Ассирийская церковь

«Если Богу будет угодно, он сохранит ассирийский народ»

Протоиерей Владимир Косточка

– Отец Владимир, можно несколько слов для наших читателей о том, кто такие ассирийцы и какова вкратце история этого народа?

– Начиная с XXIV и до VII вв. до н. э. существовало такое государство, как Ассирия, это территории Междуречья. Сейчас это государство Ирак. Новоассирийское царство считается первой мировой державой в истории человечества. Просуществовала империя около двух тысяч лет. За время своего существования ассирийцы успели сделать многое из того, что до сих пор используется человечеством. Так, например, они создали первую регулярную, хорошо дисциплинированную армию, которая захватывала соседние земли. Эта армия завоевала всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинила Палестину и Египет. Именно ассирийцы первыми стали использовать переселение народов с одной захваченной территории на другую. Лекари, сопровождавшие армию в походах, стали основоположниками военно-полевой хирургии.

Ассирийским царем Ашшурбанипалом была создана уникальная для своего времени библиотека. Найденная археологами в XIX в. коллекция глиняных табличек — около 25 тыс. шт. — является самым ценным древнейшим источником для изучения истории, культуры и науки земель Междуречья. По сути, это архив того времени. Ассирийцы были не только завоевателями, но и торговцами, по их территории проходил караванный торговый рубиновый путь. Это также и крупное рабовладельческое государство Востока, основной религией которого было язычество.

Ассирийский рельеф из Ниневии, Пергамский музей, Берлин, около 650 до н.э.

Но государство, объединенное лишь властью оружия, не может быть прочным. Так, в 612г. до н.э. воинствующие племена Мидии и Вавилонии сожгли и разрушили столицу Ассирии Ниневию, современный город Мосул в Ираке, что и стало началом падения великой и могущественной державы. Кстати, часть истории ассирийского народа можно проследить на страницах Ветхого и Нового Заветов. Например, падение Ассирии подробно описано пророком Наумом, который сам происходил из израильтян, плененных и переселенных в Ассирию.

– Ассирийский народ утратил свою государственность несколько тысячелетий назад, но смог пронести через века и свой язык, и свою культуру, что, безусловно, заслуживает внимания. Тем более, если учесть, что множество других народов растворились в истории. Что же помогло ассирийцам сохранить свою самоиндентичность?

– Ассирия, как любая империя, пережила естественные фазы развития и угасания. После падения центра Ассирии Ниневии начинается распад и полное исчезновение государства. И дальнейшая история этого народа – это история гонений и рассеяния по всему миру. Но народ, при отсутствии государственности и утраты территорий, все-таки уничтожен не был, несмотря на то, что многие соседние народы, входящие в состав Ассирийской империи, были озлоблены на него. Ассирийская держава периода язычества — это деспотическая форма правления. Сопротивление врага подавлялось страшными публичными и подчас массовыми казнями. Историки говорят, что ассирийские пытки были даже на вооружении в Третьем рейхе.

Да это, можно сказать, редкий пример в истории, когда государства давно уже нет, а этнос до сих пор существует и, несмотря на территориальное разделение, сохраняет свою общность. Сегодня ассирийская этническая группа насчитывает от 3-4 млн. человек, рассеянных по всему миру. И я глубоко убежден в том, что ассирийский народ сохранился благодаря принятию христианства.

История Ассирийской Церкви свидетельствует о том, что ассирийцы в числе первых — а это 1-й – 2-й века от Р.Х. — от апостолов Фаддея и Фомы принимают веру Христову. Именно принятие христианства с одной стороны консолидировало и сплотило народ, законсервировав особый национальный колорит, а с другой привнесло лучшее, что есть в христианском мировоззрении. По своей ментальности ассирийцев можно назвать христианами Востока.

Ассирийские женщины. Фото начала ХХ века (справа прабабушка о. Владимира)

– История ассирийского народа — это еще и история гонений. В чем были их причины, и каковы последствия для вашего народа?

– Да, как я уже сказал, народ становится гонимым практические сразу после утраты государственности. Но замечу, что процесс гонения и рассеяния не прекращается и поныне. О чем, например, свидетельствует нынешняя ситуация в Ираке и Сирии, где живут самые большие ассирийские общины. И причины остаются теми же, что и всегда: война и религиозный фактор.

Так, одно из самых больших гонений в истории ассирийского народа последних времен — это 1914-1916 гг., которое сами ассирийцы иначе как геноцидом не называют, поскольку были гонения именно по религиозным убеждениям.

В 1914 году Османская империя стала открыто уничтожать христиан на своей территории. Находясь в предреволюционном синдроме, Российская империя не могла помогать ассирийцам, армянам, грекам, что и позволило туркам начать совершать массовые убийства христиан. Тогда погибло около полумиллиона ассирийцев. Но все же многих спасли русские войска, многие, сами спасаясь бежали в Грузию, Армению, а затем в Россию. В прошлом месяце в Золотоноше хоронили последнего старейшину, который еще помнил не только обычаи и традиции своего народа, но и тот переход через границу. Не последним фактором, почему ассирийцы бежали в эти места, было именно православие на этих землях. Они воспринимали православных как своих единоверцев.

Сурия и Ушана Кисановы. Прабабушка и прадедушка о. Владимира

Собственно, будучи переселенцами и беженцами, ассирийцы разделяли судьбу тех земель, на которых вынуждены были жить. После революции 1917 года среди репрессированных священников были и ассирийцы. Во время Великой Отечественной войны ассирийцы воевали против фашисткой Германии, среди представителей нашего народа два Героя Советского Союза. Множество ассирийцев, живших еще до начала войны в Киеве, были расстреляны немцами в Бабьем Яру. На Байковом кладбище общиной поставлен памятный знак в память обо всех погибших и репрессированных собратьях.

– Мне всегда казалось, что ассирийцы — это мусульмане, и эта вера им ближе.

– Я сам, когда еще не было доступа к литературным источникам, думал, что те ассирийцы, которые живут на своих исконных территориях, а это район Месопотамии, нынешние Ирак, Иран и Сирия, в основном — мусульмане. Но когда стал интересоваться, изучать документы, был весьма удивлен: оказывается, очень малый процент ассирийцев приняли ислам. И отношение, надо сказать, в среде ассирийцев-христиан к тем, кто стал мусульманами, было отрицательным.

– То есть, внутри самой общины?

– Да, внутри самой общины. Слышал, даже бывали такие случаи: семья по какой-либо причине принимала ислам, но община не отторгала ее из своей среды – для них отводилось какое-то обозначенное место. Об этом говорили с сожалением, но семью не изгоняли. Разве что люди сами принимали решение ассимилироваться, отойти в сторону.

Ассирийская свадьба. Община г. Золотоноши после венчания возле Успенского собора

– А нынешние ассирийцы в религиозном отношении сегодня в большинстве своем кто?

– Православные, католики, несториане и протестанты.

– Можно несколько слов о несторианстве?

– Несторианство – это древняя христологическая ересь, известная еще с V века. Свое название она получила от имени Константинопольского патриарха Нестория и имеет существенные догматические разногласия с православием, которые касаются учений о Христе и Богородице. По мнению несториан, Христос был человеком и не был Богом, человеческая и божественная природа в Нем отделимы друг от друга. Тогда как согласно нашим догматам, Христос по всему Бог и человек. Соответственно, Дева Мария уже не Богородица, а просто Христородица и не почитается сторонниками этого учения как Матерь Господа. Несторианство осуджено III Вселенским собором, который состоялся в 431 году. Это как раз первый религиозный раскол среди ассирийского народа. Сегодня ассирийские несториане являются членами Ассирийской Церкви Востока.

Второе, если так можно сказать, деление среди народа, это уния 1552 г., когда часть Ассирийской Церкви перешла под протекторат Папы Римского, и таким образом возникла Сиро-Халдейская Церковь.

Но напомню, что первоначально, когда еще христианство не разделилось, и не появился термин «Православие», ассирийцы были ортодоксами и входили во Вселенское единство. Апостол Фаддей, из числа 70, является основателем Ассирийской Православной Церкви. Во время земной проповеди Христа не так много народов упоминаются в Евангелиях. Ассирийский народ — один из немногих, который упомянут в Священном Писании. Так, например, общецерковное восточное предание рассказывает нам о единственном письме, которое Христос написал во время своей земной жизни, и было оно адресовано ассирийцу Авгарю, Эдесскому топарху, это был ответ Христа на письмо последнего.

Отец Владимир со священниками-ассирийцами

Авгарь писал Спасителю: «Прослышав обо всем, что рассказывают о тебе, я рассудил, что либо ты — Бог, либо Сын Божий, сошедший с небес, коли творишь такие дела» и просил у Господа исцеления от мучевшего его недуга. На что Христос ответил: «…триблаженны те, кто уверовал, не видев. Да будет ниспослано душевное и телесное здравие тебе и твоему дому во спасение всех служащих тебе» и обещал исцеление просящему. Авгарь также послал художника, дабы тот написал ему лик Иисуса из Назарета. И мы все хорошо знаем церковное Предание, когда Христос, умывшись водой, отер лицо свое платом и отдал его посланнику царя. Так появилось первое изображение Спасителя – Спас Нерукотворный.

После вознесения, как и было обещано, апостол Фаддей пришел в Эдессу к первому уверовавшему царю, которым стал Авгарь, и крестил его и всех его домочадцев. Вот апостольские корни ассирийского православия. Среди ассирийцев было много миссионеров. Это целая отдельная тема — роль ассирийцев в распространении христианства. Ассирийские миссионеры проповедовали в Закавказье, Армении, Индии, среди тюрок и монголов. Была даже основанная ими Церковь Востока в Китае.

– А каково положение в общинах сейчас? Я имею ввиду соотношение православных и несториан.

– Уже 3-4 поколения ассирийцев, живущих на территориях бывшего Советского Союза, являются православными, крестятся, причащаются, венчаются в православных канонических храмах. Но одной из главных проблем сегодня, с которым сталкиваются православные ассирийцы на территориях постсоветского пространства, это заезжие миссионеры, пытающиеся на почве сохранения культуры и языка, самобытности вернуть несторианство, как дань сохранения истории и как фактор, способствующий объединению всех ассирийцев.

С православной монахиней ассирийкой г. Санкт-Петербург

Понятно, что многим приятно видеть священника, приехавшего из Ирака, но вместе с тем, заезжий батюшка вдруг начинает говорить: «Мы же несториане, вы помните?». Как вы понимаете, для меня, православного священника, на первом месте стоит вопрос спасения души, а не национальной принадлежности. Если Богу будет угодно, Он сохранит ассирийский народ. Никто ведь не отменяет любовь к родине, к национальным традициям, к лучшим назидательным примерам из истории тех народов, кровь которых течет в нас, но в погоне за национальной определенностью всегда есть риск потерять нечто несравненно более ценное – истинного Христа Бога.

– То есть Православие как таковое не может быть препятствием для сохранения национальной идентичности?

– Ни в коем случае. Ведь посмотрите, есть единство Вселенского православия, и при этом каждая Поместная Церковь имеет свои церковные традиции, особенности архитектуры, своих месточтимых святых и особо чтимые праздники. То же характерно и для православных ассирийцев. Когда-то с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром мы говорили на эту тему, и он благословил по желанию общины совершать Богослужения на арамейском языке.

– Отец Владимир, расскажите об ассирийских церковных и национальных традициях.

– Наш национальный язык – это арамейский, а это, как многие знают, язык, на котором говорил сам Христос. Сегодня кроме ассирийцев на нем никто не говорит. Только в Сирии в деревне Маалюля. Так, например, на арамейском диакон звучит как «шамаша», священник – «каша», епископ – «абуна», Крест – «слыва». Мар – означает «святой, великий». Так ассирийцы особо чтут Мар Гиваргиса – святого Георгия Победоносца, Мар Тума – святой апостол Фома, Мар Кипа — святой апостол Петр, Мар Ампрем-атурайя – святой Ефрем – ассириец.

Забавна, например, этимология ассирийского слова «шара». Все хорошо знают выражение «на шару». У ассирийцев, как и у славян, чтятся церковные праздники, и одна из градаций названия слова «праздник» звучала как шара. В этот день двери всех домов открывались настежь, и зайти мог любой – от самого богатого до самого бедного. Его радушно принимали и угощали, так и родилось «прийти на шару». Среди праздников один из самых любимых Шара Мат Марьям, этот праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

С востоковедом, профессором Петербургской духовной академии и семинарии Михаилом Юхановичем Садо

– А Новый год у Вас как отмечается?

– Ассирийский Новый год отмечают в апреле. Хотя великий, ныне уже покойный, знаток ассирийской традиции, профессор Петербургской духовной академии и семинарии Михаил Юханович Садо не находил в исторических источниках этого праздника. Старики этого праздника тоже не помнят. Новый год – понятие больше светское, народное. Видимо какой-то малой общине этот праздник понравился, и они сделали его частью своих традиций.

– А насколько ассирийцы знают свою генеалогию, свой род?

– К сожалению, немногие интересуются своим генеалогическим древом, но многие знают происхождение своей фамилии и из какой местности происходят. Лет 5-6 назад я взял диктофон, составил вопросник и пообщался со всеми нашими старейшинами. Многих из них уже нет. И всё, что они помнили с тех времён — от бытовых до религиозных нюансов, тогда записал. Я успел пообщаться и с ныне уже покойным Михаилом Юхановичем Садо, он дал мне для работы книги из своей личной библиотеки. Сейчас продолжаем общаться с его сыном.

Собственно, для этих целей и был создан сайт «Ассирийцы Золотоноши», где пытаемся собрать всю необходимую информацию о семьях, живущих в этом городе, об общине и ее традициях.

– А какая письменность сейчас у ассирийцев? Понятно, что не клинопись.

– Похожа на арабскую вязь, то есть справа налево, с огласовками, кстати, похожа по звучанию на иврит. У евреев хлеб – «лахэм», у нас – «лыхма», «Мессия» — «Мошеах» на еврейском, а на ассирийском – «Мшиха». Арамейские корни о себе дают знать.

– А отношение к женщине? Есть у ассирийцев какая-то особенность? Или всё так же, как в странах Востока? Женщина могла работать?

– Отношение к женщине всегда было уважительным. Насчёт – работать или не работать. Ассирийской женщине приходилось быть занятой на внешней работе, только если она была вдовой, или муж был болен, словом когда была беда в семье. Да и коллектив должен был быть женским, где женщина была бы под присмотром. Естественно, было преемство: если рядом нет мужа, любой мужчина, который ей был ближе, например сын, брат или отец, брал женщину на поруки, чтобы она не расхаживала сама по рынкам, по работам, а только в сопровождении мужчины или зрелой женщины. Пойти куда-то в одиночку — такое просто-напросто отсутствовало. Весь социум следил за моральным обликом своих членов. Это было делом чести всей общины. А уже глядя на местные обычаи, изменились обычаи и у нас.

Отец Владимир с детьми ассирийской общины г. Киева

– А какое отношение к представителям других национальностей? Насколько охотно допускались браки с представителями других народов?

– Изначально такие браки порицались. Наши предки всеми силами старались таких браков не допускать, искать супругов «среди своих». Для этого поддерживалось общение между городами, общинами. Ездили на праздники из Золотоноши в Нежин, из Нежина – в Прилуки, из Прилук – в Киев. Искали невест. Но над этим трудились старшие, молодёжь таким не занималась. Сейчас много смешанных браков.

– Сколько человек насчитывает ассирийская община в Украине?

– Сложно сказать. Самая большая община конечно в Киеве, это несколько тысяч человек. Есть общины в Золотоноше, Нежине, Прилуках, Запорожье, Львове, Виннице. Первые ассирийцы приехали в Украину еще в середине XIХ века, покидая обжитые территории Османской империи. У многих были иранские паспорта.

– Для Вас национальная принадлежность к ассирийскому народу — это радость?

– Для меня — конечно, да. Хотя пока в школе учился, мне было всё равно, что у меня в паспорте будет написано в графе «Национальность». Думал, чтобы отца не обидеть, запишусь украинцем. Но в период взросления появилось какое-то ментальное ощущение. Если принимать во внимание не религиозный, а национальный фактор, то однозначно — мое мировоззрение Востока. Но именно через самоидентификацию я и пришел к Богу.

В 19 лет мне попалась в руки книга «История древней Ассирии» Д. Садаева. Книга была маленькой, в советские времена напечатанная, в которой были ссылки на древние источники, философию, в том числе и на Библию. Меня это сильно увлекло. И вот так потихоньку через изучение библейской истории своего народа я пришёл к Церкви, став православным священником.

Беседовали Наталья Горошкова,
Дмитрий Марченко

Традиции ассирийцев – новогоднее дерево и тайны амулетов

При упоминании ассирийцев как народа многие люди обычно отождествляют их с древней цивилизацией, жителями государства Ассирия, что прекратило существование ещё в VII веке. Тем не менее предки ассирийцев и сегодня живут на родных землях, что сегодня занимают территории Ирака, Сирии, Ирана.

Особенно интересно взглянуть на изменения, что произошли в культуре ассирийцев, ведь за многие столетия у народа поменялись и быт, и религия, и нравы. Какие же традиции древних и современных ассирийцев заслуживают особого внимания?

Женский и мужской костюмы знатных ассирийцев.

Верность амулетам

Начать свой рассказ я бы хотела со знакомства с древней культурой Ассирии. В своих трудах советский исследователь И.Дьяконов писал, что быт ассирийцев значительно изменился после времён царствования Хаммурапи и его соратников.

Если при великом царе знатные люди Ассирии вели скромный образ жизни, не стыдились встать за плуг или выполнить грязную работу, то в более поздний период разница в социальном статусе ассирийцев стала очень заметной.

Богатые ассирийцы предпочитали жить в абсолютной роскоши, окружая себя лишь самыми дорогими и красивыми вещами. Интересно, что среди разных слоёв ассирийского общества существовало единое, чётко установленное правило. В обычные дни женщины и мужчины могли собираться за одним столом, однако на праздничных пиршествах должны были находиться в разных комнатах.

Древние ассирийцы были суеверным, религиозным народом. В их жилищах нередко размещалось несколько амулетов от злых духов. Такие обереги представляли собой статуэтку божества, вырезанную из дерева или отлитую из ценного металла. На изображении часто выписывались слова заклинания, что отпугивало все тёмные силы от дома и его обитателей.

Даже покидая своё жилище, ассирийцы брали с собой священные амулеты. К примеру, знатные люди пришивали золотыми нитями к своему костюму магические эмблемы богов: диск с четырьмя лучами (символ солнца), полумесяц Сина, молнию божества грозы Адада.

Ассирийские женщины, выходя на улицу, непременно брали с собой пёстрое покрывало, украшенное вышивкой – им закрывали лицо. Украшением мужчин считалась аккуратная бородка. На старинных изображениях без неё показаны лишь евнухи при дворе.

Современные ассирийцы в национальных костюмах

Свадебные традиции ассирийцев

Несмотря на то, что со времён расцвета Ассирии прошло много веков, некоторые обычаи ассирийцев сохранились до нашего времени. Воздействию времени и перемен не поддался семейный уклад, заведенный у этого народа.

Издавна традиционная ассирийская семья является патриархальной. Кормить семью обязан мужчина, а женщине отводится роль хозяйки и матери. Я хочу отметить, что и сегодня многие ассирийцы считают, что несчастная женщина – та, что осталась без мужа, а значит, вынуждена сама добывать средства к существованию.

С самого рождения девочка считается «собственностью» своего отца. Ассирийцы считают, что получить невесту можно лишь после уплаты выкупа за неё. Интересно, что жители равнинных мест предпочитали воровать своих возлюбленных, а вот горные ассирийцы в знак своей любви дарили кольцо. Невеста могла или отказать, вернув кольцо влюблённому мужчине, или принять его, надев на палец.

Если сватовство проходило успешно, то можно назначать дату свадьбы. Чтобы союз был удачным и счастливым, ассирийцы обращаются за помощью к астрологу, что и указывает, какой день наиболее благоприятен для молодых.

«Неблагоприятным» браком считался союз с представителем иной нации. Обычай этот сохранился до середины XX века. Чтобы найти достойную пару сыну или дочери, ассирийцам приходилось странствовать по соседним деревням в поисках соплеменников.

Праздники ассирийцев

В наши дни праздники ассирийцев тесно связаны с их религией, однако есть и такие даты, которые выдают отголоски языческого прошлого. Например, 1 апреля. Именно в этот день ассирийцы отмечают приход нового года, а называется он Хаб-Ниссан. История этого праздника берёт начало в древности.

В Месопотамии именно с приходом апреля начинался разлив двух рек, что влияли на судьбы людей, – Тигра и Евфрата. Первый день месяца считался началом новой жизни, что предвещала очередной год работ на полях, процветание и надежды. В этот день жизнь одерживала победу над смертью.

Меня поразило одно из предположений учёных о празднике Нового года у ассирийцев. По мнению историков, главный символ, знакомый всем нам (а именно – новогодняя ель), появился именно в Ассирии. В древнем государстве приход нового года отождествляли с ярким деревом, усыпанном плодами (сегодня их заменяют яркие шары).

Более того, слово праздник ассирийцы произносили как «шара», то есть приглашение на него в нынешней интерпретации могло звучать как «на шару». Быть может, именно благодаря ассирийцам появилось такое разговорное выражение, что значит получение бесплатных угощений или подарков?

Не только приход нового года, но и многие другие праздники поныне популярны среди ассирийцев. Среди них стоит выделить Мат Марьям, который отождествляется с Успением Богородицы. В этот день ассирийцы посещают храмы и священные места, а сам праздник считается символом благодарности ко всем женщинам.

Празднование Нового года у ассирийцев попадает на начало апреля

Как видите, ассирийские традиции позволяют нам сделать удивительные открытия. Есть предположение, что именно благодаря ассирийцам зародились многие мусульманские обычаи, известные нам сегодня. Это и разделение занятий ля мужчин и женщин, и требование закрывать лицо девушкам и женщинам. Без сомнения, культура ассирийского народа – это неисчерпаемый источник древних традиций, где ещё осталось немало тайн.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Ассирийцы — культура и жизнь древнего народа в современном мире

Передняя Азия — удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.

Где живут (Территория)

Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. В России их проживает около 11000 человек. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось еще в прошлом веке.

История

Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви — сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты — башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» — сборник сказаний, рассказов и легенд.

Фольклор

Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях — это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Жизнь

Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря — все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость — это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

Традиции

Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Религия

Условно ассирийцев можно разделить на представителей:

  • Ассирийской церкви Востока;
  • Халдейской католической церкви;
  • Православных.

Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.

Язык

Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.

Жизнь в разных местах/странах

В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются — велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев — значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети — как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Одежда

Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного — большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Еда

Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Путь к Богу – история православного ассирийца

Священник Георгий Максимов: Здравствуйте. В эфире передача «Мой путь к Богу». О тех людях, для которых выбор в пользу Православной Церкви стал событием, которое делит жизнь на «до» и «после», ради которого им пришлось от многого отказаться, многое переосмыслить. Что движет этими людьми, что дает им силы – мы беседуем с нашими гостями.

Сегодня у нас в гостях – Авдий. Он представитель народа ассирийцев, которые входят в семью российских народов, и которые начали переселяться на территорию Российской империи довольно давно, и это было связано, в том числе, и с желанием сохранить свою жизнь, потому что они, в основном, жили в мусульманском окружении, эта жизнь была непростая, небезопасная.

И также это было связано с деятельностью Урмийской православной миссии, о которой в наше время, к сожалению, мало кто знает, но которая дала много плодов. Может быть, для начала, поскольку у нас это такая малоизвестная страница истории, вы рассказали бы вкратце, как произошло переселение на территорию Российской империи ассирийцев, и о самой Урмийской миссии.

Авдий Биджамов: Урмийская миссия находилась в городе Урмия. Это на запад от озера Урмия в Персии. Ассирийцы жили там довольно-таки давно. После разрушения империи не все рассеялись по земле, многие остались жить в тех местах. Территория, которая граничила с Персией, это также известное озеро Ван.

Важно сказать именно о плодах, которые Урмийская миссия принесла. Конечно, кто-то пришел в Православие из несторианства, кто-то пришел из каких-то других конфессий, кто-то был крещен в Православии, а потом узнал о своей вере, кто-то находится в сектах, случаев, на самом деле, очень много.

Когда Урмийская миссия приехала туда, то ассирийцы находились под гнетом мусульман, они были очень унижены и обижены той жизнью, которую они вели, их менталитет менялся. Как подчеркивает Ольга Ходоковская в книге о Пимене, который позже стал начальником Урмийской миссии, ассирийцы очень были рады, что русские пришли к ним на землю. Потому что благодаря именно Русской Церкви, мы можем обрести Спасение, мы можем найти помощь.

Какую же помощь ассирийцы нашли? Обрели они Истину. Так же, как Истину обрел я и многие другие ассирийцы, мы не стесняемся об этом говорить. Нашли мы разными путями, благодаря, естественно, Господу.

Я ходил в Ассирийскую Церковь Востока, но до этого моя жизнь складывалась по-разному.

– Не могли бы вы немножко рассказать, что из себя представляет Ассирийская Церковь Востока?

– Ассирийская Церковь Востока – это очень интересная Церковь. В нее входили все жители Востока: в ней были арабы, ассирийцы, евреи и православные.

– Те, которые на территории Персии проживали.

– Те, которые на территории Персии, в Ктесифоне и других разных городах.

– То есть, это очень древняя Церковь.

– Это очень древняя Церковь, да. Она входила в часть Антиохийской Церкви. То есть там был католикос, который подчинялся Антиохийскому Патриарху. Отношения были прекрасные. Несмотря на то, что географически местоположение было не столь удобное, были войны, но Церковь жила. И как она являлась Телом Христа, так она была жива.

И как Христос говорит: «Создам Церковь Свою, и не одолеют её врата ада», – так и Церковь Христова, Церковь Востока, эта часть Антиохийской Церкви не была отделена, она жила и существовала, и никто не смог победить её.

Но важно подчеркнуть, что в 431 году произошел собор, осудили Нестория, на ассирийском языке говорят «Nestorius». Это человек, который почитается святым в этой Церкви. В Церкви Востока есть и литургия этого человека. Несторий осужден Церковью, и каждый почитающий этого человека также осужден Церковью – нашей святой Православной Церковью.

И так как я нашел Истину в этой Церкви, я свидетельствую, что это та Истина, благодаря которой мы спасаемся, благодаря которой мы можем понимать, что вообще происходит рядом с нами.

Также важно сказать об учителях Нестория – это Феодор Мопсуестийский, Диодор Тарсийский, это те люди, которые внесли свой вклад в богословие Нестория. Богословие Нестория состоит из нескольких вещей.

Первое – это две кномы, «кномы» переводится как «ипостась». Они разделяют Христа надвое: это человек и Бог. Они говорят, что Он не соединился, как мы учим, они говорят о том, что было соприкосновение природы человеческой и Божественной.

Они не называют (некоторые называют) Богородицу – Богородицей. На самом деле, они говорят, что Богородицу нельзя называть Богородицей, потому что в ассирийском языке нет таких слов, мы не можем её так называть.

На самом деле, есть. «Матерь Божья» звучит как «Yaldath Alaha», а «Богородица» – «Emeh Alaha». Эти слова не снижают величия и достоинства Пресвятой Владычицы Богородицы. И, на самом деле, мы можем найти в Пешитте – в ассирийском переводе Библии – именно то название, которым называет Богородицу, например, её сестра Елизавета.

Елизавета в стихе Евангелия от Луки 1:43 говорит, что «Ты – Матерь Господа». Какого Господа – это понятно.

К сожалению, в VIII веке произошел определенный раскол. То есть 50% ассирийцев отделились от Православной Церкви и стали величать себя Церковью Востока. То есть, они никогда не назывались Ассирийской Церковью Востока.

Другая часть стала Ассирийской Православной Церковью и впала в ересь монофизитства. 25% остались православными христианами. Эти последние до 800-х годов имели своего католикоса, которого потом убедили поддержать ересь несторианства.

После падения в ересь несторианства Антиохийский Патриарх рукоположил другого католикоса. Он оставался там с православными ассирийцами, переезжая из города в город.

Православные ассирийцы имеют очень большое наследие. Это святой Исаак Сирин, это святой Ефрем Сирин. Это, например, Иоанн Златоуст, великий светильник веры, трудами которого мы пользуемся.

– Расскажите, как лично вы приняли решение прийти в Православную Церковь? Потому что, как я понимаю, вы с юных лет привыкли осознавать себя членом этой Ассирийской Церкви Востока. Что вас подтолкнуло как-то переосмыслить ваш путь?

– На самом деле, с юных лет я не был в Ассирийской Церкви Востока. Я был крещен в Православной Церкви, так же, как и многие из ассирийцев. Но я не был воцерковленным человеком. У меня было какое-то свое мнение, связанное с разными философскими взглядами или какими-то другими.

Я обычно жил, как большинство живет, без веры, к сожалению, осознавая, что смысла в моей жизни нет. Но жизнь продолжалась, я открывал для себя много нового, стал ходить в Ассирийскую Церковь Востока. Мне это очень понравилось.

Ассирийцы почему посещают Церковь Востока? Мои братья, сестры, которых я очень люблю, уважаю и почитаю, мои любимые родственники, они посещают эту Церковь по нескольким причинам.

Первая – это народное единство. К сожалению, народное единство приводит нас к тому, что мы относимся к абсолютно разным конфессиям: это ассирийцы-католики, это Ассирийская Православная Церковь, это монофизиты, отпавшие от Вселенской Церкви, также это Ассирийская Церковь Востока, это Православная Церковь, это Халдейская Церковь, это Ассирийская Католическая Церковь. Это большое количество разных церквей, и все люди ходят туда, не зная богословия, особо не разбираясь в этом.

Я ходил туда, потому что мне там нравилось, мне нравились люди, которые там находятся. Да мне и до сих пор они нравятся, у меня нет к ним какого-то отвращения, я их люблю, уважаю. Я намного хуже них, веду намного худшую жизнь, но всё же нужно сказать о вере. Именно о вере и о делах.

Какая же вера там? Я буду судить по себе и по многим тем, кого я знаю: веры особой в Бога не было. Я не считал Христа, например, Господом моим. Я как-то с детства слышал, возможно, тезисы такие, что Христос – мой Бог, но не воспринимал их всерьез. Я, например, не знал, почему Богородица – Богородица. Много вопросов таких было, но ответов я на них не искал, потому что мне это было неинтересно.

Что происходило дальше? Я просто смотрел на то, чем вообще люди там занимаются: люди молятся Богу, Бога любят. Но какого Бога? Мне не хватало знания, мне не хватало понимания этого. Я не стал углубляться в это. Почему? Господь меня вел к совсем иной жизни. И Он привел меня в Православную Церковь.

И есть два пункта, по которым, например, я ходил туда. Мне нравилось богослужение на ассирийском языке, оно прекрасно и красиво для меня лично. Потому что любовь к народу – она дана, но вопрос – что с этой любовью мы делаем.

Если мы проповедуем, если мы помогаем своему народу – это хорошо, а если мы делаем что-то разрушительное для своего народа из любви к нему, то это плохо, это фанатизм. И получилось так, что я ходил всего из-за двух вещей, как я уже сказал: это любовь к своему народу и прекрасные песнопения.

В нашем народе распространен праздник Шара. И этот праздник с древних времен проходит в честь определенных святых. Например, Шара Мар Гиваргис. Мар Гиваргис – это святой Георгий Победоносец.

Ассирийское предание, предание наших православных ассирийцев и вообще ассирийцев в целом (его почитают ассирийцы всех конфессий) говорит о том, что он был ассириец, так же, как и его сестра Нина. Именно та Нина, которая принесла веру в Грузию. Нина, считающаяся равноапостольной, святым человеком.

На праздник Шара Мар-Гиваргис собирается ассирийский народ, молится и празднует, накрыты столы, танцы, все рады тому событию, что святой угодник ушел на тот свет, что его Бог принял. Сейчас, к сожалению, этот праздник потерял смысл. Люди приходят, но мало кто понимает, в чем смысл.

Те люди, которые ходят в Ассирийскую Церковь Востока, те, кто служит – дьяконы, священники, – они, конечно же, понимают, что это такое. Но не все, например, из моих родственников, близких, которых я лично знаю, и даже часто спрашиваю их, а в честь кого праздник, а кто он такой, но, к сожалению, ответов я не получаю.

Также я не получал ответа на то, что мне было интересно. Я не понимал, почему Богородицу мы не можем называть Богородицей. Если Она родила не Бога, то кто Он тогда? И я заинтересовался этими вопросами, я искал и нашел Истину здесь, в Православии.

– А как произошло открытие для вас Православия?

Я не могу сказать, что в Ассирийскую Церковь Востока я ходил часто, что открытие Православия произошло именно через эту церковь. Я очень слезно молил Его открыться. Я не знал, какой Он, и кто Он такой. И вот он открылся мне в Православной Церкви.

Я искал смысл жизни. У меня был учитель по естествознанию, и он говорил мне о том, что есть абсолютная истина и относительная. Говорил, что вся наука – это относительная истина, и только один процент из ста – это истина абсолютная, это медицина, а всё другое – ложь, и абсолютной истины не может быть в этом мире. То, что неизменно, вечно, бесконечно, его быть в этом мире не может, оно не может существовать.

Я думал, как не может? Тогда мы все лжем, любой наш тезис – это ложь. А как её не может быть? И оказалось, что это не так, оказалось, что Истина есть. И как мне это помогло…

Я начал увлекаться христианством. Именно увлекаться, потому что другое слово я не подберу. Я не относился к этому настолько серьезно. Я слушал разных адвентистов и других сектантов.

Но однажды мне послали видеозапись одного Божьего угодника. И как сказал мой любимый отец, иерей Валентин, Господь так возлюбил его, что по своей великой любви дал ему венец мученичества. Это прекрасный человек, иерей Даниил Сысоев. Этот человек открыл для меня ту абсолютную Истину, которую я искал.

Например, когда я спрашивал в Церкви Востока, чем отличается от русской церкви наша церковь, ассирийская, то мне не давали на это ответ. Мне сказали, что ты можешь ходить и туда. Мне не говорили, что есть разница. А когда я пришёл в Русскую Православную Церковь, мне сказал отец Даниил Сысоев: разница есть, туда ходить мы не можем и так далее.

Хотелось бы привести в пример слова архимандрита Серафима, это прекрасный человек, настоятель общины ассирийской Грузии, также в общину входят и другие национальности, но 95% – это ассирийцы. Его паства насчитывает четыре тысячи человек. Ассирийская паства попросила у Патриарха Илии, чтобы он назначил кого-то им, чтобы он руководил духовной жизнью, помогал им. И он дали им архимандрита Серафима.

И этот столп Истины как раз говорит очень прекрасные слова. Он говорит, что за нашу нацию Господь после нашей смерти не спросит, за нашу фамилию Господь после нашей смерти не спросит – Он спросит о наших делах, о нашей вере. То есть, роль национальности среди ассирийцев разных абсолютно конфессий слишком преувеличена. И как бы ни считали мы, что, возможно, это нацию уничтожит, нация погибнет – нация живет.

Мы можем посмотреть на православных ассирийцев в Ираке, например. Это прекрасные люди. Отец Альфред Якуб – он со своей паствой в поселении Гилани. Ассирийцы жили в Ираке много веков, и там остались жить православные ассирийцы. Они живут там, и это нормально. Идентичность сохраняется, праздники Шара, как я уже говорил, празднуют, любовь есть абсолютно ко всем.

Надо понять, что наша духовная жизнь начинается именно с веры. А какая должна быть вера? Вера должна быть настоящей. Мы берем Библию, у нас у всех один источник, и мы по ней смотрим, какая должна быть вера.

И отец Даниил сказал, что то, что написано в Библии, есть то, что в богословии называется Consensus patrum, это «согласие отцов». И то, что написано в Библии, есть абсолютная Истина, неизменная, вечная. Всё другое – ложь.

– А современные православные ассирийцы, которые вам знакомы, они православные из-за того, что являются потомками тех, которые обратились еще при Урмийской миссии, или больше тех, которые в настоящее время самостоятельно находят путь в Православную Церковь?

– На самом деле, это вопрос. У меня родственники были, которые относились к Ассирийской Церкви Востока. Много родственников ходили туда. Я, как уже говорил, нашел место здесь, вот моя истинная Церковь, оплот веры, столп Истины, как говорит об этом Библия.

Ассирийцы были вообще очень разные: одни были католики – они стали православными, другие были монофизитами – стали православными, другие относились к Ассирийской Церкви Востока – также стали православными. А были те, кто всегда были православными. У нас есть Антиохийская Церковь, куда относятся ассирийцы, у нас есть Александрийская, Константинопольская.

Но Церковь наша едина. Она едина, мы питаемся из одной чаши. Эта духовная связь абсолютна, она более важна, чем национальность.

– Вы упомянули, что многие ваши родственники до сих пор принадлежат к Ассирийской Церкви Востока. Как они отнеслись к вашему выбору: поняли ли они его, уважают, или же они отнеслись к этому с непониманием, враждебно, может быть?

– Возможно, я допускал какие-то ошибки в диалоге с ними, за что прошу прощения у всех, потому что я – человек молодой, и можно сослаться на мой возраст. Принимают все по-разному: кто-то принимает хорошо, а кто-то – не очень.

С некоторыми я перестал общаться из-за того, что пришел в Православие. Почему? Потому что мы говорим, что Православие – это абсолютная Истина, и нет другой истины вообще нигде. А с другими стал общаться, вне зависимости от этого.

Можно привести пример многих людей, у которых остались друзья в разных других конфессиях, так же и у меня. Родственники мои ходят туда, какая разница мне? Я их люблю, какая разница? Вера их мне не мешает с ними общаться.

– Если ассириец становится православным, то это не встречает какого-то непонимания со стороны его окружающих?

– Если он критикует Ассирийскую Церковь Востока, то непонимание, конечно, есть. Если он её не критикует – непонимания нет.

Сама Церковь говорит, возьмем, например, документ 2000-го года, отношение к инославию – там написано, что Ассирийская Церковь Востока отпала вследствие ереси несторианцев. Это не мои слова. Я на них ссылаюсь, да.

Меня можно ругать, меня можно любить, можно звонить моим родителям постоянно и говорить о том, что «Ваш сын критикует нас, как он может? Родственники находились в этой Церкви». Да, находились в этой Церкви. Но из этого же не исходит, что они были правы, нет.

Хотелось бы сказать о тех тяготах, которые несут ассирийцы, они небольшие, но они есть. Православные ассирийцы, как говорит архимандрит Серафим, наш любимый монах, нуждаются в том, чтобы у них было богослужение на своем родном языке. И тогда подтянулись бы другие ассирийцы, потому что это им интересно.

Национальная самоидентификация, она присутствует с детства, с воспитания. И она может обратиться в очень благое дело – привнесение православной веры человеку. Если бы Патриарх дал нам эту возможность – священника, который молился бы на ассирийском, то к нему бы приходили.

– Это живой язык среди современных ассирийцев?

– Всего два места в мире есть: это Малюля в Грузии и маленькое село Канда, где на ассирийском языке восхваляют и славят Господа нашего. У меня есть информация о том, как это происходит именно в Грузии.

Архимандрит Серафим является священнослужителем именно этой Церкви – Грузинской Православной Церкви, был рукоположен Илией Вторым. Есть монастырь тринадцати ассирийских отцов. Тринадцать ассирийских отцов – это те люди, которые принесли веру в Грузию, они находятся в святцах Грузинской Православной Церкви.

Это те люди, которые были посланы, благословлены Симеоном Столпником-младшим на проповедь в стране грузинской. И в честь них, этих великих столпников, учителей, о которых так наслышаны грузины, открыты множество монастырей, храмов, в честь них открыли Монастырь тринадцати ассирийских отцов, находящийся в деревне Старая Канда.

И вот в этом маленьком-маленьком месте сейчас восхваляют Бога на ассирийском языке, и туда приезжают из разных стран: из Франции, Италии, Ирака. То есть паства архимандрита Серафима, настоятеля этого храма, она, на самом деле, немаленькая. К нему в неделю, в две приезжают ассирийцы, да и не только ассирийцы, вообще другие люди православные, из других мест.

– А среди тех ассирийцев, которые в России живут, ассирийский язык живой? Вы общались, допустим, в семье на нем? Насколько сами ассирийцы, те, которые живут в России, насколько они хранят этот язык, насколько они его понимают? Чтобы не возникло ситуации, например, что священник начнет служить, а сами же ассирийцы православные, предположим, вдруг бы не поняли, о чем идет речь.

– Из старшего поколения, если Ассирийскую Церковь Востока взять, язык знают очень многие. Молодые, конечно, мы ленимся узнавать что-то. Но язык еще жив. Он жив и трудами очень многих жив. Вклад в это внесли Ассирийская Церковь Востока, другие конфессии. Также православные ассирийцы, они тоже не забывают вносить свой вклад.

Я, например, не знаю ассирийского языка. Я не знаю, но мои братья и сестры знают, им это интересно. Также им интересно то, чтобы ассирийцы были рядом с ними. И это может привлечь их в церковь, это и привлекает их в церковь. Они ходят общаться. А где еще им общаться? Они ходят, посещают, молятся.

– Спасибо большое вам за рассказ, за свидетельство. Дай Бог, чтобы и другие люди, которые ищут истину, нашли бы ответы на свои вопросы.

Каждая трава на своем корне растет* эксклюзив

*ассирийская пословица

Эти два народа подверглись жесточайшему геноциду и были практически стёрты с лица земли более ста лет назад, но смогли выжить благодаря бегству в Россию.

Лишенные Родины

При упоминании этих народов в сознании многих всплывают картинки из учебников по истории: древний Вавилон, Сирия, Аккад… Спросите, какое отношение ко всей этой восточной сказке имеем мы? Благодаря Российскому государству, которое исстари формировалось как многонациональное и защищало самобытность самых разных народов, свое спасения от гонений здесь нашли и эти два весьма древних этноса.

Один из них говорит на современном диалекте языка Христа, другой ведёт свой род от древних вавилонян и является настоящей загадкой для исследователей-востоковедов.

И оба, будучи оторванными от своей земли, обрели в России родину, которая позволила им сохранить веру, традиции, обычаи и уникальную культуру.

Потомки древней цивилизации

Их величают айсорами или атурая. Этноним «ассирийцы» возродился не так давно — в память о предках, живших в Месопотамии, говоривших по-арамейски и принявших христианство ещё в I веке. Религия помогла не раствориться в среде мусульманского, зороастрийского и иудейского начал. В домонгольское время Ассирийская Церковь Востока (несторианского толка) даже вела миссионерскую работу в Азии. В арабском халифате атурая считались лучшими учеными, врачами и дипломатами, занимали высокие посты при дворах.

Однако это не спасло народ от притеснений. Начали арабы, оккупировавшие сирийские земли в середине VII века. Продолжили турки и курды с XV века. Ассирийцы бежали в неприступные горы между Турцией и Ираном. Часть жила в городах Эдессе, Диарбекире, Мосуле, занимаясь ремеслами. Спокойной жизни искали и у нас. В Армении и Грузии ассирийцы поселились после русско-персидской войны 1826—1828 годов.

Выкорчевать «сорняки»

Во время Первой мировой войны, будучи на службе в российской армии, они участвовали в персидском походе и боевых действиях на Кавказском фронте. Для турков это станет поводом для начала в 1914 году массовой резни живущих в Османской империи «мятежников». Один из идеологов партии «Единения и прогресс» Бехаэддин Шакир скажет:

«Народы, доставшиеся нам от прежних времен, представляют собой чуждые и враждебные сорняки, которые нужно выкорчевать без жалости».

А это ни много, ни мало пятая часть населения страны. Символом единения ассирийцев в эти сложные годы станет патриарх Мар Беньямин Шимуна, друг России на Ближнем Востоке. Ещё в 1906 году, предчувствуя обострение отношений с Турцией, российский служащий Термен спрашивал у него: «Какую позицию займут несториане в случае ожидаемого конфликта?» Мар-Шимун ответил:
«Если Россия займёт Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула. 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для обороны ассирийцев».

Не услышанный голос

К 1915 году идею опоры на Россию разделяли многие ассирийцы. Поэт и публицист Фрейдун Атурая (Бит-Абрам) в апреле 1917-го составил «Манифест свободной Ассирии», в котором призывал к созданию национального государства в союзе с Россией. Однако Первая Мировая и Февральская революция внесли свои коррективы.

В конце войны ассирийцы восстанут против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание подавят, после чего сотни тысяч ассирийцев уничтожат, а десятки тысяч бегут на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки. Погибнет от рук заговорщика и Патриарх.

Резня 1914-1918 годов унесла жизни по разным оценкам от 200 до 700 тысяч ассирийцев — треть этноса. Причем около 100 тысяч из них убили в соседней Персии, куда турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев истребили иранцы в городах Хой и Урмия. Этнические чистки продолжались и впоследствии.

Ассирийцы не получили собственного государства на Ближнем Востоке – их голос не был услышан союзниками из Антанты. Их земли были опустошены, а населенные пункты заселены курдами. Из Турции тысячи ассирийцев бежали в Россию и образовали здесь крупные общины.

Возвращение к истокам

Сегодня в мире около 2 млн ассирийцев. Общины есть в Иране, северном Ираке, Сирии, Турции, Ливане, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Живут сплоченными сообществами. Браки с представителями других народов редки.

В России с численностью ассирийцев сложилась интересная ситуация — по переписи населения 2010 года насчитывается более 11 тысяч ассирийцев. Но при этом более 60 процентов из них назвали ассирийский своим родным языком.

В Москве есть община Ассирийской Церкви Востока, первым священником стал Исхак Йосиф, ныне епископ Северного Ирака и СНГ. Почти десять лет назад в Москве построили храм. Сегодня ассирийцы ведут активную общественную работу, помогают христианам Ближнего Востока, ставших жертвами «Исламского государства».

Поклоняющиеся «Павлину»

Ужасы геноцида пережили и езиды. Согласно церковным источникам, за 12 веков этническую чистку в отношении них проводили 72 раза.

Эта этноконфессиональная курдская группа исповедует езидизм — вероучение, вобравшее в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. На протяжении веков езиды старались жить автономно, оберегая свой мир. Возможно, именно их закрытость и необычное мировоззрение приводили к враждебному восприятию окружающими народами и преследованиям. Спасаясь от гонений в Ираке и Сирии они оказались в пределах России — на Кавказе.

В доме каждого езида есть изображения павлина. За него, собственно, езидов и не любят представители других религий. В образе этой птицы потомки вавилонян поклоняются одному из ангелов единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан, – Малаку Тавусу.

Езидизм — одна из самых загадочных и малоизученных религий. Она представляет собой сложный сплав верований и мифологических представлений, носителями которых являются только езиды.

По легенде, Малак Тавус отказался поклониться первому человеку, за что оказался в аду. «Ангел-павлин» томился там 7000 лет и так горько плакал, что затопил преисподнюю слезами. Бог вернул бывшего грешника на небо, а ад закрыл. Средневековые богословы считали, что «ангел-павлин» — дьявол, и обвиняли езидов в сатанизме. Расхожее предубеждение в «Путешествии в Арзрум» опроверг писатель Александр Пушкин, в эпоху которого в России езиды и появились.

Защищая Армению

Самым катастрофичным событием для этноса стала «чистка» неугодных народов в Османской империи.

До Первой мировой войны там жили 6 миллионов езидов, а к 1922 году остался только один!

В годы Первой мировой войны они также воевали с османами на стороне России. Поддержали восстание армян, видя в русских союзников. Одним из бойцов сопротивления был Джангир-ага: со своей 700 сабельной конницей вместе с армянскими войсками он разбил турецкие отряды в битвах при Баш-Апаране и Сардарапате. Это отрезало дальнейшее наступление турок на российскую Армению.

С надеждой на будущее

В мире сегодня около двух миллионов езидов. Они живут в северном Ираке, где находится их святилище Лалеш, а также в Сирии, Иране, Турции, Европе, США и Канаде.

В России их общины есть в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области. Самая большая обосновалась в древнем русском городе Ярославле, где с 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». В 2009 году Минюст России признал религию езидов на территории нашей страны официальной.

После геноцида, который в отношении езидов в 2014 году устроили террористы запрещенного в России так называемого «Исламского государства», езиды в разных странах начали создавать национальные организации — для защиты своих прав и интересов.

Первая такая организация — «Езидский конгресс» — появилась в 2016 году в России.

У нас также действует езидский телеканал Lalesh TV и новостной портал ezidinews.ru, освещающий события о езидах всего мира.

Езиды хорошо сохранили свою самобытность: язык, обряды, традиции и культуру. Это очень сплоченный, замкнутый и жизнерадостный народ.

Свидетели истории

«…В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее».

А.С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум»

Тэги

  • ассирийцы
  • езиды
  • присоединение
  • Россия

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *