Аутизм аспергера

Синдром Аспергера у детей: что это такое и как распознать симптомы

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Самоагрессия при аутизме: что за ней стоит и как ее лечить

Самоагрессия – один из самых неприятных видов поведения, которое демонстрируют люди с проблемами в развитии. Она может включать в себя кусание себя за руки, удары головой о какую-то поверхность, избыточное трение каких-то частей тела или чрезмерное почесывание.

Есть множество причин, по которым дети с РАС могут намеренно вредить себе: от биохимических до связанных с социальным окружением. В данной статье мы опишем истоки самоагрессии и перечислим возможные виды вмешательства, призванные погасить такое поведение.

Функциональный анализ

Специалисты-психологи рекомендуют подходить к вопросу самоагрессии с аналитических позиций, предлагая детально описать само поведение и выявить его возможную связь с физическим и социальным окружением.

При поиске ответа на вопрос, каким функциям следует самоагрессия, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Кто при ней присутствовал?
  • Что произошло до, во время и после приступа самоагрессии?
  • Когда имело место такое поведение?
  • Где происходили события, приведшие к самоагрессии?

Внимательное изучение ответов на перечисленные вопросы может помочь в выявлении причин самоагрессии как определенного вида поведения.

Также нужно провести необходимое дробление видов нежелательного поведения: их неосмотрительное включение в одну широкую группу может отдалить вас от понимания причин.

У каждого из видов поведения может быть своя отдельная причина. Например, если ребенок кусает себя за запястье и при этом чрезмерно чешет свое тело, то тому может быть не одна, а две причины. Кусание себя за запястье может выступать следствием невозможности что-то получить, а почесывание – быть разновидностью стереотипии («стимов»).

Собранная информация должна охватывать все аспекты явления:

  • Нужно отразить такие ключевые характеристики самоагрессии как ее частота, продолжительность и глубина.
  • Нельзя оставить без внимания социальное и физическое окружение пациента: помещение (классная комната, кафе, игровая площадка), освещение (естественное, флуоресцентное, лампами накаливания), звуки (газонокосилка, крики другого ребенка).
  • Также нужно указать всех, кто присутствовал при приступе самоагрессии, будь то учителя, родители, обслуживающий персонал, посетители заведения, соученики или просто прохожие.
  • Кроме того, нужно обратить внимание на время дня и день недели.

Физиологические причины самоагрессии

Биохимические

Некоторые исследователи делают предположение, что существует связь между самоагрессией и уровнем определенных нейромедиаторов.

Бета-эндорфины оказывают на мозг действие, схожее с опиатоподобными веществами, а самоагрессия может вызывать рост их выработки или ускоренное выделение в кровь. В результате самоувечий человек может ощутить анестезирующий эффект и, как часто кажется со стороны, вообще не чувствовать боли.

Более того, действие эндорфинов может даже привести к переживанию эйфории. Некоторые исследования показали, что медпрепараты, которые блокируют опиатные рецепторы (например, налтрексон и налоксон), могут успешно снизить частоту случаев самоагрессии.

Исследования, проведенные на лабораторных животных, а также изучение действия лекарственных средств на организм человека показали, что низкие уровни серотонина или высокие уровни дофамина могут привести к самоагрессии.

В одном из исследований детям с непохожими друг на друга случаями умственной отсталости назначали такие препараты как резерпин и аминазин (хлорпромазин), которые понижают уровень серотонина. Результатом был радикальный всплеск как агрессии, так и самоагрессии. Аналогичная картина наблюдалась при использовании лекарств, которые приводят к повышению уровня дофамина (амфетаминов и апоморфина).

Также есть информация о том, что при лечении группы детей с РАС, которые часто тыкали себе в глаза пальцами и другими предметами, была выявлена нехватка кальция, насыщение которой помогло не только погасить подобное поведение, но и улучшить речевые навыки.

На что необходимо обращать внимание. Когда нанесение себе увечий имеет причиной биохимические расстройства, связь между таким поведением и физическим или социальным окружением не выявляется или очень слаба.

Тем не менее, в некоторых ситуациях эндогенно обусловленная самоагрессия может случаться реже – такие занятия как еда, приносящая удовольствие игра или успешная работа над заданием не дают ей проявиться.

Врачебное вмешательство. Для нормализации биохимического обмена веществ необходим осмотр врача и назначение определенных лекарств и пищевых добавок. Если дефицит веществ определен верно, его устранение поможет сократить частоту самоагрессии и ее интенсивность.

Хотя для повышения уровня серотонина и снижения дофамина часто используются сильнодействующие лекарственные средства, мы, сотрудники Института исследования аутизма в Сан-Диего, получаем тысячи отзывов от родителей детей с РАС, которым помогло использование витамина В6, кальция и/или диметилглицина (DMG). Эти родители часто наблюдали просто поразительные перемены в поведении ребенка — вплоть до полного прекращения случаев самоагрессии.

Родители детей с РАС также поясняют сокращение случаев самоагрессии переходом на ограничительные диеты, такие как БГБК, или на индивидуальную диету с полным отказом от продуктов, на которые ребенок дает аллергическую реакцию.

Эпилептические припадки

Самоагрессия часто ассоциируется с судорожной активностью во фронтальных и височных долях мозга.

Поведение, которое связано с судорожной активностью, может включать в себя: удары головой о поверхности, удары ладонями по ушам и/или голове, кусание рук, удары подбородком о предметы, царапание лица или рук, и, в некоторых случаях, удары себя в лицо коленом.

Поскольку это поведение является непроизвольным, испытывающие подобные проблемы люди сами ищут ограничений для своих конечностей (например, связывание рук). Из-за гормональной перестройки организма припадки могут начаться, или стать более выраженными, когда ребенок достигает возраста полового созревания.

На что необходимо обращать внимание. В связи с тем, что вызванные припадками эпизоды самоагрессии являются непроизвольными, связь между ними и окружением ребенка проследить не удается.

Однако, поскольку накопленный стресс может привести к припадку, можно установить зависимость между факторами стресса и самоагрессией. Такими факторами может быть физическая стимуляция (свет, звук) или какие-то социальные явления (нереализованные желания, выговор).

Также есть информация, что судороги могут провоцировать определенные виды пищи. Если такое поведение началось или ухудшилось во время полового созревания, то фактор эпиактивности требует безусловной проверки, для чего необходимо прохождение ЭЭГ.

Врачебное вмешательство. Хотя для контроля над судорожной активностью широко используются специализированные средства, они часто дают негативные побочные эффекты. Есть данные, что диметилглицин (DMG) сокращает судорожную активность и не имеет побочного действия.

Генетические

Самоагрессия часто встречается при таких генетических заболеваниях как синдром Леша-Найхана, синдром Мартина-Белл и синдром Корнелии де Ланге. Поскольку эти генетические расстройства приводят к биохимическим дисфункциям и структурным повреждениям мозга, они могут приводить к увечьям, наносимым самому себе.

На что необходимо обращать внимание. Те, кто страдает синдромом Леша-Найхана, часто кусают себя в области рта и за пальцы. Больные синдромом Мартина-Белл кусают все тело (включая губы и пальцы), а при синдроме Корнелии де Ланге наблюдают самоукусы и удары себя по лицу.

Врачебное вмешательство. Для страдающих этими заболеваниями преимущественно рекомендуют использование пищевых добавок и лекарственных средств, что не означает отказа от педагогической коррекции поведения. Она может помочь ребенку научиться подавлять позывы к самоагрессии.

Возбуждение

Есть распространенное мнение, что избыточное (или, наоборот, недостаточное) возбуждение находит свой выход в самоагрессии. Предполагается, что самоагрессия помогает регулировать уровень возбуждения, повышая или, напротив, понижая его.

Теория недовозбуждения предполагает, что те, кому не хватает возбуждения, начинают вредить себе, чтобы ощутить его в большей степени: в этом случае самоагрессия является крайней формой самостимуляции.

Напротив, теория перевозбуждения гласит, что при очень высоком уровне тревоги или беспокойствия человек может начать вредить себе, чтобы сбросить накопившееся напряжение.

Причинами перевозбуждения могут быть внешние факторы (агрессивное окружение) или внутренние (нарушения нормальной физиологии). Найдя способ справиться с возбуждением, ребенок может применять его снова и снова, когда попадает в некомфортные для себя обстоятельства.

На что необходимо обращать внимание. Когда речь идет о недовозбуждения, самоагрессия может иметь место в периоды скуки или нахождения в пресном, нестимулирующем окружении.

В случае перевозбуждения, самоагрессия наблюдается во время ссор, острых страхов, пребывания в ярко освещенном или зашумленном помещении.

Врачебное вмешательство. Если имеет место недовозбуждение, то может помочь увеличение активности в виде физических упражнений (например, использование велотренажера).

В случае перевозбуждения рекомендуется обучение пациента техникам релаксации, использовать сильное давление (объятия, утяжеленная одежда), стимулировать вестибулярный аппарат, а также своевременно уходить из обстоятельств, приводящих к перевозбуждению. Как и в предыдущем случае, можно использовать физические упражнения – лучшую альтернативу самоагрессии.

Боль

Причиной, по которой пациент может бить головой о поверхности, может быть желание утолить боль при мигрени или воспалении среднего уха.

К источникам боли и дискомфорта можно также отнести эзофагеальный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод) и вздутие живота.

Кроме того, как сообщают сами страдающие аутизмом люди, некоторые звуки (детский плач, звук работающего пылесоса) могут вызывать у них боль.

Во всех этих случаях самоагрессия позволяет выпустить бета-эндорфины, которые приглушают боль. С другой стороны, более острое ощущение боли в одной части тела позволяет отвлечься от тупого ноющего чувства в другой, самоувечье здесь может выступать как фактор переключения внимания.

На что необходимо обращать внимание. Эпизоды самоагрессии происходят время от времени и сопровождаются симптомами болезни или переживаемого дискомфорта.

Необходима проверка истории болезни семьи: возможно, кто-то из родственников больного страдал мигренями. Также необходим визит к ЛОР-врачу для своевременного выявления инфекции среднего уха, если болезнь является хронической, то посещать врача нужно регулярно.

Врачебное вмешательство. Есть информация о том, что избыточное потребление молочных продуктов может содействовать воспалению среднего уха. Кроме того, некоторая пища может провоцировать мигрени.

Нехватка магния может вызывать гиперчувствительность к звукам, в связи с чем крайне благотворным может быть его прием в виде пищевой добавки. Тренировка слуха и аудиоинтерграция также могут помочь избавиться от избыточной чувствительности.

Расстройства сенсорной сферы

Избыточное трение тела или царапание определенных его участков может выступать предельной формой самостимуляции. Если человек воспринимает свое тело как замороженное, находящееся под анестезией, он будет пытаться повредить кожу, чтобы ощутить самого себя или избавиться от неприятного ощущения наркоза.

На что необходимо обращать внимание. Пациент может проявлять нечувствительность к боли и, возможно, прикосновениям. Это поведение может снижаться, когда ребенок занят (играет, выполняет задание), поскольку его внимание отвлечено от тела.

Врачебное вмешательство. Необходимо учить пациента использовать безопасные виды стимулирования тех частей тела, которые он чрезмерно трет и чешет. Можно использовать массажные валики (пластиковые или деревянные), мешочки с фасолью или сухими макаронами, щетки, жесткие полотенца и даже специальные аппликаторы с большим количеством тонких иголок (их нужно использовать только под контролем взрослых).

Также существуют свидетельства, что нанесение местного анестетика на место, которое ребенок чешет или трет, может помочь избавиться от самоувечий или снизить их степень.

Огорчение и разочарование

Воспитатели и родители часто говорят о том, что дети могут наносить себе увечья из-за острого переживания разочарования от невозможности реализовать свои желания.

Это полностью соответствует предложенной еще в 1939 году модели превращения огорчения и разочарования в агрессию. Ее типичные сценарии таковы: человек с плохими навыками коммуникации испытывает огорчение из-за того, что не понимает, что ему было сказано (недостаток пассивной коммуникации) или потому, что родители и воспитатели не могут понять его попыток объяснить свои желания.

Возможен также и третий вариант: у пациента могут быть хорошие коммуникативные навыки, но, несмотря на то, что его понимают, ему по каким-то причинам не предоставляют того, чего он хочет и просит. Подробнее об этом мы поговорим в следующем разделе статьи.

Социальные причины

Коммуникация

Проблемы с коммуникацией часто имеют своими следствиями самоагрессию и самоувечья. Если человек плохо понимает язык или не может выразить себя, то это часто приводит к злости из-за осознания собственного бессилия, что трансформируется в самоагрессию.

На что необходимо обращать внимание. Если человек не понимает обращенной к нему речи, то приступы самоагрессии часто могут случаться после того, как кто-то что-то от него попросил или что-то ему сказал.

Если у человека недостаточные активные навыки использования речи, самоувечья происходят после его безуспешных попыток выразить себя (часто с использованием жестов). Они могут быть реакцией на непонимание воспитателя или его нежелание исполнить просьбу.

Врачебное вмешательство. Необходимо учить пациента использованию речи в виде занятий с логопедом или применения альтернативных средств коммуникации (планшетов со специальными программами, синтезаторов речи, специальных приборов-коммуникаторов, языка жестов).

В том, что касается навыков распознавания речи, можно предложить выявить очаги воспаления и максимально их вылечить. Хронические болезни, а также аллергия на определенные виды продуктов, могут приводить к головным болям и тошноте, из-за чего пациенту сложно концентрироваться и понимать, что от него хотят.

Также может помочь программа аудиоинтерграции и преодоления избыточной чувствительности к слуховым раздражителям: ребенок лучше запоминает слова и успешнее извлекает их из долгосрочной памяти.

Социальное внимание

Большое количество исследований посвящено социальным последствиям самоувечий. Пионер АВА Оле Ивар Ловаас добивался контроля над частотой случаев самоагрессии путем управления ее социальными последствиями. Так, излишнее внимание может способствовать самоагрессии (выступая в роли поощрения), а игнорирование такого поведения может снизить его частоту (погасить).

На что необходимо обращать внимание. Необходимо обращать внимание на то, как после эпизода самоагрессии ведет себя воспитатель по отношению к пациенту. Его внимание может быть позитивным (например: «Чего ты хочешь?») или негативным («Не делай так!»). Нужно отметить, что пациент может интерпретировать негативную ремарку как позитивную, и впоследствии повторять поведение, которое дает ему столь недостающее внимание.

Врачебное вмешательство. Если после случая самоагрессии пациент получает обильное внимание со стороны воспитателя (в особенности, когда это внимание является позитивным), то необходимо изменить модель поведения воспитателя. Он должен прилагать все усилия к тому, чтобы игнорировать нежелательное поведение.

Если же это невозможно (пациент может нанести себе тяжелые увечья), то воспитатель должен минимизировать свой контакт с пациентом и добиться того, чтобы на его лице не отражались эмоции (как негативные, так и позитивные).

Важно, чтобы поведение воспитателя было последовательным. Если пациент получает спорадическое, происходящее время от времени поощрение (в виде особого к нему внимания), то его поведение может продолжаться и даже стать упорнее.

Нужно понимать, что пациент, подобно тому, как ведет себя большинство нормальных людей, ищет внимания других, и такое внимание ему нужно предоставлять во всех сферах, кроме тех, которые касаются самоувечий.

Например, воспитатель должен демонстрировать пациенту свое внимание, если тот не проявлял агрессии к себе на протяжении определенного промежутка времени (продолжительность которых, по мере успехов пациента, должна увеличиваться).

Получение материальных выгод

Еще одной причиной поведения, направленного на самоагрессию, может быть желание получить предмет или добиться повторения какой-то ситуации. Например, пациент может попросить о чем-то, не получить этого, а затем начать наносить себе увечья.

Если время от времени такая стратегия приносит свои плоды, и пациент получает то, что ему запрещалось, он будет применять ее снова и снова, поскольку на практике знает, что такое поведение помогает ему добиться поставленной цели. Одно исследование показало, что до трети случаев самоагрессии происходили потому, что «пациент чего-то хотел».

На что необходимо обращать внимание. Случаи самоувечий происходят после того, как пациент не получил желаемого предмета или процедуры. Пациент привык к тому, что такое его поведение время от времени является результативным, и он готов применять шантаж самоагрессии снова и снова.

Врачебное вмешательство. В этой ситуации воспитатели не должны подкреплять негативное поведение пациента, предоставляя ему желаемый предмет.

Важно сохранять последовательность действий: если шантаж срабатывает хотя бы в единичных случаях, он будет использоваться раз за разом (мы уже писали об этом выше).

Требуемый предмет или процедуру можно интегрировать в программу развития ребенка: однако просьбы о нем не должны сопровождаться приступами насилия, а сам он должен предоставляться под контролем взрослого (пациент получает возможность получить желаемое в определенное время дня).

Избегание/прерывание

Некоторые пациенты используют самоагрессию, поскольку она помогает им избежать неприятной социальной процедуры. Пациент может начинать наносить себе увечья прямо перед социальным взаимодействием, используя это прием он «предотвращает» наступление какого-то события.

Также самоувечье может наноситься во время социальной процедуры (чтобы прерывать ее): это позволяет ее экстренно завершить, даже если она началась. Например, воспитатель может попросить пациента что-то сделать – уйти из игровой зоны, если пациент не хочет повиноваться, он будет кусать себя или биться головой о поверхности. Внимание воспитателя отвлечено от изначальной просьбы: вместо того, чтобы идти с пациентом в новое место, он решает задачу прекращения акта самоагрессии.

На что необходимо обращать внимание. В случае шаблона «избегания» самоагрессия может начаться вскоре после того, как кто-то входит в комнату или приближается к пациенту.

Шаблон «прерывания» отличается тем, что самоагрессия происходит уже тогда, когда новое взаимодействие уже началось. Пациент пытается манипулировать поведением воспитателей и отвлечь их от неприятных для себя действий.

Врачебное вмешательство. В такой ситуации воспитателю важно, чтобы саботируемое мероприятие состоялось, и пациент прошел через все его этапы и выполнил все, что от него требовалось.

Если пациент начинает использовать самоагрессию, воспитатель не должен отклоняться от изначально поставленной задачи.

Альтернативным вариантом являются действия по прекращению самоагрессии с последующим возвращением к прерванной процедуре и повторной постановке задач до их полного выполнения.

Выводы

Важно понимать, что самоагрессия может происходить в силу разных причин. Так один из психологов наблюдал три различные формы самоагрессии у одного и того же пациента, которого обследовал в течение пяти часов. Все, что предшествовало такому поведению, и все его последствия тщательно документировались.

В итоге сложилась целостная картина: пациент стучал коленом о голову, в результате чего получил внимание, щипал живот после того, как медсестра задала ему вопрос, и кусал себя за запястье после того, как он обратился с просьбой, но не получил требуемого предмета.

Также возможна ситуация, когда одна форма самоувечья имеет более одной функции. Например, пациент может кусать себя за запястье, когда не может выразить словами свои потребности, а также тогда, когда не получает то, о чем ясно попросил.

Функциональный анализ часто осложняется тем, что в некоторых случаях причина самоагрессии может быть неочевидной. Необходимо проводить наблюдение в течение долгого времени, а затем ранжировать возможные причины – от наиболее вероятной к наименее реальной. Полученный список станет основой для подготовки программ врачебного вмешательства и порядка их применения.

Исследования также показали, что пациента можно научить сознательно подавлять позывы к самоагрессии путем использования негативных, неприятных пациенту стимулов. Однако их использование требует больших осмотрительности и повышенного внимания: следует избегать непоследовательности в поведении воспитателей и добиваться генерализации разученных навыков путем смены воспитателей и мест, где происходит обучение.

Также необходимо предусмотреть систему защиты пациента от возможного злоупотребления негативными стимулами со стороны воспитателя. Отметим, что у многих взрослых людей с РАС наблюдается долгосрочный посттравматический стресс из-за того, что в детские годы к ним применяли негативные стимулы.

Тщательный анализ поведения пациента и его истории болезни позволит максимально обосновано предложить программу лечения. И это очень важно.

Метод «проб и ошибок» в отношении детей с РАС часто приносит больше вреда, чем пользы, поэтому следует стремиться к благотворным для пациента вмешательствам, а не действовать наугад.

Кроме того, важно сохранять уверенность в том, что негативное поведение можно погасить и преодолеть: даже такое чрезвычайное явление как самоагрессия в большинстве ситуаций поддается контролю.

Модный диагноз

В последнее время об аутизме много говорят и пишут. Журналисты любят выходить на публику с яркими парадоксальными гипотезами: аутизм – это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Психологи нередко утверждают, что аутизм – это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители – при условии, что они действительно правильно любят ребенка – способны преодолеть теплотой своей души и безусловным приятием. Психиатры считают аутизм психическим заболеванием, и до сих пор еще можно встретить мнение, что это не что иное, как детская шизофрения.

Если ваш интерес к аутизму не праздный, если вы хотите разобраться в этом явлении, то выход один – «учить матчасть». Для пытливого ума бытовая фактура аутизма и его физиологические основы представляют собой объект куда более захватывающий, чем гуманитарные абстракции вроде «детей индиго», «инопланетян», «людей дождя» или «прототипа человека будущего».

На самом деле

На самом деле, до сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу о том, что, скорее всего, это заболевание возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство, причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров.

Лечение

В России и в ряде других стран (например, во Франции) аутизм считается психическим заболеванием, в США оно проходит по линии неврологии. На самом деле, строгого разграничения между двумя ветвями нет, и та, и другая работают с пациентами, у которых так или иначе страдает центральная нервная система.

Неврологический диагноз ставят в том случае, если болезнь имеет ярко выраженные физические проявления (двигательные нарушения, расстройства зрения и речи, боли), психический – если проблема «в голове», т. е. нарушены эмоциональная и когнитивная (познавательная) сферы. Есть такая медицинская шутка: неврологи забрали себе все то, что можно лечить, а что не лечится – отдали психиатрам. И все бы ничего, пусть бы аутизм оставался в поле психиатрии, если бы и врачи, и родители пациентов не забывали о том, что наука и практика не стоят на месте, и то, что еще вчера считалось неизлечимым, сегодня лечится.

Нужно сразу оговориться, что в России диагноз «аутизм» как таковой отсутствует. У нас есть «ранний детский аутизм» (РДА) и «синдром Аспергера». РДА ставят детям, но по достижению ими совершеннолетия этот диагноз снимают, заменяя на другой, который кажется наиболее подходящим лечащему психиатру. Самое удивительное, что и «синдром Аспергера» иметь взрослому человеку в нашей стране тоже не полагается, хотя во всем мире этот диагноз признан и широко используется.

Первые признаки

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

— ребенок не смотрит в глаза;

— говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;

— все время повторяет слова, фразы;

— ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;

— не произносит слова, мычит;

— не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;

— ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;

— трясет головой, руками, раскачивается;

— ходит на носочках;

— грызет пальцы, руки;

— бьет себя по лицу;

— у ребенка истерики, приступы агрессии;

— боится незнакомых/ чужих;

— пугается звуков, вздрагивает;

— боится света, все время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

— Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?

— Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?

— Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Речь по-настоящему не анализируется с точки зрения её значения, она только хранится в памяти и впоследствии репродуцируется. Эхолалия характерна для детей и взрослых, страдающих различными психическими заболеваниями, но встречается и у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов становления речи. Отличие между нейротипичными детьми и детьми с аутизмом состоит в том, что в последней группе эхолалия сохраняется в течение месяцев и даже лет.

Когда диагноз поставлен

Что могут сделать родители для своего ребенка, получившего диагноз «ранний детский аутизм»? Что происходит с аутичным ребенком по мере взросления? Как обществу относиться к аутистам и аутизму?

При должном родительском внимании аутичные дети не стоят на месте; они развиваются или, как говорят врачи, «дают положительную динамику». Существует целый ряд методов воспитания и обучения, разработанных целенаправленно для аутичных детей, и здесь чрезвычайно много зависит от квалификации специалистов, которые будут с ребенком работать, и готовности родителей к самоотверженному труду по реабилитации ребенка.

Обследования и препараты

Родителям маленького аутиста не избежать визита к психиатру. Предписания специалиста, как правило, включают стандартный набор: прием медикаментов (среди которых обычно присутствует ноотропный препарат для стимуляции мозговой деятельности и нейролептик в качестве корректора поведения) и занятия с логопедом, дефектологом и психологом. К сожалению, не всегда родители понимают, что прописанные лекарства не являются в полном смысле слова лечением. Таблеток от аутизма не существует. Нейролептики, антидепрессанты, и прочие психотропные препараты купируют такие симптомы, как излишняя возбудимость, гиперактивность, агрессивность, но не излечивают от них. При этом все препараты данного плана обладают негативными побочными эффектами. Психиатр может назначить исследования головного мозга, сосудов шеи и головы (электроэнцефалограмму, допплерографию, компьютерную томографию).

Сенсорные перегрузки и сенсорная интеграция

Ни психиатры, ни неврологи, как правило, не обсуждают с родителями во всех подробностях , хотя оно является одной из главных составляющих аутистического расстройства. Сигнал, воспринимаемый ребенком с нормальным слухом, зрением, тактильной функцией, неверно преобразуется по ходу передачи его в мозг и поступает в искаженном виде: прикосновение определенного типа ткани к телу может вызывать болевое ощущение, и наоборот, удар или болезненный для обычного человека укус насекомого не причинять боли. В супермаркете, в парке аттракционов или на празднике, когда много шума, движения, яркого освещения и красочных объектов, у аутиста может возникнуть состояние сенсорной перегрузки, которое нередко выливается в истерику. Однако для таких детей характерно и чувство сенсорного голода: потребность в определенных ощущениях заставляет их воспроизводить одни и те же движения или звуки. Родителям и окружающим людям очень важно понимать эту особенность маленьких аутистов, а также иметь в виду, что существует такой вид коррекционной терапии, как сенсорная интеграция.

Эффективная реабилитация

Реабилитация аутичных детей – это поле постоянных дискуссий, в которых принимают участие родители и специалисты с очень разными точками зрения, порой непримиримые оппоненты. Вот, например, терапия под названием Прикладной Анализ Поведения (другие названия: Прикладной Поведенческий Анализ, бихевиоральная терапия), в оригинале Applied Behaviour Analysis или сокращенно – АВА. В англоязычном мире АВА считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу АВА в России. Однако если 10 лет назад родители, читавшие англоязычные интернет-ресурсы, посвященные аутизму (а русских тогда практически не было), могли только мечтать о подобном сервисе для своего ребенка, то сейчас, по крайней мере, в Москве, это стало реальностью.

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройства аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. ABA-терапия самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра.

Выбор специалиста

Помимо упомянутых уже ABA и сенсорной интеграции существуют и другие виды коррекционных терапий: эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, различные виды психотерапии. Все они могут помочь аутичному ребенку преодолеть его ограничения. Очень важно выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку, и самое главное, это выбор специалиста, который сможет наладить контакт с маленьким аутистом, взять его за руку и повести вперед. Вот несколько советов, как это сделать:

— Обратите внимание, как специалист слушает вас, дает ли вам ответить на вопросы, которые сам задает или перебивает, не дослушав, отвечает ли на ваши вопросы точно и определенно.

— Формулирует ли специалист конкретные цели? Если нет, то просит ли вас их сформулировать для того, чтобы работать над ними? Если он называет в качестве цели «излечение от аутизма», либо заявляет что-то вроде «ну, поиграем, порисуем с ним, а там видно будет», то, скорее всего, вам нужен другой специалист.

— Если у него нет готового плана действий, собирается ли он предъявить его, скажем, через 2–3 ознакомительных занятия?

— Нравится ли этот человек вашему ребенку? Профессионал, работающий с аутичными детьми, как правило, владеет арсеналом средств, позволяющих ему завладеть вниманием ребенка, наладить с ним контакт.

Несколько важных советов

И еще несколько важных вещей, без которых статья о детском аутизме для родителей будет неполной.

Не верьте ни слишком оптимистичным, ни слишком пессимистичным прогнозам.

Относитесь к аутичному ребенку не как к безнадежному инвалиду, не как к скрытому гению, который «всем еще покажет», и не как к инопланетянину. Аутизм – это все-таки заболевание, и оно не повод ни для бездействия, ни для стыда, ни для гордости.

Не слушайте совета «просто любить, принимать таким как есть, не мучать ребенка занятиями и диетами». Здесь нет дилеммы: любите и принимайте ребенка, боритесь с его заболеванием.

Постарайтесь начать реабилитацию ребенка как можно раньше, от этого будет зависеть результат. Высока вероятность того, что маленький аутист не станет полностью нейротипичным взрослым (хотя и это не исключено), но будущее качество его жизни, его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми во многом зависит от ваших сегодняшних усилий.

Не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь.

Ведите дневник. Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения.

Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу.

Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей.

Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. Вступайте в родительские сообщества, читайте интернет-ресурсы по аутизму.

Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.

Ваше здоровье и душевные силы – главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе.

И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и автора этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому стоит с юмором и должным смирением.

Влияет ли аутизм на срок жизни

Аутизм всего какие-то десятилетия назад был не изученным и таинственным заболеванием, которое чаще всего ассоциировали с художественным фильмом «Человек дождя» и синдромом Саванта. Диагностировали данную болезнь крайне редко, приблизительно в соотношении 1:5000.

Но современная медицина и наука в этом вопросе пошла дальше. А общество, благодаря распространению информации, сегодня больше понимает особенности данных людей. Странный и необычный, одаренный, талантливый, и в то же время одинокий, асоциальный и не приспособленный к жизни – вот несколько основных описаний людей с РАС.

Основные факторы аутизма, которые могут влиять на срок жизни

Два года назад шведских ученых и сотрудников британского благотворительного фонда «Аутистика» заинтересовал вопрос: «Влияет ли наличие аутизма на продолжительность жизни? Сколько живут с аутизмом?». В ходе исследований приняли участие порядка 27 тысяч шведов с аутизмом, из которых 6,5 тысяч испытуемых имели проблемы с обучаемостью. Также ученые параллельно проанализировали порядка 2,5 млн. нейротипичных людей.

В результате исследований ученые пришли к неутешительным выводам:

  • пациенты с РАС во взрослом возрасте в 40 раз умирают чаще обычных людей по причине развития неврологических состояний (например, эпилепсии);
  • люди с диагностированным аутистическим расстройством в среднем живут на 30 лет меньше;
  • самоубийства среди аутистов встречаются в 9 раз чаще.

Сокращение продолжительности жизни пациентов с аутистическими расстройствами, по мнению ученых, в первую очередь зависит от следующих факторов:

  • нарушение метаболизма и соблюдение ограниченной диеты;
  • минимальные физические нагрузки;
  • социальный дисбаланс;
  • депрессивные состояния.

Примеры долгожителей и известных личностей с РАС

Лео Каннер впервые описал аутизм почти 75 лет назад, в 1944 году. До этого он не существовал на медицинском уровне, и поэтому его официальная распространенность была нулевой. Встречались, очевидно, люди с аутизмом, но их просто считали безумными или малахольными.
Кто самый известный человек с аутизмом? Эйнштейн входит в список исторических деятелей, которые, как подозревают, имели аутизм. Считается, что у него было РАС, потому что он имел языковые и образовательные барьеры. Другие исторические личности, которые, как считается, имели аутизм, включают Чарльза Дарвина, Исаака Ньютона и Моцарта.
Вот несколько известных людей с диагнозом РАС.

Вольфганг Амадей Моцарт


Говорят, что Моцарт повторял мимику и нуждался в постоянном движении рук и ног. Его слух был очень чувствительным. Изучая письма между музыкантом и его семьей, историки узнали, что однажды Моцарту было немного скучно, поэтому он вскочил на стол, замяукал как кошка и сделал сальто.
Джеймс Дурбин

Джеймс был героем многих, когда он участвовал в 10-м сезоне American Idol и открыто рассказывал о своих синдромах Туретта и Аспергера.
Дэрил Ханна


Актриса сказала, что диагноз синдрома Аспергера почти разрушил ее карьеру в Голливуде. «Я никогда не участвовала в ток-шоу, никогда не ходила на премьеры», — говорит она.
Тим Бертон


Жена Тима, Хелена Бонэм Картер, стала подозревать диагноз синдрома Аспергера у мужа после просмотра нашумевшего фильма «Человек дождя» – многие симптомы расстройства стали выстраиваться в линию с чертами, которые она любит в своем муже.
Хелена говорит: «Мы смотрели фильм об аутизме, и он сказал, что чувствовал себя ребенком. У аутичных людей есть применение и преданность делу. Ты можешь что-то сказать Тиму, когда он работает, и он тебя не услышит. Но это качество также делает его фантастическим отцом, у него удивительное чувство юмора и воображения. Он видит то, чего не видят другие люди».
Энди Уорхол


Простая повторяющаяся картина определила целую эпоху искусства. Д-р Джудит Гулд, директор Eliot House, ведущего диагностического центра Великобритании по аутизму и синдрома Аспергера, предполагает, что любовь Уорхола к повторению на самом деле была симптомом.
Дэн Хармон


Дэн — создатель и автор популярного телешоу. Развивая одного из персонажей своего шоу, он начал исследовать РАС и понял, что также связан с патологией персонажа. В фантастическом интервью журналу Wired Magazine Дэн делится своей самодиагностикой аутизма: «Я начал искать эти симптомы, чтобы знать, что они собой представляют. И чем больше я их просматривал, тем более знакомыми они казались».
Льюис Кэрролл

У Льюиса Кэрролла был синдром Аспергера? Историки не совсем уверены. Профессор Майкл Фитцджеральд из Дублинского Тринити-колледжа сравнил поведение своих пациентов с синдромом Аспергера с описанными фактами в биографиях нескольких известных мужчин и решил, что к ним также относится данный синдром. Льюис был в его списке.
Храм Грандин

«Дело в том, что, когда вы страдаете аутизмом, вы постепенно становитесь все меньше и меньше аутичными, потому что продолжаете учиться, вы продолжаете учиться тому, как себя вести. Это похоже на игру. Я всегда в игре», — утверждает Храм Грандин.
Дэн Эйкройд

Согласно статье 2007 года в The Guardian, в детстве актер Дэн Эйкройд был исключен из двух школ по причине поведенческих особенностей, и психиатр диагностировал ему синдромом Аспергера с признаками обсессивно-компульсивного расстройства.
И это далеко не все известные личности, которые прожили или продолжают проживать полноценную, хоть и своеобразную жизнь с аутизмом.
Отзывы о продолжительности жизни людей с аутистическими расстройствами

Отзывы взяты с сайта: https://eva.ru/beauty/messages-3446097.htm

Положительные Отрицательные
Люди с аутизмом живут долго, и таких примеров много, если, конечно, нет дополнительных тяжелых заболеваний. (Настя) Кстати, никогда не задумывалась, а где живут взрослые аутисты без социальных навыков. Ну, маленькие – с родителями, а взрослые? (Марта)
Примеров долгожителей с аутистическими расстройствами много, даже среди известных личностей. И в какой раз доказываю себе, что наличие даже огромных денег, не может оградить ни тебя, ни детей, ни внуков от таких коварных заболеваний. (Анна) В нашей семье тоже был аутичный ребенок, к сожалению, по причине наличия уймы поражений внутренних органов, он дожил только до 16 лет. Исследовать этот вопрос нужно и не один год! (Александра)
Сегодня различают много форм аутизма, и точно сказать, как заболевание влияет на продолжительность жизни, практически нереально. Мне кажется, что алкоголь и сигареты чаще «воруют» года у человека, нежели это делает РАС! (Лариса) В период полового созревания мои знакомые перестали самостоятельно справляться с воспитанием своего сына, и они поспешили его отдать в интернат. Как по мне, вот такие поступки и сокращают им жизни! (Лена)
Важно, обеспечить ребенку правильную диету (у них особенное усвоение витаминов и микроэлементов), комфортные условия для развития. Аутистами нужно заниматься с раннего возраста, тогда они будут приспособлены к жизни, и жить дети с аутизмом будут долго и в свое удовольствие. К счастью, современное общество начинает постепенно воспринимать особенных людей! (Вероника) Очень жаль, что нельзя диагностировать аутизм в период беременности, да и методов лечения как таковых нету. Живут детки в своем мире, и не совсем понятно, комфортно им там, или они мучаются. (Ольга)
У меня дядя живет с аутистическим расстройством. Ему уже 65. Он умный, я бы сказала, даже гениальный, просто с некоторыми странностями в поведении. И я ему желаю прожить еще много долгих лет.

Так что вряд ли такой диагноз как аутизм может влиять на продолжительность жизни. (Алена)

А мне кажется, все талантливые программисты и великие математики отчасти аутисты. Так как их усидчивости и терпению можно позавидовать. Следовательно, в современном обществе как минимум каждый пятый аутик. Все-таки, наверное, симптоматику заболевания стоит пересмотреть. Да и на продолжительность жизни на поведенческие особенности не особо влияют. (Олег)

Вывод
Аутизм – это не просто поведенческие особенности, а целый комплекс нарушений в организме человека, который, если игнорировать, может сказаться на качестве и продолжительности жизни пациента.
Именно по этим причинам рекомендуется наблюдать за своими детьми с раннего возраста, и сразу обращаться к специалистам. Аутизм для терпеливых и целеустремленных – это не приговор, если с ним правильно бороться.
Вопрос о продолжительности жизни пациентов с РАС изучается и сегодня, современная медицина не стоит на месте, а предлагает все новые и экспериментальные варианты и методики для борьбы аутизмом.

Что такое синдром Аспергера и как его вовремя заметить

Синдром Аспергера — из тех удивительных расстройств, которые однажды вдруг стали модными. Популяризация этого состояния началась с «Человека дождя», вышедшего в 1988‑м, и продолжается до сих пор — достаточно вспомнить знаменитых «милых The Problem with Sheldon Cooper and the «Cute Autism» аутистов»: Шелдона Купера из «Теории Большого взрыва» или Сагу Норен из сериала «Мост».

Блестящий ум, вдумчивость, способность к нестандартным подходам в сочетании с граничащей с бестактностью прямотой и неумением следовать социальным нормам — люди, страдающие синдромом Аспергера действительно зачастую выглядят именно так. Однако кино, как всегда, демонстрирует далеко не всё.

Синдром Аспергера у мальчиков встречается в четыре раза чаще Asperger Syndrome , чем у девочек.

Лайфхакер выяснил основные моменты о раскрученном сериалами нарушении.

Что такое синдром Аспергера

Так называют один из типов аутизма. Точнее, называли. В 2013 году настольная книга всех психиатров мира — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM‑5) — изменила DSM‑5 and Autism: Frequently Asked Questions» классификацию и понятие «синдром Аспергера» официально исчезло.

Чисто технически на сегодня такого диагноза нет. Синдром Аспергера стал частью более широкой категории — расстройств аутистического спектра (РАС).

Тем не менее в разговорной речи название синдрома ещё используется. По той причине, что он отличается от многих других вариантов РАС. Прежде всего тем, что относится к высокофункциональным Mental Health: Aspergers syndrome типам РАС — то есть таким, при которых интеллект сохранён, а «аутичные» симптомы не слишком ярко выражены. В большинстве случаев у людей с синдромом Аспергера страдает социальная функция: им сложно понимать других и взаимодействовать с ними.

Как распознать синдром Аспергера

Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов What to know about Asperger’s syndrome — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.

Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:

  • Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
  • Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
  • Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
  • Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
  • Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
  • Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
  • Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.

Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.

Чем опасен синдром Аспергера

В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.

Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так The Problem with Sheldon Cooper and the «Cute Autism» :

«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».

За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.

Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.

Лидия Нецер, писательница

Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.

По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.

Как лечить синдром Аспергера

Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:

  • Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
  • Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
  • Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
  • Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.

Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.

Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.

Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект Understanding Asperger’s Symptoms in Adults , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *