Армяне в Крыму

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268′
    E 34° 45.60′
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337′
    E 34° 53.109′
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой…

    «Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…» — с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы — армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине — колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий — землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад — тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты — архитектурные детали, предметы быта — выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д’Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067′
    E 35° 3.739′
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских — Сурб Стефанос. На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • История армян Крыма

    Крымский полуостров занимает особое место в армянской истории. В определенный период эта сказочная земля стала одним из основных центров эмиграции и компактного проживания наших предков, дав развитие крупной и активной общине.

    Крымские армяне традиционно славились как превосходные всадники, строители, купцы, ювелиры, земледельцы, а впоследствии — деятели науки и культуры.

    К I веку до н. э. Боспорское царство, располагавшееся на территории Керченского и Таманского полуостровов, противостояло Риму в союзе с армянским царем Тиграном Великим, который находился в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором — понтийским царем, приходившемся тестем армянскому царю и отцом — боспорскому.

    Династические браки в те времена предполагали многочисленную свиту, проводившую долгие годы, а то и всю жизнь на родине новых родственников.

    Второй волной заселения Крыма армянами стал византийский период, когда василевсы ромеев стали активно селить своих подданных-армян на окраинах империи, в том числе и в административной феме Таврика.

    Периодом самой крупной волны эмиграции с дальнейшим образованием общины нужно считать XI век, когда после падения столицы багратидской Армении, Ани, наши предки стали массово попадать на полуостров и образовывать новые колонии.

    С XI века армяне расселяются на юго-востоке Крыма: в Кафе (Феодосии), Сугдее (Судаке), а позднее — в основанном крымскими татарами Эски Кырыме (Старом Крыму). В 3 км от этого города расположен монастырь Сурб Хач, построенный в середине XIV века.

    Впоследствии армяне появились и на западе полуострова, в Евпатории, и на севере, возле материка, — крупным поселением был нынешний город Армянск (в прошлом — Армянский Базар), и в центральной, степной части.

    Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII–XIV веках — во время монгольских нашествий на Армению и падения Киликийского царства. С начала XIV века армяне разворачивают в Крыму активную деятельность: занимаются строительством, ремеслами, сельским хозяйством, торговлей, открывают школы и скриптории.

    К XV веку армянская колония вошла в эпоху расцвета. Купцы активно и успешно занимались морской торговлей, о чем свидетельствуют документы генуэзцев — в то время «хозяев» Кафы (Феодосия), которая была крупнейшим владением Генуэзской республики в северном Причерноморье.

    Будучи трудолюбивыми и уживчивыми, армяне налаживали добрососедские отношения с другими народами, населяющими Таврику. К началу XV века они составляли две трети жителей Кафы — около 45 тысяч человек.

    В городе было 35 церквей, и фактически Кафа была армянской, но под управлением генуэзцев, чьи средневековые хроники называли этот край Armenia Maritima (Приморская Армения).

    О временах расцвета колонии армянский летописец XVII века писал: «В то время усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями.

    И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Эта крепость называлась Айоц-берд, часть ее уцелела до наших дней.

    Несмотря на соседство с татарами и генуэзцами, внутреннюю жизнь в колониях армяне строили по своим обычаям, канонам и законам «Судебника» Мхитара Гоша. При общинных церквях существовали школы, где изучали философию, грамматику, арифметику, риторику, осваивали искусство миниатюры.

    В 1475 году, при захвате Крыма турками, часть крымских армян погибла, многих силой отправили в Константинополь. Оставшиеся в живых не покинули полуостров. Со временем вновь оживились ремесленное производство и торговля, восстанавливались древние храмы и монастыри, открылись учебные заведения.

    Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века, и вплоть до этого времени армяне оставались самым многочисленным народом полуострова после крымских татар.

    В 1778 году императрица Екатерина II, преследуя цель ослабления влияния крымских ханов, к тому времени вышедших из-под османского влияния, отделила наиболее платежеспособную и налогооблагаемую часть населения — армян.

    По ее указу, более 12 тысяч человек были переселены в низовья Дона, где был основан город Новый Нахичевань (Ростов-на-Дону) и пять селений.

    Так крымский полуостров стал Таврической губернией. Нужно отметить, что при следующих императорах всероссийских некоторая часть переселенцев на Дон вернулась на родину.

    Отдельно нужно сказать о тех именах армян Крыма конца XIX — начала XX века, которые стали известны далеко за пределами полуострова, — художников Айвазовского и Суренянца, композиторов и музыкантов Кара-Мурзы, Налбандяна, Спендиарова, поэтов Додохяна и Анопьяна, адмирала Серебрякова и других.

    Во время Первой мировой войны, вследствие начавшегося в Османской империи геноцида армян, население полуострова резко возросло за счет беженцев, впоследствии дойдя до 30 тысяч человек.

    Как и другим народам Крыма, армянам пришлось тяжело и в годы Второй мировой войны, и в последующий период сталинской депортации. Свыше 11 тысяч человек были высланы из Крыма, в основном в республики Средней Азии.

    После распада СССР армяне стали возвращаться, и сейчас община Крыма насчитывает около 30 тысяч человек.

    Несколько интересных фактов:

    1. Выходец из Херсонеса Вардан, взявший имя Филиппик, в начале VIII века был императором Византии.

    2. Слова песни «Цицернак», которую многие считают народной, написал в 1854 году крымчанин поэт Геворк Додохян.

    3. Многие армяне подверглись языковой ассимиляции и говорили на армяно-кыпчакском языке, не имеющем письменности и относящемся к тюркской языковой группе. Единственную печатную книгу на этом языке, записанную армянским письмом, — «Альгыш Битики» («Молитвенник») — издал во Львове в 1618 году Ованнес Кармаданенц. Это первая в мире печатная книга на тюркском языке.

    4. Брат живописца Ивана Айвазовского Габриел был выдающимся ученым-историком, священнослужителем, педагогом и полиглотом. Его авторитет был настолько велик, что, когда в мае 1900 года в Европе узнали о смерти художника, парижские газеты писали, что в Феодосии умер брат Габриела Айвазовского.

    5. На юге России есть несколько сел, где донские армяне говорят на крымско-анийском (нор-нахичеванском) диалекте западноармянского языка.

    Феодосия. Фото: koktebel.netМонастырь Сурб Хач, 1358 г. Фото: krym4you.comФеодосия, церковь Сурб Саркис, 1330 г. Во дворе церкви похоронен Иван Айвазовский. Фото: videnovum.comСтарый Крым, хачкары у монастыря Сурб Хач. Фото: pravoslavie.ruАрмяне и татары в кофейне. Гравюра 1848 г.Феодосия, армянская церковь и Айоц-бердКрымские армяне, XVIII в.Церковь св. Рипсиме, Ялта, построена в 1910-1917 гг. Фото: megayalta.com.ruЭкспозиционный комплекс Крымского этнографического музея, армянский залХудожник Вардгес Суренянц (1860–1921), похоронен в церкви св. Рипсиме г. Ялты. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 г.Художник Вардгес Суренянц. «Богоматерь и младенец (Армянская Богородица)», 1895 г.Город Армянск. Фото: crimeaz.ruВардавар в Старом КрымуФото: coins.msk.ruПамятник братьям Айвазовским в Симферополе. Фото: cytisim.ru»Альгыш Битики» («Молитвенник»)

    Испокон веков, ввиду различных политических обстоятельств, армяне находили пристанище в Крыму. В исторических документах упоминается о пребывании армянского принца Вардана в Херсоне еще в VIII веке.

    Многотысячная армянская община формируется в Крыму в X-XI веках и становится второй по численности среди населения полуострова. «Более тысячи лет сыны нашего народа, будучи частью большой армянской семьи, живут и трудятся в Крыму, продолжая не только сохранять свою самобытность, но и развивать духовное и культурное наследие своих предков, – отмечает Гарегин Второй, Католикос всех армян, в Слове благословения по поводу издания книги «Крым. Армяне. Десять веков созидания». – Свидетельство тому – знаменитые школы, центры миниатюры, которые оставили нам богатое наследие, многочисленные древние церкви и монастыри, по сей день поражающие всех посетителей свой красочной архитектурой. Армянская община в Крыму взрастила и армянскому народу подарила Айвазовских и Спендиаровых».

    Как, пройдя через тысячу испытаний, армянской диаспоре Крыма удалось в полной мере сохранить свою самобытность, язык, культуру, веру? Именно харизма нации позволила армянам Крыма достойно нести свой крест, оберегать и развивать национальное самосознание. Где бы ни обосновывались армяне, они всегда верой и правдой служили государству, на территории которого жили. Десять веков созидания – таков итог тысячелетнего пребывания армян в Крыму.

    На протяжении этого времени происходили драматические и трагические события: армян притесняли, переселяли, депортировали. Но снова и снова, гонимые завоевателями, они заселяли Крым, созидая, сохраняя национальную культуру и христианскую веру. Несмотря на все перипетии истории, армянская диаспора Крыма – цельное и уникальное явление.

    Анийские предки
    Родина крымских армян, образовавших первые поселения в Крыму, – древний город Ани. Его называли городом тысяча и одной церкви. Ани пережил расцвет, завоевания иноземцев, освобождение и новый взлет, землетрясение и вторжение османских войск. Когда красавец-город прекратил свое существование, многие его жители после многолетних скитаний переселились в Тавриду, где обрели вторую родину.

    Основными центрами армянских поселений в Крыму в начальный период стали Кафа (ныне Феодосия), Сурхат (Старый Крым), Солдайя (ныне Судак), а также их окрестности. Обосновавшиеся здесь армяне развернули активную созидательную деятельность: возводили постройки, развивали ремесла, занимались сельским хозяйством, открывали школы, основывали скриптории, в которых создавались рукописи, украшавшиеся миниатюрами.

    Особые масштабы иммиграционный поток принял в XIII-XV веках. В большинстве своем это были переселенцы из Ак-Сарая (ныне Аксарай, Турция). Не желая жить под властью варваров, армяне договорились с генуэзцами о переселении на южное и юго-восточное побережье Крыма – земли в пределах современных Балаклавы и Керчи, которые в то время занимала Генуэзская фактория.

    Высокий статус
    Кафа была наиболее крупным городом полуострова. Статус армян в Кафе не имел аналогов в мировой истории. Даже влиятельному Риму приходилось идти на значительные отступления от своих правил и предоставлять армянам максимум возможностей для самоуправления, в том числе церковного. Кафа была городом трех епископатов – римского, армянского и греческого.

    Оплотом христианства в Тавриде было также древнее княжество Феодоро со столицей на неприступной горе Мангуп, занимавшее западную часть полуострова. Исследователь Тавриды, естествоиспытатель, географ и неутомимый путешественник, доктор медицины, член Санкт-Петербургской академии наук Петр Паллас пишет о нем: «С V века н.э. на южном берегу Крыма, от Алушты до Балаклавы, существовало Мангупское княжество или Готия. Его населяли греки, армяне, караимы и потомки тавров, скифов, сарматов, готов, аланов».

    В Крымском ханстве со столицей в Сурхате, занимавшем земли на северо-востоке и предгорную зону, армяне играли важную роль и наряду с греками считались «народом профессионалов». Торговля с Кафой, которую вели преимущественно армяне, была для ханства столь важна, что Хаджи Гирей I издал в 1453 году такой ярлык (указ): «Если телеги с солью, телеги с зерном и с мукой будут отправлены в Крым и Кафу, пусть не взимают с них пошлин и податей. По каким бы то ни было причинам силу и насилие, притеснение и принуждение, тиранство и беззаконие да не делают». В Крымском ханстве понимали, что присутствие армян, хорошо разбиравшихся в земледелии, садоводстве, ремесленничестве, а также врачевании, приносит большие выгоды. В этих сферах общественной жизни представители армянского народа занимали видное положение, а зачастую и высокие должности.

    Османское нашествие
    Положение армян в Крыму резко изменилось в 1475 году, когда Османская империя атаковала Кафу. Турки пытались всеми средствами обратить армян в ислам. Но в вопросах веры армяне оказались тверды как никто. Тогда подлостью и обманом турецким военачальникам удалось заманить местных армянских князей и убить. Последствия оказались катастрофическими…

    Прознав о трагической судьбе своих сородичей из Кафы, жители Солдай оказали оккупантам жесточайшее сопротивление, но ввиду того, что противник превосходил в военной силе, потерпели поражение и были большей частью уничтожены. Та же участь постигла и армянское население всего южного побережья, вплоть до Каламиты. Жестокость турок не знала предела. Все жители Гурзуфа были сброшены со скалы.

    После многомесячной осады пало и княжество Феодоро – последний оплот христианства в Крыму. Оставшиеся в живых армяне бежали с полуострова. Те, кому удалось спастись, перебрались преимущественно в Каменец, Львов, а также Молдавию. Турки разграбили полуостров, Крымское ханство потеряло суверенитет и фактически стало вассалом Османской империи. Начался новый период пребывания армян в Крыму.

    Положение христиан в мусульманском окружении было очень трудным и осложнялось многочисленными русско-турецкими войнами. Крым стал зоной конфликта больших держав. В этих военных конфликтах армяне занимали сторону России. Многие были разведчиками, выполняли функции дипломатов.

    Переселение
    После присоединения Крыма к России по указу императрицы Екатерины II крымские христиане были переселены в Приазовье. Причины тому были самые разные. В августе 1778 года христиане, в том числе более 12 тысяч армян, двинулись в сторону нынешнего Ростова-на-Дону, близ которого впоследствии был основан поселок Нахичевань-на-Дону. Донские армяне получили от Екатерины беспрецедентные по тем временам привилегии, в том числе освобождение от воинской повинности и налогов.

    Массовое переселение армян и греков имело для Крыма самые плачевные последствия. Набеги на русские земли, приносившие деньги от торговли рабами на константинопольских рынках, остались в далеком прошлом. Дань, собиравшаяся с христиан, также перестала поступать. Крым пришел в упадок.

    После учреждения в 1784 году Таврической области, а позднее, в 1802 году, Таврической губернии Российской империи в Тавриду постепенно стали прибывать армяне из Османской империи. В 1811 году в родные места вернулись более 2 тысяч донских армян. Правительство признало их право жить в Крыму, и царской грамотой крымским армянам было разрешено восстановить старые церкви и строить новые, вести церковную службу на армянском языке. Началось возрождение армянского присутствия в Тавриде. Как и предки, армяне снова занялись созидательной деятельностью, строили дома и храмы, растили детей.

    После Октябрьской революции 1917 года в основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы, в том числе два армянских. Организовывались и национальные районы, однако армянского среди них не было.

    Айвазовские
    Крым – родина Ивана и Габриэла Айвазовских. Получив образование в Санкт-Петербурге, побывав в странах Европы, Иван Айвазовский с 1845 года возвращается в Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии», – пишет он Павлу Третьякову. Иван Айвазовский активно занимается делами города, его благоустройством. Открывает школу искусств и картинную галерею, благодаря которым Феодосия становится один из центров живописи на юге России. Строит на свои средства и по собственному проекту новое здание для Феодосийского музея древностей.

    Он инициирует строительство железной дороги Феодосия – Джанкой. Выступает за расширение Феодосийского порта, публикуя открытые письма и обосновывая преимущества. В итоге в Феодосии строится самый большой в Крыму торговый порт.

    Художник добивался постройки городского концертного зала, заботился об открытии в Феодосии библиотеки. В 1887 году благодаря его хлопотам в Феодосии были начаты работы по прокладке городского водопровода. В парке у набережной по проекту художника был сооружен фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.

    В 1880 году художник открывает в своем доме выставочный зал. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

    Иван Айвазовский и его брат Габриэл, архиепископ, духовный предводитель Нахичевано-Бессарабской армянской епархии, еще в 1857 году задумали осуществить совместный проект – открыть в Феодосии армянское училище. Айвазовские активно работали над воплощением этой идеи. Художник обращался в Министерство просвещения России, к руководителям армянских общин Крыма и Нор-Нахичевана с просьбой о содействии. Усилия были не напрасны, правительство дало разрешение на открытие училища и типографии при нем.

    В 1888 году Иван Айвазовский принял участие в реконструкции одного из древнейших памятников архитектуры Феодосии – церкви Сурб Саркис. Он работал без устали, бывал в разных городах и странах, устраивая выставки своих произведений, а доходы передавал на развитие армянских общин.

    Памятники древности
    В Крыму находятся многие памятники армянской культуры. Один из них, самый значительный и крупный, – монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройки монастыря с возвышающейся дозорной башней напоминают крепость, за стенами которой можно было укрыться от иноземцев. Престольный Сурб Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в Средние века имели большое влияние. После переселения армян на Дон в 1778 году Сурб Хач утратил значение престольного, но, несмотря на это, его значение было велико. Помимо выполнения духовных функций, монастырь располагал большим хозяйством. На обустроенных террасах выращивали фрукты и овощи. При монастыре существовала гостиница, в которой останавливались паломники. Новый этап в жизни обители начался в 1992 году, когда начались работы по восстановлению монастыря. Сегодня Сурб Хач стараниями армянской общины Крыма вновь становится национально-культурным и религиозным центром.

    В лесной чаще расположен монастырь Сурб Стефан, он практически не сохранился. Ученые считают его более древним, чем Сурб Хач. Он был разрушен в результате землетрясения или оползней. Сохранились только элементы фундамента, которые позволяют предположить, что это была трехнефная армянская церковь. Вероятно, здесь проходила дорога, соединявшая в Средние века Старый Крым и Судак. Археологи считают, что оба монастыря занимали единую территорию.

    Церковь Сурб Саргис в селе Тополевка близ Судака находится в небольшой низине, частично сохранились стены и алтарная часть. Руины храма Спасителя – все, что осталось от армянского монастыря Сурб Ильи. Монастырь располагается на южной окраине села Бахчи-Эли (ныне Богатое) и упоминается многими путешественниками. На территории монастырского комплекса находился родник с целебной водой.

    В Бахчисарае на территории разоренного армянского кладбища в 90-х годах XIX века археологи обнаружили остатки пещерной церкви. В древнем Ани с такими церквями строились целые кварталы. Пещерные храмы находились и в городе Феодоро, основанном представителями армянского рода Гаврасов. Ученые считают, что в Феодоро в Средние века располагался целый монастырский комплекс.

    Церковь Св. Рипсиме в Ялте – еще один известный памятник армянской культуры. Она построена в 1905-1917 годах на средства нефтепромышленника П.О. Тер-Гукасяна в память о дочери Рипсиме. Роспись купола церкви выполнена по эскизам Вардгеса Суренянца, основоположника армянской национальной исторической живописи, жившего в Крыму.

    Армянская церковь Сурб Никогайос в Евпатории, одном из самых древних городов Крыма, существует с XVII века. В начале 1990-х годов здания церкви и церковно-приходской школы были возвращены армянской общине. Восстановить прежний облик храма оказалось делом непростым: достоверных сведений о первоначальном внешнем виде и внутреннем устройстве не сохранилось.

    Одной из ярких достопримечательностей армянской культуры в Керчи является церковь, построенная в 1857 году на средства прихожан. В 2003 году храм был возвращен верующим. С этого времени началось духовное возрождение обители.

    Памятников древности в Симферополе практически нет. Славу города составляют люди, среди них немало армян. В Симферополе жили и творили Геворг Додохян, автор бессмертной «Ласточки», художник Эмануел Махтесян, педагог Ованес Налбандян, геолог Леонид Спендиаров и другие известные крымские армяне.

    Военные годы
    Севастополь – город русской военной славы и боевых традиций. Славные страницы в историю героической обороны Севастополя во времена Крымской (1854-1855) и Великой Отечественной войн вписали и воины-армяне, проявившие исключительное мужество.

    Во время Великой Отечественной войны в боях за Севастополь 12 воинов-армян были удостоены звания Героя Советского Союза.

    В составе трижды орденоносной 89-й Армянской Таманской дивизии воевали старший лейтенант Хачатрян, лейтенант Багдасарян, старшие сержанты Арутюнян, Ростомян, Мкртчян. Большинство командиров, а также 5874 солдата дивизии в боях за Севастополь были награждены орденами и медалями, два полка получили почетное наименование «Севастопольский».

    В мае 1944 года в штурме Сапун-горы участвовал капитан Чакрян, который в рукопашном бою уничтожил более десятка гитлеровцев и героически погиб. Среди героев Севастополя – уроженец Армении грек Хаджев, который водрузил красное знамя на крыше здания морского училища. Отличившись в боях на Перекопском перешейке, звания Героя Советского Союза был удостоен гвардии лейтенант Рубен Акопян. Спустя 52 года звание Героя посмертно получил Сурен Тащиян, летчик-истребитель авиации ЧФ, сбивший 6 самолетов врага.

    Почетного наименования «Феодосийский» и ордена Красного Знамени удостоился 47-й штурмовой авиационный полк ВВС ЧФ, возглавляемый Героем Советского Союза подполковником Нельсоном Степаняном. В воздушных боях над Крымским полуостровом прославились летчики-армяне. В освобождении Таманского полуострова, Новороссийска, Одессы, Керчи и Крыма участвовал авиаполк под командованием уроженца Карабаха Сергея Сардарова.

    С боевыми действиями в Крыму и на Черном море связано имя Героя Советского Союза адмирала Ованеса Исакова. Он координировал действия Черноморского флота, включая оборону и снабжение Севастополя, руководил оперативной деятельностью Азовской военной флотилии.

    За Керчь и Феодосию в составе 51-й армии отважно сражались воины 390-й армянской стрелковой дивизии. В боях за освобождение Крыма мужество и героизм проявили войны 315-й стрелковой Мелитопольской дивизии под командованием Героя Советского Союза генерал-майора А. Карапетяна.

    Примеров мужества и доблести сражавшихся в Крыму воинов-армян не перечесть…

    Армянская община
    Социально-политические процессы в Советском Союзе в конце 80-х годов двадцатого века затронули и национальное самосознание граждан. Армяне Крыма стали объединяться.

    В 1989 году в Симферополе было образовано Крымское армянское общество (КАО) культуры «Луйс», ставшее основой самоорганизации местной армянской общины. В 1998 году была создана Лига армянских женщин «Майрик». В 2002 году в Симферополе прошел VII съезд крымских армян. Силами армянской диаспоры началось активное восстановление армянских храмов и памятников, в том числе монумента воинам 89-й Армянской Таманской дивизии.

    В 2014 году армянская община Крыма активно поддержала присоединение полуострова к России. Представители общины приняли участие в организации референдума и в создании новой Конституции Крыма. После вхождения в российское правовое поле произошла смена формата армянской общины. С целью сохранения обычаев и традиций, возрождения и развития национального языка, культуры, религии, а также восстановления памятников была образована региональная армянская национально-культурная автономия.

    По последней переписи сегодня в Крыму проживает более 12 тысяч армян, а по факту – почти 25 тысяч. Сегодня армяне Крыма – активные участники российского гражданского общества. Они представлены в органах государственной власти, работают во всех сферах экономики, получают образование в высших учебных заведениях Крыма и РФ. Проводят фестивали, Дни армянской культуры, восстанавливают исторические памятники, отмечают национальные и религиозные праздники.

    В жизни армянской диаспоры Крыма начался новый созидательный этап.

    Отдел культуры «НК»

    Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

    Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

    Монастырь на карте Крыма

    История становления обители

    В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

    Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

    Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

    Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

    Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

    Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

    Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

    Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

    На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

    Как добраться до Сурб-Хач?

    Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

    Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

    На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

    Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

    Туристу на заметку

    Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

    Монастырь Сурб-Хач

    Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

    Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

    Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

    Посмотрите обзорное видео о монастыре:

    Закладка Постоянная ссылка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *