́ко и нас земны́х и пе́рстных не забыва́еши, но от го́рних высо́т ми́лостивно к нам приника́еши, подвиза́я нас че́ствовати тя си́ми похвала́ми:
Ра́дуйся, благоче́стия утвержде́ние;
Ра́дуйся, правосла́вия похвало́.
Ра́дуйся, земли́ Росси́йския благода́тное осене́ние;
Ра́дуйся, гра́да Влади́мира све́тлое ра́дование.
Ра́дуйся, многострада́льная розго́ виногра́да Христо́ва;
Ра́дуйся, граждани́не го́рняго гра́да, Иерусали́ма Небе́снаго.
Ра́дуйся, в пресла́вном му́ченическом ли́ке пребыва́яй;
Ра́дуйся, рая́ жи́телю всеблаже́нный.
Ра́дуйся, Ца́рствия Христо́ва насле́дниче;
Ра́дуйся, ве́чныя блаже́нныя жи́зни соприча́стниче.
Ра́дуйся, прибе́жище на́ше и защище́ние;
Ра́дуйся, ско́рое и безме́здное неду́гов врачева́ние.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 9
Вси А́нгели Небе́снии восприя́ша тя ра́достно во оби́тели ра́йския, страда́льче богому́дре Авраа́мие, иде́же свята́я твоя́ душа́, огне́м страда́ния искуше́нная, по́честь побе́дную восприя́т от Христа́ Бо́га на́шего, праведнаго мздовоздая́теля подвиза́ющихся за и́мя Его́ свято́е на земли́; прославля́я бо их на Небеси́, с Го́рними во́и у Престо́ла Своего́ предстоя́ния сподобля́ет, иде́же пое́тся Ему́ немо́лчная песнь: Аллилу́иа.
Икос 9
Вити́йством злочести́вым и прельще́нием лука́вым неуловле́н пребы́л еси́, страстоте́рпче, изво́ливый па́че умре́ти, не́же Христа́ и ве́ры в Него́ святы́я отрещи́ся, те́мже, я́ко до́бляго испове́дника Христо́ва, ублажа́ем тя и зове́м:
Ра́дуйся, пречу́дное му́жество яви́вый;
Ра́дуйся, я́ко просвеще́н был еси́ заре́ю Пресвята́го Ду́ха.
Ра́дуйся, я́ко страх малоду́шный от себе́ отря́сл еси́;
Ра́дуйся, я́ко щито́м ве́ры огради́лся еси́.
Ра́дуйся, неумолка́ющий благове́стниче си́лы Бо́жия, в не́мощи челове́честей соверша́ющияся;
Ра́дуйся, и́стинный покло́нниче, ду́хом и и́стиною кла́няяйся Творцу́.
Ра́дуйся, му́жу жела́ний духо́вных, взыска́вый Христа́ в стране́ нече́стия магоме́това;
Ра́дуйся, отри́нувый богопроти́вную о́ную пре́лесть.
Ра́дуйся, ку́плю де́явый вре́менную, вку́пе же и ве́чную, небе́сную;
Ра́дуйся, стра́нники и ни́щия пита́вый от трудо́в твои́х пра́ведных.
Ра́дуйся, еле́ем ми́лости умаще́нная главо́;
Ра́дуйся, горо́ доброде́телей, ороше́нная кро́ве страда́льческия излия́нием.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 10
Спасти́ся нам преи́скренне жела́я, мо́лишися за нас горе́ у Престо́ла Бо́жия, страда́льче Христо́в Авраа́мие, и твои́ми моли́твами посо́бствуеши нам в стра́нствии многотру́днем земна́го жития́, е́же в покая́нии и благоче́стии сконча́ти, да сподо́бимся с тобо́ю воспева́ти Христу́ и Бо́гу на́шему: Аллилу́иа.
Икос 10
Сте́ну защище́ния стяжа́вше твоя́ святы́я моли́твы, Авраа́мие чу́дне, ра́дуемся гре́шнии и чтем любо́вию па́мять твоего́ усекнове́ния и моще́й твои́х святы́х пренесе́ния, зову́ще:
Ра́дуйся, великоимени́тый наш засту́пниче;
Ра́дуйся, небожи́телю богопросвеще́нный.
Ра́дуйся, чудотво́рче ди́вный и ми́лостивый;
Ра́дуйся, благи́й послу́шателю су́щих в ско́рбех.
Ра́дуйся, предваря́яй проше́ния призыва́ющих тя в беда́х;
Ра́дуйся, гре́шных ко исправле́нию приведе́ние.
Ра́дуйся, ми́ро враче́бное неду́гом многоразли́чным;
Ра́дуйся, не то́кмо теле́сных, но и душе́вных боле́зней изря́дный цели́телю.
Ра́дуйся, духо́в нечи́стых от челове́ков прогони́телю;
Ра́дуйся, даро́в благода́тных незави́стный пода́телю.
Ра́дуйся, благоуха́нием моще́й твои́х услажда́яй ду́ши на́ша;
Ра́дуйся, чудесы́ твои́ми утвержда́яй нас во и́стине святы́я правосла́вныя ве́ры.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 11
Пе́ние моле́бное и похвалу́ сию́ смире́нную не пре́зри, мучениче; се бо ве́рою и любо́вию к тебе́ подвиза́еми, ра́ку моще́й твои́х собо́рне обстоя́ще, ублажа́ем тя, засту́пника на́шего, и мо́лимся: моли́ся за ны вы́ну ко Го́споду, ве́мы бо к Нему́ твое́ невозбра́нное дерзнове́ние и твои́х моли́тв благода́тное де́йство. Иму́ще такова́го предстателя, благода́рно зове́м ди́вному во святы́х Свои́х Бо́гу на́шему: Аллилу́иа.
Икос 11
Светоно́сным Тро́ическим сия́нием горе́ осия́нный, Авраа́мие свя́те, озари́ на́ша сердца́, тьмо́ю грехо́вною покрове́нная; да еле́ем благи́х дел возже́гши уга́сшия свети́льники на́ша, сподо́бимся бра́чнаго Христо́ва черто́га, иде́же ты вселя́ешися со святы́ми и слы́шиши сия́ от нас благохвале́ния:
Ра́дуйся, Бо́гом да́нный покрови́телю наш;
Ра́дуйся, ангелоподо́бный челове́че.
Ра́дуйся, нищелю́бче благослове́нный;
Ра́дуйся, странноприи́мниче, дре́внему о́ному пра́отцу Авраа́му уподобля́яйся.
Ра́дуйся, я́ко рука́ твоя́ изоби́льно помога́ше нужда́ющимся;
Ра́дуйся, я́ко му́дре расточа́л еси́ бога́тство тле́нное.
Ра́дуйся, о́ное премени́вый на нетле́нныя небе́сныя бла́га;
Ра́дуйся, наслажда́яйся блаже́нства ми́лостивых.
Ра́дуйся, предстоя́й А́гнцу Бо́жию в лице́ му́ченичестем;
Ра́дуйся, ликовству́яй в селе́нии пра́ведных.
Ра́дуйся, во страда́нии твое́м до́блесть чу́дную яви́вый;
Ра́дуйся, я́звы Го́спода Иису́са Христа́ на те́ле твое́м носи́вый.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 12
Благода́ть и ми́лость испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего, святы́й и сла́вный страстоте́рпче Авраа́мие; ве́руем бо несомне́нно, я́ко е́же про́сиши, да́рует ти всеблаги́й Влады́ка; те́мже и о нас гре́шных умоля́ти не престай Его́ благоутро́бие и испроси́ нам дар коему́ждо благопотре́бен, да зове́м всех благи́х вино́внику и даропода́телю Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пое́м твою́ страда́льческую кончи́ну, сла́вим твои́х честны́х моще́й от бо́лгар во Влади́мир пренесе́ние, от ни́хже то́ки чуде́с источа́еши непреста́нно, подвизая зва́ти тебе́:
Ра́дуйся, арха́нгелов и а́нгелов сослужи́телю;
Ра́дуйся, патриа́рхов и проро́ков спредстоя́телю.
Ра́дуйся, апо́столов единоревни́телю;
Ра́дуйся, му́чеников красото́.
Ра́дуйся, святи́телей и преподо́бных собесе́дниче;
Ра́дуйся, пра́ведных и всех святы́х сожи́телю.
Ра́дуйся, я́ко свы́ше чуде́с дея́нии укра́сился еси́;
Ра́дуйся, в честны́х и многоцеле́бных моще́х свои́х вы́ну с на́ми пребыва́яй.
Ра́дуйся, о́ными пресла́вно чудоде́йствуяй;
Ра́дуйся, отра́до на́ша и в ско́рбех утеше́ние.
Ра́дуйся, неду́гующих исцеле́ние;
Ра́дуйся, согреша́ющих исправле́ние.
Ра́дуйся, му́чениче и чудотво́рче Авраа́мие.
Кондак 13
О пресла́вный страстоте́рпче Христо́в Авраа́мие, ми́лостиво прие́мши сие́ ма́лое моле́ние на́ше, умоли́ Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, Христа́ Бо́га на́шего, изба́вити нас от вся́кия ско́рби и ну́жды в жи́зни сей и муче́ний ве́чных по сконча́нии на́шем, да сподо́бимся в Ца́рствии Небе́снем вку́пе с тобо́ю пе́ти Ему́: Аллилу́иа.
(Этот кондак читается трижды, зате́м икос 1 и кондак 1)
Моли́тва
Святы́й му́чениче Авраа́мие, до́блий во́ине Христа́ Царя́ Небе́снаго, в ско́рбех и напа́стех пресла́вный наш помо́щниче и защи́тниче! Ничто́же возмо́же отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду Иису́су: ни ле́стныя обеща́ния благ вре́менных, ни преще́ния, ни му́ки от злых враго́в святе́йшия Христо́вы ве́ры; ты, я́ко лев, изше́л еси́ на брань проти́ву волко́в мы́сленных, духо́в зло́бы, подви́гших на тя, ра́ди до́браго твоего́ испове́дания, единоплеме́нный тебе́ наро́д бо́лгарский, и, я́ко о́гненная стрела́, тех порази́л еси́ си́лою благода́ти Свята́го Ду́ха, и кре́пкия, я́ко смерть, любве́ твоея́ к Бо́гу. А́ще и пролия́л еси́ кровь твою́ за Христа́ Бо́га на́шего, погуби́в вре́менную жизнь, оба́че безсме́ртною душе́ю, я́ко оре́л, воспари́л еси́ в го́рния оби́тели Отца́ на́шего, насле́довав там ве́чную жизнь, сла́ву и блаже́нство неизрече́нное, и оста́вив нам нетле́нныя оста́нки твоя́, я́ко крин многоце́нный и благоуха́нный. Ве́руем, страстоте́рпче святы́й, я́ко предстоя́ со а́нгелы и все́ми святы́ми Престо́лу Сла́вы Триипоста́снаго Бо́га, усе́рдныя и богоприя́тныя возно́сиши моли́твы не то́кмо о нас, о святе́й оби́тели сей и гра́де на́шем, но и о всей святе́й Христо́вей Це́ркви и о правосла́вней Ру́сской держа́ве. Ве́руем, пресла́вный чудотво́рче, я́ко ты, си́лою всемогу́щаго Го́спода Иису́са Христа́, чрез святы́я мо́щи твоя́, источа́еши оби́льныя да́ры благода́тныя по́мощи во спасе́ние всем с ве́рою к тебе́ притека́ющим, наипа́че же испра́шиваеши кончи́ну с покая́нием тебе́ чту́щим, и благосе́рдно помога́еши немощны́м младе́нцем, да вси от ма́ла до вели́ка единоду́шно прославляем неисповеди́мое вели́чие бла́гости Божией. Тем же ве́рою и любо́вию ко святы́м моще́м твои́м припа́дающе и благогове́йно о́ныя лобыза́юще, умоля́ем тя, до́брый на Небеси́ наш моли́твенниче и засту́пниче, помога́й нам гре́шным и смире́нным твои́ми моли́твами во всех ско́рбех, ну́ждах и обстоя́ниих на́ших, сохраня́й нас, святу́ю оби́тель сию́ и град сей от вся́каго зла и вся́кия напа́сти, наипа́че же споспешеству́й ве́чному спасе́нию на́шему и всех прося́щих от тебе́ по́мощи и заступле́ния. Ей, смире́нно мо́лим тя, уго́дниче Бо́жий, моли́ Христа́ Бо́га на́шего, да даст Он мир и тишину́ всем правосла́вным христиа́ном и да отврати́т от нас вся́кий гнев, на ны дви́жимый, да изба́вит нас от сете́й вра́жиих, томле́ния во у́зах греха́ и муче́ний а́довых, и да сподо́бит нас недосто́йных одесну́ю Себе́ ста́ти на суде́ Свое́м пра́веднем и вни́ти в ве́чный поко́й святы́х Его́, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный и неизрече́нная сла́дость зря́щих добро́ту лица́ Его́; и та́ко возмо́жем с тобо́ю и все́ми святы́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную. Ами́нь.
АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ
Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.
Авраа́мий (Аврамий) Бо́лгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик
Память 1 апреля, 6 марта , в Неделю о расслабленном , в Соборе Владимирских святых
Летописец говорит о нем что он был «иного языка, не русского» — вероятно Авраамий происходил из камских болгар и воспитывался в исламе. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство. Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар, в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честну́ю главу.
Почитание
Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.
Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович, повелел перенести тело святого мученика во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы , где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов . В более поздних источниках указано 9 марта 1231 года ; или 1229 года . Другие источники указывают на перенесение мощей 6 марта 1229, 1230 или 1231 года . Есть сведения о церковном почитании памяти перенесения мощей в конце XIX века именно 9 марта . На это разногласие указывал в 1908 году прот. Е.А.Малов:
«Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие — на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р Х, а другие — 1230-м годом» .
В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта .
Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир , тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» . Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого — так, в рукописи XVII-XVIII века имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого .
Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» . Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:
«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» .
Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века
11 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном, мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.
С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани. В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония, известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках . В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии:
«Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» .
Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.
В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию. В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возражденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.
Литература
Использованные материалы
Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 марта, подробнее см. раздел «Почитание». В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ — Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. — С. 18 (6 марта)
Память второго перенесения мощей в 1711 году.
Кавелин, 104.
РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313
Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным
святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.
«26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля — «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта — «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г Владимир»». — Игорь Алексеев, «Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.» —
Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. — Т. XXIII. — Вып. 6. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. — С. 424. Цит. по Игорь Алексеев, «Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.» —
Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. — С. 18 (6 марта)
ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.
«Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» — РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.
к началу XX века список был утрачен.
Малов, 4
Филимонов, 50
Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка, Казань, 1879, 5-7, 28-32.
Известия по Казанской епархии, 1899, № 9, 383-387.