Архимандрит Всеволод Захаров

23 января 1959 года — 20 августа 2016 года

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря

Архимандрит Всеволод (Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье. Его мать одна воспитывала шестерых детей.

В церковь будущий священнослужитель ходил с детства. Нёс послушания алтарника в Никольском соборе города Казани и иподиакона епископа Казанского и Марийского Пантелеимона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске архиепископом Курским и Рыльским Хризостомом рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году был переведен в Казанскую и Марийскую епархию. Был назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла города Зеленодольска. Активно восстанавливал жизнь прихода, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод в честь благоверного князя Всеволода Псковского. В том же году возведен в сан игумена. Постриг и возведение в сан игумена совершил епископ Казанский и Марийский Анастасий.

В 1991 году игумен Всеволод впервые посетил Раифский монастырь, на территории которого располагалось специальное училище для несовершеннолетних преступников. В 1992 году его трудами обитель начала восстанавливаться.

В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации. Член Ученого совета Волжско-Камского государственного природного заповедника.

Член Общественного совета Республики Татарстан.

Кавалер Ордена Дружбы. За содействие укреплению дружбы между народами награжден дипломами ряда международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)

За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка в июне 2002 года награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России».

В октябре 2005 года удостоен медали «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие столицы Татарстана.

Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани.

В 2007 году от имени Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года».

В ноябре 2007 года в Казани архимандриту Всеволоду был вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов».

Почетный гражданин Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ.

В январе 2009 году удостоен Благодарственного письма от премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике.

В январе 2009 года, к 50-летию со дня рождения, удостоен Благодарственных писем от Президента РТ М.Ш. Шаймиева, министра внутренних дел по РТ А.Сафарова.

За заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден орденом Русской Православной Церкви святого князя Александра Невского II степени.

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени.

За большой вклад в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 года глава Госсовета РТ — председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ.

В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью Первосвятителя Гурия Казанского и медалью «За доблестный труд». Впервые в РТ этой светской награды был удостоен священнослужитель.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви 24 декабря 2015 года удостоен юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни отец Всеволод скоропостижно скончался.

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов)

  • Игумен Гавриил (в миру — Рожнов Роман Алексеевич) родился 10 января 1984 года в городе Луганске. Отец — Рожнов Алексей Иванович, 1961 г.р., имеет высшее инженерное образование, в настоящее время является главой собственного фермерского хозяйства. Мать — Рожнова Елена Николаевна, 1962 г.р., высшее агротехническое образование, учитель биологии средней школы.
  • Крещен в 1985 году в Боголюбском храме села Козловка Воронежской области по месту проживания родителей.
  • С 1990 по 2000 год учился в Козловской средней школе.
  • С 2000 по 2005 год обучался на инженерно-экономическом факультете Воронежского Государственного Технического Университета, который закончил с отличием по специальности «Экономика и управление на предприятии».
  • С 2002 по 2004 год проходил обучение на военной кафедре при университете, по окончании которой получил звание «лейтенант запаса».
  • Женат не был, детей не имеет.
  • До поступления в монастырь посещал Боголюбский храм по месту жительства, где помогал при алтаре настоятелю — иеромонаху Иоанну. В этом храме мать факультативно преподавала «Закон Божий» и регентовала на клиросе.
  • Во время обучения в университете неоднократно приезжал в Оптину пустынь, где проживал продолжительное время.
  • Желая монашеского образа жизни, в 2005 году поступил в обитель, где проходил различные послушания.
  • В 2006 году пострижен в рясофор и зачислен в братию Оптиной пустыни. В сентябре 2007 года пострижен в мантию.
  • В декабре 2007 года рукоположен во иеродиакона, в 2013 году награжден двойным орарем.
  • В 2015 году рукоположен во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в храме Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. При рукоположении награжден набедренником.
  • В 2011 году окончил Московскую духовную семинарию.
  • В 2015 году окончил Московскую духовную академию (заочный сектор обучения). Защитил дипломную работу на кафедре Церковной Истории по теме «История строительства монастыря Оптина Пустынь в первой половине ХIХ века». Как соискатель работает над кандидатской диссертацией по той же теме.
  • В Оптиной Пустыни с 2007 по 2017 год проходил послушание помощника эконома.
  • 7 марта 2017 года указом Святейшего Патриарха Кирилла переведен в Казанскую епархию.
  • 3 апреля 2017 года указом митрополита Казанского и Татарстанского зачислен в братию и назначен экономом Раифского Богородицкого мужского монастыря.
  • 31 июля 2017 года главой Татарстанской митрополии был назначен исполняющим обязанности наместника Раифской обители.
  • 14 мая 2018 года иеромонах Гавриила (Рожнова) назначен должность наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря.
  • 6 июля 2018 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возвел в сан игумена наместника Раифской обители иеромонаха Гавриила (Рожнова)

Отец Всеволод из Раифы: «Для Бога что? Пять пальцев, какой не отрежь – всё больно»

Рубрика «А вы смотрели?», выпуск 2

Фото: Татарстанская митрополия

Есть трогательный фильм Марины Разбежкиной, он называется «Странная свобода бытия». Это не те документальные видеопортреты «звёзд», которое мы привыкли смотреть по Первому – качественные, но шаблонные. Это настоящая кинодокументалистика, где художественная мысль переплетена с реальностью. Это как бы «Несвятые святые» из мира кино. Посмотрите, не пожалеете. А мы пока расшифровали фрагменты интервью с отцом Всеволодом из этого фильма 1995 года.

«Я думаю, всё-таки Бог благословит умного человека на Руси»

Я думаю, нам надо говорить о том, что нас объединяет. Уж до того надоело говорить о том, что нас разъединяет! Что ни включишь, там Жириновский всё на раздор… Что ни включишь, там другой… Ну извините меня, соберитесь, да сделайте, чтобы всем нравилось. Не можете найти компромисса – плохие политики. Всё, плохие! Образования можно иметь и два, и три, но вот такт что ли внутренний, который мог бы…

Ну очень сложно, конечно. Вопрос государственности – это не мой уровень, но просто я со своей колокольни могу так сказать, судя по высказываниям политиков. Что один говорит – Гайдар – кажется, нормально; Черномырдин – нормально, другой – тоже нормально. Ну все умные люди, дай Бог вам здоровья, но почему же государство тупое такое?

В общем-то выходит, государство – одно из самых богатых в мире, но самое бедное. Одно из самых умных государств в мире – у нас сколько умов учёных, а оказывается, ничего делать не можем. Столько печатаем денег – нет их. Столько берём долларов – нет их. У нас говорят, по всей России ходит несколько миллиардов долларов, а всё их нет, всё их увозят. Я думаю, всё-таки Бог благословит умного человека на Руси.

«Монастырь – это дверь, которая постоянно открыта для всех»

Церковь, тем паче, монастырь – это великая врачебница душ и телес наших. И если мы дадим понять нашему народу, что монастырь – это дверь, которая постоянно открыта для всех праведников и грешников, для всех грустных и смешных, для всех в унынии пребывающих, и в смехе находящихся – для всех буквально, вот тогда мы должны быть какими? Чуткими, добрыми, отзывчивыми и понимающими людьми.

Не людьми, играющими в духовника, не людьми, играющими в монаха, а людьми, которые идут от сердца к сердцу, от души к душе. А монастырь, сейчас по крайней мере, должен служить для исцеления душ и телес, и вот мы должны всегда его держать открытым, чтобы каждый днём и ночью мог обратиться, когда ему плохо.

Не встретить здесь окаменевшие лица, не встретить здесь людей, которые ушли в свой мир, и думают, что из этого мира они могут смотреть только через окошко, нет. Мы живём среди людей, мы живём в обществе, это общество касается нас, приходит сюда, и мы должны помогать, если хотим спасти Русь Святую.

«Я рэкетирую»

Когда меня спрашивают, где я беру деньги… Я рэкетирую. Как это так? Вот так. Мне здесь руководство МВД предложило удостоверение дать рэкетёра. Вот, рэкетёр в кавычках. Естественно, мне приходится с утра до вечера ездить туда-сюда, просить. Просить, чтобы вот этот уникальный памятник архитектуры, вот эта жемчужина нашей республики (многонациональной республики, и всех сюда возят: будь ты татарин, будь ты русский, будь ты чуваш, японец или американец – всех сюда привозят)…

Государство не даёт пока – обещает, но не даёт. И я вот своими рекет-способностями стараюсь как-то. Ну Бог меня, кажется, благословляет. Потому что это всё так получается – кажется, ложишься спать и думаешь: завтра зарплата, завтра нужно покупать продукты, потому что где-то семь-десять миллионов только на кухню уходит – мы кормим всех бесплатно, включая и паломников и рабочих. Это очень сложно, когда думаешь, где же это всё брать…

А Бог даёт! Бог даёт, на следующий день привозят люди добрые.

«Если уж жить, жить сердцем»

Комсомол дал для жизни очень многое. Поэтому беседую сейчас со старыми аппаратчиками, которые были активными комсомольцами в мою эпоху… Беседуя с ними я понимаю, что они своё-то не знают, а уж хотят судить о божественном, о канонах, об уставе Церкви, об её поведении.

В беседе с ними я, конечно, задеваю вопрос, касающийся их законов, их воспоминаний. Ну и что? Я священник, я архимандрит – я знаю весь устав комсомольский, партийный устав. Нужно, видно сказать это – ну и пожалуйста.

Вот, допустим, беседую… «У вас там то…» Я говорю: «Ну что такое демократический централизм, ну что?». Он смотрит: «Ну это вот так, выборность тех…» Я ему сразу, в глаза: «Руководящее лицо на устроении комсомола… Демократический централизм: выборность всех входящих органов снизу доверху, политический отчёт…» То бишь ясно и понятно. Он глаза такие на меня! Ну извини, дорогой, что ж ты со мной споришь, ты своё-то не знаешь, и забыл.

Значит, не так тебе было дорого, не так тебе было близко, значит ты всё это сделал для того, чтобы открыть дверь, которая тебя поведёт по ступенькам вверх. Нет уж, извините. Если уж жить, жить сердцем. Если уж работать, воспринимать эту работу как работу жизнью, душой и всем своим помышлением и разумением. Если тебе для карьеры – извини, это всё уходит.

«Всех старух держала, местный авторитет была»

Мама любила пение. Ей всё нравились такие песни, более трагические. Например: «Оля цветы любила, Оля реки не боялась, Олю нашли рыбаки, Оля была у залива». Всё такое, чтобы трагически кончалось… И поёт, и сама плачет. Я: «Ну это же песни». Но всё равно человек вот сопереживает песне, это уже хорошо.

У меня бабушка тоже очень хорошо пела, но, правда, у неё ни одного зуба не было. Это очень здорово смотрелось, слышалось очень так приятно… Ей нравилась эта песня почему-то военная «Бери шинель, пошли домой». И она без зубов как-то… Это очень здорово было, мне очень нравилось, это вообще! Ни одного зуба, но нам почему-то это нравилось.

Ну дал Бог ей здоровья… Она в 85-ом умерла, ей было восемьдесят пять лет, и она ещё за несколько месяцев на велосипеде могла ездить спокойно. Да, так вот по двору: все старушки умирают со смеху, а она, значит, мчится… Она всех старух держала, местный авторитет была.

«Отец Всеволод, ты через месяц сбежишь отсюда»

Без надежды, веры и любви ничего бы не получилось. Приезжали сюда, говорили: «Отец Всеволод, ты через месяц сбежишь отсюда». Они сбежали, я остался. Они говорили, что здесь восстановлению ничего уже не подлежит – Бог вернул эту святыню. Как же? Вот вера, надежда и любовь помогла, она подняла меня, она поддержала меня, она согрела меня, она направила меня.

И вот этот выбранный путь нужен мне, это для меня воздух, это для меня благодать, это моя целеустремлённость. У меня три сестры, три брата, и звать маму Люба, сестёр Надежда, Вера… Как помню себя с детства, мама нас одна воспитывала – шесть человек, и если бы не было той же надежды, той же веры, той же любви…

Хотя мама получала по тем деньгам всего сорок рублей, она шесть человек нас выкормила, поставила на ноги и вот мы такие вот – пускай недостойные, пускай грешные, пускай люди, которые не пришли, может быть, в истину, не встали на ступень такую – но дети Божии.

А для Бога что? Пять пальцев, какой не отрежь – всё больно. Так и мы – грешные, непослушные, но дети Божии. Я думаю, что вот всё, что когда-то вложила мама, оно мне поможет очень, и сейчас помогает.

Такой же добрый и открытый смех – у отца Всеволода на плёнке из середины девяностых.

Посмотрите.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *